12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
галина1098
Творчество
Россия, Астраханская обл., Астрахань
Материал размещён в группе «Творческие группы педагогов»
2

Урок «Сочинение на лингвистическую тему»

7 класс Сочинение на лингвистическую тему

Категория состояния – особая часть речи

1 Словарь: лингвистика, лингвистический, лингвист

2. Цели и задача урока: узнать построение текста рассуждения на лингвистическую тему;

научиться писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему

3. Тип речи – рассуждение, стиль научный, поэтому пользуемся материалом учебника – с.127-128, № 318, 319, 320

4. Композиция рассуждения: тезис, доказательства, вывод

5. Правила оформления текста: абзацы, цитаты, переходы, вводные слова

Тезис – положение, определение, которое нужно доказать. Состоит из определения и пояснения к нему.

Категорию состояния можно назвать особой частью речи, так как она описывает состояния природы и человека как независящие от внешних сил и нас самих. (Найдите пояснение в учебнике с. 127-128)

Доказательства – аргументы, примеры, факты, которые также сопровождаются пояснениями.

Слова этой части речи близки к наречиям, но в отличие от них в предложении синтаксически независимы и могут сочетаться с глаголами: быть, становиться, делаться или употребляться без них. Например, в упражнении 318, в тексте И. Бунина «В степи» мы встречаем предложение: «Бывают дни: повеет теплым ветром…». Оно помогает нам понять, какое состояние испытывает природа, когда приходит весна. В данном предложении две части, и категория состояния «повеет» входить в грамматическую основу второго простого предложения и является сказуемым.

Кроме того, в предложения при категории состояния нет подлежащего, так как невозможно установить действующее лицо. В том же тексте мы встречаем другой пример: «Как хорошо, кочующие птицы…». Здесь указанная часть речи описывает состояние человека – хорошо, и мы понимаем, что нельзя установить, кто это сделал.

Вывод – итог из всего сказанного, близок к тезису.

Значит, не зря категорию состояния выделяют как специальную часть речи, в лингвистике без нее не обойтись.

6. Самопроверка.

7. Запись сочинения.

8. Д/з С.128,131 – учить, № 317+ морфолог. разбор

Опубликовано в группе «Творческие группы педагогов»


Комментарии (1)

Репп Валентина Валерьевна, 07.05.19 в 05:27 0Ответить Пожаловаться
Спасибо за публикацию. Критику принимаете? Два замечания: 1. Если это конспект урока, то не вполне понятный. Каким способом вы доносите указанную информацию? Что делаете вы, а что дети? В какой форме проходит урок? 2. Пример со словом ПОВЕЕТ неудачен. Всё-таки это глагол, а не СКС. Среди СКС выделяют три группы: слова, соотносимые с наречиями/ краткими прилагательными (холодно, пасмурно, грустно); слова, соотносимые с существительными (пора, лень, неохота); модальные слова (можно, нужно, нельзя). Кроме того, большинство исследователей выделяет такой признак СКС как неизменяемость.
В целом, ваш материал интересен и полезен, только, на мой взгляд, немного недоработан.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.