Урок русского языка в 7 классе «Сочинение на лингвистическую тему»
7 класс Сочинение на лингвистическую тему
Категория состояния – особая часть речи
1 Словарь: лингвистика, лингвистический, лингвист
2. Цели и задача урока: узнать построение текста рассуждения на лингвистическую тему;
научиться писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему
3. Тип речи – рассуждение, стиль научный, поэтому пользуемся материалом учебника – с.127-128, № 318, 319, 320
4. Композиция рассуждения: тезис, доказательства, вывод
5. Правила оформления текста: абзацы, цитаты, переходы, вводные слова
Тезис – положение, определение, которое нужно доказать. Состоит из определения и пояснения к нему.
Категорию состояния можно назвать особой частью речи, так как она описывает состояния природы и человека как независящие от внешних сил и нас самих. (Найдите пояснение в учебнике с. 127-128)
Доказательства – аргументы, примеры, факты, которые также сопровождаются пояснениями.
Слова этой части речи близки к наречиям, но в отличие от них в предложении синтаксически независимы и могут сочетаться с глаголами: быть, становиться, делаться или употребляться без них. Например, в упражнении 318, в тексте И. Бунина «В степи» мы встречаем предложение: «Бывают дни: повеет теплым ветром…». Оно помогает нам понять, какое состояние испытывает природа, когда приходит весна. В данном предложении две части, и категория состояния «повеет» входить в грамматическую основу второго простого предложения и является сказуемым.
Кроме того, в предложения при категории состояния нет подлежащего, так как невозможно установить действующее лицо. В том же тексте мы встречаем другой пример: «Как хорошо, кочующие птицы…». Здесь указанная часть речи описывает состояние человека – хорошо, и мы понимаем, что нельзя установить, кто это сделал.
Вывод – итог из всего сказанного, близок к тезису.
Значит, не зря категорию состояния выделяют как специальную часть речи, в лингвистике без нее не обойтись.
6. Самопроверка.
7. Запись сочинения.
8. Д/з С.128,131 – учить, № 317+ морфолог. разбор
Репп Валентина Валерьевна