Методические рекомендации «Аппликация — вид декоративно-прикладного творчества. Техники и приёмы изготовления»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ
Методические рекомендации:
«Аппликация – вид декоративно-прикладного творчества. Техники и приемы изготовления».
Воронеж
2016
Куликова Ирина Даниловна, Шубина Надежда Валерьевна – педагоги дополнительного образования.
Куликова И.Д., Шубина Н.В. Методические рекомендации «Аппликация – вид декоративно-прикладного творчества. Техники и приемы изготовления». - Воронеж: МБОУДОД ДТДиМ, 2016.
Под редакцией Глущенко Н.Н. – замдиректора по научно-методической работе.
Данные рекомендации разработаны к образовательной программе художественной направленности «Умелые ручки», предназначены педагогам дополнительного образования, воспитанникам, родителям.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………..
История возникновения аппликации ……………………...........................
Различные техники аппликаций:…………………………………………..
- традиционные…………………………………………………………….
-инновационные ………………………………………………………………
Список литературы……………………………………………………………
Введение
В наше время занятия аппликацией с детьми очень актуальны, ведь первые впечатления о величине предметов, их форме и расположении в пространстве у ребенка складываются при помощи тактильно-двигательного восприятия. Поэтому необходимо с самого детства заниматься развитием мелкой моторики. Это способствует формированию интеллекта у детей, готовит их к более быстрому овладению навыком письма. Каждый возраст характеризуется возрастающим интересом ко всему, что нас окружает, повышается познавательная активность, стремление к наблюдению и сравнению. Занятия аппликацией позволяют развивать умственную и речевую деятельность, способствуют формированию координации движений пальцев рук. Аппликация (от латинского слова applicatio - прикладывание) - один из видов изобразительной техники, основанной на вырезании, наложении различных форм и закреплении их на другом материале, принятом за фон. Важнейшая задача аппликации – развитие мелкой моторики. Этот вид декоративно-прикладного творчества доступен абсолютно всем, даже детям дошкольного возраста. Аппликация содержит большие возможности для развития фантазии, воображения, творческих способностей детей. Занятия данным видом декоративно-прикладного искусства способствуют выработке у детей умения видеть и передавать красоту действительности, ее естество, формирует художественный вкус, композиционные начала, умение работать с различными материалами, постигать в ходе работы их качества и свойства, сочетать цвета, оттенки.
История возникновения аппликации
Аппликация является одним из древнейших способов украшения одежды, обуви, предметов быта, жилища, применяемым и сейчас у многих народов. Возникновение данного вида творчества относится к стародавним временам и связано с появлением стежка, шва на одеждах из шкур животных. Эволюция аппликации прослеживается, по изображениям в памятниках искусства древних цивилизаций Азии, Европы, Америки, по литературным источникам, а также по сохранившимся образцам аппликаций разных времен и народов. В условиях первобытнообщинного строя, когда не было социального неравенства, материалы, используемые для аппликации, были доступны всем. В дальнейшем аппликация, как и другие виды прикладного искусства, испытала на себе влияние новых социальных условий. Вышивки, предназначаемые для знати, отличались сложностью рисунка и стоимостью матери.
Высоким художественным мастерством отмечены уже самые ранние из сохранившихся аппликаций Пазырыкских курганов (V- III вв. до н.э.). Произведенные раскопки пяти курганов - могил вождей племен - обнаружили колоды с различными предметами. Найдены останки десяти лошадей, на которых благодаря вечной мерзлоте в курганах сохранились изделия не только из металла, но и из дерева, кожи, войлока. Седла коней, покрытые синим войлоком, украшены кожаной аппликацией, изображающей борьбу двух крылатых чудовищ. Меховые фляги, сшитые из кусочков кожи с вышитыми на ней способом аппликации стилизованными изображениями головы лося, являются образцами художественного шитья.
Многие столетия аппликация находит широкое применение и распространение не только в Азии, но и в Европе: Италии, Испании, Германии, Франции. Большой популярности аппликация достигла во времена рыцарства. Войны, турниры обусловили появление родовых знаков - гербов. Гербы должны быть отчетливо видны с двух сторон, что привело к развитию вышивки аппликацией. Король Сицилии Рожен II вывез из Византии среди пленных искусных ткачей и вышивальщиков. Одна из особенностей сицилийских вышивок - своеобразное применение аппликации.
Большой известностью пользовались так называемые вырезные сицилийские сукна. Вскоре выполнение аналогичных вышивок распространились по всей Италии. Особенно славились испанские аппликации - вырезные узоры из бархата на фоне атласа.
Подлинного расцвета аппликационные работы достигли в ХVI в. в Италии и Испании в церковном одеянии. Они характерны повторением одного и того же мотива и контрастными сочетаниями тонов. Самым модным было сочетание красного, желтого и зеленого цвета. Например, герб с изображением скрещивающихся ключей вышит аппликацией по красному бархату желтым и белым шелковым атласом (Германия ХVII в.); чехол для кресла вышит аппликацией по вишневому бархату желтой шелковой тканью (Франция ХVII в ); изображение святого Лаврентия вышито аппликацией по красному бархату желтой тканью с зеленым контуром (Италия ХVII в).
На смену аппликации из ткани пришла аппликация из бумаги. Связана это с началом производства бумаги. Наиболее молодым видом аппликации считались черные силуэты, вырезанные из бумаги. Силуэт, как вид изобразительного искусства возник в глубокой древности VI в. до н.э. В Греции родилась легенда о том, как дочь Дибутара начертала на стене дома тень своего возлюбленного. С тех пор черные плоские профильные фигуры украшали греческие вазы. Возродилось искусство силуэта во Франции. Здесь же появилось название силуэт. При дворе Людовика ХV главным котролером финансов был Этьен Силуэт.
Он провел ряд реформ, в одной из которых предлагал сократить личные расходы короля и расходы на содержание двора. Естественно, главный контролер стал предметом всеобщих насмешек высшего общества, после чего он вынужден был уйти в отставку. Ему осталось одно утешение - вырезать из черной бумаги свои любимые картинки. На него была даже нарисована карикатура в виде теневого профиля. Так родилось название «силуэт». Оно дошло до наших дней.
В России в конце XVIII - начале XIX в. силуэты были также модны. Вырезание силуэтов стало любимым занятием не только художников-профессионалов, но и дворянства.
Крупнейшим мастером силуэта в то время был граф Ф.П. Толстой (1783-1873). За свою долгую жизнь Ф. П. Толстой сделал свыше 2 000 разнообразных работ: он медальер, скульптор, рисовальщик, живописец, гравер. В Эрмитаже храниться 50 силуэтов мастера, в государственном Русском музеи 20, столько же в Историческом музее Москвы. Силуэты Толстого отличаются высоким художественным мастерством, выполнены с ювелирной тонкостью. В бытовых сценах покоряют незамысловатые сюжеты, теплота, с которой автор передает образы людей из народа.
Но не только художники-профессионалы занимались искусством аппликации. Народный умелец Капитон-Акакий не был профессиональным художником. Родился он в 60-х годах XIX в. в деревне Тепляково. С десяти лет Капитон-Акакий стал вырезать из бумаги церкви и колокольни. До конца жизни отдавал он все свободное время любимому занятию. Содержание работ Капитона Акакия разнообразно: строение, деревья, птицы, люди, домашние предметы, орнаменты всех стилей, веков и народов. Это и сложная резьба готических, остроконечных фигур, мир куполов, крестов, дворцов, позднее реалистические силуэты людей, деревенские избы, домашние предметы, декоративные елочки, фантастические деревья с необыкновенными зверями и птицами на ветвях, дремучий колдовской мир, от которого веет страхом; а в послеоктябрьском периоде - монументальные линии строгой гражданской архитектуры и символические фигуры людей. В самих линиях чувствуется что-то несокрушимое, например: обнаженный мускулистый человек стоит на бесформенной скале и высоко над головой держит в своих могучих руках стройный дворец, увенчанный пятиконечной звездой.
Этому редкому искусству посвятила свой талант советская художница Е.Е.Лебедева. В орнаментах, аппликациях Е.Е. Лебедевой - мотивы природы средней полосы, где она родилась и прожила всю жизнь. На ее аппликациях можно увидеть ажурные ночные фиалки, букетики ландыша с папоротником, липы, ветки черемухи, сирени, птиц на ветках, белок, голубей, орнаменты.
В некоторых республиках РСФСР в Башкирской, Татарской, Мордовской АССР, в союзных республиках Прибалтики - Литовской, Латвийской, Эстонской - аппликации нашли широкое применение в традиционных изделиях из кожи, войлока, тканей.
Яркие, праздничные аппликации - различные композиции декоративных цветов в вазонах, золотистые колосья пшеницы, кукуруза, подсолнух, фрукты, петухи, диковинные птицы - все это представлялось на многочисленных выставках декоративно-прикладного искусства СССР и на ВДНХ.
Различные техники аппликаций
Понятие «аппликация» включает способы создания художественных произведений из различных по своим свойствам и фактуре материалов, объединенных сходством техники выполнения. Каждый материал имеет свои особенности, которые оказывают определяющее влияние на технику выполнения аппликации. Например, бумага, солома, засушенные растения, береста прикрепляются к фону различными клеями; ткани, кожа, мех, войлок обычно пришиваются; тополиный пух накладывается на бархатную бумагу без клея.
Аппликация - наиболее простой и доступный способ создания художественных работ, при котором сохраняется реалистическая основа самого изображения. Это дает возможность широко использовать аппликацию не только в оформительских целях (при изготовлении наглядных пособий, пособий к различным играм, игрушек, флажков, сувениров к праздничным датам, украшений праздничных и других костюмов, оформление стенгазет, стендов, выставок, помещений детского сада), но и в создании картин, панно, орнаментов и т.д. Основными признаками аппликации являются силуэтность, плоскостность, обобщенная трактовка образа, однородность цветового пятна (локальность) больших цветовых пятен.
Традиционные техники аппликаций
Аппликация может быть предметной, состоящей из отдельных изображений (лист, ветка, дерево, гриб, цветок, птица, животное, дом, машина, человек и т.д.); сюжетной, отображающей совокупность действий, событий. Аппликация выполняется наклеиванием или нашиванием на основной фон (бумагу, ткань, кожу и другие материалы) кусочков того или иного материала различных цветов. Готовое изделие, выполненное таким способом, также называется аппликацией. По своему содержанию аппликации можно подразделять на: предметные, сюжетные, орнаментальные, шрифтовые. Как правило, они выполняются многоцветно или одноцветно (силуэтно).
Предметные аппликации (листья, фрукты, овощи, цветы, грибы, насекомые) изготовляются из вырезанных геометрических фигур. Они наиболее просты и доступны для выполнения обучающимися младшего школьного возврата.
Сюжетные аппликации состоят из нескольких разных фигур, часто выполненных в движении, служат для иллюстрирования литературных произведений: сказок, басен, стихотворений. Сюжеты по желанию детей могут выбираться на различные темы (сельское хозяйство, промышленность, строительство, фантастика и т.п.).
Силуэтная аппликация: все фигуры вырезаются из бумаги одинакового цвета. И очень часто получаются красивые силуэтные сюжеты, вырезанные из светлой бумаги и наклеенные на темный фон или наоборот.
Орнаментальные аппликации применяются для оформления альбомов, стенгазет, пригласительных билетов, поздравительных открыток, сценических декораций, костюмов, украшения объектов труда. В оформлении много места отводится тексту, а потом велико значение шрифтовых аппликаций, когда красивыми буквами из цветной бумаги оформляют заголовки, лозунги, плакаты, учебные таблицы.
По виду выполнения аппликации можно подразделить на плоские и объемные.
Плоскую аппликацию выполняют путем вырезания деталей из бумаги, ткани, кожи и других материалов, затем их наклеивают на основание из бумаги.
Обрывная аппликация В некоторых случаях детали из бумаги делают способом обрывания. Края таких деталей получаются неровными. Этот способ аппликации хорошо применять в том случае, когда изображают животных, деревья, пушистый снег, меховую шапку. Оборванные края деталей создают впечатления пушистости, шероховатости.
Мозаика аппликацией получается из маленьких кусочков цветной бумаги, которые можно нарезать ножницами или заготовить способом обрывания. Бумажной мозаикой выполняют как контурные, так и сплошные изображения.
Объемная аппликация. Широкое распространение в практической деятельности получила объемная аппликация, создающая некоторую видимость объема. Она увеличивает художественные возможности ученических работ, расширяет творческие возможности детей.
Аппликация из салфеток – это оптимальный вид аппликации для работы с детьми дошкольного возраста. Это и легкость, и безопасность в исполнении, так как не потребуются ножницы. Это может быть аппликация из жгутиков и комочков, что как раз и тренирует координацию движений кончиков пальцев.
Из природного материла - Засушенные листья – замечательный материал для художественного комбинирования. Различные формы листьев сами подскажут нам, что из них можно сотворить. Кленовый лист напоминает ежика и осьминога, лист дуба – хвост рыбы, лист тополя или березы – голову лисы, медведя, собачки, кошечки и т.п. Можно предоставить великолепную возможность детям подбирать, прикладывать, составлять и экспериментировать с листьями.
Аппликация из бумаги может быть однослойной и многослойной. К однослойным относятся такие работы, у которых детали наклеены в один слой полностью или частично. При выполнении многослойной аппликации на крупные детали наклеивают в два-три слоя более мелкие детали другого цвета.
Аппликация из ткани - На занятиях в кружках широко используются кусочки ткани. Из них вырезают понравившиеся цветы и листья. Затем на бумажное основание наклеивают вырезанные из цветной бумаги корзину или вазу. Цветы и листья из ткани компонуют в букеты и приклеивают, создавая необходимую композицию.
Инновационные техники аппликаций
К такому виду аппликации можно отнести сравнительно молодую технику – квилинг. Квилинг - искусство изготовления объемных композиций из скрученных в спиральки длинных и узких полосок бумаги.
На английском языке это рукоделие называется «quilling»— от слова «quill» или«птичье перо». В отличие от оригами, родиной которого является Япония, искусство бумагокручения возникло в Европе в конце 14 — начале 15 века. В средневековой Европе монахини создавали изящные медальоны, закручивая на кончике птичьего пера бумагу с позолоченными краями. При близком рассмотрении эти миниатюрные бумажные шедевры создавали полную иллюзию того, что они изготовлены из тонких золотых полосок. К сожалению, бумага — недолговечный материал и мало что сохранилось от средневековых шедевров. Однако эта древняя техника сохранилась и до наших дней и очень популярна во многих странах мира. Бумагокручение быстро распространилось в Европе, но, потому что бумага, особенно цветная и высококачественная, была очень дорогим материалом, бумажная пластика стала искусством для дам из богатых слоев общества.
В Англии принцесса Елизавета всерьёз увлекалась искусством квиллинга, и многие её творения хранятся в музее Виктории и Альберта в Лондоне. С бумагой у нас связано представление о непрочности и недолговечности. Но квиллинг опровергает это утверждение – на филигранную объёмную подставку можно поставить, к примеру, чашку или положить тяжелую книгу, и ни один завиток бумажного кружева при этом не пострадает. Можно собрать из бумажных элементов вазу для конфет и спокойно использовать её по назначению — не развалится и не сломается. В общем, квиллинг — это возможность увидеть необычные возможности обычной бумаги.
Инструменты для квиллинга
Для освоения техники бумагокручения не требуется какого-либо специального инструмента. На начальном этапе вполне достаточно посещения обычного универмага. Вот небольшой список самого необходимого для начала обучения:
Шило. Желательно приобрести шило диаметром около одного миллиметра. Обычно шило имеет конусообразную форму, что может быть неудобно. В этом случае можно воспользоваться любым калёным стерженьком подходящего диаметра. Шило (стержень) используется для намотки спирали из бумажной полосы. При этом необходимо контролировать усилие натяжения бумаги, ручка инструмента должна быть удобной для этой цели.
Пинцет. Кончики должны быть острыми, точно совмещёнными. Для выполнения работ высокой точности. Зазубринки на конце нежелательны, т.к. могут оставлять следы на бумаге. Усилие при сжатии должно быть удобным для Ваших рук, обеспечивая надёжный захват с наименьшим давлением.
Ножницы. Как и пинцет, должны иметь заострённые концы. Для максимально точной нарезки бахромы.
Клей. Особых рекомендаций нет. Однако он должен достаточно быстро высыхать и не оставлять следов. Лучше использовать ПВА.
Надо заметить, что корейская школа квиллинга (они называют его бумагокручение) несколько отличается от европейской. Европейские работы, как правило, состоят из небольшого числа деталей, они лаконичны, напоминают мозаики, украшают открытки и рамочки. Европа всегда спешит, поэтому любит быстрые техники. Восточные же мастера создают произведения, напоминающие шедевры ювелирного искусства. Тончайшее объёмное кружево сплетается из сотен мелких деталей.
Также одной из новых для нас техник является Айрис фолдинг.
Айрис фолдинг Iris Folding (айрис фолдинг) – заполнение вырезанной по контуру картинки разноцветными полосками. Айрис фолдинг появился в Голландии. Эту технику называют также "радужным складыванием".
Техника складывания полосок в радужную спираль называется Айрис фолдинг (iris folding). Данная техника зародилась в Голландии (Нидерланды), местные мастера складывали свои работы разноцветными полосками. Эта техника рукоделия пока малоизвестна в России. Она не такая сложная, как кажется на первый взгляд, главное быть внимательным и аккуратным.
Эта техника создает эффект объемного изображения, поэтому работы смотрятся необычно.
Существует специальная бумага, предназначенная для занятий айрис фолдингом, но подойдет и обычная цветная. Так же для поделок может быть использована ткань, упаковочная бумага, страницы старых глянцевых журналов, цветочная бумага и многое другое. Все зависит только от вашей фантазии.
Её принцип заключается в следующем:
1. Выбранный фрагмент рисунка вырезается по контуру.
2. С обратной стороны на рисунок наклеиваются полоски цветной бумаги строго в определенном порядке, в соответствии с заранее приготовленным шаблоном или с составленной схемой.
3. Изнаночная сторона заклеивается чистым листом бумаги.
4. Аппликация, если это необходимо, дополняется деталями.
Для техники существует множество схем, шаблонов и картинок. При этом схемы для айрис фолдинг достаточно просто сделать самим. Работать в новой технике понравиться всем детям, которые умеют держать ножницы. Для маленьких (5-6 лет) схему лучше подготовить, а ребята постарше могут начертить ее самостоятельно.
Аппликации, выполненные в технике айрис фолдинга, являются прекрасным украшением для поздравительных открыток, коллажей, обложек для книг, закладок, записок и фотоальбомов.
Список литературы:
Квач Н.В. Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5-7 лет. - М.: Гуманит, - 2001. – 200с.
Корчикова О.В. Декоративно-прикладное творчество в дошкольных учреждениях. – Ростов Н/Д: Феникс, - 2002. – 150с.
Кожохина С. К. Растем и развиваемся с помощью искусства. – СПб.: Речь, - 2006. – 216 с.
Белик Яна Юрьевна
Порошина Ольга Анатольевна
Янова Татьяна Викторовна
Десяткова Наталья Владимировна
Смагина Марина Ивановна
Шестакова Галина Николаевна
Кипурова Наталья Петровна