Методические рекомендации по теме «Приёмы, способствующие формированию техники чтения»
© Кленова Ирина Владимировна
ПРИЁМЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ФОРМИРОВАНИЮ ТЕХНИКИ ЧТЕНИЯ
Главная задача тренировок чтения – расширить угол зрения читателя.
1. РЕЧЕВАЯ ЗАРЯДКА.
Ежедневно перед чтением выполнять речевую зарядку (2 – 3 минуты). Такая зарядка способствует развитию чёткости и правильности речи. Речевая зарядка – это работа над скороговоркой. (I этап – заучивание её, II этап – проговаривание скороговорки три раза: первый раз в медленном темпе, далее темп убыстряется с каждым разом)
2. ЧТЕНИЕ ЗА ДИКТОРОМ.
В качестве диктора выступает учитель или родители. Взрослые читают, а ребёнок следит за чтением по книге. Диктор при чтении опережает чтение учащихся, как бы ведёт за собой. Это упражнение способствует артикуляции учащихся, помогает выработке слитного прочтения слов. Можно читать по очереди предложения или абзацы. (Можно следить по тексту за читателем аудиазаписи)
3. МНОГОКРАТНОЕ ЧТЕНИЕ.
Вырабатывается навык более быстрого темпа. Один и тот же текст ребёнок должен прочитать несколько раз. Можно следить за количеством прочитанных слов в минуту каждое чтение.
4. УБЫСТРЕНИЕ ТЕМПА.
Убыстрение доводится постепенно до темпа скороговорки. Развивает угол зрения, позволяет фиксировать по 2 – 3 слова одновременно. От быстрого чтения переход к более медленному и выразительному и наоборот: от медленного к более быстрому.
5. ПЕРЕХОД НА НЕЗНАКОМЫЙ ТЕКСТ.
После многократного чтения текста с постепенным убыстрением темпа, предлагается читать следующую часть в повышенном темпе.
6. ЧТЕНИЕ С ОТРЫВОМ ВЗГЛЯДА ОТ ТЕКСТА – «ДИКТОРСКОЕ ЧТЕНИЕ».
При чтении вслух предлагается поглядывать на слушателей, возвращаясь затем глазами к чтению. Это упражнение приучает к быстрой ориентировке в тексте за счёт расширения угла зрения, увеличивается кратковременная память, ученик учится распределять внимание. (Смотреть в книгу не более 30 – 40 процентов времени)
7. ПЕРЕСКАЗ С ОПОРОЙ НА ТЕКСТ. После многократного чтения текста, ученик пересказывает его содержание. При возникновении затруднений ему разрешается подглядывать в текст. Это способствует развитию угла зрения, кратковременной памяти, ориентироваться в тексте.
8. УПРАЖНЕНИЕ «ГУБЫ»
Это упражнение необходимо для чёткого разграничения детьми чтения молча и вслух. К плотно сжатым губам по команде читать «про себя» дети прикладывают палец левой руки.
9. «БУКСИР»
Учитель или родитель громко читает текст, варьируя скорость чтения (80 – 150 слов) Дети читают этот же текст «про себя» стараясь успеть за учителем. Дети стараются не отставать от учителя. Учитель останавливается на каком-либо слове и повторяет его. Можно заменить какое-либо слово другим, близким по значению и грамматической форме. Дети должны внести поправку.
10. «МОЛНИЯ»
При команде «Молния!» дети начинают читать текст на максимальной скорости, по сигналу «Нет!» продолжают читать «про себя». Одна минута вслух – одна минута «про себя».
11. ЧТЕНИЕ С ЛИНЕЙКОЙ
Закрывается то слово линейкой, которое должен читать в следующий момент ученик.
Линейкой то закрывается, то открывается читаемая строка (быстро). Вырабатывается слитное чтение.
Закрывается вся правая сторона книги. Ученик читает текст предугадывая его содержание.
12. Таблицы Шульте. «СОЛНЫШКИ»
Работа с таблицами рассчитана на 25 – 30 секунд. Затем сокращается до 10 – 12 секунд. Пропущенный лучик обозначает время. Ученик должен сосчитать количество заданных солнышек. Перед началом работы взгляд фиксируется в центре таблицы.
13. СЧЁТ БУКВ
Сосчитать на странице количество заданной буквы.
14. ПЕРЕВЁРНУТЫЙ ТЕКСТ
Читать текст переворачивая его на 90 градусов или на 180 градусов.
== ДРУГИЕ ==
15. ЧТЕНИЕ ПО РОЛЯМ
16. ЧТЕНИЕ ДИАЛОГОМ
17. ЧТЕНИЕ ВПОЛГОЛОСА
18. ЧТЕНИЕ ШЁПОТОМ
19. ДРАМАТИЗИРОВАТЬ ОТРЫВОК
20. ЗАДАЙ ВОПРОС
Задать вопросы к каждому слову прочитанного предложения.
21. ЧТЕНИЕ ПО РОЛЯМ
16. ЧТЕНИЕ ДИАЛОГОМ
17. ЧТЕНИЕ ВПОЛГОЛОСА
18. ЧТЕНИЕ ШЁПОТОМ
19. ДРАМАТИЗИРОВАТЬ ОТРЫВОК
20. ЗАДАЙ ВОПРОС
Задать вопросы к каждому слову прочитанного предложения.
Лупей Виктория Владиславовна