12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Лаврентьева Людмила Константиновна58
Россия, Воронежская обл., Воронеж
0

Методические рекомендации «Аппликация как вид деятельности детей дошкольного возраста»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ

Методические рекомендации

«Аппликация как вид деятельности детей дошкольного возраста»

Воронеж

2017

Лаврентьева Людмила Константиновна – педагог дополнительного образования;

Лаврентьева Л.К. Методические рекомендации «Геометрический орнамент в детских аппликациях». - Воронеж: МБУДО Дворец творчества детей и молодежи, 2017

Под редакцией Глущенко Н.Н. – замдиректора по научно-методической работе.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………….

Аппликация как вид народного декоративно-прикладного искусства……………………................................................................

Геометрический орнамент в детских аппликациях………………………………………………

Список литературы…………………………………………………………….

 

Введение

Человек по натуре своей - художник. Он всюду,

Так или иначе, стремится вносить в свою жизнь красоту…

Красивые вещи воспитывают

творческое воображение людей и уважение к их труду.

М. Горький

Народное искусство в национальной культуре страны занимает особое место. Оно отражает самобытность, художественный гений народа: его поэтичность, фантазию, образное мышление, мудрую простоту взглядов и чувств; воспевает лучшие черты народного характера.

Народ веками стремился в художественной форме выразить своё отношение к жизни, любовь к природе, своё понимание красоты. Изделия декоративно-прикладного искусства, которые видят дети, раскрывают перед ними богатство культуры народа, помогают им усвоить обычаи, передаваемые от поколения к поколению, учат понимать и любить прекрасное.

Орнаментальная основа народного искусства близка и доступна дошкольникам для восприятия и отображения в творческой деятельности. Яркие и чистые цвета узоров, симметрия и ритм чередования форм привлекают детей, вызывают у них желание воспроизвести увиденное.

Данные методические рекомендации, рассматривают последовательность усложнения узоров во время воспроизведения их детьми дошкольного возраста на занятиях и в самостоятельной художественной деятельности. Адресованы педагогам дополнительного образования и помогут в обучении детей дошкольного возраста в создании более сложных вариантов орнамента геометрических форм.

Аппликация как вид народного декоративно-прикладного искусства

Среди многообразных видов народного орнамента наиболее доступной для восприятия и изображения детьми дошкольного возраста является аппликация -древнейший способ художественного оформления изделий из войлока, кожи, меха, сукна, бересты, бумаги. Кроме того, рассматривается последовательность усложнения узоров во время воспроизведения их детьми дошкольного возраста на занятиях и в самостоятельной художественной деятельности.

Народное декоративно- прикладное искусство обладает большими возможностями для вариативной трактовки композиции орнамента, отличающейся симметричностью, уравновешенностью его элементов.

(Рис. 1)

 

Существенным в орнаменте является цвет. Народные мастера хорошо знали о воздействии цвета не только на зрение, но и на психику людей. Они учитывали, что с тем или иным цветом в сознании человека нередко ассоциируются определенные явления, конкретные настроения и переживания. Народные умельцы в цветовом решении орнамента отдают предпочтение красному материалу. Именно с красным цветом связывается представление о радости, веселье, торжестве и счастье. Он вызывает в нашем сознании ассоциации с солнцем, источником всего живого на Земле.

Отбирая мотивы народного орнамента для воспроизведения их в детских аппликациях , надо учитывать доступность техники изображения и степень выразительности образцов в узорах.

Например, в аппликации выразительно выглядят орнаменты, составленные из комбинаций геометрических фигур: квадратов ,треугольников ,полос, розеток разных окрасок (Рис. 2);

 

они украшают полотенца, пояса, ткани, ковры. Выполняя аппликации по мотивам народного орнамента, дети учатся понимать принципы художественного обобщения, познают приемы творческой импровизации декоративных образов, учатся видеть в орнаментах комбинации цветов, сопоставлять формы, величины, положение элементов на плоскости предмета.

Раскрытие специфики декоративного творчества должно идти в тесном взаимодействии с формированием эстетического восприятия и чувств детей, развитием их потребностей в воссоздании прекрасного, воспитанием у них бережного отношения к произведениям народного искусства. Для выполнения аппликаций по образцам народных орнаментов можно использовать геометрические, растительные (Рис. 3)

и роговидные фигуры, широко распространенные в декоративно-прикладном искусстве разных народов. Эти фигуры и их простейшие комбинации в узорах могут выполнять дети 5-7 лет. Рассматривая геометрические орнаменты предусматривается овладение умением вырезать узкие и более широкие полосы, квадраты, треугольники, круги и овалы, включая их в содержание узоров. У детей постарше закрепляют эти умения, обучая их создавать более сложные геометрические фигуры и их узорные комбинации. Планируя занятия аппликацией, педагог должен составить наглядные образцы, вписывая узоры из геометрических фигур в силуэты традиционных национальных предметов: платков, фартуков, головных уборов, поясов, (рис.4 )сумок, ковров (рис. 5,6).


Рис.6


 

Рис. 5

 

При отборе и составлении образцов по мотивам народных орнаментов педагог должен учитывать следующие положения:

Элементы орнаментов должны реалистически отображать знакомые детям образы растений, птиц и других элементов, не исключая некоторых черт обобщенности , сказочности в их трактовке. Сказочная интерпретация природных объектов в узорах является своеобразным приемом преобразования действительности , что составляет основу творческой деятельности народных мастеров.

Дошкольников привлекают изделия, украшение которых имеет более яркую цветовую окраску, составлено из сочетаний контрастных тонов в различных комбинациях.

3 .Композиционный строй образцов должен быть четким. В нем легко должны угадываться ритм, порядок чередования элементов по цвету, величине, форме, симметрия расположения частей в зависимости от конфигурации поверхности украшаемого предмета. (Рис. 7)


 


 

Образцы аппликаций не должны искажать очертания исходных орнаментальных мотивов, особенности компоновки элементов по композиции, цвету и другим признакам, что, однако, не означает точности, копировки орнаментов. Придерживаясь основных черт народного образца, педагог может по-разному варьировать цветовую характеристику, соотношения элементов по величине, расположению на плоскости украшения.

Геометрический орнамент в детских аппликациях

В русском народном декоративно-прикладном искусстве получил широкое распространение геометрический орнамент. Разнообразие оформления изделий декоративно-прикладного искусства заключается главным образом в бесчисленных комбинациях одних и тех же фигур (круга, ромба, квадрата, треугольника, розетки) (Рис. 8 )

 

Благодаря использованию в них ярких цветов и разнообразных форм создается самобытное украшение. Крупные квадраты ритмично повторяются и заполняются геометрической фигурой из соединенных вертикалями половин тех же квадратов. Красные, синие, черные, фиолетовые, белые, оранжевые тона чередуются в них и создают необычайную красоту узора. Эти локальные черты применения цвета характеризуют особенности убранства народного костюма и изделий повседневного и праздничного обихода.Для отображения дошкольниками элементов русского народного ткачества отобраны три группы элементов. Первая включает простые комбинации треугольников, квадратов и полос путем сопоставления их друг с другом в один или несколько рядов. Во вторую группу входят разновидности городчатых фигур, получаемых комбинированием узких полос. Третья группа составлена из сочетаний геометрических форм, образующих стилизованные цветки-розетки. Квадраты вырезают из полос, ширина и длина которых должны позволить получить нужное количество элементов для построения узора. А треугольники получают разрезанием квадратной заготовки пополам по диагонали. (Рис. 9)

Последовательность отображения мотивов народных орнаментов в аппликации предусматривает овладение умениями, во-первых, изображать отдельные элементы по образцу и показу педагогом приемов вырезания, во-вторых, создавать в аппликации комбинации элементов по закономерностям композиции и по колориту, принятым в искусстве данного народа, на основе рассматривания изделий и вариативных образцов, в-третьих, творчески использовать усвоенные умения и мотивы народных образцов при выполнении аппликаций по замыслу. Кроме этого, в распоряжение детей надо дать необходимый набор цветной бумаги, позволяющий подобрать нужные сочетания не только по своему вкусу, но и на основе усвоенных традиций народного искусства. Для более полного развития творческих способностей в распоряжение детей надо давать различные по окраске и форме силуэты изделий, листы разноцветной бумаги. Каждый ребенок должен самостоятельно подобрать как основу, так и элементы орнамента, испробовать разные приемы и способы орнаментации для создания оригинального варианта аппликационного решения.

При составлении украшений из разноцветной бумаги по мотивам народных орнаментов можно использовать технику декоративной мозаики. (Рис. 10).

Мозаику из бумаги можно выполнить из большего количества слоев. Нетрудоемкость обработки бумаги, ее податливость при складывании и вырезании позволяют получить много цветовых вариантов одного и того же узора.

Разные формы использования народного орнамента, сочетание разных видов детской деятельности в создании узоров позволяют разносторонне раскрыть перед детьми красоту и своеобразие декоративного искусства, помочь понять специфический язык народного искусства, культуры.

Народное декоративное искусство является неотъемлемой частью русской народной культуры и активно влияет на формирование художественных вкусов.

Список литературы

Богатеева З. А. Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях. – М.: Просвещение, 1986 – 207 с.

Декоративные мотивы и орнаменты всех времен и стилей. – Москва.: Астрель, 2010 - 224 c.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.