Методические рекомендации для обучающихся при решении задач по физике
Методические рекомендации
для обучающихся при решении задач
по физике
О.М.Яруллина
МБОУ «Мишелёвская СОШ №19»
bom1952@yandex.ru
Методические рекомендации разработаны для обучающихся 10-11классов в рамках работы элективного курса «Методы решения задач по физике».
Цель физики - познать природу, открывая новое, человек познаёт мир и меняет себя. Однако на пути познания предстоит решать различные задачи.
Вот почему необходимо научиться не только ставить задачи, но и их решать.
Цель – найти путь решения различных задач. Для достижения цели используется инструментарии – компьютерные технологии, ЦОР, ЦОК ученика
Работа с задачами всегда представляет разнообразную деятельность обучающихся и учителей.
При решении задач предлагается:
получение знаний о разнообразии мира физических задач
коллективное групповое решение экспериментальных и исследовательских задач
самостоятельное решение
поиск новых способов решения
составление условий задачи: индивидуальное и групповое
представление приемов решения домашних задач
поиск информации через экскурсии для условий задачи
анализ недостатков при решении задач ЕГЭ высокого уровня
При решении задачи необходимо знать общие сведения о самой задач
Итак, первый этап:
Найти ответы на вопросы:
что дано по условию задачи: физические объекты,
определить о каких явлениях идёт речь в задаче,
какие известны параметры этих объектов или явлений,
четко определить условия задачи (замкнутая система, сопротивлением воздуха пренебречь и др.),
определить какие связи между физическими объектами
Второй этап:
Определить к какому виду относится задача:
абстрактная
качественная
количественная
сюжетная
Третий этап:
Определить способ решения задачи.
Задание 1:
Провести классификацию задач и определить способы их решения:
1.Тело бросили вертикально вверх. На максимальной его высоте подъема как изменилась полная механическая энергия?
2.Почему не горит лист бумаги, которым обернули деревянный брусок, при внесении в пламя спиртовки?
3. Определите скорость пульки при выстреле из детского пистолета?
4.Какая часть воздуха ушла при нагревании на 5 градусов?
Будет ли кипеть вода в макаронах?
5.Что влияет на точность хода карманных часов?
Четвёртый этап:
Научиться рассуждать, мыслить, выполнять математические действия, проявлять настойчивость.
анализ условия задачи
определение способа решения и законов, необходимых для решения, системы отсчёта
решение в общем виде
анализ решения, проверка размерности
Задание 2. Рассмотрим пример из раздела «Законы динамики»:
Тележка и груз, связанные между собой нерастяжимой нитью, перекинутой через блок. Масса груза подобрана так, что первоначально покоящаяся тележка после толчка вправо движется равномерно по поверхности трибометра. С каким ускорением будет двигаться тележка, если её толкнуть влево? Масса грузика в 9 раз меньше массы тележки. Массами блока и нити пренебречь.
Анализ представленного явления в задачи:
решаем задачу в ИСО, связанную с землёй
объекты: тележка и груз движутся поступательно, значит, используем модель материальной точки, не учитываем их размеры
движение объектов и их взаимодействие в ИСО описываются законами Ньютона:_второй и третий
модуль силы натяжения нити один и тот же, нить невесома, блок идеален, трения нет
нить нерастяжима, значит ускорения тележки и груза при их прямолинейном поступательном движении одинаковы
План решения:
описание движения тележки и груза: уравнения движения в векторном виде
проектируем уравнения движения на оси системы отсчёта
Решение:
показать все силы, действующие на объекты
записать их уравнения движения в векторном виде
записать уравнения движения в скалярном виде
т.к.ускорения равны, находим их значения из уравнений и приравниваем
выражаем силу натяжения нити, учитывая, что сила сопротивления = mg, после подстановки данных, получаем ответ: a=2м/с2 .
При решении подобных задач требуется внимательность: сделать чертёж, показать силы и выполнить математические преобразования. Если не соблюдать эти требования, то могут возникнуть затруднения при решении задачи.