Методическая разработка по физике: «Решение задач по теме Газовые законы»
Пояснительная записка к презентации
Тема урока «Решение задач по теме «Газовые законы»». (10класс)
Тема |
«Решение задач по теме «Газовые законы»». |
||||
Класс |
10 класс |
||||
Тип урока: |
Урок комплексного применения знаний и умений |
||||
Цель |
Обеспечение применения предметных знаний и способов учебных действий в условиях решения учебных задач. |
||||
Задачи |
Образовательные: 1. Работая с текстом задачи, объясняя, друг другу, и обсуждая информацию в парах и в классе добиться осознанного усвоения учащимися алгоритма решения задач на газовые законы; 2. используя теоретические знания и личный опыт учащихся продолжить изучение основных способов решения графических и расчетных задач. Развивающие: 1.продолжить развитие познавательного интереса обучающихся к предмету; 2.высказывая свое мнение и обсуждая данную задачу развивать у обучающихся умение говорить, анализировать, делать выводы; 3.работая с опорным конспектом, графиками развивать умения сравнивать и критически оценивать информации. Воспитательные: 1.в ходе работы с материалами урока содействовать воспитанию у обучающихся уверенности в познаваемости окружающего мира; 2.способствовать воспитанию у обучающихся таких качеств как самостоятельность, терпение, взаимоуважение; 3.работая в группах при обсуждении проблемы воспитывать коммуникативную культуру школьников. |
||||
Планируемый результат |
УУД Личностные. Формируются ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности. Познавательные. Выделяют и формулируют познавательную цель. Строят логические цепи рассуждений. Производят анализ и преобразование информации, используя графические модели. Регулятивные. Учатся определять цель своей деятельности, на основе соотнесения того, что уже усвоено, и того, что еще неизвестно, самостоятельно двигаться по заданному плану, оценивать и корректировать полученный результат. Коммуникативные. Формируются речевые умения: учатся высказывать суждения с использованием физических терминов и понятий, формулировать вопросы и ответы в ходе выполнения задания, обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений. |
||||
Основные понятия темы |
Изопроцессы, макропараметры, изотерма, изобара, изохора. |
||||
Организация пространства |
|||||
Основные виды учебной деятельности обучающихся |
Основные технологии |
Основные методы |
Формы работы |
Ресурсы Оборудование |
|
1. Анализ формул. 2. Решение текстовых качественных и расчетных задач. 3. Работа с раздаточным материалом. 4. Анализ графиков. 5. Работа по опорному конспекту и алгоритму. |
Технология: КСО |
1.словесные; 2.наглядные; 3.практические. |
Индивидуальная, общеклассная, в парах постоянного состава, групповая. |
мультимедийный проектор, презентация, учебник, опорный конспект, карточки с задачами. |
Структура и ход урока.
№ |
Этап урока |
Задачи этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
УУД |
Время |
Мотивационно – ориентировочный компонент |
||||||
1. |
Организационный этап |
Психологическая подготовка к общению |
Обеспечивает благоприятный настрой. |
Настраиваются на работу. |
Личностные |
1 мин. |
2. |
Этап мотивации. Создание положительного эмоционального настроения учеников. |
Активизация деятельности учащихся, мотивация к дальнейшей работе. |
«Вызов» - эпиграф к уроку, фронтальная беседа. «Блиц-опрос» |
Формулируют тему урока, предполагают, что им предстоит, выдвигают задачи урока. |
Личностные, познавательные, регулятивные |
8 мин. |
Операционно – исполнительный компонент |
||||||
3. |
Изучение нового материала. Поддержание делового настроя учащихся. |
Способствовать деятельности обучающихся по самостоятельному определению способов решения задач на газовые законы. Помощь при решении задач. Наблюдение за процессом обмена информацией. |
Предлагает организовать деятельность согласно этапам технологии КСО. Решение задач. Обмен знаниями или взаимообучение. |
Выполняют предложенные учителем задания. Работают индивидуально, в парах, в группах. |
Личностные, познавательные, регулятивные |
27 мин. |
Рефлексивно – оценочный компонент |
||||||
4. |
Контроль и самопроверка знаний. |
Выявить качество усвоения материала. |
Предлагает решить качественные задачи. |
Решают. Отвечают. Обсуждают. |
Личностные, познавательные, регулятивные |
5 мин. |
5. |
Подведение итогов, рефлексия. Формируется адекватная самооценка личности, своих возможностей и способностей, достоинств и ограничений; |
Формируется адекватная самооценка личности, своих возможностей и способностей, достоинств и ограничений. |
Предлагает ответить на вопросы анкеты «Взгляд назад». |
Отвечают. |
Личностные, познавательные, регулятивные |
3 мин. |
6. |
Подача домашнего задания. |
Закрепление изученного материала. |
Запись на доске. |
Записывают в дневник. |
Личностные |
1 мин. |
Ход урока.
Учитель. Нам сегодня предстоит многому научиться и многое успеть сделать в течении урока. Что у вас получиться, посмотрим и оценим в конце нашего занятия. Я думаю, вы догадались, о чем пойдет речь. Решение задач дело сложное. Не всегда и ни у всех получается быстро и правильно найти ответ. Вы никогда не научитесь, если будете смотреть, как кто-то решает задачи. Результата вы добьетесь, если решите сами и объясните, как ее решать своему товарищу. Пусть девизом нашего урока будут мудрые слова великого английского поэта В. Шекспира «Где мысль сильна, там дело полно силы».
Перед решением задач вспомним основные положения МКТ. «Блиц-опрос».
1. Гипотезу о строении вещества предложил…(Демокрит)
2. Ученый, открывший движение молекул вещества. (Броун)
3.Что общего и в чем различие между водой и водяным паром. (Молекулы одинаковы, скорость разная)
4. Изменяться ли промежутки между частицами резины, если под действием груза резиновый шнур удлиниться. (Да)
5.Какое взаимодействие молекул вы знаете. (Притяжение и отталкивание)
6.Почему газы легче сжать, чем жидкости?
7. На каком явление основана сварка деталей. (Диффузия)
8.Мельчайшая частица вещества…(Молекула)
9. Если молекулы вещества находятся в строго определенном порядке, то оно находиться в … состоянии. (Твердом)
10. Что доказывает, что молекулы находятся в непрерывном хаотическом движении. (Диффузия, броуновское движение)
Вспомним газовые законы. Решают все, обсуждают. Задачи из ЕГЭ, часть А. (Устно)
Опорный конспект поможет ученикам вспомнить газовые законы.
Решение задач по карточкам.
Ученик решает свою задачу, затем обменивается карточкой с другим учеником. (Садится с тем учеником, у которого взял карточку). Решает, если не может решить, то спрашивает у своего соседа. Затем меняются далее.
Алгоритм решения графических задач.
1. Определите, какому изопроцессу соответствует каждый участок цикла.
2.Указать характер изменения физических величин.
3. Построить оси координат и наметить изолинию, соответствующую первому процессу.
4. Зная, как изменяется величина в первом процессе, указать направление процесса, поставить цифры 1 и 2.
5.Через точку 2 провести следующую изолинию.
6. Определить направление второго процесса.
7. Через точку 3 тоже провести изолинию. В случае необходимости поправьте первую изолинию.
Совет.
1. Первую изолинию располагайте в центральной части, тогда у вас будет возможность строить следующие изолинии в любом направлении.
2. Все построения выполняйте тонкими линиями, тогда вы сможете изменить длины ранее построенных изопроцессов.
Итог урока. Пора делать выводы. «Взгляд назад».
1. Сколько задач решили?
2.Кому вы помогли решить задачу?
3.Кто вам помог?
4.Кто отказался вам помогать?
5.Всё ли у вас получилось?
6.Что не получилось?