Решение задач на тему «Силы» по физике для 7 класса
Пояснительная записка к презентации
Урок - квест «Решение задач на тему «Силы» в 7 классе».
Цели урока: на примерах познакомить учащихся с применением теоретических знаний для решения конкретных задач; повторить и систематизировать изученный материал; продолжить формировать навык решения задач; развитие логического и образного мышления; умение находить выход из нестандартной ситуации; усилить интерес к предмету.
Оборудование: проектор, компьютер.
Пояснительная записка к уроку.
До начала урока необходимо загрузить презентацию. Презентация представляет собой экспериментальную тетрадь обезьянки – путешественницы. Во время чтения сказки в нужных местах необходимо «открывать» тетрадь для «записи» результатов вычислений, чтобы «вклеить» карту и т.д. это дает некоторый эффект присутствия и участия в приключениях обезьянки.
Краткое пояснение к слайдам презентации:
Слайд №1. Титульный лист экспериментальной тетради. Гиперссылка в виде стрелки на слайд №3. Гиперссылка в виде домика ведет на слайд №5.
Слайд №2. Карта сокровищ. Гиперссылка на титульный лист (слайд №1). Но можно просто перевернуть старичку назад.
Слайд № 3. Результаты эксперимента. Щелчок мышью и появляется график зависимости силы тяжести от массы тела.
Слайд № 4. Таблица с данными ускорения свободного падения для разных планет. Гиперссылка на слайд 2 (карта сокровищ).
Слайд № 5. Схема расположения пещеры с сокровищами. Щелчок мышью и появляются параметры золотых брусков. Гиперссылка на титульный лист (слайд №1).
Ход урока:
Учитель зачитывает текст сказки про обезьянку – путешественницу.
«На планете обезьян жила – была одна очень умная и любопытная обезьянка. Любимое занятие обезьянки было ходить по антикварным книжным магазинам, читать книги и документы про космических пиратов и, если попадались интересные экземпляры, обезьянка покупала их.
И вот однажды она натолкнулась на очень любопытный документ. В этом документе было написано, что в прошлом столетии один очень известный пират по прозвищу Крюк спрятал на планете пиратов 20 слитков золота. К документу так же прикладывалась карта сокровищ.
- Так – так, мне предстоит грандиозное космическое путешествие! - сказала обезьянка.
Она купила у антиквара этот документ, села на свой космолет и отправилась домой, для того чтобы еще раз изучить карту сокровищ, и собрать все необходимые вещи для космического путешествия.
По прилету домой обезьянка достала свою экспериментальную тетрадь и вклеила туда карту сокровищ, и закрыла тетрадь (презентация).
Рассматривая карту, обезьянка поняла, что сокровища находятся на острове, и ей нужно сначала перейти по мосту через ров, затем спуститься как-то в пещеру с другой стороны острова, забрать слитки и таким же путем вернуться обратно к ракете.
-Значит в мой чемодан я положу веревку, трос, канат (что подойдет) и весы - безмен, чтобы взвешивать золото».
Учитель обращается к классу с просьбой прокомментировать правильность выбора необходимых приборов.
Должны вызвать сомнение весы – безмен, так как вес на каждой планете будет иметь свое значение из-за различий в ускорении свободного падения. Поэтому целесообразнее было бы взять другой инструмент для определения массы найденного золота, например, динамометр. В этом случаи нужно будет рассчитывать массу зная ускорение свободного падения на планете.
Ученики могут предложить свои варианты.
После обсуждения, учитель продолжает читать текст, начиная со слов – посмотрим, что же сделала обезьянка.
«Обезьянка подумала и решила, что лучше она возьмет свой динамометр. Вместо весов.
Обезьянка позвала своего друга робота, взяла свои вещи и отправилась в путешествие.
Во время полета в ракету попал небольшой обломок космического мусора, и вся навигационная система вышла из строя, так что пришлось ориентироваться по астрономическим картам и приборам, как в старые времена. К утру, когда обезьянка проснулась, робот уже посадил ракету на планету.
-Надеюсь мы прибыли на планету пиратов- сказала обезьянка-Но как мне понять, робот, на нужной ли мы планете? Может мы сбились с курса?»
Учитель обращается к классу и просит помочь обезьянке решить этот вопрос. Обсуждаем все возможные способы решения проблемы, и учитель предлагает узнать, как эту проблему решила обезьянка.
«-Робот давай я позавтракаю и что-нибудь придумаю - сказала обезьянка.
Робот принес ей масло, хлеб и чай. Намазывая на хлеб масло, обезьянку вдруг озарило.
-Робот, а сколько у нас кусков масла? - обратилась обезьянка к своему другу.
-4 куска по 200 г - ответил робот.
-Отлично, неси их сюда все и поскорее. Буду определять g!»
Учитель обращается к классу- что нужно взять обезьянке, чтобы определить ускорение свободного падения?
Класс – динамометр.
Учитель – какие действия должна сделать обезьянка.
Класс – определить зависимость силы тяжести от массы.
Учитель – почему мы можем сказать, что динамометр показывает значение силы тяжести?
Класс – отвечает или обсуждает этот вопрос вместе с учителем.
Учитель – и так обезьянка открыла свою тетрадь и записала туда результаты своего эксперимента. (презентация) Что следует сделать дальше?
Класс – построить график зависимости силы тяжести от массы тела.
Учащиеся строят график и когда у большинства будет результат на экране появляется график «построенный» обезьянкой. (презентация)
Далее, используя график, получаем значение g = 8 Н/кг.
«-Так. Теперь посмотрим справочные данные (презентация) – сказала обезьянка»
Учитель – мы на той планете или нет?
Класс – на той.
Тогда приступим к поиску клада.
«- Робот, ты у меня молодец! Посадил ракету на нужную планету и без навигационных приборов.
Обезьянка открыла тетрадь на странице с картой и еще раз внимательно изучила ее.
-И так, робот мы идем к оврагу с мостом через него. Запомни, робот, мост выдерживает 3000 Н веса. В путь.
Обезьянка закрыла тетрадь и положила ее в свой чемодан.
Пока обезьянка шла по каменистой земле, натерла ногу и роботу пришлось ее и чемодан нести на себе.
- Вот и мост. Интересно, выдержит ли мост нас вместе?»
Учитель обращается к классу – как понять сможет ли робот и обезьянка с чемоданом пройти по мосту одновременно?
Класс – надо рассчитать их общий вес и если он меньше, чем 3000 Н, то сможет.
«Робот, у тебя какая масса? - спросила обезьянка.
-300 кг.
-Так. Моя масса 60 кг, твоя - 300 кг и мой чемодан весит –обезьянка достала свой динамометр – 40 Н.»
Класс решает по этим данным задачу. Один из учеников ее решает на доске. Следует помнить, что g=8 H/кг. Ответ Р= 2920Н.
Все космические путешественники пройдут по мосту.
«Робот с обезьянкой на руках перешел мост.
-Постой, друг, давай посмотрим куда на идти дальше. Так, мы сейчас находимся здесь (презентация), теперь нам надо обойти эту гору и найти одинокое дерево, а за ним и нужный нам обрыв. Пошли дальше, робот.
Они отправились дальше. Обошли гору, нашли одинокое дерево и вот еще один обрыв. Сокровища находятся на глубине 16 м, сама пещера имеет высоту 2 м (презентация).
-Робот давай достанем веревку, канат и трос.
-Вот незадача, робот, они все имеют длину 15 м. Что же нам делать? Ведь нам нужно ходя бы 18 м ... постой, но ведь если на резинку повесит тело, то она растянется, а значит нам нужно рассчитать на сколько растянется каждая из наших веревок если на них повисну я. Давай посмотрим их технические характеристики – жесткость веревки 120 Н/м, жесткость каната – 160 Н/м, а жесткость троса 400 Н/м.»
Ученики решают задачу по данным. Один ученик решает на доске. Ответы: удлинение веревки – 4 м, каната - 3 м, троса – 1,2 м. Трос отпадает, а вот канат и веревка подойдут.
«Робот спустил обезьянку в пещеру, затем поднял сокровища и ее обратно. Теперь роботу пришлось нести к ракете еще и 20 слитков золота. Когда они дошли до моста, возник вопрос -пройдут ли они вместе по мосту или придется переносить все несколько раз?»
Учитель- ваше домашнее задание выяснить пронесет ли робот все сразу через мост, или ему придется несколько раз переходить по мосту? Если несколько раз, то определить сколько. Параметры золотых слитков таковы (презентация).
Здесь будет файл: /data/edu/files/b1453813255.pptx (презентация к уроку - квест)