Методические рекомендации для проведения урока с использованием метода проектов.
В обучении английскому языку метод проектов можно использовать в тесном контакте с учебной программой. Следует отметить, что тема проекта должна не только входить в общий контекст обучения языку, но и быть достаточно интересной для учащихся. Выбор темы проектной работы очень важен, зачастую именно тема проекта, в конечном счете, может определить успешность и результативность проектной работы в целом.
На начальном этапе (организационном) очень важно, не только сформулировать тему и конечную цель проекта, необходимо:
разумно определить временные рамки (здесь необходимо учесть, что школьники очень загружены в школе и быстро утомляются);
продумать какие материалы и источники могут использовать учащиеся;
выбрать оптимальную форму презентации результатов;
составить и обсудить примерный план работы.
Выполнение проекта
Следует отметить, что не все ученики сразу и легко включаются в работу над проектом. Нельзя предлагать задание, которое тот или иной ученик не может выполнить. Задания должны соответствовать индивидуальному уровню, на котором находится каждый участник проекта. Необходимо помочь каждому определиться с конкретной темой, посоветовать, на что обратить внимание и как представить свои результаты.
Именно здесь происходит основная работа учителя английского языка со своими учениками, обсуждаются промежуточные результаты, корректируются ошибки в употреблении языковых единиц. У ребят исчезает страх перед английским языком, они лучше усваивают его логическую систему. Работа подобного рода дает множество возможностей применить пройденные грамматические явления и структуры. Несомненно, отработанные в такой ситуации грамматические единицы английского языка надежнее закрепляются в памяти учащегося.
Выполнение проекта складывается из трёх этапов: разработка проекта, практическая реализация проекта, защита проекта.
Первый этап – интеллектуальный поиск. При его организации основное внимание уделяется наиболее существенной части – мысленному прогнозированию, созданию замысла относительно возможного устройства изделия в целом или его части, относительно формы, цвета, материала, способов соединения деталей изделия и т.п. в строгом соответствии с поставленной целью. В процессе поиска необходимой информации ученики изучают книги, журналы, энциклопедии, расспрашивают взрослых по теме проекта. Здесь же разрабатывается вся необходимая документация (рисунки, эскизы, простейшие чертежи), подбираются материалы и инструменты.
Второй этап работы – это материализация проектного замысла в вещественном виде с внесением необходимых корректировок или практическая деятельность общественно полезного характера.
Третий этап – презентация и защита проекта. Главная цель защиты проектной работы – аргументированный анализ полученного результата и доказательство его соответствия поставленной цели или требованиям, поэтому основным критерием успешности выполненного проекта является соблюдение в деятельности требований или условий, которые были выдвинуты в начале работы. Ученики делают сообщение о проделанной работе, а учитель, руководя процедурой защиты проектов, особо следит за соблюдением доброжелательности, тактичности, проявлением у детей внимательного отношения к идеям и творчеству других. Регламент презентации, как правило, предоставляет не более 7–10 мин. на выступление. За это короткое время необходимо рассказать о работе, которая осуществлялась на протяжении нескольких месяцев, была связана с обработкой большого массива информации, общением с различными людьми, сделанными автором открытиями, – обо всем хочется рассказать. По этой причине презентационные выступления часто не укладываются в регламент. Итак, две основные проблемы презентации – это речь и регламент. Очень важно научить детей выбирать самое главное, коротко и ясно излагать свои мысли. Лучше, если текст будет написан в виде тезисов. Это позволит не читать все подряд с листа, а лишь сверяться с основными мыслями и ничего не упустить. Во время выступления необходимо следить за временем и за реакцией аудитории.
Итак, для того чтобы ученик воспринимал знания как действительно нужные, ему необходимо пройти 5 «П»:
1. Постановка проблемы, значимой для учащегося, взятой из жизни.
2. Поиск информации по заданной теме.
3. Планирование и применение для решения проблемы определенных знаний и умений как имеющихся, так и приобретенных в процессе достижения поставленной цели.
4. Продукт, как реальный результат творческой, исследовательской или поисковой деятельности.
5. Презентация – подведение итогов проделанной работы и сопровождение защиты проекта.
В свою очередь учителям необходимо учитывать все особенности группы учеников среди которых проводится занятие с использованием метода проектов.
Чек-лист проверки готовности урока
Чек-лист поможет вам проверить готовность урока с использованием метода проектов.
Вы представили мысленно и сами изготовили/нарисовали/написали готовый проект. | ✓ |
В вашем уроке 3 этапа работы. | ✓ |
Вы сформулировали цель каждого этапа. | ✓ |
Вы сформулировали основные сложности, с которыми учащиеся столкнутся при работе и нашли решение для каждой из них. | ✓ |
Вы подготовили план работы над проектом и упражнения на формирование навыка планирования деятельности. | ✓ |
Вы определили форму работы: индивидуальная, парная, групповая. | ✓ |
Вы продумали распределение ролей в группе или паре. | ✓ |
Вы определили время выполнения каждого этапа. | ✓ |
Вы придумали форму представления итогового результата проектной работы: защита, презентация, ролевая игра, портфолио и т.д. | ✓ |
Вы сформулировали и наглядно представили критерии оценивания проектов. | ✓ |