Методические рекомендации для педагогов «Методика проведения экскурсий»

1
0
Материал опубликован 19 February 2020

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА

«НАРТ»»












МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСКУРСИЙ

(методические рекомендации для педагогов)











Составитель:

ПДО Кузнецова З.Х.








Владикавказ, 2018г.

Методика проведения экскурсий



Цель: помочь педагогам в организации экологических экскурсий.

Задачи:

- познакомить с возможностями экскурсии в образовательном процессе;

- рассмотреть отдельные моменты подготовки и проведения экскурсии;

- показать значение экскурсий для обучения и воспитания обучающихся.


Значение экскурсий

Человек будущего – всесторонне развитая личность, живущая в гармонии с окружающим миром и самим собой, действующая в рамках экологической необходимости.

Современные формы организации экологического образования и воспитания в дополнительном образовании достаточно разнообразны. Ярким примером такой формы работы являются экологические экскурсии. Экскурсии не только являются обязательной формой организации обучения, но и позволяют близко познакомиться с представителями растительного и животного мира, понаблюдать за ними в естественной обстановке, понять, что все в природе взаимосвязано и многое зависит от человека, который является частью природы. Чем хороши экологические экскурсии или прогулки? Это время, которое посвящается общению с природой. Очень важно, чтобы ребенок на прогулке или по дороге домой (в школу) замечал, что делается вокруг. Во время проведения экскурсии необходимо обращать внимание на разъяснение всяких небылиц о животных и растениях. Возможно это спасет животное или растение. На любой экскурсии можно наглядно показать, что такое пищевая цепь. В природе все время кто-то ест. Это закон жизни. На экскурсии есть возможность задержать внимание на этом факте и показать, на сколько все взаимосвязано в природе.

Экскурсии позволяют конкретизировать знания обучающихся, полученные на занятиях, а также расширить их. Живое общение с природой стимулирует интерес ребенка, который должен не только смотреть, но и делать выводы из увиденного.

Экскурсии позволяют не только накапливать определенный запас конкретных представлений о природе, ее взаимосвязях, но и исследовать объекты природы своими органами чувств. Тем самым дети убеждаются, что предметы и явления действительно реально существуют, что формирует научный взгляд школьников на единство материального мира.

У ребят развивается умение чувствовать природу, видеть в ней красивое, что непременно связанно с развитием любви к природе. Чем больше они узнают о природе, тем более она им интересна, тем более они ее любят. Вместе с любовью к природе в детях развиваются патриотические чувства к своей Родине.

Любая экскурсия предполагает наблюдения, которые начинаются с постановки цели, определения объекта и сообщения задания. Задания должны направлять внимание детей на то, что их непосредственно окружает, т.е. содержание заданий должно строиться на краеведческом принципе. Важным условием успешного ведения наблюдений является разумный отбор объектов. Отобранные объекты должны быть доступны для наблюдений в любое время года, в любую погоду. Их можно увидеть издали, вблизи, к ним можно подойти и потрогать.

Сам процесс наблюдения начинается с того, что педагог предлагает детям осмотреть объект в целом, чтобы у школьника сложилось о нем целостное представление. Затем следует организовать рассмотрение предмета по частям.

Успеху ведения наблюдения способствует создание у детей эмоционального настроя. Полезно побуждать детей рассказывать о красоте наблюдаемых объектов или явлений, выражать словами радость, восторг, восхищение, удивление и т.п.

Продуктивным приемом наблюдений является их фиксирование. Способы фиксирования разнообразны – это зарисовки, раскрашивание контурных рисунков, фотографирование, ведение дневников наблюдений, календарей природы и т.д..

Экскурсия начинается с наблюдений за погодой и ее характеристики, отмечаются изменения в неживой и живой природе. Экскурсия проходит по следующему плану:

1. Изменения в неживой природе. Наблюдение за погодой и ее характеристика. Изменение, произошедшее в неживой природе в сравнении с летней.

2. Изменения в жизни растений. Как же изменения погоды повлияли на растения? Детям предлагается посмотреть на парк (сквер, лес) издали и отметить как он изменялся по сравнению с летом, в какие цвета окрашен, почему он такой разноцветный, красивый ли сейчас сквер. Надо, чтобы дети не ограничились определением «парк красивый», а дали характеристику этой красоты. Делаем вывод, что парк выглядит золотым и осень поэтому называют золотой. Затем экскурсанты переходят на место экскурсии, где находят и показывают разные виды деревьев, кустарников, трав; лиственные и хвойные растения. Затем ребята делятся на две группы и получают задания для наблюдений:

– как изменилась окраска листьев на различных деревьях и кустарниках?

– что еще происходит с листьями деревьев и кустарников. Поэтому заданию ребята устанавливают факт листопада.

– есть ли у деревьев и кустарников листья, которых не изменились по сравнению с летом? Такими могут быть хвойные, а из лиственных – сирень, ольха.

– как изменились травянистые растения?

– цветут ли сейчас какие-нибудь растения?

– много ли цветущих растений осенью?

Дав задания детям, педагог предлагает вспомнить, какие правила охраны природы надо соблюдать во время наблюдений. Для обобщение наблюдений за растениями можно использовать игры: «Чей букет лучше», «От какого растения лист» и т.д.

3. Изменения в жизни животных. Внимание ребят обращается и на животных. Наблюдения за ними ведутся по мере появления их на месте экскурсии. Наиболее доступны для наблюдения насекомые и птицы. Отметить: меньше стало бабочек, не видно таких-то птиц. Надо вспомнить правила наблюдения за животными (не кричать, не бегать и т.д.). Надо обследовать трещины коры деревьев, свернувшиеся листья, перевернуть опавшие листья. В этих местах можно найти спрятавшихся на зиму насекомых или их личинки. Можно найти паутину, значит, здесь живут пауки. Из зверей можно увидеть белку. В этом случае надо рассмотреть окраску ее шерсти, поведение. По ходу экскурсии стимулировать ребят находить следы положительного и отрицательного отношения людей к растениям и животным.


Итоги экскурсии

В установленное время обучающиеся собираются для подведения итогов экскурсии. Предварительные – подводятся на природе, а более полные – в кабинете или даже на следующем занятии. Например, при проведении экскурсии на водоём обсуждение наблюдений за моллюсками и пиявками лучше проводить на следующем занятии т.к. они требуют доработки после экскурсии.

При обсуждении экскурсии педагог обращает внимание обучающихся на наиболее интересные наблюдения, объекты и обобщает сообщения ребят. После экскурсии обучающиеся обрабатывают собранный материал, оформляют отчеты или отчетные таблицы.


Заключение

Интерес к природе, стремление познать мир живых растений и животных пробуждается у человека в раннем детстве. Ребенка интересует, почему лист зеленый, и как животные и растения общаются между собой, и многие другие «почему». Чем старше становится ребенок, тем больше у него «почему». Экскурсия отвечает на многие вопросы, путем непосредственного наблюдения за живыми объектами природы. Она расширяет и закрепляет теоретические знания о животных и растениях, о влиянии экологических факторов абиотических, биотических и антропогенных. Экскурсии формируют у детей интерес и любознательность, наблюдательность и внимательность, бережное отношение к окружающей природной среде:

1. Не пытайтесь запомнить все увиденное. Запись наблюдений и зарисовки дадут более надежные сведения.

2. Лучшие коллекции – это те, которые умеют, рассказывать. Лучше коллекционировать рисунки, фотографии и т.п.

3. Задавайте вопросы себе и другим.

4. Следуйте 4-ом принципам: терпение, внимательность, точность, сотрудничество.

Каждый человек должен чувствовать любовь к природе, уважение ко всему живому, предвидеть последствия своего поведения в природной среде. Для того чтобы охранять природу и её обитателей, надо их знать и любить. Человек должен знать и беречь в первую очередь ту природу, которая его непосредственно окружает. И в этом помогают экскурсии в природу.

Экскурсии на занятиях в учреждениях дополнительного образования важны не только для прохождения программы объединения по интересам, но это и хорошая помощь для лучшего усвоения школьного материала по таким предметам, как «Человек и мир», «Биология», «География». Экскурсии учат наблюдательности, умению самостоятельно выполнять задания, думать.







Литература


1. В. В.Травникова «Биологические экскурсии», Санкт-Петербург, 2002, с.19-24.

2. Экологическое воспитание школьников. / Под ред. Зверева И.Д., Суравегиной И.Т.-М.: Педагогика, 1983.

3. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Экология / Авт.-сост. А.Е. Чижевский.-М.: ООО «Издательство АСТ», 1997.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации