Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования «Методика проведения родительского собрания»
Пояснительная записка
Воспитание в детском объединении и воспитание в семье – это единый неразрывный процесс. Велика роль педагога в организации этой работы. Очень важно с первого года обучения и воспитания детей в детском объединении сделать родителей соучастниками педагогического процесса.
Работа с родителями, как и всякая работа в детском объединении ведется в целостной системе и имеет огромное значение в воспитательной работе. Чтобы помощь родителей была действенной, их нужно обучать обмениваться опытом, обсуждать проблемы, совместно искать пути и способы их решения.
Семья играет важную роль в формировании личности ребёнка. Воспитывать своего ребёнка – великое искусство, так как сам процесс воспитания – это непрерывная работа сердца, разума и воли родителей. Семья и детское объединение – должны работать вместе. Но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Это может происходить по разным причинам. Семья и детское объединение не могут заменить друг друга; у каждого из них свои функции, свои методы воспитания. Им надо научиться взаимодействовать в интересах ребёнка.
Задачи воспитания и развития решаются успешно только в том случае, когда детское объединение поддерживает связь с семьей и вовлекает ее в свою работу. Сотрудничество педагога и семьи на любом этапе начинается с изучения условий и микроклимата семейного воспитания, индивидуальных особенностей детей и родителей.
Цель работы – организация сотрудничества родителей и педагога в деле обучения и воспитания на основе единой педагогической позиции.
Задачи:
-включение родителей в совместную с ЦВР воспитывающую деятельность;
-повышение педагогической культуры родителей, пополнение их знаний по конкретному вопросу воспитания ребенка;
-организация здорового образа жизни в семье и в учреждении дополнительного образования.
Формы и методы работы с родителями должны быть направлены на укрепление взаимодействия педагога и семьи, на усиление ее воспитательного потенциала.
Формы и методы работы с родителями:
родительские собрания;
индивидуальные консультации и беседы;
вовлечение родителей в воспитательно – образовательный процесс;
посещение открытого занятия и массовых мероприятий;
шефская помощь.
План работы с родителями
№
|
Мероприятия |
Сроки |
1 |
Родительские собрания: - «Развитие ребёнка средствами декоративно-прикладного творчества. Организация учебного процесса в творческом объединении»; - «Здоровый образ жизни. Нужные советы». - Отчет работы детского объединения за период времени. - Анализ учебных достижений учащихся, их возможности, степень продвижения. |
Сентябрь - май. |
2 |
Организация и участие в мероприятиях: тематический вечер «Моя родословная»; открытое занятие; организация выставки. |
В течение года |
3 |
Коррекция психолого-педагогической культуры родителей, по средствам бесед и лекториев. Формирование в семье собственной системы жизненных и семейных ценностей. |
В течение года по мере необходимости. |
4 |
Оказание помощи родителям в овладении практическими навыками позитивного взаимодействия с детьми. Приобщение родителей к духовной культуре общества через воспитание. Оказание индивидуальной помощи родителям в трудных ситуациях. Психолого-педагогическое просвещение родителей. |
В течение года |
Организационное родительское собрание по теме: «Развитие ребёнка средствами декоративно-прикладного творчества. Организация учебного процесса в детском объединении ».
Дата проведения: _____________.
Место проведения: ____________.
Группа: ____год обучения.
Цель: ознакомление родителей с содержанием обучающей программы на ___год обучения, информирование о материалах, необходимых для занятий.
Задачи:
Ознакомление родителей с содержанием обучающей программы на ___год обучения. Информирование о материалах, необходимых для занятий.
Прогнозируемые результаты, формы оценки знаний.
Анкетирование родителей.
Режим работы в каникулярное время.
Ознакомление с инструкцией по технике безопасности и с правилами поведения в детском объединении.
Выборы родительского комитета.
Форма проведения: диалог.
Продолжительность: 1 час.
Участники:
- родители;
- руководитель детского объединения.
Итог собрания.
Родители были ознакомлены с обучающей программой на __ год обучения.
Озвучены прогнозируемые результаты обучения.
Проведено анкетирование родителей.
Родители ознакомлены с работой детского объединения в каникулярное время, с ТБ и правилами поведения в детском объединении.
Выбран родительский комитет группы.
Организационное родительское собрание по теме: «Развитие ребёнка средствами декоративно-прикладного творчества. Организация учебного процесса в детском объединении ».
Форма проведения: беседа
Повестка дня:
Знакомство с родителями.
Ознакомление родителей с содержанием обучающей программы объединения. Информирование о материалах, необходимых для занятий.
Прогнозируемые результаты, формы оценки знаний.
Анкетирование родителей.
Режим работы в каникулярное время.
Ознакомление с инструкцией по технике безопасности и с правилами
поведения в творческом объединении.
Выборы родительского комитета.
Вступительное слово: «Здравствуйте, уважаемые родители. Я очень рада встретиться с вами в новом учебном году. Мы знакомы с вами уже не один год, результатом нашей сплоченной и продуктивной деятельности, являются достижения ваших детей, моих воспитанников. Для дальнейшей успешной работы детей в нашем объединении, нам необходимо так же, как и ранее поддерживать партнерские и доверительные взаимоотношения.
Сегодня мы с вами поговорим о декоративно-прикладном творчестве и его влиянии на наших детей. Давно известно, чтобы открыть детям глаза на этот мир и поселить в их душах радость, нужна помощь и родителей, и педагогов. Если любовь к природе и восторг перед её красотой не приходят к человеку в детстве, не привиты ему, то они, как правило, уже совсем не приходят потом, сколько не бейся, или эти эмоции, пробудившись наконец, носят поверхностный, умозрительный характер».
В решении проблемы «…открыть детям глаза на этот мир и поселить в их душах радость», как ничто другое, помогают занятия декоративно-прикладным творчеством.
Ранее развитие способности к творчеству уже в дошкольном возрасте – залог будущих успехов. Известный педагог В.Н. Шацкая определяла творчество школьников как метод наиболее совершенного овладения определенным видом искусства и формирования творческой личности. Устойчивое сохранение у детей интереса к творческой деятельности обуславливает более быстрое и глубокое усвоение знаний, умений и навыков в области прикладного искусства, содействует расширению общего умственного кругозора.
Для занятия декоративно – прикладным творчеством требуется не только овладение конкретными техническими приемами того или иного промысла, но и знание основ композиции и умение фантазировать. Только сочетание теоретических знаний и уверенное владение техническими приемами в совокупности с собственными эстетическими представлениями позволит выработать индивидуальный авторский стиль, подняться на высокий художественный уровень.
В процессе занятий декоративно-прикладным творчеством происходит формирование всех психических процессов, связанных с обучением, развитие художественно-творческих способностей и положительно-эмоционального восприятия окружающего мира.
Важным представляется то, что формирование навыков и умений происходит в едином процессе ознакомления детей с изобразительным искусством, с народным творчеством, культурой, эстетическими ценностями, с природой родного края.
Занимаясь в нашем творческом объединении воспитанники познакомятся с различными видами декоративно-прикладным искусством : квиллинг, торцевание, модульное оригами, работа с соленым тестом.
На занятиях декоративно-прикладным творчеством можно изучать русские сказки, играть, сочинять истории, знакомиться с персонажами русского фольклора.
Занятия также способствуют развитию у детей чувства коллективизма, взаимовыручки и умения передать полученные знания друг другу.
Таким образом, программой в __ учебном году, предусматривается образовательная среда, в которую включены: учеба (познание), труд (социально полезная деятельность), игра (как дидактический комплекс).
Одним из наиболее важных принципов занятий - связь обучения с жизнью. Это значит, что вся творческая деятельность должна опираться на впечатления, полученные ребенком от действительности.
Поэтому тематика занятий очень тесно привязана к событиям и явлениям календарного года, что создает у детей комплексное понятие о природе родного края, достижениях культуры, техники, человеческих взаимоотношениях.
Вам, уважаемые родители, необходимо будет обеспечить детей всем необходимым для занятий.
Так же позвольте мне дать вам несколько советов. Если мы хотим, чтобы ребенок радостно провел время обучения, то для этого нужно:
*создать ему комфортные условия для учебы и поддерживать в нем желание учиться и общаться с товарищами по группе;
*интересоваться успехами ребенка;
*последнее и самое главное: сравнивая своего ребенка с другими обучающимися, хвалите его за успехи и достижения.
Уважаемые мамы и папы! Если вы заинтересованы в том, чтобы ваш ребенок успешно обучался в нашем объединении, в первую очередь окажите ему помощь в приобретении и развитии следующих умений:
-брать на занятия все необходимое;
-правильно и быстро готовиться к занятию (организация рабочего места);
Успешное обучение во многом зависит от эффективного сотрудничества семьи и педагога.
Формы и режим занятий.
Основная форма занятий - групповая, оптимальное количество человек в группе - __.
Продолжительность занятий - 2 раза в неделю по 3 часа, из них:
5 мин.- динамическая разминка (два раза),
2 часа 20 мин.- основное занятие,
15 мин. - перерыв в работе,
15 мин.- игра по теме занятия.
Ожидаемые результаты.
Предполагается, что дети в процессе обучения продолжат развивать свои навыки, приобретут определенные знания и умения, успешно пройдут процесс социализации и приобретут опыт общения и работы в коллективе.
К концу учебного года дети будут знать ответы на определенные теоретические вопросы, и уметь самостоятельно выполнять некоторые виды работ.
А также будут уметь:
- самостоятельно излагать и оформлять свои творческие замыслы;
- изготавливать более сложные варианты поделок.
Оценка результатов образовательной программы осуществляется через анализ личных и коллективных успехов детей в результате их участия в различных мероприятиях, проводимых в учреждении, а также участия в выставках и конкурсах учрежденческого, краевого и всероссийского уровня.
Также для подведения итогов реализации программы активно используется метод «Портфолио». Рекомендации родителям: в специальную файловую папку в течение всего периода обучения собирать все работы, выполненные ребенком.
Анализ собранных материалов позволяет отслеживать динамику развития и обучения на протяжении всего периода учебного процесс
Анкета для родителей
Чего Вы ждете от занятий в объединении?
Чем любит рисовать Ваш ребенок:
красками;
фломастерами;
карандашами?
Есть ли дома животные, любит ли ребенок животных?
Какие у ребенка любимые литературные произведения, сказки, герои?
Какие мультфильмы любит смотреть Ваш ребенок?
Наблюдаете ли Вы природу, когда гуляете с ребенком?
Ваш ребенок любит играть в подвижные игры?
Часто ли и какая в Вашем доме звучит музыка?
Что Вы больше любите современное искусство или …?
Ребенок любит собирать конструктор?
Ребенок сам играет или с братом, сестренкой, родителями?
Ваши предложения, пожелания по работе нашего объединения.
Правила поведения в творческом объединении и инструкция по технике безопасности.
Инструкция и правила поведения раздаются каждому родителю для ознакомления, а также на первом занятии с детьми проводится инструктаж по технике безопасности.
Режим работы объединения в каникулярное время.
Работа детского объединения в дни школьных каникул не прекращается. Занятия проводятся по программе. В каникулярное время проходят праздники, запланированные мероприятия. Обязательно поздравляем именинников, проводим новогодний огонек, викторины, мастер-классы, праздничное занятие к 8 марта, заключительный праздник.
Выборы родительского комитета.
Родительский комитет помогает в решении организационных вопросов.
Заключительная часть.
Наше собрание заканчивается. Спасибо вам за работу и за оказанное внимание.
До свидания.
Родительское собрание
ТЕМА: «Здоровый образ жизни. Нужные советы».
Дата проведения: _____________.
Место проведения: ____________.
Группа: ____год обучения.
Цель: сохранение и укрепление физического и психического здоровья обучающихся, формирование у родителей ответственных взглядов и убеждений в деле сохранения собственного здоровья, ознакомление с «Кодексом здоровья» (приложение 1).
Задачи:
- содействовать укреплению физического и психического здоровья детей.
- воспитывать сознательную установку на ведение здорового образа жизни.
- формировать здоровье сберегающие навыки и привычки.
- пропагандировать здоровый образ жизни среди родителей детей.
Форма проведения: диалог.
Продолжительность: 1 час.
Участники:
- родители;
- руководитель детского объединения.
Итог собрания.
«Кодекс здоровья»:
1. Помни: здоровье не все, но все без здоровья - ничто!
2. Здоровье нужно не только тебе, но и людям, которым ты обязан помогать и защищать.
3. Здоровье не только физическая сила, но и душевное равновесие.
4. Здоровье – это твоя способность удовлетворять в разумных пределах свои потребности.
Приложение 1.
«Кодекс здоровья»:
1. Помни: здоровье не все, но все без здоровья - ничто!
2. Здоровье нужно не только тебе, но и людям, которым ты обязан помогать и защищать.
3. Здоровье не только физическая сила, но и душевное равновесие.
4. Здоровье – это твоя способность удовлетворять в разумных пределах свои потребности.
5. Здоровье – это физическая и гигиеническая культура нашего тела.
6. Здоровье – это душевная культура человека: доброта, надежда, вера и любовь к тем, кто тебя окружает.
7. Здоровье – социальная культура человека, культура человеческих отношений.
8. Здоровье - это любовь и бережное отношение к природе: природа не брат и не сестра, а отец и мать человечества.
9. Здоровье – это стиль и образ твоей жизни. Источник здоровья и источник всех бедствий зависят от тебя и твоего образа жизни.
10. Хочешь быть здоровым – подружись с физкультурой, чистым воздухом и здоровой пищей.
11. Помни: солнце нам друг и все мы – дети солнца, но с его лучами не шути: загорание не должно стать сгоранием на солнце.
12. Ходи периодически по земле босиком – земля дает нам силу, отводит из тела лишнее электричество.
13. Учись правильно дышать – спокойно, неглубоко и равномерно.
14. Семья наша опора и наше счастье: делай в семье так, чтобы каждый член семьи чувствовал свою нужность и независимость друг от друга.
15. Люби нашу землю - мать и кормилицу, бережно относись к ней и ко всему живому, чему она дала жизнь. Хочешь жить – люби жизнь!
16. Здоровье – наш капитал. Его можно увеличить, его можно и прокрутить. Хочешь быть здоровым – будь им!
Родительское собрание
«Здоровый образ жизни. Нужные советы»
Изменения, происходящие сегодня в нашем обществе выдвинули ряд проблем, одной из которых является формирование у детей здорового образа жизни. Большую роль играет в решении этой проблемы семья. У учреждения дополнительного образования три задачи: воспитание, обучение, просветительство. «Центр внешкольной работы» может помочь иногда при решении многих вопросов воспитания. Но она никогда не сможет конкурировать с семьей. Именно семья является самым мощным средством в формировании личности.
Жизнь и наука доказали, что все беды у детей, а потом и у взрослых, объясняются ошибками семейного воспитания, главная из которых отсутствие любви и неумение хвалить и поддерживать своих детей.
Самое главное для ребенка - чтобы его любили таким, какой он есть.
Обратиться к словам:
«Здоровье - это состояние физического, духовного, социального благополучия».
«Здоровый образ жизни - образ жизни, способствующий сохранению, укреплению восстановлению здоровья».
Здоровый образ жизни предполагает: рациональное питание, регулярные занятия физкультурой, сочетание труда и отдыха, хорошее настроение. Здоровье человека более чем на 50% определяется его образом жизни. Здоровье зависит от многих факторов: состояние окружающей среды, социально-экономическое развитие страны, устойчивое развитие семьи, культуры педагогов и родителей. Определяющее влияние на культуру здоровья ребёнка оказывает семья: её образ жизни, привычки и традиции. Ребенка должны воспитывать родители, а все социальные институты могут лишь содействовать им.
Семья – это среда жизни и развития ребёнка, качество которой определяется рядом параметров. Влияние семьи на формирование культуры здоровья ребёнка зависит от следующих факторов:
Социально – культурного – определяющего образовательный уровень родителей и их ценностные установки, на укрепление и сохранения своего здоровья и здоровья своих близких.
На первый план в семейном воспитании выходит вопрос о средствах формирования культуры здоровья детей. К этим средствам относятся: деятельность, общение, отношения.
Деятельность – основной фактор развития человека и она должна быть направлена на пользу человека.
Общение - как атрибут деятельности повышает её воспитательный эффект. Связующим звеном между деятельностью и общением выступают отношения - они должны носить ярко гуманистический характер, т.к. отношения-критерии развития семьи.
1 механизм: Поощряя определённое поведение ребёнка по сохранению и укреплению своего здоровья и здоровья окружающих, наказывая его за нарушение и невыполнение тех или иных здоровьесберегающих правил, родители внедряют в сознание ребёнка систему ценностных установок и норм культуры здоровья
2 механизм: Является индификация - подражание своим родителям. Ориентация на родительский пример.
Хочется констатировать, что родители не всегда демонстрируют пример здорового образа жизни (зарядка поутру: детей заставляем делать, а сами?)
Одной из важных задач семьи является активное участие в занятиях массовой физкультуры (совместным занятиям с детьми : катание на лыжах, коньках, бассейн, охота, рыбалка, совместный отдых.) Занятия физкультурой должны быть повседневным мероприятием (ну хотя бы утренняя зарядка).
Если только родители ведут здоровый образ жизни, они могут формировать у своих детей навыки здорового образа жизни.
Необходимо в семьях вызывать детей на откровенные разговоры, что бы они делились с вами. Находить время на это, для того чтобы быть в курсе всех его дел. Самое главное в семье – это доверие. Нужно доверять тому человеку, с которым ты живёшь рядом.
Человек не полностью здоров, если его душа неспокойна. Моральное здоровье более важно. Здоровые люди любят природу, видят мир красивым, не ленятся и не болеют. Само здоровье зависит от человека. Правильное питание, доброта, физические занятия. а главное чистота души. Быть здоровым, спортивным становиться престижно. Чтобы быть здоровым, надо иметь здоровые мысли: не думать ни о ком плохо и не желать никому зла.
Нравственное здоровье определяется теми моральными принципами, которые являются основой социальной жизни человека, т.е. жизни в определенном человеческом обществе. Отличительными признаками нравственного здоровья человека являются, прежде всего, сознательное отношение к труду, овладение сокровищами культуры, активное неприятие нравов и привычек, противоречащих нормальному образу жизни. Поэтому социальное здоровье считается высшей мерой человеческого здоровья.
Правильное питание– это то, о чем должны заботиться родители в первую очередь, желая увидеть своего ребенка здоровым. Некогда древнегреческий философ Сократ дал человечеству совет “Есть, чтобы жить, а не жить, чтобы есть”.
Никто еще не оспорил Сократа, но следуют его советам немногие. Родителям нельзя забывать о том, что соблюдение режима питания – основа здорового образа жизни. Правильное питание организовать не просто.
В соответствии с «Семейным кодексом РФ» родители несут ответственность за воспитание, развитие своих детей, получение ими основного общего образования (ст.63), а также за их содержание (ст.80).
Заключение:
Постоянно изучайте личность ребенка, не забывайте о воспитательной силе положительного примера, воспитание человеческих ценностей начинается в детстве, учите детей соизмерять свои возможности, дети всегда должны видеть, что их любят.
Е с л и:
– ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть;
– ребенка высмеивают, он становится замкнутым;
– ребенка хвалят, он учится быть благородным;
– ребенка поддерживают, он учится ценить себя;
– ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины;
– ребенок растет в терпимости, он учится понимать других;
– ребенок растет в честности, он учится быть справедливым;
– ребенок растет в безопасности, он учится верить в людей;
– ребенок живет во вражде, он учится быть агрессивным;
– ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.
Эти советы возникли на базе жизненных практических наблюдений, осмысления педагогической практики. Высказанные положения могут использоваться в практической работе с родителями, а также как темы собраний и бесед с ними.
Индивидуальная беседа
АНАЛИЗ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ЕГО ВОЗМОЖНОСТИ, СТЕПЕНЬ ПРОДВИЖЕНИЯ.
Обучающийся_____________________________________________________
Родитель__________________________________________________________
Дата проведения: __________________________________________________
Цель: взаимоотношения с родителями, анализ достижений обучающегося.
Задачи:
1. ознакомить родителя с возможностями обучающегося;
2. озвучить степень продвижения обучающегося, контакты в коллективе;
3. помощь родителей, заинтересованность родителей;
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Форма проведения мероприятия: диалог, беседа.
Продолжительность: 10-15 мин.
Итог беседы:
- удалось найти с родителями индивидуальный стиль взаимоотношений;
- дана возможность заинтересованной стороне высказать своё мнение и своё отношение к проблемному вопросу;
- проведен анализ тенденции развития, и недостатков в сравнении с сегодняшним днём.
Индивидуальные консультации эффективны лишь тогда, когда педагог и родитель движутся в одном направлении.
Список литературы:
1. Ульянова Н.С. Подготовка и проведение родительских собраний в начальной школе. Теоретический и научно – методический журнал «Воспитание школьников», №8, 2012 г., с. 53.
2. Дереклеева Н.И. Классный руководитель. Основные направления деятельности. 2001 г., с. 64.
3. Новикова Т. К. Организационное родительское собрание. /http://www.it-n.ru/.
4. Тумашова Е. В., Буйневич Г. А. Работа с родителями по теме "Работа с родителями в учреждении дополнительного образования детей". /http://festival.1september.ru/articles/531752/.
Ирина Анатольевна
Шевченко Юлия Александровна
Кияйкина Наталья Федоровна
Шевченко Юлия Александровна