12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
власова Наталья Николаевна3570
Россия, Нижегородская обл., Нижний Новгород

учитель физики Власова Н.Н.

 Выступление на МО учителей физики

Методика преподавания повторительно-обобщающего урока в форме деловой игры с использованием ИКТ

Введение

В настоящее время каждый преподаватель ставит перед собой задачу не только сообщить обучающимся определенные знания, но и научить обучающихся думать, развить их мысль, творческую инициативу, самостоятельность.

Важнейшая цель образования — это формирование целостной системы универсальных знаний, умений, навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевых компетенций, определяющих современное качество содержания образования.

Одним из способов развития ключевых компетенций служат деловые игры. Занятие проводится на заключительном этапе изучения темы в форме деловой игры продолжительностью два академических часа.

Использование ИКТ на занятиях позволяет формировать и развивать познавательную мотивацию обучающихся к получению новых знаний, помогает создавать условия успешности каждого на занятия, значительно улучшает чёткость в организации работы обучающихся.

Для проведения занятия не требуется специального программного обеспечения, достаточно стандартного пакета приложений Microsoft Office (Microsoft Office Word, Microsoft Office Power Point).

Опыт работы показывает, что подготовка к итоговым занятиям для обучающихся всегда сопряжена с психологическим дискомфортом. Поэтому, большое значение при подготовке к занятиям данного типа является создание атмосферы сотрудничества обучающихся и преподавателя.

Методическая цель работы: показать методику и технику проектирования повторительно-обобщающего урока по специальным дисциплинам на основе технологии развивающего обучения с использованием средств информационно-коммуникационных технологий.

Цель рассматриваемого занятия – обобщение знаний по теме и выявление уровня усвоения знаний каждым обучающимся по теме.

Основная задача занятия – формирование навыков принятия практического решения на игровых этапах «создания» и «развитие».

Главными задачами проведения деловой игры выступают:

- обобщение, активизация и закрепление знаний обучающихся, приобретенных при изучении темы;

- анализ, синтез, интерпретация материала в ходе деловой игры;

- практическое применение полученных знаний, планирование хода действий;

- развитие навыков по работе в группе, сотрудничество, взаимная помощь.

В процессе занятия каждый из обучающихся зарабатывает две оценки:

- индивидуальную – выставляется по окончанию выполнения теста;

- коллективную – выставляет по результатам работы команды на занятии

На каждом этапе установлен средний балл. В конце баллы за все конкурсы суммируются и к ним добавляются суммарный балл за тестирование группы.

Для выявление уровня усвоения знаний по теме обучающимися применяется компьютерное тестирование. Компьютерный тест создан в программе презентационной графики Microsoft Power Point с использование программирования. Основной принцип используемого теста в том, что обучающийся получает два результата:

- оценка проверки знаний обучающегося,

- баллы, которые обучающийся принес своей команде.

Учебный процесс организован так, чтобы каждый обучающийся стремился решить учебные задачи своими силами, и умел работать в группах.

Игра создает атмосферу здорового соревнования, заставляющего обучающегося не просто механически припомнить известное, а мобилизовать все свои знания, думать, подбирать подходящее, отбрасывать негодное, сопоставлять, оценивать.

Уход от обычных форм обучения, привлечение дополнительных знаний и проявление разнообразных умений, которые широко используются в повседневной жизнедеятельности, дают возможность отличиться обучающимся, не обладающими хорошими знаниями, служат началом для самовыражения их личности.

Форма деятельности (игровая ситуация) на различных этапах командного зачета способствует формированию и развитию у обучающихся основных компетенций: учебно-познавательных, коммуникативных, информационных, общекультурных, социально – трудовых

На подготовительном этапе у обучающихся формируются общекультурные компетенции, т.е. владение элементами художественно-творческих компетенций читателя, слушателя, исполнителя, художника при проектировании дизайна эмблемы и рекламного буклета. Формируется ценностно-смысловые компетенции - умение формулировать цели создания фирмы, выбор названия, распределение обязанностей.

В процессе игры формируются коммуникативные и информационные компетенции обучающихся, включающие знание способов взаимодействия с окружающими людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе.

В процессе применения знаний и умений на практике при выполнении заданий формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию; организовывать ее, преобразовывать, сохранять и передавать при помощи реальных объектов — компьютера. Следовательно, формируются информационные компетенции обучающихся. Также формируются учебно-познавательные компетенции, предполагающие умение оценивать начальные данные и планируемый результат, умение оформлять результаты своей деятельности наиболее оптимальным способом.

На этапе «Подведение итогов» формируются социально-трудовые компетенции, предполагающие умение анализировать достоинства и недостатки аналогов собственного продукта, умение владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношения. Также формируются информационные, коммуникативные, общекультурные компетенции.

Методические рекомендации по проведению занятия

Занятие проводится с использованием игровой ситуации - соревнования между командами на базе компьютерного класса или лаборатории экспериментальной физики. Проведение занятия обеспечивается компьютерами (количество зависит от числа команд) с установленным на них пакетом приложений Microsoft Office.

Число команд зависит от числа обучающихся. Необходимое условие - количество людей в команде одинаково и не менее 5 человек.

Подготовка к занятию

1.Познакомить обучающихся с планом работы на занятии (за неделю).

2.Познакомить с должностями и их обязанностями.

3.Домашнее задание обучающихся:

- разделится на группы (количество группы зависит от числа обучающихся);

- распределить роли, придумать атрибуты (название, эмблему, рекламный буклет);

- подготовить презентацию - визитную карточку.

4.Подготовить компьютерный класс:

Столы необходимо расставить так, что бы четко прослеживалось деление на группы.

На каждый стол необходимо сделать табличку с названием, в которой в последствии указывается состав обучающихся.

5.Каждой команде предоставляется четыре компьютера.

6.Проверить наличие и работоспособность необходимого оборудования и программного обеспечения;

7.Проверить работу тестирующей программы.

План - конспект занятия (с использование средств ИКТ)

Тема занятия: Обобщающее повторение по теме

занятия: (уроки темы)

Актуальность использования средств ИКТ: наглядное представление заданий, результатов работы, автоматизация проверки знаний, экономия учебного времени

Тип занятия: обобщения и систематизации знаний и умений…….

Вид занятия: командный зачет

Форма проведения: деловая игра

Цель занятия: систематизация и обобщение знаний по теме…..

Задачи:

образовательная

обобщить знания по…..;

закрепить умение……;

воспитательная

формировать сознательное отношение к выполнению заданий в коллективе: умение работать индивидуально и в группе, самостоятельно распределять обязанности, сообща решать поставленную задачу;

формировать у обучающихся добросовестное отношение к работе в команде, чувствовать ответственность за правильность и точность ответов;

развивающая

самостоятельность мышления; творческая активность обучающихся;

стремление к самоанализу, умению обобщать.

Материально-техническое обеспечение занятия:

карточки с текстами;

зачетный лист команды;

песочные часы (таймер)

Аппаратное и программное обеспечение:

персональные компьютеры с пакетом приложений Microsoft Office,

мультимедийный компьютер

Межпредметные связи: информатика и ИКТ, деловая культура.

 

Организационная структура занятия

Этап, время

Задачи

Основной вид деятельности со средствами ИКТ

Функции и основные виды деятельности преподавателя

Форма организации деятельности обучающихся

Организация начала урока
(2 мин)

Организация внимания обучающихся, обеспечение полной готовности к работе

 

Настрой обучающихся на работу

 

Обобщение и систематизация знаний
(30 мин)

Повторить основные вопросы теории

 

Организация разминки

Участие в опросе

Проверить теоретические знания

Выполнение теста (компьютерный вариант)

Контролирование результатов выполнение задания

Индивидуально выполняют тест, самостоятельно проверяют правильность выполнения

Применить знания в нестандартных условиях

Наглядное представление задания

Организация работы, контролирование

Групповая работа

Применение знаний и умений (30 мин)

Закрепить полученные знания, продемонстрировать умения по их применению

Выполнение задания

Консультирование, контроль

Оформление документов за компьютером

Применить знания в нестандартных условиях

Наглядное представление задания

Контролирование

Индивидуальное выполнение заданий

 

Перевод результатов работы с электронного формата в бумажный

 

Групповое представление результатов работы

Подведение итогов урока
(13 мин)

Дать анализ и оценку успешности достижения цели

Наглядное представление числовой информации средствами деловой графики

Подведение итогов, разъяснение результатов

Ознакомление с результатами

Рефлексия

Наглядное представление задания

Организация работы

Индивидуальное выполнение задания

Объяснение домашнего задания
(5 мин)

объяснение домашнего задания

 

Поясняет домашнее задание

Записывают домашнее задание в тетрадь

Список источников

Как готовиться к тестированию по проверке ИКТ – компетенции / Информатика в школе, 2012 - №17-24

Деловая игра как способ развития ключевых компетенций обучающихся / Информатика и образование, 2012 - №10

 

Технологическая карта занятия

Дидактическая структура занятия

Методическая подструктура занятия

Признаки решения дидактических задач

Методы обучения

Форма деятельности

Методические приемы и их содержание

Средства обучения

Способы организации деятельности

 

Организационный момент

Информационно-рецептивный

Объяснение

Сообщение темы, целей, способов работы.

Презентация, атрибуты команды

Фронтальный

Готовность группы и оборудования, быстрое включение обучающихся в ритм занятия

Применение понятий

Репродуктивный

Опрос

Тест

Теоретическая разминка

Учащиеся отвечают на вопросы: 1 правильный ответ – 1 балл

Выполнение теста на компьютере

Презентация, компьютерный тест, вопросы для опроса карточки с документами

Индивидуальный. Часть команды отвечает на вопросы, двое проходят тест; затем меняются, двое оформляю эмблему и буклет

Самостоятельное выполнение предложенных заданий, требующих применение знаний в знакомой ситуации

Применение знаний и умений на практике

Частично-поисковый

Игра «Пойми меня»

Команда выбирает одну из 6 категорий. Участник команды должен словами, жестами, как можно точнее объяснить слова, представленные в разделе, а другой должны отгадать объясняемое слово

Презентация

Коллективный: часть команды участвует в игре

Активная продуктивная деятельность обучающихся по применению знаний в измененной ситуации

 

Работа с документами

Документы без названия

Учащиеся определяют вид документа

 

- вторая часть работают с документами

Выполнение задания, требующих применение знаний в знакомой ситуации

Репродуктивный

Практикум за компьютером

Оформить документ по предложенной ситуации

Карточки с ситуацией

Парный

Грамотно оформленный документ

 

Разгадывание ребусов

Конкурс президентов – выбрать номинал термина, отгадать ребус

Ребус, презентация

Индивидуальный

Продуктивная деятельность обучающихся по применению знаний в измененной ситуации

   

Презентация фирмы – представление эмблемы и буклета фирмы

   

Представление буклета и эмблемы

Контроль и самопроверка знаний

Проблемный

Беседа

Зачетный лист – подсчитать баллы команды

Рефлексия – анализ индивидуальной и командной работы

Зачетный лист, презентация

Коллективный

Получение информации о достижении учащимися планируемых результатов

Подведение итогов урока

Объяснительно иллюстративный

Отчет - демонстрация

Зачетная таблица представление результатов зачета, иллюстрация диаграммой степень достижения поставленной цели на занятии.

Анализ работы команд, отдельных обучающихся.

Типичные ошибки и недостатки, затруднения уч-ся при выполнении задания.

Сообщение оценок.

Электронная ведомость зачета, диаграмма,

Коллективный

Адекватность самооценки учащегося оценки преподавателя.

Получение учащимися информации о реальных результатах учения

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Информационный

Объяснение

Домашнее задание – подготовится к контрольной работе

 

Фронтальный

 
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.