Выстуление «Методика проведения деловой игры с использованием ИКТ»
учитель физики Власова Н.Н.
Выступление на МО учителей физики
Методика преподавания повторительно-обобщающего урока в форме деловой игры с использованием ИКТ
Введение
В настоящее время каждый преподаватель ставит перед собой задачу не только сообщить обучающимся определенные знания, но и научить обучающихся думать, развить их мысль, творческую инициативу, самостоятельность.
Важнейшая цель образования — это формирование целостной системы универсальных знаний, умений, навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевых компетенций, определяющих современное качество содержания образования.
Одним из способов развития ключевых компетенций служат деловые игры. Занятие проводится на заключительном этапе изучения темы в форме деловой игры продолжительностью два академических часа.
Использование ИКТ на занятиях позволяет формировать и развивать познавательную мотивацию обучающихся к получению новых знаний, помогает создавать условия успешности каждого на занятия, значительно улучшает чёткость в организации работы обучающихся.
Для проведения занятия не требуется специального программного обеспечения, достаточно стандартного пакета приложений Microsoft Office (Microsoft Office Word, Microsoft Office Power Point).
Опыт работы показывает, что подготовка к итоговым занятиям для обучающихся всегда сопряжена с психологическим дискомфортом. Поэтому, большое значение при подготовке к занятиям данного типа является создание атмосферы сотрудничества обучающихся и преподавателя.
Методическая цель работы: показать методику и технику проектирования повторительно-обобщающего урока по специальным дисциплинам на основе технологии развивающего обучения с использованием средств информационно-коммуникационных технологий.
Цель рассматриваемого занятия – обобщение знаний по теме и выявление уровня усвоения знаний каждым обучающимся по теме.
Основная задача занятия – формирование навыков принятия практического решения на игровых этапах «создания» и «развитие».
Главными задачами проведения деловой игры выступают:
- обобщение, активизация и закрепление знаний обучающихся, приобретенных при изучении темы;
- анализ, синтез, интерпретация материала в ходе деловой игры;
- практическое применение полученных знаний, планирование хода действий;
- развитие навыков по работе в группе, сотрудничество, взаимная помощь.
В процессе занятия каждый из обучающихся зарабатывает две оценки:
- индивидуальную – выставляется по окончанию выполнения теста;
- коллективную – выставляет по результатам работы команды на занятии
На каждом этапе установлен средний балл. В конце баллы за все конкурсы суммируются и к ним добавляются суммарный балл за тестирование группы.
Для выявление уровня усвоения знаний по теме обучающимися применяется компьютерное тестирование. Компьютерный тест создан в программе презентационной графики Microsoft Power Point с использование программирования. Основной принцип используемого теста в том, что обучающийся получает два результата:
- оценка проверки знаний обучающегося,
- баллы, которые обучающийся принес своей команде.
Учебный процесс организован так, чтобы каждый обучающийся стремился решить учебные задачи своими силами, и умел работать в группах.
Игра создает атмосферу здорового соревнования, заставляющего обучающегося не просто механически припомнить известное, а мобилизовать все свои знания, думать, подбирать подходящее, отбрасывать негодное, сопоставлять, оценивать.
Уход от обычных форм обучения, привлечение дополнительных знаний и проявление разнообразных умений, которые широко используются в повседневной жизнедеятельности, дают возможность отличиться обучающимся, не обладающими хорошими знаниями, служат началом для самовыражения их личности.
Форма деятельности (игровая ситуация) на различных этапах командного зачета способствует формированию и развитию у обучающихся основных компетенций: учебно-познавательных, коммуникативных, информационных, общекультурных, социально – трудовых
На подготовительном этапе у обучающихся формируются общекультурные компетенции, т.е. владение элементами художественно-творческих компетенций читателя, слушателя, исполнителя, художника при проектировании дизайна эмблемы и рекламного буклета. Формируется ценностно-смысловые компетенции - умение формулировать цели создания фирмы, выбор названия, распределение обязанностей.
В процессе игры формируются коммуникативные и информационные компетенции обучающихся, включающие знание способов взаимодействия с окружающими людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе.
В процессе применения знаний и умений на практике при выполнении заданий формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию; организовывать ее, преобразовывать, сохранять и передавать при помощи реальных объектов — компьютера. Следовательно, формируются информационные компетенции обучающихся. Также формируются учебно-познавательные компетенции, предполагающие умение оценивать начальные данные и планируемый результат, умение оформлять результаты своей деятельности наиболее оптимальным способом.
На этапе «Подведение итогов» формируются социально-трудовые компетенции, предполагающие умение анализировать достоинства и недостатки аналогов собственного продукта, умение владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношения. Также формируются информационные, коммуникативные, общекультурные компетенции.
Методические рекомендации по проведению занятия
Занятие проводится с использованием игровой ситуации - соревнования между командами на базе компьютерного класса или лаборатории экспериментальной физики. Проведение занятия обеспечивается компьютерами (количество зависит от числа команд) с установленным на них пакетом приложений Microsoft Office.
Число команд зависит от числа обучающихся. Необходимое условие - количество людей в команде одинаково и не менее 5 человек.
Подготовка к занятию
1.Познакомить обучающихся с планом работы на занятии (за неделю).
2.Познакомить с должностями и их обязанностями.
3.Домашнее задание обучающихся:
- разделится на группы (количество группы зависит от числа обучающихся);
- распределить роли, придумать атрибуты (название, эмблему, рекламный буклет);
- подготовить презентацию - визитную карточку.
4.Подготовить компьютерный класс:
Столы необходимо расставить так, что бы четко прослеживалось деление на группы.
На каждый стол необходимо сделать табличку с названием, в которой в последствии указывается состав обучающихся.
5.Каждой команде предоставляется четыре компьютера.
6.Проверить наличие и работоспособность необходимого оборудования и программного обеспечения;
7.Проверить работу тестирующей программы.
План - конспект занятия (с использование средств ИКТ)
Тема занятия: Обобщающее повторение по теме
№ занятия: (уроки темы)
Актуальность использования средств ИКТ: наглядное представление заданий, результатов работы, автоматизация проверки знаний, экономия учебного времени
Тип занятия: обобщения и систематизации знаний и умений…….
Вид занятия: командный зачет
Форма проведения: деловая игра
Цель занятия: систематизация и обобщение знаний по теме…..
Задачи:
образовательная |
обобщить знания по…..; закрепить умение……; |
воспитательная |
формировать сознательное отношение к выполнению заданий в коллективе: умение работать индивидуально и в группе, самостоятельно распределять обязанности, сообща решать поставленную задачу; формировать у обучающихся добросовестное отношение к работе в команде, чувствовать ответственность за правильность и точность ответов; |
развивающая |
самостоятельность мышления; творческая активность обучающихся; стремление к самоанализу, умению обобщать. |
Материально-техническое обеспечение занятия:
карточки с текстами;
зачетный лист команды;
песочные часы (таймер)
Аппаратное и программное обеспечение:
персональные компьютеры с пакетом приложений Microsoft Office,
мультимедийный компьютер
Межпредметные связи: информатика и ИКТ, деловая культура.
Организационная структура занятия
Этап, время |
Задачи |
Основной вид деятельности со средствами ИКТ |
Функции и основные виды деятельности преподавателя |
Форма организации деятельности обучающихся |
Организация начала урока |
Организация внимания обучающихся, обеспечение полной готовности к работе |
Настрой обучающихся на работу |
||
Обобщение и систематизация знаний |
Повторить основные вопросы теории |
Организация разминки |
Участие в опросе |
|
Проверить теоретические знания |
Выполнение теста (компьютерный вариант) |
Контролирование результатов выполнение задания |
Индивидуально выполняют тест, самостоятельно проверяют правильность выполнения |
|
Применить знания в нестандартных условиях |
Наглядное представление задания |
Организация работы, контролирование |
Групповая работа |
|
Применение знаний и умений (30 мин) |
Закрепить полученные знания, продемонстрировать умения по их применению |
Выполнение задания |
Консультирование, контроль |
Оформление документов за компьютером |
Применить знания в нестандартных условиях |
Наглядное представление задания |
Контролирование |
Индивидуальное выполнение заданий |
|
Перевод результатов работы с электронного формата в бумажный |
Групповое представление результатов работы |
|||
Подведение итогов урока |
Дать анализ и оценку успешности достижения цели |
Наглядное представление числовой информации средствами деловой графики |
Подведение итогов, разъяснение результатов |
Ознакомление с результатами |
Рефлексия |
Наглядное представление задания |
Организация работы |
Индивидуальное выполнение задания |
|
Объяснение домашнего задания |
объяснение домашнего задания |
Поясняет домашнее задание |
Записывают домашнее задание в тетрадь |
Список источников
Как готовиться к тестированию по проверке ИКТ – компетенции / Информатика в школе, 2012 - №17-24
Деловая игра как способ развития ключевых компетенций обучающихся / Информатика и образование, 2012 - №10
Технологическая карта занятия
Дидактическая структура занятия |
Методическая подструктура занятия |
Признаки решения дидактических задач |
|||||
Методы обучения |
Форма деятельности |
Методические приемы и их содержание |
Средства обучения |
Способы организации деятельности |
|||
Организационный момент |
Информационно-рецептивный |
Объяснение |
Сообщение темы, целей, способов работы. |
Презентация, атрибуты команды |
Фронтальный |
Готовность группы и оборудования, быстрое включение обучающихся в ритм занятия |
|
Применение понятий |
Репродуктивный |
Опрос Тест |
Теоретическая разминка Учащиеся отвечают на вопросы: 1 правильный ответ – 1 балл Выполнение теста на компьютере |
Презентация, компьютерный тест, вопросы для опроса карточки с документами |
Индивидуальный. Часть команды отвечает на вопросы, двое проходят тест; затем меняются, двое оформляю эмблему и буклет |
Самостоятельное выполнение предложенных заданий, требующих применение знаний в знакомой ситуации |
|
Применение знаний и умений на практике |
Частично-поисковый |
Игра «Пойми меня» |
Команда выбирает одну из 6 категорий. Участник команды должен словами, жестами, как можно точнее объяснить слова, представленные в разделе, а другой должны отгадать объясняемое слово |
Презентация |
Коллективный: часть команды участвует в игре |
Активная продуктивная деятельность обучающихся по применению знаний в измененной ситуации |
|
Работа с документами |
Документы без названия Учащиеся определяют вид документа |
- вторая часть работают с документами |
Выполнение задания, требующих применение знаний в знакомой ситуации |
||||
Репродуктивный |
Практикум за компьютером |
Оформить документ по предложенной ситуации |
Карточки с ситуацией |
Парный |
Грамотно оформленный документ |
||
Разгадывание ребусов |
Конкурс президентов – выбрать номинал термина, отгадать ребус |
Ребус, презентация |
Индивидуальный |
Продуктивная деятельность обучающихся по применению знаний в измененной ситуации |
|||
Презентация фирмы – представление эмблемы и буклета фирмы |
Представление буклета и эмблемы |
||||||
Контроль и самопроверка знаний |
Проблемный |
Беседа |
Зачетный лист – подсчитать баллы команды Рефлексия – анализ индивидуальной и командной работы |
Зачетный лист, презентация |
Коллективный |
Получение информации о достижении учащимися планируемых результатов |
|
Подведение итогов урока |
Объяснительно иллюстративный |
Отчет - демонстрация |
Зачетная таблица представление результатов зачета, иллюстрация диаграммой степень достижения поставленной цели на занятии. Анализ работы команд, отдельных обучающихся. Типичные ошибки и недостатки, затруднения уч-ся при выполнении задания. Сообщение оценок. |
Электронная ведомость зачета, диаграмма, |
Коллективный |
Адекватность самооценки учащегося оценки преподавателя. Получение учащимися информации о реальных результатах учения |
|
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению |
Информационный |
Объяснение |
Домашнее задание – подготовится к контрольной работе |
Фронтальный |