Методические рекомендации для работы с исторической картой при подготовки к ОГЭ по истории
Методические рекомендации по выполнению заданий 8-10
(работа с исторической картой) ОГЭ история
История считается одним из самых сложных экзаменов — ведь придётся запомнить множество дат, имён, сюжетных вех и реалий. Для того, чтобы успешно сдать ОГЭ/ЕГЭ по предмету необходимо много времени уделять не только теории, но закреплять полученные знания на практике. Можно сочетать следующие способы подготовки:
заучивание теории по справочнику/учебнику,
работа с датами по карточкам,
работа с атласом,
работа с памятниками культуры,
изучение теории по культуре и искусству,
просмотр исторических фильмов,
прослушивание аудиолекций,
посещение вебинаров и/или специализированных курсов,
практика по отдельным периодам истории,
практика по отдельным типам заданий,
общая практика по КИМ,
Одними из сложных заданий из КИМ считается работа с исторической картой и анализом исторической ситуации. Работа с исторической картой – одна из важнейших составляющих процесса изучения истории. Она позволяет сформировать у обучающихся пространственное мышление, представления о локализации исторических событий.
Согласно спецификации ОГЭ по истории, задание 8-10 предполагает работу с исторической картой. Верно выполненное задание оценивается в 1 балл.
Памятка для работы с исторической картой
Изучить теорию по историческому периоду, обратиться к атласу
1.Внимательно прочитать задание
2.Детально рассмотреть карту, выделить и подчеркнуть «подсказки» в виде даты, географических объектов, символов.
3.Изучить «легенду» карты
4.Провести анализ, вывести логическое рассуждение
5.Написать правильный ответ
Пример разбора исторической карты
1.Задание 8
Укажите век, когда произошли события, изображенные на схеме. Ответ запишите словом.
2.Задание 9
Укажите название города, обозначенного на карте цифрой «2».
3.Задание 10
Прочитайте отрывок из работы историка и укажите цифру, которой на схеме обозначен город, под которым прошла битва, чье название пропущено в данном отрывке.
«В результате ________ битвы армия короля Карла XII была настолько обескровлена, что уже не могла вести активных наступательных действий. Военное могущество Швеции было подорвано, и в Северной войне произошёл перелом в пользу России. На встрече с саксонским курфюрстом Августом II в Торуни был вновь заключён военный союз Саксонии с Россией. Датский король также вновь выступил против Швеции, причём теперь, благодаря приобретённому авторитету, России это не стоило ни денежных субсидий, ни посылки воинского контингента.»
Задание 8.
Укажите век, когда произошли события, изображенные на схеме. Ответ запишите словом.
На карте отмечена знаком скрещенных мечей деревня Лесная. Сражение у деревни Лесной состоялось в 1708 году за год битвы под Полтавой, значит речь идет о 18 веке, так как отображены события Северной войны(1700-1721гг) Ответ: восемьнадцатый
Задание 9
Укажите название города, обозначенного на карте цифрой «2».
Обращаем внимание на карту в атласе. Выше Новгорода располагается Санкт-Петербург, который был заложен в 1703 году на берегу Балтийского моря. Ответ: под цифрой 2 обозначен город Санкт-Петербург
Задание 10
Прочитайте отрывок из работы историка и укажите цифру, которой на схеме обозначен город, под которым прошла битва, чье название пропущено в данном отрывке.
«В результате ________ битвы армия короля Карла XII была настолько обескровлена, что уже не могла вести активных наступательных действий. Военное могущество Швеции было подорвано, и в Северной войне произошёл перелом в пользу России. На встрече с саксонским курфюрстом Августом II в Торуни был вновь заключён военный союз Саксонии с Россией. Датский король также вновь выступил против Швеции, причём теперь, благодаря приобретённому авторитету, России это не стоило ни денежных субсидий, ни посылки воинского контингента.»
Выделяем в тексте ключевые понятия, которые пригодятся для выполнения задания. Обращаем внимание на то, что «в Северной войне произошел перелом в пользу России», так как «армия Карла 12 была разгромлена в битве под Полтавой в 1709 году
Практикум IX-XII века
Источник заданий сайт Решу ОГЭ История
1.Задание 8
Укажите век, когда произошли события, изображенные на схеме. Ответ запишите словом.
2.Задание 9
Укажите название города, обозначенного на карте цифрой «1».
3.Задание 10
Прочитайте отрывок из летописи и укажите имя князя, чьи походы обозначены на схеме, и чье имя пропущено в данном отрывке.
«Когда __________ вырос и возмужал, стал он собирать много воинов храбрых, и быстрым был, словно пардус, и много воевал. В походах же не возил за собою ни возов, ни котлов, не варил мяса, но, тонко нарезав конину, или зверину, или говядину и зажарив на углях, так ел; не имел он шатра, но спал, постилая потник с седлом в головах, — такими же были и все остальные его воины. И посылал в иные земли [посланников, как правило, перед объявлением войны] со словами: «Иду на вы!»
Практикум XIII-XVI века
1.Задание 8
Укажите век, когда произошли события, изображенные на схеме. Ответ запишите словом.
2.Задание 9
Укажите название города, обозначенного на карте цифрой «4»
3.Задание 10
Прочитайте отрывок из работы историка и укажите цифру, которой на схеме обозначен город, чье название пропущено в данном отрывке.
«Во время Монгольского нашествия на Русь, бывшего частью Западного похода монголов, [данное] княжество оказалось первым из русских княжеств на пути завоевателей. Осенью орда Батыя вторглась в [его] пределы. Перебив посланное князем посольство и разгромив его дружины в пограничном сражении, монголо-татары разорили Пронск и ряд других городов и затем осадили _________. После ожесточенного штурма город был захвачен и разрушен, население было истреблено. »
Практикум XVII-XVIII века.
1.Задание 8
Укажите век, когда произошли события, изображенные на схеме. Ответ запишите словом.
2.Задание 9
Укажите название государства, которое было противником России в боевых действиях, обозначенных на схеме.
3.Задание 10
Прочитайте отрывок из работы историка и укажите цифру, под которой на схеме обозначен город, чье название пропущено в тексте.
«Русская армия потерпела тяжёлое поражение: было потеряно значительное количество артиллерии, понесены тяжёлые людские потери, сильно пострадал командный состав. В Европе русскую армию на несколько лет перестали воспринимать как серьёзную силу, а Карл XII получил славу великого полководца. С другой стороны, эта тактическая победа посеяла семя будущего поражения Швеции — Карл XII поверил, что разбил русских надолго и сильно недооценивал их вплоть до Полтавы. Пётр I, напротив, после поражения под ___________, осознал необходимость военных реформ и сделал упор на подготовку национальных командных кадров.»
1.Задание 8. Рассмотрите схему и выполните задание. Назовите российского императора, в годы правления которого был заключён мирный договор, место подписания которого обозначено на схеме.
2.Задание 9
Назовите морскую крепость, обозначенную на схеме цифрой «3».
Полученное слово или словосочетание введите в поле ответа без пробелов.
3.Задание 10
Прочитайте отрывок из сочинения историка.
«30 августа состоялось подписание мирного договора. За Россией закреплялось Балтийское побережье от Выборга до ________, т. е. Ингерманландия, Эстляндия и Лифляндия со всеми их городами, с островами Эзель, Даго и Мен и часть Карелии. Финляндия возвращалась Швеции. Россия выплачивала Швеции 2 млн. ефимков (около 1,5 млн. руб.) и соглашалась разрешить шведам закупать и вывозить беспошлинно из ________ и Ревеля на 50 тыс. руб. хлеба ежегодно».
В ответе укажите цифру, обозначающую на схеме город, название которого дважды пропущено в данном отрывке.
1.Задание 8
Укажите название периода истории России, когда происходили события, обозначенные на схеме стрелками.
2. Задание 9
Рассмотрите схему и выполните задания
Назовите русского царя, в правление которого разразился страшный голод, ставший одной из причин событий, изображённых на схеме.
3.Задание 10
Рассмотрите схему и выполните задания
Прочтите текст о событиях, отражённых на схеме, и, используя схему, укажите название города, которое пропущено в этом тексте.
«В мае, после смерти Бориса Годунова, Дмитрию присягнуло войско, стоявшее под Кромами; воевода Пётр Фёдорович Басманов перешёл на его сторону и в дальнейшем стал одним из самых близких его сподвижников и даже погиб вместе с ним. Самозванец отправил войско на Москву во главе с князем Василием Голициным, а сам поехал в Орёл, где его ждали выборные «от всей рязанской земли», и далее — в __________»
Практикум XIX-начало XX века
1.Задание 8
Укажите век, когда произошли события, изображенные на схеме. Ответ запишите словом.
2.Задание 9
Укажите название страны, которая была противником России в боевых действиях, обозначенных на схеме.
3.Задание 10
Прочитайте отрывок из работы историка и укажите цифру, под которой на схеме обозначено сражение, название которого пропущено в данном отрывке.
«___________ произошло в мае. В ходе него российская 2-я эскадра флота Тихого океана под командованием вице-адмирала Рожественского потерпела сокрушительное поражение от Императорского флота под командованием адмирала Хэйхатиро Того. Последнее, решающее морское сражение войны, в ходе которой русская эскадра была полностью разгромлена. Большая часть кораблей была потоплена противником или затоплена собственными экипажами, часть капитулировала, некоторые интернировались в нейтральных портах, и лишь четырём удалось дойти до русских портов.»