12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Дашкина Мариям Николаевна91
Учителем работаю 34 года. Всегда приходится не только учить других, но постоянно учиться самому. Со временем надо идти в ногу, поэтому изучаю новые программы, методики, использую информационные технологии на уроках математики.
Россия, Самарская обл., Тольятти
3

Методические рекомендации для студентов по выполнению практических работ по дисциплине «Индивидуальный учебный проект профессии «Повар, кондитер»

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Самарской области

«Тольяттинский колледж сервисных технологий

и предпринимательства»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ

ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

по дисциплине УД 02 Индивидуальный учебный проект

профессии 43.01.09 Повар, кондитер

Составитель: Дашкина Мариям Николаевна.

Тольятти

2018

Пояснительная записка

Методические рекомендации по дисциплине УД 02 Индивидуальный учебный проект созданы Вам в помощь для работы при подготовке и выполнения практических работ.

Данные методические рекомендации включают перечень работ, правила выполнения, список рекомендуемой литературы, критерии оценивания, на усмотрение преподавателя дополнительно: описание установки или рабочего места студента, материально-техническое обеспечение, контрольные вопросы, техника безопасности. Каждая работа содержит теоретический и практический блоки. Наличие тезисной информации по теме позволит Вам вспомнить ключевые моменты, рассмотренные преподавателем на занятии. Практическая часть содержит задания, пояснения или рекомендации по их выполнению, требования к оформлению и представлению отчета о выполнении.

При выполнении практических работ Вам предлагается производить поиск нужной информации с помощью электронных образовательных ресурсов в сети Intertnet, проводить исследования, проектировать и моделировать объекты, обрабатывать информацию прикладными программами, создавать презентации в MS PowerPoint.

По окончании работы результат представьте преподавателю. В случае возникновения вопросов по выполнению Вы всегда можете обратиться за помощью и консультацией к преподавателю.


 

Практическое занятие №1

Тема: Типы и виды проектов.

Цель занятия: дать понятие классификации проектов по типам и видам, комплексности и характеру контактов, продолжительности выполнения; формировать навыки их классификации и выбора одного из них для предстоящей работы.

Оборудование: Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М.: 2014.

Теоретическая часть:

В Европейских языках слово проект заимствовано из латинского, которое буквально означает: “выброшенный вперед”, “выступающий”, “вытянутый”, “бросающийся в глаза”.

Проект – самостоятельная работа студента, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата. Проект позволит вам максимально раскрыть свой творческий потенциал. Он позволит каждому проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы.

Учебный проект — это комплекс поисковых, исследовательских, расчетных, графических и других видов работ, выполняемых обучающимися самостоятельно с целью практического или теоретического решения значимой проблемы.

По доминирующему в проекте методу различают следующие типы проектов.

Информационный проект – проект, в структуре которого акцент проставлен на презентации.

Исследовательский проект – проект, главной целью которого является выдвижение и проверка гипотезы.

Краткосрочный проект – проект продолжительностью от 1 до 6 уроков.

Практико-ориентированный проект – проект, основной целью которого является изготовление средства, пригодного для разрешения какой-либо проблемы прикладного характера.

Ролевой проект (игровой) – проект, в котором изначально определены лишь роли участников и правила взаимоотношений между ними, тогда как структура, форма продукта и результаты остаются открытыми до самого конца.

Среднесрочный проект – проект продолжительностью от одной недели До одного месяца.

Творческий проект – проект, центром которого является творческий продукт – результат самореализации участников проектной группы.

Телекоммуникационный проект (учебный) – групповой проект, организованный на основе компьютерной телекоммуникации.

Тип проекта

Цель проекта

Проектный продукт

Тип деятельности

Практико-ориентированный  

Решение практических задач заказчика проекта  

Учебные пособия, макеты и модели, инструкции, памятки, рекомендации

Практическая деятельность в определенной учебно-предметной области

Исследовательский  

Доказательство или опровержение какой-либо гипотезы  

Результат исследования, оформленный установленным способом  

Деятельность, связанная с экспериментированием, логическими мыслительными операциями

Информационный  

Сбор информации о каком-либо объекте или явлении  

Статистические данные, результаты опросов общественного мнения, обобщение высказываний различных авторов по какому-либо вопросу

Деятельность, связанная со сбором, проверкой, ранжированием информации из различных источников; общение с людьми как источниками информации

Творческий

Привлечение интереса публики к проблеме проекта  

Литературные произведения, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы

Творческая деятельность, связанная с получением обратной связи от публики  

Игровой или ролевой  

Предоставление публике опыта участия в решении проекта

Мероприятие (игра, состязание, викторина, экскурсия и тому подобное)

Деятельность, связанная с групповой коммуникацией

По характеру контактов проекты бывают региональные и международные.

По количеству участников можно выделить индивидуальные и групповые проекты.

По продолжительности выполнения проекты могут быть краткосрочными (могут быть разработаны на нескольких уроках), средней продолжительности (от недели до месяца), долгосрочными (от месяца до нескольких месяцев).

Виды индивидуальных проектов.

1. По признаку предметно-содержательной области:

монопроекты (в рамках одной области знания),

межпредметные проекты.

2. По характеру контактов:

внутригрупповые;

внутриколледжные;

внутренние или региональные,

международные.

3. По количеству участников проекта:

индивидуальные,

парные,

групповые.

4. По продолжительности проекта:

краткосрочные,

средней продолжительности,

долгосрочные.

5. По результатам:

доклад, альбом, сборник, каталог, альманах;

макет, схема, план-карта;

видеофильм;

выставка; и др.

По комплексности:

Монопроекты проводятся, как правило, в рамках одного предмета или одной образовательной области знания, хотя и могут использовать информацию из других областей знания и деятельности. В таком проекте преподаватель-предметник выступает руководителем, консультантом – преподаватель другой дисциплины. Интеграция осуществляется в данном случае на этапе подготовки продукта и презентации: например, компьютерная верстка альманаха.

Межпредметные проекты выполняются исключительно во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания.

Межпредметный проект – проект, предполагающий использование знаний по двум и более предметам.

Метапредметный проект – внепредметный проект выполняется на стыках областей знаний, выходит за рамки учебных дисциплин.

Работа над индивидуальным проектом может осуществляться по следующим направлениям (таблица 1).

Таблица 1 – Рекомендуемые направления индивидуального проектирования

Направления индивидуального проектирования

Примерная тематика проектов

Экономическое

1. Обновление производства

2. Экономические проблемы общества

3. Технико-экономические расчеты

4. Анализ альтернативных решений

5. Бизнес-план

6. Управление персоналом

Производственное или техническое

1. Технология производства

2. Разработка мероприятий по улучшению качества продукции

3. Автоматизация производства

4. Партнерство с работодателями

5. Охрана труда и безопасное ведение работ

Профориентационное (в соответствии с выбранной специальностью)

1. Профессиональное самоопределение

2. Составление резюме

3. Рынок труда

4. Построение карьеры

5. Производственная адаптация

6. Развитие профессиональных качеств

Художественное

1. Искусство

2. Эстетика

3. Народные промыслы

4. Декоративно – прикладное искусство

5. Художественное творчество

6. Арт-проект

Естественно-научное

1. Естественно-научные дисциплины

2. Информационные технологии

3. Разработка информационного ресурса

4. Разработки в области медицины

Социокультурное

1. Историческое

2. Гражданско-патриотическое

3. Социальное

4. Идеологическое

5. Экологическое

6. Создание комфортной среды для людей с ограниченными возможностями

7. Здоровье нации

Экономическая

Программа действий, мер по осуществлению конкретного, предметного социально-экономического замысла, например, по обновлению производства, освоению добычи полезных ископаемых, выпуску и продаже новых товаров. В основе проекта должно лежать решение какой-либо экономической проблемы общества (семьи, города, региона). Результаты любого проекта должны быть «осязаемыми», т.е. должен быть конкретный результат, готовый к применению. В проекте должны быть представлены технико-экономические расчеты, сравнение и (или) анализ различных альтернативных вариантов решений.

Производственная или техническая

Проект технический – образ намеченного к созданию объекта, представленный в виде его описания, схем, чертежей, расчетов, обоснований, числовых показателей. Производственный проект может быть выполнен в период или после прохождения производственной практики. Особое значение имеет практико-ориентированный тип проекта, который может быть реализован с потенциальным работодателем.

Профориентационный проект

Проект призван повысить статус и стандарты профессиональной подготовки промышленных кадров, способствовать грамотной профориентации и повышению качества образования. Целью выполнения такого проекта может быть популяризация рабочих профессий; анализ регионального компонента трудовых вакансий; социально-трудовая адаптация школьников; развитие умений выбирать оптимальный путь самореализации; оказание помощи обучающимся при принятии решений выбора профессии с учетом индивидуальных особенностей личности и потребности рынка труда.

Художественный проект

В рамках проекта можно попробовать себя в роли художников, фотографов, перформансистов, поэтов и танцоров и т.д. здесь могут выполняться работы любых жанров и видов искусства. Одной из задач может быть – дать в работе свои ответы на вопросы: «Что есть культура сейчас?», «Куда она движется?», «Почему так происходит?».

Естественнонаучное направление

Включает в себя очень широкие направления и области естественнонаучного знания математики, физики, химии, биологии, описывающих структурные, функциональные, количественные и последовательные причинно-следственные связи материальных объектов и систем материальных объектов в поле времени-пространства среды их нахождения. В процессе создания естественнонаучных проектов возрастает познавательный интерес к общим законам природы, стремление к приобретению обширных знаний, обогащается умственная деятельность, развивается умение мыслить.

Индивидуальные проекты в области химии призваны, прежде всего, показать, что химия – это не только учебная дисциплина, подобная второму языку – требует не только понимания, но и запоминания, а иногда и зубрежки, а органичная часть жизни любого человека, помогающая понять структуру мирозданья и разобраться в окружающей действительности. Химические технологии сегодня прочно вошли практически во все сферы нашей жизни, во многом облегчая ее, но одновременно и порождая многие проблемы, частично пересекающиеся с биолого-экологическими.

Проектная деятельность в области физики имеет основной задачей показать обучающимися систему межпредметных связей и помочь увидеть, что физика – это не только язык формул, но и целая система, позволяющая описать многие необычные явления обыденной жизни.

Задача проектно-исследовательской деятельности в области математики – это обозначение межпредметных связей и развитие исследовательского интереса в данной области.

Социокультурный проект

Особое место в системе специализированных технологий занимает социально-культурное проектирование, как мировоззренческая и технологическая основа целого ряда профессий социально-культурной, социально-педагогической и культурологической направленности. В основе любой профессии социально-культурной сферы лежит способность подготовить и провести культурную акцию (или систему мероприятий и акций), предварительно обосновав ее идею (замысел), определив цели и задачи, предполагаемые средства их решения. Мероприятие, акция, программа будут эффективными лишь в том случае, если в их основу будет положен идеальный замысел – предваряющий действие проект.

Целью проекта может быть воспитание нравственности, гражданственности, социальной толерантности, стремление нести добро в окружающий мир, любовь к истории собственного народа, своей семьи, в сочетании с уважением к представителям других национальностей.

Практическая часть:

1.Прочитайте теоретическую часть.

2. Ответьте на вопросы:

1) Если следовать логике определений проекта, то проектами в нашей жизни является практически все: прием гостей, выбор подарка к празднику, покупка бытовой техники, путешествие, ремонт (разумеется); а если задуматься, то проектами должны быть и вступление в брак, и воспитание детей… Исходя из этих понятий дайте определение слову «Проектировать» (составлять проект; предполагать сделать что-либо, намечать);

2) Определите тип проекта по продолжительности: проекты, требующие выполнения 4-6 занятий, которые используются для координации деятельности проектных групп. Основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации выполняется в рамках внеклассной деятельности и дома (Краткосрочные проекты);

3) Определите тип проекта: направлен на сбор информации о каком-либо объекте или явлении с целью анализа, обобщения и представления информации для широкой аудитории (Информационный);

4) Определите тип проекта: предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к выполнению проекта и презентации его результатов

(Творческий);

5) Определите тип проекта: участвуя в котором, проектанты берут на себя социальные роли или роли литературных героев с целью воссоздания через игровые ситуации различных ситуаций социальных или деловых отношений

(Ролевые-игровые)

6) Определите вид проекта по продолжительности: проекты, которые могут выполняться как в группах, так и индивидуально. Желательно осуществлять их в рамках ученического научного общества. Весь цикл реализации годичного проекта выполняется во внеурочное время (Долгосрочные);

7) Определите тип проекта по продолжительности: проекты выполняются в течение 30–40 ч. При осуществлении такого проекта возможно сочетание классных и внеклассных форм работы. Желательно проведение проектной недели (Среднесрочные);

8) Определите тип проекта: он нацелен на решение социальных задач, отражающих интересы участников проекта или внешнего заказчика (практико-ориентированный);

9) Определите тип проекта: по структуре напоминает научное исследование) – он включает в себя обоснование актуальности выбранной темы, постановку задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей её проверкой, обсуждение и анализ лученных результатов (Исследовательский);

10) Определите вид проекта: реализуются, как правило, в рамках одного учебного предмета или одной области знаний, хотя могут использовать информацию из других областей знаний и деятельности. Руководителем такого проекта выступает учитель-предметник, консультантом – учитель другой дисциплины (Монопроекты);

11) Определите вид проекта: выполняются исключительно во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания. Они требуют глубокой содержательной интеграции уже на этапе постановки проблемы (Межпредметные проекты)

Выберите лишнее. Типы проектов по доминирующей роли обучающихся:

1. поисковый;

2. ролевой;

3. информационный;

4. творческий.

Выберите лишнее. Типы проектов по продолжительности:

1. смешанные;

2. краткосрочные;

3. годичные

4. мини-проекты.

Контроль: выполнение заданий

Практическое занятие № 2

Тема: Исследовательские проекты

Задачи:. познакомить обучающихся с понятиями : Исследовательские проекты. Этапы выполнения исследовательского проекта.

Оборудование: Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М.: 2014.

Теоретическая часть:

Главной целью исследовательского проекта является получение представлений о каком-то явлении. Исследовательский проект может выполняться по одному (монопроект) или нескольким (междисциплинарный) предметам.

Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие.

Работа над исследовательским проектом проходит в несколько этапов:

1. Выбор темы.

2. Определение цели, задач, гипотезы, объекта и предмета исследования.

3. Подбор и изучение материалов по теме: литература, другие источники.

4. Выбор методов исследования.

5. Разработка плана проекта и его реализация.

6. Написание исследовательского проекта.

7. Оформление исследовательского проекта.

8. Защита исследовательского проекта (презентация, доклад).

Первый этап – выбор темы

Выбор темы для исследовательского проекта должен отвечать следующим требованиям:

1. Тема должна соответствовать склонностям автора.

2. Основные тексты должны быть достижимы (то есть физически доступны для автора).

3. Основные тексты должны быть постижимы (то есть интеллектуально посильны для автора).

Второй этап — определение цели, задач, гипотезы, объекта и предмета исследования

Любая работа требует от ее автора формулирования целей и задач исследования.

При определении цели исследования необходимо ответить на вопросы:

1. Какой результат предполагается получить?

2. Каким видится этот результат ещё до его получения?

Под задачами исследования понимается то, что нужно сделать, чтобы цель была достигнута.

Гипотеза — научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо явлений.

Определяются также объект, предмет проекта.

Объектом исследования называется процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранные для изучения. Главный вопрос при определении объекта —Что рассматривается?

Предмет исследования определяется при ответе на следующие вопросы:

1. Как рассматривать объект?

2. Какие отношения ему присущи?

3. Какие аспекты и функции выделяет исследователь для изучения объекта.

В одном исследовательском проекте может решаться только одна проблема и поэтому ставится только одна цель. В общем виде цель – это запланированный результат какой-либо деятельности. Цель любого научного исследования, по сути, состоит в доказательстве гипотезы. Цель исследовательской работы – это ее конечный результат, ответ на вопрос: «Что хочет получить исследователь в результате своей работы?». Для формулировки цели исследовательской деятельности можно использовать следующие слова-подсказки: разработать план наблюдения за ... , дать описание, сравнить, классифицировать, объяснить, установить взаимосвязь, составить ... ; определить ... Одно исследование может быть направлено на достижение только одной цели.

Третий этап — подбор и изучение материалов по теме

При изучении материалов по выбранной теме, принято все источники делить на первоисточники и вторичные источники.

При работе с книгами первоисточниками считается первоиздание или академическое издание текста

Перевод, пересказы, сделанные другими авторами, даже оснащенные длиннейшими цитатами, источниками не являются.

Четвертый этап — выбор методов исследования

Обязательно в исследовательском проекте указание на методы исследования, которые служат инструментом для добывания фактического материала, являясь необходимым условием достижения поставленной цели. Существуют следующие методы исследования (тебе нужно выбрать подходящие для своей работы):

- Наблюдение. (Представляет собой активный познавательный процесс, опирающийся, прежде всего на работу органов чувств человека: зрения, слуха, осязания, обоняния),.

- Сравнение. (Позволяет установить сходство и различие предметов и явлений действительности. В результате сравнения устанавливается то общее, что присуще двум или нескольким объектам.)

- Измерение. (Процедура определения численного значения некоторой величины посредством единицы измерения. Дает точные, количественно определенные сведения об окружающей действительности.)

- Эксперимент или опыт. (Предполагает вмешательство в естественные условия существования предметов и явлений или воспроизведение определенных сторон предметов и явлений в специально созданных

условиях ).

- Моделирование. (Построение и изучение моделей реально существующих предметов и явлений и конструируемых объектов. По характеру моделей выделяют предметное и знаковое моделирование. Предметным называют моделирование, в ходе которого исследование ведется на модели, воспроизводящей геометрические, физические, динамические, либо функциональные характеристики объекта – оригинала. При знаковом моделировании моделями служат схемы, чертежи, формулы и т.п.).

- Беседа , анкетирование, или опрос. (Организуется с целью выявления индивидуальных особенностей личности, её желаний, позиции).

Пятый этап — разработка плана проекта и его реализация

При работе над исследовательским проектом необходимо наметить рабочий план.

Рабочий план поможет прояснить, что необходимо сделать. Далее идет его реализация: проводятся наблюдения, эксперименты, опыты, беседы, опросы, анкетирования и т.п. согласно выбранным методам.

Шестой этап — написание исследовательского проекта

При написании исследовательского проекта следует учитывать, что язык и стиль его — научный.

Научный стиль имеет свои особенности:

— подчеркнутую, строгую логичность, проявляющуюся в том, что все предложения располагаются в последовательности, соответствующей причинно-следственным связям явлений, а выводы вытекают из фактов, изложенных в тексте;

— точность, которая достигается тщательным подбором слов, употреблением их в прямом значении, широким использованием терминов;

— объективность изложения фактов, недопустимость субъективизма и эмоциональности. В языковом плане эти свойства проявляются в том, что в научных текстах не принято использовать эмоционально-оценочную лексику, а вместо местоимения «я «и глаголов в 1-м лице единственного числа чаще употребляются предложения неопределенно-личные (считают, что……), безличные (известно, что……), определенно-личные (рассмотрим проблему…);

— ясность — умение писать доступно и доходчиво;

— краткость — умение избежать ненужных повторов, излишней детализации и словесного мусора.

Седьмой этап — оформление исследовательского проекта

Исследовательская работа оформляется на листах формата А 4 с одной стороны.

Выставляются поля:

- левое поле - 20 мм

- правое - 10 мм

- верхнее - 15 мм

- нижнее - 15 мм

Текст работы набирают шрифтом Times New Roman.

Размер шрифта 14.

Междустрочный интервал – 1,5 (полуторный).

Выравнивание текста на странице - по ширине.

Обязательны абзацные отступы с величиной на усмотрение автора. Текст исследовательского проекта должен быть хорошо читаемым и правильно оформленным.

Восьмой этап - защита исследовательского проекта (презентация, доклад).

Цель

Формирование навыков учебного исследования.

Результат

Не всегда известен с самого начала исследования, выдвигается

гипотеза о результатах, которая затем подвергается экспери-

ментальной или теоретической проверке.

Структура

Данные проекты полностью подчинены единой логике и имеют

структуру, приближенную к структуре научного исследования

или полностью совпадающую с ней, а именно:

Опубликовано


Комментарии (1)

Кияйкина Наталья Федоровна, 11.01.19 в 09:14 0 Ответить Пожаловаться
Очень полезная информация! Благодарю!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.