12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Зуева Нина Александровна1614
Высшая категория, идем к следующей цели - педагог-наставник!
Россия, Пермский край
Материал размещён в группе «Рабочие программы по русскому языку»

Министерство образования и науки Пермского края

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Кизеловский политехнический техникум»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОДБ.01 РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА. РУССКИЙ ЯЗЫК

программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих

для профессии 43.01.09 «Повар, кондитер»

естественнонаучного профиля

2017

Редакция 1

Рассмотрено и одобрено

на заседании цикловой комиссии

« ___ » _________________ 20 ___ г.

Председатель __________________

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор техникума

________________________________

« ___ » __________________ 20 ___ г.

Рассмотрено и одобрено

на заседании цикловой комиссии

« ___ » _________________ 20 ___ г.

Председатель __________________

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор техникума

________________________________

« ___ » __________________ 20 ___ г.

Рассмотрено и одобрено

на заседании цикловой комиссии

« ___ » _________________ 20 ___ г.

Председатель __________________

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор техникума

________________________________

« ___ » __________________ 20 ___ г.

Рассмотрено и одобрено

на заседании цикловой комиссии

« ___ » _________________ 20 ___ г.

Председатель __________________

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор техникума

________________________________

« ___ » __________________ 20 ___ г.

Рассмотрено и одобрено

на заседании цикловой комиссии

« ___ » _________________ 20 ___ г.

Председатель __________________

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор техникума

________________________________

« ___ » __________________ 20 ___ г.

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (далее – ФГОС СОО) и примерной программы учебной дисциплины «Русский язык и литература. Русский язык», разработанной Федеральным институтом развития образования, от 21 июля 2015 г. для профессиональных образовательных организаций (далее - СПО).

Организация-разработчик: ГБПОУ «Кизеловский политехнический техникум»

Разработчик: Зуева Нина Александровна, преподаватель русского языка и литературы ГБПОУ «Кизеловский политехнический техникум»

Рецензенты:

Внутренний – Лядова Елена Александровна, зам.директора по УВР ГБПОУ «Кизеловский политехнический техникум»

Внешний – Грошева Татьяна Михайловна, преподаватель русского языка и литературы ГБПОУ «УХТК», высшая квалификационная категория.

СОДЕРЖАНИЕ

 

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

7

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

19

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

22

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОДБ.01 РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА. РУССКИЙ ЯЗЫК

  1. Область применения программы.

Программа учебной дисциплины «Русский язык» общеобразовательного цикла предназначена для реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования и является частью образовательной программы среднего профессионального образования естественно - научного профиля - программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии «Повар, кондитер, реализуемой на базе основного общего образования, с получением среднего общего образования.

  1. Место дисциплины в структуре программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих:

Учебная дисциплина «Русский язык» является общеобразовательной учебной дисциплиной из обязательной предметной области «Филология» ФГОС среднего общего образования, для всех профессий среднего профессионального образования естественнонаучного профиля.

  1. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины.

Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык» ориентирована на достижение следующих целей:

совершенствование общеучебных умений и навыков обучаемых: языковых, речемыслительных, орфографических, пунктуационных, стилистических;

формирование функциональной грамотности и всех видов компетенций (языковой, лингвистической (языковедческой), коммуникативной, культуроведческой);

совершенствование умений обучающихся осмысливать закономерности языка, правильно, стилистически верно использовать языковые единицы в устной и письменной речи в разных речевых ситуациях;

дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков.

Освоение содержания учебной дисциплины «Русский язык» обеспечивает достижение обучающимися следующих результатов:

личностных:

  • воспитание уважения к русскому (родному) языку, который сохраняет и отражает культурные и нравственные ценности, накопленные народом на протяжении веков, осознание связи языка и истории, культуры русского и других народов;

  • понимание роли родного языка как основы успешной социализации личности;

  • осознание эстетической ценности, потребности сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;

    формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

  • способность к речевому самоконтролю; оцениванию устных и письменных высказываний с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

  • готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

  • способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью, потребность речевого самосовершенствования;

метапредметных:

  • владение всеми видами речевой деятельности: аудированием, чтением (пониманием), говорением, письмом;

  • владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; использование приобретенных знаний и умений для анализа языковых явлений на межпредметном уровне;

  • применение навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в процессе речевого общения, образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

  • овладение нормами речевого поведения в различных ситуациях межличностного и межкультурного общения;

  • готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

  • умение извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, информационных и коммуникационных технологий для решения когнитивных, коммуникативных и организационных задач в процессе изучения русского языка;

предметных:

  • сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение знаний о них в речевой практике;

  • сформированность умений создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;

  • владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;

  • владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;

  • владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;

  • сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского языка;

  • сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа текста;

  • способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к теме, проблеме текста в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;

  • владение навыками анализа текста с учетом их стилистической и жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;

сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы.

  1. 1.4 Количество часов на освоение программы дисциплины:

Максимальная учебная нагрузка обучающегося - 171 час

в том числе:

обязательная аудиторная нагрузка обучающегося - 114 часов

самостоятельная работа студента – 57 часов.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

  1. Объём учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объём часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

171

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

114

в том числе:

 

практические занятия

32

Самостоятельная работа студента:

57

- работа с первоисточниками (конспектирование и реферирование лингвистических текстов);

- подготовка к практическим занятиям (домашняя подготовка, занятия в библиотеке, работа с электронными каталогами, интернет-информация);

- составление текстов различных жанров;

- подготовка устных сообщений, рефератов;

- работа со словарями, справочниками, энциклопедиями.

- подбор примеров на различные темы;

- сообщения по темам;

- выполнение упражнений из ДИ;

- лингвистический анализ текста;

- знакомство изобразительно-выразительными средствами языка;

- составление схем предложений;

-создание индивидуального проекта.

4

5

4

5

4

5

4

2

2

2

18

Промежуточная аттестация в форме экзамена

2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины ОДБ.01 Русский язык и литература. Русский язык

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа студентов, курсовая работа (проект)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Входной контроль. Тесты.

 

2

2

Введение 4ч. + 10ч. (с/р)

   

Введение

Содержание учебного материала

2

2

1

Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Язык и общество. Язык как развивающееся явление. Язык как система. Основные уровни языка.

Русский язык в современном мире. Язык и культура. Отражение в русском языке материальной и духовной культуры русского и других народов. Понятие о русском литературном языке и языковой норме.

Практические занятия №1

Проведение беседы о современном состоянии русского языка.

Составление таблиц «Уровни языка», «Нормы литературного языка».

Самостоятельная работа студента:

наизусть прочитать 2-3 высказывания великих людей о богатстве и выразительности русского языка. Доказать справедливость этих высказываний;

определить по словарям и справочникам терминов: русский национальный язык, русский литературный язык;

составление обобщающих таблиц: русский национальный язык;

подготовка сообщения на тему: «Русский язык - один из языков ООН»;

написать обзор источников по теме «Понятие о русском литературном языке и языковой норме» (не менее 10 источников).

2

2

2

2

2

 

Раздел 1. Лексика и фразеология 10ч. + 8ч. (с/р)

Тема 1.1

Лексическая система русского языка

Содержание учебного материала

2

2

Лексика. Слово в лексической системе языка. Лексическое и грамматическое значения слова. Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы и их употребление.

Русская лексика с точки зрения происхождения и употребления. Активный и пассивный словарный запас. Лексические нормы. Лексические словари.

Практические занятия №2

Изучение лексических групп слов.

Работа с лексическими словарями.

2

2

 

Самостоятельная работа студента:

- нахождение диалектов, просторечных слов и вульгаризмов в произведениях современных писателей и поэтов (В. Белов, Е. Евтушенко, Б. Можаев, А. Вознесенский)

поиск антитезы, оксюморона и языковых средств их создания на примере

М. Ю.Лермонтова, А. Блока, А. Ахматовой

2

2

 

Тема 1.2

Фразеологические единицы

Содержание учебного материала

2

2

2

Фразеологизмы. Отличие фразеологизма от слова. Употребление фразеологизмов в речи. Афоризмы.

Практические занятия №3

Изучение фразеологических единиц.

Работа с фразеологическими словарями.

 

Самостоятельная работа студента:

- составление словарика на основе стилистически окрашенной фразеологии крылатых слов- оборотов, заимствованных из античной литературы, Ветхого и Нового завета, произведений русских и зарубежных писателей;

- подготовка сообщений: «Пословицы и поговорки русского народа, как один из основных источников фразеологии», «Фразеологическое новаторство писателей: нахождение авторских фразеологизмов в художественных текстах В.Маяковского, А.Твардовского».

2

2

 

Раздел 2 . Фонетика и орфоэпия 6ч. + 4ч. (с/р)

Тема 2.1

Фонетические единицы

Содержание учебного материала

2

2

2

Фонетические единицы. Звук и фонема. Открытый и закрытый слог. Соотношение буквы и звука. Фонетическая фраза. Ударение словесное и логическое. Роль ударения в стихотворной речи. Интонационное богатство русской речи. Благозвучие речи. Звукопись как изобразительное средство. Ассонанс, аллитерация. Фонетический разбор слова.

Практические занятия №4

Изучение фонетических единиц.

Фонетический разбор слова.

Самостоятельная работа студента:

подобрать фрагменты художественных текстов, в которых использована звукопись как изобразительное языковое средство на примере произведений Б.Пастернака, К. Бальмонта

подготовка сообщений "Стилистические функции звукописи в художественной речи (звукоподражание, выразительно - изобразительные функции звукописи, эмоционально- экспрессивные функции звукописи, понятие звукообраза) на примере произведений А.Пушкина, А.Блока, С. Есенина, И. Тургенева» (по выбору студента)

2

2

 

Тема 2.2

Основные правила произношения

Содержание учебного материала

Орфоэпические нормы: произносительные и нормы ударения. Произношение гласных и согласных звуков, произношение заимствованных слов. Использование орфоэпического словаря.

2

2

Раздел 3. Графика и орфография 12ч. + 2ч. (с/р)

Тема 3.1

Графические средства передачи устной речи на письме. Типы орфограмм

Содержание учебного материала

2

2

1,2

Графика и русский алфавит. Орфография. Основные типы орфограмм

Практические занятия №5

Изучение графических средств передачи устной речи на письме, основных типов орфограмм.

Выполнение упражнений.

Тема 3.2

Правописание

Содержание учебного материала

2

1,2

Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных.

Правописание чередующихся гласных в корнях слов.

Правописание О/Ё после шипящих и Ц.

Правописание приставок. Правописание И – Ы после приставок

2

1,2

Правописание сложных слов. Употребление буквы Ь.

Практические занятия №6

Изучение правил написания слов. Составление алгоритмов и таблиц по орфографии.

Выполнение упражнений.

2

2

1,2

Самостоятельная работа студента:

составление словарного диктанта по произведению И.А.Гончарова «Обломов»

2

 

Раздел 4. Морфемика и словообразование 8ч. + 4ч. (с/р)

Тема 4.1

Морфемный состав слова

Содержание учебного материала

Морфемика. Понятие морфемы как значимой части слова.

Состав слова. Корневые и аффиксальные морфемы.

Практические занятия №7

Изучение морфемного состава слов.

Морфемный разбор слова.

Работа со словарями.

Выполнение упражнений

2

2

2

Тема 4.2

Способы словообразования

Содержание учебного материала

Словообразование. Способы словообразования

Словообразование знаменательных частей речи. Особенности словообразования профессиональной лексики и терминов.

Практические занятия №8

Изучение способов словообразования.

Составление таблицы «Способы словообразования».

Словообразовательный разбор слов.

Выполнение упражнений.

2

2

2

 

Самостоятельная работа студента:

провести наблюдение за стилистическим использованием книжных и разговорно-просторечных словообразовательных средств в произведениях В. Распутина, В. Абрамова;

работа со словарями по подбору словообразовательных архаизмов по произведениям А. Пушкина;

провести наблюдение за окказиональным словообразованием. Доказать, что авторские слова создаются по типичным словообразовательным моделям русского языка, на примере произведений В. Маяковского, И. Северянина

поиск в художественных текстах слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами на примере произведений А.С. Пушкина, Н.А. Некрасова, М.Е. Салтыкова - Щедрина,

И. С.Тургенева, Ф. М.Достоевского

1

1

1

1

 

Раздел 5. Морфология и орфография 20ч. + 14ч. (с/р)

Тема 5.1

Самостоятельные части речи, их правописание

Содержание учебного материала

2

2

Морфология. Грамматические признаки слова (грамматическое значение, грамматическая форма и синтаксическая функция). Самостоятельные и служебные части речи.

Имя существительное. Лексико-грамматические разряды имен существительных. Род, число, падеж существительных. Склонение имен существительных. Правописание суффиксов и окончаний имен существительных.

2

2

Самостоятельная работа студента:

- прочитать стихотворение О.Мандельштама «Звук осторожный и глухой». Выписать из стихотворения имена существительные и сделать морфологический разбор (не менее двух)

2

 

Имя прилагательное. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных. Степени сравнения имен прилагательных. Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных.

2

2

Имя числительное. Лексико-грамматические разряды имен числительных. Правописание числительных. Сочетание числительных оба, обе, двое, трое и др. с существительными разного рода.

2

2

Местоимение. Значение местоимения. Лексико-грамматические разряды местоимений. Правописание местоимений. Местоимение как средство связи предложений в тексте.

2

2

Самостоятельная работа студента:

- провести наблюдение над использованием местоимений для создания комических эффектов на примере произведений А.П. Чехова "Вишневый сад"

- анализ произведений А. Блока: Стилистическое использование местоимений в художественной речи

- провести наблюдение над ролью языковых средств создания эпитетов и использования постоянных эпитетов в произведениях фольклора

- подбор примеров стилистического использования имен числительных в художественной речи на примере произведений: А. Пушкин "Пиковая дама", Н. Некрасов " Вчерашний день, в часу шестом...", А. Блок "Двенадцать"

2

2

2

2

 

Глагол. Грамматические признаки глагола. Правописание суффиксов и личных окончаний глагола.

2

2

Самостоятельная работа студента:

объяснить для каких целей в художественных текстах глаголы одного времени могут использоваться в значение другого времени на примере произведений Л. Толстого

привести примеры стилистической функции имен и фамилий героев в художественных произведениях Н. Островского, А. Чехова, Ф. Достоевского

2

2

 

Причастие как особая форма глагола. Образование действительных и страдательных причастий. Правописание суффиксов и окончаний причастий. Правописание -Н- и –НН- в причастиях и отглагольных прилагательных.

2

2

Деепричастие как особая форма глагола. Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида. Особенности построения предложений с деепричастиями.

2

2

Наречие. Грамматические признаки наречия. Степени сравнения наречий. Правописание наречий. Отличие наречий от слов-омонимов. Использование местоименных наречий для связи предложений в тексте. Слова категории состояния. Отличие слов категории состояния от слов-омонимов. Группы слов категории состояния. Их функции в речи.

Практические занятия №9

Морфологический разбор самостоятельных частей речи.

Выполнение упражнений.

2

2

2

Раздел 6. Служебные части речи 8ч. + 2ч. (с\р)

Тема 6.1

Служебные части речи, их правописание

Содержание учебного материала

   

Предлог как часть речи. Правописание предлогов. Отличие производных предлогов (в течение, в продолжение, вследствие и др.) от слов-омонимов. Употребление предлогов в составе словосочетаний. Употребление существительных с предлогами благодаря, вопреки, согласно и др.

2

2

Самостоятельная работа студента:

- выписать из рассказа И.Бунина «Легкое дыхание», сочетания существительных и местоимений с предлогами, распределяя их на две группы: 1) с непроизводными предлогами; 2) с производными предлогами.

1

 

Союз как часть речи Правописание союзов. Отличие союзов тоже, также, чтобы, зато от слов-омонимов. Употребление союзов в простом и сложном предложении. Союзы как средство связи предложений в тексте.

2

2

Частица как часть речи. Правописание частиц. Правописание частиц НЕ и НИ с разными частями речи.

2

2

Междометия и звукоподражательные слова. Правописание междометий и звукоподражаний. Знаки препинания в предложениях с междометиями.

2

2

Самостоятельная работа студента:

- Роль служебных слов и междометий в передачи эмоций и чувств из произведений

А. С.Пушкина, Н.В. Гоголя, Ф. И.Тютчева, А. Куприна, А. П.Чехова (подбор примеров)

1

 

Раздел 7 . Синтаксис и пунктуация 30ч. + 7ч. (с/р)

Тема 7.1

Основные единицы синтаксиса

Содержание учебного материала

2

2

Синтаксис и пунктуация. Основные единицы синтаксиса. Словосочетание. Строение словосочетания. Виды связи слов в словосочетании

Предложение. Прямой и обратный порядок слов.

Практические занятия №10

Синтаксический разбор словосочетаний.

Выполнение упражнений.

2

2

2

Тема 7.2

Простое предложение

Содержание учебного материала

2

2

Виды предложений по цели высказывания. Грамматическая основа простого двусоставного предложения. Тире между подлежащим и сказуемым.

Второстепенные члены предложения. Односоставные предложения. Виды односоставных предложений. Полные и неполные предложения.

2

2

Осложненное простое предложение. Предложения с однородными, обособленными и уточняющими членами предложения. Знаки препинания при них.

2

2

Вводные слова и предложения. Знаки препинания при обращении и междометии. Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи, цитатах, диалоге.

Практические занятия № 11

Синтаксический разбор простых предложений.

Выполнение упражнений.

2

2

 

Самостоятельная работа студента:

- подбор примеров экспрессивного использования однородных членов предложения в художественном тексте на примере произведений Н. Рубцова, А. Чехова, Л. Толстого.

- характеристика интонационных особенностей восклицательных предложений и их употребления в речи на примере произведений А.С. Пушкина, Н.А. Некрасова,

А.П. Чехова

- анализ отрывка с указанием примеров инверсии как изобразительного средства языка в произведениях А. Пушкина "Евгений Онегин", "Осень"

1

1

1

 

Тема 7.3

Сложное предложение

Содержание учебного материала

2

2

Сложносочиненное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении.

Сложноподчиненное предложение. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении

2

2

Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

2

2

Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи

Практические занятия № 12

Синтаксический разбор сложных предложений.

Выполнение упражнений

2

2

 

Самостоятельная работа студента:

составить три сложнопод­чиненных предло­жения с придаточ­ными места на тему «Петербург М.Ю.Лермонтова»

характеристика интонационных особенностей вопросительных предложений: риторический вопрос и его художественные функции в произведениях М. Лермонтова, В. Маяковского, С. Есенина

1

1

 

Тема 7.4

Способы передачи чужой речи

Содержание учебного материала

2

2

1

Знаки препинания при прямой речи. Замена прямой речи косвенной. Знаки препинания при цитатах. Оформление диалога. Знаки препинания при диалоге.

Практические занятия № 13

Составление таблицы «Знаки препинания при прямой речи»

Составление схем предложений

Самостоятельная работа студента:

подбор примеров: прямая речь как средство речевой характеристики литературного персонажа (Н. В.Гоголь "Мертвые души")

нахождение в произведениях С. Есенина, А. Блока, А. Твардовского обращений как средств поэтического синтаксиса

1

1

 

Раздел 8 . Язык и речь. Функциональные стили речи 16ч. + 6ч. (с/р)

Тема 8.1

Язык и речь

Содержание учебного материала

2

2

2

Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Русский язык в современном мире. Язык как система. Основные уровни языка. Понятие о русском литературном языке и языковой норме. Язык и речь. Виды речевой деятельности. Речевая ситуация и ее компоненты. Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств.

Практические занятия № 14

Проведение беседы о современном состоянии русского языка.

Составление монологов и диалогов, их анализ с точки зрения требований к речи.

Тема 8.2

Функциональные стили речи

Содержание учебного материала

2

2

Функциональные стили речи и их особенности. Разговорный стиль речи, его основные признаки, сфера использования. Научный стиль речи. Основные жанры научного стиля.

Официально-деловой стиль речи, его признаки, назначение. Жанры официально-делового стиля.

Публицистический стиль речи, его назначение. Основные жанры публицистического стиля. Подготовка публичной речи. Особенности построения публичного выступления Художественный стиль речи, его основные признаки. Изобразительно-выразительные средства языка.

Практические занятия № 15

Составление текстов различных стилей.

Составление монологов и диалогов.

Стилистический анализ текста. Выполнение упражнений

2

2

2

 

Самостоятельная работа студента:

проанализировать какую - либо биографию, написанную писателем (С. Есениным, В. Маяковским); отметить, чем язык литературной биографии отличается от языка служебной бумаги такого рода. На основе выбранной автобиографии писателей составить ее биографию в официально-деловом стиле;

подумать, какие перефразы можно употребить в рассказе о творчестве какого- либо писателя (А. Блока, С. Есенина, М. Цветаевой, А. Ахматовой), заменяя его собственное имя: записать эти выражения;

в письмах какого- либо писателя (А. Пушкина, А. Чехова, М. Горького, А. Блока) к друзьям, знакомым и официальным лицам отметить факты разговорного стиля.

познакомиться со статьями "Энциклопедического словаря юного филолога" о языке

А. С.Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Л. Н.Толстого, Ф.М. Достоевского, А. Блока, В. Маяковского, подобрать из произведений указанных авторов примеры, иллюстрирующие основные положения этих статей; подготовить на основе проделанной работы устные сообщения

2

1

1

2

 

Тема 8.3

Текст

Содержание учебного материала

2

1

Текст как произведение речи. Признаки, структура текста. Сложное синтаксическое целое.

Абзац. Тема, идея текста. Средства и виды связи предложений в тексте. Функционально-смысловые типы речи. Повествование, описание, рассуждение. Выполнение упражнений. Информационная переработка текста. План, тезисы, конспект, реферат, аннотация

2

 

Практические занятия № 16

Составление плана, конспекта, аннотации.

Лингвостилистический анализ текста.

2

 
 

Всего по части «Русский язык»

114ч. + 57ч. (с/р)

 
2.3 ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ

Языковой портрет современника.

Молодежный сленг и жаргон.

А.С. Пушкин — создатель современного русского литературного языка.

Формы существования национального русского языка: русский литературный язык, просторечие, диалекты, жаргонизмы.

Вопросы экологии русского языка.

Виды делового общения, их языковые особенности.

Языковые особенности научного стиля речи.

Экспрессивные средства языка в художественном тексте.

СМИ и культура речи.

Стилистическое использование профессиональной и терминологической лексики в произведениях художественной литературы.

Русское письмо и его эволюция.

Старославянизмы и их роль в развитии русского языка.

Русская фразеология как средство экспрессивности в русском языке.

Строение русского слова. Способы образования слов в русском языке.

Исторические изменения в структуре слова.

Учение о частях речи в русской грамматике.

Грамматические нормы русского языка.

Лексико-грамматические разряды имен существительных (на материале произведений художественной литературы).

Прилагательные, их разряды, синтаксическая и стилистическая роль (на примере лирики русских поэтов).

Категория наклонения глагола и ее роль в текстообразовании.

Вопрос о причастии и деепричастии в русской грамматике.

Наречия и слова категории состояния: семантика, синтаксические функции, употребление.

Слова-омонимы в морфологии русского языка.

Роль словосочетания в построении предложения.

Односоставные предложения в русском языке: особенности структуры и семантики.

Синтаксическая роль инфинитива.

Предложения с однородными членами и их функции в речи.

Обособленные члены предложения и их роль в организации текста.

Структура и стилистическая роль вводных и вставных конструкций.

Монолог и диалог. Особенности построения и употребления слов в предложении и его роль в организации художественного текста

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Русский язык и литература».

Оборудование учебного кабинета: учебная мебель, рабочее место учителя, доска, ящики для хранения таблиц.

Технические средства обучения:

интерактивная доска,

компьютер, колонки,

3 в 1 (принтер, сканер, ксерокс),

3.2 Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

 

Основные источники

Основные источники

Герасименко Н.А., Канафьева А.В., Леденева В.В. и др. Русский язык: учебник. – 8-е изд., испр. – М., 2009.

Методические рекомендации по выполнению практических работ/ Составитель: Зуева Н.А., Кизел. – 2014г.

Дополнительные источники

Вакурова О.Ф., Львова С.И.,. Цыбулько И.П. «Готовимся к ЕГЭ». - М., 2007.

Егораева Г.Т., Ерохина Е.Л., Козлова Т.И. «Русский язык. Государственная итоговая аттестация в новой форме. 9 класс, практикум» - М., 2009.

Егораева Г.Т., Ерохина Е.Л. «Русский язык. ЕГЭ. 9 класс. Тренировочные тестовые задания» - М., 2010.

Мамона Т.Н. «Русский язык. ЕГЭ. Практикум». М.: «Экзамен», 2006.

Тихонова В.В., Шановалова Т.Е. «250 диктантов по русскому языку» - М., 2006.

Козлова Р.П., Чеснокова Н.В. «Тесты по русскому языку (8-9 классы). Мастерская учителя» - М., 2008.

Гольдин З.Д., Светлышева В.Н. «Русский язык в таблицах. 5-11 классы. Справочное пособие». - М. 2007.

Михайлова Е.В. «Тесты и тексты для комплексного анализа (10-11 классы). Мастерская учителя» - М., 2007.

Словари

Горбачевич К.С. Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке. – СПб., 2000.

Горбачевич К.С. Словарь трудностей современного русского языка. – СПб., 2003.

Граудина Л.К., Ицкович В.А., Катлинская Л.П. Грамматическая правильность русской речи. Стилистический словарь вариантов. – 2-е изд., испр. и доп. – М., 2001.

Лекант П.А. Орфографический словарь русского языка. Правописание, произношение, ударение, формы. – М., 2001.

Лекант П.А., Леденева В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. – М., 2005.

Львов В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. – М., 2004.

Новый орфографический словарь-справочник русского языка / Отв. Ред. В.В. Бурцева. – 3-е изд., стереотипн. – М., 2002.

Ожегов С.И. Словарь русского языка. Около 60 000 слов и фразеологических выражений. – 25-е изд., испр. и доп. /Под общей ред. Л.И. Скворцова. – М., 2006.

Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М., 1992.

Семенюк А.А., Матюшина М.А. Школьный толковый словарь русского языка. – М., 2001.

Скворцов Л.И. Большой толковый словарь правильной русской речи. – М., 2005.

Скорлуповская Е.В., Снетова Г.П. Толковый словарь русского языка с лексико-грамматическими формами. – М., 2002.

Толковый словарь современного русского языка. Языковые изменения конца ХХ столетия / Под ред. Г.Н. Скляревской. – М., 2001.

Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь. – М., 2006.

Через дефис, слитно или раздельно? Словарь-справочник русского языка / Сост. В.В. Бурцева. – М., 2006.

Чеснокова Л.Д., Бертякова А.Н. Новый школьный орфографический словарь русского языка. Грамматические формы слов. Орфограммы. Правила и примеры / Под ред. Л.Д. Чесноковой. – М., 2000.

Чеснокова Л.Д., Чесноков С.П. Школьный словарь строения и изменения слов русского языка. – М., 2005.

Шанский Н.М. и др. Школьный фразеологический словарь русского языка: значение и происхождение словосочетаний. – М., 2000.

Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов. – М., 2000.

Школьный словарь иностранных слов / Под ред. В.В. Иванова – М., 2000.

Интернет – ресурсы

Грамматика русского языка – ресурс, содержащий электронную версию Академической грамматики русского языка, составленной Академией наук СССР (Институт русского языка) - http://rusgram.narod.ru

Грамота.ру - справочно-информационный интернет-портал «Русский язык» - http://www.gramota.ru

Крылатые слова и выражения – ресурс, посвящённый крылатым словам и выражениям русского языка - http://slova.ndo.ru

Национальный корпус русского языка – информационно-справочная система, содержащая миллионы текстов на русском языке - http://www.ruscorpora.ru

Рукописные памятники Древней Руси – ресурс, посвящённый памятникам древнерусской литературы - http://www.lrc-lib.ru

Русский язык - ресурс для лингвистов, филологов, семиологов, учителей русского языка и литературы - http://teneta.rinet.ru/rus/rj_ogl.htm

Русский язык с Денисом Яцутко. Материалы по русскому языку - http://www.rusjaz.da.ru

Русский язык: говорим и пишем правильно - ресурс о культуре письменной и устной речи - http://www.gramma.ru

Русское письмо – ресурс, посвящённый происхождению и развитию русской письменности - http://character.webzone.ru

Сайт Государственного института русского языка имени А.С. Пушкина - http://pushkin.edu.ru

Сайт Института русского языка имени В.В. Виноградова – (ИРЯ РАН) - http://www.ruslang.ru

Сайт Российского общества преподавателей русского языка и литературы (РОПРЯЛ) - http://www.ropryal.ru

Словари.Ру - ресурс, содержащий обширную коллекцию онлайновых словарей русского языка - http://www.slovari.ru

Словарь смыслов русского языка – справочное он-лайн издание по русскому языку - http://www.slovo.zovu.ru

.


 

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения текущего контроля знаний, осуществляемого в виде тестирования, в форме устного и письменного опросов по контрольным вопросам соответствующих разделов, в ходе выполнения студентами индивидуальных заданий (доклады, рефераты).

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки

результатов обучения

1

2

В результате освоения дисциплины студент должен продемонстрировать предметные результаты освоения учебной дисциплины «Русский язык и литература»:

сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение знаний о них в речевой практике

Оперативный контроль:

- тестирование, аудиторные контрольные работы;

владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью

Оперативный контроль:

- в форме защиты проектов

владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации

Оперативный контроль:

- в форме защиты практических занятий;

- тестирование

владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров

Входной контроль: собеседование

Рубежный контроль:

- аудиторная контрольная работа;

- тестирование

знание содержания произведений русской и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой

Оперативный контроль:

- в форме защиты практических занятий

сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского языка

Оперативный контроль:

- творческая работа.

сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения

Оперативный контроль:

- практическая творческая работа (исследование).

способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях

Оперативный контроль:

- творческая работа.

владение навыками анализа художественных произведений с учетом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания

Оперативный контроль:

- в форме защиты проектов

сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы

Оперативный контроль:

- в форме защиты практических занятий;

- тестирование

Итоговый контроль:

- экзамен

Оценочные средства для всех видов контроля отражены в комплекте контрольно-оценочных средств (ККОС) по данной учебной дисциплине.

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность предметных результатов, но и развитие личностных и метапредметных результатов обучения.

Результаты

(личностные и метапредметные)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

Личностные результаты

- российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордость за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);

- нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;

- проявление гражданственности, патриотизма;

- знание истории своей страны;

- демонстрация поведения, достойного гражданина РФ

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы

- гражданская позиция как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;

- готовность к служению Отечеству, его защите;

- проявление активной жизненной позиции;

- проявление уважения к национальным и культурным традициям народов РФ;

- уважение общечеловеческих и демократических ценностей

- демонстрация готовности к исполнению воинского долга

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы.

Своевременность постановки на воинский учет

Проведение воинских сборов

- сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

- сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

- демонстрация сформированности мировоззрения, отвечающего современным реалиям;

- проявление общественного сознания;

- воспитанность и тактичность;

- демонстрация готовности к самостоятельной, творческой деятельности

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы

- толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

- навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

- взаимодействие с обучающимися, преподавателями и мастерами в ходе обучения;

- сотрудничество со сверстниками и преподавателями при выполнении различного рода деятельности

Успешное прохождение учебной практики.

Участие в коллективных мероприятиях, проводимых на различных уровнях

- готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

- демонстрация желания учиться;

- сознательное отношение к продолжению образования в ВУЗе

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы.

- эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;

- умение ценить прекрасное;

Творческие и исследовательские проекты

Дизайн-проекты по благоустройству

- принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;

- бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;

- готовность вести здоровый образ жизни;

- занятия в спортивных секциях;

- отказ от курения, употребления алкоголя;

- забота о своём здоровье и здоровье окружающих;

- оказание первой помощи

Спортивно-массовые мероприятия

Дни здоровья

- осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;

- демонстрация интереса к будущей профессии;

- выбор и применение методов и способов решения профессиональных задач

Занятия по специальным дисциплинам

Учебная практика

Творческие проекты

- сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;

- экологическое мировоззрение;

- знание основ рационального природопользования и охраны природы

Мероприятия по озеленению территории.

Экологические проекты

- ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;

- уважение к семейным ценностям;

- ответственное отношение к созданию семьи

Внеклассные мероприятия, посвящённые институту семьи.

Мероприятия, проводимые «Молодёжь+»

метапредметные результаты

- умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

 

- организация самостоятельных занятий в ходе изучения общеобразовательных дисциплин;

- умение планировать собственную деятельность;

- осуществление контроля и корректировки своей деятельности;

- использование различных ресурсов для достижения поставленных целей

Контроль графика выполнения индивидуальной самостоятельной работы обучающегося; открытые защиты проектных работ

- умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;

- демонстрация коммуникативных способностей;

- умение вести диалог, учитывая позицию других участников деятельности;

- умение разрешить конфликтную ситуацию

Наблюдение за ролью обучающегося в группе; портфолио

- владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

- демонстрация способностей к учебно-исследовательской и проектной деятельности;

- использование различных методов решения практических задач

Семинары

Учебно-практические конференции

Конкурсы

Олимпиады

- готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

- умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

- эффективный поиск необходимой информации;

- использование различных источников информации, включая электронные;

- демонстрация способности самостоятельно использовать необходимую информацию для выполнения поставленных учебных задач;

- соблюдение техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности.

Подготовка рефератов, докладов, курсовое проектирование, использование электронных источников.

Наблюдение за навыками работы в глобальных, корпоративных и локальных информационных сетях.

- умение определять назначение и функции различных социальных институтов;

- сформированность представлений о различных социальных институтах и их функциях в обществе (институте семьи, институте образования, институте здравоохранения, институте государственной власти, институте парламентаризма, институте частной собственности, институте религии и т. д.)

Деловые игры-моделирование социальных и профессиональных ситуаций.

- умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;

- демонстрация способности самостоятельно давать оценку ситуации и находить выход из неё;

- самоанализ и коррекция результатов собственной работы

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной

программы

- владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

- умение оценивать свою собственную деятельность, анализировать и делать правильные выводы

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы

 

Опубликовано в группе «Рабочие программы по русскому языку»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.