Рабочая программа учебной дисциплины Русский язык для профессии 43.01.09 «Повар, кондитер»
Министерство образования и науки Пермского края
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Кизеловский политехнический техникум»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОДБ.01 РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА. РУССКИЙ ЯЗЫК
программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих
для профессии 43.01.09 «Повар, кондитер»
естественнонаучного профиля
2017
Редакция 1
Рассмотрено и одобрено на заседании цикловой комиссии « ___ » _________________ 20 ___ г. Председатель __________________ |
«УТВЕРЖДАЮ» Директор техникума ________________________________ « ___ » __________________ 20 ___ г. |
Рассмотрено и одобрено на заседании цикловой комиссии « ___ » _________________ 20 ___ г. Председатель __________________ |
«УТВЕРЖДАЮ» Директор техникума ________________________________ « ___ » __________________ 20 ___ г. |
Рассмотрено и одобрено на заседании цикловой комиссии « ___ » _________________ 20 ___ г. Председатель __________________ |
«УТВЕРЖДАЮ» Директор техникума ________________________________ « ___ » __________________ 20 ___ г. |
Рассмотрено и одобрено на заседании цикловой комиссии « ___ » _________________ 20 ___ г. Председатель __________________ |
«УТВЕРЖДАЮ» Директор техникума ________________________________ « ___ » __________________ 20 ___ г. |
Рассмотрено и одобрено на заседании цикловой комиссии « ___ » _________________ 20 ___ г. Председатель __________________ |
«УТВЕРЖДАЮ» Директор техникума ________________________________ « ___ » __________________ 20 ___ г. |
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (далее – ФГОС СОО) и примерной программы учебной дисциплины «Русский язык и литература. Русский язык», разработанной Федеральным институтом развития образования, от 21 июля 2015 г. для профессиональных образовательных организаций (далее - СПО).
Организация-разработчик: ГБПОУ «Кизеловский политехнический техникум»
Разработчик: Зуева Нина Александровна, преподаватель русского языка и литературы ГБПОУ «Кизеловский политехнический техникум»
Рецензенты:
Внутренний – Лядова Елена Александровна, зам.директора по УВР ГБПОУ «Кизеловский политехнический техникум»
Внешний – Грошева Татьяна Михайловна, преподаватель русского языка и литературы ГБПОУ «УХТК», высшая квалификационная категория.
СОДЕРЖАНИЕ
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ |
4 |
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ |
7 |
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ |
19 |
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
|
22 |
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОДБ.01 РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА. РУССКИЙ ЯЗЫК
-
Область применения программы.
Программа учебной дисциплины «Русский язык» общеобразовательного цикла предназначена для реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования и является частью образовательной программы среднего профессионального образования естественно - научного профиля - программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии «Повар, кондитер, реализуемой на базе основного общего образования, с получением среднего общего образования.
-
Место дисциплины в структуре программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих:
Учебная дисциплина «Русский язык» является общеобразовательной учебной дисциплиной из обязательной предметной области «Филология» ФГОС среднего общего образования, для всех профессий среднего профессионального образования естественнонаучного профиля.
-
Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины.
Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык» ориентирована на достижение следующих целей:
совершенствование общеучебных умений и навыков обучаемых: языковых, речемыслительных, орфографических, пунктуационных, стилистических;
формирование функциональной грамотности и всех видов компетенций (языковой, лингвистической (языковедческой), коммуникативной, культуроведческой);
совершенствование умений обучающихся осмысливать закономерности языка, правильно, стилистически верно использовать языковые единицы в устной и письменной речи в разных речевых ситуациях;
дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков.
Освоение содержания учебной дисциплины «Русский язык» обеспечивает достижение обучающимися следующих результатов:
личностных:
-
воспитание уважения к русскому (родному) языку, который сохраняет и отражает культурные и нравственные ценности, накопленные народом на протяжении веков, осознание связи языка и истории, культуры русского и других народов;
-
понимание роли родного языка как основы успешной социализации личности;
-
осознание эстетической ценности, потребности сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;
формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
-
способность к речевому самоконтролю; оцениванию устных и письменных высказываний с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
-
готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
-
способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью, потребность речевого самосовершенствования;
метапредметных:
-
владение всеми видами речевой деятельности: аудированием, чтением (пониманием), говорением, письмом;
-
владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; использование приобретенных знаний и умений для анализа языковых явлений на межпредметном уровне;
-
применение навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в процессе речевого общения, образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
-
овладение нормами речевого поведения в различных ситуациях межличностного и межкультурного общения;
-
готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
-
умение извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, информационных и коммуникационных технологий для решения когнитивных, коммуникативных и организационных задач в процессе изучения русского языка;
предметных:
-
сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение знаний о них в речевой практике;
-
сформированность умений создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
-
владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;
-
владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;
-
владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;
-
сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского языка;
-
сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа текста;
-
способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к теме, проблеме текста в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;
-
владение навыками анализа текста с учетом их стилистической и жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;
сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы.
-
1.4 Количество часов на освоение программы дисциплины:
Максимальная учебная нагрузка обучающегося - 171 час
в том числе:
обязательная аудиторная нагрузка обучающегося - 114 часов
самостоятельная работа студента – 57 часов.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
-
Объём учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы |
Объём часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) |
171 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) |
114 |
в том числе: |
|
практические занятия |
32 |
Самостоятельная работа студента: |
57 |
- работа с первоисточниками (конспектирование и реферирование лингвистических текстов); - подготовка к практическим занятиям (домашняя подготовка, занятия в библиотеке, работа с электронными каталогами, интернет-информация); - составление текстов различных жанров; - подготовка устных сообщений, рефератов; - работа со словарями, справочниками, энциклопедиями. - подбор примеров на различные темы; - сообщения по темам; - выполнение упражнений из ДИ; - лингвистический анализ текста; - знакомство изобразительно-выразительными средствами языка; - составление схем предложений; -создание индивидуального проекта. |
4 5 4 5 4 5 4 2 2 2 18 |
Промежуточная аттестация в форме экзамена |
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины ОДБ.01 Русский язык и литература. Русский язык
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа студентов, курсовая работа (проект) |
Объем часов |
Уровень освоения |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
||
Входной контроль. Тесты. |
2 |
2 |
|||
Введение 4ч. + 10ч. (с/р) |
|||||
Введение |
Содержание учебного материала |
2 2 |
1 |
||
Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Язык и общество. Язык как развивающееся явление. Язык как система. Основные уровни языка. Русский язык в современном мире. Язык и культура. Отражение в русском языке материальной и духовной культуры русского и других народов. Понятие о русском литературном языке и языковой норме. Практические занятия №1 Проведение беседы о современном состоянии русского языка. Составление таблиц «Уровни языка», «Нормы литературного языка». |
|||||
Самостоятельная работа студента: наизусть прочитать 2-3 высказывания великих людей о богатстве и выразительности русского языка. Доказать справедливость этих высказываний; определить по словарям и справочникам терминов: русский национальный язык, русский литературный язык; составление обобщающих таблиц: русский национальный язык; подготовка сообщения на тему: «Русский язык - один из языков ООН»; написать обзор источников по теме «Понятие о русском литературном языке и языковой норме» (не менее 10 источников). |
2 2 2 2 2 |
||||
Раздел 1. Лексика и фразеология 10ч. + 8ч. (с/р) |
|||||
Тема 1.1 Лексическая система русского языка |
Содержание учебного материала |
2 |
2 |
||
Лексика. Слово в лексической системе языка. Лексическое и грамматическое значения слова. Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы и их употребление. |
|||||
Русская лексика с точки зрения происхождения и употребления. Активный и пассивный словарный запас. Лексические нормы. Лексические словари. Практические занятия №2 Изучение лексических групп слов. Работа с лексическими словарями. |
2 2 |
||||
Самостоятельная работа студента: - нахождение диалектов, просторечных слов и вульгаризмов в произведениях современных писателей и поэтов (В. Белов, Е. Евтушенко, Б. Можаев, А. Вознесенский) поиск антитезы, оксюморона и языковых средств их создания на примере М. Ю.Лермонтова, А. Блока, А. Ахматовой |
2 2 |
||||
Тема 1.2 Фразеологические единицы |
Содержание учебного материала |
2 2 |
2 |
||
Фразеологизмы. Отличие фразеологизма от слова. Употребление фразеологизмов в речи. Афоризмы. Практические занятия №3 Изучение фразеологических единиц. Работа с фразеологическими словарями. |
|||||
Самостоятельная работа студента: - составление словарика на основе стилистически окрашенной фразеологии крылатых слов- оборотов, заимствованных из античной литературы, Ветхого и Нового завета, произведений русских и зарубежных писателей; - подготовка сообщений: «Пословицы и поговорки русского народа, как один из основных источников фразеологии», «Фразеологическое новаторство писателей: нахождение авторских фразеологизмов в художественных текстах В.Маяковского, А.Твардовского». |
2 2 |
||||
Раздел 2 . Фонетика и орфоэпия 6ч. + 4ч. (с/р) |
|||||
Тема 2.1 Фонетические единицы |
Содержание учебного материала |
2 2 |
2 |
||
Фонетические единицы. Звук и фонема. Открытый и закрытый слог. Соотношение буквы и звука. Фонетическая фраза. Ударение словесное и логическое. Роль ударения в стихотворной речи. Интонационное богатство русской речи. Благозвучие речи. Звукопись как изобразительное средство. Ассонанс, аллитерация. Фонетический разбор слова. Практические занятия №4 Изучение фонетических единиц. Фонетический разбор слова. |
|||||
Самостоятельная работа студента: подобрать фрагменты художественных текстов, в которых использована звукопись как изобразительное языковое средство на примере произведений Б.Пастернака, К. Бальмонта подготовка сообщений "Стилистические функции звукописи в художественной речи (звукоподражание, выразительно - изобразительные функции звукописи, эмоционально- экспрессивные функции звукописи, понятие звукообраза) на примере произведений А.Пушкина, А.Блока, С. Есенина, И. Тургенева» (по выбору студента) |
2 2 |
||||
Тема 2.2 Основные правила произношения |
Содержание учебного материала Орфоэпические нормы: произносительные и нормы ударения. Произношение гласных и согласных звуков, произношение заимствованных слов. Использование орфоэпического словаря. |
2 |
2 |
||
Раздел 3. Графика и орфография 12ч. + 2ч. (с/р) |
|||||
Тема 3.1 Графические средства передачи устной речи на письме. Типы орфограмм |
Содержание учебного материала |
2 2 |
1,2 |
||
Графика и русский алфавит. Орфография. Основные типы орфограмм Практические занятия №5 Изучение графических средств передачи устной речи на письме, основных типов орфограмм. Выполнение упражнений. |
|||||
Тема 3.2 Правописание |
Содержание учебного материала |
2 |
1,2 |
||
Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных. Правописание чередующихся гласных в корнях слов. |
|||||
Правописание О/Ё после шипящих и Ц. Правописание приставок. Правописание И – Ы после приставок |
2 |
1,2 |
|||
Правописание сложных слов. Употребление буквы Ь. Практические занятия №6 Изучение правил написания слов. Составление алгоритмов и таблиц по орфографии. Выполнение упражнений. |
2 2 |
1,2 |
|||
Самостоятельная работа студента: составление словарного диктанта по произведению И.А.Гончарова «Обломов» |
2 |
||||
Раздел 4. Морфемика и словообразование 8ч. + 4ч. (с/р) |
|||||
Тема 4.1 Морфемный состав слова |
Содержание учебного материала Морфемика. Понятие морфемы как значимой части слова. Состав слова. Корневые и аффиксальные морфемы. Практические занятия №7 Изучение морфемного состава слов. Морфемный разбор слова. Работа со словарями. Выполнение упражнений |
2 2 |
2 |
||
Тема 4.2 Способы словообразования |
Содержание учебного материала Словообразование. Способы словообразования Словообразование знаменательных частей речи. Особенности словообразования профессиональной лексики и терминов. Практические занятия №8 Изучение способов словообразования. Составление таблицы «Способы словообразования». Словообразовательный разбор слов. Выполнение упражнений. |
2 2 |
2 |
||
Самостоятельная работа студента: провести наблюдение за стилистическим использованием книжных и разговорно-просторечных словообразовательных средств в произведениях В. Распутина, В. Абрамова; работа со словарями по подбору словообразовательных архаизмов по произведениям А. Пушкина; провести наблюдение за окказиональным словообразованием. Доказать, что авторские слова создаются по типичным словообразовательным моделям русского языка, на примере произведений В. Маяковского, И. Северянина поиск в художественных текстах слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами на примере произведений А.С. Пушкина, Н.А. Некрасова, М.Е. Салтыкова - Щедрина, И. С.Тургенева, Ф. М.Достоевского |
1 1 1 1 |
||||
Раздел 5. Морфология и орфография 20ч. + 14ч. (с/р) |
|||||
Тема 5.1 Самостоятельные части речи, их правописание |
Содержание учебного материала |
2 |
2 |
||
Морфология. Грамматические признаки слова (грамматическое значение, грамматическая форма и синтаксическая функция). Самостоятельные и служебные части речи. |
|||||
Имя существительное. Лексико-грамматические разряды имен существительных. Род, число, падеж существительных. Склонение имен существительных. Правописание суффиксов и окончаний имен существительных. |
2 |
2 |
|||
Самостоятельная работа студента: - прочитать стихотворение О.Мандельштама «Звук осторожный и глухой». Выписать из стихотворения имена существительные и сделать морфологический разбор (не менее двух) |
2 |
||||
Имя прилагательное. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных. Степени сравнения имен прилагательных. Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных. |
2 |
2 |
|||
Имя числительное. Лексико-грамматические разряды имен числительных. Правописание числительных. Сочетание числительных оба, обе, двое, трое и др. с существительными разного рода. |
2 |
2 |
|||
Местоимение. Значение местоимения. Лексико-грамматические разряды местоимений. Правописание местоимений. Местоимение как средство связи предложений в тексте. |
2 |
2 |
|||
Самостоятельная работа студента: - провести наблюдение над использованием местоимений для создания комических эффектов на примере произведений А.П. Чехова "Вишневый сад" - анализ произведений А. Блока: Стилистическое использование местоимений в художественной речи - провести наблюдение над ролью языковых средств создания эпитетов и использования постоянных эпитетов в произведениях фольклора - подбор примеров стилистического использования имен числительных в художественной речи на примере произведений: А. Пушкин "Пиковая дама", Н. Некрасов " Вчерашний день, в часу шестом...", А. Блок "Двенадцать" |
2 2 2 2 |
||||
Глагол. Грамматические признаки глагола. Правописание суффиксов и личных окончаний глагола. |
2 |
2 |
|||
Самостоятельная работа студента: объяснить для каких целей в художественных текстах глаголы одного времени могут использоваться в значение другого времени на примере произведений Л. Толстого привести примеры стилистической функции имен и фамилий героев в художественных произведениях Н. Островского, А. Чехова, Ф. Достоевского |
2 2 |
||||
Причастие как особая форма глагола. Образование действительных и страдательных причастий. Правописание суффиксов и окончаний причастий. Правописание -Н- и –НН- в причастиях и отглагольных прилагательных. |
2 |
2 |
|||
Деепричастие как особая форма глагола. Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида. Особенности построения предложений с деепричастиями. |
2 |
2 |
|||
Наречие. Грамматические признаки наречия. Степени сравнения наречий. Правописание наречий. Отличие наречий от слов-омонимов. Использование местоименных наречий для связи предложений в тексте. Слова категории состояния. Отличие слов категории состояния от слов-омонимов. Группы слов категории состояния. Их функции в речи. Практические занятия №9 Морфологический разбор самостоятельных частей речи. Выполнение упражнений. |
2 2 |
2 |
|||
Раздел 6. Служебные части речи 8ч. + 2ч. (с\р) |
|||||
Тема 6.1 Служебные части речи, их правописание |
Содержание учебного материала |
||||
Предлог как часть речи. Правописание предлогов. Отличие производных предлогов (в течение, в продолжение, вследствие и др.) от слов-омонимов. Употребление предлогов в составе словосочетаний. Употребление существительных с предлогами благодаря, вопреки, согласно и др. |
2 |
2 |
|||
Самостоятельная работа студента: - выписать из рассказа И.Бунина «Легкое дыхание», сочетания существительных и местоимений с предлогами, распределяя их на две группы: 1) с непроизводными предлогами; 2) с производными предлогами. |
1 |
||||
Союз как часть речи Правописание союзов. Отличие союзов тоже, также, чтобы, зато от слов-омонимов. Употребление союзов в простом и сложном предложении. Союзы как средство связи предложений в тексте. |
2 |
2 |
|||
Частица как часть речи. Правописание частиц. Правописание частиц НЕ и НИ с разными частями речи. |
2 |
2 |
|||
Междометия и звукоподражательные слова. Правописание междометий и звукоподражаний. Знаки препинания в предложениях с междометиями. |
2 |
2 |
|||
Самостоятельная работа студента: - Роль служебных слов и междометий в передачи эмоций и чувств из произведений А. С.Пушкина, Н.В. Гоголя, Ф. И.Тютчева, А. Куприна, А. П.Чехова (подбор примеров) |
1 |
||||
Раздел 7 . Синтаксис и пунктуация 30ч. + 7ч. (с/р) |
|||||
Тема 7.1 Основные единицы синтаксиса |
Содержание учебного материала |
2 |
2 |
||
Синтаксис и пунктуация. Основные единицы синтаксиса. Словосочетание. Строение словосочетания. Виды связи слов в словосочетании |
|||||
Предложение. Прямой и обратный порядок слов. Практические занятия №10 Синтаксический разбор словосочетаний. Выполнение упражнений. |
2 2 |
2 |
|||
Тема 7.2 Простое предложение |
Содержание учебного материала |
2 |
2 |
||
Виды предложений по цели высказывания. Грамматическая основа простого двусоставного предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. |
|||||
Второстепенные члены предложения. Односоставные предложения. Виды односоставных предложений. Полные и неполные предложения. |
2 |
2 |
|||
Осложненное простое предложение. Предложения с однородными, обособленными и уточняющими членами предложения. Знаки препинания при них. |
2 |
2 |
|||
Вводные слова и предложения. Знаки препинания при обращении и междометии. Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи, цитатах, диалоге. Практические занятия № 11 Синтаксический разбор простых предложений. Выполнение упражнений. |
2 2 |
||||
Самостоятельная работа студента: - подбор примеров экспрессивного использования однородных членов предложения в художественном тексте на примере произведений Н. Рубцова, А. Чехова, Л. Толстого. - характеристика интонационных особенностей восклицательных предложений и их употребления в речи на примере произведений А.С. Пушкина, Н.А. Некрасова, А.П. Чехова - анализ отрывка с указанием примеров инверсии как изобразительного средства языка в произведениях А. Пушкина "Евгений Онегин", "Осень" |
1 1 1 |
||||
Тема 7.3 Сложное предложение |
Содержание учебного материала |
2 |
2 |
||
Сложносочиненное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. |
|||||
Сложноподчиненное предложение. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении |
2 |
2 |
|||
Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. |
2 |
2 |
|||
Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи Практические занятия № 12 Синтаксический разбор сложных предложений. Выполнение упражнений |
2 2 |
||||
Самостоятельная работа студента: составить три сложноподчиненных предложения с придаточными места на тему «Петербург М.Ю.Лермонтова» характеристика интонационных особенностей вопросительных предложений: риторический вопрос и его художественные функции в произведениях М. Лермонтова, В. Маяковского, С. Есенина |
1 1 |
||||
Тема 7.4 Способы передачи чужой речи |
Содержание учебного материала |
2 2 |
1 |
||
Знаки препинания при прямой речи. Замена прямой речи косвенной. Знаки препинания при цитатах. Оформление диалога. Знаки препинания при диалоге. Практические занятия № 13 Составление таблицы «Знаки препинания при прямой речи» Составление схем предложений |
|||||
Самостоятельная работа студента: подбор примеров: прямая речь как средство речевой характеристики литературного персонажа (Н. В.Гоголь "Мертвые души") нахождение в произведениях С. Есенина, А. Блока, А. Твардовского обращений как средств поэтического синтаксиса |
1 1 |
||||
Раздел 8 . Язык и речь. Функциональные стили речи 16ч. + 6ч. (с/р) |
|||||
Тема 8.1 Язык и речь |
Содержание учебного материала |
2 2 |
2 |
||
Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Русский язык в современном мире. Язык как система. Основные уровни языка. Понятие о русском литературном языке и языковой норме. Язык и речь. Виды речевой деятельности. Речевая ситуация и ее компоненты. Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств. Практические занятия № 14 Проведение беседы о современном состоянии русского языка. Составление монологов и диалогов, их анализ с точки зрения требований к речи. |
|||||
Тема 8.2 Функциональные стили речи |
Содержание учебного материала |
2 |
2 |
||
Функциональные стили речи и их особенности. Разговорный стиль речи, его основные признаки, сфера использования. Научный стиль речи. Основные жанры научного стиля. Официально-деловой стиль речи, его признаки, назначение. Жанры официально-делового стиля. |
|||||
Публицистический стиль речи, его назначение. Основные жанры публицистического стиля. Подготовка публичной речи. Особенности построения публичного выступления Художественный стиль речи, его основные признаки. Изобразительно-выразительные средства языка. Практические занятия № 15 Составление текстов различных стилей. Составление монологов и диалогов. Стилистический анализ текста. Выполнение упражнений |
2 2 |
2 |
|||
Самостоятельная работа студента: проанализировать какую - либо биографию, написанную писателем (С. Есениным, В. Маяковским); отметить, чем язык литературной биографии отличается от языка служебной бумаги такого рода. На основе выбранной автобиографии писателей составить ее биографию в официально-деловом стиле; подумать, какие перефразы можно употребить в рассказе о творчестве какого- либо писателя (А. Блока, С. Есенина, М. Цветаевой, А. Ахматовой), заменяя его собственное имя: записать эти выражения; в письмах какого- либо писателя (А. Пушкина, А. Чехова, М. Горького, А. Блока) к друзьям, знакомым и официальным лицам отметить факты разговорного стиля. познакомиться со статьями "Энциклопедического словаря юного филолога" о языке А. С.Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Л. Н.Толстого, Ф.М. Достоевского, А. Блока, В. Маяковского, подобрать из произведений указанных авторов примеры, иллюстрирующие основные положения этих статей; подготовить на основе проделанной работы устные сообщения |
2 1 1 2 |
||||
Тема 8.3 Текст |
Содержание учебного материала |
2 |
1 |
||
Текст как произведение речи. Признаки, структура текста. Сложное синтаксическое целое. |
|||||
Абзац. Тема, идея текста. Средства и виды связи предложений в тексте. Функционально-смысловые типы речи. Повествование, описание, рассуждение. Выполнение упражнений. Информационная переработка текста. План, тезисы, конспект, реферат, аннотация |
2 |
||||
Практические занятия № 16 Составление плана, конспекта, аннотации. Лингвостилистический анализ текста. |
2 |
||||
Всего по части «Русский язык» |
114ч. + 57ч. (с/р) |
Языковой портрет современника.
Молодежный сленг и жаргон.
А.С. Пушкин — создатель современного русского литературного языка.
Формы существования национального русского языка: русский литературный язык, просторечие, диалекты, жаргонизмы.
Вопросы экологии русского языка.
Виды делового общения, их языковые особенности.
Языковые особенности научного стиля речи.
Экспрессивные средства языка в художественном тексте.
СМИ и культура речи.
Стилистическое использование профессиональной и терминологической лексики в произведениях художественной литературы.
Русское письмо и его эволюция.
Старославянизмы и их роль в развитии русского языка.
Русская фразеология как средство экспрессивности в русском языке.
Строение русского слова. Способы образования слов в русском языке.
Исторические изменения в структуре слова.
Учение о частях речи в русской грамматике.
Грамматические нормы русского языка.
Лексико-грамматические разряды имен существительных (на материале произведений художественной литературы).
Прилагательные, их разряды, синтаксическая и стилистическая роль (на примере лирики русских поэтов).
Категория наклонения глагола и ее роль в текстообразовании.
Вопрос о причастии и деепричастии в русской грамматике.
Наречия и слова категории состояния: семантика, синтаксические функции, употребление.
Слова-омонимы в морфологии русского языка.
Роль словосочетания в построении предложения.
Односоставные предложения в русском языке: особенности структуры и семантики.
Синтаксическая роль инфинитива.
Предложения с однородными членами и их функции в речи.
Обособленные члены предложения и их роль в организации текста.
Структура и стилистическая роль вводных и вставных конструкций.
Монолог и диалог. Особенности построения и употребления слов в предложении и его роль в организации художественного текста
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Русский язык и литература».
Оборудование учебного кабинета: учебная мебель, рабочее место учителя, доска, ящики для хранения таблиц.
Технические средства обучения:
интерактивная доска,
компьютер, колонки,
3 в 1 (принтер, сканер, ксерокс),
3.2 Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
Основные источники
Основные источники
Герасименко Н.А., Канафьева А.В., Леденева В.В. и др. Русский язык: учебник. – 8-е изд., испр. – М., 2009.
Методические рекомендации по выполнению практических работ/ Составитель: Зуева Н.А., Кизел. – 2014г.
Дополнительные источники
Вакурова О.Ф., Львова С.И.,. Цыбулько И.П. «Готовимся к ЕГЭ». - М., 2007.
Егораева Г.Т., Ерохина Е.Л., Козлова Т.И. «Русский язык. Государственная итоговая аттестация в новой форме. 9 класс, практикум» - М., 2009.
Егораева Г.Т., Ерохина Е.Л. «Русский язык. ЕГЭ. 9 класс. Тренировочные тестовые задания» - М., 2010.
Мамона Т.Н. «Русский язык. ЕГЭ. Практикум». М.: «Экзамен», 2006.
Тихонова В.В., Шановалова Т.Е. «250 диктантов по русскому языку» - М., 2006.
Козлова Р.П., Чеснокова Н.В. «Тесты по русскому языку (8-9 классы). Мастерская учителя» - М., 2008.
Гольдин З.Д., Светлышева В.Н. «Русский язык в таблицах. 5-11 классы. Справочное пособие». - М. 2007.
Михайлова Е.В. «Тесты и тексты для комплексного анализа (10-11 классы). Мастерская учителя» - М., 2007.
Словари
Горбачевич К.С. Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке. – СПб., 2000.
Горбачевич К.С. Словарь трудностей современного русского языка. – СПб., 2003.
Граудина Л.К., Ицкович В.А., Катлинская Л.П. Грамматическая правильность русской речи. Стилистический словарь вариантов. – 2-е изд., испр. и доп. – М., 2001.
Лекант П.А. Орфографический словарь русского языка. Правописание, произношение, ударение, формы. – М., 2001.
Лекант П.А., Леденева В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. – М., 2005.
Львов В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. – М., 2004.
Новый орфографический словарь-справочник русского языка / Отв. Ред. В.В. Бурцева. – 3-е изд., стереотипн. – М., 2002.
Ожегов С.И. Словарь русского языка. Около 60 000 слов и фразеологических выражений. – 25-е изд., испр. и доп. /Под общей ред. Л.И. Скворцова. – М., 2006.
Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М., 1992.
Семенюк А.А., Матюшина М.А. Школьный толковый словарь русского языка. – М., 2001.
Скворцов Л.И. Большой толковый словарь правильной русской речи. – М., 2005.
Скорлуповская Е.В., Снетова Г.П. Толковый словарь русского языка с лексико-грамматическими формами. – М., 2002.
Толковый словарь современного русского языка. Языковые изменения конца ХХ столетия / Под ред. Г.Н. Скляревской. – М., 2001.
Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь. – М., 2006.
Через дефис, слитно или раздельно? Словарь-справочник русского языка / Сост. В.В. Бурцева. – М., 2006.
Чеснокова Л.Д., Бертякова А.Н. Новый школьный орфографический словарь русского языка. Грамматические формы слов. Орфограммы. Правила и примеры / Под ред. Л.Д. Чесноковой. – М., 2000.
Чеснокова Л.Д., Чесноков С.П. Школьный словарь строения и изменения слов русского языка. – М., 2005.
Шанский Н.М. и др. Школьный фразеологический словарь русского языка: значение и происхождение словосочетаний. – М., 2000.
Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов. – М., 2000.
Школьный словарь иностранных слов / Под ред. В.В. Иванова – М., 2000.
Интернет – ресурсы
Грамматика русского языка – ресурс, содержащий электронную версию Академической грамматики русского языка, составленной Академией наук СССР (Институт русского языка) - http://rusgram.narod.ru
Грамота.ру - справочно-информационный интернет-портал «Русский язык» - http://www.gramota.ru
Крылатые слова и выражения – ресурс, посвящённый крылатым словам и выражениям русского языка - http://slova.ndo.ru
Национальный корпус русского языка – информационно-справочная система, содержащая миллионы текстов на русском языке - http://www.ruscorpora.ru
Рукописные памятники Древней Руси – ресурс, посвящённый памятникам древнерусской литературы - http://www.lrc-lib.ru
Русский язык - ресурс для лингвистов, филологов, семиологов, учителей русского языка и литературы - http://teneta.rinet.ru/rus/rj_ogl.htm
Русский язык с Денисом Яцутко. Материалы по русскому языку - http://www.rusjaz.da.ru
Русский язык: говорим и пишем правильно - ресурс о культуре письменной и устной речи - http://www.gramma.ru
Русское письмо – ресурс, посвящённый происхождению и развитию русской письменности - http://character.webzone.ru
Сайт Государственного института русского языка имени А.С. Пушкина - http://pushkin.edu.ru
Сайт Института русского языка имени В.В. Виноградова – (ИРЯ РАН) - http://www.ruslang.ru
Сайт Российского общества преподавателей русского языка и литературы (РОПРЯЛ) - http://www.ropryal.ru
Словари.Ру - ресурс, содержащий обширную коллекцию онлайновых словарей русского языка - http://www.slovari.ru
Словарь смыслов русского языка – справочное он-лайн издание по русскому языку - http://www.slovo.zovu.ru
.
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения текущего контроля знаний, осуществляемого в виде тестирования, в форме устного и письменного опросов по контрольным вопросам соответствующих разделов, в ходе выполнения студентами индивидуальных заданий (доклады, рефераты).
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
1 |
2 |
В результате освоения дисциплины студент должен продемонстрировать предметные результаты освоения учебной дисциплины «Русский язык и литература»: сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение знаний о них в речевой практике |
Оперативный контроль: - тестирование, аудиторные контрольные работы; |
владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью |
Оперативный контроль: - в форме защиты проектов |
владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации |
Оперативный контроль: - в форме защиты практических занятий; - тестирование |
владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров |
Входной контроль: собеседование Рубежный контроль: - аудиторная контрольная работа; - тестирование |
знание содержания произведений русской и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой |
Оперативный контроль: - в форме защиты практических занятий |
сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского языка |
Оперативный контроль: - творческая работа. |
сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения |
Оперативный контроль: - практическая творческая работа (исследование). |
способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях |
Оперативный контроль: - творческая работа. |
владение навыками анализа художественных произведений с учетом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания |
Оперативный контроль: - в форме защиты проектов |
сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы |
Оперативный контроль: - в форме защиты практических занятий; - тестирование Итоговый контроль: - экзамен |
Оценочные средства для всех видов контроля отражены в комплекте контрольно-оценочных средств (ККОС) по данной учебной дисциплине.
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность предметных результатов, но и развитие личностных и метапредметных результатов обучения.
Результаты (личностные и метапредметные) |
Основные показатели оценки результата |
Формы и методы контроля и оценки |
|
Личностные результаты |
|||
- российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордость за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн); - нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей; |
- проявление гражданственности, патриотизма; - знание истории своей страны; - демонстрация поведения, достойного гражданина РФ |
Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы |
|
- гражданская позиция как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности; - готовность к служению Отечеству, его защите; |
- проявление активной жизненной позиции; - проявление уважения к национальным и культурным традициям народов РФ; - уважение общечеловеческих и демократических ценностей - демонстрация готовности к исполнению воинского долга |
Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы. Своевременность постановки на воинский учет Проведение воинских сборов |
|
- сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; - сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; |
- демонстрация сформированности мировоззрения, отвечающего современным реалиям; - проявление общественного сознания; - воспитанность и тактичность; - демонстрация готовности к самостоятельной, творческой деятельности |
Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы |
|
- толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; - навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности; |
- взаимодействие с обучающимися, преподавателями и мастерами в ходе обучения; - сотрудничество со сверстниками и преподавателями при выполнении различного рода деятельности |
Успешное прохождение учебной практики. Участие в коллективных мероприятиях, проводимых на различных уровнях |
|
- готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; |
- демонстрация желания учиться; - сознательное отношение к продолжению образования в ВУЗе |
Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы. |
|
- эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений; |
- умение ценить прекрасное; |
Творческие и исследовательские проекты Дизайн-проекты по благоустройству |
|
- принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков; - бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь; |
- готовность вести здоровый образ жизни; - занятия в спортивных секциях; - отказ от курения, употребления алкоголя; - забота о своём здоровье и здоровье окружающих; - оказание первой помощи |
Спортивно-массовые мероприятия Дни здоровья |
|
- осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем; |
- демонстрация интереса к будущей профессии; - выбор и применение методов и способов решения профессиональных задач |
Занятия по специальным дисциплинам Учебная практика Творческие проекты |
|
- сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности; |
- экологическое мировоззрение; - знание основ рационального природопользования и охраны природы |
Мероприятия по озеленению территории. Экологические проекты |
|
- ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни; |
- уважение к семейным ценностям; - ответственное отношение к созданию семьи |
Внеклассные мероприятия, посвящённые институту семьи. Мероприятия, проводимые «Молодёжь+» |
|
метапредметные результаты |
|||
- умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
|
- организация самостоятельных занятий в ходе изучения общеобразовательных дисциплин; - умение планировать собственную деятельность; - осуществление контроля и корректировки своей деятельности; - использование различных ресурсов для достижения поставленных целей |
Контроль графика выполнения индивидуальной самостоятельной работы обучающегося; открытые защиты проектных работ |
|
- умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты; |
- демонстрация коммуникативных способностей; - умение вести диалог, учитывая позицию других участников деятельности; - умение разрешить конфликтную ситуацию |
Наблюдение за ролью обучающегося в группе; портфолио |
|
- владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; |
- демонстрация способностей к учебно-исследовательской и проектной деятельности; - использование различных методов решения практических задач |
Семинары Учебно-практические конференции Конкурсы Олимпиады |
|
- готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; - умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; |
- эффективный поиск необходимой информации; - использование различных источников информации, включая электронные; - демонстрация способности самостоятельно использовать необходимую информацию для выполнения поставленных учебных задач; - соблюдение техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности. |
Подготовка рефератов, докладов, курсовое проектирование, использование электронных источников. Наблюдение за навыками работы в глобальных, корпоративных и локальных информационных сетях. |
|
- умение определять назначение и функции различных социальных институтов; |
- сформированность представлений о различных социальных институтах и их функциях в обществе (институте семьи, институте образования, институте здравоохранения, институте государственной власти, институте парламентаризма, институте частной собственности, институте религии и т. д.) |
Деловые игры-моделирование социальных и профессиональных ситуаций. |
|
- умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей; |
- демонстрация способности самостоятельно давать оценку ситуации и находить выход из неё; - самоанализ и коррекция результатов собственной работы |
Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы |
|
- владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения. |
- умение оценивать свою собственную деятельность, анализировать и делать правильные выводы |
Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы |