12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Демина Светлана Викторовна555
Стаж работы: 38 лет. В настоящее время преподаю русский язык и литературу в МКГиКе. Большое внимание уделяю внеклассной работе: провожу олимпиады, литературный кружок, организую встречи с писателями и поэтами, поездки на родину Шукшина, Бажова, Есенина.
Россия, Москва, Москва
2

Методические рекомендации для учителей при проведении уроков по теме "Сложноподчинённое предложение".



МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


МОСКОВСКИЙ КОЛЛЕДЖ ГЕОДЕЗИИ И КАРТОГРАФИИ

Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования

«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ГЕОДЕЗИИ и КАРТОГРАФИИ»
















Методическая разработка.

Методические рекомендации по дисциплине «Русский язык»

по теме «Знаки препинания в сложноподчинённом предложении».

Для преподавателей русского языка и литературы.



Разработчик: Демина С.В.











2023, март




Аннотация.


Дисциплина «Русский язык» изучается в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС-3) согласно учебному плану на основе примерной программы, утверждённой в 2022 году для студентов первого курса всех специальностей.

На изучение данной дисциплины отводится 78 аудиторных часа,

на раздел «Синтаксис и пунктуация» - 28 часов, на изучение темы «Сложноподчинённое предложение» - 6 часов.

Данная разработка состоит из двух разделов

В первом разделе дан теоретический материал: постановка знаков препинания в сложноподчинённом предложении. Во втором разделе представлены упражнениями с заданиями по данной теме.

Глубокое и прочное усвоение учащимися пунктуации в сложноподчинённом предложении обусловлено знанием структуры и смысловых отношений между частями, входящими в состав данной синтаксической конструкции. Поэтому главное внимание при изучении этого раздела пунктуации должно уделяться синтаксическому разбору

сложноподчинённых предложений и упражнениям в их конструировании,

вычерчиванию схем таких предложений и составлению по данным схемам

соответствующих предложений. Учителю необходимо: научить ставить вопросы к придаточному предложению; отличать союзы от союзных слов, посредством которых они присоединяются к главному предложению; находить указательные слова, которые могут иметь место в главном предложении.

Упражнения могут быть использованы преподавателем при закреплении тем, изучаемых в разделе «Синтаксис и пунктуация», на уроках студентов первых курсов всех специальностей колледжа Геодезии и Картографии.

Теоретический материал взят из учебника «Русский язык:учебное пособие для школьников старших классов», автор Розенталь Д.Э.














Первый раздел.


Запятая между главным и придаточным предложениями.

 

Придаточное предложение отделяется от главного запятой или выделяется запятыми с двух сторон, если находится внутри главного предложения, например:

 Как приятно знать, что ты что –то узнал! (Мольер).

 Лет двадцать до того времени, к которому мы отнесли начало нашего рассказа, уже существовал на том же месте большой дороги постоялый двор. (И.С. Тургенев).

Примечание1. Не ставится запятая между главным и следующим за ним придаточным предложением:

а)  если перед подчинительным союзом или союзным словом стоит отрицание не,

 например: Попытайтесь выяснить не что они уже сделали, а что они собираются еще сделать.

Я пришел не чтобы помешать вам, а, наоборот, чтобы помочь.

б)  если перед подчинительным союзом или союзным словом стоит сочинительный союз (обычно повторяющийся) и, или, либо и т.п., например: 

Учтите и что он сказал, и как он это сказал.

в)   если придаточное предложение состоит из одного только союзного слова (относительного местоимения или наречия), например:

 Меня упрекают, но не знаю в чем.

Уходя, он обещал скоро вернуться, но не уточнил когда.

Мать температуру определяла губами: приложит губы ко лбу и сразу определит сколько.


Примечание2. Если перед подчинительным союзом стоят слова особенно, в частности, а именно, то есть, а также и т.п. с присоединительным значением, то запятая после этих слов не ставится, например: 

Партизаны проявляли огромную находчивость и исключительное хладнокровие, особенно когда попадали в окружение. Экспедицию придется закончить досрочно при неблагоприятных условиях, а именно если начнется сезон дождей.

 

 


Запятая при сложных подчинительных союзах

Если придаточное предложение соединено с главным

при помощи сложного подчинительного союза (благодаря тому что, ввиду того что, вследствие того что, в силу того что, оттого что, потому что, несмотря на то что, вместо того чтобы, для того чтобы, с тем чтобы, в то время как, после того как, перед тем как, с тех пор как, так же как и др.), то запятая ставится один раз: перед союзом, если придаточное предложение следует за главным или находится внутри его, и после всего придаточного предложения, если оно предшествует главному, например: 

...Дыхание становилось все глубже и свободнее, по мере того как отдыхало и охлаждалось его тело... (Куприн).

Доктора боялись за ее жизнь, тем более что она не только не хотела принимать никакого лекарства, но ни с кем не говорила, не спала и не принимала никакой пищи (Л. Толстой).

 Все возы, потому что на них лежали тюки с шерстью, казались очень высокими и пухлыми (Чехов).

Однако в зависимости от смысла, логического подчеркивания придаточного предложения, наличия в предложении определенных лексических элементов сложный союз может распадаться на две части: первая входит в состав главного предложения как соотносительное слово, а вторая выполняет роль союза; в этих случаях запятая ставится только перед второй частью сочетания (т.е. перед союзом что, как, чтобы). Ср.:

Всякому человеку, для того чтобы действовать, необходимо считать свою деятельность важною и хорошею (Л. Толстой). – Все это сказано для того, чтобы возбудить внимание к жизни многотысячной армии начинающих писателей (Горький);

Командир бригады принял решение прекратить преследование до рассвета, с тем чтобы к утру подтянуть резервы (Шолохов). – Я пригласил вас, господа, с тем, чтобы сообщить вам пренеприятное известие (Гоголь).

Ср. также расчленение сложного союза в предложениях: Несмотря на то, что ветер... свободно носился над морем, тучи были неподвижны (Горький).

 В случае, если за вами кто-нибудь и прилипнет, то пускай видит, куда вы пошли (Катаев)

Гореву просили быть переводчицей на случай, если гости заинтересуются замком (Павленко).

Чаще не расчленяется сложный подчинительный союз, если придаточное предложение предшествует главному, например:

 Прежде чем я остановился в этом березовом леску, я со своей собакой прошел через высокую осиновую рощу (Тургенев).

 С тех пор как я женился, я уж от тебя прежней любви не вижу (А.Н. Островский).

По мере того как снег в котелке серел и обращался в молочно-беловатую жидкость, Павел добавлял снегу из ведра (Окуджава).


К условиям расчленения сложного союза относятся:

1)      наличие перед союзом отрицания не, 

например: Пастухов сошелся с Цветухиным не потому, что тяготел к актерам (Федин);

2)      наличие перед союзом усилительных, ограничительных и других частиц, например: Наташа в эту зиму в первый раз начала серьезно петь и в особенности оттого, что Денисов восторгался ее пением (Л. Толстой); Водитель как раз для того, чтобы люди схлынули, застопорил машину против калитки (Фадеев); Стоит ли отказываться от трудного дела только потому, что оно трудное? (Крымов);

3)      наличие перед союзом вводного слова, например: ...Все это имеет для меня неизъяснимую прелесть, может бытьоттого, что я уже не увижу их... (Гоголь); В гостях у Пряхиных все чувствовали себя свободно, возможнопотому, что Павла Романовна никого не старалась занимать (Коптяева);

4)      включение первой части (соотносительного слова) в ряд однородных членов, например: Ромашов же краснел до настоящих слез от своего бессилия и растерянности, и от боли за оскорбленную Шурочку, и оттого, что ему сквозь оглушительные звуки кадрили не удавалось вставить ни одного слова... (Куприн).

 

Примечание. Сложные союзы тогда как, словно как, в то время как, между тем как, союз следствия так что, сочетание союза с усилительной частицей даже если, лишь когда не расчленяются.

 

 

. Пунктуация в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными

 

1.      Между однородными придаточными предложениями, не соединенными союзами, ставится запятая, например: Мне казалось, что отец смотрит на меня насмешливо и недоверчиво, что я для него еще ребенок (Горький); Кто не чувствует уверенности в своих силах, у кого нет решимости, пусть уж лучше останется на своем теперешнем месте (Ажаев).

Есл после однородных придаточных предложений стоит обобщающее слово с предшествующим вводным словом или словосочетанием (словом, одним словом и т.п.), то перед последним ставится запятая и тире, а после него – запятая  например: На одном из перегонов разговорились про частные дела, кто откуда, чем занимался, в какой среде вырос, – словом, на темы бескрайние (Фурманов).

2.      Если однородные придаточные предложения сильно распространены, особенно когда внутри их имеются запятые, то между такими придаточными предложениями вместо запятой ставится точка с запятой, например: О чем же думал он? О том, что был он беден, что трудом он должен был себе доставить и независимость и честь; что мог бы Бог ему прибавить ума и денег; что ведь есть такие праздные счастливцы, ума недальнего, ленивцы, которым жизнь куда легка (Пушкин); Давыдову становилось чуточку грустно оттого, что там теперь много изменилось; что он теперь уже не сможет ночи напролет просиживать за чертежами, что теперь о нем, видимо, забыли (Шолохов).

3.      Между однородными придаточными предложениями, соединенными неповторяющимся соединительным или разделительным союзом, запятая не ставится, например: Чудилось, будто корчуют сразу весь лес и выдираемые из земли корни и сама земля стонут и вопят от боли (Федин) (повторяющихся союзов здесь нет: первый союз и соединяет два придаточных предложения, второй – два однородных подлежащих корни и земля, третий – два однородных сказуемых стонут и вопят); Что это за соединение и кто такой Ковпак, мы тогда еще не знали (Медведев).

При повторяющихся сочинительных союзах запятая между соподчиненными придаточными предложениями ставится, например: 

Находясь в госпитале, он вспоминал, как фашисты напали на них внезапно, и как они оказались в окружении, и как отряду все же удалось пробиться к своим.

Союзы ли... или рассматриваются как повторяющиеся, например: 

Налево все небо над горизонтом было залито багровым заревом, и трудно было понять, был ли то где-нибудь пожар, или же собиралась всходить луна (Чехов)

4.      Между придаточными предложениями с последовательным подчинением запятая ставится на общем основании, например: ...Боброву вспомнились читанные им в каком-то журнале стихи, в которых поэт говорит своей милой, что они не будут клясться друг другу, потому что клятвы оскорбили бы их доверчивую и горячую любовь (Куприн).

 

Запятая на стыке двух союзов.

 

1.      При двух рядом стоящих подчинительных союзах (или подчинительном союзе и союзном слове), а также при встрече сочинительного союза и подчинительного (или союзного слова) запятая между ними ставитсяесли изъятие придаточного предложения не требует перестройки главного предложения (практически – если дальше не следует вторая часть двойного союза то, так, но, наличие которой требует такой перестройки), например: Горничная была сирота, которая, чтобы кормиться, должна была поступить в услужение (Л. Толстой) (придаточная часть чтобы кормиться может быть опущена или переставлена в другое место предложения без перестройки главной части); Наконец он почувствовал, что больше не может, что никакая сила не сдвинет его с места и что, если теперь он сядет, ему уже больше не подняться (Б. Полевой) (придаточное условное с союзом если можно опустить или переставить); А женщина все говорила и говорила о своих несчастьях, и, хотя слова ее были привычными, у Сабурова от них вдруг защемило сердце (Симонов) (при изъятии придаточного уступительного с союзом хотя предложно-местоименное сочетание от них становится неясным, но в структурном отношении такое изъятие возможно, поэтому запятая между сочинительным и подчинительным союзами в подобных случаях обычно ставится).

Если же за придаточным предложением следует вторая часть двойного союза, то запятая между предшествующими двумя союзами не ставится, например: Слепой знал, что в комнату смотрит солнце и что если он протянет руку в окно, то с кустов посыплется роса (Короленко) (придаточное условное с союзом если нельзя опустить или переставить без перестройки подчиняющего предложения, так как рядом окажутся слова что и то).

 Ноги женщины были обожжены и босы, и когда она говорила, то рукой подгребала теплую пыль к воспаленным ступням, словно пробуя этим утишить боль (Симонов) (при изъятии или перестановке придаточного времени с союзом когда рядом окажутся слова и и то).

Ср. также: Надвигалась гроза, и, когда тучи заволокли все небо, стало темно, как в сумерки. – Надвигалась гроза, и когда тучи заволокли все небо, то стало темно, как в сумерки (во втором случае после союза и, присоединяющего сложноподчиненное предложение, запятая не ставится).

Сборы затянулись, а когда все было готово к отъезду, ехать не имело уже смысла (после противительного союза а запятая в этих случаях, как правило, не ставится, так как ни изъятие, ни перестановка следующего за союзом придаточного предложения невозможны)

В предложениях типа:

Он давно уже уехал, и где он теперь, я не знаю запятая после союза и не ставится.

2.      Запятая обычно не ставится между присоединительным союзом (после точки) и союзом подчинительным, например:

 И кто вы такой, я знаю.

А зачем это говорится, мне непонятно. Возможность постановки запятой после других присоединительных союзов связана с интонационно-смысловым выделением придаточного предложения, например: 

Однако, если вы так настаиваете на своем предложении, я готов его принять.




Второй раздел.


Упражнение № 1 Спишите текст, вставив пропущенные буквы и расставив недостающие знаки препинания. Объясните пунктуацию в данном тексте.

С раннего детства Е.А. Денисьева осталась на поп…чении своей тётушки Анны Дмитриевны Денисьевой, в то время инсп…ктрисы воспитательного общества благ…родных девиц, то есть Смольного института. Природа одарила её (не)заурядным умом и изыска…ым остроумием и когда она попала в общество, то пр…образилась в бл…стящую молодую особу которая всегда соб…рала около себя множество покло…иков. В их числе был поэт Фёдор Иванович Тютчев. Его увлечение Лелею вызвало с её стороны такую глубокую, такую самоотверже…ую, такую страстную любовь что она охватила всё его существо и он остался навсегда её пле…иком. (А.И.Георгиевский «Из воспоминаний»).



Упражнение №2 Списать текст, вставив пропущенные буквы и расставив недостающие знаки препинания.

И.С.Тургенев и Полина Виардо.

О чём говорили при первой встрече И.С.Тургенев и Полина Виардо? Скорее всего, это был обмен любезностями. Иван Сергеевич страс…но в неё влюбился, и с ним случилось самое пр…красное, что может случит…ся с каждым писателем,- он нашёл источник вдохновения. Его первая вспышка любви носила характер восторже…ого поч..тания и постоя…ого восхищения. Кто - то из его друзей высказывался, что не всякий способен на такую любовь, а В.Г. Белинский со свойстве…ой ему пр…молинейностью называл любовь И.С.Тургенева «тр…скучей».Сам же Тургенев всегда говорил, что настоящая любовь – это (не) эгоизм, а ф…натичная преда…ость интересам другого человека. И.С.Тургенев писал о Полине Виардо: «Стой! И дай мне быть участником твоего бе…мертия, урони в душу мою отблеск твоей вечности!» Именно И.С.Тургенев сделал Полину Виардо участницей своего бе…мертия. А (не) было бы его, кто бы о ней вспомнил? Ведь голоса её мы уже никогда (не) услышим. (М.Соловьёва «Загадки вечной любви»).

Упражнение №3. Спишите, вставляя пропущенные буквы и расставляя недостающие знаки препинания. В сложноподчиненных предложениях укажите вид придаточных предложений.

Я увидал, что если мне удаст…ся занять собою одно лицо, другие (не)заметно тоже займутся мною, сначала из любопытства, потом из с…перничества. Я понял, что m-lle Сушкова, желая изл…вить меня, легко себя ск…мпрометирует со мною. Я публично обр…щался с нею, как если бы она была мне близка, давал ей чу…ствовать, что только таким образом она может пок…рить меня. Когда я заметил, что мне это удалось, но что один дальнейший шаг меня погубит, я пр…бегнул к маневру. Прежде всего, на глазах света я стал более холодным к ней, а наедине более нежным, чтобы показать, что я ее более не люблю, а что она меня обожает. Когда она стала замечать это и пыталась сбросить ярмо, я первый публично ее покинул. (Ю.Г. Оксман «М.Ю. Лермонтов и Е.А. Сушкова»).



Упражнение №4 Спишите текст, вставив пропущенные буквы. Объясните постановку знаков препинания. В сложноподчиненных предложениях укажите вид придаточных предложений

Однажды на балу у графини Тизенгаузен-Хитровой Аннета увидела самого интересного человека своего времени и выдающегося на поприще литературы: это был знаменитый поэт Пушкин. Бог, даровав ему гений единстве…ый, не наградил его пр…влекательной наружностью. Лицо его было выразительно, но некоторая злоба и насмешливость затмевали тот ум, который был виден в голубых, или лучше сказать, стекля…ых глазах его. Арапский профиль, заимствова…ый от поколения матери, не украшал лица его. Да и прибавьте к тому ужасные б…кенбарды, растрепа…ые волосы, ногти.
        Ногти как когти, маленький рост, ж…манство в манерах, дерзкий взгляд на женщин, которых он отличал своей любовью, стра…ость нрава природного и принужде…ого и (не)ограниче…ое самолюбие – вот все достоинства телесные и душевные, которые свет пр…давал поэту девятнадцатого столетия. Среди особе…остей поэта была та, что он питал страсть к маленьким ножкам, о которых он в одной своей поэме признавался, что пр..дпочитает их даже красоте» ( В. Мурашов «Пушкин и Аннета»).

Упражнение. №5 Выпишите сложноподчинённые предложения, укажите вид придаточных. Составьте схемы этих предложений.       

А сейчас, вспоминая свои четырнадцать лет рядом с Пастернаком, мою полную бедами жизнь, — я надеюсь на одно: я выстрадала право рассказать о том Борисе Пастернаке, которого я знала, выстрадала право написать правду, как я её вижу.Как-то наш секретарь редакции Зинаида Николаевна, пожилая гуцулка, сохранившая от прежней красоты длинные черные глаза, сделала мне подарок — билет на вечер Пастернака в библиотеку Исторического музея. Я его не видала с довоенных лет. Как-то раз, еще в бытность мою на литфаке, мой однокурсник Ника Холмин, с которым был у меня первый серьезный девический роман, затащил меня в Дом Герцена. Помню, вернувшись домой, сказала сердитой маме, которой пришлось открывать мне дверь:

Я сейчас с Богом разговаривала, оставь меня! — Она махнула рукой и пошла спать.

На утро я, помнится, пристала с рассказами к Наташке. Она вообще частенько подсмеивалась над нашим запойным бормотаньем стихов. Пришлось вечер в библиотеке переваривать одной. В первый раз, пожалуй, я видела тогда Пастернака близко.Стройный, удивительно моложавый человек с глухим и низким голосом, с крепкой молодой шеей, он читал так, как читают себе или близкому другу, бормоча и переспрашивая. Счастливцы избранники в перерыве осмеливались просить его читать свое, а он отнекивался, гудел, каким-то удивительным мычанием оканчивая слова, что мол, сейчас вечер Шекспира, а не его. Но видно читал оставшимся. Я же остаться не посмела, ушла. (О. Ивинская «Годы с Борисом Пастернаком. В плену времён»).

Упражнение. №6 Выпишите сложноподчинённые предложения, укажите вид придаточных. Составьте схемы этих предложений

Иван Алексеевич Бунин. Из письма В. В. Пащенко. 9 апреля 1891 г.:

Драгоценная моя, деточка моя, голубеночек! Вся душа переполнена безграничною нежностью к тебе, весь живу тобою. Варенька! Как томишься в такие минуты! Можно разве написать? Нет, я хочу сейчас стать перед тобою на колени, чтобы ты сама видела все, — чтобы даже в глазах светилась вся моя нежность и преданность тебе ‹…›. Ради Христа, люби меня, я хочу, чтобы в тебе даже от моей заочной ласки проснулось сердце. Господи! Ну да не могу я сказать всего. Право, кажется, что много хорошего есть у меня в сердце, и все твое, — все оживляется только от тебя. ‹…› Вот, например, за последнее время я ужасно чувствую себя «поэтом». Без шуток, даже удивляюсь. Все — и веселое и грустное — отдается у меня в душе музыкой каких-то неопределенных хороших стихов, чувствую какую-то творческую силу создать что-то настоящее. Ты, конечно, не знаешь, не испытывала такого состояния внутренней музыкальности слов и потому, может быть, скажешь, что я чепуху несу. Ей-богу, нет. Ведь я же все-таки родился с частицей этого. О, деточка, если бы ты знала все эти мечты о будущем, о славе, о счастии творчества. Ты должна знать это: все, что есть у меня в сердце, ты должна знать, дорогой мой друг. Нет, ей-богу, буду, должно быть, человеком. Только кажется мне, что для этого надо не «место», а сохранять чистоту и силу души.

Упражнение №7 Спишите, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания. В сложноподчиненных предложениях укажите вид придаточных предложений. Составьте схемы этих предложений.

Возвр…щение сына взв…лновало Николая Петровича. Он лёг в постель но не заг…сил свечки и подп…рши рукою голову думал долгие думы. Брат его сидел далеко за полноч… в своем к…бинете перед камином в котором слабо тлел камее…ый уголь. Он пристально глядел в камин где-то зам…рая то вспыхивая вздрагивало голубоватое пламя... Выражение его лица было сосредоточе…о и угрюмо чего не бывает когда человек занят одними воспоминаниями. Бог знает какие мысли бродили у него в голове но не в одном только прошедшем бр…дили они. А в маленькой комнатке на большом сундуке сидела в голубой душ…грейке и с наброше…ым белым платком Фенечка и посматривала на дверь из - за которой виднелась детская кроватка. (И.С. Тургенев «Отцы и дети»).

Упражнение №8 Выпишите из текста сложноподчинённые предложения и укажите вид придаточных. Объясните (устно) орфограммы в словах с пропущенными буквами.

Павел Петрович Кирсанов в…спитывался сперва дома, так (же) как и младший брат его Николай, потом в пажеском корпусе. Он с детства отличался замечательной красотой. К тому же он был сам…уверен, немного насмешлив и как (то) забавно желчен – он (не) мог не нравит…ся. Он начал появлят…ся всюду, когда вышел в офицеры. Мужчины, которые называли его фатом, втайне завид…вали ему. Женщины от него с ума сходили. Он жил на одной квартире с братом, которого любил искре…о. Павел Петрович н… одного вечера (не) проводил дома, славился смелостью, ловкостью. На двадцать восьмом году от роду он уже был капитаном, и бл…стящая к…рьера ожидала его. (И.С. Тургенев «Отцы и дети»).

Упражнение№ 9 Спишите, вставив пропущенные буквы и расставив недостающие знаки препинания.

Т…жело было Павлу Петровичу даже тогда когда княгиня Р. его любила. Когда она охл…дела к нему он чуть с ума не сошел. Он терзался и р…вновал, не давал ей покою т…скался за нею повсюду. Когда ей надоело его( не)отвязное пр…следование она уехала за границу. Он вышел в отставку,(не)смотря на просьбы приятелей, и отправился вслед за княгиней. Года четыре он провел в чужих краях, то г…няясь за нею, то с н…мерением теряя ее из виду. Он стыдился самого себя, (не)годовал на свое мал…душие, но ничто (не) помогало. Ее образ, этот (не)понятный, почти бе…мысленный, но об…ятельный образ слишком глубоко внедрился в его душу (И.С. Тургенев «Отцы и дети»).

Упражнение№10 Объясните знаки препинания в тексте. Спишите, заменяя, где возможно, предложения с деепричастными оборотами сложноподчинёнными. Знаки не расставлены.

В Никольском в саду в тени высокого ясеня сидели на скамейке Катя с Аркадием. На земле возле них поместилась Фифи придав своему длинному телу изящный поворот. Аркадий и Катя молчали. Он держал в руках полураскрытую книгу а она выбирала из корзинки крошки хлеба и бросала воробьям которые прыгали и чирикали у её ног. Слабый ветер играя в листьях ясеня двигал взад и вперёд золотые пятна света. Ровная тень обливала Аркадия и Катю и только изредка в её волосах зажигалась яркая полоска. Лица их изменились: Аркадий казался спокойнее Катя оживленнее смелей. (И.С. Тургенев «Отцы и дети»)

Упражнение №11. Спишите, вставив пропущенные буквы и расставив недостающие знаки препинания. В сложноподчиненных предложениях укажите вид придаточных предложений.

В Бадене он как-то опять сошелся с нею по-прежнему. Казалось что никогда еще она так страс…но его не любила. Через месяц все уже было кончено потому что огонь вспыхнул в последний раз и угас навсегда. Предчу...ствуя (не)избежную разлуку он хотел по крайней мере остаться ее другом, как будто дружба с такою женщиной была возможна… Она тихонько выехала из Бадена и с тех пор постоя…о изб…гала Кирсанова.

Он вернулся в Россию, попытался зажить старою жизнью, но уже не мог попасть в прежнюю колею. Как отравле…ый, бродил он с места на место. Когда он выезжал в свет ст…рался сохранить все пр…вычки светского человека. Он мог похвастат…ся двумя, тремя новыми победами, но уже (не) ждал ничего особе…ого ни от себя, ни от других. Он состарился, поседел, сидеть по вечерам в клубе стало для него потребностью (И.С. Тургенев «Отцы и дети»).


Упражнение№12. Спишите текст,вставив пропущенные буквы и расставив недостающие знаки препинания. Объясните (устно), какие орфографические и пунктуационные правила вы использовали, переписывая его.


Я ехал на пер…кладных из Тифлиса. Вся п…клажа моей тележки с…стояла из одного (не)большого ч…модана который до половины был набит путевыми записками о Грузии.

Уж солнце начинало прятат…ся за снеговой хребет, когда в…ехал в Койшаурскую долину. Осетин-извоз…ик (не)утомимо погонял лошадей чтобы успеть до ночи взобраться на Койшаурскую Гору, и во все горло распевал песни. Славное место эта д…лина! Со всех сторон горы (не)приступные, красноватые скалы обвеша…ые зеленым плющ…м, ж…лтые обрывы исчерче…ые пр…моинами, а там высоко-высоко золотая б…хрома снегов, а внизу Арагва обнявшись с другой безыме…ой речкой тянется серебря…ой нитью и сверкает, как змея своею чешуею.(М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»)


Упражнение№13. Спишите, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания. В сложноподчиненных предложениях укажите вид придаточных предложений. Составьте схемы этих предложений.

Тихо было все на небе и на земле как в сердце человека в минуту утре…ей молитвы. Только изредка набегал прохладный ветер с востока, пр…поднимая гриву лошадей покрытую инеем. Мы шли пешком сзади подкладывая камни под колеса. Когда лошади выб…вались из сил к…залось дорога вела на небо потому что сколько глаз мог разгл…деть, она все подн…малась и наконец пр…падала в облаке, которое еще с вечера отдыхало на вершине Гуд-горы. Снег хрустел под ногами нашими, воздух становился так редок что было больно дышать. Кровь поминутно пр…ливала в голову и мне было как-то весело, что я так высоко над миром. Чувство детское, не спорю, но, удаляясь от условий общества и пр…ближаясь к природе, мы невольно становимся детьми.

(М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»)


Упражнение№14. Спишите, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания. В сложноподчиненных предложениях укажите вид придаточных предложений. Составьте схемы этих предложений.

Да, такова была моя участь с самого детства! Все читали на моем лице признаки дурных свойств которых не было. Но их предпол…гали - и они родились. Я был скромен - меня обв…няли в лукавстве: я стал скрытен. Я глубоко чу…ствовал добро и зло; н…кто меня не ласкал, все оск…рбляли: я стал зл…памятен. Я был угрюм, - другие дети были веселы и болтливы; я чу…ствовал себя выше их, - меня ставили ниже. Я сделался завис…лив.

Я готов был любить весь мир - меня никто не понял, - и я выучился (не)навидеть. Моя бе…цветная молодость прот…кала в борьбе с собой и светом, поэтому лучшие мои чувства хоронил в глубине сердца.

Я говорил правду - мне (не)верили: я начал обманывать. Узнав хорошо свет и пружины общества стал и…кусен в науке жизни. Я видел как другие счастливы пользуясь теми выгодами которых я так (не)утомимо добивался. (М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»).



Задание к тексту №15

Спишите, вставив пропущенные буквы. Объясните постановку знаков препинания в тексте.



Вдруг что-то похожее на песню пор…зило мой слух. Точно, это была песня, и женский, свежий голосок, - но откуда? Пр…слушиваюсь - напев стари…ый, то пр…тяжный и печальный, то быстрый и живой. Огляд…ваюсь - никого нет кругом; пр…слушиваюсь - звуки как(будто) падают с неба. Я поднял глаза: на крыше хаты моей стояла девушка в полосатом платье с распуще…ыми косами, настоящая русалка. Защ…тив глаза ладонью от лучей солнца, она пр…стально всматривалась (в)даль, то смеялась и ра...уждала сама с собой, то запевала снова песню. 

Мне (не)вольно пришла мысль, что ночью я слышал тот(же) голос. Когда я снова посмотрел на крышу, девушки там (не) было. И вот вижу, бежит вприпрыжку моя ундина: пор…внявшись со мной, она остановилась и пристально посмотрела мне в глаза. (М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»).



Творческие задания.





Упражнение.№15.Вместо точек вставьте подходящие по смыслу союзы ли союзные слова:

а) Ваша книга, князь, доставила мне истинное наслаждение,… действительно испытываешь наслаждение, читая европейскую книгу. (Из письма Ф.И.Тютчева П.А.Вяземскому).

б) Вы принесли с собою то,… после неё я более всего любил в мире:

отечество и поэзию. (Из письма Ф.И.Тютчева В.А.Жуковскому).

в) Но раз уж я вступил на путь летописца, вот тебе несколько новостей,

с … ты можешь делать всё, что тебе заблагорассудится. (Из письма Ф.И.Тютчева Э.Ф.Тютчевой).

г) Надо пожелать Тургеневу как художнику найти в своём таланте

достаточно воздуха и света, …не дать в нём задохнуться человеку…

(Из письма Ф.И.Тютчева Э.Ф.Тютчевой).

д) О, да мне очень хотелось бы увидеть,…вы живёте ясным весенним днём, когда распускается первая листва. (Из письма Ф.И.Тютчева А.Ф.Аксаковой).

е) Пока же тысячу нежностей тебе, моя дорогая дочь, и знайте ещё раз,

вы – единственные светлые точки на моём более чем затуманенном горизонте. (Из письма Ф.И.Тютчева А.Ф.Аксаковой).



Упражнение №16.Запишите вопросы и ответьте на них в форме сложноподчинённых предложений с придаточными определительными.

1. Какие произведения о молодёжи вам нравятся?

2. Какое литературное произведение называется комедией?

3. Какие произведения М. Горького можно назвать романтическими?

4. Какие эпитеты называют постоянными?

5. Что такое метафора?

6.Кто из поэтов «серебряного века» вам нравится?

Упражнение №17. Составьте сложноподчинённые предложения, употребляя союзы что, чтобы, как, как будто, словно:

а) Природа на Кавказе так хороша, ….

б) Осенний лес был так красив, ….

в) Девушка так мило улыбнулась, ….

г) Надо относиться к людям так, ….

д) Надо прожить жизнь так,…



Упражнение №18.Замените сложносочинённые предложения сложноподчинёнными с придаточными уступительными.

а) В публицистическом тексте было много незнакомых слов, но мы поняли его.

б) Я недавно прочитал эту книгу, но плохо помню её содержание.

в) Мы уже видели этот фильм, но я с удовольствием посмотрю его ещё раз.

г) На севере суровый климат, но там произрастает много редких растений.



Упражнение №19.Продолжите текст, включив в него сложноподчинённые предложения.



Честность.

Честность — это одна из основных человеческих добродетелей, моральное качество, которое включает правдивость, принципиальность, верность принятым обязательствам, субъективную убеждённость в правоте дела, искренность перед другими и перед самим собой в отношении тех мотивов, которыми человек руководствуется. Честность является одним из важнейших требований нравственности.

Упражнение №20.Продолжите текст, включив в него сложноподчинённые предложения.

Воспитанный человек.

Воспитанный человек - это культурный человек, которому знакомо чувство такта в общении. Такие люди уважают своего собеседника, умеют вежливо высказывать свои мысли, не задевая другого за живое. Не стоит считать, что воспитанный человек является лицемером. Наоборот, для него вежливость и тактичность являются естественными.



Упражнение №21.Продолжите текст, включив в него сложноподчинённые предложения



Родной язык.

Родной язык-это памятник духовной культуры народа, отражение его жизни. Не случайно один из лучших писателей начала 20-ого века Иван Алексеевич Бунин призывал беречь в меру сил «наш дар бесценный-речь». Поэтому не жалейте времени на изучение языка, познание всех тонкостей использования слова в речи, на поиски в словарях незнакомого или необычно употреблённого слова, если оно встретится при чтении.



Упражнение№22.Продолжите текст, описав интересные и необычные ситуации, происходившие с А.С. Пушкиным в лицее. Постарайтесь использовать сложноподчинённые предложения.

Пушкин, с самого начала, был раздражительнее многих и потому не возбуждал общей симпатии: это удел эксцентрического существа среди людей. Не то чтобы он разыгрывал какую-нибудь роль между нами или поражал какими-нибудь особенными странностями, как это было в иных; но иногда неуместными шутками, неловкими колкостями сам ставил себя в затруднительное положение, не умея потом из него выйти. (И.Пущин «Записки о Пушкине»).







19



Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.