МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ к проведению мастер-класса УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЭКСКУРСОВЕДЕНИЕ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области
«Ростовский колледж рекламы, сервиса и туризма «Сократ»
Методические РЕКомендации
к проведению мастер-класса
УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЭКСКУРСОВЕДЕНИЕ
г. Ростов-на-Дону
2025 год
Составитель:
Маслюкова Татьяна Александровна, преподаватель высшей квалификационной категории ГАПОУ РО РКРСТ «Сократ»
Составлены в соответствии с рабочей учебной программы дополнительного образования Экскурсоведение, предназначены для обучающихся СПО.
Рассматриваются вопросы подготовки и проведения экскурсии. В методических рекомендациях обозначен круг теоретических вопрос и практических заданий в рамках изучения темы: «Специфика разработки и проведения экскурсий различной классификации».
Приводится перечень источников по курсу, с учетом действующих нормативно-правовых актов.
АННОТАЦИЯ
Методические рекомендации направлены на изучение специфики проектирования и разработки экскурсий разной классификации и повышение профессионального уровня специалистов в области экскурсионной деятельности – экскурсоводов, ассистентов экскурсоводов. Разработанный мастер-класс направлен на: сформировать умения, используя теоретический материал, проектировать услугу «экскурсия» на примере фрагмента городской экскурсии исторической тематики. Методические рекомендации мастер – класса включают в себя: обоснование проведения; организационную часть; основную по выполнению заданий разной формы и направленности; этап рефлексии.
МАСТЕР – КЛАСС КАК СПОСОБ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА ЭКСКУРСИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ЭКСКУРСОВОДА, АССИСТЕНТА ЭКСКУРСОВОДА): ОБОСНОВАНИЕ
В процессе подготовки специалиста главенствующую роль приобретает ориентация на развитие его личности и профессиональной культуры, позволяющая существенно облегчить процесс адаптации в профессиональной среде. Это требует серьёзных изменений в обеспечении качества подготовки специалистов.
Система обеспечения качества является совокупностью средств и технологий, используемых для создания условий, гарантирующих достижение такого уровня подготовки специалистов, который отвечает заданным обществом нормативам, критериям или стандартам.
В целом в обеспечении качества среднего профессионального образования можно выделить следующие аспекты:
– первое – политика в области среднего профессионального образования, направленная на повышение его качества. Она отражена в Федеральной программе развития образования; установленные и признанные обществом и государством критерии, нормативы, стандарты качества образования. В настоящее время важнейшим средством обеспечения качества образования в содержательном аспекте является Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС). Он представляет собой комплекс нормативных, организационных и методических документов, определяющих структуру и содержание образовательных программ;
– второе – объективные условия, способствующие достижению определённого качества образования, то есть высокий уровень подготовки преподавателей и студентов, качество учебных программ, дидактических и методических материалов;
– третье – инновационные технологии организации учебного и воспитательного процессов, а также методы оценки качества обучения на различных этапах;
– четвертое – механизмы и инструменты управления и самоуправления техникума с позиций качества.
Совершенно очевидно, что качеством образования занимались всегда. Однако образование меняется, и поэтому появляется необходимость постоянного переосмысления ценностей и целей в новом контексте.
Качество знаний обучающихся зависит от:
1. Уровня индивидуальных особенностей;
2. Уровня профессионального мастерства преподавателя;
3. Состояния учебно-методического обеспечения учебного процесса;
4. Традиций и новаций в обучении;
5. Системы оценивания знаний обучающихся;
6. Уровня коммуникативных отношений.
В процессе подготовки специалистов важную роль приобретает ориентация на личность и компетентность, позволяющее существенно облегчить процесс адаптации молодежи к профессиональной среде, повысить их конкурентноспособность.
Проблема выбора средств формирования компетенций является не просто актуальной, а необходимой для эффективной организации учебной деятельности.
У преподавателей спецдисциплин (ППССЗ 43.02.16 Туризм и гостеприимство) не возникает вопросов, как формировать профессиональные компетенции т.к. они носят более или менее конкретный характер. Например:
разрабатывать или оказывать помощь в разработке различных экскурсионных маршрутов и экскурсионных программах с учетом принципов дифференции обслуживания экскурсантов;
составлять и оформлять технологическую карту экскурсии с учетом вида туризма, транспорта, продолжительности и мест остановок, основных тем экскурсии.
Однако, выбор методов по формированию общих компетенций вызывает затруднения:
ОК6 Работать в коллективе и команде;
ОК 7 Брать на себя за работу членов команды;
ОК10 Бережно относится к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия;
ОК11 Быть готовым брать на себя нравственные обязательство по отношению к природе, обществу, человеку.
Поэтому среди многочисленных методов обучения необходимо использовать те, в основе которых трактуется роль обучающегося в процессе обучения. В ней выделяют три метода: пассивный, активный, интерактивный.
Пассивные методы. Обучающиеся выступают в роли «объекта» обучения, они должны усвоить и воспроизвести материал, который передает им преподаватель. Виды участия: лекция, чтение, опрос.
Активные методы. Обучающиеся являются «субъектом» обучения. Они выполняют творческие задания, вступают в диалог с учителем. Виды участия: творческие задания, вопросы от обучающего к преподавателю, и от преподавателя обучающемуся. В последнее время получил распространение еще один термин «интерактивное обучение». О них сегодня на мастер классе и пойдет речь.
Интерактивное обучение – это обучение с хорошо организованной обратной связью субъектов обучения, с двусторонним обменом информацией между ними.
Интерактивное обучение – это обучение, построенное на взаимодействии всех обучающихся и преподавателя. Педагог выступает в роли организатора учебного процесса, лидера группы, создателя условий для инициативы учащихся. Интерактивное обучение основано на прямом взаимодействии учащихся со своим опытом и опытом своих друзей, так как большинство интерактивных упражнений обращается к опыту самого учащегося.
Красной нитью во ФГОС проходит необходимость использования активных и интерактивных методов обучения.
Среди них – мастер-класс, где можно выделить следующие принципы интерактивного обучения:
диалогическое взаимодействие;
работа в малых группах на основе кооперации и сотрудничества;
активно-ролевая (игровая деятельность);
тренинговая организация обучения.
Мастер класс в простонародии – «делиться опытом».
Принцип мастер – класса: «Я знаю, как это делать. Я научу вас».
ЭТАП ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ МАСТЕР-КЛАССА
В ходе подготовки и проведении мастер-класса выделяют следующие этапы:
Подготовка помещения:
посадочные места, столы;
технические средства (компьютер, проектор, экран, колонки, микрофон, магнитофон, видеомагнитофон, доска и т. п.);
оборудование в зависимости от профиля;
расходные материалы;
канцелярские принадлежности: писчая бумага, ручки, карандаши, маркеры.
Раздаточный материал для участников мастер-класса:
информационная справка о мастер-классе;
методические рекомендации по применению представляемой технологии;
дидактические материалы – информационный материал по теме, например, об объектах (достопримечательностях) г. Ростова-на-Дону, фотографии, мультимедийный материал и другое по усмотрению педагога.
План-конспект мастер-класса (необходим для самого педагога, а также по окончании мастер-класса он может быть передан в соответствующие организации для последующей публикации).
План-конспект имеет следующую структуру:
тема;
цель и задачи мастер-класса;
ожидаемые результаты;
ход мастер-класса;
методы и приемы;
дидактические материалы;
список литературы.
Этап реализации.
2.1. Краткое изложение концептуальных основ собственной системы работы по теме мастер-класса (актуальность, новизна авторского подхода, результативность).
2.2 Информирование о предлагаемой форме представления опыта педагога-мастера.
2.3 Постановка целей и задач мастер-класса.
2.4 Активизация деятельности его участников (тренинг, разминка и т. п.).
2.5 Представление опыта педагога-мастера как системы путем прямого комментированного показа в действии основных приемов и методов работы с использованием тех или иных форм:
элементов открытого занятия с участием обучающихся;
практического занятия с участниками мастер-класса путем непосредственного контактного обучения основным приемам осуществления представляемой деятельности;
ролевых, имитационных игр с участниками мастер- класса и др.
2.6 Индивидуальная работа с участниками мастер-класса (при необходимости).
2.8 Осуществление видеозаписи
Этап рефлексии
3.1. Самоанализ педагогом-мастером проведенного мастер- класса.
3.2. Вопросы участников мастер-класса к педагогу по проведенному занятию.
3.3. Общая дискуссия.
3.4. Заключительное слово педагога – мастера.
3.5. Опрос участников мастер – класса (анкетирование).
Типичные ошибки, которых стоит избегать при проведении мастер-классов
Отсутствие постановки мастером задач перед участниками вначале каждого этапа и каждого упражнения. Должно звучать два главных вопроса: Что узнаем? Для чего это нужно?
Несоблюдение алгоритма проведения мастер-класса. В соответствии с выбранным типом мероприятия должны быть соблюдены этапы прохождения материала.
Отсутствие раздаточного материала для участников в качестве наглядности. Здесь соблюдаем золотое правило: «Смотрим. Слушаем. Трогаем».
Несоблюдение временного регламента при проведении мастер-класса.
Непродуманность рационального использования программного обеспечения во время мастер-класса (работа с презентацией, работа с практическими упражнениями на компьютере и т.д.).
МАСТЕР-КЛАССА НА ТЕМУ: «МОДЕЛИРОВАНИЕ ГОРОДСКОЙ ЭКСКУРСИИ»
Алгоритм проведения мастер-класса состоит из следующих компонентов: презентация педагогического опыта преподавателя, представление урока (занятия), урок (занятие) или имитационная игра с Участниками с демонстрацией приемов эффективной работы с учащимися-моделирование-рефлексия.
В разработанных методических рекомендациях представлен пример имитационной игры с Участниками с демонстрацией приемов эффективной работы с учащимися –моделирование-рефлексия.
Цель: сформировать умения, используя теоретический материал, проектировать услугу «экскурсия» на примере фрагмента городской экскурсии исторической тематики.
Порядок проведения: всем членам группы разъясняется, что они выступают в роли сотрудника туристской фирмы, в должностные обязанности которого вменено разработка услуги «экскурсия».
Теоретическая часть
Вступительное слово преподавателя.
Со словом экскурсия у каждого из нас связаны разные воспоминания о туристических поездках, новых местах, эмоциональных переживаниях. Трудно представить себе человека, который за свою жизнь ни разу не участвовал в экскурсиях. Экскурсия сопровождает нас всю жизнь. Она прекрасный учитель, соблюдающий незыблемое правило: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Экскурсия одна из форм учебно-воспитательной работы, которая позволяет организовывать наблюдения, исследования, изучение исторических явлений. Экскурсии отводится большая роль в обучении, просвещении и воспитании учащихся.
Для подготовки специалистов в области туризма реализуется вариативная учебная программа дополнительного образования Экскурсоведение.
Основные задачи программы (Слайд 2):
проектировать экскурсию в соответствии с требованиями ГОСТ Р 54604-2011 Туристские услуги. Экскурсионные услуги. Общие требования;использовать информационные источники (справочную литературу, исторические документы, научную литературу, электронные средства массовой информации);
определять цели, задачи и тему экскурсии;
определять и составлять экскурсионные программы для различных категорий населения;
проводить инструктаж о правилах поведения в группе;
сформировать у обучающихся теоретические и практические навыки для проведения экскурсий и поисково- краеведческой работы;
развивать кругозор обучающихся, их историческое мышление;
воспитывать положительное отношение к знаниям, к самообразованию, любовь к своей Родине, историческому прошлому народа, сбережению исторических памятников своего города
Так что же такое экскурсия?
Экскурсия - методически продуманный показ достопримечательных мест, памятников истории, культуры в основе, которой лежит анализ находящихся перед глазами экскурсантов объектов, а также умелый рассказ о событиях, связанных с ними. (Слайд 3).
Преподаватель предлагает обучающимся назвать все этапы разработки экскурсии; ответы подтверждает информацией на слайде.
Этапы подготовки экскурсии (Слайд 4-5):
определение цели и задачи экскурсии;
выбор темы экскурсии;
отбор литературы и составление библиографии;
определение других источников материала;
отбор и изучение экскурсионных объектов;
составление маршрута экскурсии;
объезд (обход) маршрута;
подготовка контрольного текста экскурсии;
формирование «Портфеля экскурсовода»;
определение методических приемов проведения экскурсии;
определение техники ведения экскурсии;
составление методической разработки;
приём и сдача экскурсии;
утверждение экскурсии.
В ходе ответов обучающихся преподаватель комментирует, дополняет, дает оценку теоретическим знаниям студентов технологическим процессам разработки экскурсии.
Практическая часть
Задание обучающимся: проектирование экскурсии по г. Ростову-на-Дону на трамвае.
Задание предназначено для формирования практического опыта:
разработки и проведения экскурсии в соответствии с требованиями ГОСТ Р 54604 - 2011 Туристские услуги. Экскурсионные услуги. Общие требования;
подбора информации по заданной теме экскурсии;
разрабатывать и использовать различные формы экскурсионного обслуживания экскурсантов на экскурсиях по г. Ростов-на-Дону;
формировать и составлять экскурсионную документацию.
В ходе выполнения задания мастер-класса обучающимся должны дать оценку собственным недостаткам при разработке услуги «экскурсии».
Порядок выполнения: преподаватель делит учебную группу на 4 подгруппы (творческие группы «экскурсоводов»); объясняет задание.
Слово преподавателя:
Сегодня я предлагаю вам подготовить экскурсию на трамвае «По улочкам купеческого города Ростова» (Слайд 6).
Для того, чтобы охватить несколько этапов предлагаю вам разделиться на 4 группы. В отдельную группу выделяются студенты, которые осваивают курс программы дополнительного образования дисциплины «Экскурсоведение». У них будет другая задача – осуществление экспертной оценки выполняемых заданий каждой из 4-х групп.
Для выполнения задания и проведения мастер-класса я приготовила карточки, которые помогут вам выполнить задание (Слайд 7).
Задания:
Определение темы, цели, задач, формы проведения экскурсии.
Составление маршрута экскурсии.
Отбор и оценка объектов
Комплектование «Портфеля экскурсовода».
Подготовка материала для экскурсии (на примере одного объекта).
Каждой группе преподаватель выдает 5 карточек с заданиями и теоретической основой для их выполнения (Приложение 1)
Организуется обсуждение в течение времени, указанного в карточке, и фиксация предложений в рабочих тетрадях.
По окончании обсуждения каждой творческой группой формулируются и обсуждаются предлагаемые варианты по каждому этапу разработки услуги «экскурсия».
Проверка работы творческих групп по выполнению заданий
Выделенная преподавателем «экспертная» группа студентов предлагает свой вариант заданий, выполненных предварительно под руководством преподавателя (в ходе разработки мастер-класса преподаватель составляет эталоны ответов по заданиям).
4 ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ
ЗАДАНИЕ 1.
Тема: Название темы «По улочкам купеческого города Ростова» раскрывает содержание экскурсии. Помимо описания Ростова-на-Дону, в ходе экскурсии пойдет речь о народах, которые жили, либо посещали город, и о том, чем этот город знаменит. Город-купец, русский Чикаго. Так зачастую называли Ростов в былые времена. Ростов жил торговлей, дышал ею. Один из современников отмечал, что «Ростов есть золотое дно для предприимчивых людей, в том числе, конечно, и для мошенников всех возможных цехов»
Цель: познакомить историей города Ростова-на-Дону и связанным с ним временем купечества. Способствовать воспитанию в экскурсантах чувства уважения к деятельности городского купечества, их вклад в развитие науки, культуры, формированию патриотических чувств, а также бережному отношению к историческим памятникам культуры.
Задачи:
Дать представление об истории Ростове-на-Дону в период купечества.
Познакомиться с культурно-познавательными объектами, символизирующих период купечества: ж/д вокзал, ростовский трамвай, старые улочки г. Ростова-на-Дону, Базарная площадь, ростовский рынок, Собор Пресвятой Богородицы
На примере деятельности купцов города (например, купцов Порамонова, Померанцева, Чернова и др.) подчеркнуть их значимость в развитии города как делового, научного и культурного центра.
Форма: традиционная (показ и рассказ); элементы нетрадиционной формы (игра, конкуры, театрализация) (Слайд 8 - 9).
Например, метод дегустации позволяет экскурсантам более глубоко вникнуть в тему экскурсии, опробовав на вкус те или иные блюда. Особенная любовь в купеческих семьях была к чаепитиям. Учитывая, что экскурсия проходит на трамвае, нужно соблюдать правила безопасности экскурсантов. Так на остановке «Центральный рынок» в вагон трамвая заходит коробейник, то есть торговец-разносчик, и раздает экскурсантам плюшки, баранки и другие угощения к чаю, а также сувениры, которые напомнят о городе Ростове-на-Дону.
ЗАДАНИЕ 2.
Маршрут: тематико-хронологический, исторический.
По тематическому принципу построены экскурсии, связанные с раскрытием определенной темы в жизни города. Представляемая экскурсия раскрывает тему купечества и его роль в развитии и становлении г. Ростова-на-Дону. Поэтому «нитка» маршрута проходит по исторической части города Ростов-на-Дону Хронологический принцип разработки маршрута требует показа объектов с момента их возникновения. Такой принцип построения свойственен экскурсиям исторической тематики.
Маршрут проходит по пути следования трамвая №1: ост. – Гл. ж\д вокзал – ул. Сиверса – пл. 5-ой конной Армии – ул. В.Закруткина – центральный рынок – соборная площадь – по маршруту трамвая №1 – Театральный спуск – площадь Театральная (Слайд 10).
ЗАДАНИЕ 3.
Отбор и оценка объектов:
Данная экскурсия сочетает в себе исторические объекты, краеведческие объекты общего назначения, встречающиеся по пути следования трамвая.
В качестве объектов могут быть:
памятные места, связанные с историческими событиями в жизни народа и государства (город Ростов-на-Дону);
здания и сооружения, мемориальные памятники, произведения архитектуры и градостроительства (Главный и Пригородный железнодорожные вокзалы, Собор Рождества Пресвятой Богородицы Ростовской Кафедры);
экспозиции государственных и народных музеев, картинных галерей, постоянных и временных выставок (Музей железнодорожной техники).
Отбор экскурсионных объектов производится на основе определения значения данного объекта для раскрытия экскурсионной темы. При этом учитывается сила зрительного воздействия на экскурсантов, взаиморасположение и удаленность объектов, наличие удобных подъездов.
Для оценки объектов, которые включаются в экскурсию, рекомендуется использовать следующие критерии:
познавательная ценность – связь объекта с конкретным историческим событием, с определенной эпохой;
известность объекта, его популярность среди населения (например, такие объекты, Собор Рождества Пресвятой Богородицы Ростовской Кафедры);
необычность (экзотичность) объекта. Имеется в виду особенность, неповторимость памятника истории и культуры, здания, сооружения. Необычность объекта может быть также связана с каким-то историческим событием, которое произошло в данном месте, с легендой или историческим событием (Стела «Освободителям Ростова»);
сохранность объекта. Производится оценка состояния объекта в данный момент, его подготовленности к показу экскурсантам; местонахождение объекта. При отборе объектов должны учитываться − расстояние до памятника, природная обстановка, окружающая данный объект, наличие места, пригодного для расположения группы с целью наблюдения (все объекты по пути следования трамвая в городе Ростов-на-Дону);
временное ограничение показа объекта – это когда посещение и осмотр объекта невозможны из-за плохой видимости, сезонности, по времени суток, по дням, месяцам (экскурсия в городе Ростов-на-Дону возможна при любой погоде, режим работы аттракционов, Трогательного зоопарка) [8].
Экскурсия не должна быть перегружена большим количеством посещаемых объектов, так как это увеличивает ее длительность и вызывает утомляемость экскурсантов, а внимание и интерес при этом ослабевают.
Объектами показа экскурсии по маршруту были выбраны следующие объекты:
Главный железнодорожный вокзал;
Центральный рынок;
Собор Рождества Пресвятой Богородицы Ростовской Кафедры;
памятник Святителю Дмитрию Ростовскому;
старинные улицы города Ростова-на-Дону;
Театральная площадь;
Театр имени Максима Горького. (Слайд 11-12-13)
ЗАДАНИЕ 4.
Комплектование «Портфеля экскурсовода».
«Портфель экскурсовода» – условное наименование комплекта наглядных пособий, используемых в ходе проведения экскурсии. Эти пособия обычно помещаются в папке или небольшом портфеле.
Наглядные пособия играют немаловажную роль в экскурсиях, давая возможность экскурсантам получить более полное, образное и конкретное представление о предмете беседы.
В исторических экскурсиях очень мало объектов показа. Поэтому одна из задач «портфеля экскурсовода» состоит в том, чтобы восстановить недостающие звенья при показе, предоставить доказательный материал.
Портфель экскурсовода – комплект информационных материалов (фотографий, копий документов, географических карт, схем, репродукций с картин и др.), используемых экскурсоводом в ходе экскурсии.
Такие «портфели» создаются, как правило, по каждой теме. Содержание «портфеля» диктуется темой экскурсии.
Иллюстративный материал:
не должен быть многочисленным;
должен соответствовать экскурсионным объектам;
должен помогать раскрытию темы экскурсии.
В соответствии с темой экскурсии «По улочкам купеческого города Ростова» и наличии объектов, находящихся в естественной среде, был сформирован «портфель экскурсовода», который включает:
- фото старые здания ж/д вокзала;
- иллюстративный материал о появлении и становлении трамвайных путей в г. Ростове-на-Дону;
- фотографии купцов города;
- иллюстрации торгового центра г. Ростова-на-Дону (базар и базарная площадь, строительство собора Пресвятой Богородицы);
- рисунки купеческих костюмов (Слайд 14-15-16).
Дополнительный иллюстративный материал, действуя на зрительную память экскурсантов, способствует запоминанию и воспроизведению в нужный момент предметов и явлений, которые оказали на них особое впечатление.
ЗАДАНИЕ 5.
Подготовка материала для экскурсии (на примере одного объекта).
Информационный материал, который составить основу текста экскурсии должен обеспечить тематическую направленность рассказа экскурсовода, в нем формулируется определенная точка зрения на факты и события, которым посвящена экскурсия, дается объективная оценка показываемых объектов.
В ходе подготовки контрольного текста экскурсии «По улочкам купеческого города Ростова» должны быть использованы различные источники: краеведческая и документальная литературные; материалы краеведческого музея; архивные данные (Приложение 1, задание 5).
Например, в Краеведческом альманахе «Донской временник» - издание Донской государственной публичной библиотеки, орган Ростовского областного отделения Союза краеведов России дана историческая справка становления и роль купечества в г. Ростове-на-Дону: «……замечаем следующие явления: во-первых, с годами воронежские, новочеркасские купцы совершенно вытесняются ростовцами и с нашего рынка; во-вторых, число купцов и объявивших гильдии быстро увеличивается в Ростове; так последних в 1823 году - 49, а в 1861 году - 390, и, наконец, усиливается заводская промышленность, которая почти совершенно находится в руках самих ростовцев. Так, в конце, по крайней мере, эпохи старого Ростова местное купечество твердо становится на ноги, о богатстве его нет еще речи, оно начинает богатеть позднее, с учреждением банков и проведением железных дорог».
Рефлексия
Слово преподавателя. Как итог задания, прошу высказать участников мастер-класса свое мнение о проведённом мероприятии.
Члены творческой группы дают оценку собственным достоинствам и недостаткам при разработке услуги «экскурсии». Всем участникам выдается разработанный бланк анкеты (Приложение 3):
В продолжении формировании профессионального мастерства для итого занятия по окончанию учебной программы доп. ученной программы по «Экскурсоведению», всем обучающимся необходимо:
Разделиться на 3 творческие группы, для создания варианта разработанной экскурсии на тему «По улочкам купеческого города Ростова» с включением в маршрут после площади Театральной посещение парка Имени Первого Мая
Первой группе отобрать объекты (в том числе, пособие для портфеля экскурсовода), связанные с периодом купеческого города Ростова
Второй группе подобрать информационный материал для раскрытия подтемы
Третьей группе составить сценарий итератива, который может включать себя вопросы викторины, элементы театрализации, квеста и другие (на выбор группы)
Комментарии преподавателя: разрабатывая услугу «экскурсия», нужно знать не только содержание этапов разработки и требования, предъявляемые к технологическому процессу. Разработчики должны придерживаться обусловленной темы; маршрут и объекты – раскрывать содержание. Для того, чтобы сформировать «портфель» экскурсовода, необходимо хорошо знать информационный материал той или иной подтемы. Форма обслуживания должна быть направлена на решение поставленных задач, способствовать привлекательности экскурсии.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ГОСТ Р 54604—2011. Туристские услуги. Экскурсионные услуги. Общие требования.
Профессиональный стандарт экскурсовод (гид) 04.005-2021.
Балюк, Н. А. Экскурсоведение: учебное пособие для среднего профессионального образования / Н. А. Балюк. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 237 с.
Гатауллина, С.Ю., Предоставление экскурсионных услуг: учебник / С.Ю. Гатауллина, А.Б. Косолапов, И.Ю. Кушнарева. — Москва: КноРус, 2021. – 236 с.
Кулакова, Н. И. Технология и организация экскурсионных услуг: учебное пособие для среднего профессионального образования / Н. И. Кулакова, Т. В. Ганина; под редакцией Н. И. Кулаковой. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 127 с.
Информационные справочные системы: ЭБС Электронного издания ЮРАЙТ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Карточки с заданиями мастер-класса
(раздаточный материал)
ЗАДАНИЕ 1.
Работа над любой новой экскурсией начинается с четкого определения её цели. Это помогает авторам экскурсии более организованно вести работу в дальнейшем. Цель экскурсии - это то, ради чего показываются экскурсантам памятники истории и культуры и другие объекты:
воспитание патриотизма
интернациональное воспитание
трудовое воспитание
эстетическое воспитание
экологическое воспитание
показ достижений города в экономике страны
показ исторической роли города
знакомство с творчеством выдающегося архитектора
знакомство с особенностями природы края
воспитание любви и уважения к родине,
расширение кругозора
получение дополнительных знаний в различных областях науки и культуры.
Задачи экскурсии более локальны, конкретнее, чем цель. Задачи экскурсии – достичь целей путем раскрытия ее темы.
Одна из задач экскурсии – выработать у экскурсантов отношение к теме экскурсии, деятельности исторических лиц, событиям, фактам, в целом к материалу экскурсии и дать ей свою оценку.
Цели и задачи определяют окончательный отбор экскурсионных объектов, маршрут экскурсии, содержание экскурсионного рассказа, подбор наглядных пособий из «портфеля экскурсовода», эмоциональный настрой экскурсии и отдельных ее частей.
Формы обслуживания, обеспечивающие наилучшую действенность экскурсионного метода, сообщения знаний экскурсантам, классифицируются на формы традиционного ведения экскурсии – показа и рассказа – и особые формы, к которым относятся: метод соучастия, метод зрительной реконструкции, метод исследования, встреча с участниками событий, использование технических средств, применение фольклора, метод вопросов-ответов, культурных инсценировок, исторических реконструкций, игровые методы, метод дегустации.
ЗАДАНИЕ 2.
Составление маршрута экскурсии
Маршрут экскурсии представляет собой наиболее удобный путь следования экскурсионной группы, способствующий раскрытию темы. Он строится в зависимости от наиболее правильной для данной экскурсии последовательности осмотра объектов, наличия площадок для расположения группы, необходимости обеспечения безопасности экскурсантов. Одна из задач маршрута - способствовать наиболее полному раскрытию темы.
В практике экскурсионных учреждений существуют три варианта построения маршрутов:
хронологический. Примером хронологического маршрута могут служить экскурсии, посвященные жизни и деятельности выдающихся людей.
тематический. По тематическому принципу построения экскурсии можно отметить экскурсии, связанные с раскрытием определенной темы в жизни города.
тематико-хронологический. Все обзорные городские экскурсии построены по тематико-хронологическому принципу.
Разработка маршрута - сложная многоступенчатая процедура. Маршрут строится по принципу наиболее правильной последовательности осмотра объектов и намечается с учетом следующих требований:
показ объектов следует проводить в определенной логической последовательности, не допуская ненужных повторных проездов по одному и тому же участку маршрута;
наличие доступности объекта;
переезд или переход между объектами не должен занимать 10-15 минут, чтобы не было слишком длительных пауз в показе и рассказе;
наличие благоустроенных остановок, в том числе санитарных, и мест парковки транспортных средств.
Разработка маршрута на трамвае осложняется тем, что идет привязка к трамвайным путям и расписанию движения трамвая.
ЗАДАНИЕ 3.
Отбор и оценка экскурсионных объектов.
Традиционным подходом, который дается в трудах Б.В.Емельянова к отбору экскурсионных объектов является определение их классификации и критериев оценки.
Объект может классифицироваться по его качественному значению. К объектам экскурсионного маршрута по городу Ростов-на-Дону относятся:
памятные места, связанные с историческими событиями в жизни нашего народа, развитием общества и государства (например, Театральная площадь в городе Ростове-на-Дону);
здания и сооружения, мемориальные памятники, связанные с жизнью и деятельностью выдающихся личностей, произведения архитектуры и градостроительства, жилые и общественные здания, здания промышленных предприятий, инженерные сооружения (крепости, мосты, башни), здания культурного назначения и другие постройки;
природные объекты – леса, рощи, парки, реки, озера, пруды, заповедники, заказники, отдельные деревья, реликтовые растения (например, Парк революции);
экспозиции государственных и народных музеев, картинных галерей, постоянных и временных выставок, например, выставки в Публичной библиотеке, выставки музеев других городов в Краеведческом музее в городе Ростове-на-Дону и так далее.
Объекты классифицируются по:
Содержанию:
одноплановые – это произведения живописи, река, растение, животное, дом;
многоплановые – это архитектурный ансамбль, лес, улица, поле, площадь города.
Функциональному назначению:
основные – эти объекты служат основой для раскрытия подтем;
дополнительные – показываются во время переездов (переходов) между основными объектами в ходе логических переходов в рассказе.
Степени сохранности:
полностью сохранившиеся (театр имени Максима Горького);
перестроенные и реконструированные произведения архитектуры (Собор Рождения Пресвятой Богородицы Ростовской Кафедры);
частично сохранившиеся (крепость Димитрия Ростовского);
утраченные.
Перед экскурсионными работниками при создании экскурсии стоит задача – отобрать из множества объектов самые интересные и по внешнему виду, и по той информации, которую они с собой несут. Разнообразие объектов дает возможность обеспечить правильное чередование впечатлений у экскурсантов, позволяет сохранить элемент новизны при изучении различных тем.
В практике подготовки экскурсий выработана определенная методика оценки экскурсионных объектов. Применение этой методики особенно важно в тех случаях, когда создатели новой экскурсии, встречаясь на маршруте с несколькими объектами, сходными по содержанию, могут выбрать те из них, которые наиболее интересны для данной темы.
Для оценки объектов, которые включаются в экскурсию, рекомендуется использовать следующие показатели:
познавательную ценность;
известность;
необычность или экзотичность объекта;
выразительность объекта;
сохранность;
месторасположение объекта, его функциональное и качественное (в каком качестве показывается) значение в экскурсиях.
Местонахождение объекта играет важную роль в процессе отбора его для показа. При отборе объектов должны учитываться расстояния от памятника до памятника, удобство подъезда к объекту, пригодность дороги для автотранспорта, возможность подвоза к объекту экскурсантов, природная обстановка, окружающая данный объект, наличие места, пригодного для расположения группы с целью наблюдения.
Временное ограничение показа объекта может происходить тогда, когда посещение и осмотр объекта невозможны из-за плохой видимости или сезонности.
Экскурсия не должна быть перегружена большим количеством посещаемых объектов, так как это увеличивает ее длительность и вызывает утомляемость экскурсантов, а внимание и интерес при этом ослабевают. Число объектов в экскурсии зависит от ее цели и темы. Правильный отбор объектов, их количество, последовательность показа оказывают влияние на качество экскурсии.
Следует избегать построения однообразия зрительного ряда. Зрительные впечатления экскурсантов будут неполными, если в маршрут наряду с памятниками и монументами не будет введен показ отдельных зданий и улиц, объектов природы.
При отборе объектов для исторической экскурсии «По улочкам купеческого города Ростова» необходимо учитывать специфику транспорта.
ЗАДАНИЕ 4.
Комплектование «Портфеля» экскурсовода.
«Портфель» экскурсовода – это комплект наглядных пособий для экскурсии, который должен дополнять и восстанавливать недостающие звенья зрительного ряда. Это особенно важно в тех случаях, когда объекты показа дошли до нас в измененном виде или не сохранились вовсе. Тогда фотографии, рисунки, чертежи помогут восстановить первоначальный вид объекта.
В «портфель» экскурсовода включаются: фотографии людей, имеющих отношение к теме экскурсии, репродукции картин, географические карты, карты-схемы, на которых изображены, например, военные события, образцы продукции промышленных предприятий, гербарные листы, геологические образцы, магнитофонные записи и другой иллюстративный материал, который помогает насытить экскурсию зрительными образами.
Важная задача наглядных пособий на экскурсии – дать зрительное представление об объекте (растениях, минералах, макетов, муляжей).
В качестве критериев отбора наглядных пособий принимается следующее:
необходимость и целесообразность их использования;
познавательная ценность, то есть насколько предлагаемое пособие может обогатить экскурсию;
сделать показ и рассказ более наглядными и понятными (необычность, выразительность, сохранность).
Наглядные пособия «портфеля экскурсовода» должны быть удобны для использования. Количество их не должно быть велико, так как в этом случае пособия будут отвлекать экскурсантов от осмотра подлинных объектов, рассеивать их внимание.
Перечень наглядных пособий к той или иной экскурсии не остается неизменным, в процессе жизни экскурсии он совершенствуется и дополняется.
ЗАДАНИЕ 5.
Методика подготовки экскурсии
1. экскурсовод определяет, что за предмет показывает экскурсантам (исходя из целей экскурсии);
2. экскурсовод объявляет, что собой представляет объект (характеристика);
3. экскурсовод называет автора памятника, архитектора здания (справка);
4. экскурсовод говорит о назначении объекта (цель создания);
5. экскурсовод рассматривает отдельные части объекта (экскурсионный анализ, сравнение);
6. экскурсовод рассказывает о событии, связанном с объектом, его назначение (оценка исторического события);
ТЕКСТ (фрагмент экскурсионного текста)
История Ростовского трамвая.
2 января (20 декабря по старому стилю) - существенная дата в истории Ростова - на - Дону. Ровно 150 лет назад в этот день на главной улице города - Большой Садовой - раздались первые трамвайные звонки. И в самый первый рейс от угла Большой Садовой и Братского переулка до Ростова - Нахичеванской межи (нынешнего Театрального проспекта) отправился первый электрический трамвайный вагончик, получивший у горожан ласковое прозвище «коробочка».
Так началась «трамвайная» эра в истории Ростова - на - Дону. И Ростов вступил в число городов России, обладающих самым современным тогда видом пассажирского транспорта. Он стал в этом списке 22-м трамвайным городом огромной империи, что вовсе неплохо, особенно если учесть, что трамвай в Саратове, Самаре, Харькове, Одессе, Ташкенте, Тифлисе, Баку, Воронеже, Минске и даже в Санкт-Петербурге (!) вышел на улицы значительно позднее.
Однако у ростовского трамвая были и предшественники.
С 1867 года началось нерегулярное, а в 1868 году - регулярное движение омнибусов (общественных конных экипажей на 8-10 пассажиров). А в 1887 году город построил конно-железную дорогу (десятую в Российской империи). Но уже через 15 лет Бельгийское акционерное общество, которому конка и принадлежала, приступило к электрификации своей конно-железной дороги. Электрификация была завершена в считанные недели. Поэтому в январе 1902 года трамваи в Ростове ходили не только по Большой Садовой, но и по Таганрогскому и Большому проспектам (нынешним Буденновскому и Ворошиловскому), по Московской и Почтовой улицам, на вокзал и даже на Новое поселение. Чуть позже начались работы по электрификации конки и в соседнем городке _ Нахичевани, который еще в 1890 году был связан с Ростовом первой и единственной в России междугородной конной линией. И 22 декабря 1902 года электрический трамвай «въехал» в Нахичевань (города - соседи объединились в 1928 году).
К началу Первой мировой войны в Ростове и Нахичевани было 40 километров трамвайных путей, по улицам городов - соседей по восьми маршрутам курсировали 86 вагонов. А ежегодные перевозки пассажиров достигли к 1916 году почти 38 миллионов человек. Т.е. каждый день пассажирами ростово - нахичеванского трамвая становились более 100 тысяч человек - каждый второй горожанин!
С 1913 года в городе, наряду с бельгийскими вагончиками, на линию стали выходить и новейшие трамвайные вагоны отечественного производства (Мытищинского вагоностроительного завода). Им ростовчане дали уважительное прозвище «крейсер» - такие трамваи брали пассажиров вдвое больше в сравнении с «коробочками».
В гражданскую войну ростовский трамвай, в отличие от трамвая многих других российских городов, движения не останавливал. Правда, в последующие годы (1920-1924 гг.) сильно обветшавшее трамвайное хозяйство требовало капитального обновления. Кроме вагоноремонтных мастерских, к работе подключился и переданный трамвайному тресту специализированный завод, получивший имя революционного деятеля В.Р. Воровского. Скромный этот заводик, находившийся на углу улицы Первой Степной и 26-й линии в Нахичевани (ныне на этой территории - авторемонтное предприятие) сыграл важную роль в дальнейшем становлении и развитии трамвайного хозяйства Ростова. Он поставил городу почти сто новых прицепных вагонов, прослуживших сорок лет.
С 1925 года началось развитие трамвайной сети: за десять лет она выросла вдвое, достигнув 80 километров. Трамвай пришел на Сельмаш, в Ленгородок, в Рабочий городок, на «Красный Аксай», заметно выросла сеть линий и в центре города.
В те годы трамвай перестал быть единственным видом городского транспорта. С 1930 года в Ростове началось регулярное движение автобусов (вообще-то первые автобусы вышли на ростовские улицы еще в 1927 году, но тогда движение было не постоянным). А в 1936 году Ростов - на - Дону стал третьим в стране городом (после Москвы и Киева) с троллейбусным сообщением. А мог, между прочим, стать и первым. Ибо еще в конце 1932 года, когда троллейбусов не было даже в Москве, ростовчане приступили к сборке и испытаниям опытного, «самодельного» троллейбуса, собранного на базе старого автобуса. Самая первая в стране экспериментальная троллейбусная линия протяженностью около 700 метров пролегла по улице Первой Степной (ныне - имени Ченцова), между 26-й и 14-й линиями.
В годы Великой Отечественной движение электротранспорта в Ростове прерывалось дважды (в период между двумя оккупациями, кстати, трамвай и троллейбус в Ростове работали, хотя от линии фронта Ростов отделяло всего лишь 35-40 километров). Вторая оккупация принесла ростовскому трамваю значительные разрушения. И все же спустя всего лишь три с половиной месяца после освобождения, 1 июня 1943 года, в городе вновь раздались трамвайные звонки, а затем восстановили и троллейбус.
В пятидесятые - восьмидесятые годы, ставшие поистине золотой порой в истории ростовского электротранспорта, трамвай развивался очень интенсивно. Были проложены новые линии на западную и северную окраины города, и в итоге протяженность путей достигла 120 километров. В конце восьмидесятых в городе имелось 17 трамвайных маршрутов, а подвижной состав превышал 300 единиц. В год услугами ростовского электротранспорта (вместе с троллейбусом) пользовалось до 250 миллионов человек.
С 1957 года в Ростове, первом из городов страны, стали эксплуатировать чехословацкие вагоны «Татра», и уже в восьмидесятые горожан обслуживали вагоны только этой марки.
Экономический кризис 90-х годов больно ударил по городскому транспорту, в значительной мере финансируемому из обнищавшего муниципального бюджета. Пришлось принимать экстраординарные меры. Часть трамвайных и троллейбусных линий были закрыты или законсервированы «до лучших времен». Была создана единая муниципальная транспортная компания «Ростовпассажиртранс», объединившая как электрический, так и автобусный транспорт. В результате разумной экономической и технической политики удалось в течение трех лет полностью вывести электротранспорт из кризисной ситуации и приступить к постепенному восстановлению позиций, которые он занимал ранее, являясь главным перевозчиком в городе. В настоящее время трамваи в Ростове работают на шести, а троллейбусы на двенадцати маршрутах. Начат капитальный ремонт трамвайных путей, постепенно ремонтируется и подвижной состав трамвая. Слухи о «смерти» ростовского трамвая, который якобы вряд ли доживет до своего 100-летия, оказались, как говорится, сильно преувеличенны ми. За последние годы, наметился рост числа пассажиров электротранспорта, в том числе и трамвая.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ПОРЯДОК НАПИСАНИЯ СИНКВЕЙНА В РАЗДАТОЧНОМ МАТЕРИАЛЕ
Первая строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна.
Вторая строка – два прилагательных, характеризующих ключевое слово.
Третья срока – три - четыре глагола, показывающие функции понятия.
Четвёртая строка – короткое предложение, в котором автор высказывает своё отношение к действию.
Пятая строка – одно слово, обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятием.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Анкета для участника мастер-класса (обратная связь с участниками мастер - класса)
Уважаемые студенты!
Мы обращаемся к Вам с просьбой ответить на ряд вопросов, касающихся проведения и результативности мастер-класса, организуемых в нашем образовательном учреждении. Информация, полученная от Вас, будет использована для повышения эффективности и совершенствования различных мастер-классов.
Какие задачи выполняет этот мастер-класс?
□ совершенствование экскурсионной методики;
□ стремление закрепить знания об этапах разработки услуги «экскурсия»
□ желание расширить познания о достопримечательностях и исторических событиях города;
□ удовлетворение любопытства в области экскурсионного дела;
□ обязал преподаватель;
□ другое _______________________________________________________
Что Вам понравилось?
□ оригинальная методика;
□ личность педагога;
□ инновационные подходы;
□ отдельные педагогические приемы;
□ техническое оснащение;
□ структура занятия;
□ организация мастер- класса;
□ атмосфера мастер- класса;
□ другое _______________________________________________________
Что, по Вашему мнению, в данном мастер-классе требует дополнительных разъяснений?
□ методика;
□ отдельные педагогические приемы;
□ техническое оснащение;
□ структура занятия;
□ организация мастер- класса;
□другое _______________________________________________________
Чем для Вас был полезен данный мастер-класс?
□ стала понятной авторская система педагога-автора;
□ повысилась моя компетентность по ряду аспектов;
□ получил следующие навыки ____________________________________________
6. Считаете ли Вы мастер-класс эффективной формой передачи знаний и умений, обмена опытом обучения и воспитания?
_______________________________________________________________________________________________________________________________
Какие формы взаимодействия с педагогом-мастером после проведенного мастер-класса Вы считаете целесообразными? ____________________________________________________________________________________________________________________________________
Что бы Вам хотелось еще узнать по теме проведенного мастер-класса?
_______________________________________________________________________________________________________________________________Что из представленного на мастер-классе Вы будете применять в своей деятельности?
_______________________________________________________________________________________________________________________________
Что Вы предложили бы изменить при проведении данного мастер-класса?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
В заключение опроса, пожалуйста, укажите некоторые сведения о себе:
Группа ________________________________________________________________________________________________________________________
ФИО ________________________________________________________________
________________________________________________________________
Благодарим Вас за участие в опросе!