Учебно-методические рекомендации к практическим занятиям по учебному предмету «Живопись» (5 класс)

1
0
Материал опубликован 22 November 2018

Управление по делам культуры и искусства Администрации г.Димитровграда

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Детская художественная школа

Живопись

Учебно-методические рекомендации к практическим занятиям по учебному предмету «Живопись» 5 классе по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области изобразительного искусства «Живопись»

Составитель Огуречникова И.А.

Димитровград 2018

Рецензент: председатель Ульяновского регионального отделения Творческого союза Художников России и Международной федерации художников Замалиев И.Ф.

Одобрено Методическим Советом Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования Детская художественная школа

Учебно-методические рекомендации к практическим занятиям по учебному предмету «Живопись» в 5классе по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области изобразительного искусства «Живопись

Огуречникова И.А.

Учебно-методические рекомендации к практическим занятиям по учебному предмету «Живопись» разработаны на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области изобразительного искусства «Живопись». В них даются методические рекомендации по выполнению практических работ по учебной дисциплине «Живопись». В методической разработке излагаются цели и задачи курса, требования к практическим работам, критерии оценки практических работ, перечень тем аудиторных и самостоятельных работ, основная и дополнительная литература по курсу, словарь основных терминов.

 

Учебно-методические рекомендации к практическим занятиям по учебному предмету «Живопись» разработаны на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области изобразительного искусства «Живопись».

Практические занятия предоставляют обучающемуся возможность апробации формируемых знаний, умений и навыков в комплексе.

Цель практических работ : формирование у обучающихся знаний, умений, навыков в соответствии с федеральными государственными требованиями по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области изобразительного искусства «Живопись» на основе освоения обучающимися ассоциативно-образного языка декоративной живописи через постижение специфики художественного образа, понятий «условность», «изобразительность», «выразительность», освоение элементов декоративного изображения, системы пространственных построений в декоративной живописи , а также декоративной композиции и колорита.

Задачи практических работ:

-выявление общих закономерностей изобразительного искусства, лежащих в основе декоративной живописи;

-формирование представления об эстетической сущности декоративности;

-выявление орнаментально-ритмической основы натурной постановки,

-формирование понятия условного цвета, декоративной функции цвета, декоративного сочетания цветов;

-ограничение количества используемых цветов,

-переход на «ограниченную палитру» опосредованных цветов,

-освоение приемов творческой интерпретации натуры,

-совершенствование метода работы по представлению и воображению;

-освоение обучающемися различных приемов и методик декоративной живописи;

-формирование практических умений и навыков выполнения декоративных живописных работ.

1. Содержание курса

Содержание методических рекомендаций выстроено в соответствии с учебной программой дисциплины « Живопись»: в них учтены особенности изучаемого материала с использованием принципов стилизации для развития художественно-изобразительных навыков.

1.1 Раздел 1.

Эстетическая сущность декоративности. Декоративность как прием художественно-образного мышления в пространственных искусствах. Основные приемы создания декоративных изображений. Принципы и приемы стилизации. Понятие реального и декоративного цвета. Монохромное, двухцветное и трехцветное решение декоративных композиций. Тональное и атональное решение в специальной живописи.

5класс

Практические занятия по Разделу1

Тема

Наименование практического занятия

Трудоемкость

(акад.час)

1полугодие

Раздел1. Изобразительная грамотность. Средства и методы

1.1.Декоративность. Цвет в изобразительном искусстве

 

10

1.2Упражнение по колористике

1.2.1.Цветовой круг

12

1.3.Колористическое восприятие образа

1.3.1.Лирика

4

1.3.2.Праздник

4

 

1.3.3.Диссонанс

4

1.2 Раздел 2-4

Различные приемы и методики живописи. Наиболее полная передача объектов с сохранением всех существенных моментов формы, цвета, объема натуры. Выборочная передача существенных особенностей объектов. Предельная схематизация реальных предметов. Специфика изображения различных мотивов в произведениях декоративно-прикладного искусства, различных характеров и их трактовки. Декоративный натюрморт. Декоративный пейзаж. Декоративные элементы интерьера. Растительные и зооморфные элементы в декоративной композиции.

Практические занятия по Разделу 2

Тема

Наименование практического занятия

Трудоемкость

(акад.час)

1полугодие

Раздел 2.Декоративный натюрморт

Раздел 2.Декоративный натюрморт

 

 

2.1. Декоративный натюрморт Абстрагирование

2.3.1Стилизация натюрморта с копии

9

2.2.Декоративный натюрморт Условность

 

2.2.2.Декоративная переработка натюрморта в монохромной гамме

 

9

2.2.3.Декоративная переработка натюрморта в трехцветном, контрастном решении

9

2.2.4.Декоративная переработка натюрморта в нюансном цветовом решении

12

2.3.Декоративный натюрморт Выразительность

 

2.1.2.Декоративная переработка тематического натюрморта (осень, зима, лето).

Экзаменационная работа

 

21

5класс

2полугодие

Раздел 3. Декоративное решение фигуры человека

 

 

3.1Декоративное решение фигуры человека Выразительность

3.1.1.Изображение сидящей фигуры человека в театральном костюме на ярком фоне

9

3.1.2.Декоративно-монументальная стилизация сидящей фигуры в театральном костюме

9

3.2.Декоративное решение фигуры человека Условность

3.2.1.Монохромная стилизация сидящей фигуры

9

3.2.2.Трехцветное решение стилизованной сидящей фигуры

9

3.2.3.Стилизация сидящей фигуры человека в нюансном колорите

9

3.3.Декоративное решение фигуры человека Абстрагирование

3.3.1Кратковременные этюды человека в цвете

3

 

Раздел 4. Декоративное решение пейзажа


 

4.1.Декоративное решение пейзажа .Выразительность

 

Зарисовки несложных пейзажей

 

3


 

4.2.Декоративное решение пейзажа Условность

4.2.1..Монохромная стилизация пейзажа

6

4.2.2.Трехцветное решение стилизованного пейзажа

9

4.2.3.Стилизация пейзажа в нюансном цветовом решении

9

4.3. Абстрагирование

4.3.1.Декоративно-образная стилизация пейзажа (утро, день, вечер)

18

4.3.2.Стилизация пейзажа с копии

9

Приложение к практическим занятиям


 

1.2Упражнение по колористике

1.3.Колористическое восприятие образа/лирика, праздник, диссонанс/


 


 

2.1. Декоративный натюрморт Абстрагирование


 

2.2.2.Декоративная переработка натюрморта в монохромной гамме


 

2.2.3.Декоративная переработка натюрморта в контрастном, нюансном решении

2.1.2.Декоративная переработка тематического натюрморта (осень, зима, лето).

3.1.1.Изображение сидящей фигуры человека в театральном костюме


 


 

3.1.2.Декоративно-монументальная стилизация сидящей фигуры в театральном костюме


 

3.2.1.Монохромная стилизация фигуры


 

3.3.1Кратковременные этюды человека в цвете

 

4.1. Зарисовки несложных пейзажей

 

4.2.Декоративное решение пейзажа


 

4.3.1.Декоративно-образная стилизация пейзажа

1.3. Основные понятия курса «Живопись»

Программа обучения «Живопись» разбита на основные блоки методики:

1. Изобразительная грамотность, средства и методы.

2. Декоративное решение натюрморта.

3. Декоративное решение фигуры человека.

4. Декоративное решение пейзажа.

Каждый из этапов обучения является переходным от простого к сложному, синтезирующему накопление ранее полученных знаний и навыков. При разработке отдельных блоков методики была учтена специфика декоративного изображения, которая заключается в необходимости перевоплощать реальные формы и предметы объективной действительности в условные плоскостные изобретения, сопровождающиеся трансформацией и деформацией объекта. Обучение по каждому блоку программы включает изучение основных теоретических положений курса – выразительности, условности, абстрагированию.

Первый блок программы: «Изобразительная грамотность. Средства и методы», состоит из вводной лекции «Понятие о декоративности. Цвет в изобразительном искусстве», где декоративность рассматривается как совокупность художественных свойств, усиливающих эмоционально-выразительную и художественно организующую роль произведений пластических искусств в окружающей человека предметной среде. Основным приемом декоративности является стилизация как предметов, их формы, характера, цвета, тона. Стилизация означает декоративное обобщение и подчеркивание формы предметов и помощью ряда условных приемов. Можно упростить или усложнить форму, цвет, детали объекта, а также отказаться от передачи объема и пространства. Однако упростить, на значит обеднить форму, упростить – лишь подчеркнуть выразительные стороны, опустив малозначимые детали. В принципе стилизации лежит органическая связь между всеми его составными элементами. Наряду с трансформациями формы объекта, декоративность достигается преобразованиями живописными средствами. Цвет является средством изобразительного искусства. В декоративной живописи цвету отводится значительная роль, как самостоятельному инструменту, позволяющему реализовать принцип развертывания цветообраза от его перцептивных оснований до цветовой среды архитектурного объекта. Декоративность – понятие, которое тесно связано с гармонией, поэтому в вводной лекции речь идет также о построении цветовой композиции, палитре художника, гармонии, колорита.

Решение всякой художественной практической задачи находит отражение в художественных эмоциях, которые возбуждают творческую активность, поэтому после вводной лекции уместно подвести обучающихся к пониманию художественного восприятия через упражнения по колористике на тему: «Колористическое восприятие образа: лирики, праздника, диссонанса». Зная законы колористики, психологию цветовых сочетаний, при соответствующим эмоциональном настрое, развитие ассоциативно-образного мышления даст возможность увидеть все многообразие окружающей действительности, поможет приблизить обучающихся к художественно-образному языку декоративности.

В блоках программы решаются задачи по основным теоретическим понятиям декоративности: выразительность, условность, абстрагирование.

Условность как способ образного решения задач по курсу «Живопись» заключается в выполнении орнаментально-ритмической композиции на основе натурной постановки (натюрморт, фигура человека, пейзаж), в плоскостно-декоративной трактовке цвета средствами ограниченной палитры: монохромии, контраста – трехцветия, нюансе.

Понятие выразительность, наряду с условностью характеризует особенность отражения действительности в искусстве, специфику художественного образа в произведения искусства. Выразительность составляет основное содержание восприятия, что характерно для мира художника. Для него выразительные, экспрессивные свойства являются первичными в художественно-творческом осмыслении натуры, это касается и цвета и формы. На тему «выразительность» в каждом блоке предлагаются следующие задания:

1. Декоративная переработка натюрморта (осень, лето, зима)

2. Декоративно-монументальная стилизация сидящей фигуры в театральном костюме.

3. Декоративно-образная стилизация пейзажа (утро, день, вечер, буря, тишина, дождь и т.д.)

Абстрагирование как логический процесс является одним из составных элементов процесса познания действительности. Абстрагирование отдельных свойств и качеств натуры – один из приемов метода творческой интерпретации натуры при плоскостно-орнаментальной трактовке элементов и изображения в декоративной живописи. Проблема абстрагирования претворяется обучающимися в творческой стилизации копий известных русских и зарубежных мастеров по соответствующим жанрам живописи: натюрморт, портрет, пейзаж.

Таким образом, работа над различными практическими заданиями курса «Живопись» способствует развитию творческой активности, мыслительной деятельности обучающихся, поиску новых творческих решений. Программа предлагает методическое исполнение по каждому блоку отталкиваясь от натурного изображения с дальнейшим последовательным разложением основной задачи блока на три описанных выше этапа.

Обучение «Живописи» предусматривает постепенное освоение различных живописных материалов и техник (акварели, гуаши, темперы, масляной живописи). Выбор материала зависит от характера задания и заранее оговаривается преподавателем. Подбор формата диктуется конкретным композиционным решением, к которому обучающийся приходит в результате предварительного выполнения форэскизов и этюдов на небольших форматах.

Выполнение каждого задания желательно сопровождать просмотром произведений мастеров живописи в репродукциях или слайдах. Каждое задание предполагает решение определенных учебно-творческих задач, которые сообщаются преподавателем перед началом выполнения задания. Поэтому законченность работы будет определяться степенью решения поставленных задач.

Ход работы над длительным аудиторным заданием сопровождается периодическим анализом (поэтапным просмотром) допускаемых ошибок.

 

1.4.Основные приемы выполнения практических работ

Приступая к практическим заданиям по дисциплине «Живопись», необходимо обратить внимание на следующие основные требования:

1. Освещение ровное, рассеянное, падающее с левой стороны, чтобы тень от руки не пересекала лист. Недопустимо, чтобы лист бумаги освещали солнечные лучи.

2. Лист необходимо располагать не ближе, чем на расстоянии вытянутой руки. При работе целесообразно отходить от этюда или оставлять его, чтобы рассмотреть издали. Этот прием позволяет более явно увидеть свои ошибки или удачи.

3. Объект изображения (модель) должен располагаться чуть левее рабочего места обучающегося на таком расстоянии, с которого его можно охватить взглядом в целом. Чем крупнее, тем больше расстояние между ним и изображением.

Успешному ведению работы над живописью способствуют правильные навыки, которые должны отрабатываться в процессе изображения набросков в аудитории.

Стадии работы

Работа над живописью начинается с композиционного размещения изображения на листе бумаги. Предварительно, обучающийся должен осмотреть натуру со всех сторон и определить, с какой точки зрения выгоднее (эффективнее) поместить изображение на плоскости. Прежде чем приступить к живописи, обучающийся должен ознакомиться с натурой, отметить ее характерные особенности, понять общий колорит постановки.

Изучение натуры начинается с непосредственного наблюдения. Обучающийся вначале зрительно знакомится с натурой, а затем его внимание переключается на ее пропорции, характер формы, движение, освещение, цвет и тон. Такое предварительное наблюдение натуры служит ступенью к детальному анализу объекта.

Изображение начинается с легкостью карандашного рисунка. Нужно избегать преждевременной загрузки листа ненужными пятнами и линиями. Форма прорисовывается очень обобщенно и схематично. Выявляется основной характер большой формы.

Задача обучающегося – научиться определять главное от второстепенного. Чтобы детали не отвлекали внимание начинающего от основного характера формы, предлагается прищуривать глаза так, чтобы форма смотрелась как силуэт, как общее пятно, а детали исчезали.

Когда все детали прописаны, и изображение тщательно промоделировано тоном и цветом, начинается процесс обобщения.

На последнем и самом ответственном этапе работы над постановкой обучающийся подводит итоги проделанной работы: проверяет общее состояние изображения, подчиняет детали целому, обобщает цветовую гамму. На заключительном этапе работы желательно опять вернуться к свежему, первоначальному восприятию. Задача заключается не в слепом копировании, а в необходимости творческого подхода к изображению натуры.

Программа начинается с кратковременных этюдов. Это является начальным этапом для более сложных и творческих задач в декоративной живописи.

1.5 Методические рекомендации по организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа обучающихся осуществляется под руководством педагога. Преподаватель контролирует исполнение рисунка в начальной, средней и завершающей стадии; обучающиеся осуществляют самоконтроль.

Живопись — это хорошо развитое колористическое чувство цвета и приученный к верному восприятию цвета глаз. В учебной постановке обучающемуся приходится решать комплекс задач: освещение, цвет, тон, пространство, форма. Разнообразные по тематическому содержанию, по учебным и творческим задачам практические задания, предлагаемые для самостоятельной работы, удовлетворят высокие эстетические требования и послужат развитию художественного вкуса и эстетическому воспитанию обучающихся.

1.5.1 Тематика творческих самостоятельных заданий

1. Этюд «Цветы и растения на фоне окна с городским пейзажем». Формат Материалы: гуашь, акварель, пастель, формат А 2.

2. Натюрморт «Стекло».

Материалы: гуашь, акварель, пастель, формат А 2.

3. Натюрморт из нетрадиционных предметов (бумага, камень, промышленное оборудование, спортивны инвентарь и т.д.).

Материалы: гуашь, акварель, пастель, формат А 2.

4.Длительный этюд панорамного архитектурного мотива со сложным рельефом местности.

Материалы: гуашь, акварель, пастель, формат А 2.

5.Этюд индустриального пейзажа.

. Материалы: гуашь, акварель, пастель, формат А 3.

6. Натюрморт «Сумерки». Фрагмент интерьера. Сложное освещение. Материалы: гуашь, акварель, пастель, формат А 2.

7. Автопортрет в домашнем интерьере.

Материалы: гуашь, акварель, пастель, формат А 2.

8.Пленэр этюдов на тему «Город и человек».

Материалы: гуашь, акварель, пастель, формат А 3.

9. Пленэр. Городской пейзаж с мостом (день ).

Материалы: гуашь, акварель, пастель, формат А 2.

10. Пленэр. Городской пейзаж с мостом (день ).

Материалы: гуашь, акварель, пастель, формат А 2.

11. Вариант работы – натюрморт «Цветы».

Материалы: гуашь, акварель, пастель, формат А 2.

12. Автопортрет + натюрморт. Отражение в зеркале.

Материалы: гуашь, акварель, пастель, формат А 2.

1.6 Критерии оценки практических работ (текущий , промежуточный контроль, итоговая аттестация)

1.6.1.Критерии оценки практического задания

1. Композиционные и колористические достоинства произведения.

2. Единство композиции и выдержанность стилевой ориентации.

3. Поиск и передача эмоционального настроения произведения декоративной живописи.

4. Оригинальность авторской трактовки образа.

5. Использование смешанной техники и поиск характера включения нетрадиционных материалов.

1.6.2.Критерии оценки (текущий, промежуточный просмотр):

При выставлении оценки «отлично» учитываются :

-наличие полного объема выполненных работ(аудиторных и самостоятельных)

Учитываются следующие качества работ:

- правильное композиционное размещение объектов на листе, общее композиционное решение, передача условного пространства с учётом закономерностей декоративной живописной композиции, передача пропорций, условно-декоративного объёма изображаемых фигур, цветовое или тональное решение композиции, самостоятельность выполнения работы, аккуратность и законченность работы.

При выставлении оценки «хорошо» возможны небольшие погрешности и незначительные ошибки:

-композиционного плана, передача условного живописного объема, выразительность композиции.

При выставлении оценки «удовлетворительно» возможны следующие ошибки:

-отсутствие полного объема работ;

-низкое качество выполнения работ: нарушение композиционного расположения на листе, неудачно подобранная цветовая гамма, неаккуратность в работе, слабое владение графическими и живописными техниками.

При выставлении оценки «неудовлетворительно» возможны следующие ошибки:

-отсутствие полного объема работ

Оценка «неудовлетворительно» ставится, если в работе допущены серьёзные ошибки и нарушение всех перечисленных выше

1.6.3.Критерии оценки итоговой аттестации

Формой итоговой отчетности за полугодие является экзамен в виде просмотра экзаменационного задания

На экзамене обучающийся должен продемонстрировать знание базовых понятий учебной дисциплины, ее основных разделов и направлений, основных методов ведения живописной работы ее технического исполнения. Экзамен проходит в форме развески и просмотра выполненной контрольной работы по заданной теме. Формат работ А2.Техника смешанная

В процессе оценивания рассматриваются знания и умения обучающегося об основных понятиях живописи, приемах создания различных видов цвето- графических композиций, умение использовать различные техники живописи, навыки создания объемно-пространственной живописно-декоративной композиции, навыки применения средств гармонизации общего живописного и композиционного решения, навык создания гармоничной композиции по заданной теме.

1.6.4 Тематика экзаменационных работ

 

Экзаменационная работа (1полугодие)

Тематический натюрморт из предметов быта (живописная техника по выбору).

Задание: Выполнить стилизацию тематического натюрморта, используя выразительные возможности различных живописных техник.

Цель: выявление уровня знаний и умений обучающихся в области композиции, цветоведения, методики работы над натюрмортом.

Критерии оценки:

При выставлении оценки «отлично» учитываются следующие качества работы:

При выставлении оценки «отлично» учитываются :

- правильное композиционное размещение объектов на листе, общее композиционное решение, передача условного пространства с учётом закономерностей декоративной живописной композиции, передача пропорций, условно-декоративного объёма изображаемых фигур, цветовое или тональное решение композиции, самостоятельность выполнения работы, аккуратность и законченность работы.

При выставлении оценки «хорошо» возможны небольшие погрешности и незначительные ошибки:

-композиционного плана, передача условного живописного объема, выразительность композиции.

При выставлении оценки «удовлетворительно» возможны следующие ошибки:

-отсутствие полного объема работ;

-низкое качество выполнения работ: нарушение композиционного расположения на листе, неудачно подобранная цветовая гамма, неаккуратность в работе, слабое владение графическими и живописными техниками.

При выставлении оценки «неудовлетворительно» возможны следующие ошибки:

-отсутствие полного объема работ

Оценка «неудовлетворительно» ставится, если в работе допущены серьёзные ошибки и нарушение всех перечисленных выше качеств и закономерностей изображения

Экзаменационная работа (2полугодие)

Стилизация пейзажа с копии (живописная техника по выбору).

Задание: Выполнить стилизацию стилизацию пейзажа, основываясь на художественные методы известных мастеров «В кисти мастера», используя выразительные возможности различных живописных техник.

Цель: выявление уровня знаний и умений обучающихся в области композиции, цветоведения, методики работы над стилизацией.

Критерии оценки:

При выставлении оценки «отлично» учитываются следующие качества работы:

При выставлении оценки «отлично» учитываются :

- правильное композиционное размещение объектов на листе, общее композиционное решение, передача условного пространства с учётом закономерностей декоративной живописной композиции, передача пропорций, условно-декоративного объёма изображаемых фигур, цветовое или тональное решение композиции, самостоятельность выполнения работы, аккуратность и законченность работы.

При выставлении оценки «хорошо» возможны небольшие погрешности и незначительные ошибки:

-композиционного плана, передача условного живописного объема, выразительность композиции.

При выставлении оценки «удовлетворительно» возможны следующие ошибки:

-отсутствие полного объема работ;

-низкое качество выполнения работ: нарушение композиционного расположения на листе, неудачно подобранная цветовая гамма, неаккуратность в работе, слабое владение графическими и живописными техниками.

При выставлении оценки «неудовлетворительно» возможны следующие ошибки:

-отсутствие полного объема работ

Оценка «неудовлетворительно» ставится, если в работе допущены серьёзные ошибки и нарушение всех перечисленных выше качеств и закономерностей изображения.

2. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

2.1. Основная литература

1. Школа акварели Валерио Либралато. Декоративные техники., Валерио Либралато, Татьяна Лаптева. М.: Эксмо, 2013

2. Портрет. От эскиза до картины., Сара Ходжет, Винсент Милн. М.: Эксмо, 2013.

3. Школа акварели Валерио Либралато. Рисуем натюрморты., Валерио Либралато, Татьяна Лаптева. М.: Эксмо, 2013.

4. Все о живописи. Русское искусство., Мосин И.И., Вильнюс, UABBestiary”, 2012.

2.2. Дополнительная литература

Мастера итальянской живописи., Рачева Е.П. ЗАО «ОЛМА Медиа Групп» Москва, 2011.

Мастера немецкой живописи., Королева А.Ю. ЗАО «ОЛМА Медиа Групп» Москва, 2012.

Школа акварели Валерио Либларато. Рисуем цветы., Валерио Либралато, Татьяна Лаптева, М.: Эксмо, 2012.

Школа акварели Валерио Либралато. Базовый курс., Валерио Либралато, Татьяна Лаптева, М.: Эксмо, 2012.

Школа акварели Валерио Либралато. Рисуем пейзаж., Валерио Либралато, М.: Эксмо, 2012.

Мастера нидерландской живописи., Королева А.Ю., М.: «ОЛМА Медиа Групп», 2012.

Мастера испанской живописи., Елисеева Е.М., М.: «ОЛМА Медиа Групп», 2012.

Мастера русской живописи.,Текст и составление Е.Н. Евстратовой, М.: «ОЛМА Медиа Групп», 2012.

«Мир искусства» Портрет. Наглядно-дидактическое пособие., Краснушкин Е.В., «МОЗАИКА-СИНТЕЗ» Москва, 2012.

Все о стилях и течениях в современном искусстве., Мосин И.И., Вильнюс, UABBestiary”, 2012.

Рисуем оптические иллюзии., Натали Сиретт, М.: Эксмо, 2011.

2.3.Электронные информационные ресурсы

 

Согласно договору о библиотечном обслуживании с Централизованной библиотечной системой г.Димитровграда №24-СО от 01.09.2015г.:

1. Периодические издания Национальной электронной библиотеки

2. Электронная база данных «ЛитРес: мобильная библиотека»

3.Научная электронная библиотека elibrary.ru

Интернет-ресурсы:

http://art.1september.ru Коллекция «Мировая художественная культура» Российского общеобразовательного портала

http://artclassic.edu.ru

http://www mhk.spb.ru Из фондов культуры: лаборатория учителя

http://www. fondcultura.ru Импрессионизм

 

3.Материально-техническое обеспечение учебного предмета

Наименование учебных аудиторий и мастерских

Перечень оборудования

Примечание

1

2

3

Мастерская № 4 (кабинет истории искусств), 6, 7, 8 (кабинет скульптуры), 9

(пр. Автостроителей, д.55)

Мастерская № 1, 7, 8, 9, 10, 11(кабинет истории искусств), 11 а (кабинет скульптуры), 14, 15, 17, 18, 19 (ул. Королева, д.1)

Мастерская № 3, 4, 5, 6, 8(кабинет истории искусств), 9

(ул. 3-интернационала, д.81,83)

- гипсовый фонд (гипсовые слепки античных голов (Антиноя, Августа, Аполлона, « с мышцами лица» анатомическая, обобщающих плоскостей, Венеры Милосской, Гатамелата, Гудона, Иоанна Крестителя, Нефертити, коня, обрубовка череп), масок (льва, Давида, римлянина, Сенеки, Антиноя, Афродиты, Гермеса, Дианы), гипсовые скульптуры (фигура Анатомический лучник, метатель, Геракл, торс Венеры малый) и бюсты (Геракла, мальчика, Аполлона малый, Вольтера, Зевса, философа, череп анатомический), архитектурные детали лица Давида – нос, глаз, губы, ухо, вазы гипсовые, капители дорическая и коринфская, кисть руки, нога стопа, орнаменты - розетты (кленовый лист, лилия, дуб, подсолнух, ваза, тюльпан, ветка яблони), геометрические тела – «яйцо, куб, шар, конус, цилиндр, призма»),наглядные методические пособия, карты, плакаты, фонд работ учеников, настенные иллюстрации, магнитные доски, интерактивные доски.-натурный и натюрмортный фонд

- светильники на штативах (софиты Camelion)

-деревянные тумбы с полками для работ обучающихся, столы-тумбы Люкс

-подставки для натюрмортов

- подиум и стулья барные для моделей;

- табуреты,

- столы натюрмортные деревянные (узкие, широкие)

-столы письменные, столы компьютерные СК 41 и СК 18, парты ученические, стулья ученические деревянные, мольберты (металлические, «облегченные» напольные, с деревянной подставкой, выставочные деревянные),

-планшеты ДВП 50х70

-стеллажи железные СЖ – 1 для хранения работ,

-мультимедийный проектор,

-проекционный экран

- доска. ПК, доска магнитно-маркерная 90х120

Выставочный зал

-Экспозиционное оборудование

- Витрины выставочные (стеклянные и железные)

-Стенды деревянные, стенд С-418

Занятия проводятся в соответствии с ФГТ «Живопись».

Количество мольбертов соответствует количеству обучающихся в группе

Мультимедийный проектор используются для внедрения инноваций по учебному предмету

 

4. Словарь основных терминов

Абрис — линейное очертание предмета, контур дерева или кустарника; схема плана территории с указанием посадочных мест растений, расположения сооружений, тротуаров, дорог и т.п., сделанные от руки.

Академизм - направление в изобразительном искусстве и архитектуре, сложившееся в академиях художеств в XVII-XIX веках, следовавшее внешним формам классического искусства античности и возрождения.

Абстракция - лат (abstractio)- мысленное отвлечение от внешних, видимых качеств и свойств отдельных предметов.

Акварельные краски - водно-клеевые из тонко растертых пигментов, смешанных с камедью, декстрином, глицерином, иногда с медом или сахарным сиропом.

Акцент – прием подчеркивания цветом, светом или линией предметов, лица, фигуры на которые необходимо обратить внимание зрителя.

Ахроматические цвета – белый, серый, черный, различны только по светлоте и лишены цветового тона.

Блик – элемент светотени. Наиболее светлое место на освещенной (глянцевой) поверхности предмета. С изменением точки зрения блик теряет свое месторасположение на форме предмета.

Воздушная перспектива-изменение цвета, интенсивности освещенности предметов, возникающие в связи с удалением натуры от глаз наблюдателя, вызванное увеличением световоздушной прослойки между наблюдателем и предметом

Живописное видение – видение и понимание цветовых отношений натуры с учетом влияния среды и общего состояния освещенности, которое характерно для натуры в момент ее изображения.

Гармония – связь, единство. В изобразительном искусстве – сочетание и взаимосвязь форм, частей и цветов. В живописи – соответствие деталей целому, цветовое единство. Цветовая гармония зависит от площадей и конфигурации пятен, используемых цветов, их светлоты и насыщенности.

Гризайль- 1).техника исполнения; 2). произведение, выполненное одной краской (преимущественно черной или коричневой); изображение создается на основе тональных отношений (тонов различной степени светлоты)

Детализация - тщательная проработка деталей изображения

Зарисовка- рисунок с натуры, выполненный преимущественно вне мастерской, с целью сбора материала для более значительной работы или как упражнением

Живопись – вид изобразительного искусства, передающий многоцветие окружающего мира. По жанрам живопись различается как станковая, монументальная, декоративная, театрально-декоративная, миниатюрная.

Живопись станковая – произведение живописи самостоятельного характера и значения. Художественное значение произведения не изменяется в зависимости от места, где оно находится.

Живопись декоративная - предназначена для украшения архитектуры, выступая элементом объемно -пространственной композиции и добавляет в нее ритм, колорит.

Живопись миниатюрная - отличается небольшими размерами и тонкостью художественных приемов.

Живопись монументальная – особый вид живописных произведений, отличающихся большим масштабом, украшающих стены и потолки архитектурных сооружений – фреска, панно, мозаика.

Живопись театрально-декоративная - имеет предназначение – создание образа спектакля посредством декораций, костюмов, грима, освещения.

Изобразительное искусство – живопись, графика, скульптура и частично, декоративно-прикладное искусство. В каждом из видов изобразительных искусств имеются только ему одному присущие художественные средства.

Колорит – особенность цветового и тонального строя произведения. Колорит в произведении представляет собой обычное сочетание цветов, обладающее единством. Колорит - гармония и красота цветовых сочетаний, а также богатство цветовых оттенков, объединенных между собой. Колорит живописного произведения часто характеризуют как: тёплый, холодный, серебристый, охристо-красный, имея в виду цветовую гамму.

Композиция- структура произведения, согласованность его частей, отвечающая его содержанию; поиски путей и средств создания художественного образа, поиски наилучшего воплощения замысла художника

Компоновать-составлять из отдельных частей целое_

Контур - (фр. contour)- очертание какого-либо предмета, графическое изображение очертания чего-либо

Контраст – в живописи наибольшее значение имеет цветовой и тональный контрасты. Цветовой контраст состоит к сопоставлению дополнительных цветов или цветов, отличающихся друг от друга по светлоте. Тональный контраст – это сопоставление темного и светлого.

Конструкция в рисунке - линейно-конструктивная схема. Она обусловлена особенностями строения формы предмета.

Мольберт- подставка, обычно деревянная, на которой художник помещает во время работы картину

Набросок - быстрый рисунок

Натура - (от лат. natura) — в изобразительном искусстве объекты действительности (человек, предметы, ландшафт и т. д.), которые художник непосредственно наблюдает при их изображении

Локальный цвет – цвет предмета без влияния освещения, воздушной среды и окружающих цветов.

Нюанс – от французского «nuance», означающего «оттенок». Нюансировка цвета, обогащение его оттенками, создаёт ощущение вибрации цвета. Часто оттенок цвета живописцу дороже самого цвета.

Объем - изображение трехмерности формы на плоскости. Осуществляется правильным конструктивным и перспективным построением предмета. Другими важными средствами передачи объема на плоскости являются градации светотени: блик, свет, полутень, тень собственная и падающая, рефлекс

Отмывка – 1.акварельная техника с использованием очень жидкой краски или туши2. прием осветления краски или удаления ее с бумаги при помощи кисточки, смоченной в чистой воде.

Палитра – 1.плоскость, на которой художник смешивает краски (бумага, тарелка, пластмассовая подставка) 2. характер цветовых сочетаний типичных для данного произведения или художественной школы

Перспектива - исследует особенности и закономерности восприятия человеческим глазом форм, находящихся в пространстве. Существуют законы изображения этих форм на плоскости

Портрет-жанр изобразительного искусства, а также произведение, посвященное изображению определенного человека или нескольких людей (парный, групповой портрет)

Пропорция - (от лат. proportio)- соразмерность, мера частей, соотношение размеров частей друг к другу и к целому. Пропорции определяют не только построение форм фигур и предметов, но и композиционное построение произведений. К нему относятся нахождение соответствующего формата плоскости листа, отношение размеров изображений к фону, отношение масс, группировок, форм друг к другу

Пленэр – работа на открытом воздухе, в естественных условиях.

Ракурс – перспективное сокращение живых и предметных форм, значительно изменяющие их внешний вид. Ракурс обусловлен точкой зрения на натуру (вид сверху, снизу, на близком расстоянии), а так же с самим положением натуры в пространстве.

Цветовая гамма – это совокупность созвучных цветов, близких между собой по цветовому тону, насыщенности и светлоте.

Фактура- 1) характерные особенности материала, поверхности предметов в натуре и их изображение в произведениях искусства. 2) особенности обработки материала, в котором выполнено произведение, а также характерные качества этого материала

Эскиз - (фр. Esqusse)- предварительный набросок

Этюд – работа, выполненная с натуры. Нередко этюд имеет самостоятельное значение. Иногда этюд является упражнением, в котором совершенствуются профессиональные навыки.


 

Учебное издание

ОГУРЕЧНИКОВА И.А.

ЖИВОПИСЬ

Учебно-методические рекомендации к практическим занятиям по учебному предмету «Живопись» в 6классе по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области изобразительного искусства «Живопись»

 

Печатается в авторской редакции

Подписано в печать .

Формат 60x84/16

Усл.печ.л. Тираж экз. Заказ

Управление по делам культуры и искусства Администрации г.Димитровграда

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Детская художественная школа

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.