Методические рекомендации «Модель выпускника в дополнительном образовании» (5 класс)
МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Главной задачей учреждения дополнительного образования является создание такого образовательно-воспитательного пространства, которое обеспечивает детям возможности для разностороннего развития способностей, творческих возможностей, адаптации в обществе В модели воспитанника учреждения дополнительного образования мы выделяем конечный результат – формирование социально-адаптированной личности и элементы педагогической деятельности, направленные на этот результат.
В результате сочетания позитивных различных влияний в процессе педагогической деятельности мы получаем личность со сформированной мотивацией достижения и социально значимых ценностных ориентаций:
Дополнительное образование детей призвано дополнить ребенку ту общую и необходимую основу, которую даёт школа. Это дополнение осуществляется в соответствии с желаньями и возможностей ребенка (и его родителей), общества и государства по разным направленностям.
Отсутствие жестких требований к каждому ребенку (в отличии от школы), который приходит в учреждение дополнительного образования детей и завершает освоение той или иной образовательной программы определяет бесконечный простор для моделирования образа выпускника.
Результаты опроса детей, которые занимаются в моих объединениях. Почему приходят в детское объединение?
· желание заниматься интересным делом – 48 %;
· стремление узнать что-то новое, интересное, то что не изучают в школе, – 17 %;
· надежда найти новых друзей – 12 %.
· желание провести свободное время с пользой – 19 %;
· надежда на то, что занятия помогут исправить какие-то недостатки, – 4 %;
А вот, что хотят родители от занятий:
· «присмотр» за детьми 4 %;
· возможность развития творческих способностей ребёнка - 24%;
· воспитание личностных качеств 22 %;
· занятость «полезным делом» в свободное время – 18%
· успешное участие в различных мероприятиях 32%
Именно эти желания детей и родителей плюс запросы общества формируют модель выпускника, над которой каждый педагог старается работать.
Модель выпускника детского объединения «Школа экологических знаний»:
Экологически образован – Имеет сформированную экологическую ответственность и знания об экологических закономерностях, позволяющих сократить ущерб живой природе. Стремится к расширению знаний и применению их на практике, осознает роль человека в окружающей среде, экологическую обстановку нашей страны, родного края.
Экологически воспитан. Создаёт систему ценностей и целей, мотивации и оценки деятельности человека в окружающей среде, формирует морально-этическую основу отношения человека к природе. Осознает потребность в здоровом образе жизни. Осознает чувство патриотизма, любви и бережного отношения к природе.
Экологически просвещен. Имеет мотив для сохранения природы и сформированные этические гражданские и правовые представления. Активно участвует в коллективной и познавательной деятельности. Владеет навыками поиска, отбора и обработки информации в природоохранной деятельности.
Модель выпускника детского объединения «Мир бумаги»:
· Личность образованная - стремящаяся к использованию своих знаний с максимальной пользой для окружающих, и их непосредственному расширению
· Личность творческая, умеющая работать в коллективе, обладающая навыками поискового мышления, целеустремленная, любознательная
· Личность практичная, предприимчивая, способная к сознательному выбору профессии, подготовленная к выполнению различных видов деятельности, освоению новых технологий.
· Личность психически и физически здоровая, ориентированная на здоровый образ жизни, стремящаяся к физическому совершенству, владеющая приемами само регуляции и самообладания.
· Личность коммуникативная - деловитая, честная в контактах с другими людьми.
· Личность гуманная, свободная во взглядах, ориентирующаяся в окружающей обстановке, обладающая ответственностью за свои дела и поступки.
· Личность социально-активная - готовая к жизни в гражданском обществе.
Сам образовательный процесс в системе дополнительного образования рождает оригинальную модель взаимодействия и сотрудничества педагога и ребёнка в конкретных условиях и имеет собственный комплекс результатов. Дети не только впитывают при поддержке педагога, других детей, родителей чей-то опыт, но и формируют свой собственный опыт культурной деятельности. Происходит вживание в ситуацию, создаются собственные механизмы адаптации, формируются ценностные ориентации, складываются собственное понимание и умение продуцировать ценности. Лежащий в основе Образовательной программы поисковый режим образования, обеспечивает личностный рост каждого ученика, раскрытие творческого потенциала, позволяет совершенствовать результаты образования от функциональной грамотности до профессиональной компетентности и культуры личности.
Обучающийся – как высшая цель и смысл педагогической заботы, занимает центральное место в образовательном процессе, где воспитательная составляющая обеспечивает обретение опыта нравственно-этических отношений, чувственно-эмоциональных переживаний, способы поведения, объективные нормы общения, и естественно, органично сливаясь с образовательным циклом, служит его гражданско-морально-этическим обеспечением.