Методические рекомендации «Организация самообразования педагога дополнительного образования»
Организация самообразования педагога дополнительного образования
(методические рекомендации)
Эффективность работы педагога, соответственно и педагога дополнительного образования определяется самостоятельной работой, его самообразованием. Постоянная работа педагога над совершенствованием своего развития важна в силу специфики педагогической деятельности, направленной на развитие и воспитание ребёнка. Ему не обойтись без серьёзных знаний педагогических основ обучения и воспитания, без всесторонней информированности и компетентности в выдвигаемых жизнью и профессиональной деятельностью вопросах. Только путём самообразования и творческих поисков педагог придёт к своему мастерству. Именно поэтому постоянное стремление к самосовершенствованию должно стать потребностью каждого педагога дополнительного образования.
Правильно организованная работа по самообразованию должна стать стимулом, как для повышения профессионального мастерства педагога, так и для развития его личности.
Источники самообразования: литература (методическая, научно-популярная, публицистическая); интернет ресурсы; видео-, аудио информация на различных носителях; повышение квалификации; дистанционные формы обучения, чаты, форумы; мастер-классы, семинары, педсоветы, конференции; мероприятия по обмену опытом, журналы.
Темы для самообразования могут подбираться с учетом индивидуального опыта и профессионального мастерства каждого педагога. Выбор темы – это всегда анализ: что для меня является проблемой, насколько она актуальна, какие возможности открывает для меня и моих учеников, что я хочу изменить, что я хочу изучить, освоить, внедрить в практику образовательного процесса, и направлена она на достижение качественно новых результатов работы. Тема должна быть актуальна, в ней должна быть новизна, ее изучение необходимо самому педагогу.
Срок работы над темой составляет 2 - 3 года.
На основании выбранной темы педагог разрабатывает личный план работы над поставленной перед собой проблемой. Написание индивидуального плана – это большой труд, творческая работа и не должна носить формальный характер. В плане указываются:
- Название темы;
- цель работы;
- задачи;
- предполагаемый результат;
- этапы работы;
- сроки выполнения каждого этапа;
- действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой;
- способ демонстрации результата проделанной работы;
- форма отчета о проделанной работе.
Этапы работы над темой
- 1этап – диагностический. На этом этапе (начало работы) вы проводите анализ деятельности за прошедший определенный период времени (у каждого он индивидуален). Выявить проблемы, если они есть, найти причины возникновения проблем и, исходя из этого, определить направления преобразования. Это значит – выбрать тему – чего я хочу, чему хочу научиться, что нового узнать. Изучить литературу, интернет ресурсы и имеющегося опыта по проблеме.
- 2 этап – прогностический. На этом этапе нужно определить цели и задачи работы над темой (чего я хочу достичь?). Составить индивидуальный план работы по теме и ответить на такие вопросы как: как я достигну своей цели, что надо сделать для этого? В какой последовательности буду выполнять работу? Установить сроки работы. Сроки могут быть разными, зависят от индивидуальных условий и возможностей, и спрогнозировать результаты.
- 3 этап – практический. Непосредственно работа над темой. Собирается теоретический материал, оформляется докладом для выступления, размещения на сайте образовательного учреждения, в интернете. Формируется методический комплекс, отслеживаются текущие и промежуточные результаты (как получается?), вносятся коррективы.
- 4 этап – обобщающий. Подводятся итоги работы, оформляются результаты, представляются, анализируются (Что получилось? Что не получилось, почему? Над чем работать дальше?)
- 5 этап – внедренческий. Использование опыта самим педагогом в процессе дальнейшей работы. Распространение опыта. По окончании работы над темой каждый педагог должен написать отчет с анализом, выводом.
Работа по теме самообразования должна оформляться документально. Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений. Результатом работы над методической темой являются конкретные продукты:
- повышение качества обучения (указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество);
- разработанные методические разработки, пособия, программы, сценарии, исследования;
- публикации;
- рекомендации по совершенствованию форм, методов и приемов обучения;
- дидактический материал с обоснованием и описанием;
- интерактивные и мультимедийные наглядные пособия;
- разработка и проведение открытых занятий, тренингов, семинаров, мастер-классов по современным образовательным технологиям;
- выступления на педсоветах, методических объединениях, заседаниях творческих групп;
- использование материалов для прохождения аттестации на квалификационную категорию;
- размещение материалов на сайте УДО и в сети Интернет;
- организация выставки работ детей или педагога по теме самообразования;
- творческий отчет;
- оформление передового педагогического опыта.
Кроме того, в процессе работы над темой самообразования и по ее завершению педагог представляет наработанный материал. Формы представления могут быть различны: выступления на методических объединениях, педагогических советах; тренинг, мастер класс, открытое занятие, практикум. Весь наработанный материал сдается в методический кабинет и является доступным для использования другими педагогами.
Организация работы по самообразованию.
Важным условием самообразования является правильно организованная и проводимая работа по самообразованию. К сожалению, не всегда и не все педагоги владеют навыками самостоятельной работы, наиболее часто возникают следующие проблемы:
Возможная проблема |
Пути решения |
||||
Не могу определиться с темой самообразования |
выделите из многообразия проблем, которые вытекают из наблюдений за детьми, результатов диагностики, анализа работы и др. ту, которая является для вас главной и решение которой могло бы дать устойчивый положительный результат определите актуальность данной проблемы, перспективность и практическую значимость для повышения образовательного процесса |
||||
Не могут правильно сформулировать тему самообразования, выделить ее актуальность При подборе литературы теряются в ее изобилии. Затрудняются в правильном выборе |
Формулируйте темы по схемам: - ЧТО-ТО как условие развития ЧЕГО-ЛИБО; - ЧТО-ТО как средство формирования ЧЕГО-ЛИБО; |
||||
Подбор литературы осуществляйте следующим образом: |
|||||
При работе с методической литературой не могут глубоко осмыслить прочитанный материал |
По мере чтения выделяйте ключевые слова, мысли, суждения; Записывайте наиболее важные, на ваш взгляд, в собственной формулировке, используя различные приемы записи прочитанного: краткое изложение мысли, факта, выделяйте главное для себя условным символом; Записывайте вопросы, которые возникают по мере ознакомления с источником; Пользуйтесь справочниками, словарями, раскрывающими основные термины и понятия. |
||||
Не могут сформулировать цель и задачи работы |
Цель – это то, что необходимо получить или показать в результате работы.
|
Примерный план работы по самообразованию
__________________________________________________________________ _________________________________________ |
Этапы |
Форма работы |
Сроки |
Форма отчетности |
Отметка о выполнении |
||||
Организационно - диагностический этап |
Выбор и определение темы самообразования Планирование работы по теме самообразования Подбор методической литературы, изучение опыта педагогов на интернет-сайтах. анализ состояния учебного процесса |
сентябрь |
Оформление плана работы по самообразованию. Оформление библиографического списка литературы по теме самообразования Выявление и обоснование актуальности проблемы |
|||||
Теоретическое изучение проблемы |
Знакомство, изучение, анализ методической литературы видео и аудиоматериалов. Консультации по выбранной теме. |
Октябрь |
Формирование и оформление методической копилки (составление примерного перспективного плана или перечня занятий по данной теме, картотека видео и аудио материала и т.д.) |
|||||
Практическая деятельность |
Разработка конспектов занятий …………………………… |
В течение учебного года |
Оформление конспектов занятий. |
|||||
Итоговый |
Проведение консультаций для педагогов и родителей по теме ………………………… Проведение открытого занятия …………………………… Отчет по теме самообразования на ……………………………. |
Апрель-май |
Мониторинг освоения знаний и практических умений детей. Оформление методических рекомендаций |