Методические рекомендации оценивания результатов освоения дополнительной программы «Эстрадный вокал»
Методические рекомендации оценивания результатов
освоения дополнительной программы «Эстрадный вокал»
Иволина Ольга Олеговна,
педагог дополнительного образования
МБОУДО ЦРТДиЮ «Созвездие» г. Калуги
Дополнительная программа «Эстрадный вокал» – это обобщенный многолетний опыт по воспитанию вокалистов из числа обучающихся, обладающих вокальным и музыкальным потенциалом. Реализация содержания программы ориентирована на применение наиболее эффективных методов и приемов формирования голоса. В условиях вокального объединения детям дается возможность каждому удовлетворить не только свои образовательные потребности, реализовать способности, радовать школьный социум и окружение школы своими способностями, получить оценку и общественное признание в школе, ближайшем социуме и профессиональном сообществе. Увлеченные любимым делом дети и подростки высоконравственны, добры и воспитаны, принимают общечеловеческие ценности, далеки от девиантного образа взаимодействия с окружающим сообществом.
В программе выделены следующие направления:
голосовые возможности детей;
вокально-певческие навыки;
работа над певческим репертуаром;
элементы хореографии;
музыкально-теоретическая подготовка;
теоретико-аналитическая работа;
концертно-исполнительская деятельность.
Практическая значимость программы заключается в следующем:
Программа помогает постичь основы вокала, перейти к более сложной степени знаний и умений и выразить свои способности на высоком уровне.
В процессе реализации программы дети научатся взаимодействовать, сотрудничать друг с другом и взрослыми в процессе решения творческих задач, принимать решения и отвечать за собственные действия и поступки.
У них разовьются память, внимание, творческое мышление, художественно-эстетический вкус, расширится кругозор в области искусства; полученные компетенции помогут учащимся организовать свой досуг, реализоваться в творчестве.
В процессе занятий дети смогут пережить ситуации успеха, у них формируется адекватная самооценка, стремление творчески разнообразить свою жизнь и жизнь своих близких и друзей.
В процессе реализации программы дети научатся взаимодействовать, сотрудничать друг с другом и взрослыми в процессе решения творческих задач, принимать решения и отвечать за собственные действия и поступки. Терпимо относится к чужому мнению и отстаивать свое. У них разовьются память, внимание, творческое мышление, художественно-эстетический вкус, расширится кругозор в области искусства. Полученные знания помогут учащимся организовать свой досуг, реализоваться в творчестве. В процессе занятий дети смогут пережить ситуации успеха, у них формируется адекватная самооценка, стремление творчески разнообразить свою жизнь и жизнь своих близких и друзей. Ещё одной особенностью программы является то, что она позволяет детям не только заниматься пением, но и развиваться в хореографическом плане на занятиях сценическим движением.
В ходе освоения содержания программы обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих метапредметных результатов образовательной деятельности:
познавательные результаты: осознанное определение цели и задач деятельности, самостоятельный выбор способов решения задач в зависимости от конкретных условий; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, построение логичного рассуждения (выдвижение тезиса, приведение аргументов, формулирование гипотезы, ее обоснования и др.);
личностные результаты: мотивационные установки на получение новых знаний, формирование самооценки в процессе моделирования и реализации совместных игр, творческих и социальных проектов;
регулятивные результаты: осознание цели учебной деятельности, сохранение заданной цели в ходе занятия (реализации проекта); умение видеть указанную ошибку и исправлять ее; осуществление контроля своей деятельности, своевременная коррекция деятельности, умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника;
коммуникативные результаты: эмоционально-позитивное отношение к процессу сотрудничества с взрослыми и сверстниками; овладение умением выстраивать конструктивный диалог; приводить аргументы в дискуссии; ориентация на партнера по общению; умение слушать собеседника; задавать вопросы; положительный опыт выстраивания продуктивного взаимодействия с взрослыми и сверстниками в процессе коллективной деятельности.
Результативность отслеживается с помощью карты наблюдений, разработанных педагогом для каждого года обучения, анализа участия детей в конкурсах и фестивалях. Усвоение программы возможно по 3-м уровням: низкий (Н), средний (С), высокий (В).
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КАРТА НАБЛЮДЕНИЙ
Объединение________________________________________
Образ. программа___________________________________________________
Педагог_________________________________ Уч. год______________
№ п/п | Имя Ф. | Промежуточный контроль | Итоговый контроль | |
1 год обучения | 2 год обучения | |||
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
Предметный результаты освоения программы
К концу обучения дети знают
Низкий уровень:
Знают:
- правила поведения на занятиях;
- технику безопасности на занятиях;
- музыкальные термины staccato, legato;
- 5-8 упражнений на артикуляцию и дыхание.
Умеют:
- чисто интонировать в пределах ДО1 – ДО 2;
- взаимодействовать со сверстниками в составе вокальной группы;
- двигаться в соответствии с ритмом, различать динамические изменения в музыке;
- правильно артикулировать основные звуки;
- выполнять самостоятельно дыхательные и артикуляционные упражнения;
- исполнять репертуар средней сложности в соответствии с возрастом в унисон под минус фонограмму в составе группы.
Средний уровень:
Знают:
- основные направления в музыке, современные музыкальные стили;
- скороговорки и упражнения для артикуляционной гимнастики на все основные звуки;
- основные приемы использования голосового аппарата;
- основные музыкальные интервалы; музыкальные термины: звуковедение, мягкая и жесткая атака;
- основные приемы работы с микрофоном.
Умеют:
- планировать свою деятельность с помощью взрослого;
- сотрудничать с взрослыми и сверстниками в процессе выполнения учебной задачи;
- работать с микрофоном;
- самостоятельно подобрать и выучить предложенную педагогом песню;
- произносить скороговорки, выдержанные в темпе, чётко по ритму, ясно по дикции;
- исполнять песни высокого уровня сложности для этой возрастной группы индивидуально и в группе в унисон и с частичным 2-хголосием.
Высокий уровень:
Знают:
- достаточное количество репертуара;
- музыкальные термины: звуковедение, мягкая и жесткая атака, придыхательная атака;
- основные приемы работы с микрофоном и поведения на сцене.
Умеют:
- чисто интонируют в пределах ЛЯ мал. – МИ 2;
- самостоятельно подобрать и разучить песни разные по жанру;
- свободно владеют разнообразным репертуаром;
- разработать творческий проект музыкального номера;
- исполнять песни высокого уровня сложности для этой возрастной группы индивидуально и в группе с 2-хголосием.
- участвовать в концерте.
Концертно-исполнительская деятельность.
Это результат, по которому оценивают работу коллектива. Он требует большой подготовки участников коллектива. Большое значение для творческого коллектива имеют концертные выступления. Они активизируют работу, позволяют все более полно проявить полученные знания, умения, навыки, способствуют творческому росту.
План концертной деятельности составляется на год с учетом традиционных праздников, важнейших событий текущего года в соответствии со специфическими особенностями школы. Без помощи педагога дети выступают с разученным репертуаром на своих классных праздниках, родительских собраниях.
Отчетный концерт – это финальный результат работы за учебный год. Обязательно выступают все дети, исполняется все лучшее, что накоплено за год. Основная задача педагога – воспитать необходимые для исполнения качества в процессе концертной деятельности, заинтересовать, увлечь детей коллективным творчеством.