12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
anzhelika.groshewa66@gmail.com50
Россия, Башкирская респ., Давлеканово, Башкортостан , Давлекановский район

муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования Дом детского творчества

муниципального района Давлекановский район

Республики Башкортостан




Принята на методическом совете МБОУ ДО ДДТ

Утверждаю

Директор МБОУ ДО ДДТ

________ Н.В Петрова

Протокол №__ от ________

приказ №__ от __________






Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа

«Эстрадный вокал»

(художественная направленность)



Срок реализации программы: 1 год

Предпочтительный возраст детей: 5 – 15 лет







Составила Грошева Анжелика Андреевна,

педагог дополнительного образования,

МБОУ ДО Дом детского творчества













г.Давлеканово - 2020 г.


Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Бемольки» художественной направленности разработана в соответствии с Федеральным законом об образовании в Российской Федерации, с Примерными требованиями к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования, в соответствии с Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, Уставом МБОУ ДО Дом детского творчества МР Давлекановский район Республики Башкортостан.

Данная программа составлена с учетом содержания музыкально- эстетического образования. Содержание программы концентрируется в темах каждого занятия. Темы программы определяют лишь общие направления в работе педагога-музыканта и ключевые моменты в формировании музыкальной культуры обучающихся.

Важное место в массовом приобщении детей к музыкальному искусству занимают вокальные объединения, так как пение является одним из самых доступных видов творческой деятельности. Оказывая влияние на нравственную сферу, оно рождает способность переживать настроение, душевное состояние другого человека. Восприятие и исполнение музыки требуют наблюдательности, образного мышления, обогащают чувства и интеллект. Наличие развитой эмоциональной сферы имеет большое значение для формирования личности ребенка. Знакомство на вокальных занятиях с различными эмоциональными состояниями делает ребенка более способным к переживаниям тех эмоций, которые не входят в структуру его темперамента.

Виды музыкальной деятельности разнообразны: хоровое пение, интонирование и музыкально-ритмические движения, размышления по поводу услышанной и исполненной музыки, изучение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации речи, подбор музыкальных коллекций в домашней фонотеки.

Знакомство с разными песнями – основная форма воспитательного процесса. В них раскрываются вечные темы человеческой жизни и искусства, запечатленные в художественных образах: добро и зло, любовь и ненависть, жизнь и смерть, мир и война. Художественно-педагогическая идея позволяет и педагогу и ребенку как бы осмысливать музыку сквозь призму нравственно-эстетических общечеловеческих ценностей.

Программа рассчитана на два года обучения.


Цель программы: развить музыкальные способности ребёнка через создания условий реализации творческого потенциала в области музыкальной культуры и вокального пения.

Задачи:

- формировать музыкальные знания, умения и навыки в вокальной деятельности;

- воспитать настойчивость, выдержку, трудолюбие, целеустремленность
высокие нравственные качества;

- развитие различных видов музыкальной деятельности: развитие музыкального слуха, повышение чувствительности к улавливанию различных звуков, интонационное богатство речи, выразительность, тонкость, и точность в передаче соответствующих настроений;


Программа первого года обучения


Год обучения – 1

Возраст обучающихся 5-15 лет

Учебный период – 36 недель (144 часа)

Количество занятий в неделю – 2 раза

Количество часов в занятии – 2 часа


п/п

Тема

Количество часов

Формы аттестации/

Контроля

Теория

Практика

Всего

1

Вводное занятие

0

1

1

Групповая

2

Акапельное пение

2

5

7

Групповая

3

Пение по руке.

2

5

7

Групповая

4

Исполнительское мастерство

2

5

7

Групповая

5

Певческая установка. Дыхание

3

5

8

Групповая

6

Полифоническое исполнение песен

2

4

6

Групповая

7

Приемы формирования навыка певческого дыхания

4

7

11

Групповая

Работа над артистичностью

6

7

13

Групповая

1

Дикция

2

5

7

Групповая

1

Интонация

4

6

10

Групповая

Приемы формирования ансамбля

2

4

6

Групповая

1

Атака звука

3

5

8

Групповая

1


Опорное дыхание, артикуляция, певческая позиция

5

8

13

Групповая

2

Сценическая культура

2

10

12

Групповая

Мелодический слух

2

10

12

Групповая

8

«Музыкальная цепочка»

6

10

16

Групповая

Общее количество часов

47

97

144




К концу учебного года обучающиеся будут знать:

акапельное пение;

навыки певческого дыхания;

артикуляция;

уметь:

правильно дышать при пении;

правильно интонировать мелодию и первый звук;

воспринимать и анализировать характер звучания своего и чужого голоса и качество исполнения.





















Содержание программы первого года обучения


Вводное занятие (1 час)

Работа над распевками. Инструктаж по охране труда на занятиях.

Акапельное пение (7 часов)

Знакомство с понятием «А’капелла» первые попытки исполнения песен в этом направлении. Приемы формирования навыка пения по руке дирижера.

Пения по руке (7 часов)

Закрепление навыка совместного вступления и окончания.

Исполнительское мастерство (7 часов)

Развитие внимания и исполнительской отзывчивости

Певческая установка. Дыхание (8 часов)

Технические приемы, которые способствуют выработке навыка дыхания.

Полифоническое исполнение песен (6 часов)

Работа над двухголосием, выявление главных смысловых интонаций стихотворного текста и музыки.

Приемы формирования навыка певческого дыхания (11 часов)

Специальные физиологические упражнения.

Работа над артистичностью (13 часов)

Артистичность во время исполненияумение передавать настроение и характер песни.

Дикция (7 часов)

Приемы формирования артикуляции и дикции.

Интонация (10 часов)

Приемы формирования чистоты интонирования.

Приемы формирования ансамбля (6 часов)

Обучение пения детей по руке учителя, повысив уровень самосознания и самоконтроля детей.

Атака звука (8 часов)

Работа над четким произношением слов в конце фраз, приемы формирования атаки звука.

Опорное дыхание, артикуляция, певческая позиция. (13 часов)

Чередование пения вслух и про себя, артикуляция, певческая позиция.

Сценическая культура (12 часов)

Использование элементов.

Мелодический слух (12 часов)

Работа над чистым интонированием поступенных мелодий в пределах октавы, работа над чистым интонированием поступенных и скачкообразных мелодий в пределах октавы.

«Музыкальная цепочка» (16 часов)

Повторение пройденного материала..





Программа второго года обучения


Год обучения – 2

Возраст обучающихся 6-15 лет

Учебный период – 36 недель (216 часа)

Количество занятий в неделю – 3 раза

Количество часов в занятии – 2 часа


п/п

Тема

Количество часов

Формы аттестации/

Контроля

Теория

Практика

Всего

1

Вводная (работа над распевками)

1

1

2

Текущий

2

Певческая установка. Дыхание

4

7

11

Текущий

3

Выразительность исполнения

5

10

15

Текущий

4

Развитие музыкального слуха


2

5

7

Текущий

5

Вокальная дикция

3

5

8

Текущий

6

Пение легато

4

8

12

Текущий

7

Работа над артистичностью

5

10

15

Текущий

Вокальная техника и исполнительское мастерство


6

7

13

Текущий

1

Ансамбль

5

12

17

Текущий

1

Ритмическое двухголосие

4

6

10

Текущий

Хоровой строй

4

4

8

Текущий

Творчество и импровизация

6

6

12

Текущий

1

Работа с голосом

5

9

14

Текущий

1


Звуковедение

3

8

11

Текущий

Развитие музыкального слуха, чувства ритма

5

10

15

Текущий

Умение держать себя на эстраде

5

18

23

Текущий

Работа с фонограммой

5

18

23

Текущий


Итого

72

144

216



К концу учебного года обучающиеся будут

знать:

правила пения на два голоса;

упражнения при работе над речевым аппаратом;

уметь:

расширять звуковысотный диапазон;

работать над интонацией и дикцией;

очень важно научиться держать себя на эстраде;

контролировать свое исполнение;

испытывать радость творчества, без которой не может быть истинно художественного исполнения.



























Содержание программы второго года обучения


Вводная (2 часа)

Работа над распевками.

Певческая установка. (11 часов)

Работа над ключичным и грудным дыханием, работа над диафрагменным и нижнереберным дыханием, положение «легкого зевка».

Выразительность исполнения (15 часов)

Формирование правильной певческой установки корпуса

Развитие музыкального слуха (7 часов)

Вокально-технические навыки голосообразования.

Вокальная дикция (8 часов)

Правила пения глухих согласных перед звонкими, правила пения переноса согласных с конца слов на начало другого, технические упражнения с использованием различных штрихов, работа над скороговорками для развития гибкости и подвижности артикуляционного аппарата.

Пение легато (12 часов)

Позволяет выработать навык кантиленного пения

Работа над артистичностью (15 часов)

Артистичность во время исполнения, умение передавать настроение и характер песни.

Вокальная техника и исполнительское мастерство (13 часов)

Упражнения на выработку четкой дикции для стабильности речевого аппарата.

Ансамбль (17 часов)

Совместное и согласованное пение, пение с закрытым ртом, работа над артикуляцией и дикцией при помощи народных прибауток и попевок.

Ритмическое двухголосие (10 часов)

Развитие гармонического слуха.

Хоровой строй (8 часов)

Точное интонирование, правила пения на два голоса, развитие мелодического слуха при работе в унисон.

Творчество и импровизация (12 часов)

Владение своим голосовым аппаратом - собственная манера исполнения вокального произведения, работа над собственной манерой вокального исполнения.

Слуховой контроль (14 часов)

Формирование словесно- образного пения.

Звуковедение (11 часов)

Работа с голосом: диапазон, интонация, обертонация, модуляция, секвенцирование, смена звуковых позиций.

Развитие музыкального слуха, чувства ритма (15 часов)

Восходящее и нисходящее голосоведение.

15.Умение держать себя на эстраде (23 часа)

Избирательные импровизации, пение нисходящей мелодии при сохранении высокой позиции, самоконтроль над своим исполнением, артикуляционная гимнастика.

16. Работа с фонограммой (23 часа)

Пение под фонограмму, работа над выразительным исполнением песни и созданием сценического образа, развитие умения передавать в движении заданный ритм, работа над техническим исполнением.



Методическое обеспечение программы


Прежде чем начинать занятия пением, певцам необходимо снять внутреннее напряжение, ощутить психологическую и физическую раскованность. Для этого существуют специальные разминки.


Разминка

1.Для снятия напряжения с внутренних и внешних мышц:

а). Счет на четыре: вдох - голова назад, задержка - голова прямо, выдох - голова вниз;

б). Счет на четыре: поворот головы в стороны;

в). Счет на четыре: «Узбекские» повороты головы (движение шеи вправо - влево без наклона головы, в одной плоскости);

г). Счет на четыре:

плавный поворот плеча к плечу, слева направо и обратно.

(1-й вариант - глаза смотрят в пол; 2-й вариант - глаза смотрят в потолок); д). Счет на четыре: положить голову на плечи.

Для развития бокового зрения: Счет на восемь: поворот глаз вверх - вниз, вправо - влево.


Задача вокалиста - увидеть окружающие его предметы.

3. Для смачивания и размягчения голосовых связок: Счет на четыре:

а). «Шпага» - укалывание кончиком языка каждой щеки;

6). Пожевывание языка (копим слюну, и проглатываем);

в). «Бежит лошадка» - поцокивание язычком;

г). Вытянув губы - «сосем соску»;

д). Упражнение «дразнящаяся обезьянка» ( широко открытый рот,

язык максимально вытянут вперед вниз к подбородку с

одновременным активным шипящим выдохом).

4. Прочистка носоглоточной системы: Счет на четыре:

а). Вдох - ведем указательным пальцем от основания ноздри до верхних пазух,

выдох - бьем слегка указательными пальчиками по крылышкам носа;

б). «Нюхаем цветок»

вдох - носом втягиваем воздух, выдох - Ах!

5. Для подготовки дыхательной системы: Счет на четыре:

а) «Змея или шум леса» на звук Ш - ш - ш - ш, также усиливая и

ослабевая звучание; б) «Стрекочет цикада» на звук Ц - ц - ц - ц, также усиливая и ослабевая звучание; в) «Заводим мотоцикл» - Р - р - р, «едем на мотоцикле», как бы удаляясь и приближаясь;

6. Для разработки корня языка:

а). Кашляем как старички - Кха - кха - кха;

б). Постреляем пальцем, прицеливаясь в мишень -Кх-кх-кх;

в). Застряла в горле рыбная косточка - Кхх - кхх - кхх;

г). Кричит ворона - Кар - кар - кар.

7. Для ощущения интонации:

а). «Крик ослика «- И - а, й -а, й - а (интонация резко падает сверху вниз);

б). «Крик в лесу» -А-у, а-у, а - у ( интонация снизу вверх);

в). «Крик чайки» - А! А! А! (интонация резко падает сверху вниз и снизу вверх)

8. Для ощущения работы маленького язычка и пропевания ультразвуков:

а). «Скулит щенок» - И - и - и - сомкнув губы в горькой улыбке;

б). «Пищит больной котенок» - жалобно Мяу - мяу - мяу.

9. Скороговорки

Задачи:

а). Четко проговорить текст, включая в работу артикуляционный аппарат;

б). Проговорить скороговорки с разной интонацией (удивление, повествование, вопрос и восклицание);

в). Проговорить скороговорки с интонацией, обыгрывая образ и показывая в действии.

Скороговорка на «н», «л»: Няня мылом мыла Милу, Мила мыла не любила, Но не ныла Мила, Мила молодчина. Скороговорка на «с», «р»: Сорок сорок ели сырок, Рог носорог принес на порог. Зачем он явился, кричат тараторки, Его не хватает для скороговорки. Скороговорки на «с», «ш»: Шла Саша по шоссе И сосала сушку. Скороговорка на действие: Уточка вострохвосточка ныряла, да выныривала, выныривала, да ныряла. Скороговорка на «т», «д», «р»: На дворе трава, На траве дрова. Не руби дрова. На траве двора.

Скороговорка на «к», «р», «л»: Король на корону копейку копил. Да вместо короны, корову купил. А этот король на корову копил, да вместо коровы корону купил.


Дикция.

Речь должна быть четкой и ритмичной. Слова должны звучать, сверкать. Необходимо запомнить!

Правильное произношение звуков зависит от работы артикуляционных органов: губ, нижней челюсти, языка, мягкого неба, гортани со связками.

В образовании звуков участвуют так же резонаторы полости грудной клетки, гортани, зева, рта, носоглотки, носа. Если один из них не работает, звук гаснет, искажается.

Произношение гласных требует внимания и самоконтроля. Перед упражнениями на правильное произношение гласных звуков, можно сделать специальное упражнение, имитирующее зевок. Это позволяет расширить ротоглоточную полость. Гласные звуки произносятся со свободной струей воздуха.

Артикуляция согласных звуков иная, чем у гласных. Струя воздуха встречает различные препятствия. Особое внимание следует уделять произношению согласных звуков в большом помещении, где артикуляция искажается. Работу над произношением согласных звуков следует начинать со слоговых сочетаний (согласный звук + гласный звук).


Упражнения для тренировки дикции, дыхания и голоса.

Эти упражнения помогут подготовить артикуляционно-речевой аппарат к действию, снять внутреннее напряжение, победить неуверенность. Проводить их необходимо регулярно. Голос – главный инструмент, с помощью которого выступающий доносит до слушателей музыкальную информацию. Упражнения – прекрасная разминка для выступающего. Если правильно соотносить и использовать возможности дыхания, силу голоса, то это позволит свободно петь. В вокале последовательно повторяются вдох и выдох, пауза.

Музыкальный звук образуется при выдохе. Длина выдоха связана с увеличением объема легких. На это должны быть направлены тренировки.

Следует отметить, что без правильного дыхания невозможно создание выразительного музыкального образа.


1. Упражнение на темпоритм.
Даётся установка, что самый медленный темп – первый, самый быстрый, например – десятый (по желанию ведущего). Учащиеся должны двигаться в темпе, который назовёт ведущий, причём двигаться надо в предлагаемых ведущим же обстоятельствах (напр. жара, скользко, идёт дождь, сильный ветер и т. п.). Каждый участник выбирает время и место действия, то есть где я, в чём я одет, что происходит, почему я так двигаюсь. Ведущий может остановить любого участника и спросить кто он, где и т. д.
2. Упражнение «Сказка».
Участники садятся в полукруг. Кто-то из них начинает рассказывать сказку до тех пор, пока его не прервали. Как только это произошло, сказку продолжает следующий, но не начинает новую сказку.
3. «Кошка».
Все участники кошки и коты. Ведущий говорит что делать животным н-р:
Кошка спит (все спят), её мешает назойливая муха, она почувствовала запах чего–то вкусненького и т. д.
Упражнения на координацию.
1. «Ладошки» - одна ладонь раскрыта, но пальцы вместе (прижимаются друг к другу), другая – пальцы врозь. Сжать обе ладони в кулаки, затем раскрыть, но каждая ладонь теперь находится в том положении, в котором до этого находилась соседняя. Раскрыть – сжать – раскрыть – сжать и т. д. увеличивая темп.
2. «Парус» - движения рук: одна на счёт 1, 2, 3…12 на каждую долю без пауз выполняет движения – вперёд – в сторону - согнуть в локте в том же положении так, чтобы кисть коснулась плеча – опустить вдоль тела. Вторая на тот же счёт без пауз – вперёд – согнуть в локте так, чтобы кисть коснулась плеча – опустить.
Движения ног: ноги выполняют шаги вперёд под этот же счёт на 1, 3, 5, 7, 9, долю на 11 – ногу приставить. Когда счёт начинается заново, ноги выполняют шаги назад по аналогичному принципу, на 11 ногу приставить (далее последует движение вперёд и т. д.).
Одновременно с движениями рук и ног декламируем стихи М.Ю.Лермонтова «Парус»:
Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом.
Что ищет он в стране далёкой?
Что кинул он в краю родном?
Играют волны, ветер свищет,
И мачта гнётся и скрипит;
Увы, - он счастия не ищет
И не от счастия бежит!
Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой…
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!
3. «Аквариум» - люди – обитатели аквариума (водоросли, рыбы). Действовать по заданию ведущего я – водоросль в предлагаемых обстоятельствах н-р: аквариум ночью, взаимодействие с рыбами.
4. «Разножка» + «Перестуки». «Разножка»: размер 4 четверти (4 такта) ноги выполняют движения через прыжок: в сторону уходит то одна нога, то другая, приземляясь на пятку: 1 такт – положение ног меняется каждую четверть, 2 и 3 такты – каждую восьмую, 4 такт – четверть. Руки у девочек согнуты в локтях и движутся как часики то вправо, то влево; у мальчиков согнуты в локтях и заводятся за макушку головы то правая рука, то левая: 1 такт – на каждую восьмую, 2 и 3 такты – на каждую четверть, 4 – на восьмую.
Счёт 1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4
Руки \\ \\ \\ \\ \ \ \ \ \ \ \ \ \\ \\ \\ \\
Ноги \ \ \ \ \\ \\ \\ \\ \\ \\ \\ \\ \ \ \ \

5. «Крестики». Размер 4 четверти (4 такта). Руки выполняют хлопки в ладоши и по
коленкам: 1,2,3 – на каждую восьмую в ладоши, по коленкам, 4 – хлопок, 1,2 – на каждую восьмую в лад., по кол., 3,4 – хлопок, пауза. Эти два такта повторяются. Ноги выполняют шаги на каждую четверть 1,2,3, на 4 – прыжок – ноги на ширине плеч, 1,2 – шаги, 3 – правую ногу поставить накрест, 4 - повернуться в обратную сторону. Эти два такта повторяются в обратную сторону.


«Ладошки»

Вдох делается носом. Он должен быть резким, коротким и глубоким. Выдох через рот должен быть пассивным.
Встаете прямо, сгибаете руки в локтях, ладонями вперед. Выполняете ритмичные вдохи носом (4 подряд), сжимая ладони в кулак. Опускаете руки, отдыхаете 4 сек. Выдыхаете свободно ртом на слог «ха».


«Насос»

Стойка прямо, ноги на расстоянии уже плеч, руки опущены вдоль тела. Исполняете маленький наклон вперед (спина округленная, голова опущена), тянете руки к полу, не доставая его. Вдох одновременно с наклоном. Затем выдыхаете, выпрямляясь не до конца.
         «Обними плечи»

В положении стоя сгибаете руки в локтях и поднимаете на уровень плеч. Выполняете резкий вдох, обнимая себя за плечи, не скрещивая руки. 

Мы немного поработали с диафрагмой.  Привели ее в тонус. Работу необходимо постепенно довести до автоматизма, т к певец не должен думать о том, что он вдыхает, поёт и выдыхает, опуская ребра, процесс пения для него быстро закончится. Всё должно происходить естественно.

и ( задержка дыхания)

- Встаньте максимально свободно, но ровно, ощутите опору в ногах. После того, как вы вдохнули, задержали воздух в легких и почувствовали тонус диафрагмы, оставьте ее в « замороженном состоянии». Подайте воздух наверх, уприте воздух в связки. Что это значит? Представьте, что вы начали говорить и остановились на полуслове – воздух уперся в связки. После этого можно издавать звук, лучше гласный и коротко.  И весь процесс повторяем несколько раз, нарабатываем мышечную память.

Упражнения:

«Позеваем»

- сначала с закрытым ртом, а затем от души, открыв рот

«Стон»

- «МММ….» (словно болит горло»

Необходимо найти приемлемый тон – центр голоса, на котором голос звучит ровно (примарный тон), затем добавляем гласные фонемы: ам, ом, ум и т д.

От того, как голосовые связки включились в работу, зависит дальнейшее звучание голоса.

-«Ах, как  рад,

Ах, как я рад, что я не торт, не шоколад»!

 Состояние внутреннего покоя и уверенности, обычно, приходит с большим опытом, если дерзать и ничего не бояться!

Но есть несколько советов, которые помогут избежать потери голоса от страха:

-сохранять самообладание ( воспитанный человек – это человек, способный перенести отсутствие воспитания у других»)

- научиться чувствовать внутреннюю свободу, в общении с людьми находить общий язык

- стараться не повышать голос

-научитесь следить за своим дыханием

Необходимо рассказывать и показывать строении всего голосового аппарата: глотка, нёбо, маленький язычок. (картинка)




Используемая и рекомендуемая литература:


Апраксина А. Из истории музыкального воспитания. –М, 2001.

Багадуров В.А., Орлова Н.Д. Начальные приемы развития детского голоса. – М., 2007.

Баренбай Л.А. Путь к музицированию. – М., 1998.

Белощенко С.Н. Голосо-речевой тренинг: Методическое руководство к изучению предмета «Сценическая речь». – СПб., 1997.- 24 с.

Вайнкоп М. Краткий биографический словарь композиторов. – М, 2004

Вопросы вокальной педагогики. – М., 1997

Добровольская Н., Орлова Н. Что надо знать учителю о детском голосе. – М.: «Музыка», 1972. – 30 с.

Емельянов В.В. «Развитие голоса. Координация и тренаж».

Кабалевский Д.Б. Музыкальное развитие детей. М., 1998.

Кабалевский Д.Б. Программа по музыке в школе. – М, 1998.  

Пекерская Е. М «Вокальный букварь» Москва 1996г.

Программа по музыке для внеклассных и внешкольных мероприятий. – М., 2000.

Радынова О. Музыкальное развитие детей: В 2 ч. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1997г. Ч. 1. – 608с.: нот.

Струве Г. Методические рекомендации к работе над песенным репертуаром. – С.П., 1997.

Экспериментальное исследование. Детский голос. Под ред. Шацкой В.Н. — М, 2000.














 



















































Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.