Эстрадный вокал в системе дополнительного образования (Методические рекомендации)

2
0
Материал опубликован 2 November 2021

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА «НАРТ»»












Эстрадный вокал

в системе дополнительного образования

(Методические рекомендации)









Составитель:

педагог дополнительного образования

Дзуцева Э. Б.








г. Владикавказ, 2019г.

Детская эстрада является очень популярной в сфере дополнительного образования. Пение – основной и наиболее доступный способ музицирования. Те музыкальные впечатления, которые получит ребенок на своих первых занятиях, могут остаться с ним на всю жизнь. Поэтому надо, чтобы они были яркими, запоминающимися, радостными и, что немаловажно, правильными по содержанию.

Голос-инструмент общедоступный и именно он позволяет привлечь ребенка к активной музыкальной деятельности, к осознанию красоты музыкального искусства.

Совсем недавно еще считалось, что основным видом музыкального исполнительства в общеобразовательных школах, различных кружках системы дополнительного образования является хоровое музицирование. Сейчас же все большей популярностью пользуется сольное и ансамблевое пение, причем эстрадное исполнение стремительно вытесняет академическое. Эстрадный вокал по своему звучанию находится между академическим (классическим) и народным. Основное отличие от академического и народного вокала заключается в целях и задачах вокалиста. Академические певцы работают в рамках канона, для них не принято отклоняться от нормы. А задача эстрадного исполнителя – поиск своего собственного звука, своей оригинальной, характерной, легко узнаваемой манеры пения и сценического образа.

Следовательно, основной особенностью эстрадного вокала являются поиск и формирование своего неповторимого, уникального голоса вокалиста. Во время уроков вокала голос постепенно приобретает свой естественный, индивидуальный тембр звучания, становится ярче, смягчается. Запись голоса – это неотъемлемая часть работы над ошибками, совершенствование исполнительского и вокального мастерства. Весь процесс занятий подчинен только творческим интересам детей. Этот процесс во многом аналогичен тому, как эстрадные инструменталисты ищут «свой звук». Для того, чтобы добиться высоких результатов и найти свою оригинальную манеру пения, необходимо овладеть достаточно широким диапазоном певческих приемов.

Первый этап любого урока вокала, в том числе и эстрадного, это постановка дыхания и дикции, поскольку слова являются одной из значимых составляющих хорошей песни. На следующем этапе в работу добавляется микрофон и пение под минус или живое сопровождение. В программе обучения запись песен на диски для того, чтобы дети могли услышать себя со стороны, а так же иметь результаты своих стараний.

Интерес детей, родителей, зрительской аудитории к этому виду творчества чрезвычайно велик и растет с каждым годом. Средства массовой информации также способствуют популяризации эстрадного исполнительства. Система дополнительного образования, следуя веяниям нового времени, с каждым годом все активнее использует для приобщения детей к музыкальному искусству эстрадную музыку.

Эстрада сегодня привлекает детей и подростков своей экспрессивностью, где связаны движение и ритм, а также красочностью сценического воплощения, несложным, по сравнению с академическим искусством, содержанием и эмоциональным строем произведений, которые воплощаются простым для восприятия языком.

Как показывают исследования, направленные на изучение музыкальных вкусов современных школьников, из всего многообразия музыкальных жанров, стилей и направлений они в большинстве случаев отдают предпочтение именно эстрадным песням.

Занятия эстрадным вокалом в центрах дополнительного образования способствуют, прежде всего, становлению и развитию личности ребенка, формированию его духовной культуры, развитию музыкальных способностей. Занимаясь эстрадным пением, маленький артист не только овладевает искусством вокала, специальными приемами, характерными для различных жанров популярной музыки, навыками работы с текстом, фонограммой, микрофоном и звуковой аппаратурой, сольного исполнения под аккомпанемент фортепиано, но и учится работать в команде с другими детьми, достигать поставленной цели, своим трудом добиваться успеха.

На занятиях дети учатся правильно петь, красиво танцевать, свободно чувствовать себя на сцене. Занятия эстрадным вокалом помогают ребенку адаптироваться в сложном мире, почувствовать себя в кругу друзей и единомышленников. Как правило, занятия с детьми по эстрадному вокалу проводятся как индивидуально, так и коллективно, ансамблем.

Руководитель вокального эстрадного ансамбля, становится для детей, занимающихся в ансамбле, не просто педагогом, обучающим их азам эстрадного пения и поведению на сцене, но и их товарищем и даже другом.

Иногда педагог дает ребенку определенную долю самостоятельности в процессе обучения, тем самым позволяя ему проявлять инициативу, делая практически незаметной границу между ним и учеником, ощутить отношение партнерства и сотрудничества, повышая тем самым степень доверия к себе, что положительно сказывается на воспитательном процессе.

Отношения между ребенком и педагогом и детей между собой в коллективе оказывают огромное влияние на их творческое развитие. В центре внимания во время обучения в вокальном объединении должна стоять не столько технология обучения, сколько душевное состояние, раскрепощение творческого духа ребенка, те нравственные изменения, которые возникают в нем. В творческом коллективе должны складываться теплые, дружеские отношения. Дети должны научиться уважать талант друг друга, болеть за коллектив в целом.

На развитие творческих и вокальных способностей обучающихся большое влияние оказывает репертуар, который они исполняют. Репертуар для юных певцов необходимо подбирать с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей, в соответствии с этим подбираются и необходимые развивающие упражнения, направленные на разрешение определенных проблем, преодоление технических трудностей и на воплощение творческих задач.

В 1990-х гг. в России сложилась ситуация так называемого «детского репертуарного вакуума».

Хотя и осталось огромное количество песен, созданных в России в советский период, которые не потеряли своей значимости, все же большая часть песен, перестала отвечать требованиям нового времени и не подходит для исполнения.

Песни для детей на какое-то время перестали интересовать композиторов-песенников и жанр детской песни почти исчез. Исчезли детские передачи на телевидении, перестали создаваться новые мультипликационные и художественные фильмы, из которых появлялось большинство столь любимых нами детских песен.

В начале нового века ситуация с детским репертуаром постепенно стала улучшаться. Современные дети снова имеют свои песни, своих авторов, своих звезд. Среди многообразия песен, созданных специально для детей, становится все больше чистых, искренних, способных противостоять потоку негатива реальной взрослой жизни.

Сегодня педагоги эстрадного вокала дополнительного образования в своей работе используют песни современных композиторов, которые создают песни для детей. Это А. Варламов, А. Ермолов, А. Петряшева, С. Ведерников, Т. Морозова и др. Песни этих композиторов нужны сегодняшним детям, т.к. ориентируясь на моду, они оказывают на юных певцов положительное воспитательное воздействие.

Также у сегодняшних детей большой популярностью пользуются современные обработки песен, проверенных временем, которые по праву могут быть названы «классикой детской песни». Также в репертуаре юных артистов – произведения из репертуара взрослых певцов-музыкантов, где они по-своему используют различные актерские, певческие приемы.

Эстрадное пение отличается от академического не только самой манерой пения, но и средствами сценического воплощения. Это сольное или ансамблевое пение под музыкальную фонограмму с микрофоном, напрямую связанное с постановкой концертных эстрадных номеров (т. е. объединение вокального исполнения, танцевальных движений и актерского воплощения образного строя и содержания песен средствами мимики и пластики, оформление номера яркими, красочными костюмами).

Также внешнее оформление номера имеет большое значение. Причем все эти средства нужно применять так, чтобы они работали на создание цельного образа. В этом и заключается сложность подготовки музыкального эстрадного номера. Одной из главных особенностей музыкального эстрадного номера, вокального или инструментального, является специфика общения со зрителем. Эстрадный исполнитель всегда непременно обращается к залу, к зрителям. Задача педагога состоит в том, чтобы раскрыть в каждом ребенке артиста, подчеркнуть его индивидуальность, подобрать репертуар, подходящий к тембру голоса и темпераменту юного певца.

Ребята, занимающиеся эстрадным вокалом, учатся преодолевать свой страх, скованность, неуверенность в себе и выходят на сцену, как настоящие артисты, общаются с залом, стараются донести основную мысль исполняемого произведения. Побывав на сцене в качестве артиста и исполнителя, испытав сценическое волнение и удовлетворение от своего выступления, дети строят множество дальнейших планов, понимая, что для того, чтобы добиться успеха, нужно много работать над собой. Концертные выступления являются для детей стимулом к работе, они побуждают детей обновлять и увеличивать свой репертуар, быть всегда в хорошей исполнительской форме.

Пластика, актерское мастерство, пение – все эти навыки необходимо развивать у любого ребенка, а не только у того, кто хочет связать свою жизнь с искусством или чьи родители мечтают увидеть имя своего ребенка в первых строчках хит-парадов. Самое главное, что дает детям детская эстрада, кроме навыков сцены, – это дисциплина, уважение к своему и чужому времени и труду. Это очень важное качество и в любой работе, и в жизни. Какую бы профессию не выбрал ребенок в будущем, уверенное владение своим голосом, широкий музыкальный кругозор и правильно сформированный художественный вкус помогут ему уверенно чувствовать себя в любой социальной среде.




Библиографический список:

Ветлугина Н. Музыкальное развитие ребенка - М., 1968.

Дмитриев JI.E. Основы вокальной методики.- М., 2000

Емельянов В.В. Развитие голоса. - М., 1996.

Методические разработки «Упражнения для голосовых связок, упражнения для постановки дыхания». - М., 2010.

Чистый голос. Методические материалы для педагогов детских вокально-эстрадных студий (сост. A.M. Биль). - М., 2003.

Элизабет Ховард, Ховард Остин. «Техника пения. Вокал для всех.» - М.,2007

Муратов М. М. Эстрада как феномен массовой культуры. Казань, 2005.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.