Методические рекомендации «Оформление обучающимися результатов учебно-исследовательской деятельности»
Оформление обучающимися результатов учебно-исследовательской деятельности
Организуя учебно-исследовательскую деятельность обучающихся, учитель выполняет координирующую роль, помогает планировать этапы работы, направляет ход исследования.
Активизируя познавательный интерес детей, взрослым легко их вовлечь в исследование. Энтузиазм помогает начать поисково-исследовательскую деятельность, проводить наблюдения, эксперименты. Первые трудности, как правило, возникают тогда, когда требуется обобщение и оформление результатов своего труда. В силу возраста и отсутствия опыта, обучающиеся не представляют печатный продукт своей деятельности. И на этом этапе, особенно, нуждаются в помощи.
Оценка исследовательской компетентности учащихся во многом зависит от структуры и содержания работы (рукописи). Иногда, из-за незнания (несоблюдения) основных требований, эта оценка не является объективной. И говорит уже о некомпетентности взрослых кураторов, как руководителей.
Структура работы:
Титульный лист
Содержание
Введение
Основная часть
Выводы
Заключение
Библиография
Приложения
ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ (название ОУ, тема работы, кто выполнил, кто руководитель, горд, год)
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ (актуальность темы (проблемы), цель, задачи, объект и предмет исследования, методы, оборудование и материалы, гипотеза, иногда практическая значимость работы)
Все это составляет научный аппарат исследования. Именно на этапе его разработки учащемуся особенно требуется помощь руководителя.
Каждый компонент научного аппарата имеет своё назначение.
Тема исследования – это свёрнутое (сокращённое) описание изучаемого свойства объекта или явления.
Тема – должна быть краткой и выразительной, чётко указывать на изучаемое свойство объекта;
Например: Зависимость заболеваемости органов дыхания от концентрации вредных веществ в воздухе.
Тема проекта выбирается в соответствии с Вашими интересами.
Актуальность – важный элемент любого исследования, показывающий важность, значимость (социальную и/или личную) изучения именно этого объекта или явления для фундаментальной науки или для решения вполне конкретных проблем.
Актуальность – она больше других компонентов показывает кругозор и содержание мотивации учащихся.
Цель исследования – это свёрнутое (сокращённое, сжатое) описание предполагаемого (планируемого) результата изучения объекта (явления) и обобщённое описание направленной на объект деятельности.
Например: Выявить зависимость уровня заболеваемости дыхательных путей от количества вредных веществ, содержащихся в воздухе и предложить систему мер, направленных на снижение уровня заболеваемости.
Не желательно, чтобы формулировка слово в слово повторяла тему лишь с добавлением глаголов «изучить», «выявить». Цель должна давать представление о предполагаемом результате исследования изучаемого и/или преобразуемого свойства объекта или явления.
Задачи исследования – это краткое описание действий, которые необходимо выполнить для достижения, намеченного в цели результата.
Например: 1. Выявить вредные вещества, содержащие в выхлопных газах автомобилей. 2. Рассчитать концентрацию вредных веществ во вдыхаемом воздухе, опираясь на количество вредных веществ, выбрасываемых одним, «усреднённым» автомобилем, и среднюю интенсивность движения. 3. Установить влияние на органы дыхания человека вредных веществ, содержащихся в выхлопных газах автомобилей. 4. Выявить связь заболеваемости органов дыхания от количества, содержащихся в воздухе вредных веществ.
Задачи – должны раскрывать содержание и последовательность действий, которые предполагается в рамках исследования выполнить с изучаемым объектом;
Цели и задачи должны быть сформулированы чётко, лаконично, конкретно и понятно.
Гипотеза – предположение о причинно-следственной связи между изучаемым в исследовании свойств объекта и определёнными факторами среды. В гипотезе раскрывает возможный характер связи (отношения) между объектом и фактором среды.
Гипотеза определяет подход к изучению объекта и проверяется опытным путём в ходе исследования.
Гипотеза выражается формулой, включающей две части: «Если [далее следует описание фактора и/или состояния объекта], то [далее следует описание характера связи между объектом и фактором]».
Гипотеза – она должна быть предельно краткой и чёткой;
Например: Если концентрация вредных веществ, источником которых являются выхлопные газы, в атмосферном воздухе увеличится, то количество и степень тяжести заболеваний органов дыхания возрастёт.
Объект – что именно исследуем.
Например: «органы дыхания» или, как возможный, но менее предпочтительный вариант, «заболеваемость органов дыхания».
Предмет исследования - изучаемое свойство объекта
Например: Реакция органов дыхания на содержащиеся в воздухе вредные вещества.
Кратко опишите оборудование и материалы (реактивы), необходимые для проведения планируемого Вами исследования, по схеме: № → название → назначение (для чего) → способ применения (как)
Кратко опишите способы (методы) получения опытной информации об объекте, свойства которого Вы планируете исследовать, по такой схеме: № → название метода → какое свойство и как изучается→ получаемые данные (размерность)
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Должна включать литературный обзор изучаемой проблемы (свойств объекта, явления) и исследовательскую часть.
План проекта должен быть авторским. В нем проявляется подход автора, его мнение, анализ проблемы.
Важно, чтобы в теоретической части работы: во-первых, были освещены как естественнонаучные, так и социальные стороны проблемы; а во-вторых, представлены как общетеоретические положения, так и конкретные примеры.
Теоретическая часть должна включать проработку нескольких литературных источников. Как правило, это специальные монографии или статьи. Обеспечивает такой критерий как «Фундаментальность обзора»
Исследовательская часть включает материалы и методику исследования. Результаты исследования и их обсуждение.
Завершают работу разделы "Заключение" и "Список использованной литературы".
В заключении представлены основные выводы, ясно сформулированные в тезисной форме и, обычно, пронумерованные.
Выводы в сжатом виде описывают основные результаты исследования. Количество выводов должно примерно соответствовать количеству задач исследования и показывать результаты их выполнения.
Выводы должны быть краткими, чёткими, лаконичными, конкретными и соответствовать цели и задачам исследования.
Выводы – следует сопоставлять и гипотезой, подтвердить ее или опровергнуть.
В заключении можно сказать о практической значимости работы.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Это наглядное представление полученных результатов.
Под исследовательской компетентностью учащегося следует понимать умение разрабатывать (моделировать) называют научный аппарат исследования и прогнозировать его результаты. Структура и содержание работы подтверждают эти умения. Помогают представлять публично работу в форме сообщения на конференциях.