Методические рекомендации педагогу дополнительного образования по составлению плана воспитательной работы
ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА «РАДУГА»
Методические рекомендации
педагогу дополнительного образования
по составлению плана
воспитательной работы
ВВЕДЕНИЕ
В соответствии с Законом Оренбургской области от 22 октября 2015 года N 3378/948-V-ОЗ «О внесении изменений в Закон Оренбургской области «Об оплате труда работников государственных учреждений Оренбургской области" В январе 2016 года Министерство Образования Оренбургской области опубликовало приказ от 29 января 2016 года N 01-21/177 об утверждении критериев оценки эффективности педагогических работников организаций дополнительного образования.
Одним из критериев эффективности деятельности педагогов дополнительного образования это наличие у педагога плана воспитательной деятельности с обучающимися детского объединения, включая работу с родителями (законными представителями).
Перечислю некоторые критерии эффективности и показатели оценок:
Исполнительская дисциплина это своевременная подготовка отчетной документации; отсутствие замечаний по ведению педагогической документации.
Эффективность воспитательной компоненты - наличие у педагога плана воспитательной деятельности с обучающимися детского объединения, включая работу с родителями (законными представителями); организация и проведение массовых мероприятий (расширение географии охвата и рост количественных показателей).
Достижения обучающихся с учетом контингента, где доля обучающихся, принявших участие в конкурсных мероприятиях различного уровня (не менее 20%).
Уровень удовлетворенности населения (детей и их законных представителей) качеством предоставляемых образовательных услуг, определяемый с участием органов государственно-общественного управления (свыше 90%).
Реализация дополнительных общеобразовательных программ, направленных на:
выявление и развитие одаренных детей;
работу с детьми с особыми потребностями в образовании (дети-инвалиды, дети с ограниченными возможностями здоровья, дети-сироты, дети-мигранты, дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, и др.);
профессиональную ориентацию обучающихся.
Таким образом, можно сделать вывод, что в каждом объединении должна быть воспитательная работа, следовательно, в число обязательных документов педагога дополнительного образования входит «План воспитательной работы в объединении».
При планировании воспитательной работы необходимо опираться на опыт различных педагогов, учреждений дополнительного образования, но учитывать при этом особенности своей образовательной программы, целевые установки своей организации и социокультурных условий региона (местности).
План воспитательной работы – это документ педагога дополнительного образования, в котором прописан перечень мероприятий с обучающимися, взаимодействия с родителями, объединениями и организациями.
Опыт показывает, что лучше, когда педагог имеет перспективный план работы на весь учебный год, а затем последовательно разрабатывает детальные планы. Однако это определяется опытностью педагога, а также сложившимися традициями в учреждении и возможными указаниями со стороны администрации Центра детского творчества «Радуга».
Общие требования к составлению плана воспитательной работы
Цель деятельности ЦДТ ориентирована на выполнение национального воспитательного идеала - формирование высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.
В целях обеспечения гармоничного развития личности каждого обучающегося, отбирая содержание, педагог должен включить в план разные виды деятельности.
Приступая к составлению плана, необходимо учитывать следующие источники планирования:
документы нормативно-правового характера федерального, регионального и муниципального уровней;
план воспитательной работы Центра «Радуга»,
план Совета Лидеров,
материалы, советы и рекомендации педагогической и методической литературы по воспитательной работе,
передовой опыт образовательных учреждений,
возможности родителей, общественных организаций,
воспитательный потенциал социального окружения, предприятий, культурных учреждений,
календарь образовательных событий на учебный год, рекомендованный Министерством образования и науки Российской Федерации,
события, факты, связанные с текущими событиями города, страны,
события, даты, связанные с жизнью и деятельностью выдающихся людей,
традиции учреждения дополнительного образования,
предложения педагогов, обучающихся, родителей.
Рекомендуется провести диагностические срезы с целью выявления психологической атмосферы, сплоченности и других параметров коллективной жизнедеятельности. Полезно выявить преобладающие отношения обучающихся между собой, а также к учебе, труду, природе, искусству и другим явлениям. Таким образом, подготовка к составлению плана воспитательной работы сводится к сбору информации об обучающихся и их родителях.
План воспитательной работы должен отвечать требованиям:
целеустремленность и конкретность образовательных задач;
краткость плана, его компактность;
разнообразие содержания, форм и методов, оптимальное сочетание просвещения и организации деятельности детей и их родителей;
преемственность, систематичность и последовательность;
сочетание перспективности и актуальности намеченных видов работы;
единство педагогического руководства и активности воспитанников;
реальность, учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, уровня их подготовленности;
связь работы в объединении с работой вне Центра;
согласованность плана с деятельностью Центра, с планом Совета Лидеров и детских общественных организаций;
гибкость и вариативность планирования.
План воспитательной работы имеет следующие разделы:
Нормативные документы
Анализ воспитательной работы
Пояснительная записка
Проблема воспитательной работы объединения
Источники планирования
Цели, задачи
Основные направления воспитательной работы
Статистические данные (состав обучающихся, социальный паспорт).
План-сетка по направлениям Программы развития воспитательной компоненты:
Гражданско-патриотическое
Нравственное и духовное воспитание
Воспитание положительного отношения к труду и творчеству
Интеллектуальное воспитание
Здоровьесберегающее воспитание
Социокультурное и медиакультурное воспитание
Культуротворческое и эстетическое воспитание
Правовое воспитание и культура безопасности
Воспитание семейных ценностей
Формирование коммуникативной культуры
Экологическое воспитание.
Работа с высокомотивированными и одаренными детьми
Работа с родителями (родительские собрания, конференции, родительский университет)
План на каникулы.
Сотрудничество в социуме (непосредственно с какими сотрудничаете)
Карта результативности
Программа мониторинга
Общие выводы и предложения
Структура и содержание плана воспитательной работы
Титульный лист (Приложение 1). Полное название учреждения, согласовано с методистом, название объединения, Ф.И.О. педагога, категория, учебный год.
Нормативные документы (Приложение 2)
Анализ воспитательной работы за прошедший учебный год
Пояснительная записка
проблема воспитательной работы Центра
источники планирования
цели и задачи объединения на учебный год, указываются воспитательные задачи Радуги в целом, цель и задачи воспитательной работы в объединении.
основные направления воспитательной работы, перечисляются направления воспитательной компоненты подходящие для вашего объединения.
статистические данные состав обучающихся и социальный паспорт эти сведения целесообразно представить в форме таблицы
Таблица 1
Состав обучающихся
Год обуче ния | Кол-во обуч-ся | Пол | Класс | Образовательное учреждение | ||||||||||||
м | ж | | | | | №3 | №4 | Гим назия | №6 | №7 | №8 | №10 | ||||
1 | | | | | | | | | | | | | | | ||
2 | | | | | | | | | | | | | | | ||
3 | | | | | | | | | | | | | | | ||
4 | | | | | | | | | | | | | | | ||
Итого | | | | | | | | | | | | | | |
Таблица 2
Социальный паспорт
№ п/п | Ф.И.О. обучающегося | Школа | Класс | Многодетная | Неполная | Дети сироты | Опекаемые | Дети-инвалиды | Дети с ОВЗ | Малообеспеченные | Состоят на учете на ВШУ | Состоят на учете в ПДН | Состоят на учете в КДН и ЗП | Морально неблагоприятными условиями | Дети семей беженцев, перселенцев | Дети девиантного поведения | Объединение | Педагог |
1 | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Указывается количество мальчиков и девочек в объединении, состав по школам и классам, общее количество семей: неполных, многодетных, малообеспеченных и т.д.
план-сетка воспитательной работы по направлениям Программы развития воспитательной компоненты на учебный год
В план воспитательной работы включаются:
массовые мероприятия учебного характера (к ним относятся итоговые, отчетные, открытые занятия, концерты, выставки, участие в конкурсах и т.д.);
массовые мероприятия воспитательно-развивающего характера (тематические праздники, клубные дни, дни рождения, календарные праздники, традиционные народные праздники, юбилейные мероприятия и др.);
тематические беседы по ПДД, ППБ, ТБ и охране здоровья;
мероприятия, направленные на профессиональное воспитание (экскурсии, беседы, встречи с интересными людьми и т.д.);
мероприятия, направленные на социальное воспитание (беседы о здоровье, о взаимоотношениях с другими людьми, толерантности, трудовые десанты и т.д.).
Таблица 3
План воспитательных мероприятий
№ п/п | Направление ВК | Название мероприятия | Форма проведения | Дата | Количество участников | Примеча ния |
1 | | | | | | |
2 | | | | | | |
Работа с высокомотивированными и одаренными детьми
Диагностики выявления одаренности ребенка:
Анкета «мотивация деятельности обучающихся на занятии» (авторы П.И. третьяков, Т.И. Шамова, модифицированный вариант);
Опросник креативности (автор Д.Л. Джонсон);
Опросник «Потенциальные возможности ребенка» для родителей и педагогов (автор Ф. Татл, Л. Бекер);
Анкета «Как распознать одаренность» (авторы: Л.Г. Кузнецова, Л.П. Сверч);
Методика оценки общей одаренности для педагогов и родителей (автор А.И. Савенков).
По результатам анкетирования внести одаренных детей в таблицу
Таблица 4
Список высокомотивированных и одаренных детей
в банк одаренных ЦДТ «Радуга»
№ | Ф.И.О. | Дата рождения | Школа | Класс |
1 | | | | |
2 | | | | |
Таблица 5
Участие и результативность одаренных детей
№ | Ф.И.О. | Дата | Название мероприятия | Результат |
| | | | |
| | | | |
Работа с родителями
Планирование и организация работы с родителями на учебный год включая родительские собрания, конференции, университеты заносятся в таблицу
Таблица 6
План воспитательной работы
Совместные мероприятия с родителями | Дата | Тематика
| Количество участников | Примечания |
| | | | |
Индивидуальные встречи с родителями | | | | |
| | | | |
Родительские собрания | | | | |
| | | | |
Родительские конференции | | | | |
| | | | |
Родительский университет | | | | |
| | | | |
Работа в каникулярное время
Таблица 7
Каникулярный период | Название мероприятия | Дата проведения | Количество участников
|
Осенние | | | |
Зимние | | | |
Весенние | | | |
Взаимодействие в социуме
Таблица 8
Совместные мероприятия с организациями и учреждениями
Дата | Учреждение
| Название мероприятия | Форма взаимодействия | Количество участников |
| | | | |
| | | | |
Таблица 9
Совместные мероприятия с другими объединениями
№ | Дата | Название мероприятия | Детское объединение | Количество участников |
| | | | |
| | | | |
Таблица 10
Участие в акциях
№ | Дата | Название акции | Количество участников | Примечание |
| | | | |
Таблица 11
Экскурсии
№ | дата | Название | Количество участников | Примечание |
| | | | |
Карта результативности обучающихся
Таблица 12
Результативность обучающихся
| | | муниципальный уровень | | | | | |
Дата | Название мероприятия | Место проведения | Объединение | Ф.И. участника | Возраст | Результат | Руководитель | Направление |
| | | | | | | | |
| | | межрегиональный уровень | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | областной уровень | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | всероссийский уровень | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | международный уровень | | | | | |
| | | | | | | | |
Таблица 13
№ | Название диагностики | Дата проведения | Результат |
1 | Выявление уровня педагогической культуры родителей | февраль | |
2 | Анкетирование родителей по определению имиджа учреждения | апрель | |
3 | Удовлетворенность родителей качеством образовательных услуг | апрель-май | |
4 | Уровень воспитанности обучающихся (методика Н.П. Капустина) | май | |
5 | Опросник креативности (автор Д.Л. Джонсон) | февраль-март | |
6 | Опросник «Потенциальные возможности ребенка» для родителей и педагогов (автор Ф. Татл, Л. Бекер) | февраль-март | |
7 | Анкета «Как распознать одаренность» (авторы: Л.Г. Кузнецова, Л.П. Сверч) | февраль-март | |
8 | Методика оценки общей одаренности для педагогов и родителей (автор А.И. Савенков) | февраль-март | |
9 | Анкета «Уровень мотивации деятельности обучающихся на занятии» (авторы: П.И. Третьяков, Т.И. Шамова, модифицированный вариант) | октябрь | |
Методическая копилка
В методическую копилку включаются различные материалы для проведения мероприятий с участием родителей.
Таблица 14
№ | Название методической продукции | Форма, вид продукции | Дата проведения | Примечание |
| | | | |
Общие выводы и предложения
Необходимо ответить на следующие вопросы:
Назовите цели и задачи воспитательной работы в этом учебном году. Были ли они решены? Если да, назовите положительные моменты. Если нет, назовите причины. Какие проблемы существуют в работе по созданию коллектива объединения? Укажите, какие направления в работе с детьми были особенно удачными.
Дайте оценку активности родителей в жизнедеятельности объединения. Какую помощь родители оказали в воспитательной деятельности (спонсорская помощь, совместные часы отдыха, выставки, концерты)? Назовите самых активных родителей.
Анализ уровня воспитанности объединения (совместно с психологом).
Главное достижение объединения за прошедший год.
Приоритетные направления воспитательной работы в новом году
Цели на следующий учебный год.
Приложение 1
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
Центр детского творчества «Радуга»
| СОГЛАСОВАНО: |
| Методист МАУДО ЦДТ «Радуга» |
| ______________ Л.В.Арсланова |
| «____» ________________ 2019 г. |
План воспитательной работы
детского объединения «Страна рукоделия»
на 2019-2020 учебный год
Руководитель: Ф.И.О.,
педагог дополнительного образования
категория
г. Гай, 2019 г.
Приложение 2
Нормативно-правовая база
Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 26 июля 2019 года N 232-ФЗ (с изменениями на 26 июля 2019 года)
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р. О стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 года;
Указ Президента РФ от 29.05.2017 № 240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства на 2018-2027 годы»
Государственная программа патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы (утверждена постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2015 г. № 1493);
Письмо Минобрнауки РФ от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
Письмо Минобрнауки РФ от 17.12.2010 № 06-1260 «О Методических рекомендациях по вопросам взаимодействия учреждений общего, дополнительного и профессионального образования по формированию индивидуальной образовательной траектории одаренных детей»;
Письмо Минобрнауки России от 13.05.2013 № ИР-352/09 «О направлении Программы развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях»;
Письмо Минобрнауки России от 12.07.2013 № 09-879 «О направлении рекомендаций по формированию перечня мер и мероприятий по реализации Программы развития воспитательной компоненты в общеобразовательной школе».
Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2015г. «Методические рекомендации по разработке и оформлению дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ».
Региональные акты и документы
Закон Оренбургской области от 06.09.2013 № 1698/506-V-ОЗ «Об образовании в Оренбургской области» (принят постановлением Законодательного Собрания Оренбургской области от 21.08.2013№ 1698).
Постановление Правительства Оренбургской области от 28 июня 2013 г. № 553-пп «Об утверждении государственной программы «Развитие системы образования Оренбургской области» на 2014-2020 годы» (в ред. Постановления Правительства Оренбургской области от 03.10.2014 № 737-пп).
Закон Оренбургской области от 22 октября 2015 года N 3378/948-V-ОЗ «О внесении изменений в Закон Оренбургской области «Об оплате труда работников государственных учреждений Оренбургской области».
Приказ от 29 января 2016 года N 01-21/177 «Об утверждении критериев оценки эффективности педагогических работников организаций дополнительного образования».