Методические рекомендации педагогам дополнительного образования по составлению и использованию индивидуальных образовательных маршрутов для одарённых детей
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «ЦЕНТР ДЕТСКОГО И ЮНОШЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА «РОВЕСНИК» ГОРОДА ЕВПАТОРИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ»
Методические рекомендации
педагогам дополнительного образования по составлению и использованию индивидуальных образовательных маршрутов для одарённых детей.
Евпатория, 2019г.
Дополнительное образование дает большие возможности для развития детской одаренности. Ведь, чем раньше у ребенка обнаружатся способности к той или иной деятельности, чем больше внимания будет уделено их развитию, тем легче ему будет найти свое призвание в жизни.
Учреждение дополнительного образования имеет огромный потенциал для работы в этом направлении. Оно предоставляет широкий спектр видов творческой деятельности, среди которых каждый ребенок может найти себе дело по душе, которое, возможно, в будущем станет его профессией.
В данной работе раскрывается методика построения индивидуально образовательного маршрута, который поможет одаренному ребенку раскрыть все свои таланты и определиться в мире профессий.
Методические рекомендации адресованы педагогам дополнительного образования, методистам, руководителям учреждений дополнительного образования, руководителям структурных подразделений.
Использование индивидуальных образовательных маршрутов в системе дополнительного образования является одной из форм педагогической поддержки личностного, жизненного и профессионального самоопределения обучающихся.
Составители:О.Г. Алтунина, педагог дополнительного образования МБОУ ДОД ЦДЮТ «Ровесник»
Т.А. Бессарабова, методист МБОУ ДОД ЦДЮТ «Ровесник»
Я.Т. Лыкус, зав. отделом методическим МБОУ ДОД ЦДЮТ «Ровесник»
И.Н. Маркелова, методист МБОУ ДОД ЦДЮТ «Ровесник»
Е.А. Резник, методист МБОУ ДОД ЦДЮТ «Ровесник»
П.С.Шматко, педагог – психолог МБОУ ДОД ЦДЮТ «Ровесник»
Компьютерная верстка: М.А. Карташов, инженер – электроник;
Содержание
1. |
Детская одарённость, признаки, виды, особенности личности. Работа с одарёнными детьми…………………...4 |
2. |
Условия успешной работы с одаренными детьми………..9 |
3. |
Индивидуальный образовательный маршрут…………...11 |
4. |
Требования к разработке программ индивидуального образовательного маршрута для одаренных детей……...15 |
5. |
Методика построения индивидуального образовательного маршрута……………………………………………….............18 |
6. |
Структура и содержание программы индивидуального образовательного маршрута………………………………..20 |
Литература…………………………………………………….26 Приложение 1…………………………………………………27 Карта одаренности Приложение 2…………………………………………………28 Индивидуальный образовательный маршрут к дополнительной общеобразовательной программе детского объединения «Школа-студия танца «ТАИС»
Приложение 3…………………………………………………32 Индивидуальный образовательный маршрут к дополнительной общеобразовательной программе детского объединения «Краевед» |
|
Приложение 4…………………………………………………39 Индивидуальный образовательный маршрут «Начинающий хореограф» Приложение 5…………………………………………………43 Индивидуальный образовательный маршрут «Вокалист» к дополнительной общеобразовательной программе «Лира» |
Детская одарённость, признаки, виды, особенности личности.
Работа с одарёнными детьми.
Определение понятий «одаренность» и «одаренный ребенок»
Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Кого считают одаренным?
Дети с высокими показателями по специальным тестам интеллекта;
Дети с высоким уровнем творческих способностей;
Дети, достигшие успехов в каких либо областях деятельности;
Дети, хорошо обучающиеся в школе;
Дети, которые любят спорт, игры, хорошо развиты физически, энергичны.
Портрет одаренного ребенка
Проявляет любопытство ко многим вещам, постоянно задает вопросы.
Предлагает много идей, решений задач, ответов на вопросы.
Свободно высказывает свое мнение, настойчиво, энергично отстаивает его.
Склонен к рискованным действиям.
Обладает богатой фантазией, воображением. Часто озабочен преобразованием, улучшением общества, предметов.
Обладает хорошо развитым чувством юмора, видит юмор в ситуациях, которые могут не казаться другим смешными.
Чувствителен к красоте, внимателен к эстетике вещей.
Не конфликтен, не приспособленец, не боится отличиться от других.
Конструктивно критичен, не принимает авторитарных указаний без критического изучения.
Стремится к самовыражению, творческому использованию предметов.
Детский возраст — период становления способностей и личности. Это время глубоких интегративных процессов в психике ребенка
Одним из наиболее дискуссионных вопросов, касающихся проблемы одаренных детей, является вопрос о частоте проявления детской одаренности. Существуют две крайние точки зрения: «все дети являются одаренными» — «одаренные дети встречаются крайне редко». Сторонники одной из них полагают, что до уровня одаренного можно развить практически любого здорового ребенка при условии создания благоприятных условий. Для других одаренность — уникальное явление, в этом случае основное внимание уделяется поиску одаренных детей. Указанная альтернатива снимается в рамках следующей позиции: потенциальные предпосылки к достижениям в разных видах деятельности присущи многим детям, тогда как реальные незаурядные результаты демонстрирует значительно меньшая часть детей.
Признаки одаренности
Признаки одаренности проявляются в реальной деятельности ребенка и могут быть выявлены на уровне наблюдения за характером его действий. Признаки одаренности охватывают два аспекта поведения одаренного ребенка: инструментальный и мотивационный. Инструментальный характеризует способы его деятельности, а мотивационный — отношение ребенка к той или иной стороне действительности, а также к своей деятельности.
Инструментальный аспект поведения одаренного ребенка может быть описан следующими признаками. При этом выделяются три основных уровня успешности деятельности, с каждым из которых связана своя специфическая стратегия ее осуществления: 1) быстрое освоение деятельности и высокая успешность ее выполнения; 2) использование и изобретение новых способов деятельности в условиях поиска решения в заданной ситуации; 3) выдвижение новых целей деятельности за счет более глубокого овладения предметом, ведущее к новому видению ситуации и объясняющее появление неожиданных на первый взгляд идей и решений.
Для поведения одаренного ребенка характерен главным образом третий уровень успешности — новаторство как выход за пределы требований выполняемой деятельности, что позволяет ему открывать новые приемы и закономерности.
Мотивационный аспект поведения одаренного ребенка может быть описан следующими признаками:
Повышенная избирательная чувствительность к определенным сторонам предметной действительности (знакам, звукам, цвету, техническим устройствам, растениям и т.д.) либо определенным формам собственной активности (физической, познавательной, художественно-выразительной и т.д.), сопровождающаяся, как правило, переживанием чувства удовольствия.
Повышенная познавательная потребность, которая проявляется в ненасытной любознательности, а также готовности по собственной инициативе выходить за пределы исходных требований деятельности.
Ярко выраженный интерес к тем или иным занятиям или сферам деятельности, чрезвычайно высокая увлеченность каким-либо предметом, погруженность в то или иное дело. Наличие столь интенсивной склонности к определенному виду деятельности имеет своим следствием поразительное упорство и трудолюбие. Предпочтение парадоксальной, противоречивой и неопределенной информации, неприятие стандартных, типичных заданий и готовых ответов.
Высокая требовательность к результатам собственного труда, склонность ставить сверхтрудные цели и настойчивость в их достижении, стремление к совершенству.
Соответственно могут быть выделены следующие виды одаренности:
В практической деятельности, в частности, можно выделить одаренность в ремеслах, спортивную и организационную.
В познавательной деятельности — интеллектуальную одаренность различных видов в зависимости от предметного содержания деятельности (одаренность в области естественных и гуманитарных наук, интеллектуальных игр и др.).
В художественно-эстетической деятельности — хореографическую, сценическую, литературно-поэтическую, изобразительную и музыкальную одаренность.
В коммуникативной деятельности — лидерскую и аттрактивную одаренность.
И, наконец, в духовно-ценностной деятельности — одаренность, которая проявляется в создании новых духовных ценностей и служении людям.
Особенности личности одаренного ребенка
Выше уже отмечалось, что различия в одаренности могут быть связаны как с мерой проявления признаков одаренности, так и с оценкой уровня достижений ребенка. Разделение одаренности по данному основанию, несмотря на его условность, происходит на основе сравнения различных показателей, характеризующих детскую одаренность, со средней возрастной нормой достижений.
О детях, которые настолько превосходят по своим способностям и достижениям остальных, обычно говорят как о детях с исключительной, особой одаренностью. Успешность выполняемой ими деятельности может быть необычно высокой. Однако именно эти дети чаще других имеют серьезные проблемы, которые требуют особого внимания и соответствующей помощи со стороны педагогов и психологов.
Поэтому при градации одаренности следует иметь в виду, что ее следует дифференцировать (естественно, в реальной жизни нет такой четкой грани) на одаренность с гармоничным и дисгармоничным типами развития.
Одаренность с гармоничным типом развития можно назвать «счастливым» вариантом жизни ребенка. Такие дети отличаются соответствующей своему возрасту физической зрелостью. Их высокие, объективно значимые достижения в определенной предметной области органично сочетаются с высоким уровнем интеллектуального и личностного развития. Как правило, именно эти одаренные дети, став взрослыми, добиваются экстраординарных успехов в выбранной ими профессиональной деятельности.
Другое дело — одаренные дети с дисгармоничным типом развития. Различия заключаются не только в очень высоком уровне отдельных способностей и достижений (нередко именно эти дети имеют показатели IQ от 130 до 180). В основе этого варианта одаренности, возможно, лежит другой генетический ресурс, а также другие механизмы возрастного развития, характеризующегося чаще всего ускоренным, но иногда и замедленным темпом. Кроме того, его основу может представлять другая структура с нарушением интегративных процессов, что ведет к неравномерности развития различных психических качеств, а подчас ставит под вопрос наличие одаренности, как таковой.
Процесс становления одаренности таких детей почти всегда сопровождается сложным набором разного рода психологических, психосоматических и даже психопатологических проблем, в силу чего они могут быть зачислены в «группу риска».
Выявление одаренных детей должно начинаться уже в группах младшего возраста на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности учреждения дополнительного образования.
Условно можно выделить три категории одаренных детей:
1. Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (такие дети чаще всего встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте).
2. Дети с признаками специальной умственной одаренности – в определенной области науки (подростковый образ).
3. Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (чаще встречаются в старшем школьном возрасте).
Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:
принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии педагога;
принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
Условия успешной работы с одаренными детьми
Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к обучению.
Создание и постоянное совершенствование методической системы работы с одаренными детьми.
Признание коллективом педагогов и руководством учреждения дополнительного образования того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы.
Включение в работу с одаренными детьми в первую очередь педагогов, обладающих определенными качествами:
педагог для одаренного ребенка является личностью продуктивно реагирующей на вызов, умеющей воспринимать критику и не страдать от стресса при работе с людьми более способными и знающими, чем он сам. Взаимодействие педагога с одаренным учеником должно быть направлено на оптимальное развитие способностей, иметь характер помощи, поддержки, быть недирективным;
педагог верит в собственную компетентность и возможность решать возникающие проблемы. Он готов нести ответственность за принимаемые решения, и одновременно уверен в своей человеческой привлекательности и состоятельности;
педагог считает окружающих способными самостоятельно решать свои проблемы, верит в их дружелюбие и в то, что они имеют положительные намерения, им присуще чувство собственного достоинства, которое следует ценить, уважать и оберегать;
педагог стремится к интеллектуальному самосовершенствованию, охотно работает над пополнением собственных знаний, готов учиться у других, заниматься самообразованием и саморазвитием.
Педагог должен быть:
увлечен своим делом;
способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности;
профессионально грамотным;
интеллектуальным, нравственным и эрудированным;
проводником передовых педагогических технологий;
психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса;
знатоком во всех областях человеческой жизни.
Формы работы с одаренными детьми:
творческие мастерские;
занятия в сводных группах с более опытными обучающимися;
мастер-классы;
индивидуальные выставки;
индивидуальные концерты;
занятия исследовательской деятельностью;
конкурсы;
интеллектуальный марафон и другие интеллектуальные игры;
научно-практические конференции;
участие в олимпиадах;
работа по индивидуальным планам;
соревнования;
сотрудничество с другими образовательными учреждениями, ВУЗами и т.д.
Индивидуальный образовательный маршрут
Индивидуальный образовательный маршрут - это программа общеобразовательной деятельности учащегося, составленная на основе его интересов и образовательного запроса, обеспечивающая условия для раскрытия и развития всех способностей ребенка с целью их последующей реализации в учебной и профессиональной деятельности.
Маршрут определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями учащегося (уровень готовности к освоению программы).
Индивидуальный образовательный маршрут можно рассматривать как персональный путь компенсации трудностей в обучении, а затем и реализации личностного потенциала ребёнка: интеллектуального, эмоционально-волевого, деятельностного, нравственно-духовного.
Выбор того или иного индивидуального образовательного маршрута определяется комплексом факторов:
особенностями, интересами и потребностями самого учащегося и его родителей в достижении необходимого образовательного результата;
профессионализмом педагога;
возможностями учреждения дополнительного образования удовлетворить образовательные потребности учащихся; ресурсными возможностями.
Индивидуальный образовательный маршрут является одной из личностно-ориентированных педагогических технологий.
Маршрут – путь, личностного роста (воспитания, развития, обучения) ребёнка.
Индивидуальный образовательный маршрут связан с конкретной целью (он целенаправлен) и условиями её достижения; создаётся до начала движения и обусловлен уже имеющимися у учащегося знаниями и опытом; оформлен, как индивидуальная образовательная программа.
Поэтому построение маршрутов чаще всего начинается с определения особенностей учащихся (адресатов). Основанием для дифференциации учащихся может быть возрастная категория; пол учащихся; физические и психофизические особенности; социальный фактор; уровень владения учащимися учебно-предметными знаниями и умениями; мотивы прихода детей в данное детское объединение.
Отличительные особенности индивидуальных образовательных маршрутов друг от друга: содержание может отличаться объёмом, степенью сложности, которая характеризуется широтой и глубиной раскрытия конкретной темы, проблемы, понятийным аппаратом, темпом освоения учащимися. Варьируется также логика преподавания, методы, приёмы, способы организации образовательного процесса. Но все они должны быть адекватны конкретному ребенку, содержанию образования и модели образовательного процесса.
Поведение и деятельность педагогов, работающих с одарёнными и талантливыми детьми, в свою очередь, должны отвечать определённым требованиям:
разработка гибких, индивидуализированных программ;
создание эмоционально безопасной атмосферы в коллективе объединения;
использование различных стратегий обучения и воспитания;
уважение личности и ценностей учащегося и формирование его положительной самооценки;
поощрение творческих особенностей и воображения учащихся.
Индивидуальный образовательный маршрут для одарённых детей
Для развития одаренности ребенку необходимы индивидуальные формы обучения. Поиски в направлении разработки индивидуальных форм организации обучения ведутся многими специалистами в разных странах. Большинство исследователей склоняются к тому, что предельно индивидуализировать учебную деятельность ребенка можно только одним способом - разработать индивидуальные учебные планы (или образовательные маршруты) для каждого учащегося, исходя из его индивидуальных возможностей и особенностей.
Индивидуальный образовательный маршрут определяется учеными как целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая ребенку позиции субъекта выбора, разработки и реализации образовательной программы при осуществлении преподавателями педагогической поддержки его самоопределения и самореализации.
Индивидуальный образовательный маршрут определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями учащегося (уровень готовности к освоению программы).
Индивидуальный образовательный маршрут поможет одаренному ребенку раскрыть все свои таланты и определиться в мире профессий. Использование индивидуальных образовательных маршрутов в системе дополнительного образования является одной из форм педагогической поддержки личностного, жизненного и профессионального самоопределения учащихся.
Содержание образовательной программы нового поколения должно определяться возможностью построения в ее рамках для каждого ребенка индивидуального маршрута развития, пронизывающего различные образовательные области.
Разработка и внедрение индивидуальных образовательных
маршрутов учащихся
Логическая структура проектирования индивидуального образовательного маршрута включает в себя следующие этапы:
постановка образовательной цели (индивидуальный выбор цели предпрофильной подготовки),
самоанализ, рефлексия (осознание и соотнесение индивидуальных потребностей с внешними требованиями (например, требованиям профиля);
выбор пути (вариантов) реализации поставленной цели,
конкретизация цели (выбор курсов),
оформление маршрутного листа.
Структура индивидуального образовательного маршрута
Компоненты |
Содержание компонентов |
Целевой |
Постановка целей, определение задач образовательной работы |
Содержательный |
Отбор содержания программного материала на основе образовательной программы |
Технологический |
Определение используемых педагогических технологий, методов, методик, систем обучения и воспитания с учетом индивидуальных особенностей ребенка |
Диагностический |
Определение системы диагностического сопровождения |
Результативный |
Формулируются ожидаемые результаты, сроки их достижения и критерии оценки эффективности реализуемых мероприятий |
4.Требования к разработке программ индивидуального образовательного маршрута для одаренных детей
В центре внимания современного образования стоит процесс познания, ориентирующий учащегося на самостоятельный поиск, исследование, открытие, деятельность. Для реализации индивидуальных особенностей развития и обучения детей необходимо создание интегрированной модели образовательного пространства - индивидуального образовательного маршрута.
Цель индивидуальных образовательных маршрутов: обеспечить формирование и реализацию потребности учащихся в самоактуализации, саморазвитии.
Задачи:
создать условия для существенной дифференциации содержания обучения и воспитания учащихся с широкими и гибкими возможностями построения индивидуальных образовательных программ;
активизировать познавательную деятельность учащихся, повысить роль самостоятельной творческой и исследовательской работы педагога и учащихся;
обеспечить развитие целостной структуры личностных свойств ученика, позволяющих наиболее успешными способами осваивать программный материал и раскрывать свой творческий потенциал.
Индивидуальный образовательный маршрут рассматривается как образовательно-формирующий, коррекционно-развивающий, диагностический путь, направление движения субъекта (обучающегося), выбор им индивидуального содержания обучения и воспитания, форм организации своей учебной деятельности, ориентация на собственное личностное развитие под влиянием личностно ориентированного взаимодействия педагога и учащегося, и определение результативности своей учебной деятельности.
Реализация индивидуальных образовательных маршрутов обеспечивается выбором индивидуальных образовательных программ. Разрабатывая индивидуальный образовательный маршрут, учащийся совместно с педагогом определяет, в какой последовательности, в какие сроки, какими средствами эта программа будет реализована.
Этапы реализации |
Формы и способы деятельности педагога |
Практический выход |
|
Диагностический |
Проведение мониторинга -анкетирования, наблюдение, контрольные мероприятия. |
Материал для исследования и планирования дальнейшей работы |
|
Аналитико-исследовательский |
Анализ диагностических работ, анкетирования, наблюдения. Выявление успешности обучения учащихся, по конкретным темам |
Информация об индивидуальных особенностях обучающихся, сопоставление с реальными учебными возможностями (РУВ) |
|
Организационно – проектировочный |
Поиск путей педагогической поддержки. Определение темы, компетентностей учащихся. Выбор форм и способов работы. Сроки. Составление ИОМ (индивидуальный образовательный маршрут) учащегося. |
ИОМ (индивидуальный образовательный маршрут учащегося) |
|
Деятельностный |
Работа по ИОМ учащегося с целью его развития и поддержки. |
Развитие и поддержка творческой одаренности учащегося. |
|
Итоговый |
Анализ работы по ИОМ. Выявление положительные и отрицательные моменты Определение перспектив для дальнейшей работы. |
5. Методика построения индивидуального образовательного маршрута
Педагог, составляющий индивидуальную программу для того или иного ребенка, должен опираться, в первую очередь, на содержание дополнительной образовательной программы своего объединения.
Главный вопрос всякой образовательной программы или маршрута: «Как структурировать материал?» Приступая к созданию индивидуального образовательного маршрута, педагогу необходимо определить, по какому типу структурирован материал в его программе.
Этапы разработки индивидуального маршрута
Педагог, разрабатывающий индивидуальный образовательный маршрут должен действовать примерно по такой схеме:
определить уровень развития ребенка - диагностика (в т.ч. его качества и способности);
очертить долгосрочные и краткосрочные цели и пути к их достижению;
определить время, которое должен затратить ребенок на освоение программы;
определить роли родителей;
разработать учебно-тематический план;
определить его содержание;
определить способы оценки успехов ребенка.
Существует множество методик диагностики уровня развития способностей и одаренности.
Исходя из результатов диагностики, педагог совместно с ребенком и его родителями определяет цели и задачи маршрута. В индивидуальном порядке по согласованию с родителями и самим ребенком определяется срок действия маршрута в соответствии с поставленными целями и задачами. Предусматривается участие родителей в разработке маршрута, определении целей в совместной творческой деятельности со своим ребенком (например, изготовление костюма для выступления на концерте и др.).
Педагогу необходимо совместно с ребенком и родителями подобрать:
темы занятий дополнительно к темам из базовой программе, опираясь на интересы ребенка, его возможности и поставленные цели;
методы работы с одаренным ребенком по индивидуальному образовательному маршруту и добавить их к традиционным методам из базовой программы.
Формы и методы занятий |
Формы подведения итогов |
|
бенефис игра исследование наблюдение практическое занятие размышление и др. |
тренинг творческая мастерская творческий отчет экскурсия эвристическая беседа и др. |
демонстрация достижений зачетная работа концерт открытое занятие персональная выставка тесты и др. |
Разработчик маршрута, проанализировав результаты диагностики и исходя из содержания учебно-тематического плана, решает, нужно ли для достижения поставленной цели привлечь к работе с данным ребенком других специалистов (например, если по результатам диагностики выяснилось, что у учащегося есть психические особенности, то ему необходимы занятия с психологом). Способ оценки и самооценки успехов выбирает педагог совместно с ребенком. Лучше проводить оценку успехов на каждом этапе освоения маршрута по карте одаренности (Приложение 1), которую уже использовали на этапе диагностики. Самооценку учащийся может провести по одному из опросчиков самоанализа.
Структура и содержание программы индивидуального образовательного маршрута
Структура программы индивидуального образовательного маршрута
1. Титульный лист.
2. Характеристика данного ребенка.
3. Пояснительная записка.
Актуальность (необходимость) данной программы.
Направленность программы.
Обоснование содержания программы (анализ за предыдущий год обучения).
Продолжительность программы.
Предполагаемые результаты.
Условия реализации программы.
4.Учебно-тематический план.
5.Содержание программы.
6.Творческий план.
7.Методическое обеспечение программы.
8.Список литературы.
Содержание разделов программы индивидуального образовательного маршрута
1. Титульный лист содержит следующую информацию:
полное название вышестоящего органа управления образованием;
полное название образовательного учреждения, в котором разработана данная программа;
название программы (по возможности краткое и отражающее ее суть);
Метафорическое (например: «Парус», «Природная мастерская» и пр.).
Содержательное включает в себя указание на:
тип базового действия, в которое включаются участники программы, и которое должно стать для них образовательным (например: исследование, проектирование, разработка, моделирование и т.д.);
данные об авторе программы (Ф.И.О., занимаемая должность);
дата, номер протокола заседания МС (методического совета), рекомендовавшего программу к реализации;
возраст ребенка, на который рассчитана программа;
срок реализации программы (на сколько лет рассчитана данная программа).
2. Характеристика данного ребенка.
Давая краткую творческую характеристику учащегося, необходимо раскрыть его достижения, уровень и содержание познавательных потребностей, уровень и качество специальных способностей. Достижение учащегося первоначально определяется методом фиксированных педагогических наблюдений, т.е. по результатам педагогического контроля, участия в выставках, конкурсах, соревнованиях и т.п.
Пояснительная записка.
В пояснительной записке раскрываются цели образовательной деятельности, обосновываются принципы отбора содержания и последовательность изложения материала, характеризуются формы работы с ребенком и условия реализации программы.
Пояснительная записка к индивидуальному маршруту должна включать:
особенности развития ребенка;
описание способностей и потенциальных возможностей учащегося;
особенности организации образовательного процесса;
ожидаемые результаты;
критерии результативности;
формы и способы отслеживания результативности образовательного процесса.
Рекомендации по написанию пояснительной записки
В обосновании необходимости разработки и внедрения программы отмечается ее актуальность и практическая значимость данного учащегося.
При формулировании цели и задач программы следует помнить, что цель – это предполагаемый результат образовательного процесса, к которому необходимо стремиться. Поэтому в описании цели важно избежать общих абстрактных формулировок, таких, например, как «всестороннее развитие личности», «создание возможностей для творческого развития детей», «удовлетворение образовательных потребностей» и т.п. Такие формулировки не смогут отразить потребности данного учащегося, данной конкретной программы. Кроме того, цель должна быть связана с названием программы, отражать ее основную направленность.
Задачи раскрывают пути достижения цели, показывают, что нужно сделать для достижения цели. Выделяются следующие типы задач:
обучающие (развитие познавательного интереса к чему-либо, включение в познавательную деятельность, развитие компетентностей, приобретение определенных знаний, умений и навыков через проектную или исследовательскую деятельность и т.п.);
воспитательные (формирование компетентностей у учащегося: социальной, гражданской позиции, коммуникативных качеств, навыков здорового образа жизни и т.п.);
развивающие (развитие деловых качеств, таких, как самостоятельность, ответственность, аккуратность, активность и т.д.; формирование потребностей в самопознании, саморазвитии).
Формулирование задач также не должно быть абстрактным. Задачи должны быть соотнесены с прогнозируемыми результатами.
Описывая особенности программы, следует отразить:
ведущие идеи, на которых она базируется;
ключевые понятия, которыми оперирует автор;
этапы ее реализации, их обоснование и взаимосвязь.
Характеризуя режим организации занятий необходимо указать:
общее количество часов в год;
количество часов и занятий в неделю;
периодичность занятий.
Описывая прогнозируемые результаты и способы их проверки, автору следует:
сформулировать требования к знаниям и умениям, которые должен приобрести обучающийся в процессе занятий по программе;
перечислить качества личности, которые могут развиваться у учащегося в ходе занятий;
дать характеристику системе отслеживания и оценивания результатов обучения по программе, указав способы учета знаний и умений, возможные варианты оценки личностных качеств учащегося. В качестве процедур оценивания могут использоваться тестирования, зачеты, концерты, выставки, соревнования, конкурсы и т.п.
4. Учебно-тематический план раскрывает разделы предлагаемого курса и количество часов на каждый из них; определяет соотношение учебного времени (теория и практика).
№ |
Наименование разделов |
Общее количество часов |
В том числе: |
|
Теория |
Практика |
|||
I |
Вводное занятие |
|||
II |
Диагностика |
|||
III |
Темы |
|||
IV |
Развитие личностных способностей |
|||
V |
Итоговое занятие |
5. Содержание программы - краткое описание разделов (модулей) и тем. Кратко описать тему означает:
указать ее название;
перечислить основные содержательные моменты, которые изучаются в рамках данной темы.
Изложение содержания программы ведется в именительном падеже. Обычно первой темой программы является введение в предмет, а последним проводится итоговое занятие.
6. Творческий план определяет промежуточные и итоговые результаты индивидуальной работы с учащимися, а также формы и уровень представления этих результатов.
Формы представления результатов индивидуальной работы:
Научно-исследовательская работа (проекты).
Репертуар.
Художественные произведения.
Произведения декоративно-прикладного творчества.
Уровень соревнований: выставки, соревнования, конкурсы, концерты, фестивали, конференции и т.д.
7. Методическое обеспечение программы:
кратко описать основные методы, способы и приемы работы с учащимся, которые планируются по каждому разделу – практические, теоретические и т.д.
отметить, какие формы занятий планируется использовать.
Кроме того, желательно пояснить, чем обусловлен выбор таких форм занятий;
описать основные методы организации образовательного процесса;
перечислить используемые дидактические материалы;
дать краткую характеристику средств, необходимых для реализации программы (кадровых, материально-технических и прочих). Характеризуя кадры, перечислить работников, занятых в ее реализации. Описывая материально-технические условия, имеет смысл дать краткий перечень оборудования, инструментов и материалов, необходимых для реализации программы.
8. Список литературы.
Необходимо привести два списка литературы. В первый список следует включить источники, которые рекомендуется использовать педагогам для организации образовательного процесса; а во второй – литературу для обучающихся и их родителей.
9. Календарный учебно-тематический план.
№ п/п |
Дата |
Тема занятия |
Часы |
Примечание (Возможность работы с другими специалистами) |
|||
Всего |
Теория |
Практика |
|||||
II 1. Теремок «Смекалка» |
2 |
1 |
1 |
Литература.
Забрамная С.Д., Боровик О.В. От диагностики к развитию. - М.,2004.
Зоткин, А. Индивидуализированное обучение в Англии и России / А. Зоткин, Н. Муха //Школьные технологии. - 2008. - №2. - С.42-47.
Квашнин, Е.Г. Формирование у педагогов компетентности в сфере информационно-коммуникационных технологий на основе построения индивидуальной образовательной траектории / Е.Г. Квашнин //Стандарты и мониторинг в образовании. - 2009. - №2. - С.8-11.
Логинова, Ю.Н. Понятия индивидуального образовательного маршрута и индивидуальной образовательной траектории и проблема их проектирования // Биб-ка журнала «Методист».-2006.-№9.-С.4-7.
Маничкина, З.И. Индивидуальные познавательные маршруты как способ развития личности ребенка в условиях УДОД / З.И. Маничкина, Н.П. Садомова //Дополнительное образование и воспитание. - 2006. -№11. - С.23-27.
Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. -М.,1997.
«Междисциплинарный подход к обучению одаренных детей» Н.Б. Шумакова. Ж/л «Вопросы психологии» №1 1996 г.; №3 1996 г.
Психология одаренности детей и подростков под редакцией Н.С.Лейтеса. 2000 г. М.
Рыжкова, И. Роль тьютора в составлении индивидуальной образовательной программы учащегося / И. Рыжкова // Справочник руководителя ОУ. - 2009. - №1. - С.58-61.
Рыхлова, Н.Н. Конкурентоспособная методическая служба – конкурентоспособная Россия / Н.Н. Рыхлова: [работа методической службы по индивидуальному запросу педагога] //Методист. - 2007. -№7. - С.17-21.
Саитбаева, Э.Р. Возможности системы дополнительного образования в формировании профессиональной готовности педагога к реализации профильного обучения / Э.Р. Саитбаева, Ю.В. Воронина // Профильная школа. - 2008. - №6. - С.54-60.
Приложение №1
Карта одаренного учащегося
1. Фамилия, имя, отчество учащегося
2. Состав семьи, ее структура:
3. Жилищно-бытовые условия:
4. Взаимоотношение в семье:
5. Культурный уровень семьи:
6. Воспитательный потенциал семьи:
7. Характер ребенка:
8. Качества личности:
9. Положение ребенка в коллективе:
10. Учебная деятельность (успеваемость)
11. Посещаемость занятий:
12. Участие в делах коллектива:
Приложение № 2
Индивидуальный образовательный маршрут
к дополнительной общеобразовательной программе детского объединения
«Школа-студия танца «ТАИС»
Пояснительная записка
Характерной чертой современного этапа обновления образовательного процесса в учреждении дополнительного образования является ориентация на максимальную индивидуализацию сопровождения развития ребенка под руководством педагога дополнительного образования. Реализация данного подхода осуществляется посредством разработки индивидуальных образовательных маршрутов.
Содержание маршрута строится от обучающегося, с учетом возможностей, которыми обладает ребенок; с учетом потенциальных способностей, которые необходимо развивать, совершенствовать, обогащать.
Предложенная программа позволит детям не только углубленно работать в выбранном направлении, но и даст возможности профессионального самоопределения в будущем.
Индивидуальный образовательный маршрут разработан для обучающихся детского творческого объединения «Школа-студия танца «Таис» МБОУ ДОД «ЦДЮТ «Ровесник» Астафьевой Анастасии и Мазур Виктории (5-й год обучения).
При наблюдении за детьми в течение занятий, репетиций, концертов, было выявлено, что Астафьева Анастасия и Мазур Виктория обладают ярко выраженными хореографическими способностями, актерским мастерством, образным мышлением и фантазией, коммуникативно–организаторскими способностями; проявляют упорство и трудолюбие как следствие увлеченности занятиями хореографией, высокую требовательность к результатам собственного труда, склонность ставить сверхтрудные цели и настойчивость в их достижении, стремление к совершенству; интерес к постановочной работе и оказывают помощь при проведении занятий и репетиций с обучающимися младших групп.
Астафьева Анастасия и Мазур Виктория достигли определенных результатов. Данные дети на более высоком уровне воплощают художественный замысел педагога – хореографа на сцене, исполняя сольные партии.
Цель индивидуального образовательного маршрута: вывести обучающихся на более высокий уровень исполнительского творчества: путем использования более сложных технических элементов, создания неординарных сценических образов. Постановка сольных номеров и сольных партий в ансамблевых постановках.
Задачи:
Обучающие:
- дать знания о различных направлениях хореографического искусства.
Развивающие:
- развить умения и навыки в процессе освоения индивидуальной программы в сочетании с образовательной программой дополнительного образования;
- развить артистичность исполнения.
Воспитательные:
- создать у обучающихся положительную «Я-концепцию», потребность в саморазвитии;
- воспитать творческую инициативу, самостоятельность в подготовке новых хореографических номеров;
- формировать положительные личностные качества, адекватную самооценку, устранять проблемы в общении (конфликтность, «звездная болезнь» и т. д.).
В результате освоения индивидуального образовательного маршрута обучающийся должен знать:
- различные направления хореографического искусства;
должен уметь:
- технически правильно исполнять движения классического танца;
-создавать яркий танцевальный образ.
Личностное развитие ребенка: сформировать у детей позитивные изменения в плане развития творческих способностей.
Критерии оценки ожидаемых результатов:
показатели уровня развития хореографических навыков обучающихся по картам одарённости;
показатели уровня сформированности потребности в саморазвитии (три уровня: 1 - ребёнок занимается совершенствованием личностных качеств при побуждении; 2 - «работает над собой» частично под воздействием, частично по своей воле; 3- саморазвитие – это внутренняя потребность самого ребёнка);
результативность обучения обучающихся, результативное участие в республиканских, межрегиональных конкурсах, фестивалях;
создание обучающимися этюдов и мини постановок.
Форма занятий
Беседа.
Посещение концертов.
Просмотр видео записей выступлений, открытых уроков других коллективов.
Практическое занятие.
Творческий отчет, класс-концерт.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Астафьевой Анастасии и Мазур Виктории (5-й год обучения).
№ п/п |
Тема |
Количество часов |
||
Всего |
Теория |
Практика |
||
1 |
Классический танец |
10 |
0,5 |
9,5 |
1.1 |
Упражнения у станка |
3 |
- |
3 |
1.2 |
Упражнения на середине зала |
7 |
0,5 |
6,5 |
2 |
Народно-сценический танец |
8 |
0,5 |
7,5 |
3 |
Репетиции и постановка танцев |
18 |
- |
18 |
ВСЕГО |
36 |
- |
36 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1. Классический танец (10ч.)
1.1 Упражнения у станка.
Все упражнения повторяются в ускоренном темпе. Изучается уровень подъёма ног, добавляются полупальцы опорной стопы.
Разучивание упражнений: ронд де жамб ан лер на полупальцах, полуповорот в 5-й позиции на полупальцах, пор де бра с ронд де жамб пар тер на плие, плие-релеве на 45 с деми ронд де жамб, батман девлоппе, тан релеве на 45 ан деор и ан дедан, ватман девлоппе расе на 90, деми ронд де жамб на 90, маленькие позы, заключающие упражнения.
1.2 Упражнения на середине зала
Поворот в 5-й позиции на полупальцах на середине зала, позы классического танца на 45, затем на 90 градусов, аттитюды, арабески на 45 затем на 90 градусов, элементарное адажио, тан лие вперёд и назад, па де буре без перемены ног в сторону, и на ефассе.
Прыжки: па эшаппе на одну ногу, гранд шанжман де пье, пти шанжман де пье, па глиссад, жете в маленьких позах, па ассамблее в позах,
Создание этюдов и adajio.
2.Народно-сценический танец (8 ч.)
Цыганский танец. Особенности кочевого образа жизни цыган, характер и манера исполнения цыганских танцев. Основные положения и движения рук в цыганском танце, перегибы корпуса, флик-фляки, отбрасывания ног в сторону, броски вперёд, тряска плечами, мужские «хлопушки» и. т. д. Разучивание цыганского танца
3. Репетиции и постановка (18 ч.)
Работа над техникой исполнения номеров, характером и манерой.
Приложение № 3
Индивидуальный образовательный маршрут
к дополнительной общеобразовательной программе детского объединения
«Краевед»
Индивидуальный образовательный маршрут разрабатывается для индивидуального обучения одаренных учащихся, показавших высокий результат по итогам первого года обучения, с целью подготовки творческих, научно-исследовательских работ и обеспечения их участия в мероприятиях МАН школьников Крыма «Искатель», конференциях, конкурсных программах различного уровня.
Цель индивидуального образовательного маршрута: совершенствование умений и навыков исследовательской деятельности учащегося с применением информационно-коммуникационных технологий.
Задачи:
обучающие:
совершенствование умений и навыков по анализу собранной информации;
формулированию темы, проблемы, цели и задач исследования;
совершенствование умений и навыков по определению объекта и предмета исследования, содержания этапов исследовательской работы;
совершенствование умений и навыков по использованию необходимых методов при проведении исследования;
совершенствование умений и навыков по оформлению исследования и представления его результатов в различных конкурсах;
обучение навыкам презентации результатов собственной деятельности;
развивающие:
развитие индивидуальных возможностей и способностей личности учащегося;
овладение практическими способами работы с различной информацией;
развитие умения, позволяющего обмениваться информацией с помощью современных технических средств;
формирование устойчивого интереса к исследовательской деятельности на основе краеведческого материала;
воспитывающие:
воспитание ответственности, настойчивости, целеустремленности в достижении цели деятельности;
формирование чувства уверенности в себе и своих силах при подготовке публичного выступления.
Учебная деятельность осуществляется в следующих формах:
наблюдение;
беседы;
опросы;
работа в архивах;
работа с репродукциями, фотографиями, иллюстрациями;
работа с аудио и видео материалами;
самостоятельная работа с документальными источниками;
работа с каталогами в библиотеках;
создание компьютерных презентаций;
выполнение исследовательских работ;
выступления на конкурсах и конференциях.
Основными видами и методами работы являются беседы, поисково-исследовательская деятельность, участие в мероприятиях различного уровня.
Педагогом используется метод педагогического наблюдения, позволяющий более точно отследить личностное развитие ребенка и скорректировать индивидуальную работу с учащимся.
Ожидаемые результаты индивидуального образовательного маршрута
– достижение учащимся высокого уровня умений и навыков исследовательской деятельности – выработка этих умений и навыков в процессе поиска, обработки, описания объекта и предмета исследования;
– развитие творческих способностей учащегося в процессе создания и презентации творческих работ;
– развитие навыков самостоятельного мышления в сфере исторического знания;
– развитие высокого уровня гражданского и патриотического сознания учащихся.
В результате освоения индивидуального образовательного маршрута учащийся должен
знать:
- основы исследовательской деятельности
- основы информационных технологий
уметь:
- формулировать тему, проблему, цели и задачи исследования;
-определять объект и предмет исследования, содержание этапов исследовательской работы;
- использовать необходимые методы при проведении исследования;
- составить план исследования;
- формулировать выводы и проблемы для перспективы;
- оформлять и представлять проект (исследовательскую работу);
- создавать презентации;
- извлекать информацию из различных источников, уметь работать с информацией;
- работать с поисковыми системами.
владеть:
- коммуникативными умениями (выступление перед аудиторией, разные виды речевой деятельности, приемы действий в ситуациях общения).
Объектом проверки учебных достижений учащегося являются: знание элементов исследовательской работы, владение умениями, которые проверяются в ходе индивидуальных занятий в форме беседы, представление результатов творческой деятельности: творческая или исследовательская работа.
Способы выявления достижения результатов: наблюдение, проведение мониторинга индивидуальных достижений. Другой формой независимой оценки будут рецензии на исследовательские работы, представленные на конференциях и конкурсах различного уровня и статус по результатам участия в конкурсах.
Формы подведения итогов реализации ИОМ следующие: оформление результатов исследования в исследовательской работы, творческие работы, участие в интеллектуальных мероприятиях.
Учебно-тематический план рассчитан на 36 часов обучения с каждым учащимся в течение учебного года:
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
по индивидуально образовательному маршруту
№ п/п |
Наименование тем и разделов |
Всего |
Теория |
Практика |
||
1. |
Подготовка к проведению научного исследования |
5 |
3 |
2 |
||
1.1. |
Выбор темы, ее актуальность. Постановка проблемы, цели, задач исследования. |
2 |
1 |
1 |
||
1.2. |
Объект, предмет исследования. Формулировка гипотезы. Структура работы. Методы исследования. |
2 |
1 |
1 |
||
1.3. |
Изучение научной литературы и источников, уточнение темы. |
1 |
1 |
|||
2. |
Проведение научного исследования |
14 |
3 |
11 |
||
2.1. |
Составление рабочего плана исследования. Изучение структуры работ участников – победителей конкурсов. |
2 |
1 |
1 |
||
2.2. |
Выбор методов исследования. Поиск и работа с источниками, литературой. Сбор, накопление материала. Анализ собранной информации. |
10 |
2 |
8 |
||
2.3. |
Обработка собранного материала. |
2 |
2 |
|||
3. |
Оформление научно-исследовательской работы |
7 |
4 |
3 |
||
3.1. |
Композиция научной работы. Титульный лист. Введение. Анализ источников и литературы. Структура работы. Повторение теории. |
1 |
1 |
|||
3.2. |
Работа над основной частью исследования. |
3 |
1 |
2 |
||
3.3. |
Источники и литература. Приложение. |
2 |
1 |
1 |
||
3.4. |
Составление тезисов. Требования. |
1 |
1 |
|||
4. |
Подготовка научно-исследовательской работы. |
5 |
2 |
3 |
||
5. |
Подготовка к конкурсам |
5 |
2 |
3 |
||
ИТОГО: |
36 |
14 |
22 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1. Подготовка к проведению научного исследования (5 часов).
1.1.Выбор темы, ее актуальность. Постановка проблемы, цели, задач исследования.
Понятие актуальности. Актуальность конкретная и абстрактная. Проблема в широком и узком смысле. Определение проблемы. Практические и теоретические задачи. Выбор научного консультанта.
1.2. Объект, предмет исследования. Формулировка гипотезы. Структура работы. Методы исследования.
Определение сферы деятельности исследователя. Характеристика объекта. Роль гипотезы в исследовании. Требования к гипотезе. Виды гипотез. Теоретические методы: анализ литературы, моделирование, методы активизации мышления, анализ проблем. Практические методы: наблюдение, анкетирование, интервью, тестирование, беседа, метод рейтинга, эксперимент.
Самостоятельная работа: для определенной темы сформулировать элементы исследовательской работы.
1.3. Изучение научной литературы и источников, уточнение темы.
2. Проведение научного исследования (14 часов).
2.1. Составление рабочего плана исследования. Изучение структуры работ участников – победителей конкурсов.
Самостоятельная работа: по выбранной теме исследования составить план, определить содержание этапов работы.
2.2. Выбор методов исследования. Поиск и работа с источниками, литературой. Сбор, накопление материала. Анализ собранной информации.
Практические занятия. Источники получения информации. Отбор и анализ литературы. Сбор, накопление материала. Работа с картотекой по отбору литературы по теме исследовательской работы, в библиотеках города. Практические методы: наблюдение, анкетирование, интервью, тестирование, беседа и пр. Обсуждение результатов.
Самостоятельная работа: по определенной теме подобрать источники и литературу.
2.3. Обработка собранного материала.
Практические занятия: Обработка собранного материала.
3. Оформление научно-исследовательской работы (7 часов).
3.1. Композиция научной работы. Титульный лист.
Самостоятельная работа: оформить с учетом всех требований титульный лист своего исследования.
Введение. Анализ источников и литературы.
Работа над введением научного исследования. Анализ источников и литературы.
Самостоятельная работа: оформить с учетом всех требований введение своего исследования.
Структура работы. Повторение теории.
Практические занятия: оформление структуры исследования.
3.2. Работа над основной частью исследования.
Повторение теории.
Практические занятия: оформление основной части исследования.
3.3. Источники и литература. Требования к оформлению. Повторение теории. Приложение. Правила оформления.
Практические занятия: оформление раздела «Источники и литература» в соответствии с требованиями. Сноски.
Самостоятельная работа: оформить все сноски в работе в соответствии с требованиями.
Показ образцов, выполненных в соответствии с принятыми требованиями.
Практические занятия: оформление раздела «Приложения».
3.4. Составление тезисов. Требования.
Практические занятия: составление тезисов исследования в соответствии с принятыми требованиями.
4. Подготовка презентации научно-исследовательской работы (5 часов).
Структура (план) выступления. Текст выступления. Способы привлечения внимания аудитории. Культура выступления. Умение вести дискуссию. Главные предпосылки успеха публичного выступления. Информационная и психологическая подготовка к публичному выступлению.
Практические занятия: Оформление выступления: подготовка необходимых материалов (схем, карт, фотографий, мультимедийной презентации, иллюстраций). Презентация научно-исследовательской работы.
5. Подготовка к конкурсам (5 часов).
Участие в конкурсных программах, семинарах, конференциях.
Приложение № 4
Индивидуальный образовательный маршрут
«Начинающий хореограф»
Титульный лист.
Индивидуальный образовательный маршрут «Начинающий хореограф» разработан для обучающихся детского хореографического объединения «НАЗВАНИЕ»
Обучающиеся занимаются в объединении с 7 лет, проявляют интерес к постановочной работе, обладают ярко выраженным образным мышлением и фантазией, коммуникативно – организаторскими способностями (таблица 1).
Диагностическая карта обучающихся
Фамилия, имя обучающегося |
Уровень развития мышления, воображения, фантазии, |
Уровень воспитанности (трудолюбия, дисциплинированности ответственности и т.д.) |
Уровень освоения специальных умений (демонстрационных и коммуникативных), формирования умений и навыков |
||||
текущая |
итоговая |
текущая |
итоговая |
текущая |
итоговая |
||
1.Иванова Анна |
в |
в |
в |
в |
в |
в |
|
2.Петров Иван |
в |
в |
в |
в |
в |
в |
Н - низкий уровень; С – средний уровень; В – высокий уровень
Цель индивидуального образовательного маршрута: развитие самостоятельной творческой личности подростка.
Задачи:
- приобретение навыков передачи специальных хореографических знаний и умений младшим воспитанникам;
- проявление творческой инициативы, самостоятельности в подготовке новых хореографических номеров;
- приобретение опыта общения.
Содержание маршрута строится от обучающегося, с учетом возможностей, которыми обладает ребенок; с учетом потенциальных способностей, которые необходимо развивать, совершенствовать, обогащать.
Индивидуальный образовательный маршрут «Начинающий хореограф» включает 2 курса: «Некоторые особенности психического и физического развития детей младшего школьного возраста» и «Композиция и постановка танца».
Курс «Некоторые особенности психического и физического развития детей младшего школьного возраста» дает возможность учащимся развить навыки эффективного общения с детьми младшего возраста.
Содержание курса «Основы постановочной работы» состоит в овладении обучающимися алгоритмом постановки танцев и применении данного алгоритма в работе над созданием конкретного танцевального номера для обучающихся младшей группы в соответствии со стилем и характером подобранного музыкального материала.
Предложенная программа позволит детям не только углубленно работать в выбранном направлении, но и даст возможности профессионального самоопределения в будущем.
В результате освоения индивидуального образовательного маршрута обучающийся должен знать:
особенности психического и физического развития детей младшего школьного возраста;
основы композиции в хореографии;
стилевые особенности в хореографии;
методы построения танцевальных номеров;
должен уметь:
сочинять танцевальный номер, опираясь на основы драматургии танца;
работать над постановкой сочиненного танца;
работать с музыкальным материалом и применять его в постановочной работе.
Раздел №1 «Некоторые особенности психического и физического развития детей младшего школьного возраста»
№ |
Содержание курса |
Количество часов |
||
теория |
практика |
всего |
||
1 |
Проявления психолого-физиологических особенностей ребенка младшего школьного возраста в хореографическом коллективе. |
2 |
2 |
|
2 |
Педагогическое общение с младшими школьниками. |
1 |
3 |
4 |
Итого |
6 |
Тема 1. Психолого-физиологические особенности ребенка младшего школьного возраста и хореографическая деятельность.
Теория. Особенности внимания и памяти детей младшего школьного возраста. Эмоциональность восприятия, образность мышления. Приемы мобилизации внимания, волевых усилий, снятия утомляемости. Дозирование нагрузок на ребенка при проведении постановочной и репетиционной работы. Учет возрастных особенностей ребенка при подборе и использовании лексического танцевального материала при проектировании танцевального номера.
Тема 2. Педагогическое общение с младшими школьниками. Методы, средства, формы педагогического общения. Речевое и неречевое общение. Одобрение со стороны взрослых. Формирование произвольного поведения. Формы активной игровой деятельности. Психологическая игра «Созвездие». Упражнения «Сделай как я», «Наоборот», «Брыкание», «Какой я». «Передай ритм», «Лицо», «Петух» и др.
Раздел №2 «Основы постановочной работы»
№ |
Содержание курса |
Количество часов |
||
теория |
практика |
всего |
||
1 |
Рождение танца |
1 |
5 |
6 |
2 |
Постановка танца |
4 |
4 |
|
3 |
Репетиция танцевального номера |
20 |
20 |
|
Итого |
1 |
29 |
30 |
Тема 1. Рождение танца
Теория. Драматургия танцевального номера.
Практика. Идея хореографического произведения. Определение стиля и характера музыки будущего танцевального номера. Составление рисунка танца в соответствии с драматургией номера, музыкальным материалом. Подбор танцевальной лексики согласно рисунку танца.
Тема 2. Постановка танца.
Практика. Разучивание движений. Разводка танцевального рисунка. Размещение по точкам, ориентировка в пространстве. Определение сценической графики. Пластика образного содержания. Работа над эмоциональной выразительностью.
Тема 3. Репетиция танцевального номера.
Практика. Отработка движений. Работа над художественным образом танца, выразительностью танцевальных движений и жестов.
Контроль. Класс – концерт.
Приложение № 5
Индивидуальный образовательный маршрут
«Вокалист»
к дополнительной общеобразовательной программе «Лира»
МБОУ ДОД «Дом детского творчества» Первомайского района Тамбовской области, 2016 год. Автор-составитель Ломакина Оксана Александровна,
педагог дополнительного образования
Титульный лист.
Характеристика личностных качеств
За годы обучения Александра зарекомендовала себя только с положительной стороны. Она старательная, внимательная, дисциплинированная, аккуратная, любознательная девочка. Жизнерадостность, оптимизм, открытость, дружелюбие, умение отстаивать свои взгляды и убеждения - отличительные черты характера Ситниковой Александры. Она творчески развитая личность, ориентированная на успех, максимально адаптированная к современным условиям.
За время обучения Александра проявила высокое профессиональное мастерство. Она овладела вокально-техническими умениями и навыками, освоила основы вокального исполнительства, знания по музыкальной грамоте. Александра успешно выступала на концертах, конкурсах разного уровня, интернет-конкурсах и являлась победителем.
Пояснительная записка
На современном этапе обновления образовательного процесса в организации дополнительного образования характерной чертой является ориентация на максимальную индивидуализацию развития ребёнка под руководством педагога дополнительного образования. Реализация данного подхода осуществляется посредством разработки индивидуальных образовательных маршрутов.
Данный образовательный маршрут актуален, так как проблемы развития и воспитания детского голоса в вокальном искусстве стоит сегодня очень остро. Потому как появилось большое количество вокальных студий, коллективов, всевозможных конкурсов, фестивалей и время предъявляет к детскому голосу очень высокие требования.
Актуальность заключается в оригинальном сочетании психологических, художественных, физических и социальных условий для развития творческой деятельности учащихся. Современные жизненные условия выдвигают свои требования: быть инициативными; нестандартно мыслящими; быть ориентированными на лучшие результаты.
Выбор того или иного индивидуального маршрута определяется комплексом факторов: особенностями, интересами и потребностями самого ребёнка и его родителей в достижении необходимого образовательного результата; возможностями удовлетворить образовательные потребности одарённой личности; ресурсными возможностями.
Индивидуальный образовательный маршрут- это программа образовательной деятельности обучающегося, составленная на основе его интересов и образовательного запроса, обеспечивающая условия для раскрытия и развития всех способностей ребенка с целью их последующей реализации в учебной и профессиональной деятельности.
Организация работы по индивидуальному образовательному маршруту основана на следующих принципах:
-индивидуальный, дифференцированный подход к учебно-воспитательному процессу, продуктивной, творческой деятельности педагога и обучающегося;
- вариативность программ, учебных курсов, что позволяет реализовать образовательные потребности учащихся, их родителей.
Цель индивидуального образовательного маршрута: создание условий для формирования личностного и профессионального самоопределения одарённого ребёнка посредством вокального искусства.
Задачи индивидуального образовательного маршрута:
Обучающие:
совершенствовать знания о стилевых особенностях вокального эстрадного жанра, приёмах стилизации эстрадной песни;
овладеть более глубокими навыками вокальной культуры исполнения (передача голосом внутреннего эмоционального состояния), навыками сценического мастерства;
- обучить исполнению произведения в различных стилях( на иностранном языке), пониманию идеи музыкального произведения и выражению его образа и эмоциональной глубины.
Развивающие:
- способствовать развитию сценической речи, образного мышления через пластику и ритмику, импровизацию, эмоциональное раскрепощение;
развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности учащихся;
- развить вокальную технику в джазовой манере исполнения «глиссандо», «мелизмы», «форшлаги».
Воспитательные:
- повысить роль самостоятельной творческой работы педагога и обучающегося, реализуя творческий проект;
воспитать социально-ценностное отношение к культурному наследию вокально-сценического искусства,
повысить мотивацию к концертной деятельности, формировать профессиональное самоопределение;
Ожидаемые результаты индивидуального образовательного маршрута
Знать:
историю современной музыки, стилевые особенности вокального эстрадного жанра, приёмы стилизации в контексте эстрадной песни;
знать правила охраны голоса в предмутационный период;
основные приёмы постановки мюзикла.
Уметь:
повысить уровень вокального исполнительства, свободно использовать дополнительные регистры — фальцетный, свистковый (флажолетный), смену тембровых оттенков голоса;
чисто исполнять двухголосные произведения с использованием различных консонирующих интервалов, умение вслушиваться в аккордовую партитуру и слышать ее различные голоса;
- стимулировать потребность к творческому самовыражению учащихся, способствовать приобретению их социального опыта в процессе деятельности.
Навыки:
овладеть навыком сценической культуры- голосом, мимикой и телом;
владеть техникой исполнения произведений на иностранном языке в джазовой манере пения;
самостоятельно импровизировать и сочинять мелодии на заданные темы, композиции песен, осуществлять постановку мюзикла.
Индивидуальный образовательный маршрут
4-год обучения
Ситниковой Александры Геннадьевны, учащейся творческого объединения «Лира». Срок реализации образовательного маршрута– 2016 – 2017 учебный год, 144 часа – 2 раза в неделю по 2 часа, возраст учащейся - 16 лет.
Данный образовательный маршрут ориентирован на поддержку и развитие одаренного ребенка, направлен на преодоление трудностей и создание максимально благоприятных условий для развития творческой личности.
Учебный план IV года обучения
№ п/п |
Тема |
Количество часов |
Формы аттестации/ Контроля |
||||
всего |
теор |
практ |
|||||
Введение в курс индивидуального образовательного маршрута «Путь к у успеху» |
1 |
1 |
- |
Собеседование |
|||
Раздел 1 «Вокал-искусство пения» |
Дискуссия, игра |
||||||
I. |
1.1.Секреты вокального мастерства. 1.2. «Новая волна». Диагностика знаний и умений обучающихся. 1.3.История современной музыки. Современные жанры и направления в эстрадной музыке. 1.4.Охрана певческого голоса в период мутации. |
5 |
1 1 1 1 |
- 1 - - |
|||
Раздел 2 «Слушание музыки» |
Презентация, творческая работа |
||||||
II. |
2.1.История джаза. Стилевые особенности джазовой музыки. Вокальные композиции Б.Смита, Л.Амстронга, Д.Гершвина. |
1 |
- |
1 |
|||
Раздел 3 «Вокально-техническая работа (джазовое многоголосие)» |
Дискуссия, смотр знаний, умений |
||||||
III. |
3.1.Ансамблевое многоголосное пение. Разновидности вокальных ансамблей. 3.2.Бэк - вокал и его роль в эстрадном жанре. 3.3.Разучивание джазового произведения по нотам. 3.4 Джазовая манера исполнения. Мелодическое движение в песне. 3.5.Вокальная работа над певческим дыханием в песне. |
9 |
1 1 - - - |
- - 2 3 2 |
|||
Раздел 4 «Сольфеджио» |
Викторина |
||||||
IV. |
4.1. Мелизмы. Чтение с листа вокальных упражнений. 4.2.Гармония в музыке, функциональная и красочная стороны гармонии. Септаккорды и их обращения. |
5 |
1 1 |
2 1 |
|||
Раздел 5 « Вокально-техническая работа (джазовое многоголосие)» |
Зачёт |
||||||
V. |
5.1.Штриховые приёмы, звукоизвлечение и звукообразование в песне. Работа над подвижностью и гибкостью голоса. 5.2.Артикуляция и дикция в ансамбле. 5.3.Гармонический и мелодический строй в ансамбле. 5.4.Вокальный ансамбль, особенности и приёмы исполнения. |
24 |
- - - - |
6 6 6 6 |
|||
Раздел 6 «Вокально-техническая работа (джазовое многоголосие) |
Творческий отчёт Отчёт |
||||||
VI. |
6.1. Художественное исполнение ансамбля. 6.2.Работа над фонограммой. Работа с микрофоном. |
11 |
- - |
6 5 |
|||
Раздел 7 «Сценическая культура» |
Занятие - конкурс |
||||||
VII. |
7.1Сценическая культура певца-вокалиста. 7.2.Сценический образ и вокальное исполнение. |
4 |
1 - |
- 3 |
|||
Раздел 8 «Сольфеджио» |
Нотограмма |
||||||
VIII. |
8.1. Правописание гамм: D-dur, h-moll, A-dur, fis-moll. Трезвучия всех ступеней лада. 8.2.Увеличенные и уменьшенные интервалы. |
4 |
1 - |
2 1 |
|||
Раздел 9 Работа над творческим проектом «Мастерская мюзикла» (Вокально-техническая работа - двухголосье) |
Смотр знаний, умений, презентация |
||||||
IX. |
Песни зарубежных композиторов. 9.1. Мюзикл- жанр музыкально-сценического искусства. История развития. 9.2.Особенности мюзикла, его разновидности. 9.3.Разучивание английской песни по нотам. 9.4.Вокальная работа над чистым интонированием и звуковедением. 9.5.Певческое дыхание в песне. 9.6.Артикуляция и дикция в песне. |
34 |
1 1 - - - - |
- - 6 10 6 10 |
|||
Раздел 10 « Слушание музыки» (Продолжение творческого проекта «Мастерская мюзикла») |
Презентация творческая работа |
||||||
X. |
10.1. Западноевропейская музыка современной эстрады. |
1 |
1 |
||||
Раздел 11 «Вокально-техническая работа (двухголосье)» (Продолжение творческого проекта «Мастерская мюзикла») |
Зачёт |
||||||
XI. |
Песни зарубежных композиторов. 11.1.Гармонический строй в двухголосии. 11.2.Формирование тембрового ансамбля. 11.3.Раскрытие художественного содержания и выявление стилистических особенностей песни. 11.4.Работа над фонограммой песни. Работа с микрофоном. |
32 |
- - - - |
9 11 6 6 |
|||
Раздел 12 «Сценическая культура» (Продолжение творческого проекта «Мастерская мюзикла») |
Творческий Отчёт |
||||||
XII. |
12.1.Жесты как важное средство выразительности. Импровизация в джазовой композиции. 12.2.Сценический имидж композиции. Постановка мюзикла. |
9 |
- - |
3 6 |
|||
Раздел 13 «Сценическое искусство» (Защита творческого проекта «Мастерская мюзикла») |
Творческий проект, отчётный концерт |
||||||
XIII. |
13.1.«Таланты звёзд». Диагностика знаний, умений, навыков. 13.2. «Звёзды зажигают». Отчётный концерт. Премьера мюзикла. |
4 |
1 - |
1 2 |
|||
Итого: |
144 |
В результате обучения по индивидуальному образовательному маршруту в 2016-2017 учебном году учащаяся показала следующие результаты.
Карта отслеживания результатов индивидуального обучения
№ |
Ф.И.О. обучающегося, дата рождения |
Название программы, год обучения |
Результат (участие обучающегося в конкурсных мероприятиях различного уровня) |
|||
Муниципальный уровень |
Региональный уровень |
Всероссийский уровень |
Международный уровень |
|||
1. |
Ситникова Александра Геннадьевна 23.03.1999г. |
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа Лира» IVгод обучения |
Конкурс одарённых детей «Созвездие талантов2015» на приз Главы администрации района победитель |
XIV региональный конкурс одаренных детей системы дополнительного образования детей «Звездочки Тамбовщины» 2015г. диплом Iстепени, Грант победителя. |
IV Всероссийский фестиваль-конкурс «Новые звезды», в г. Воронеже, 2015г.- лауреат I степени |
Международный конкурс – фестиваль «Да здравствует талант! в г. Сочи –2015г.-диплом III премии |
Индивидуальный образовательный маршрут реализуется через различные формы организации деятельности обучающихся:
-Индивидуальные занятия помогают закрепить или повторить изученный материал. Дети работают самостоятельно, выполняя задание, проверяются знания и умение применить его в упражнениях;
-Творческие отчёты и концерты активизируют познавательную и творческую деятельность обучающегося, способствуют повышению уровня профессионального мастерства.
-Проектная деятельность позволяет развивать у обучающихся системное мышление, усиливать практическую ориентацию в обучении, стимулировать творческую активность обучающихся. Обучающиеся учатся самостоятельно представлять имеющиеся у них знания и умения в новой ситуации, видеть новые проблемы в знакомой ситуации и находить различные способы их решения.
Все занятия и оценка деятельности, достижения фиксируются в карте индивидуального – маршрута.
Требования к учебно-методическому и материально-техническому обеспечению образовательного процесса
Для реализации данного индивидуального образовательного маршрута должны использоваться следующее материально-техническое оснащение: светлое, просторное помещение, с хорошей акустикой, звукоизоляцией и вентиляцией, фортепиано, стулья, скамейки, зеркало, декорации, костюмы, сборники с нотным материалом; учебные принадлежности: тетрадь, авторучка, карандаш, ластик, нотная тетрадь; техническое оснащение: музыкальный центр, компьютер, проектор, экран, микрофон, DVD-проигрыватель, электроаппаратура, записи фонограмм в режиме «+» и «-» ,записи аудио, видео, формат CD,MP3, записи выступлений, концертов.
Индивидуальный образовательный маршрут позволяет: усилить проблемный характер содержания обучения, связанный с апробированием, экспериментированием в рамках образовательной программы; формировать портфолио обучающегося; сосредоточить контрольно-оценочную деятельность педагога на анализе и оценке способов и результатов собственной самостоятельной работы.
Карта индивидуального сопровождения ребёнка
Наименование учреждения
Сведения о ребёнке
Ф.И.О.____________________________________________
Дата рождения _____________________________________
Адрес _____________________________________________
Краткая характеристика ребёнка, его интересы и увлечения
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Информация для контакта с родителями
Мать (Ф.И.О., контактный телефон, e-mail)
__________________________________________________________________
Отец (Ф.И.О., контактный телефон, e-mail) ____________________________________________________________
Другое лицо, участвующее в воспитании (степень родства, Ф.И.О., контактный телефон, e-mail) ____________________________________________________________
Литература
Для педагога:
1. Абидова Л. «История джаза и современных музыкальных стилей», «ТуронИкбол», 2007г.
2. Вечирко Т. «Методические основы построения индивидуальных траекторий учащихся, планирования и оперативного управления учебным процессом в соответствии с требованиями ФГОС»,М.: 2013г.
3.Гальцова.Е.А. «Детско-юношеский театр мюзикла»: «Учитель»,2009г.
4. Гонтаренко Н.Б. «Сольное пение. Секреты вокального мастерства»: «Музыка», 2006г.
5. Лейтеса Н.С. « Психология одарённости детей и подростков», М.: 2000;
6. Панова Н.В. «Конспекты по элементарной теории музыки»: Москва,2010г.
7. Романова Л.В. «Школа эстрадного вокала», М.: « Музыка»,2012г.
8. Сарджент У. «Джаз»,М.: « Музыка»,2012г..
Информационные ресурсы:
1.https://infourok.ru/primernie-trebovaniya-k-razrabotke-programm-iindividualnih-marshrutov-v-dodim-418270.htmlПримерные требования к дополнительным общеобразовательным программам и составлению индивидуальных маршрутов обучения; 2.http://easyen.ru/load/dopolnitelnoe_obrazovanie/dop_obr/individualnyj_marshrut_obuchajushhegosja_studii_ehstradnogo_vokala_orfej/486-1-0-17222Индивидуальный образовательный маршрут обучающихся студии эстрадного вокала;
3.https://www.youtube.com/watch?v=jS0IvSDYeKk&index=1&list=PLs__Yie1dJ7Xlb6_ISl4q_8NApPeAihBmКак научиться петь красиво
4. http://sovetv.ru/8236-kak-nauchitsya-pet-poshagovaya-instrukciya-uroki-vokala.html Как научиться петь по английски
5.https://www.youtube.com/watch?v=ZiXX1S5-VdY Школа мюзикла
Для детей:
1. Абрамян Г.Н. «Солнечный круг», Москва: Музыка,2008г .
2. Ивашева Г.В. «Твой друг музыка», Санкт Петербург:Просвещение, 2007г .
3. Кирьянова Н.В. « История мировой литературы и искусства», М.: Наука, 2006.
4. Кузьгов Р.Ж. «Основы эстрадного вокала», сборник упражнений.- Павлодар, 2012г.
5. Кузнецова Э.Г. « Игры, викторины, праздники»,Москва: Просвещение,2010г.
6. Москалёва Т.А. «Музыка вокруг», Москва: Музыка,2012г.
7. Сокольский Е.В. «Мой парус.- Иваново»: Просвещение, 2010г