12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Иволина Ольга Олегона25
Россия, Калужская обл., Калуга

Социальная значимость воспитательной деятельности

педагога дополнительного образования

 

Иволина Ольга Олеговна,

педагог дополнительного образования

МБОУДО ЦРТДиЮ «Созвездие» г. Калуги

 

Отличительная черта современного мира – постоянные изменения и инновации. Преобразования наблюдаются не только в экономике и технологиях производства, политической и общественной жизни, усовершенствования касаются всех институтов общества. Изменение требований к человеку в обновляющейся системе, его гражданских и нравственных взглядов приводит к изменению требований к личности как члену общества. Но при этом важна не только его образовательная и профессиональная подготовка, не меньшую ценность приобретают компетенции жизненного самоопределения, социальной адаптации и взаимодействия, гражданственности и активной жизненной позиции.

Педагог дополнительного образования – это особый педагог, сфера деятельности которого, прежде всего, увлечения, интересы, способности и таланты детей. Конечно, любой педагог должен подходить к процессу образования ребенка, учитывая триединство данного процесса: обучение, воспитание и развитие. Современному педагогу необходимо ориентироваться и нацеливать обучающихся на достижение метапредметных и личностных результатов.

Именно учреждения дополнительного образования детей находятся в более благоприятных условиях в понимании индивидуальных особенностей ребенка, создания вариативной доброжелательной среды, способствующей не только достижению образовательных результатов, но и воспитанию ответственной личности с нравственными ориентирами и активной гражданской позицией. Каждый ребенок вне зависимости от его образовательных успехов или неуспехов, участвуя в разнообразных конкурсах, акциях, фестивалях и проектах, может обрести опыт созидания, конструктивного общения, реализации собственных идей и устремлений, повысить собственную самооценку. «Дополнительное образование детей является также эффективным инструментом социального контроля, решая задачи позитивной социализации и профилактики отклоняющегося поведения за счет организации свободного времени, синхронизации энергии и конкретных устремлений подростков».1

В своей педагогической деятельности я опираюсь на личностно-ориентированный и системно-деятельный подходы к образованию. Реализуемые мною дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы нацелены на формирование гармоничной, творчески активной личности с устойчивым интересом к пению, обладающей исполнительскими вокальными навыками и высокой индивидуальной эстетической культурой; предусматривают поддержку и развитие интереса подрастающего поколения к эстрадному творчеству, формирование вокальных умений и навыков, приобщение к культуре и сохранению традиций своего народа.

Реализуя дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы, руководствуюсь следующими принципами:

единства учебного и воспитательного процессов;

творческого сотрудничества и взаимодействия педагогов и обучающихся и их родителей;

единства технического и художественно–эстетического развития обучающихся: задача технического формирования голоса должна быть полностью подчинена художественным целям;

постепенности и последовательности в овладении мастерством эстрадного пения: проявляется в постепенном усложнении певческого репертуара и вокальных упражнений;

принцип эмоционального положительного фона обучения: создание благоприятной образовательной среды, авансирование успеха, доброжелательная поддержка ребенка;

индивидуализации обучения: при организации занятий учитываются индивидуальные особенности каждого ребенка.

Технология личностно ориентированного развивающего обучения подразумевает постоянное педагогическое наблюдение за обучающимся, диагностику его интересов и достижений, формирование индивидуального познавательного профиля каждого ребенка. Вторая важная составляющая данной технологии – дидактическое обеспечение: специальный подбор дидактического материала, типов учебного диалога, форм контроля личностного развития обучающегося в ходе овладения знаниями.

В соответствии с системно-деятельным подходом новый материал не дается обучающимся в готовом виде, а представляется через развертывание последовательности учебных задач, моделирования изучаемых процессов, использования различных источников информации, в том числе информационного пространства сети Интернет, предполагает организацию учебного сотрудничества различных уровней (руководитель – обучающийся, ребенок – ребенок, обучающийся – группа).

В процессе освоения дополнительных программ дети учатся взаимодействовать, сотрудничать друг с другом и взрослыми в процессе решения творческих задач, принимать решения и отвечать за собственные действия и поступки. Терпимо относиться к чужому мнению и отстаивать свое. У них развиваются память, внимание, творческое мышление, формируется художественно-эстетический вкус, расширяется кругозор в области искусства. Полученные знания помогают обучающимся организовывать свой досуг, реализоваться в творчестве. В процессе занятий дети переживают ситуации успеха, у них формируется адекватная самооценка, стремление креативно разнообразить свою жизнь и жизнь своих близких и друзей.

Особое значение я придаю процессу воспитания личности, ведь, в первую очередь, педагоги – творцы детских душ, воспитатели юных граждан своего Отечества. Поэтому ответственно подхожу к выбору репертуара, знакомлю детей с многогранной кладовой вокального искусства нашей Родины и мировой культуры. Считаю, что необходимо научить детей петь так, чтобы им хотелось делиться своим творчеством, радовать близких людей, дарить свое душевное тепло окружающим, стремиться сделать мир вокруг себя душевнее и лучше. Для этого ориентирую своих воспитанников на выступления для особо нуждающихся категорий: пенсионеров, инвалидов, ветеранов войны и труда, детей, находящихся на лечении в больницах и др. Мои воспитанники часто участвуют в волонтерских акциях, благотворительных концертах, флешмобах, посвященных праздничным и значимым для нашей страны датам: Дню России, Всемирному Дню защиты животных, Дню Космонавтики, Дню Победы, Дню памяти и скорби и мн. др. Ведь именно в опыте самостоятельного общественного действия формируется готовность к поступку, неравнодушие и гражданская активность, без которых немыслимо существование гражданского общества.

Недаром в прошедшем году наше государство обратило особое внимание процессу воспитания современного подрастающего поколения, введя в Закон об образовании дополнительные положения. «Воспитание – деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.»2

В данном векторе я солидарна с концептуальными положениями нормативных документов государственного стратегического планирования в области образования. Тем более, что именно педагоги дополнительного образования могут внести значительный вклад в дело формирования личности ребенка. Мне как педагогу в области вокального искусства видится особая роль эстетического и нравственного воспитания средствами богатой песенной культуры нашей страны. Песни и музыка влияют на наши эмоции, мировоззрение. Песни побуждают к значительным действиям, настраивают на дела, а иногда и на подвиги. Ведь недаром поется в любимой песне на стихи В. Лебедева-Кумача:

«Нам песня строить и жить помогает,

Она, как друг, и зовет, и ведет,

И тот, кто с песней по жизни шагает,

Тот никогда и нигде не пропадет!»

С другой стороны, давайте представим, что каждый педагог решит, что его задача – это обучение конкретному делу, а воспитанием пусть займутся семья и специальные педагоги: педагоги-организаторы, социальные педагоги. Но ведь похожую картину мы уже видели в пресловутые девяностые годы. И совсем никто не рад тому, что получилось. Сейчас, когда эти дети выросли, стало особенно заметно, что они многое утеряли для себя, прежде всего, культуру, ценностные ориентиры, уважение к истории нашей Родины. Поэтому миссия современных педагогов мне видится в предоставлении широкого поля для реализации творческого потенциала, ориентирования на высокие идеалы искусства, милосердия, добра, любви к Родине, уважения к ее истории, героям войны и труда, ответственности за окружающий мир и свое здоровье.

В заключении хочется сделать вывод, что труд педагога, особенно педагога дополнительного образования, многогранен. Большинство педагогов, в том числе и я, пришли в эту профессию по велению души, желая передать подрастающему поколению свои идеалы, умения и навыки. Социальная значимость усилий педагогов дополнительного образования заключается в том, что наставники не только ориентируют, но и совместно реализуют проекты, в которых находят свое реальное воплощение высокие идеалы – свобода, честь, труд, любовь к Родине, семья, природа, человечество, − они приобретает конкретный смысл, становится для ребенка руководством к действию.

1 Концепция развития дополнительного образования детей на период до 2020 года. Утверждена распоряжением Правительства № 1726-р от 04.09.2014.


 

2 Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 304-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания обучающихся"


 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.