Статья «Социальная значимость воспитательной деятельности педагога дополнительного образования»
Социальная значимость воспитательной деятельности
педагога дополнительного образования
Иволина Ольга Олеговна,
педагог дополнительного образования
МБОУДО ЦРТДиЮ «Созвездие» г. Калуги
Отличительная черта современного мира – постоянные изменения и инновации. Преобразования наблюдаются не только в экономике и технологиях производства, политической и общественной жизни, усовершенствования касаются всех институтов общества. Изменение требований к человеку в обновляющейся системе, его гражданских и нравственных взглядов приводит к изменению требований к личности как члену общества. Но при этом важна не только его образовательная и профессиональная подготовка, не меньшую ценность приобретают компетенции жизненного самоопределения, социальной адаптации и взаимодействия, гражданственности и активной жизненной позиции.
Педагог дополнительного образования – это особый педагог, сфера деятельности которого, прежде всего, увлечения, интересы, способности и таланты детей. Конечно, любой педагог должен подходить к процессу образования ребенка, учитывая триединство данного процесса: обучение, воспитание и развитие. Современному педагогу необходимо ориентироваться и нацеливать обучающихся на достижение метапредметных и личностных результатов.
Именно учреждения дополнительного образования детей находятся в более благоприятных условиях в понимании индивидуальных особенностей ребенка, создания вариативной доброжелательной среды, способствующей не только достижению образовательных результатов, но и воспитанию ответственной личности с нравственными ориентирами и активной гражданской позицией. Каждый ребенок вне зависимости от его образовательных успехов или неуспехов, участвуя в разнообразных конкурсах, акциях, фестивалях и проектах, может обрести опыт созидания, конструктивного общения, реализации собственных идей и устремлений, повысить собственную самооценку. «Дополнительное образование детей является также эффективным инструментом социального контроля, решая задачи позитивной социализации и профилактики отклоняющегося поведения за счет организации свободного времени, синхронизации энергии и конкретных устремлений подростков».1
В своей педагогической деятельности я опираюсь на личностно-ориентированный и системно-деятельный подходы к образованию. Реализуемые мною дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы нацелены на формирование гармоничной, творчески активной личности с устойчивым интересом к пению, обладающей исполнительскими вокальными навыками и высокой индивидуальной эстетической культурой; предусматривают поддержку и развитие интереса подрастающего поколения к эстрадному творчеству, формирование вокальных умений и навыков, приобщение к культуре и сохранению традиций своего народа.
Реализуя дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы, руководствуюсь следующими принципами:
единства учебного и воспитательного процессов;
творческого сотрудничества и взаимодействия педагогов и обучающихся и их родителей;
единства технического и художественно–эстетического развития обучающихся: задача технического формирования голоса должна быть полностью подчинена художественным целям;
постепенности и последовательности в овладении мастерством эстрадного пения: проявляется в постепенном усложнении певческого репертуара и вокальных упражнений;
принцип эмоционального положительного фона обучения: создание благоприятной образовательной среды, авансирование успеха, доброжелательная поддержка ребенка;
индивидуализации обучения: при организации занятий учитываются индивидуальные особенности каждого ребенка.
Технология личностно ориентированного развивающего обучения подразумевает постоянное педагогическое наблюдение за обучающимся, диагностику его интересов и достижений, формирование индивидуального познавательного профиля каждого ребенка. Вторая важная составляющая данной технологии – дидактическое обеспечение: специальный подбор дидактического материала, типов учебного диалога, форм контроля личностного развития обучающегося в ходе овладения знаниями.
В соответствии с системно-деятельным подходом новый материал не дается обучающимся в готовом виде, а представляется через развертывание последовательности учебных задач, моделирования изучаемых процессов, использования различных источников информации, в том числе информационного пространства сети Интернет, предполагает организацию учебного сотрудничества различных уровней (руководитель – обучающийся, ребенок – ребенок, обучающийся – группа).
В процессе освоения дополнительных программ дети учатся взаимодействовать, сотрудничать друг с другом и взрослыми в процессе решения творческих задач, принимать решения и отвечать за собственные действия и поступки. Терпимо относиться к чужому мнению и отстаивать свое. У них развиваются память, внимание, творческое мышление, формируется художественно-эстетический вкус, расширяется кругозор в области искусства. Полученные знания помогают обучающимся организовывать свой досуг, реализоваться в творчестве. В процессе занятий дети переживают ситуации успеха, у них формируется адекватная самооценка, стремление креативно разнообразить свою жизнь и жизнь своих близких и друзей.
Особое значение я придаю процессу воспитания личности, ведь, в первую очередь, педагоги – творцы детских душ, воспитатели юных граждан своего Отечества. Поэтому ответственно подхожу к выбору репертуара, знакомлю детей с многогранной кладовой вокального искусства нашей Родины и мировой культуры. Считаю, что необходимо научить детей петь так, чтобы им хотелось делиться своим творчеством, радовать близких людей, дарить свое душевное тепло окружающим, стремиться сделать мир вокруг себя душевнее и лучше. Для этого ориентирую своих воспитанников на выступления для особо нуждающихся категорий: пенсионеров, инвалидов, ветеранов войны и труда, детей, находящихся на лечении в больницах и др. Мои воспитанники часто участвуют в волонтерских акциях, благотворительных концертах, флешмобах, посвященных праздничным и значимым для нашей страны датам: Дню России, Всемирному Дню защиты животных, Дню Космонавтики, Дню Победы, Дню памяти и скорби и мн. др. Ведь именно в опыте самостоятельного общественного действия формируется готовность к поступку, неравнодушие и гражданская активность, без которых немыслимо существование гражданского общества.
Недаром в прошедшем году наше государство обратило особое внимание процессу воспитания современного подрастающего поколения, введя в Закон об образовании дополнительные положения. «Воспитание – деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.»2
В данном векторе я солидарна с концептуальными положениями нормативных документов государственного стратегического планирования в области образования. Тем более, что именно педагоги дополнительного образования могут внести значительный вклад в дело формирования личности ребенка. Мне как педагогу в области вокального искусства видится особая роль эстетического и нравственного воспитания средствами богатой песенной культуры нашей страны. Песни и музыка влияют на наши эмоции, мировоззрение. Песни побуждают к значительным действиям, настраивают на дела, а иногда и на подвиги. Ведь недаром поется в любимой песне на стихи В. Лебедева-Кумача:
«Нам песня строить и жить помогает,
Она, как друг, и зовет, и ведет,
И тот, кто с песней по жизни шагает,
Тот никогда и нигде не пропадет!»
С другой стороны, давайте представим, что каждый педагог решит, что его задача – это обучение конкретному делу, а воспитанием пусть займутся семья и специальные педагоги: педагоги-организаторы, социальные педагоги. Но ведь похожую картину мы уже видели в пресловутые девяностые годы. И совсем никто не рад тому, что получилось. Сейчас, когда эти дети выросли, стало особенно заметно, что они многое утеряли для себя, прежде всего, культуру, ценностные ориентиры, уважение к истории нашей Родины. Поэтому миссия современных педагогов мне видится в предоставлении широкого поля для реализации творческого потенциала, ориентирования на высокие идеалы искусства, милосердия, добра, любви к Родине, уважения к ее истории, героям войны и труда, ответственности за окружающий мир и свое здоровье.
В заключении хочется сделать вывод, что труд педагога, особенно педагога дополнительного образования, многогранен. Большинство педагогов, в том числе и я, пришли в эту профессию по велению души, желая передать подрастающему поколению свои идеалы, умения и навыки. Социальная значимость усилий педагогов дополнительного образования заключается в том, что наставники не только ориентируют, но и совместно реализуют проекты, в которых находят свое реальное воплощение высокие идеалы – свобода, честь, труд, любовь к Родине, семья, природа, человечество, − они приобретает конкретный смысл, становится для ребенка руководством к действию.
1 Концепция развития дополнительного образования детей на период до 2020 года. Утверждена распоряжением Правительства № 1726-р от 04.09.2014.