Методические рекомендации по дисциплине «Основы латинского языка с медицинской терминологией»
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
Областное государственное бюджетное
профессиональное образовательное учреждение
«Братский медицинский колледж»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ
по изучению дисциплины
ОП.02 ОСНОВЫ ЛАТИНСКОГО ЯЗЫКА С МЕДИЦИНСКОЙ ТЕРМИНОЛОГИЕЙ
профессия 34.01.01 Младшая медицинская сестра по уходу за больными
очная форма обучения
Братск, 2017г.
Составитель:
Е. А. Дерябина - преподаватель первой квалификационной категории ОГБПОУ БМК.
Рецензент:
Н. А. Носковец - преподаватель высшей квалификационной категории ОГБПОУ БМК.
Рассмотрено на заседании ЦМК № 5
Протокол № 5 от «12» декабря 2016 г.
Методические рекомендации для студентов по изучению учебной дисциплины ОП.02 «Основы латинского языка с медицинской терминологией» предназначены для обеспечения студентов обучающихся по профессии Младшая медицинская сестра по уходу за больными учебно-методическим комплексом.
Методические рекомендации для студентов разработаны в соответствии с рабочей программой и календарно - тематическим планом по учебной дисциплине «Основы латинского языка с медицинской терминологией».
В соответствии с учебным планом на изучение рабочей программы учебной дисциплине ОП.02 «Основы латинского языка с медицинской терминологией» отводится 46 часов.
Из них:
Теоретические занятия – 4 часа.
Практические занятия – 28 часов.
Самостоятельная работа студентов – 14 часов.
Методические рекомендации для студентов включают в себя следующие разделы:
1. Методические рекомендации для студентов по самоподготовке к занятиям;
3. Вопросы для подготовки к промежуточной аттестации;
4. Рекомендуемая литература (основная и дополнительная).
Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен овладеть предусмотренными ФГОС по профессии Младшая медицинская сестра по уходу за больными следующими умениями и знаниями, которые формируют общие компетенции (ОК), а так же профессиональные компетенции (ПК).
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен
уметь:
применять латинскую терминологию в практической деятельности;
знать:
основы латинского языка с медицинской терминологией.
Перечень формируемых компетенций:
ОК4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, пациентами.
ПК 1.1. Эффективно общаться с пациентом и его окружением в процессе профессиональной деятельности.
ПК 1.5. Оформлять медицинскую документацию.
ПК 2.3. Участвовать в санитарно-просветительской работе среди населения.
Данные методические рекомендации позволяют студентам получить необходимую информацию для подготовки к практическим занятиям.
СОДЕРЖАНИЕ
1. |
Методические рекомендации для студентов по самоподготовке к занятиям ……. |
стр. 5 |
2. |
Вопросы для подготовки к промежуточной аттестации ………............................... |
стр. 14 |
3. |
Рекомендуемая литература (основная и дополнительная) ………………………… |
стр. 15 |
Методические рекомендации для студентов по самоподготовке к занятиям по учебной дисциплине
«Основы латинского языка с медицинской терминологией»
Тема 1. 1 Введение
Вид занятия: теоретическое
Продолжительность занятия: 90 мин
Основные понятия: язык как дисциплина, история развития, значение и роль в медицине, общегуманитарное значение, актуальность в современном мире.
Вопросы для самоконтроля:
1. Введение в дисциплину. Организация занятий латинского языка с
медицинской терминологией.
2. Краткая история латинского языка.
3. Значения и роль латинского языка в современном медицинском
образовании.
Перечень знаний, которыми студенты должны овладеть в результате изучения данной темы:
История развития латинского языка..
Значение и роль латинского языка в современном мире.
Самостоятельная работа:
- чтение стр. 6-14 учебника;
- доклад на тему «История развития латинского языка».
Литература для подготовки:
Основная литература:
Городкова Ю.И. Латинский язык: Учебник. – Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2013. – 315 с. Гриф МО РФ.( стр. 16-28)
Марцелли А.А. Латинский язык и основы медицинской терминологии / А.А. Марцелли. – Ростов н/Д: Феникс, 2012. – 380, (1) с. – (Среднее профессиональное образование). Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования.
Тема 1. 2 Фонетика
Вид занятия: теоретическое
Продолжительность занятия: 90 мин
Основные понятия: латинский алфавит, гласные и согласные, дифтонги и диграфы, произношение букв и буквенных сочетаний, правила ударения, долгота и краткость.
Вопросы для самоконтроля:
Название и произношение латинских букв.
Правильное чтение гласных и согласных.
Разница между дифтонгом и диграфом их произношение.
Сочетания гласных и согласных.
Правила краткости, и долготы.
Ударение в латинских словах.
Перечень знаний, которыми студенты должны овладеть в результате изучения данной темы:
Латинская грамматика:
- гласные и согласные, долгота и краткость слога;
- ударение в словах, произношение дифтонгов и диграфов.
Самостоятельная работа:
- чтение упражнений: §§ 3, 5
Литература для подготовки:
Основная литература:
1. Городкова Ю.И. Латинский язык: Учебник. – Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2013. – 315 с. Гриф МО РФ.( стр. 16-28)
2. Марцелли А.А. Латинский язык и основы медицинской терминологии / А.А. Марцелли. – Ростов н/Д: Феникс, 2012. – 380, (1) с. – (Среднее профессиональное образование). Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования.
3. Панасенко Ю. Ф. Основы латинского языка с медицинской терминологией. – ГЭОТАР-Медиа, 2011. – 352 с. Гриф МО РФ.
Тема 1. 2 Фонетика
Вид занятия: практическое
Продолжительность занятия: 180 мин
Основные понятия: чтение и произношение букв, словосочетаний, долгота и краткость, дифтонги, диграфы, ударение.
Вопросы для самоконтроля:
1. Латинские гласные и согласные? Отличие латинского алфавита от
английского?
2. Дифтонги и диграфы это? В чем разница?
3. Сочетания согласных. Как они произносятся?
4. В каких случаях С произносится как русское Ц? В каких случаях как К?
5. Как произносится сочетание gu?
6. В каких случаях S произносится как русское З?
7. Когда ti произносится как ци?
8. Когда слог является кратким и когда долгим?
9. Основные правила постановки ударения.
Перечень умений, которыми студенты должны овладеть в результате изучения данной темы:
1. Чтение латинских букв, буквенных сочетаний.
2. Произношение дифтонгов и диграфов, ударение при чтение латинских словах.
Самостоятельная работа:
- чтение упражнения §7;
- постановка ударения в латинских словах § 9;
- доклад на тему «Роль латинского языка в современном мире».
Литература для подготовки:
Городкова Ю.И. Латинский язык: Учебник. – Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2013. – 315 с. Гриф МО РФ.( стр. 16-28)
Марцелли А.А. Латинский язык и основы медицинской терминологии / А.А. Марцелли. – Ростов н/Д: Феникс, 2012. – 380, (1) с. – (Среднее профессиональное образование). Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования.
Панасенко Ю. Ф. Основы латинского языка с медицинской терминологией. – ГЭОТАР-Медиа, 2011. – 352 с. Гриф МО РФ.
Тема 2.1. Имя существительное.
Вид занятия: практическое
Продолжительность занятия: 180 мин
Основные понятия: имя существительное, основа, словарная форма, род, падежи, склонения.
Содержание практического занятия:
1. Имя существительное.
2. Грамматические категории имен существительных, род, число, падеж.
3. Пять склонений существительных. Формы определения склонений имен
существительных.
4. Словарная форма, основа существительных.
5. Основные признаки существительных 1-го, 2-го склонения.
6. Несогласованное определение.
7.Склонение существительных 1-го, 2-го склонения.
Вопросы для самоконтроля:1. Грамматическая характеристика имен существительных.
2. Род, число, падеж на латинском.
3. Правила определения рода существительных.
4. Характеристика пяти склонений существительных.
5. Словарная форма существительных.
6. Определение основы.
7. Примеры существительных пяти склонений.
8. Основные признаки существительных 1-го и 2-го склонения.
9. Словарная форма существительных 1-го, 2-го склонения.
10. Особенности склонения существительных мужского рода с окончание
на -ег.
11. Исключения из правил о роде 2-го склонения.
12. Слова греческого происхождения с окончанием -on.
13. Грамматическая характеристика несогласованного определения, примеры несогласованных определений с переводом.
Перечень умений, которыми студенты должны овладеть в результате изучения данной темы:
Определение основы существительных.
Склонение имен существительных 1-го, 2-го склонения по числам и падежам.
Склонение словосочетаний с несогласованным определением.
Самостоятельная работа:
- Выбрать из словаря по пять существительных 1-го и 2-го склонения
определить склонение, род, число, выделить основу, просклонять;
- прочитать и перевести фармацевтические термины и выражения § 29, 44;
- записать в глоссарий слова из § 30;
- просклонять существительные вода, оболочка, ребро, сироп, уксус,
экстракт.
- подготовить презентацию по теме: « Имя существительное 1-го, 2-го склонения», «Несогласованное определение».
Литература для подготовки:
Городкова Ю.И. Латинский язык: Учебник. – Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2013. – 315 с. Гриф МО РФ. ( стр. 40-48)
Марцелли А.А. Латинский язык и основы медицинской терминологии / А.А. Марцелли. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 380, (1) с. – (Среднее профессиональное образование). Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования.
Панасенко Ю. Ф. Основы латинского языка с медицинской терминологией. – ГЭОТАР-Медиа, 2011. – 352 с. Гриф МО РФ.
Тема 2.2. Имя прилагательное.
Вид занятия: практическое
Продолжительность занятия: 180 мин
Основные понятия: имя прилагательное, словарная форма, группы, определение рода, особенности склонения, согласованное определение.
Содержание практического занятия:
Имя прилагательное. Общая характеристика.
Словарная форма прилагательных первой группы.
Склонение прилагательных первой группы.
Словарная форма прилагательных второй группы.
Прилагательные одного, двух и трех окончаний.
Склонение прилагательных второй группы.
Согласованное определение.
Последовательность действий по согласованию прилагательных первой группы с существительными.
Вопросы для самоконтроля:
1. Грамматическая характеристика прилагательных первой, второй группы.
2. Особенности словарной формы прилагательных первой группы.
3. Правила согласования (алгоритм согласования) прилагательных с существительным.
4. Словарная форма прилагательных второй группы.
5. Перевод и склонение словосочетаний.
6. Окончания прилагательных и существительными при их согласовании.
Перечень умений, которыми студенты должны овладеть в результате изучения данной темы:
1. Чтение и перевод прилагательных первой, группы.
2. Склонение прилагательных первой группы.
3. Составление алгоритма по согласованию прилагательных первой группы с существительными 1, 2 склонения.
4. Склонение согласованных определений.
5. Склонение прилагательных второй группы.
Самостоятельная работа:
- прочитать и перевести медицинские и фармацевтические термины,
выражения § 52;
- перевести рецептурные прописи § 52;
- дополнить глоссарий прилагательными из §53, §56;
- презентация на тему «Имя прилагательное».
- просклонять словосочетания настойка горькая, экстракт жидкий.
Литература для подготовки:
Городкова Ю.И. Латинский язык: Учебник. – Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2013. – 315 с. Гриф МО РФ. ( стр.83-93 )
Марцелли А.А. Латинский язык и основы медицинской терминологии / А.А. Марцелли. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 380, (1) с. – (Среднее профессиональное образование). Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования.
Панасенко Ю. Ф. Основы латинского языка с медицинской терминологией. – ГЭОТАР-Медиа, 2011. – 352 с. Гриф МО РФ.
Тема 2.3. Третье, четвертое, пятое склонение имен существительных.
Вид занятия: практическое
Продолжительность занятия: 180 мин
Содержание практического занятия:
Грамматическая характеристика существительных 3-го, склонения.
Словарная форма существительных 3-го склонения.
Определение рода существительных 3-го склонения.
Склонение существительных 3-го склонения.
Грамматическая характеристика, словарная форма существительных 4-го, 5-го, склонения.
Особенности существительного species.
Склонение существительных 4-го, 5-го, склонения.
Вопросы для самоконтроля:
Третье склонение существительных, равносложные, неравносложные и односложные существительные 3-го склонения.
Грамматическая характеристика существительных 4-го склонения, словарная форма, падежные окончания, исключения из правил о роде 4-го склонения.
Особенности существительных 5-го склонения , исключения из правила о роде 5-го склонения.
Перечень умений, которыми студенты должны овладеть в результате изучения данной темы:
Определение рада, числа, падежа существительных 3-го, 4-го, 5-го склонения.
Склонение существительных 3-го, 4-го, 5-го склонения.
Согласование существительных 3-го, 4-го, 5-го склонения с прилага-тельными первой и второй группы.
Самостоятельная работа:
- прочитать и перевести медицинские и фармацевтические термины и выра-
жения §63, §86, §89;
- перевести рецептурные прописи §63, §86;
- записать в глоссарий §64, §87, §90;
- просклонять существительные плод, рог и словосочетание спирт этиловый;
- подготовить презентацию по темы: « Четверное склонение»;
- привести примеры словарной формы существительных 5-го склонения;
- просклонять существительные сбор, сырье и словосочетание грудной сбор;
- подготовить презентацию по темы: « Пятое склонение».
Литература для подготовки:
Городкова Ю.И. Латинский язык: Учебник. – Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2013. – 315 с. Гриф МО РФ. ( стр. 140-145)
Марцелли А.А. Латинский язык и основы медицинской терминологии / А.А. Марцелли. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 380, (1) с. – (Среднее профессиональное образование). Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования.
Панасенко Ю. Ф. Основы латинского языка с медицинской терминологией. – ГЭОТАР-Медиа, 2011. – 352 с. Гриф МО РФ.
Тема 2.1 Глагол.
Тема 3.2 Фармацевтические термины
Вид занятия: практическое
Продолжительность занятия: 180 мин
Содержание практического занятия:
1. Грамматические категории, основа, словарная форма, четыре спряжения
глаголов.
2. Формы повелительного наклонения.
3. Сослагательное наклонение действительного и страдательного залогов.
4. Частотные отрезки их значение и применение в названиях лекарственных
средств и препаратов.
Вопросы для самоконтроля:
1. Начальная и неопределенная форма глаголов.
2. Четыре спряжения глагола.
3. Повелительное наклонение глаголов.
4. Формы сослагательного наклонения действительного и страдательного
залогов.
5. Частотные отрезки в названиях лекарственных средств и препаратов.
Перечень умений, которыми студенты должны овладеть в результате изучения данной темы:
1. Определение основы глагола его начальной и неопределённой формы.
2. Спряжение глаголов.
2. Отработка навыков определения спряжения глаголов
3. Образование повелительного наклонения в единственном и множественном
числе.
4. Образование сослагательного наклонения действительного и страдатель-ного залогов.
5. Значение частотных отрезков различных фармацевтических групп.
6. Чтение фармацевтических терминов и рецептурных формулировок.
Самостоятельная работа:
- определить основу и спряжение глаголов §14;
- перевести глаголы §18;
- составить таблицу глаголов повелительного наклонения единственного и
множественного числа §12;
- составить таблицу глаголов в сослагательном наклонении в 3 лице
единственного и множественного числа. §19;
- записать в глоссарий глаголы из §19, 23;
- прочитать и перевести рецепты из §52;
- чтение и перевод фармацевтических терминов §55;
- подготовка реферата по теме «Развитие фармацевтической терминологии»
Литература для подготовки:
Городкова Ю.И. Латинский язык: Учебник. – Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2013. – 315 с. Гриф МО РФ. ( стр.30-40)
Марцелли А.А. Латинский язык и основы медицинской терминологии / А.А. Марцелли. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 380, (1) с. – (Среднее профессиональное образование). Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования.
Панасенко Ю. Ф. Основы латинского языка с медицинской терминологией. – ГЭОТАР-Медиа, 2011. – 352 с. Гриф МО РФ.
Тема 3.3 Рецепт. Структура рецепта.
Вид занятия: практическое
Продолжительность занятия: 180 мин
Содержание практического занятия:
Рецепт. Его структура и форма.
Порядок выписывания рецептов.
Лекарственные формы.
Правила составления рецептурных прописей.
Основные рецептурные сокращения, дополнительные надписи и знаки
на рецептах.
Вопросы для самоконтроля:
Краткие сведения о рецепте.
Структура рецепта.
Формы рецептурных бланков.
Виды лекарственных форм.
Правила выписывания твердых лекарственных форм.
Правила выписывания жидких лекарственных форм.
Правила выписывания мягких лекарственных форм.
Перечень умений, которыми студенты должны овладеть в результате изучения данной темы:
Чтение и перевод рецептурных прописей.
Оформление латинской части рецепта.
Перевод с латинского языка на русский и с русского на латинский медицинских сокращений, терминов, предлогов.
Перевод медицинских, фармацевтических выражений с латинского языка на русский и с русского на латинский.
Самостоятельная работа:
- прочитать, перевести рецептурные прописи §32, §44;
- подготовить презентацию по теме: « Рецепт. Структура рецепта».
Литература для подготовки:
Городкова Ю.И. Латинский язык: Учебник. – Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2013. – 315 с. Гриф МО РФ. ( стр. 48-56)
Марцелли А.А. Латинский язык и основы медицинской терминологии / А.А. Марцелли. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 380, (1) с. – (Среднее профессиональное образование). Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования.
Панасенко Ю. Ф. Основы латинского языка с медицинской терминологией. – ГЭОТАР-Медиа, 2011. – 352 с. Гриф МО РФ.
Тема 4.1 Терминологическое словообразование. Клинические термины. Конструирование терминов. Латинские и греческие числительные приставки, предлоги, профессиональные выражения, зачет.
Вид занятия: практическое
Продолжительность занятия: 180 мин
Содержание практического занятия:
Состав слова. Способы словообразования.
Особенности структуры клинических терминов. Терминоэлементы.
Конструирование терминов в заданном значении.
Греко-латинские дублеты.
Частотные отрезки, наиболее часто употребляемые в названиях медицинских терминов.
Значение и роль клинических терминов для медицинских специальностей, виды клинических терминов.
Латинские и греческие числительные – приставки и предлоги в медицинской терминологии.
Профессиональные выражения.
Латинские пословицы и афоризмы.
Вопросы для самоконтроля:
1. Правила образования основы слов в латинском языке и ее грамматическое значение.
2. Основные части латинских слов (приставка, корень, окончания).
3. Понятие «терминоэлемент» - ТЭ. Греческие клинические ТЭ. Греко
латинские дублеты
4. Особенности структуры клинических терминов.
5. Конструирование терминов в заданном значении.
6. Латинские и греческие числительные – приставки.
7. Значение предлогов в медицинской терминологии.
8. Имя числительное. Количественные числительные.
Перечень умений, которыми студенты должны овладеть в результате изучения данной темы:
Словообразование анатомических, фармацевтических терминов
Конструирование клинических терминов.
Чтение и перевод анатомических, фармацевтических и клинических тер-минов.
Значение числительных и предлогов,
Самостоятельная работа
- объяснить значение терминоэлементов в медицинских и фармацевтических
терминах §39, выделить известные терминоэлементы;
- определить значения терминов. §78
- образовать медицинские термины с помощью терминоэлементов приставок
§36, §37, §106 и частотных отрезков §107: воспаление бронхов, воспаление
почек, мышечная опухоль, нервное расстройство, сужения гортани;
- назвать суффиксы участвующие в названиях болезней и патологических
процессов;
- составить термины с заданным значением: воспаление слизистой желудка,
воспаление двенадцатиперстной кишки, наука о заболевании кожи, воспа-
ление матки.
Литература для подготовки:
Городкова Ю.И. Латинский язык: Учебник. – Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2013. – 315 с. Гриф МО РФ. ( стр.56-64 )
Марцелли А.А. Латинский язык и основы медицинской терминологии / А.А. Марцелли. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 380, (1) с. – (Среднее профессиональное образование). Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования.
Панасенко Ю. Ф. Основы латинского языка с медицинской терминологией. – ГЭОТАР-Медиа, 2011. – 352 с. Гриф МО РФ.
Вопросы для подготовки к промежуточной аттестации:
Правила чтения и ударения.
Словарная форма существительных.
Падежи. Пять склонений существительных
Имя существительное
Первое склонение имен существительных. Основа, особенности скло-нения.
Второе склонение имен существительных. Основа, особенности скло-нения существительных мужского и среднего рода.
Третье склонение существительных. Основы и разновидности третьего склонения. Способы определения разновидностей третьего склонения.
Четвертое и пятое склонение имен существительных
Имя прилагательное Первая группа прилагательных
Прилагательные третьего склонения одного, двух и трех окончаний. Особенности склонения прилагательных третьего склонения.
Четвертое склонение существительных: основа особенности склонения.
Пятое склонение существительных: основа, особенности склонения.
Личные местоимения. Особенности склонения и употребления личных местоимений.
Согласованное и несогласованное определение.
Глагол. Спряжение глаголов.
Основные грамматические категории латинского глагола. Основные формы и основы глагола.
Повелительное и сослагательное наклонение. Действительный и страдательный залог.
Терминологическое словообразование
Предлоги и приставки.
Числительные.
Латинские выражения. Пословицы. Афоризмы.
Рекомендуемая литература
Основные источники:
Городкова Ю.И. «Латинский язык» М-2013.
Дополнительные источники:
1. Цисык А.З., Швайко Е.С. «Основы латинского языка и медицинской
терминологии».- Минск, 2014.
2. Методические рекомендации для студентов по самостоятельной подготовки к
практическим занятиям. Братск, 2016.
3. Латинский язык и основы медицинской терминологии / А.А. Марцелли. - Изд.
5-е, испр. - Ростов н/Д : Феникс, 2014. - 380, [1] с. - (Среднее профессиональное
образование).
4. Основы латинского языка с медицинской терминологией : учеб.для студентов
учреждений сред. проф. образования / Ю. Ф. Панасенко. - М. : ГЭОТАР-Медиа,
2012. - 352 с.
5. Словарь латинско-русский русско-латинский для медицинских колледжей / А.
А. Швырев, М. И. Муранова. - Изд. 4-е, перераб. и доп.- Ростов н/Д: Феникс,
2012. - 286, [1] с. - (Словари).
6. Элементы латинского языка и основ медицинской терминологии: Учебник. –
Изд. 2-е, доп. - М.: Медицина, 2013. - 274 с.
7. Латинско-русский словарь \ Авт.сост. К.А.Тананушко. М.: ООО «Харвест», 2012.
8. Международная анатомическая номенклатура. − М.: Медицина. – 2012.
9. Словарь латинских крылатых слов М., изд. «Русский язык» 2012г.
Электронные ресурсы:
1. Каталог информационной системы «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» http://www.onlain/multipl
2. Электронная библиотека медицинского колледжа www. medcollegelib.ru
3. Сайт преподавателя Derabinae9@mail.com