12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Дерябина Елена Александровна62 Преподаватель дисциплин: "Основы латинского языка с медицинской терминологией", "Фармакология" Россия, Иркутская обл., Братск |
Рабочая программа по дисциплине «Основы латинского языка с медицинской терминологией»
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
Областное государственное бюджетное
профессиональное образовательное учреждение
«Братский медицинский колледж»
УТВЕРЖДАЮ: | |
Директор ОГБПОУ БМК | |
______________ С.А. Черемных | |
« 25 » января 2017 г. |
Рабочая программа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.02 ОСНОВЫ ЛАТИНСКОГО ЯЗЫКА С МЕДИЦИНСКОЙ ТЕРМИНОЛОГИЕЙ
профессия 34.01.01 Младшая медицинская сестра по уходу за больными
Очная форма обучения
Братск, 2017г.
Рассмотрено и одобрено на | РАССМОТРЕНО: |
заседании ЦМК №5 | Педагогическим советом |
Протокол № 5 | Протокол № 3 |
от «12» декабря 2016 г. | от «25» января 2017 г. |
Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии с:
Федеральным государственным образовательным стандартом по профессии 060501.01 Младшая медицинская сестра по уходу за больными, квалификация Младшая медицинская сестра по уходу за больными;
локальным нормативным актом «Положение по формированию рабочих программ учебных дисциплин, профессиональных модулей» ОГБПОУ БМК;
планом учебного процесса по профессии 34.01.01 Младшая медицинская сестра по уходу за больными.
Организация-разработчик рабочей программы:
Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Братский медицинский колледж»
Разработчик:
Е.А. Дерябина - преподаватель первой квалификационной категории ОГБПОУ БМК.
Рецензент:
Л.В. Овчинников – врач высшей квалификационной категории ОГБУЗ «Братская районная больница».
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 5 |
| 6 |
| 13 |
| 14 |
1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОСНОВЫ ЛАТИНСКОГО ЯЗЫКА С МЕДИЦИНСКОЙ ТЕРМИНОЛОГИЕЙ
1.1 Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины Основы латинского языка с медицинской терминологией является частью программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих (далее по тексту ППКРС), в соответствии с ФГОС по профессии Младшая медицинская сестра по уходу за больными.
1.2 Место учебной дисциплины в структуре ППКРС:
Учебная дисциплина входит в общепрофессиональный цикл ППКРС.
1.3 Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен обладать предусмотренными ФГОС по профессии Младшая медицинская сестра по уходу за больными следующими умениями и знаниями, которые формируют общие компетенции (ОК) и в дальнейшем профессиональные компетенции (ПК):
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- применять латинскую терминологию в практической деятельности.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- основы латинского языка с медицинской терминологией.
Перечень формируемых компетенций:
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, пациентами.
ПК 1.1. Эффективно общаться с пациентом и его окружением в процессе профессиональной деятельности.
ПК 1.5. Оформлять медицинскую документацию.
ПК 2.3. Участвовать в санитарно-просветительской работе среди населения.
1.4 Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
Максимальной учебной нагрузки обучающегося – 46 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 32 часа;
самостоятельной работы обучающегося – 14 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1 Объем дисциплины и виды учебной работы:
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 46 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 32 |
в том числе: | |
теоретические занятия | 4 |
практические занятия | 28 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 14 |
Промежуточная аттестация в форме – дифференцированного зачета |
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины: Основы латинского языка с медицинской терминологией
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | ||||||
Раздел 1 Введение | 9 | ||||||||
Тема 1.1. Введение | Содержание учебного материала | 2 | |||||||
1 | Введение в дисциплину. Организация занятий латинского языка с медицинской терминологией | 2 | 1 | ||||||
2 | Краткая история латинского языка. Его роль в медицине и общегуманитарное значение | ||||||||
3 | Общие сведения о медицинской терминологии | ||||||||
4 | Подсистемы медицинской терминологии | ||||||||
Тема 1.2. Фонетика | Содержание учебного материала | 7 | |||||||
1. | Фонетика. Латинский алфавит. | 2 | 1 | ||||||
2. | Произношение гласных, согласных, дифтонгов и буквосочетаний | ||||||||
3. | Правила постановки ударения. Долгота и кратность слогов. | ||||||||
Практическое занятие | 4 | 2 | |||||||
1 | Обсуждение роли латинского языка в формировании медицинской профессиональной терминологии, истории латинского языка его роли в общегуманитарном значении | ||||||||
2 | Обсуждение подсистем медицинской терминологии | ||||||||
3 | Чтение упражнений по фонетике (по произношению букв, буквенных сочетаний дифтонов) | ||||||||
4 | Чтение упражнений с соблюдением правил постановки ударения. | ||||||||
Самостоятельная работа: | 1 | 3 | |||||||
Выполнение упражнений по образцу Подготовка доклада по теме «История развития латинского языка» | |||||||||
Раздел 2. Анатомическая терминология. | 18 | ||||||||
Тема 2.1. Имя существительное | Содержание учебного материала | 6 | |||||||
1 | Имя существительное. Грамматические категории существительных: род, число, падеж. | ||||||||
2 | Первое, второе склонение существительных. | ||||||||
3 | Словарная форма существительных. | ||||||||
4 | Согласованное определение | ||||||||
Практическое занятие. | 4 | 2 | |||||||
1 | Обсуждение грамматических категорий имен существительных в аспекте анатомической терминологии. | ||||||||
2 | Работа со словарной формы существительных пяти склонений по определению рода, склонения, основы существительного. | ||||||||
3 | Грамматическая характеристика имен существительных 1го , 2го склонений на примере анатомических терминов, медицинских словосочетаний | ||||||||
4 | Выполнение упражнений, включающих существительные 1го , 2го склонений, несогласованным определением. | ||||||||
5 | Составление и обсуждение словосочетаний анатомической терминологии с несогласованным определением | ||||||||
Самостоятельная работа: | 2 | 3 | |||||||
Работа со словарем, справочниками Выполнение упражнений по образцу Подготовка реферата «Развитие анатомической терминологии» | |||||||||
Тема 2.2. Имя прилагательное | Содержание учебного материала | 6 | |||||||
1 | Имя прилагательное. Грамматические категории прилагательных: род, число, падеж. | ||||||||
2 | Две группы прилагательных. | ||||||||
3 | Словарная форма прилагательных. | ||||||||
4 | Согласованное определение. | ||||||||
5 | Сравнительная и превосходная степень прилагательных анатомической терминологии | ||||||||
Практическое занятие. | 4 | 2 | |||||||
1 | Обсуждение грамматических категорий имен прилагательных и их роль в медицинской терминологии, словарной формы прилагательных. | ||||||||
2 | Определение группы прилагательных. | ||||||||
3 | Составление словосочетаний с согласованным определением по алгоритму. | ||||||||
4 | Выполнение упражнений по согласованию прилагательных, в т.ч. в сравнительной и превосходной степени на примере анатомических терминов. | ||||||||
Самостоятельная работа: | 2 | 3 | |||||||
составление таблицы «Алгоритм согласования прилагательных с существительными» работа с глоссаием | |||||||||
Тема 2.3. Третье, четвертое, пятое склонение имен существительных | Содержание учебного материала | 6 | |||||||
1 | 3-е склонение имен существительных грамматические категории | ||||||||
2 | Окончания существительных мужского, женского и среднего рода 3-го склонения. | ||||||||
3 | Словарная форма. | ||||||||
4 | Исключение из правил о роде. | ||||||||
5 | Особенности склонения некоторых групп существительных 3го склонения. | ||||||||
6 | 4-ое и 5ое склонение существительных. | ||||||||
7 | Согласование прилагательных первой и второй группы с существительными 3, 4, 5 склонений | ||||||||
Практическое занятие. | 4 | 2 | |||||||
1 | Обсуждение грамматических категорий имен существительных 3го склонения, их особенностей. | ||||||||
2 | Определение рода, основы существительных 3го склонения (равносложных и неравносложных) | ||||||||
3 | Работа со словарной формой существительных 3го склонения, обращая внимание на исключение из правил о роде. | ||||||||
4 | Выполнение упражнений, включающих существительные 3го склонения мужского, женского, среднего рода на примере анатомических терминов, словосочетаний. | ||||||||
5 | Обсуждение грамматических категорий имен существительных 4го , 5го склонений. | ||||||||
6 | Выполнение упражнений, составление словосочетаний анатомической терминологии. | ||||||||
7 | Выполнение упражнений, составление медицинских словосочетаний по согласованию прилагательных с существительными 3,4,5 склонений. | ||||||||
Самостоятельная работа: | 2 | 3 | |||||||
составление таблицы «Алгоритм согласования прилагательных с существительными» выполнение упражнений по образцу работа с глоссарием | |||||||||
Раздел 3. Фармацевтическая терминология. | 12 | ||||||||
Тема 3.1. Глагол | Содержание учебного материала | 3 | |||||||
1. | Глагол, грамматические категории: спряжения, лицо, число, время, наклонение, залог. | ||||||||
2. | Словарная форма глагола. | ||||||||
3. | Четыре спряжения глагола, основы глагола. | ||||||||
4. | Образование повелительного наклонения глагола. | ||||||||
5. | Образование сослагательного наклонения глагола. | ||||||||
6. | Употребление повелительного и сослагательного наклонения глаголов в стандартных рецептурных формулировках. | ||||||||
Практическое занятие. | 2 | 2 | |||||||
1 | Изучение глагола в латинском языке, грамматических категорий: лицо, число, время, наклонение, залог, словарная форма глагола | ||||||||
2 | Характеристика четырех спряжений, основы глаголов. | ||||||||
3 | Образование повелительного наклонения глагола на примерах в рецептурных выражениях. | ||||||||
4 | Образование сослагательного наклонения глагола на примерах в рецептурных выражениях. | ||||||||
5 | Употребление повелительного и сослагательного наклонения глаголов в стандартных рецептурных формулировках. | ||||||||
6 | Выполнение упражнений. | ||||||||
Самостоятельная работа: | 1 | 3 | |||||||
выполнение упражнений по образцу выполнение индивидуального задания подготовка словаря медицинских терминов подготовка реферата по теме «Развитие фармацевтической терминологии» | |||||||||
Тема 3.2. Фармацевтические термины. | Содержание учебного материала | 3 | |||||||
1 | Название групп лекарственных средств по их фармакологическому действию. | ||||||||
2 | Частотные отрезки в названиях лекарственных средств и репаратов. | ||||||||
Практическое занятие. | 2 | 2 | |||||||
1 | Название групп лекарственных средств по их фармакологическому действию. | ||||||||
2 | Изучение частотных отрезков в названиях лекарственных веществ и препаратов | ||||||||
4 | Выполнение упражнений с примерами фармакологической терминологии | ||||||||
Самостоятельная работа: | 1 | 3 | |||||||
1 | Выполнение упражнений с примерами фармакологической терминологии | ||||||||
Тема 3.3. Рецепт. Структура рецепта | Содержание учебного материала | 6 | |||||||
1 | Рецепт. Структура рецепта | ||||||||
2 | Оформления рецепта. Латинская часть рецепта. | ||||||||
3 | Предлоги рецепта | ||||||||
4 | Рецептурные сокращения | ||||||||
5 | Группы лекарственных средств | ||||||||
Практическое занятие. | 4 | 2 | |||||||
1 | Знакомство с рецептом, структурой рецепта. | ||||||||
2 | Оформление рецепта. Латинская часть рецепта | ||||||||
3 | Знакомство с предлогами в рецептах. | ||||||||
4 | Знакомство с рецептурные сокращения. | ||||||||
5 | Выполнение упражнений по переводу рецептов с латинского - на русский и с русского – на латинский. | ||||||||
Самостоятельная работа: | 2 | 3 | |||||||
выполнение упражнений по образцу | |||||||||
выполнение упражнений по образцу составление таблицы по образцу включающий название химических соединений по – русски, по – латински, химические символы | |||||||||
Раздел 4. Клиническая терминология. | 7 | ||||||||
Тема 4.1. Терминологическая словообразование | Содержание учебного материала | 2 | |||||||
1. | Состав слова. |
| |||||||
2. | Понятие «терменоэлемент» (ТЭ). | ||||||||
3. | Важнейшие латинские и греческие приставки. | ||||||||
4. | Греческие клинические ТЭ. | ||||||||
5. | Греко-латинские дуплеты. | ||||||||
Практическое занятие. | 1 | 2 | |||||||
1 | Изучение состава слова. | ||||||||
2 | Обсуждение понятия «терминоэлемент» (ТЭ). | ||||||||
3 | Характеристика важнейших латинских и греческих приставок. | ||||||||
4 | Знакомство с греческими клиническими ТЭ, греко-латинскими дублетами. | ||||||||
5 | Выполнение упражнения по клинической терминологии. | ||||||||
Самостоятельная работа: | 1 | 3 | |||||||
подготовка реферата по теме «Структура клинических терминов» выполнение упражнения по образцу работа с глоссарием | |||||||||
Тема 4.2. Клинические термины | Содержание учебного материала | 2 | |||||||
1 | Терминологическое словообразование, особенности структуры клинических терминов. | ||||||||
2 | Суффиксы – ТЭ -oma, -it(is)-, -ias(is)-, -os(is)-, -ism- в клинических терминах | ||||||||
3 | Греко-латинские дублеты, обозначающие части тела, органы, ткани. | ||||||||
4 | Анализ клинических терминов по ТЭ. | ||||||||
Практическое занятие. | 1 | 2 | |||||||
1 | Обсуждение терминологического словообразования, особенностей структуры клинических терминов. | ||||||||
2 | Знакомство с суффиксами – ТЭ -oma, -it(is)-, -ias(is)-, -os(is)-, -ism- в клинических терминах | ||||||||
3 | Знакомство с греко-латинскими дублетми, обозначающих части тела, органы, ткани. | ||||||||
4 | Анализ клинических терминов по ТЭ. | ||||||||
Самостоятельная работа: | 1 | 3 | |||||||
выполнение упражнений выполнение заданий по контрольным вопросам | |||||||||
Тема 4.3. Конструирование терминов. Терминологическое словообразование | Содержание учебного материала | 2 | |||||||
1 | Конструирование терминов в заданном значении. | ||||||||
2 | Терминологическое образование. | ||||||||
Практическое занятие. | 1 | 2 | |||||||
1 | Конструирование терминов в заданном значении. | ||||||||
2 | Терминологическое образование. | ||||||||
3 | Выполнение упражнений по объяснению и конструированию медицинских терминов. | ||||||||
Самостоятельная работа: | 1 | 3 | |||||||
выполнение упражнений по образцу выполнение заданий по контрольным вопросам работа с глоссарием | |||||||||
Тема 4.4. Латинские и греческие числительные приставки, предлоги, профессиональные выражения. Дифференцированный зачет | Содержание учебного материала | 1 | |||||||
1 | Латинские и греческие числительные – приставки и предлоги в медицинской терминологии. | ||||||||
2 | Профессиональные выражения. | ||||||||
3 | Латинские пословицы и афоризмы. | ||||||||
Практическое занятие. | 1 | 2 | |||||||
1 | Знакомство с латинскими и греческими числительными – приставками и предлогами в медицинской терминологии. | ||||||||
2 | Составление профессиональных выражений. | ||||||||
3 | Выполнение упражнений по медицинской терминологии. | ||||||||
4 | Знакомство с латинскими пословицами и крылатыми афоризмами | ||||||||
5 | Дифференцированный зачет | ||||||||
Всего | 46 | ||||||||
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 4 | ||||||||
Практические занятия | 28 | ||||||||
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 14 |
3.1 Требования к минимальному материально – техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета,
«Основ латинского языка с медицинской терминологией»
Оборудование учебного кабинета
- таблицы (фонетические, морфологические, грамматические),
- плакаты (пословицы, поговорки, афоризмы),
- слайды,
- компакт-диски с учебным материалом(презентации теоретических занятий,
видеофильмы лекционного материала).
Технические средства обучения:
- компьютерное и мультимедийное оборудование,
- видео-аудиовизуальные средства обучения.
3.2 Информационное обеспечение обучения: перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет – ресурсов, дополнительной литературы
Литература:
Основные источники:
- Городкова Ю.И. «Латинский язык» М-2013.
Дополнительные источники:
- Цисык А.З., Швайко Е.С. «Основы латинского языка и медицинской
терминологии».- Минск, 2014.
- Методические рекомендации для студентов по самостоятельной подготовки к
практическим занятиям. Братск, 2016.
- Латинский язык и основы медицинской терминологии / А.А. Марцелли. - Изд.
5-е, испр. - Ростов н/Д : Феникс, 2014. - 380, [1] с. - (Среднее профессиональное
образование).
- Основы латинского языка с медицинской терминологией : учеб.для студентов
учреждений сред. проф. образования / Ю. Ф. Панасенко. - М. : ГЭОТАР-Медиа,
2012. - 352 с.
- Словарь латинско-русский русско-латинский для медицинских колледжей / А.
А. Швырев, М. И. Муранова. - Изд. 4-е, перераб. и доп.- Ростов н/Д: Феникс,
2012. - 286, [1] с. - (Словари).
- Элементы латинского языка и основ медицинской терминологии: Учебник. –
Изд. 2-е, доп. - М.: Медицина, 2013. - 274 с.
- Латинско-русский словарь \ Авт.сост. К.А.Тананушко. М.: ООО «Харвест», 2012.
- Международная анатомическая номенклатура. − М.: Медицина. – 2012.
- Словарь латинских крылатых слов М., изд. «Русский язык» 2012г.
Интернет – ресурсы:
- Каталог информационной системы «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»
- Электронная библиотека медицинского колледжа www. medcollegelib.ru
- Сайт преподавателя
4. Контроль и оценка результатов освоения учебной Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий в форме: тестирования, индивидуальных заданий, чтения и перевода упражнений, составления фармацевтических и клинических терминов, медицинских выражений, выписывания рецептов по заданному значению.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Освоенные умения: | |
- уметь правильно читать и писать на латинском языке медицинские термины и рецептурные сокращения | - оценка навыков чтения и письма; - оценка выполнения тестовых заданий; - оценка выполнения индивидуальных заданий по выписыванию рецептов, - оценка выполнения индивидуальных заданий по составлению клинических и фармацевтических терминов; - оценка выполнения индивидуальной самостоятельной работы, рефератов; - оценка выполнения работы по глоссарию; - экспертная оценка результатов дифференцированного зачета. |
Усвоенные знания: | |
- знать элементы латинской грамматики и словообразования | - оценка результатов устного опроса; - оценка результатов тестирования; - оценка результатов контрольных и практических работ; - оценка результатов внеаудиторной самостоятельной работы; - оценка результатов дифференцированного зачета. |