12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Дерябина Елена Александровна62
Преподаватель дисциплин: "Основы латинского языка с медицинской терминологией", "Фармакология"
Россия, Иркутская обл., Братск
1

Рабочая программа по дисциплине «Основы латинского языка с медицинской терминологией»

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Областное государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение

«Братский медицинский колледж»

 

УТВЕРЖДАЮ:

 

Директор ОГБПОУ БМК

 

______________ С.А. Черемных

 

« 25 » января 2017 г.


 

Рабочая программа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.02 ОСНОВЫ ЛАТИНСКОГО ЯЗЫКА С МЕДИЦИНСКОЙ ТЕРМИНОЛОГИЕЙ

профессия 34.01.01 Младшая медицинская сестра по уходу за больными

Очная форма обучения

Братск, 2017г.

Рассмотрено и одобрено на

РАССМОТРЕНО:

заседании ЦМК №5

Педагогическим советом

Протокол № 5

Протокол № 3

от «12» декабря 2016 г.

от «25» января 2017 г.

Председатель ЦМК Калинина О.Н.

Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии с:

Федеральным государственным образовательным стандартом по профессии 060501.01 Младшая медицинская сестра по уходу за больными, квалификация Младшая медицинская сестра по уходу за больными;

локальным нормативным актом «Положение по формированию рабочих программ учебных дисциплин, профессиональных модулей» ОГБПОУ БМК;

планом учебного процесса по профессии 34.01.01 Младшая медицинская сестра по уходу за больными.

Организация-разработчик рабочей программы:

Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Братский медицинский колледж»

Разработчик:

Е.А. Дерябина - преподаватель первой квалификационной категории ОГБПОУ БМК.

Рецензент:

Л.В. Овчинников – врач высшей квалификационной категории ОГБУЗ «Братская районная больница».


СОДЕРЖАНИЕ
 

стр.

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

  1. условия реализации учебной дисциплины

13

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

14


 

1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОСНОВЫ ЛАТИНСКОГО ЯЗЫКА С МЕДИЦИНСКОЙ ТЕРМИНОЛОГИЕЙ

1.1 Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины Основы латинского языка с медицинской терминологией является частью программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих (далее по тексту ППКРС), в соответствии с ФГОС по профессии Младшая медицинская сестра по уходу за больными.

1.2 Место учебной дисциплины в структуре ППКРС:

Учебная дисциплина входит в общепрофессиональный цикл ППКРС.

1.3 Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен обладать предусмотренными ФГОС по профессии Младшая медицинская сестра по уходу за больными следующими умениями и знаниями, которые формируют общие компетенции (ОК) и в дальнейшем профессиональные компетенции (ПК):

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

- применять латинскую терминологию в практической деятельности.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

- основы латинского языка с медицинской терминологией.

Перечень формируемых компетенций:

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, пациентами.

ПК 1.1. Эффективно общаться с пациентом и его окружением в процессе профессиональной деятельности.

ПК 1.5. Оформлять медицинскую документацию.

ПК 2.3. Участвовать в санитарно-просветительской работе среди населения.

1.4 Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:

Максимальной учебной нагрузки обучающегося – 46 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 32 часа;

самостоятельной работы обучающегося – 14 часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1 Объем дисциплины и виды учебной работы:

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

46

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

32

в том числе:

 

теоретические занятия

4

практические занятия

28

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

14

Промежуточная аттестация в форме – дифференцированного зачета

 

2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины: Основы латинского языка с медицинской терминологией

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1

Введение

 

9

 

Тема 1.1.

Введение

Содержание учебного материала

2

 

1

Введение в дисциплину. Организация занятий латинского языка с медицинской терминологией

2

1

2

Краткая история латинского языка. Его роль в медицине и общегуманитарное значение

3

Общие сведения о медицинской терминологии

4

Подсистемы медицинской терминологии

Тема 1.2.

Фонетика

Содержание учебного материала

7

 

1.

Фонетика. Латинский алфавит.

2

1

2.

Произношение гласных, согласных, дифтонгов и буквосочетаний

3.

Правила постановки ударения. Долгота и кратность слогов.

Практическое занятие

4

2

1

Обсуждение роли латинского языка в формировании медицинской профессиональной терминологии, истории латинского языка его роли в общегуманитарном значении

2

Обсуждение подсистем медицинской терминологии

3

Чтение упражнений по фонетике (по произношению букв, буквенных сочетаний дифтонов)

4

Чтение упражнений с соблюдением правил постановки ударения.

Самостоятельная работа:

1

3

Выполнение упражнений по образцу

Подготовка доклада по теме «История развития латинского языка»

Раздел 2. Анатомическая терминология.

 

18

 

Тема 2.1.

Имя существительное

Содержание учебного материала

6

 

1

Имя существительное. Грамматические категории существительных: род, число, падеж.

   

2

Первое, второе склонение существительных.

3

Словарная форма существительных.

4

Согласованное определение

Практическое занятие.

4

2

1

Обсуждение грамматических категорий имен существительных в аспекте анатомической терминологии.

2

Работа со словарной формы существительных пяти склонений по определению рода, склонения, основы существительного.

3

Грамматическая характеристика имен существительных 1го , 2го склонений на примере анатомических терминов, медицинских словосочетаний

4

Выполнение упражнений, включающих существительные 1го , 2го склонений, несогласованным определением.

5

Составление и обсуждение словосочетаний анатомической терминологии с несогласованным определением

Самостоятельная работа:

2

3

Работа со словарем, справочниками

Выполнение упражнений по образцу

Подготовка реферата «Развитие анатомической терминологии»

Тема 2.2.

Имя прилагательное

Содержание учебного материала

6

 

1

Имя прилагательное. Грамматические категории прилагательных: род, число, падеж.

   

2

Две группы прилагательных.

3

Словарная форма прилагательных.

4

Согласованное определение.

5

Сравнительная и превосходная степень прилагательных анатомической терминологии

Практическое занятие.

4

2

1

Обсуждение грамматических категорий имен прилагательных и их роль в медицинской терминологии, словарной формы прилагательных.

2

Определение группы прилагательных.

3

Составление словосочетаний с согласованным определением по алгоритму.

4

Выполнение упражнений по согласованию прилагательных, в т.ч. в сравнительной и превосходной степени на примере анатомических терминов.

Самостоятельная работа:

2

3

составление таблицы «Алгоритм согласования прилагательных с существительными»

работа с глоссаием

Тема 2.3.

Третье, четвертое, пятое склонение имен существительных

Содержание учебного материала

6

 

1

3 склонение имен существительных грамматические категории

   

2

Окончания существительных мужского, женского и среднего рода 3-го склонения.

3

Словарная форма.

4

Исключение из правил о роде.

5

Особенности склонения некоторых групп существительных 3го склонения.

6

4-ое и 5ое склонение существительных.

7

Согласование прилагательных первой и второй группы с существительными 3, 4, 5 склонений

Практическое занятие.

4

2

1

Обсуждение грамматических категорий имен существительных 3го склонения, их особенностей.

2

Определение рода, основы существительных 3го склонения (равносложных и неравносложных)

3

Работа со словарной формой существительных 3го склонения, обращая внимание на исключение из правил о роде.

4

Выполнение упражнений, включающих существительные 3го склонения мужского, женского, среднего рода на примере анатомических терминов, словосочетаний.

5

Обсуждение грамматических категорий имен существительных 4го , 5го склонений.

6

Выполнение упражнений, составление словосочетаний анатомической терминологии.

7

Выполнение упражнений, составление медицинских словосочетаний по согласованию прилагательных с существительными 3,4,5 склонений.

Самостоятельная работа:

2

3

составление таблицы «Алгоритм согласования прилагательных с существительными»

выполнение упражнений по образцу

работа с глоссарием

Раздел 3. Фармацевтическая терминология.

 

12

 

Тема 3.1.

Глагол

Содержание учебного материала

3

 

1.

Глагол, грамматические категории: спряжения, лицо, число, время, наклонение, залог.

   

2.

Словарная форма глагола.

3.

Четыре спряжения глагола, основы глагола.

4.

Образование повелительного наклонения глагола.

5.

Образование сослагательного наклонения глагола.

6.

Употребление повелительного и сослагательного наклонения глаголов в стандартных рецептурных формулировках.

 

Практическое занятие.

2

2

1

Изучение глагола в латинском языке, грамматических категорий: лицо, число, время, наклонение, залог, словарная форма глагола

2

Характеристика четырех спряжений, основы глаголов.

3

Образование повелительного наклонения глагола на примерах в рецептурных выражениях.

4

Образование сослагательного наклонения глагола на примерах в рецептурных выражениях.

5

Употребление повелительного и сослагательного наклонения глаголов в стандартных рецептурных формулировках.

6

Выполнение упражнений.

Самостоятельная работа:

1

3

выполнение упражнений по образцу

выполнение индивидуального задания

подготовка словаря медицинских терминов

подготовка реферата по теме «Развитие фармацевтической терминологии»

Тема 3.2.

Фармацевтические термины.

Содержание учебного материала

3

 

1

Название групп лекарственных средств по их фармакологическому действию.

   

2

Частотные отрезки в названиях лекарственных средств и репаратов.

Практическое занятие.

2

2

1

Название групп лекарственных средств по их фармакологическому действию.

2

Изучение частотных отрезков в названиях лекарственных веществ и препаратов

4

Выполнение упражнений с примерами фармакологической терминологии

Самостоятельная работа:

1

3

1

Выполнение упражнений с примерами фармакологической терминологии

Тема 3.3.

Рецепт. Структура рецепта

Содержание учебного материала

6

 

1

Рецепт. Структура рецепта

   

2

Оформления рецепта. Латинская часть рецепта.

3

Предлоги рецепта

4

Рецептурные сокращения

5

Группы лекарственных средств

Практическое занятие.

4

2

1

Знакомство с рецептом, структурой рецепта.

2

Оформление рецепта. Латинская часть рецепта

3

Знакомство с предлогами в рецептах.

4

Знакомство с рецептурные сокращения.

5

Выполнение упражнений по переводу рецептов с латинского - на русский и с русского – на латинский.

Самостоятельная работа:

2

3

выполнение упражнений по образцу

выполнение упражнений по образцу

составление таблицы по образцу включающий название химических соединений по – русски, по – латински, химические символы

Раздел 4. Клиническая терминология.

 

7

 

Тема 4.1.

Терминологическая словообразование

Содержание учебного материала

2

 

1.

Состав слова.

 

 

2.

Понятие «терменоэлемент» (ТЭ).

3.

Важнейшие латинские и греческие приставки.

4.

Греческие клинические ТЭ.

5.

Греко-латинские дуплеты.

Практическое занятие.

1

2

1

Изучение состава слова.

2

Обсуждение понятия «терминоэлемент» (ТЭ).

3

Характеристика важнейших латинских и греческих приставок.

4

Знакомство с греческими клиническими ТЭ, греко-латинскими дублетами.

5

Выполнение упражнения по клинической терминологии.

Самостоятельная работа:

1

3

подготовка реферата по теме «Структура клинических терминов»

выполнение упражнения по образцу

работа с глоссарием

Тема 4.2.

Клинические термины

Содержание учебного материала

2

 

1

Терминологическое словообразование, особенности структуры клинических терминов.

   

2

СуффиксыТЭ -oma, -it(is)-, -ias(is)-, -os(is)-, -ism- в клинических терминах

3

Греко-латинские дублеты, обозначающие части тела, органы, ткани.

4

Анализ клинических терминов по ТЭ.

Практическое занятие.

1

2

1

Обсуждение терминологического словообразования, особенностей структуры клинических терминов.

2

Знакомство с суффиксами – ТЭ -oma, -it(is)-, -ias(is)-, -os(is)-, -ism- в клинических терминах

3

Знакомство с греко-латинскими дублетми, обозначающих части тела, органы, ткани.

4

Анализ клинических терминов по ТЭ.

Самостоятельная работа:

1

3

выполнение упражнений

выполнение заданий по контрольным вопросам

Тема 4.3.

Конструирование терминов. Терминологическое словообразование

Содержание учебного материала

2

 

1

Конструирование терминов в заданном значении.

   

2

Терминологическое образование.

Практическое занятие.

1

2

1

Конструирование терминов в заданном значении.

2

Терминологическое образование.

3

Выполнение упражнений по объяснению и конструированию медицинских терминов.

Самостоятельная работа:

1

3

выполнение упражнений по образцу

выполнение заданий по контрольным вопросам

работа с глоссарием

Тема 4.4.

Латинские и греческие числительные приставки, предлоги, профессиональные выражения. Дифференцированный зачет

Содержание учебного материала

1

 

1

Латинские и греческие числительные – приставки и предлоги в медицинской терминологии.

   

2

Профессиональные выражения.

3

Латинские пословицы и афоризмы.

Практическое занятие.

1

2

1

Знакомство с латинскими и греческими числительными – приставками и предлогами в медицинской терминологии.

2

Составление профессиональных выражений.

3

Выполнение упражнений по медицинской терминологии.

4

Знакомство с латинскими пословицами и крылатыми афоризмами

5

Дифференцированный зачет

 

Всего

46

 
 

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

4

 
 

Практические занятия

28

 
 

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

14

 
3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины

3.1 Требования к минимальному материально – техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета,

«Основ латинского языка с медицинской терминологией»

Оборудование учебного кабинета

- таблицы (фонетические, морфологические, грамматические),

- плакаты (пословицы, поговорки, афоризмы),

- слайды,

- компакт-диски с учебным материалом(презентации теоретических занятий,

видеофильмы лекционного материала).

Технические средства обучения:

компьютерное и мультимедийное оборудование,

- видео-аудиовизуальные средства обучения.

3.2 Информационное обеспечение обучения: перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет – ресурсов, дополнительной литературы

Литература:

Основные источники:

- Городкова Ю.И. «Латинский язык» М-2013.

Дополнительные источники:

- Цисык А.З., Швайко Е.С. «Основы латинского языка и медицинской

терминологии».- Минск, 2014.

- Методические рекомендации для студентов по самостоятельной подготовки к

практическим занятиям. Братск, 2016.

- Латинский язык и основы медицинской терминологии / А.А. Марцелли. - Изд.

5-е, испр. - Ростов н/Д : Феникс, 2014. - 380, [1] с. - (Среднее профессиональное

образование).

- Основы латинского языка с медицинской терминологией : учеб.для студентов

учреждений сред. проф. образования / Ю. Ф. Панасенко. - М. : ГЭОТАР-Медиа,

2012. - 352 с.

- Словарь латинско-русский русско-латинский для медицинских колледжей / А.

А. Швырев, М. И. Муранова. - Изд. 4-е, перераб. и доп.- Ростов н/Д: Феникс,

2012. - 286, [1] с. - (Словари).

- Элементы латинского языка и основ медицинской терминологии: Учебник. –

Изд. 2-е, доп. - М.: Медицина, 2013. - 274 с.

- Латинско-русский словарь \ Авт.сост. К.А.Тананушко. М.: ООО «Харвест», 2012.

- Международная анатомическая номенклатура. − М.: Медицина. – 2012.

- Словарь латинских крылатых слов М., изд. «Русский язык» 2012г.

Интернет – ресурсы:

- Каталог информационной системы «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» http://www.onlain/multipl

- Электронная библиотека медицинского колледжа www. medcollegelib.ru

- Сайт преподавателя Derabinae9@mail.com

4. Контроль и оценка результатов освоения учебной Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий в форме: тестирования, индивидуальных заданий, чтения и перевода упражнений, составления фармацевтических и клинических терминов, медицинских выражений, выписывания рецептов по заданному значению.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Освоенные умения:

 

- уметь правильно читать и писать на латинском языке медицинские термины и рецептурные сокращения

- оценка навыков чтения и письма;

- оценка выполнения тестовых заданий;

- оценка выполнения индивидуальных

заданий по выписыванию рецептов,

- оценка выполнения индивидуальных

заданий по составлению клинических

и фармацевтических терминов;

- оценка выполнения индивидуальной

самостоятельной работы, рефератов;

- оценка выполнения работы по

глоссарию;

- экспертная оценка результатов

дифференцированного зачета.

Усвоенные знания:

 

- знать элементы латинской грамматики и словообразования

- оценка результатов устного опроса;

- оценка результатов тестирования;

- оценка результатов контрольных и практических работ;

- оценка результатов внеаудиторной самостоятельной работы;

- оценка результатов дифференцированного зачета.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.