Рабочая программа по дисциплине «Основы латинского языка с медицинской терминологией»
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
Областное государственное бюджетное
профессиональное образовательное учреждение
«Братский медицинский колледж»
УТВЕРЖДАЮ: |
|
Директор ОГБПОУ БМК |
|
______________ С.А. Черемных |
|
« 25 » января 2017 г. |
Рабочая программа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.02 ОСНОВЫ ЛАТИНСКОГО ЯЗЫКА С МЕДИЦИНСКОЙ ТЕРМИНОЛОГИЕЙ
профессия 34.01.01 Младшая медицинская сестра по уходу за больными
Очная форма обучения
Братск, 2017г.
Рассмотрено и одобрено на |
РАССМОТРЕНО: |
заседании ЦМК №5 |
Педагогическим советом |
Протокол № 5 |
Протокол № 3 |
от «12» декабря 2016 г. |
от «25» января 2017 г. |
Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии с:
Федеральным государственным образовательным стандартом по профессии 060501.01 Младшая медицинская сестра по уходу за больными, квалификация Младшая медицинская сестра по уходу за больными;
локальным нормативным актом «Положение по формированию рабочих программ учебных дисциплин, профессиональных модулей» ОГБПОУ БМК;
планом учебного процесса по профессии 34.01.01 Младшая медицинская сестра по уходу за больными.
Организация-разработчик рабочей программы:
Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Братский медицинский колледж»
Разработчик:
Е.А. Дерябина - преподаватель первой квалификационной категории ОГБПОУ БМК.
Рецензент:
Л.В. Овчинников – врач высшей квалификационной категории ОГБУЗ «Братская районная больница».
СОДЕРЖАНИЕ
стр. |
|
|
5 |
|
6 |
|
13 |
|
14 |
1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОСНОВЫ ЛАТИНСКОГО ЯЗЫКА С МЕДИЦИНСКОЙ ТЕРМИНОЛОГИЕЙ
1.1 Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины Основы латинского языка с медицинской терминологией является частью программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих (далее по тексту ППКРС), в соответствии с ФГОС по профессии Младшая медицинская сестра по уходу за больными.
1.2 Место учебной дисциплины в структуре ППКРС:
Учебная дисциплина входит в общепрофессиональный цикл ППКРС.
1.3 Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен обладать предусмотренными ФГОС по профессии Младшая медицинская сестра по уходу за больными следующими умениями и знаниями, которые формируют общие компетенции (ОК) и в дальнейшем профессиональные компетенции (ПК):
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- применять латинскую терминологию в практической деятельности.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- основы латинского языка с медицинской терминологией.
Перечень формируемых компетенций:
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, пациентами.
ПК 1.1. Эффективно общаться с пациентом и его окружением в процессе профессиональной деятельности.
ПК 1.5. Оформлять медицинскую документацию.
ПК 2.3. Участвовать в санитарно-просветительской работе среди населения.
1.4 Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
Максимальной учебной нагрузки обучающегося – 46 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 32 часа;
самостоятельной работы обучающегося – 14 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1 Объем дисциплины и виды учебной работы:
Вид учебной работы |
Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) |
46 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) |
32 |
в том числе: |
|
теоретические занятия |
4 |
практические занятия |
28 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) |
14 |
Промежуточная аттестация в форме – дифференцированного зачета |
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины: Основы латинского языка с медицинской терминологией
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся |
Объем часов |
Уровень освоения |
||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
||||||
Раздел 1 Введение |
9 |
||||||||
Тема 1.1. Введение |
Содержание учебного материала |
2 |
|||||||
1 |
Введение в дисциплину. Организация занятий латинского языка с медицинской терминологией |
2 |
1 |
||||||
2 |
Краткая история латинского языка. Его роль в медицине и общегуманитарное значение |
||||||||
3 |
Общие сведения о медицинской терминологии |
||||||||
4 |
Подсистемы медицинской терминологии |
||||||||
Тема 1.2. Фонетика |
Содержание учебного материала |
7 |
|||||||
1. |
Фонетика. Латинский алфавит. |
2 |
1 |
||||||
2. |
Произношение гласных, согласных, дифтонгов и буквосочетаний |
||||||||
3. |
Правила постановки ударения. Долгота и кратность слогов. |
||||||||
Практическое занятие |
4 |
2 |
|||||||
1 |
Обсуждение роли латинского языка в формировании медицинской профессиональной терминологии, истории латинского языка его роли в общегуманитарном значении |
||||||||
2 |
Обсуждение подсистем медицинской терминологии |
||||||||
3 |
Чтение упражнений по фонетике (по произношению букв, буквенных сочетаний дифтонов) |
||||||||
4 |
Чтение упражнений с соблюдением правил постановки ударения. |
||||||||
Самостоятельная работа: |
1 |
3 |
|||||||
Выполнение упражнений по образцу Подготовка доклада по теме «История развития латинского языка» |
|||||||||
Раздел 2. Анатомическая терминология. |
18 |
||||||||
Тема 2.1. Имя существительное |
Содержание учебного материала |
6 |
|||||||
1 |
Имя существительное. Грамматические категории существительных: род, число, падеж. |
||||||||
2 |
Первое, второе склонение существительных. |
||||||||
3 |
Словарная форма существительных. |
||||||||
4 |
Согласованное определение |
||||||||
Практическое занятие. |
4 |
2 |
|||||||
1 |
Обсуждение грамматических категорий имен существительных в аспекте анатомической терминологии. |
||||||||
2 |
Работа со словарной формы существительных пяти склонений по определению рода, склонения, основы существительного. |
||||||||
3 |
Грамматическая характеристика имен существительных 1го , 2го склонений на примере анатомических терминов, медицинских словосочетаний |
||||||||
4 |
Выполнение упражнений, включающих существительные 1го , 2го склонений, несогласованным определением. |
||||||||
5 |
Составление и обсуждение словосочетаний анатомической терминологии с несогласованным определением |
||||||||
Самостоятельная работа: |
2 |
3 |
|||||||
Работа со словарем, справочниками Выполнение упражнений по образцу Подготовка реферата «Развитие анатомической терминологии» |
|||||||||
Тема 2.2. Имя прилагательное |
Содержание учебного материала |
6 |
|||||||
1 |
Имя прилагательное. Грамматические категории прилагательных: род, число, падеж. |
||||||||
2 |
Две группы прилагательных. |
||||||||
3 |
Словарная форма прилагательных. |
||||||||
4 |
Согласованное определение. |
||||||||
5 |
Сравнительная и превосходная степень прилагательных анатомической терминологии |
||||||||
Практическое занятие. |
4 |
2 |
|||||||
1 |
Обсуждение грамматических категорий имен прилагательных и их роль в медицинской терминологии, словарной формы прилагательных. |
||||||||
2 |
Определение группы прилагательных. |
||||||||
3 |
Составление словосочетаний с согласованным определением по алгоритму. |
||||||||
4 |
Выполнение упражнений по согласованию прилагательных, в т.ч. в сравнительной и превосходной степени на примере анатомических терминов. |
||||||||
Самостоятельная работа: |
2 |
3 |
|||||||
составление таблицы «Алгоритм согласования прилагательных с существительными» работа с глоссаием |
|||||||||
Тема 2.3. Третье, четвертое, пятое склонение имен существительных |
Содержание учебного материала |
6 |
|||||||
1 |
3-е склонение имен существительных грамматические категории |
||||||||
2 |
Окончания существительных мужского, женского и среднего рода 3-го склонения. |
||||||||
3 |
Словарная форма. |
||||||||
4 |
Исключение из правил о роде. |
||||||||
5 |
Особенности склонения некоторых групп существительных 3го склонения. |
||||||||
6 |
4-ое и 5ое склонение существительных. |
||||||||
7 |
Согласование прилагательных первой и второй группы с существительными 3, 4, 5 склонений |
||||||||
Практическое занятие. |
4 |
2 |
|||||||
1 |
Обсуждение грамматических категорий имен существительных 3го склонения, их особенностей. |
||||||||
2 |
Определение рода, основы существительных 3го склонения (равносложных и неравносложных) |
||||||||
3 |
Работа со словарной формой существительных 3го склонения, обращая внимание на исключение из правил о роде. |
||||||||
4 |
Выполнение упражнений, включающих существительные 3го склонения мужского, женского, среднего рода на примере анатомических терминов, словосочетаний. |
||||||||
5 |
Обсуждение грамматических категорий имен существительных 4го , 5го склонений. |
||||||||
6 |
Выполнение упражнений, составление словосочетаний анатомической терминологии. |
||||||||
7 |
Выполнение упражнений, составление медицинских словосочетаний по согласованию прилагательных с существительными 3,4,5 склонений. |
||||||||
Самостоятельная работа: |
2 |
3 |
|||||||
составление таблицы «Алгоритм согласования прилагательных с существительными» выполнение упражнений по образцу работа с глоссарием |
|||||||||
Раздел 3. Фармацевтическая терминология. |
12 |
||||||||
Тема 3.1. Глагол |
Содержание учебного материала |
3 |
|||||||
1. |
Глагол, грамматические категории: спряжения, лицо, число, время, наклонение, залог. |
||||||||
2. |
Словарная форма глагола. |
||||||||
3. |
Четыре спряжения глагола, основы глагола. |
||||||||
4. |
Образование повелительного наклонения глагола. |
||||||||
5. |
Образование сослагательного наклонения глагола. |
||||||||
6. |
Употребление повелительного и сослагательного наклонения глаголов в стандартных рецептурных формулировках. |
||||||||
Практическое занятие. |
2 |
2 |
|||||||
1 |
Изучение глагола в латинском языке, грамматических категорий: лицо, число, время, наклонение, залог, словарная форма глагола |
||||||||
2 |
Характеристика четырех спряжений, основы глаголов. |
||||||||
3 |
Образование повелительного наклонения глагола на примерах в рецептурных выражениях. |
||||||||
4 |
Образование сослагательного наклонения глагола на примерах в рецептурных выражениях. |
||||||||
5 |
Употребление повелительного и сослагательного наклонения глаголов в стандартных рецептурных формулировках. |
||||||||
6 |
Выполнение упражнений. |
||||||||
Самостоятельная работа: |
1 |
3 |
|||||||
выполнение упражнений по образцу выполнение индивидуального задания подготовка словаря медицинских терминов подготовка реферата по теме «Развитие фармацевтической терминологии» |
|||||||||
Тема 3.2. Фармацевтические термины. |
Содержание учебного материала |
3 |
|||||||
1 |
Название групп лекарственных средств по их фармакологическому действию. |
||||||||
2 |
Частотные отрезки в названиях лекарственных средств и репаратов. |
||||||||
Практическое занятие. |
2 |
2 |
|||||||
1 |
Название групп лекарственных средств по их фармакологическому действию. |
||||||||
2 |
Изучение частотных отрезков в названиях лекарственных веществ и препаратов |
||||||||
4 |
Выполнение упражнений с примерами фармакологической терминологии |
||||||||
Самостоятельная работа: |
1 |
3 |
|||||||
1 |
Выполнение упражнений с примерами фармакологической терминологии |
||||||||
Тема 3.3. Рецепт. Структура рецепта |
Содержание учебного материала |
6 |
|||||||
1 |
Рецепт. Структура рецепта |
||||||||
2 |
Оформления рецепта. Латинская часть рецепта. |
||||||||
3 |
Предлоги рецепта |
||||||||
4 |
Рецептурные сокращения |
||||||||
5 |
Группы лекарственных средств |
||||||||
Практическое занятие. |
4 |
2 |
|||||||
1 |
Знакомство с рецептом, структурой рецепта. |
||||||||
2 |
Оформление рецепта. Латинская часть рецепта |
||||||||
3 |
Знакомство с предлогами в рецептах. |
||||||||
4 |
Знакомство с рецептурные сокращения. |
||||||||
5 |
Выполнение упражнений по переводу рецептов с латинского - на русский и с русского – на латинский. |
||||||||
Самостоятельная работа: |
2 |
3 |
|||||||
выполнение упражнений по образцу |
|||||||||
выполнение упражнений по образцу составление таблицы по образцу включающий название химических соединений по – русски, по – латински, химические символы |
|||||||||
Раздел 4. Клиническая терминология. |
7 |
||||||||
Тема 4.1. Терминологическая словообразование |
Содержание учебного материала |
2 |
|||||||
1. |
Состав слова. |
|
|||||||
2. |
Понятие «терменоэлемент» (ТЭ). |
||||||||
3. |
Важнейшие латинские и греческие приставки. |
||||||||
4. |
Греческие клинические ТЭ. |
||||||||
5. |
Греко-латинские дуплеты. |
||||||||
Практическое занятие. |
1 |
2 |
|||||||
1 |
Изучение состава слова. |
||||||||
2 |
Обсуждение понятия «терминоэлемент» (ТЭ). |
||||||||
3 |
Характеристика важнейших латинских и греческих приставок. |
||||||||
4 |
Знакомство с греческими клиническими ТЭ, греко-латинскими дублетами. |
||||||||
5 |
Выполнение упражнения по клинической терминологии. |
||||||||
Самостоятельная работа: |
1 |
3 |
|||||||
подготовка реферата по теме «Структура клинических терминов» выполнение упражнения по образцу работа с глоссарием |
|||||||||
Тема 4.2. Клинические термины |
Содержание учебного материала |
2 |
|||||||
1 |
Терминологическое словообразование, особенности структуры клинических терминов. |
||||||||
2 |
Суффиксы – ТЭ -oma, -it(is)-, -ias(is)-, -os(is)-, -ism- в клинических терминах |
||||||||
3 |
Греко-латинские дублеты, обозначающие части тела, органы, ткани. |
||||||||
4 |
Анализ клинических терминов по ТЭ. |
||||||||
Практическое занятие. |
1 |
2 |
|||||||
1 |
Обсуждение терминологического словообразования, особенностей структуры клинических терминов. |
||||||||
2 |
Знакомство с суффиксами – ТЭ -oma, -it(is)-, -ias(is)-, -os(is)-, -ism- в клинических терминах |
||||||||
3 |
Знакомство с греко-латинскими дублетми, обозначающих части тела, органы, ткани. |
||||||||
4 |
Анализ клинических терминов по ТЭ. |
||||||||
Самостоятельная работа: |
1 |
3 |
|||||||
выполнение упражнений выполнение заданий по контрольным вопросам |
|||||||||
Тема 4.3. Конструирование терминов. Терминологическое словообразование |
Содержание учебного материала |
2 |
|||||||
1 |
Конструирование терминов в заданном значении. |
||||||||
2 |
Терминологическое образование. |
||||||||
Практическое занятие. |
1 |
2 |
|||||||
1 |
Конструирование терминов в заданном значении. |
||||||||
2 |
Терминологическое образование. |
||||||||
3 |
Выполнение упражнений по объяснению и конструированию медицинских терминов. |
||||||||
Самостоятельная работа: |
1 |
3 |
|||||||
выполнение упражнений по образцу выполнение заданий по контрольным вопросам работа с глоссарием |
|||||||||
Тема 4.4. Латинские и греческие числительные приставки, предлоги, профессиональные выражения. Дифференцированный зачет |
Содержание учебного материала |
1 |
|||||||
1 |
Латинские и греческие числительные – приставки и предлоги в медицинской терминологии. |
||||||||
2 |
Профессиональные выражения. |
||||||||
3 |
Латинские пословицы и афоризмы. |
||||||||
Практическое занятие. |
1 |
2 |
|||||||
1 |
Знакомство с латинскими и греческими числительными – приставками и предлогами в медицинской терминологии. |
||||||||
2 |
Составление профессиональных выражений. |
||||||||
3 |
Выполнение упражнений по медицинской терминологии. |
||||||||
4 |
Знакомство с латинскими пословицами и крылатыми афоризмами |
||||||||
5 |
Дифференцированный зачет |
||||||||
Всего |
46 |
||||||||
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) |
4 |
||||||||
Практические занятия |
28 |
||||||||
Самостоятельная работа обучающегося (всего) |
14 |
3.1 Требования к минимальному материально – техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета,
«Основ латинского языка с медицинской терминологией»
Оборудование учебного кабинета
- таблицы (фонетические, морфологические, грамматические),
- плакаты (пословицы, поговорки, афоризмы),
- слайды,
- компакт-диски с учебным материалом(презентации теоретических занятий,
видеофильмы лекционного материала).
Технические средства обучения:
- компьютерное и мультимедийное оборудование,
- видео-аудиовизуальные средства обучения.
3.2 Информационное обеспечение обучения: перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет – ресурсов, дополнительной литературы
Литература:
Основные источники:
- Городкова Ю.И. «Латинский язык» М-2013.
Дополнительные источники:
- Цисык А.З., Швайко Е.С. «Основы латинского языка и медицинской
терминологии».- Минск, 2014.
- Методические рекомендации для студентов по самостоятельной подготовки к
практическим занятиям. Братск, 2016.
- Латинский язык и основы медицинской терминологии / А.А. Марцелли. - Изд.
5-е, испр. - Ростов н/Д : Феникс, 2014. - 380, [1] с. - (Среднее профессиональное
образование).
- Основы латинского языка с медицинской терминологией : учеб.для студентов
учреждений сред. проф. образования / Ю. Ф. Панасенко. - М. : ГЭОТАР-Медиа,
2012. - 352 с.
- Словарь латинско-русский русско-латинский для медицинских колледжей / А.
А. Швырев, М. И. Муранова. - Изд. 4-е, перераб. и доп.- Ростов н/Д: Феникс,
2012. - 286, [1] с. - (Словари).
- Элементы латинского языка и основ медицинской терминологии: Учебник. –
Изд. 2-е, доп. - М.: Медицина, 2013. - 274 с.
- Латинско-русский словарь \ Авт.сост. К.А.Тананушко. М.: ООО «Харвест», 2012.
- Международная анатомическая номенклатура. − М.: Медицина. – 2012.
- Словарь латинских крылатых слов М., изд. «Русский язык» 2012г.
Интернет – ресурсы:
- Каталог информационной системы «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» http://www.onlain/multipl
- Электронная библиотека медицинского колледжа www. medcollegelib.ru
- Сайт преподавателя Derabinae9@mail.com
4. Контроль и оценка результатов освоения учебной Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий в форме: тестирования, индивидуальных заданий, чтения и перевода упражнений, составления фармацевтических и клинических терминов, медицинских выражений, выписывания рецептов по заданному значению.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Освоенные умения: |
|
- уметь правильно читать и писать на латинском языке медицинские термины и рецептурные сокращения |
- оценка навыков чтения и письма; - оценка выполнения тестовых заданий; - оценка выполнения индивидуальных заданий по выписыванию рецептов, - оценка выполнения индивидуальных заданий по составлению клинических и фармацевтических терминов; - оценка выполнения индивидуальной самостоятельной работы, рефератов; - оценка выполнения работы по глоссарию; - экспертная оценка результатов дифференцированного зачета. |
Усвоенные знания: |
|
- знать элементы латинской грамматики и словообразования |
- оценка результатов устного опроса; - оценка результатов тестирования; - оценка результатов контрольных и практических работ; - оценка результатов внеаудиторной самостоятельной работы; - оценка результатов дифференцированного зачета. |