Методические рекомендации на тему «Терминология по работе социального педагога»

2
0
Материал опубликован 20 October 2018

Социальный педагог – высококвалифицированный специалист в области педагогики и психологии, занимающийся организацией профилактической, социально значимой деятельности детей и взрослых.

Социальная педагогика - отрасль педагогики, исследующая соци­альное воспитание в контексте социализации, т. е. воспитание всех возрастных групп и социальных категорий людей, осуществляемое как в организациях специально для этого созданных, так и в орга­низациях, для которых воспитание не является основной функцией (предприятия, воинские части и др.).

Дети «группы риска» - это незащищенные и незрелые в силу возраста граждане, оказавшиеся в неблагоприятных условиях содержания, воспитания и развития. Эти условия отражаются на процессе социализации личности и влекут за собой неблагоприятные последствия как для личности, так и для общества в целом.

К группе риска в первую очередь относятся подростки: с нарушением межличностных отношений, “одиночки”; злоупотребляющие алкоголем или наркотиками, отличающиеся девиантным или криминальным поведением, включающим физическое насилие; с затяжным депрессивным состоянием; сверхкритичные к себе подростки; страдающие от недавно испытанных унижений или трагических утрат, от хронических или смертельных болезней; фрустрированные несоответствием между ожидавшимися успехами в жизни и реальными достижениями; страдающие от болезней или покинутые окружением подростки из социально-неблагополучных семей - уход из семьи или развод родителей; из семей, в которых были случаи суицидов.

Несовершеннолетний, находящийся в социально-опасном положении – это лицо, которое вследствие безнадзорности и беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия. (в ред. ФЗ от 07.0702003 №111-ФЗ)

Антиобщественные действия – действия несовершеннолетнего, выражающиеся в систематическом употреблении наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, занятии проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством, а также иные действия, нарушающие права и законные интересы других лиц; (абзац введен Федеральным законом от 07.07.2003 №111-ФЗ, в ред. Федерального закона от 22.04.2005 №39-ФЗ)

Семья, находящаяся в социально-опасном положении – семья, имеющая детей, находящихся в социально-опасном положении, а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними. (в ред. ФЗ от 01.12.2004 № 150-ФЗ).

Трудная жизненная ситуация – ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и т.п.), которую он не может преодолеть самостоятельно. (согласно ФЗ РФ от 10.12.1995)

Безнадзорность - отсутствие присмотра за детьми, наблюдения за их времяпровождением, заботы о воспитании со стороны родителей или тех, кто их заменяет. Возникает из-за занятости родителей или из-за безответственного отношения к родительским обязанностям. (Семейное воспитание. Краткий словарь, М, 1990)

Признаки риска , как отрицательные проявления в ребенке:

нравственные: лживость, леность, жадность, грубость, злость, ябедничество, жесткость, черствость, эгоизм.

волевые: слабоволие, упрямство, неуверенность, безинициативность, безответственность, несамостоятельность.

эмоциональные: угнетенность, вялость, угрюмость, раздражительность, расторможенность, агрессивность, аффективность, обидчивость, утомляемость.

поведенческие: кривляние, грубость, хамство, недисциплинированность, непослушание, драчливость, демонстративность, тяга к алкоголю, курению, наркотикам, азартным играм, сквернословию, бродяжничеству, воровство, хулиганство.

интеллектуальные: неразвитость мышления, внимания, памяти, наблюдательности, воображения.

деятельностные: отсутствие интереса и успешности в учебе, труде, игре, творчестве, добросовестности, неумение довести дело до конца, избегание труда.

Отклонения в поведении детей и подростков - непослушание, грубость, упрямство, негативизм и др. - могут быть вызваны следующими причинами: неправильное воспитание из-за недостатка или избытка внимания к нему; педагогическая запущенность, развивающаяся на ее основе трудновоспитуемость;
устойчивый и психический дискомфорт, вызванный систематическими учебными неуспехами и связанными с ними неприятностями; неблагополучие в отношениях с товарищами, коллективом, учителями; возрастные кризы; акцентуации характера, нездоровье, отклонения в психическом и физическом развитии и т.д.

Педагогическая запущенность - стойкое, отчетливо выраженное искажение нравственных представлений, невоспитанность чувств и навыков общего поведения, несоблюдении требований школьного коллектива и педагогов и обусловленное неблагоприятным влиянием микросреды и недостатками учебно-воспитательного процесса.

Причина педагогической запущенности, связанная со школой - профессиональная некомпетентность учителей, организующих наиболее значимую в школьные годы ребенка учебную деятельность.

Проявления профессиональной некомпетентности

Признаки

Способ нейтрализации

1. Нет знаний или опыта применения их на практике в области - возрастной психологии ребенка (особенности возраста, потребности детей данного возрастного периода) - половой дифференциации (поэтому образ «+» ученика - это образ девочки) - типологических особенностей (темперамента), поэтому пед. воздействие одно и тоже, что неэффективно и вредно в процессе развития и воспитания - здоровьесберегающая пед. Технология

а) поспешные выводы о человеческих качествах учеников (часто отриц. Характеристики) б)злоупотребление словесными методами воздействия (угрозы, наказания, оскорбления в) жалобы родителям, что создает конфликтные ситуации в отношениях родителей и ребенка г) нервозность, раздражение, отвержение по отношению к ребенку

1. Организация спец.занятий для педагогов по получению знаний 2. Создание психолого-педагог. консилиума для анализасложных пед. ситуаций и их разрешения в пользу ребенка 3. Обучение учителей приемам саморегуляции 4. Учет факторов здоровья, возраста, полов, типолог. особен. в учебной работе

2. Недоброжелательное отношение к ребенку (в том числе равнодушное), его благополучию, самочувствию, успешности.

а) стремление снять с себя ответственность за неуспеваемость, отсутствие дисциплины б) высказывания отрицательного характера в адрес ребенка и родителей в) репрессивные методы воздействия

1. Переориентация учителей. Помочь увидеть положительные стороны ученика 2. Пробудить сочувствие к условиям его жизни, его переживаниям, проблемам 3. Сделать попытку изменить форму взаимодействия учитель -ученик 4. Проанализировать результат

     
     
     
     

Задача социального педагога в преодолении педагогической запущенности в ОУ - занимать активную позицию:

1. «Бить тревогу», вносить предложения по мерам профилактики и нейтрализации педагогической запущенности, доказывая их целесообразность на уровне:

- администрации;

- педагогического совета;

- МО классных руководителей;

- отдельных педагогов.

2. Способствовать оздоровлению психологического климата в ОУ:

- путем проведения социально-психологических исследований эмоционального благополучия на уроке, степенью удовлетворенности жизнью детей в классе, школе (совместно с психологом и классными руководителями)

- вместе с педагогами обсуждать результаты исследований носить предложения по оздоровлению обстановки.

3. Налаживать контакты с педагогами, побуждать их к анализу ситуаций и самоанализу.

4. Искать пути преодоления педагогической запущенности в школе и пытаться внедрить в реальную практику жизни как учебном, так и в воспитательном процессе.

5. Отстаивать права, интересы педагогически-запущенных детей школы.

Причины педагогической запущенности, связанные с семьей.

Отклонения в поведении ребенка из вполне благополучной семьи, где родители образованные, хорошо зарабатывают, где нет грубости и конфликтов, могут быть обусловлены следующими причинами:

1. В семье царит двойная мораль, взрослые «раздваиваются» в поступках, словах, оценках, действиях. Например: говорят одно, делают - другое; «в глаза» произносят одни слова, «за глаза» - другие, дают обещание, но его не выполняют. В такой семье ребенок вынужден воспринимать и усваивать одновременно и хорошие, полноценные формы социального поведения и в то же время неправильные, поэтому он тоже «раздваивается»

2. Родители обращаются с ребенком непоследовательно, импульсивно, по настроению. Сегодня могут запретить то, что всегда позволяли, завтра «не заметят» плохого поступка, потом «схватятся», начнут воспитывать и т.д. Дети перестают слушаться, авторитет родителей падает, формирования норм культурного поведения не происходит.

3. Дети и взрослые живут как бы в параллельных мирах: не вместе, а рядом. Для ребенка в семье возможно нет отрицательных переживаний, но нет и положительных. Ощущение ненужности себя в родительском
доме, безразличия ранят душу, побуждают к бунтарству и бродяжничеству в подростковом возрасте.

Дети воспринимают действительность непосредственно такой, какая она есть. Эмоциональная сфера ребенка дошкольного возраста доминирует над другими и обуславливает формирование всех сторон личности.

Поэтому, если окружающая атмосфера полна попустительства, праздности, занеженности, то он будет эгоистичным, требовательным и т.д. - «упрямец-баловень» (стиль восп. отнош. - гиперопека). Если нравственная атмосфера полна запретов и неприятностей, то он становится замкнутым, пугливым или агрессивным, мстительным - «упрямец-обиженный» (авторитарный стиль восп.отн.).

Если в семье царит нездоровая нравственная атмосфера, то дети с раннего возраста испытывают аморальное влияние, которое воспринимается как норма и способствует присвоению ребенком аморальных нравственных взглядов, отношений поступков.

Способы нейтрализации:

1. Ранняя профилактика ошибок семейного воспитания специалистами ДОУ, соц. Педагогами по месту жительства.

2. Родительский всеобуч в ОУ.

3. Группы родительской взаимопомощи.

Перевоспитаниедлительный процесс перестройки структуры личности с целью преодоления отклонений в самосознании, поведении и отношении к миру.

Перевоспитание осуществляется по следующим направлениям:

- изменения системы отношения к ребенку;

- стимулирование положительного опыта в различных видах деятельности (учебной, трудовой, спортивной, досуговой, общественной);

- стимулирование положительных поступков;

- научение анализу своих поступков

(Методика и опыт работы соц.педагога. Ю.В. Василькова, М, 2001)

«Чтобы изменить людей, их надо любить. Влияние на них пропорционально любви к ним» (И.Г.Песталоцци).

Подростковый кризис - психологический феномен, выражается в сосредоточении резких и капитальных сдвигов, усилий и переломов в личностном развитии подростка, во время которого происходит перестройка внутреннего переживания, определяющего его отношение к окружающим людям, изменение потребностей и побуждений, движущих его поведением. Противоречивость его положения (между миром детей и миром взрослых), сопровождающая суть подросткового кризиса, выражается в обострении личностных особенностей и реакций подростка на воздействия извне, протекает в острой форме, порождает сильное эмоциональное переживание, нарушения в поведении и взаимоотношении со взрослыми. (Психология подростка. Под ред. А.А.Реана, СПб, М, 2003)

Социальная зрелость - достигшая своего высшего развития система знаний о соц.действительности, собственно личности, сложных социальных умений и навыков взаимодействия, сценариев поведения в типичных социальных ситуациях, позволяющих человеку адекватно адаптироваться, принимать решения со знанием дела, учитывая сложившуюся ситуацию.

Трудные дети - категория детей, демонстрирующих явные отклонения в личном развитии. Отнесение ребенка к данной категории осуществляется, как правило, по внешним проявлениям его индивидуальности - психологических особенностей, служащих препятствием для нормального протекания учебно-воспитательного процесса. Причины нарушений характера и поведения ребенка весьма разнообразны. Оценка как «трудного» отражает преимущественно мнение о нем педагогов и родителей, а не его конкретные психофизиологические характеристики.

В современной психолого-педагогической литературе трудными называют тех детей, чье поведение резко отклоняется от общепринятых норм и препятствует полноценному воспитанию.

Поэтому используется синоним «трудновоспитуемые» дети, т.к. они наименее склонны следовать педагогическим предписаниям и проявляют крайнюю невосприимчивость к традиционному педагогическому воздействию. (стр.291. Пед. энцикл. словарь, Научн.изд. Больш. Росс. Энцикл.,М, 2002г.)

Трудновоспитуемость - пед. явление, возникающее на фоне патологического развития, болезненных состояний, стрессовых ситуаций. Может носить временный или устойчивый характер. Исчезает вместе с причинами ее порождающими.

Индивидуальная профилактическая работа - деятельность государственных органов, общественных объединений, организаций, граждан по своевременному выявлению несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации, и неблагополучных семей, и их социальной реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений.

Дети – сироты - дети в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель или объявлены умершими.

Лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Дети, оставшиеся без попечения родителей – это лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи со следующими обстоятельствами: отсутствием таковых или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях; объявлением их умершими; отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или защиты их прав и интересов; отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных заведений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.

Законодатель в ФЗ № 159-ФЗ[15] под опекой и попечительством понимает – форму устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов; опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста 14 лет; попечительство устанавливается над детьми в возрасте от 14 до 18 лет.

Вместе с тем термин попечительство (англ. guardianship) –форма защиты личных и имущественных прав и интересов несовершеннолетних (и некоторых других категорий) граждан[16]. Согласно ст.26 ГК РФ попечительство устанавливается над несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет[17].

Опека – это форма охраны личных и имущественных прав недееспособных лиц (детей, лишившихся родителей, душевнобольных)[18].

Под опекой понимают лица и учреждения, на которые возложено такое наблюдение. Лицо, которому поручена опека, называют опекуном, а его обязательства опекунством. Лицо, которому поручено попечение называют попечителем, а его обязательства - попечительство. Под попечением, по сравнению с опекой, может попадать значительно более широкая категория детей. К ним относятся дети, родители которых:

лишены родительских прав;

ограничены в родительских правах;

недееспособны (ограниченно дееспособны);

отбывают наказание в исправительных колониях;

обвиняются в совершении преступлений и находятся под стражей;

уклоняются от воспитания детей;

отказываются забрать детей из лечебных, социальных учреждений, куда ребенок помещен временно;

признаны безвестно отсутствующими;

умерли.

Согласно ФЗ № 159-ФЗ [19] опека и попечительство – устройство таких детей для содержания, воспитания, образования, защиты их прав и законных интересов. Опека устанавливаются над детьми, не достигшими возраста 14 лет, попечительство устанавливается над этой категорией детей в возрасте от 14 до 18 лет.

Социально-правовая защита детства - система государственных социальных мероприятий, нацеленная на профилактику и преодоление кризисных ситуаций в жизни ребенка; охрану детства.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.