Методические рекомендации для студентов по учебной дисциплине «Основы латинского языка с медицинской терминологией»

4
0
Материал опубликован 10 February 2018 в группе

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
Областное государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение

«Братский медицинский колледж»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

по изучению дисциплины


 

ОП.01 Основы латинского языка с медицинской терминологией.

профессия 3.31.02.03 Лабораторная диагностика

Очная форма обучения

по программе базовой подготовки

Братск, 2018г.

Составитель:

Дерябина Е.А. преподаватель первой квалификационной категории

Рецензент:

Гобжила Т.Н.- директор МП «Межбольничная аптека г. Братска»

 

Рассмотрено на заседании ЦМК № _______

Протокол № _________от «___» ______________ 20 г.

Методические рекомендации для студентов по изучению учебной дисциплины ОП.01 «Основы латинского языка с медицинской терминологией» предназначены для обеспечения студентов обучающихся по специальности Лабораторная диагностика

Методические рекомендации для студентов разработаны в соответ-ствии с рабочей программой и календарно - тематическим планом по учеб-ной дисциплине «Основы латинского языка с медицинской терминологией»

В соответствии с учебным планом на изучение рабочей программы учеб-ной дисциплине ОП.01 «Основы латинского языка с медицинской терминоло-гией» отводится максимальная учебная нагрузка в количестве 78 часов.

Из них:

Теоретические занятия – 16 часа

Практические занятия – 36 часов

Самостоятельная работа студентов – 26 часов

 

Методические рекомендации для студентов включают в себя следующие разделы:

1. Методические рекомендации для студентов по самоподготовке к занятиям;

2. Перечень практических навыков, которыми студент должен овладеть в результате изучения рабочей программы по учебной и производственной практике;

3. Вопросы для подготовки к промежуточной аттестации;

4. Рекомендуемая литература (основная и дополнительная).

Данные методические рекомендации позволяют студентам получить необходимую информацию для подготовки к любому виду занятий.

Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен овладеть предусмотренными ФГОС по профессии 3.31.02.01 Лабораторная диагностика следующими умениями и знаниями, которые формируют общие компетенции (ОК), а так же профессиональные компетенции (ПК).

 

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

правильно читать и писать на латинском языке медицинские (анатомические, клинические и фармацевтические) термины;

объяснять значения терминов по знакомым терминоэлементам;

переводить рецепты и оформлять их по заданному нормативному образцу.

 

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

элементы латинской грамматики и способы словообразования;

500 лексических единиц;

глоссарий по специальности.

Перечень формируемых компетенций:

ОК4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, пациентами.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

Данные методические рекомендации позволяют студентам получить необходимую информацию для подготовки к любому виду занятий.

СОДЕРЖАНИЕ

 

Методические рекомендации для студентов по самоподготовке к занятиям

стр. 5

 

Вопросы для подготовки к промежуточной аттестации

стр. 23

 

Рекомендуемая литература (основная и дополнительная)

стр. 24

Методические рекомендации для студентов по самоподготовке к практическим занятиям по дисциплине

«Основы латинского языка с медицинской терминологией»

по профессии

СПО 3.31.02.01 Лабораторная диагностика

Раздел 1 Введение

Тема 1. 1. Введение

Вид занятия: теоретическое

Продолжительность занятия: 90 мин

Основные понятия:

1. Введение в дисциплину. Организация занятий латинского языка с медицинской терминологией.

2. Краткая история латинского языка и его роль в медицине и общегуманитарное значение.

3. Общие сведения о медицинской терминологии.

4. Подсистемы медицинской терминологии.

Вопросы для самоконтроля:

1. Этапы развития латинского языка.

2. Значения и роль латинского языка в современном мире и медицинском

образовании.

Перечень знаний, которыми студенты должны овладеть в результате изучения данной темы: основоположники Древнегреческой медицины, роль латинского языка в медицине и современном мире, значение медицинской терминологии.

Учебный материал: учебник стр. 11-15

Самостоятельная работа:

1. Подготовка докладов по теме «История развития латинского языка»

Литература для подготовки:

1. Городкова Ю.И. Латинский язык (для медицинских и фармацевтических колледжей и училищ): учебник. – 20-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2013. – 252 с.

Дополнительная литература и источники:

1. Носков С.А., Носков М.С. Краткий курс латинского языка для

самостоятельного изучения. – М.: АСТ, Мн.: Харвест, 2012.

3. Болотина А.Ю. Словарь лекарственных растений. М.: РУССО, 2015.

4. Латинско-русский словарь \ Авт.сост. К.А.Тананушко. М.: ООО «Харвест», 2015.

Интернет – ресурсы:

1. «Латинский язык» «Lingua Latina» www.lingualatina.ru

2. «Латинск.ру – территория латини» http://latinsk.ru.

Раздел 1 Введение

Тема 1.2. Фонетика

Вид занятия: теоретическое

Продолжительность занятия: 90 мин

Основные понятия:

1. Латинский алфавит.

2. Произношение гласных, согласных, дифтонгов и буквосочетаний.

3. Правила постановки ударения. Долгота и кратность слогов.

4. Правила деления на слоги латинских существительных.

5. Правила чтения латинских слов.

Вопросы для самоконтроля:

1. Сколько гласных букв, сколько и какие согласные в латинском алфавите?

2. Произношение гласных и согласных.

3. Что называется дифтонгами? Как они произносятся?

4. Правила постановки ударения.

5. Когда слог является кратким, а когда долгим?

6. Как делятся латинские слова на слоги?

Перечень знаний, которыми студенты должны овладеть в результате изучения данной темы: латинский алфавит, произношение гласных и согласных, долгота и кратность слогов, постановка ударения, деление на слоги, правила чтения латинских слов.

Учебный материал: учебник стр. 16-28.

Самостоятельная работа:

1. Чтение упражнений по теме «Фонетика» используя §3, §5,§7,§9.

2. Постановка ударений в латинских словах, используя упражнения §3, §5.

3. Оформление и заполнение глоссария §6.

Литература для подготовки:

1. Городкова Ю.И. Латинский язык (для медицинских и фармацевтических колледжей и училищ): учебник. – 20-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2013. – 252 с.

Дополнительная литература и источники:

1. Носков С.А., Носков М.С. Краткий курс латинского языка для

самостоятельного изучения. – М.: АСТ, Мн.: Харвест, 2012.

3. Болотина А.Ю. Словарь лекарственных растений. М.: РУССО, 2015.

4. Латинско-русский словарь \ Авт.сост. К.А.Тананушко. М.: ООО «Харвест», 2015.

Интернет – ресурсы:

1. «Латинский язык» «Lingua Latina» www.lingualatina.ru

2. «Латинск.ру – территория латини» http://latinsk.ru.

Раздел 2 Анатомическая терминология

Тема 2.1. Имя существительное

Вид занятия: теоретическое

Продолжительность занятия: 180 мин

Основные понятия:

1. Имя существительное. Грамматические категории существительных, род, число, падеж.

2. Склонение имен существительных. Падежные окончания.

3. Словарная форма существительных, основа.

4. Правила определения рода.

5. Первое склонение существительных, грамматическая характеристика.

6. Второе склонение существительных, грамматическая характеристика.

7. Исключение из правил о роде второго склонения.

8. Несогласованное определение.

Вопросы для самоконтроля:

1. Грамматические категории имён существительных.

2. Склонения, падежи, род , число.

3. Словарная форма существительных, определение основы.

4. Грамматическая характеристика имен существительных первого и второго склонений.

5. Падежные окончания имен существительных первого и второго склонений.

6. Несогласованное определение.

Перечень знаний, которыми студенты должны овладеть в результате изучения данной темы: категории существительных первого, второго скло-нения, словарная форма, падежные окончания, род, число.

Учебный материал: учебник стр. 40-44, 64-66.

Самостоятельная работа:

1. Чтение упражнения §29.

2. Склонение существительных первого склонения из §30

3. Чтение упражнения по теме второе склонение §44.

4. Склонение существительных второго склонения из §40

5. Составление несогласованных определений, используя §27 .

6. Выполнение самостоятельной работы по заполнению глоссария §6, §30, §45.

Литература для подготовки:

1. Городкова Ю.И. Латинский язык (для медицинских и фармацевтических колледжей и училищ): учебник. – 20-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2013. – 252 с.

Дополнительная литература и источники:

1. Носков С.А., Носков М.С. Краткий курс латинского языка для

самостоятельного изучения. – М.: АСТ, Мн.: Харвест, 2012.

3. Болотина А.Ю. Словарь лекарственных растений. М.: РУССО, 2015.

4. Латинско-русский словарь \ Авт.сост. К.А.Тананушко. М.: ООО «Харвест», 2015.

Интернет – ресурсы:

1. «Латинский язык» «Lingua Latina» www.lingualatina.ru

2. «Латинск.ру – территория латини» http://latinsk.ru.

Раздел 2 Анатомическая терминология

Тема 1. 2. Фонетика.

Тема 2.1. Имя существительное

Вид занятия: практическое

Продолжительность занятия: 180 мин

Содержание практического занятия:

1. Латинский алфавит. Произношение и чтение гласных и согласных букв.

2. Произношения дифтонгов и диграфов.

3. Особенности произношения некоторых буквенных сочетаний.

4. Деление на слоги. Правила постановки ударения в латинском языке.

5. Имя существительное. Грамматические категории существительных.

6. Склонения имен существительных. Падежные окончания.

7. Словарная форма существительных.

8. Правила определения рода.

9. Первое склонение существительных, грамматическая характеристика.

10. Несогласованное определение.

Вопросы для самоконтроля:

1. Сколько в латинском языке гласных?.

2. Что называется дифтонгом? Как они произносятся?

3. Какие сочетания согласных есть и как они произносятся?

4. В каких случаях «С» произносится как русское «Ц»? В каких случаях как «К»?

5. Как произносится сочетание «gu»?

6. В каких случаях S произносится как русское «З»?

7. Когда «ti» произносится как «ци»?

8. Когда слог является кратким, а когда долгим?

9. Правила постановки ударения?

10. Правила деления латинских слов на слоги.

11. Грамматические категории имён существительных.

12. Склонения. Падежи. Род и число существительных.

13. Словарная форма существительных, определение основы.

14. Грамматическая характеристика имен существительных первого склоне-ния.

15. Несогласованное определение.

Перечень умений, которыми студенты должны овладеть в результате изучения данной темы: чтение и произношение букв латинского алфавита, определение долготы и краткости слога в латинских словах, деление на слоги. Правильное чтение и произношение дифтонгов и диграфов. Чтение латинских текстов. Склонение существительных первого склонения. Составление форм несогласованного определения.

Учебный материал: учебник стр. 40-44.

Самостоятельная работа

1. Чтение упражнений по теме «Фонетика» §3, §5, §7, §9.

2. Постановка ударения в латинских словах, используя §3, §5

3. Чтение упражнения по теме первое склонение §29.

4. Склонение существительных первого склонения §25, используя §30.

5. Составление несогласованных определений, используя §27 .

6. Чтение упражнения по теме второе склонение §44.

7. Склонение существительных второго склонения, используя §40

8. Выполнение самостоятельной работы по заполнению глоссария §6, §30, §45.

Литература для подготовки:

1. Городкова Ю.И. Латинский язык (для медицинских и фармацевтических колледжей и училищ): учебник. – 20-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2013. – 252 с.

Дополнительная литература и источники:

1. Носков С.А., Носков М.С. Краткий курс латинского языка для

самостоятельного изучения. – М.: АСТ, Мн.: Харвест, 2012.

3. Болотина А.Ю. Словарь лекарственных растений. М.: РУССО, 2015.

4. Латинско-русский словарь \ Авт.сост. К.А.Тананушко. М.: ООО «Харвест», 2015.

Интернет – ресурсы:

1. «Латинский язык» «Lingua Latina» www.lingualatina.ru

2. «Латинск.ру – территория латини» http://latinsk.ru.

Раздел 2 Анатомическая терминология

Тема 2.2. Имя прилагательное

Вид занятия: теоретическое

Продолжительность занятия: 90 мин

Основные понятия:

1. Имя прилагательное. Грамматические категории прилагательных. Две группы прилагательных.

2. Грамматическая характеристика прилагательных первой группы. Словарная форма, род, число, падежные окончания.

3. Склонение прилагательных первой группы.

4. Грамматическая характеристика прилагательных второй группы. Словарная форма, род, число, падежные окончания.

5. Формы равносложных, неравносложных и односложных прилагательных.

6. Склонение прилагательных второй группы.

7. Согласованное определение.

8. Сравнительная и превосходная степень прилагательных анатомической терминологии.

Вопросы для самоконтроля:

1. Грамматические категории имен прилагательных и их роль в медицинской терминологии.

2. Прилагательные первой, второй группы.

3. Словарная форма прилагательных, число, род, падежные окончания. Определение группы прилагательных.

4. Согласованное определение. Составление словосочетаний с согласованным определением по алгоритму.

5. Сравнительная и превосходная степени на примере анатомических терминов.

Перечень знаний, которыми студенты должны овладеть в результате изучения данной темы: грамматические категории имен прилагательных первой группы, грамматические категории имен прилагательных, второй группы. Словарная форма прилагательных первой, второй группы, падежные окончания, склонения. Согласованное определение, сравнительная и превосходная степени прилагательных на примере анатомических терминов.

Учебный материал: учебник стр. 83-85, 128-130.

Самостоятельная работа:

1. Чтение упражнения по теме «Прилагательные первой группы» §52.

2. Склонение прилагательных первой группы, используя §50, §53.

3. Согласование прилагательных с существительными по таблице §51, используя §53.

4. Чтение упражнения по теме прилагательные второй группы §81.

5. Склонение прилагательных второй группы, используя §79. §82.

6. Согласование прилагательных второй группы с существительными, используя §80, §82.

7. Выполнение самостоятельной работы по заполнению глоссария §53, §82.

Литература для подготовки:

1. Городкова Ю.И. Латинский язык (для медицинских и фармацевтических колледжей и училищ): учебник. – 20-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2013. – 252 с.

Дополнительная литература и источники:

1. Носков С.А., Носков М.С. Краткий курс латинского языка для

самостоятельного изучения. – М.: АСТ, Мн.: Харвест, 2012.

3. Болотина А.Ю. Словарь лекарственных растений. М.: РУССО, 2015.

4. Латинско-русский словарь \ Авт.сост. К.А.Тананушко. М.: ООО «Харвест», 2015.

Интернет – ресурсы:

1. «Латинский язык» «Lingua Latina» www.lingualatina.ru

2. «Латинск.ру – территория латини» http://latinsk.ru.

Раздел 2 Анатомическая терминология

Тема 2.1. Имя существительное

Тема 2.2. Имя прилагательное

Вид занятия: практическое

Продолжительность занятия: 180 мин

Основные понятия:

1. Второе склонение существительных, грамматическая характеристика, словарная форма, число, род.

2. Словарная форма, определение основы.

3. Падежные окончания имён существительных, склонение.

4. Общие правила определения рода, формы единственного и множественного числа.

5. Имя прилагательное. Грамматические категории прилагательных.

Две группы прилагательных.

6. Грамматическая характеристика прилагательных первой группы.

7. Словарная форма, род, число, падежные окончания прилагательных первой группы.

8. Склонение прилагательных первой группы.

9. Согласованное определение.

10. Сравнительная и превосходная степень прилагательных анатомической терминологии.

Вопросы для самоконтроля:

1. Второе склонение существительных, грамматическая характеристика, число, род, падежные окончания.

2. Грамматические категории имен прилагательных и их роль в медицинской терминологии.

3. Две группы прилагательных. Прилагательные первой группы.

4. Словарная форма, прилагательных первой группы. Определение рода, числа, падежные окончания.

5. Согласованное определение. Составление словосочетаний с согласованным определением по алгоритму.

Перечень умений, которыми студенты должны овладеть в результате изучения данной темы: определение существительных второго склонения и их склонение. Грамматические категории имен прилагательных первой группы первого, второго склонения, словарная форма, род, число, падежные окончания. Согласованное определение, сравнительная и превосходная степени прилагательных на примере анатомических терминов.

Учебный материал: учебник стр. 83-85, 128-130.

Самостоятельная работа:

1. Чтение упражнения по теме существительные второго склонения §44.

2. Определение существительных второго склонения §40.

3. Склонение существительных второго склонения, используя §45.

4. Чтение упражнения по теме прилагательные первой группы §52.

5. Склонение прилагательных первой группы, используя §50, §53.

6. Согласование прилагательных первой группы с существительными по таблице §51, используя §53.

7. Выполнение самостоятельной работы по заполнению глоссария §45, §53.

Литература для подготовки:

1. Городкова Ю.И. Латинский язык (для медицинских и фармацевтических колледжей и училищ): учебник. – 20-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2013. – 252 с.

Дополнительная литература и источники:

1. Носков С.А., Носков М.С. Краткий курс латинского языка для

самостоятельного изучения. – М.: АСТ, Мн.: Харвест, 2012.

3. Болотина А.Ю. Словарь лекарственных растений. М.: РУССО, 2015.

4. Латинско-русский словарь \ Авт.сост. К.А.Тананушко. М.: ООО «Харвест», 2015.

Интернет – ресурсы:

1. «Латинский язык» «Lingua Latina» www.lingualatina.ru

2. «Латинск.ру – территория латини» http://latinsk.ru.

Раздел 2 Анатомическая терминология

Тема 2. 3. Третье, четвертое, пятое склонение имен существительных

Вид занятия: теоретическое

Продолжительность занятия: 180 мин

Основные понятия:

1. Третье склонение имен существительных, грамматическая характеристика.

2. Словарная форма. Исключение из правил о роде существительных третьего склонения. Падежные окончания.

3. Окончания существительных мужского, женского и среднего рода третьего склонения.

4. Особенности склонения некоторых групп существительных третьего склонения.

5. Грамматическая характеристика существительных четвертого склонения. Исключение из правил о роде четвертого склонения. Падежные окончания.

6. Грамматическая характеристика существительных пятого склонения. Падежные окончания.

7. Согласование прилагательных первой и второй группы прилагательных с существительными 3, 4, 5 склонений §52.

Вопросы для самоконтроля:

1. Грамматические категории существительных третьего склонения.

2. Понятия равносложные, неравносложные и односложные существительные третьего склонения.

3. Словарная форма существительных третьего склонения, род, число, падеж-ные окончания.

4. Грамматическая характеристика существительных четвертого, пятого склонений. Падежные окончания.

5. Склонение существительных третьего, четвертого, пятого склонений.

Перечень знаний, которыми студенты должны овладеть в результате изучения данной темы: грамматические категории существительных третьего, четвертого, пятого склонения. Словарная форма, род, число, исключение из правил о роде существительных третьего, четвертого склонений. Падежные окончания существительных третьего, четвертого, пятого склонений. Формы согласования прилагательных первой и второй группы с существительными третьего, четвертого, пятого склонений.

Учебный материал: учебник стр. 83-85, 100-118, 140-145, 146-149.

Самостоятельная работа:

1. Чтение упражнений по теме существительные третьего, четвертого, пятого склонений §63.

2. Определение существительных третьего склонения из §59, используя §60.

3. Склонение существительных третьего склонения §59 .

4. Согласование прилагательных с существительными третьего склонения, используя §61

5.Чтение упражнения по теме четвертое склонение существительных §86.

6.Склонение существительных четвертого склонения из §85, используя, §87.

7. Чтение упражнения по теме пятое склонение существительных §89.

8. Склонение существительных четвертого склонения из §88, используя, §90.

7. Выполнение самостоятельной работы по заполнению глоссария §64, §68, §87, §90.

Литература для подготовки:

1. Городкова Ю.И. Латинский язык (для медицинских и фармацевтических колледжей и училищ): учебник. – 20-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2013. – 252 с.

Дополнительная литература и источники:

1. Носков С.А., Носков М.С. Краткий курс латинского языка для

самостоятельного изучения. – М.: АСТ, Мн.: Харвест, 2012.

3. Болотина А.Ю. Словарь лекарственных растений. М.: РУССО, 2015.

4. Латинско-русский словарь \ Авт.сост. К.А.Тананушко. М.: ООО «Харвест», 2015.

Интернет – ресурсы:

1. «Латинский язык» «Lingua Latina» www.lingualatina.ru

2. «Латинск.ру – территория латини» http://latinsk.ru.

Раздел 2 Анатомическая терминология

Тема 2.2. Имя прилагательное.

Тема 2.3. Третье, четвертое, пятое склонение имен существительных

Вид занятия: практическое

Продолжительность занятия: 180 мин

Основные понятия:

1. Грамматическая характеристика прилагательных второй группы.

2. Словарная форма прилагательных второй группы (прилагательные одного, двух и трех окончаний), род, число, падежные окончания.

3. Склонение прилагательных второй группы.

4. Согласованное определение.

5. Сравнительная и превосходная степени прилагательных анатомической терминологии.

6. Третье склонение имен существительных, грамматическая характеристика.

7. Словарная форма. Исключение из правил о роде существительных третьего склонения.

8. Окончания существительных мужского, женского и среднего рода третьего склонения.

9. Особенности склонения некоторых групп существительных третьего склонения.

Вопросы для самоконтроля:

1. Грамматические категории прилагательных второй группы род, число, падежные окончания.

2. Особенности словарной формы прилагательных второй группы (прилагательные одного, двух и трех окончаний).

3. Склонение прилагательных второй группы.

4. Правила согласования (алгоритм согласования) прилагательных второй группы с существительным третьего, четвертого, пятого склонений.

5. Грамматическая характеристика существительных третьего склонения, род число, падежные окончания.

6. Исключение из правил о роде существительных 3 склонения.

7. Грамматическая характеристика существительных четвертого склонения, исключение из правил о роде четвертого склонения. Падежные окончания.

8. Грамматическая характеристика существительных пятого склонения, падежные окончания.

9. Согласование прилагательных первой, второй группы с существительными третьего, четвертого пятого склонений.

10. Согласованное определение.

Перечень умений, которыми студенты должны овладеть в результате изучения данной темы: склонение прилагательных второй группы, согласование прилагательных второй группы с существительными третьего, четвертого, склонение согласованного определения формы. Склонение существительных третьего, четвертого, пятого склонений.

Учебный материал: учебник стр. 83-85, 100-118.

Самостоятельная работа

1. Чтение упражнения по теме прилагательные второй группы §81,

2. Склонение прилагательных второй группы, используя §79. §82.

3. Согласование прилагательных второй группы с существительными, используя §80, §82.

4. Чтение упражнения по теме существительные третьего склонения §63.

5. Определение существительных третьего склонения из §59, используя §60.

6. Склонение существительных третьего склонения из §59 .

7. Согласование прилагательных с существительными третьего склонения, используя §61.

8. Составление форм согласованного определения, используя §51.

Выполнение самостоятельной работы по заполнению глоссария §53, §82 §63, §68.

Литература для подготовки:

1. Городкова Ю.И. Латинский язык (для медицинских и фармацевтических колледжей и училищ): учебник. – 20-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2013. – 252 с.

Дополнительная литература и источники:

1. Носков С.А., Носков М.С. Краткий курс латинского языка для

самостоятельного изучения. – М.: АСТ, Мн.: Харвест, 2012.

3. Болотина А.Ю. Словарь лекарственных растений. М.: РУССО, 2015.

4. Латинско-русский словарь \ Авт.сост. К.А.Тананушко. М.: ООО «Харвест», 2015.

Интернет – ресурсы:

1. «Латинский язык» «Lingua Latina» www.lingualatina.ru

2. «Латинск.ру – территория латини» http://latinsk.ru.

Раздел 2 Анатомическая терминология

Тема 2.3. Третье, четвертое, пятое склонение имен существительных

Вид занятия: практическое

Продолжительность занятия: 180 мин

Содержание практического занятия:

1. Грамматическая характеристика существительных четвертого склонения. Падежные окончания.

2. Исключение из правил о роде четвертого склонения.

3. Грамматическая характеристика существительных пятого склонения. Падежные окончания.

4. Склонение существительных 4, 5 склонения.

5. Согласование существительных четвертого, пятого склонений с прилагатель-ными первой, второй группы.

6. Согласованное определение.

Вопросы для самоконтроля:

1. Грамматическая характеристика существительных четвертого и пятого склонения.

2. Исключение из правил о роде существительных четвертого склонения.

3. Согласование существительных четвертого, пятого склонений с прилагатель-ными первой, второй группы.

4. Склонение согласованного определения.

Перечень умений, которыми студенты должны овладеть в результате изучения данной темы: склонение существительных четвертого, пятого скло-нений, согласование прилагательных первой, второй группы с существительны-ми третьего, четвертого, пятого склонений, склонение согласованных определе-ний.

Учебный материал: учебник стр. 83-85, 140-145, 146-149.

Самостоятельная работа

1. Чтение упражнения по теме четвертое склонение существительных §86.

2. Склонение существительных четвертого склонения из §85, используя, §87.

3. Чтение упражнения по теме пятое склонение существительных §89.

4. Склонение существительных четвертого склонения из §88, используя, §90.

5. Выполнение самостоятельной работы по заполнению глоссария §64, §68, §87, §90.

Литература для подготовки:

1. Городкова Ю.И. Латинский язык (для медицинских и фармацевтических колледжей и училищ): учебник. – 20-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2013. – 252 с.

Дополнительная литература и источники:

1. Носков С.А., Носков М.С. Краткий курс латинского языка для

самостоятельного изучения. – М.: АСТ, Мн.: Харвест, 2012.

3. Болотина А.Ю. Словарь лекарственных растений. М.: РУССО, 2015.

4. Латинско-русский словарь \ сост. К.А.Тананушко. М.: ООО «Харвест», 2015.

Интернет – ресурсы:

1. «Латинский язык» «Lingua Latina» www.lingualatina.ru

2. «Латинск.ру – территория латини» http://latinsk.ru.

Раздел 3. Фармацевтическая терминология

Тема 3.1. Глагол

Вид занятия: теоретическое

Продолжительность занятия: 90 мин

Основные понятия:

1. Грамматическая характеристика глаголов. Начальная и неопределенная формы глагола.

2. Словарная форма глагола.

3. Четыре спряжения глагола, основы глагола.

4. Образование форм повелительного наклонения глагола.

5. Образование форм сослагательного наклонения глагола в третьем лице единственного и множественного числа.

6. Спряжение глаголов сослагательного наклонения в 3-м лице единственного и множественного числа.

7. Употребление повелительного и сослагательного наклонения глаголов в стандартных рецептурных формулировках.

Вопросы для самоконтроля:

1. Грамматическая характеристика глаголов. Начальная и неопределенная формы глагола.

2. Четыре спряжения глаголов.

3. Повелительное и сослагательное наклонение глаголов.

4. Окончания действительного и страдательного залогов третьего лица единственного и множественного числа, разных наклонений.

Перечень знаний, которыми студенты должны овладеть в результате изучения данной темы: спряжение глаголов, повелительное и сослагательное наклонение, окончания действительного и страдательного залогов 3-го лица.

Учебный материал: учебник стр. 30-39.

Самостоятельная работа:

1. Чтение упражнения по теме глагол §14, §18, §22.

2. Спряжение глаголов, используя §11.

3. Образование форм повелительного наклонения глаголов из §13, используя §12.

4. Образование форм сослагательного наклонения глаголов из §15, используя §12.

5. Выполнение самостоятельной работы по заполнению глоссария §12, §19, §23.

Литература для подготовки:

1. Городкова Ю.И. Латинский язык (для медицинских и фармацевтических колледжей и училищ): учебник. – 20-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2013. – 252 с.

Дополнительная литература и источники:

1. Носков С.А., Носков М.С. Краткий курс латинского языка для

самостоятельного изучения. – М.: АСТ, Мн.: Харвест, 2012.

3. Болотина А.Ю. Словарь лекарственных растений. М.: РУССО, 2015.

4. Латинско-русский словарь \ Авт.сост. К.А.Тананушко. М.: ООО «Харвест», 2015.

Интернет – ресурсы:

1. «Латинский язык» «Lingua Latina» www.lingualatina.ru

2. «Латинск.ру – территория латини» http://latinsk.ru.

Раздел 3 Фармацевтическая терминология

Тема 3.1. Глагол

Тема 3.2. Рецепт. Структура рецепта.

Вид занятия: практическое

Продолжительность занятия: 180 мин

Содержание практического занятия:

1. Грамматическая характеристика глаголов. Начальная и неопределенная формы глагола.

2. Словарная форма глагола.

3. Четыре спряжения глагола, основы глагола.

4. Образование повелительного наклонения глагола.

5. Образование сослагательного наклонения глагола.

6. Спряжение глаголов сослагательного наклонения в 3-м лице единственного и множественного числа.

7. Употребление повелительного и сослагательного наклонения глаголов в стандартных рецептурных формулировках.

8. Рецепт. Структура рецепта.

9. Оформление рецепта. Латинская часть рецепта.

10. Правила составления рецептурных прописей.

11. Порядок и правила выписывания рецептов.

12. Рецептурные сокращения.

Вопросы для самоконтроля:

1. Грамматическая характеристика глаголов. Начальная и неопределенная формы глагола.

2. Четыре спряжения глаголов.

3. Повелительное и сослагательное наклонение глаголов.

4. Окончания действительного и страдательного залогов.

5. Рецепт, структура рецепта, оформление рецепта.

6. Правила выписывания рецептов, рецептурные сокращения.

Перечень умений, которыми студенты должны овладеть в результате изучения данной темы: спряжение глаголов, образование повелительного и сослагательного наклонения глаголов. Чтение и перевод рецептов, выписыва-ние рецептов, использование рецептурных сокращений.

Учебный материал: учебник стр. 30-39, 48-54.

Самостоятельная работа:

1. Чтение упражнения по теме глагол §14, §18, §22.

2. Спряжение глаголов, используя §11.

3. Образование форм повелительного наклонения глаголов из §13, используя §12.

4. Образование форм сослагательного наклонения глаголов из §15, используя §12.

5.Выполнение самостоятельной работы по заполнению глоссария §12, §19, §23

6. Чтение и перевод рецептов §44 , §89 часть III, §104 и материал на страницах с 206 по 212.

7. Прописывание рецептов, используя §31.

8. Прописывание рецептурных сокращений из §103.

7. Выполнение самостоятельной работы по заполнению глоссария §103.

Литература для подготовки:

1. Городкова Ю.И. Латинский язык (для медицинских и фармацевтических колледжей и училищ): учебник. – 20-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2013. – 252 с.

Дополнительная литература и источники:

1. Носков С.А., Носков М.С. Краткий курс латинского языка для

самостоятельного изучения. – М.: АСТ, Мн.: Харвест, 2012.

3. Болотина А.Ю. Словарь лекарственных растений. М.: РУССО, 2015.

4. Латинско-русский словарь \ Авт.сост. К.А.Тананушко. М.: ООО «Харвест», 2015.

Интернет – ресурсы:

1. «Латинский язык» «Lingua Latina» www.lingualatina.ru

2. «Латинск.ру – территория латини» http://latinsk.ru.

Раздел 3 Фармацевтическая терминология

Тема 3.3. Фармацевтические термины. Химическая номенклатура.

Раздел 4 Клиническая терминология

Тема 4.1. Терминологическое словообразование.

Вид занятия: практическое

Продолжительность занятия: 180 мин

Содержание практического занятия:

1. Название групп лекарственных средств по их фармакологическому действию.

2. Частотные отрезки в названиях лекарственных средств и препаратов, способы словообразования фармацевтических терминов.

3. Химическая номенклатура, название химических элементов и их соединений (оксидов кислот, солей).

4. Правила прописывания химических элементов.

5. Состав слова. Способы образования латинских слов.

6. Понятие «терминоэлемент» (ТЭ).

7. Важнейшие латинские и греческие приставки.

8. Греческие клинические ТЭ.

9. Греко-латинские дуплеты.

Вопросы для самоконтроля:

1. Название групп лекарственных средств по их фармакологическому действию.

2. Частотные отрезки в названиях лекарственных средств и препаратов.

3. Химическая номенклатура, название химических элементов и их соединений (оксидов кислот, солей).

4. Правила прописывания химических элементов.

5. Состав слова. Способы образования латинских слов.

6. Понятие «терминоэлемент» (ТЭ).

7. Важнейшие латинские и греческие приставки.

8. Греческие клинические ТЭ.

9. Греко-латинские дуплеты.

Перечень умений, которыми студенты должны овладеть в результате изучения данной темы: составление фармацевтических терминов и прописы-вание их в рецептурной строке, прописывание химической номенклатуры в рецептах. Использование терминоэлементов, греко-латинских дуплетов для словообразования клинических, анатомических терминов.

Учебный материал: учебник стр. 93-95, 96-100, 56-63, 64-67.

Самостоятельная работа:

1. Прописывание названий групп лекарственных средств по их фармакологи-ческому действию, используя §54.

2. Чтение упражнения §36.

3. Прописывание названий химических элементов в рецептах, используя §36.

4. Разбор состава слов, прописывание составленных слов, используя §35, §36, §37, §38.

5. Прописывание терминоэлементов, используя §36, §37, §107.

6. Изучение значения важнейших латинских и греческих приставок §36,.

7. Составление терминов, используя греко-латинские дублеты §38 и терминоэлементы §76, §77.

8. Чтение упражнений §39, §55, §84.

9. Выполнение самостоятельной работы по заполнению глоссария §33, §37, §38, §48, §56, §106§107, §108.

Литература для подготовки:

1. Городкова Ю.И. Латинский язык (для медицинских и фармацевтических колледжей и училищ): учебник. – 20-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2013. – 252 с.

Дополнительная литература и источники:

1. Носков С.А., Носков М.С. Краткий курс латинского языка для

самостоятельного изучения. – М.: АСТ, Мн.: Харвест, 2012.

3. Болотина А.Ю. Словарь лекарственных растений. М.: РУССО, 2015.

4. Латинско-русский словарь \ Авт.сост. К.А.Тананушко. М.: ООО «Харвест», 2015.

Интернет – ресурсы:

1. «Латинский язык» «Lingua Latina» www.lingualatina.ru

2. «Латинск.ру – территория латини» http://latinsk.ru.

Раздел 4 Клиническая терминология

Тема 4.2. Клинические термины

Вид занятия: практическое

Продолжительность занятия: 180 мин

Содержание практического занятия:

1. Терминологическое словообразование, особенности структуры клинических терминов.

2. СуффиксыТЭ -oma, -it(is)-, -ias(is)-, -os(is)-, -ism- в клинических терминах

3. Греко-латинские дублеты, обозначающие части тела, органы, ткани.

4. Анализ клинических терминов по ТЭ.

Вопросы для самоконтроля:

1. Терминологическое словообразование, особенности структуры клинических терминов.

2. Значение суффиксов – ТЭ -oma, -it(is)-, -ias(is)-, -os(is)-, -ism- в клинических терминах

3. Значение греко-латинских дублетов, обозначающих части тела, органы, ткани.

4. Значение клинических терминов по ТЭ.

Перечень умений, которыми студенты должны овладеть в результате изучения данной темы: составление клинических терминах, перевод значения клинических терминоэлементов.

Учебный материал: учебник стр. 124-127.

Самостоятельная работа:

1. Чтение и перевод упражнений §47, §78.

2.Составление и перевод клинических терминов, используя §108.

3. Выполнение самостоятельной работы по заполнению глоссария §76, §77, §106§107, §108.

Литература для подготовки:

1. Городкова Ю.И. Латинский язык (для медицинских и фармацевтических колледжей и училищ): учебник. – 20-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2013. – 252 с.

Дополнительная литература и источники:

1. Носков С.А., Носков М.С. Краткий курс латинского языка для

самостоятельного изучения. – М.: АСТ, Мн.: Харвест, 2012.

3. Болотина А.Ю. Словарь лекарственных растений. М.: РУССО, 2015.

4. Латинско-русский словарь \ Авт.сост. К.А.Тананушко. М.: ООО «Харвест», 2015.

Интернет – ресурсы:

1. «Латинский язык» «Lingua Latina» www.lingualatina.ru

2. «Латинск.ру – территория латини» http://latinsk.ru.

Раздел 4 Клиническая терминология

Тема 4.3. Конструирование терминов. Терминологическое словообразование.

Вид занятия: практическое

Продолжительность занятия: 180 мин

Содержание практического занятия:

1. Конструирование терминов в заданном значении.

2. Терминологическое образование.

Вопросы для самоконтроля:

1. Конструирование терминов в заданном значении.

2. Терминологическое образование.

Перечень умений, которыми студенты должны овладеть в результате изучения данной темы: конструирование терминов, перевод терминов заданного значения.

Учебный материал: учебник стр. 56-58, 60-63, 138-140.

Самостоятельная работа:

1. Чтение и перевод терминов.

2. Конструирование терминов в заданном значении, объяснение и перевод значения терминов, используя, §36, §37, §38, §106§107, §108.

Литература для подготовки:

1. Городкова Ю.И. Латинский язык (для медицинских и фармацевтических колледжей и училищ): учебник. – 20-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2013. – 252 с.

Дополнительная литература и источники:

1. Носков С.А., Носков М.С. Краткий курс латинского языка для

самостоятельного изучения. – М.: АСТ, Мн.: Харвест, 2012.

3. Болотина А.Ю. Словарь лекарственных растений. М.: РУССО, 2015.

4. Латинско-русский словарь \ Авт.сост. К.А.Тананушко. М.: ООО «Харвест», 2015.

Интернет – ресурсы:

1. «Латинский язык» «Lingua Latina» www.lingualatina.ru

2. «Латинск.ру – территория латини» http://latinsk.ru.

Раздел 4 Клиническая терминология

Тема 4.4. Латинские и греческие числительные, приставки, предлоги, профессиональные выражения, зачет

Вид занятия: практическое

Продолжительность занятия: 180 мин

Содержание практического занятия:

1. Латинские и греческие числительные - приставки и предлоги, используемые в медицинской терминологии.

2. Профессиональные выражения.

3. Латинские пословицы и афоризмы.

Вопросы для самоконтроля:

1. Латинские и греческие числительные – приставки и предлоги, используемые в медицинской терминологии.

2. Профессиональные выражения.

3. Латинские пословицы и афоризмы.

Перечень умений, которыми студенты должны овладеть в результате изучения данной темы: чтение и перевод латинских и греческих числитель-ных – приставок и предлогов, используемых в медицинской терминологии, использование профессиональных выражений при оформлении медицинской документации, чтение латинских пословиц и афоризмов.

Учебный материал: учебник стр. 55-56, 124-125, 155-156, 163-164.

Самостоятельная работа:

1. Знакомство с латинскими и греческими числительными – приставками §94, и предлогами используемые в медицинской терминологии.

2. Составление терминов с наиболее употребляемыми латинскими и гречески-ми приставками, терминоэлементами, греко-латинскими дублетами.

3. Знакомство с латинскими пословицами и крылатыми афоризмами.

4. Чтение и перевод упражнения §34

5. Выполнение самостоятельной работы по заполнению глоссария §33.

Литература для подготовки:

1. Городкова Ю.И. Латинский язык (для медицинских и фармацевтических колледжей и училищ): учебник. – 20-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2013. – 252 с.

Дополнительная литература и источники:

1. Носков С.А., Носков М.С. Краткий курс латинского языка для

самостоятельного изучения. – М.: АСТ, Мн.: Харвест, 2012.

3. Болотина А.Ю. Словарь лекарственных растений. М.: РУССО, 2015.

4. Латинско-русский словарь \ Авт.сост. К.А.Тананушко. М.: ООО «Харвест», 2015.

Интернет – ресурсы:

1. «Латинский язык» «Lingua Latina» www.lingualatina.ru

2. «Латинск.ру – территория латини» http://latinsk.ru.

Вопросы для подготовки к промежуточной аттестации:

Правила чтения и ударения.

Словарная форма существительных.

Падежи. Пять склонений существительных

Имя существительное 

Первое склонение имен существительных. Основа, особенности скло-нения.

Второе склонение имен существительных. Основа, особенности скло-нения существительных мужского и среднего рода.

Третье склонение существительных. Основы и разновидности третьего склонения. Способы определения разновидностей третьего склонения.

Четвертое и пятое склонение имен существительных

Имя прилагательное Первая группа прилагательных

Прилагательные третьего склонения одного, двух и трех окончаний. Особенности склонения прилагательных третьего склонения.

Четвертое склонение существительных: основа особенности склонения.

Пятое склонение существительных: основа, особенности склонения.

Личные местоимения. Особенности склонения и употребления личных местоимений.

Согласованное и несогласованное определение.

Глагол. Спряжение глаголов.

Основные грамматические категории латинского глагола. Основные формы и основы глагола.

Повелительное и сослагательное наклонение. Действительный и страдательный залог.

Терминологическое словообразование

Предлоги и приставки.

Числительные.

Латинские выражения. Пословицы. Афоризмы.

Рекомендуемая литература

Основные источники:

Городкова Ю.И. «Латинский язык» М-2013.

 

Дополнительные источники:

1. Цисык А.З., Швайко Е.С. «Основы латинского языка и медицинской

терминологии».- Минск, 2014.

2. Методические рекомендации для студентов по самостоятельной подготовки к

практическим занятиям. Братск, 2016.

3. Латинский язык и основы медицинской терминологии / А.А. Марцелли. - Изд.

5-е, испр. - Ростов н/Д : Феникс, 2014. - 380, [1] с. - (Среднее профессиональное

образование).

4. Основы латинского языка с медицинской терминологией : учеб.для студентов

учреждений сред. проф. образования / Ю. Ф. Панасенко. - М. : ГЭОТАР-Медиа,

2012. - 352 с.

5. Словарь латинско-русский русско-латинский для медицинских колледжей / А.

А. Швырев, М. И. Муранова. - Изд. 4-е, перераб. и доп.- Ростов н/Д: Феникс,

2012. - 286, [1] с. - (Словари).

6. Элементы латинского языка и основ медицинской терминологии: Учебник. –

Изд. 2-е, доп. - М.: Медицина, 2013. - 274 с.

7. Латинско-русский словарь \ Авт.сост. К.А.Тананушко. М.: ООО «Харвест», 2012.

8. Международная анатомическая номенклатура. − М.: Медицина. – 2012.

9. Словарь латинских крылатых слов М., изд. «Русский язык» 2012г.

Электронные ресурсы:

1. LATRUS. ver. 1.2 : латинско-русский словарь [Электронный ресурс] [А. Соколов,Н. Трушкин]. – URL: http://linguaeterna.com/latrus12.zip .

2. Кожубеев С. Латинско-русско-латинский анатомический словарь Polyglossum 3.7 [Электронный ресурс] / С. Кожубеев, О. Смирницкий. – М. : СИ ЭТС, 2011. – URL: http://www.ets.ru .

3. Все о латинском языке» http://latinum.ru 

4. «На латыни, про латынь» http://latinpro.info

5. «Латинский язык» «Lingua Latina» www.lingualatina.ru

6. «Латинск.ру – территория латини» http://latinsk.ru.

7. Болотина А.Ю. Словарь лекарственных растений. М.: РУССО, 2010.

8. Латинско-русский словарь\Авт.сост. К.А.Тананушко. М.: ООО «Харвест», 20.

9. Каталог информационной системы «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» http://www.onlain/multipl

10.Электронная библиотека медицинского колледжа www. medcollegelib.ru

11. Сайт преподавателя Derabinae9@mail.com

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации