Рекомендации по внедрению олимпийского образования в учебный процесс по физической культуре в 5–9 классах
Организационно - методические рекомендации
по внедрению олимпийского образования в учебный процесс
по физической культуре в 5-9 классах.
Наряду с эффективным усвоением теоретических основ физической культуры, развития физических качеств и двигательных навыков учащихся необходимо уделять больше внимание на образовательную часть в области знаний спорта, на личностно-ориентированный подход к каждому школьнику и воспитанию гуманистических идеалов олимпийского движения.
Главная цель олимпийского образования - создать в сознании учащихся образ олимпийского движения как наглядную запоминающуюся модель современного общества с его общечеловеческими организационными, духовными, эстетическими и правовыми нормами.
Освоение олимпийских знаний может осуществляться как на уроках физической культуры (в теоретической части урока) так и во внеурочное время ( тематические вечера, конкурсы знатоков спорта и олимпийских игр, лекций, бесед, семинаров, диспутов, викторин, выпуска газет, буклетов, оформления стендов по олимпийской тематике, встречи со знаменитыми спортсменами), а также проведением различных спортивных мероприятий (спартакиад, спортивных игр по олимпийским видам спорта, дней спорта ).
На каждом уроке физической культуры независимо от раздела учебной программы необходимо включать вопросы олимпийской образования в соответствии с темой данного урока (например, на уроке легкой атлетики учитель физической культуры знакомит учащихся с историей развития легкой атлетики, с выдающимися достижениями мировых и Российских звезд легкой атлетики на олимпийских играх), освещение которых способствуют повышению уровня знаний учащихся об истории олимпийского движения, роли России в развитии олимпийского движения, участия спортсменов Пензенской области в летних и зимних олимпийских играх.
Практическую часть урока необходимо строить так, чтобы максимально представить многообразие олимпийских видов спорта. Большую часть уроков проводить в игровой, соревновательной форме на высоком эмоциональном уровне.
В течение недели выделить день для младшей и средней школы «День спорта», это могут быть дни здоровья, бегуна, лыжника, соревнования по игровым видам спорта, веселые старты, МАЛЫЕ ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ.
Тематика олимпийского образования для введения в школьную программу
по физическому воспитанию для 5-9классов.
V класс.
1. Олимпийский спорт в России (2часа)
- Олимпизм.
- Отечественные спортсмены, олимпийские чемпионы
- Пензенские спортсмены: участники, призеры, чемпионы олимпийских игр.
2. Особенности развития избранного вида спорта.(1час)
- Правила и их изменения в процессе развития
- Выдающиеся спортсмены Пензенской области, их вклад в развитие указанных видов спорта.
3. Правила поведения учащихся на спортивно-массовых мероприятиях(1час)
- Правила поведения в местах проведения спортивно-массовых мероприятий
- Соблюдение правил безопасности на спортивно-массовых мероприятиях
4. Спортивная тренировка(1час)
- Принципы и методики спортивной тренировки
- Цели и задачи при занятиях физической культурой и спортом
5. Правила использования спортивного инвентаря и оборудования(1час)
- Изучение инструкции по использованию спортивного инвентаря и соблюдение техники безопасности.
- Требования к одежде для занятий физическими упражнениями(1час)
- Правильно подбирать обувь и одежду для занятий выбранным видом спорта
- Правила личной гигиены при занятиях физической культурой и спортом.
7. Правила техники безопасности при занятиях физическими упражнениями (2часа)
- Инструктаж по технике безопасности по каждому виду спорта
- Соблюдение установленных правил на спортивном объекте.
- Спортивная атрибутика (1час)
- Эмблема команды, класса, школы
- Талисман команды, гимн и девиз команды.
VI класс
- Церемония награждения на олимпийских играх.(1час)
- Цель проведения церемоний
- Церемония открытия, правила проведения игр, соревнований
- Церемония торжественного закрытия спортивных игр, соревнований, как подведение
итогов
- Общие правила и организация соревнований по спортивным играм(2часа)
- Знакомство с правилами наиболее популярных спортивных игр
- Жестикуляция арбитров во время различных спортивных соревнований
- Углубленное изучение правил по выбранному виду спорта
- Подготовка судей общественников из числа ведущих спортсменов
- Различие в подходе между профессиональным и любительским спортом(1час)
- Роль и значение спорта в повседневной жизни
- Профессиональный спорт как зрелище
- Спорт среди детей, юношества и молодежи
- Характеристика индивидуального уровня физического развития(2часа)
- Индивидуальный подход к занятиям физической культурой и спортом исходя из
физических особенностей ребенка
- Вариативность видов спорта для ребенка
- Воспитание привычки к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, избранными видами спорта в свободное время
- Культура поддержки команд(2часа)
- Роль и значение коллективизма при поддержке команд
- Формирование поведения болельщиков для позитивной поддержки команды
- Воспитание команд в духе честной спортивной борьбы (Cheer Leading)
- Подбор экипировки для занятий современными видами спорта(1час)
- Защитное оборудование (шлем, наколенники, налокотники, перчатки)
- Систематическая проверка технического состояния спортивного инвентаря (ролики,
велосипед, лыжи и др.)
- Характеристика видов спорта(1час)
- Деление видов спорта по признакам ( командные, индивидуальные, лично-
командные)
- Различие видов спорта по степени влияния на основные системы организма
- Гигиенические требования к режиму дня при занятиях физическими
упражнениями (1час)
- Соблюдение режима труда и отдыха
- Значение режима питания при занятиях физической культурой и спортом
VII класс
- Судейство соревнований (1час)
- Общие правила и организация индивидуальных соревнований
- Организация индивидуальных соревнований на основе легкой атлетики, плавания,
лыжных гонок и других видов спорта
- Правила подведения итогов индивидуальных соревнований
18. Физиологические основы развития физических качеств атлета (2часа)
- Возрастные физиологические особенности развития школьника
- Развитее физических качеств в выбранном виде спорта (скоростные,
координационные, скоростно-силовые, выносливость, гибкость, силовые)
- Общая классификация видов спорта (1час)
- Зимние и летние виды спорта
- Базовые виды спорта школьной программы
- Виды спорта для самостоятельных занятий
- Деятельность системы дыхания в процессе и после воздействия физических нагрузок на соревнованиях и во время тренировок (1час)
- Прохождение порога анаэробного обмена при занятиях различными видами спорта
- Значение занятий на свежем воздухе.
- Использование различных видов дыхательных гимнастик
- Возможности спорта высших достижений в проведении публичных акций (2часа)
- Сбор средств на развитие паралимпийского движения и адаптивной физической
культуры
- Акции в поддержку и защиту ветеранов спорта и детей с ограниченными
физическими возможностями
- Значение тактических действий команды в достижение успеха в спорте (2часа)
- Тактические действия команды (в защите, нападении в игровых видах спорта)
- Выбор тактики в зависимости от поставленных целей
23. Содержание современных летних Олимпийских игр (2часа)
- Виды спорта, лежащие в основе О.И.
- Виды спорта, которые вошли в программу Игр за последнее десятилетие
- Особенности новых олимпийских видов
- Принцип отбора на О.И.
24. Спортивное волонтерство (1час)
- Функции и задачи спортивного волонтерства
25. Правила честной игры (FAIR PLAV) (1час)
- Уважение к сопернику, судье, партнеру по команде, зрителям
- Соблюдение правил игры
- Воспринимай победу скромно, а поражение с достоинством
- Красота действий и поступков дороже спортивного успеха
VIII класс
26. Особенности спортивных мероприятий (2часа)
- Виды спорта на воде
- Виды спорта, проводимые на пересеченной местности, в горах
- Виды спорта, проводимые на свежем воздухе
27. Единая всероссийская спортивная классификация (ЕВСК) (1час)
-Получение спортивных разрядов
-Уровень и категория соревнований
- Значение классификации для спортсменов
28. Содержание современных зимних Олимпийских Игр (2часа)
- Первые зимние О.И.
- Виды спорта зимних О.И.
- Принципы отбора на О.И.
29. Паралимпийское движение(2часа)
- Гуманистическая направленность О.И.
- Привлечение к паралимпийскому движению всех слоев общества
- К здоровью через движение
30. Основы самостоятельных занятий спортом (1час)
- Методика проведения самостоятельных занятий физической культурой и спортом
- Самоконтроль
31. Требования, предъявляемые к занимающимся спортом в зимних условиях (2часа)
- Температурный режим при занятиях зимними видами спорта
- Требования к форме одежды занимающихся (экипировка)
- Болельщик на зимнем стадионе
- Особенности проведения спортивно-массовых мероприятий в зимнее время
32. Возрастные и индивидуальные особенности психологии личности в спорте (1час)
- Роль лидера в команде
- Роль дружбы, коллективизма в спорте
- Индивидуальные и командные действия в командных и индивидуальных видах спорта
33. Спортивные ритуалы в различных видах спорта (1час)
- Роль ритуалов перед началом соревнований
- Значение особенностей в разминке команд перед соревнованием в различных видах
спорта
- Взаимодействие между участниками и болельщиками при помощи ритуалов
и жестов
IX класс
34. Техника безопасности при занятиях экстремальными видами спорта(1час)
- Разновидности X-видов спорта
- Правильный выбор места занятий
- Экипировка спортсмена и требования к ней
35. Общие правила и организация соревнований в единоборствах(2часа)
- Правила и организация соревнований греко-римской борьбы
- Углубленное изучение правил по выбранному виду борьбы
- Подготовка судей-общественников по различным видам борьбы
36. Принцип подхода выбора вида спорта для О.И.
- Требование к виду спорта, кандидату на О.И.
- Механизм принятия решения
37. Циклические виды спорта и их особенности (1час)
- Циклические виды спорта
- Современные методики проведения тренировок в циклических видах спорта
- Роль и значение циклических видов спорта для здоровья
38. Психологический аспект спортивных достижений(1час)
- Роль победы в спорте
- Уважение к участникам. призерам и победителям олимпийских игр
- Болельщик как составная часть победы в спорте
39. Спортивная составляющая соревнований разного уровня(1час)
- Эффективные методы поддержки команды на соревнованиях
- Роль и значение любительских и детских соревнований
- Отличительная черта спорта высших достижений
40. Правила и организация соревнований по гимнастике(2часа)
- Значение занятий гимнастикой для физического развития и здоровья
- Особенности занятий гимнастикой
- Правила и организация соревнований по гимнастике (лично-командные, личные и
многоборье)
41. Антидопинговая комиссия: цели и задачи(1час)
- Допинг, его разновидности
- Пагубность принятия допинга для здоровья
42. Тренерство(2часа)
- Роль тренера в команде
- Права и обязанности тренера
- Личностные характеристики тренера
- Творческое взаимодействие тренера и спортсмена
43. Структура олимпийского движения(2часа)
- МОК и принципы работы, Исполком МОК и его функции
- Нок и его задачи
- Члены МОК от Российской Федерации
44. Спорт против расизма(1час)
- Расовая дискриминация
- Возможности спорта высших достижений в проведении публичных акций( на примере хоккея)
- Спорт – посол Мира
Реализация системы олимпийского образования позволяет использовать современные подходы в организации физкультурно-спортивного воспитания, пропагандировать идеи олимпийского спорта и привлечения учащихся к занятиям в различных спортивных секциях, кружках, клубах.