Рекомендации по внедрению олимпийского образования в учебный процесс по физической культуре в 5–9 классах

1
0
Материал опубликован 9 March 2020

Организационно - методические рекомендации

по внедрению олимпийского образования в учебный процесс

по физической культуре в 5-9 классах.


Наряду с эффективным усвоением теоретических основ физической культуры, развития физических качеств и двигательных навыков учащихся необходимо уделять больше внимание на образовательную часть в области знаний спорта, на  личностно-ориентированный подход к каждому школьнику и воспитанию гуманистических идеалов олимпийского движения.

 Главная цель олимпийского образования - создать в сознании учащихся образ олимпийского движения как наглядную запоминающуюся модель современного общества с его общечеловеческими организационными, духовными, эстетическими и правовыми нормами.

Освоение олимпийских знаний может осуществляться как на уроках физической культуры (в теоретической части урока) так и во внеурочное время ( тематические вечера, конкурсы знатоков спорта и олимпийских игр, лекций, бесед, семинаров, диспутов, викторин, выпуска газет, буклетов, оформления стендов по олимпийской тематике, встречи со знаменитыми спортсменами), а также проведением различных спортивных мероприятий   (спартакиад, спортивных игр по олимпийским видам спорта, дней спорта ).

На каждом уроке физической культуры независимо от раздела учебной программы необходимо включать вопросы олимпийской образования в соответствии  с темой данного урока (например, на уроке легкой атлетики учитель физической культуры знакомит учащихся с историей развития легкой атлетики, с выдающимися достижениями мировых и Российских звезд легкой атлетики на олимпийских играх), освещение которых способствуют повышению уровня знаний учащихся об истории олимпийского движения, роли России в развитии олимпийского движения, участия спортсменов Пензенской области в летних и зимних олимпийских играх.

 Практическую часть урока необходимо строить так, чтобы максимально представить многообразие олимпийских видов спорта. Большую часть уроков проводить в игровой, соревновательной форме на высоком эмоциональном уровне.

 В течение недели выделить день для младшей и средней школы «День спорта», это могут быть дни здоровья, бегуна, лыжника, соревнования по игровым видам спорта, веселые старты, МАЛЫЕ ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ.


Тематика олимпийского образования для введения в школьную программу

по физическому воспитанию для 5-9классов.


               V класс.

    1. Олимпийский спорт в России (2часа)

      - Олимпизм.

      - Отечественные спортсмены, олимпийские чемпионы

      - Пензенские спортсмены: участники, призеры, чемпионы олимпийских игр.


  2. Особенности развития избранного вида спорта.(1час)

- Правила и их изменения в процессе развития

- Выдающиеся спортсмены Пензенской области, их вклад в развитие указанных видов спорта.


  3. Правила поведения учащихся на спортивно-массовых мероприятиях(1час)

      - Правила поведения в местах проведения спортивно-массовых мероприятий

      - Соблюдение правил  безопасности на спортивно-массовых мероприятиях

    

  4. Спортивная тренировка(1час)

      - Принципы и методики спортивной тренировки

      - Цели и задачи при занятиях физической культурой и спортом


5. Правила использования спортивного инвентаря и оборудования(1час)

     - Изучение инструкции по использованию спортивного инвентаря и соблюдение техники безопасности.

     

  1. Требования к одежде для занятий физическими упражнениями(1час)

- Правильно подбирать обувь и одежду для занятий выбранным видом спорта

      - Правила личной гигиены при занятиях физической культурой и спортом.


7.  Правила техники безопасности при занятиях физическими упражнениями (2часа)

     - Инструктаж по технике безопасности по каждому виду спорта

     - Соблюдение установленных правил на спортивном объекте.


  1. Спортивная атрибутика (1час)

- Эмблема команды, класса, школы

- Талисман команды, гимн и девиз команды.


  VI класс

  1. Церемония награждения на олимпийских играх.(1час)

      - Цель проведения церемоний

      - Церемония открытия, правила проведения игр, соревнований

      - Церемония торжественного закрытия спортивных игр, соревнований, как подведение

        итогов


  1.  Общие правила и организация соревнований по спортивным играм(2часа)

- Знакомство с правилами наиболее популярных спортивных игр

- Жестикуляция арбитров во время различных спортивных соревнований

- Углубленное изучение правил по выбранному виду спорта

- Подготовка судей общественников из числа ведущих спортсменов


  1. Различие в подходе между профессиональным и любительским спортом(1час)

- Роль и значение спорта в повседневной жизни

- Профессиональный спорт как зрелище

- Спорт среди детей, юношества и молодежи


  1. Характеристика индивидуального уровня физического развития(2часа)

- Индивидуальный подход к занятиям физической культурой и спортом исходя из

    физических особенностей ребенка

- Вариативность видов спорта для ребенка

- Воспитание привычки к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, избранными видами спорта в свободное время


  1. Культура поддержки команд(2часа)

- Роль и значение коллективизма при поддержке команд

      - Формирование поведения болельщиков для позитивной поддержки команды

      -  Воспитание команд в духе  честной спортивной борьбы (Cheer Leading)


  1. Подбор экипировки для занятий современными видами спорта(1час)

       - Защитное оборудование (шлем, наколенники, налокотники, перчатки)

     - Систематическая проверка технического состояния спортивного инвентаря  (ролики,

         велосипед, лыжи и др.)


  1. Характеристика видов спорта(1час)

- Деление видов спорта по признакам ( командные, индивидуальные, лично-

    командные)

- Различие видов спорта по степени  влияния на основные системы организма


  1. Гигиенические требования к режиму дня при занятиях физическими

упражнениями (1час)

     - Соблюдение режима труда и отдыха

     - Значение режима питания при занятиях физической культурой и спортом

  

          VII класс


  1.  Судейство соревнований (1час)

- Общие правила и организация индивидуальных соревнований

- Организация индивидуальных соревнований на основе легкой атлетики, плавания,

   лыжных гонок и других видов спорта

- Правила подведения итогов индивидуальных соревнований


18.   Физиологические основы развития физических качеств атлета (2часа)

         - Возрастные физиологические особенности развития школьника

         - Развитее физических качеств в выбранном виде спорта (скоростные,

           координационные, скоростно-силовые, выносливость, гибкость, силовые)


  1.  Общая классификация видов спорта (1час)

- Зимние и летние виды спорта

- Базовые виды спорта школьной программы

- Виды спорта для самостоятельных занятий


  1.  Деятельность системы дыхания в процессе и после воздействия физических нагрузок на  соревнованиях и во время тренировок (1час)

- Прохождение порога анаэробного обмена при занятиях различными видами спорта

- Значение занятий на свежем воздухе.

- Использование различных видов дыхательных гимнастик

 

  1.  Возможности спорта высших достижений в проведении публичных акций (2часа)

- Сбор средств на развитие паралимпийского движения и адаптивной физической

    культуры

- Акции в поддержку и защиту ветеранов спорта и детей с ограниченными

    физическими возможностями


  1. Значение тактических действий команды в достижение успеха в спорте (2часа)

-  Тактические действия команды (в защите, нападении в игровых видах спорта)

-  Выбор тактики в зависимости от поставленных целей


23. Содержание современных летних Олимпийских игр (2часа)

      - Виды спорта, лежащие в основе О.И.

      - Виды спорта, которые вошли в программу Игр за последнее десятилетие

      - Особенности новых олимпийских видов

      - Принцип отбора на О.И.


24. Спортивное волонтерство (1час)

      - Функции и задачи спортивного волонтерства


25. Правила честной игры (FAIR PLAV) (1час)

      - Уважение к сопернику, судье, партнеру по команде, зрителям

      - Соблюдение правил игры

      - Воспринимай победу скромно, а поражение с достоинством

      - Красота действий и поступков дороже спортивного успеха

            VIII класс


26. Особенности спортивных мероприятий (2часа)

     - Виды спорта на воде

     - Виды спорта, проводимые на пересеченной местности, в горах

     - Виды спорта, проводимые на свежем воздухе


 27.  Единая всероссийская спортивная классификация (ЕВСК) (1час)

     -Получение спортивных разрядов

     -Уровень и категория соревнований

     - Значение классификации для спортсменов


28. Содержание современных зимних Олимпийских Игр (2часа)

      - Первые зимние О.И.

      - Виды спорта зимних О.И.

      - Принципы отбора на О.И.


29. Паралимпийское движение(2часа)

      - Гуманистическая направленность  О.И.

      - Привлечение к паралимпийскому движению всех слоев общества

      - К здоровью через движение


30. Основы самостоятельных занятий спортом (1час)

      - Методика проведения самостоятельных занятий физической культурой и спортом

      - Самоконтроль


31. Требования, предъявляемые к занимающимся спортом в зимних условиях (2часа)

     - Температурный режим при занятиях зимними видами спорта

     - Требования к форме одежды занимающихся (экипировка)

     - Болельщик на зимнем стадионе

     - Особенности проведения спортивно-массовых мероприятий в зимнее время


32. Возрастные и индивидуальные особенности психологии личности в спорте (1час)

     - Роль лидера в команде

     - Роль дружбы, коллективизма в спорте

     - Индивидуальные и командные действия в командных и индивидуальных видах спорта


 33. Спортивные ритуалы в различных видах спорта (1час)

        - Роль ритуалов перед началом соревнований

        - Значение особенностей в разминке команд перед соревнованием в различных видах

          спорта

        - Взаимодействие между участниками и болельщиками при помощи ритуалов

            и  жестов


            IX класс


34. Техника безопасности при занятиях экстремальными видами спорта(1час)

       - Разновидности X-видов спорта

       - Правильный выбор места занятий

       - Экипировка спортсмена и требования к ней

35. Общие правила и организация соревнований в единоборствах(2часа)

      - Правила и организация соревнований греко-римской борьбы

      - Углубленное изучение  правил по выбранному виду борьбы

      - Подготовка судей-общественников по различным видам борьбы

36. Принцип подхода выбора вида спорта для О.И.

      - Требование к виду спорта, кандидату на О.И.

      - Механизм принятия решения


37. Циклические виды спорта и их особенности (1час)

      - Циклические виды спорта

      - Современные методики проведения тренировок в циклических видах спорта

      - Роль и значение циклических видов спорта для здоровья


38. Психологический аспект спортивных достижений(1час)

      - Роль победы в спорте

      - Уважение к участникам. призерам и победителям олимпийских игр

      - Болельщик как составная часть победы в спорте


39. Спортивная составляющая соревнований разного уровня(1час)

      - Эффективные методы поддержки команды на соревнованиях

      - Роль и значение  любительских и детских соревнований

      - Отличительная черта спорта высших достижений


40. Правила и организация соревнований по гимнастике(2часа)

      - Значение занятий гимнастикой для физического развития и здоровья

      - Особенности занятий гимнастикой

     - Правила и организация соревнований по гимнастике (лично-командные, личные и  

        многоборье)


41. Антидопинговая комиссия: цели и задачи(1час)

     - Допинг, его разновидности

     - Пагубность принятия допинга для здоровья


42. Тренерство(2часа)

     - Роль тренера в команде

     - Права и обязанности тренера

     - Личностные  характеристики тренера

     - Творческое взаимодействие тренера и  спортсмена


43. Структура олимпийского движения(2часа)

     -  МОК и принципы работы, Исполком МОК и его функции

     -  Нок и его задачи

     - Члены МОК от Российской Федерации


44. Спорт против расизма(1час)

     - Расовая дискриминация

     - Возможности спорта высших достижений в проведении публичных акций( на примере хоккея)

     - Спорт – посол Мира


Реализация системы олимпийского образования позволяет  использовать современные подходы в организации физкультурно-спортивного воспитания, пропагандировать идеи олимпийского спорта и привлечения учащихся  к занятиям в различных спортивных секциях,  кружках, клубах.

Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.