Рабочая программа по физической культуре в 1 классе к учебнику «Физическая культура»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по физической культуре в 1 классе
к учебнику «Физическая культура» А.П.Матвеев
2017-2018 учебный год
Пояснительная записка
Наименование учебного предмета: «Физическая культура»
Класс: 1
Срок реализации программы, учебный год: 2017-2018
Количество часов по учебному плану: 99
Нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана рабочая программа:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009г. №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с учетом изменений, внесенных приказом Министерства образования и науки РФ от 26.11.2010г. №1241) (далее - ФГОС начального общего образования);
3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 № 1015 «О порядке организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 08.06.2015 № 576 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253».
Содержание учебной программы, курса
Название раздела (темы) |
Кол-во часов для изучения раздела, темы |
Содержание учебной темы |
|||
Авторская |
Рабочая |
Контрольные, практические работы и т.д. |
|||
Знания о физической культуре |
В процессе урока |
В процессе урока |
Физическая культура. Физическая культура как система разнообразных форм занятий физическими упражнениями по укреплению здоровья человека. Ходьба, бег, прыжки, лазанье, ползание, как жизненно важные способы передвижения человека. Первая помощь при травмах. Из истории физической культуры. Когда и как возникли физическая культура и спорт. Современные Олимпийские игры. Что такое физическая культура. Физические упражнения. Физические упражнения, их влияние на физическое развитие и развитие физических качеств. Физическая подготовка и её связь с развитием основных физических качеств. Характеристика основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, гибкости и равновесия. Физическая нагрузка и её влияние на повышение частоты сердечных сокращений. |
||
Способы физкультурной деятельности |
Самостоятельная деятельность. |
Самостоятельные занятия. Составление режима дня. Закаливание. Личная гигиена. Выполнение простейших закаливающих процедур, комплексов упражнений для формирования правильной осанки и развития мышц туловища, развития основных физических качеств; проведение оздоровительных занятий в режиме дня (утренняя зарядка, физкультминутки). Самостоятельные наблюдения за физическим развитием и физической подготовленностью. Твой организм. Сердце и кровеносные сосуды. Органы чувств. Мозг и нервная система. Органы дыхания. Органы пищеварения. Пища и питательные вещества. Вода и питьевой режим Измерение длины и массы тела, показателей осанки и физических качеств. Измерение частоты сердечных сокращений во время выполнения физических упражнений. Самоконтроль. Спортивная одежда и обувь. Органы чувств Самостоятельные игры и развлечения. Организация и проведение подвижных игр (на спортивных площадках и в спортивных залах). |
|||
Физическое совершенствование - физкультурно-оздоровительная деятельность - лёгкая атлетика - гимнастика с основами акробатики - подвижные игры - кроссовая подготовка |
77 В режиме дня и в процессе урока 20 17 20 20 |
77 В режиме дня и в процессе урока 20 17 20 20 |
Физкультурно-оздоровительная деятельность Комплексы физических упражнений для утренней зарядки, физкультминуток, занятий по профилактике и коррекции нарушений осанки. Комплексы упражнений на развитие физических качеств. Комплексы дыхательных упражнений. Гимнастика для глаз. Спортивно-оздоровительная деятельность: Лёгкая атлетика. Беговые упражнения. Прыжковые упражнения. Броски: большого мяча (1кг) на дальность разными способами. Метание: малого мяча в вертикальную цель и на дальность с места. Гимнастика с основами акробатики. Организующие команды и приемы. Акробатические упражнения. Акробатические комбинации. Висы и упоры. Лазанье и перелезания. Опорный прыжок: перелезание через гимнастического коня. Освоениние навыков равновесия. Общеразвивающие упражнения без предметов. Подвижные игры. На материале гимнастики с основами акробатики; На материале легкой атлетики; На материале кроссовой подготовки. Кроссовая подготовка. |
||
Вариативная часть |
22 |
22 |
Подвижные игры на материале спортивных игр. Баскетбол: специальные передвижения без мяча; ведение мяча; броски мяча в корзину; подвижные игры на материале баскетбола. Подвижные игры: «Играй, играй, мяч не теряй», «У кого меньше мячей», «Мяч в корзину», «Школа мяча», «Мяч водящему». |
||
Итого: |
99 |
99 |
Планируемые результаты
.
• формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека (физического, социального и психического), о её позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учёбы и социализации;
* овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.);
• формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данными мониторинга здоровья (рост, масса тела и др.), показателями развития основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости).
Раздел «Знания о физической культуре»
Обучающийся научится:
• ориентироваться в понятиях «физическая культура», «режим дня»; характеризовать роль и значение утренней зарядки, физкультминуток и физкультпауз, уроков физической культуры, закаливания, прогулок на свежем воздухе, подвижных игр, занятий спортом для укрепления здоровья, развития основных систем организма;
• раскрывать на примерах (из истории или из личного опыта) положительное влияние занятий физической культурой на физическое и личностное развитие;
• ориентироваться в понятии «физическая подготовка», характеризовать основные физические качества (силу, быстроту, выносливость, координацию, гибкость) и различать их между собой;
• организовывать места занятий физическими упражнениями и подвижными играми (как в помещении, так и на открытом воздухе), соблюдать правила поведения и предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями.
Обучающийся получит возможность научиться:
• выявлять связь занятий физической культурой с трудовой и оборонной деятельностью;
• характеризовать роль и значение режима дня в сохранении и укреплении здоровья; планировать и корректировать режим дня в зависимости от индивидуальных особенностей учебной и внешкольной деятельности, показателей здоровья, физического развития и физической подготовленности.
Раздел «Способы физкультурной деятельности»
Обучающийся научится:
• отбирать и выполнять комплексы упражнений для утренней зарядки и физкультминуток в соответствии с изученными правилами;
• организовывать и проводить подвижные игры и простейшие соревнования во время отдыха на открытом воздухе и в помещении (спортивном зале и местах рекреации), соблюдать правила взаимодействия с игроками;
• измерять показатели физического развития (рост и массу тела) и физической подготовленности (сила, быстрота, выносливость, гибкость), вести систематические наблюдения за их динамикой.
Выпускник получит возможность научиться:
• вести тетрадь по физической культуре с записями режима дня, комплексов утренней гимнастики, физкультминуток, общеразвивающих упражнений для индивидуальных занятий, результатов наблюдений за динамикой основных показателей физического развития и физической подготовленности;
• целенаправленно отбирать физические упражнения для индивидуальных занятий по развитию физических качеств;
• выполнять простейшие приемы оказания доврачебной помощи при травмах и ушибах.
Раздел «Физическое совершенствование»
Обучающийся научится:
• выполнять упражнения по коррекции и профилактике нарушения зрения и осанки, упражнения на развитие физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости); оценивать величину нагрузки (большая, средняя, малая) по частоте пульса (с помощью специальной таблицы);
• выполнять тестовые упражнения для оценки динамики индивидуального развития основных физических качеств;
• выполнять организующие строевые команды и приемы;
• выполнять акробатические упражнения (кувырки, стойки, перекаты);
• выполнять гимнастические упражнения на спортивных снарядах (перекладина, брусья, гимнастическое бревно);
• выполнять легкоатлетические упражнения (бег, прыжки, метания и броски мяча разного веса);
• выполнять игровые действия и упражнения из подвижных игр разной функциональной направленности.
Обучающийся получит возможность научиться:
• сохранять правильную осанку, оптимальное телосложение;
• выполнять эстетически красиво гимнастические и акробатические комбинации;
• играть в баскетбол, футбол и волейбол по упрощенным правилам;
• плавать, в том числе спортивными способами;
• выполнять передвижения на лыжах (для снежных регионов России).
Календарно - тематическое планирование
№ п/п |
Название разделов, тем |
Кол-во часов |
Сроки |
||
По плану |
Фактически |
||||
Легкоатлетические упражнения (10ч) |
|||||
1 |
1.Ходьба и бег |
1 |
|||
2 |
2.Ходьба и бег |
1 |
|||
3 |
3.Ходьба и бег |
1 |
|||
4 |
4.Ходьба и бег |
1 |
|||
5 |
5.Ходьба и бег |
1 |
|||
6 |
6.Прыжки |
1 |
|||
7 |
7.Прыжки |
1 |
|||
8 |
8.Прыжки |
1 |
|||
9 |
9.Метание мяча |
1 |
|||
10 |
10.Метание мяча |
1 |
|||
Кроссовая подготовка (10ч) |
|||||
11 |
1.Бег по пересечённой местности |
1 |
|||
12 |
2.Бег по пересечённой местности |
1 |
|||
13 |
3.Бег по пересечённой местности |
1 |
|||
14 |
4.Бег по пересечённой местности |
1 |
|||
15 |
5.Бег по пересечённой местности |
1 |
|||
16 |
6.Бег по пересечённой местности |
1 |
|||
17 |
7.Бег по пересечённой местности |
1 |
|||
18 |
8.Бег по пересечённой местности |
1 |
|||
19 |
9.Бег по пересечённой местности |
1 |
|||
20 |
10.Бег по пересечённой местности |
1 |
|||
Подвижные игры (20 ч) |
|||||
21 |
1.Подвижные игры |
1 |
|||
22 |
2.Подвижные игры |
1 |
|||
23 |
3.Подвижные игры |
1 |
|||
24 |
4.Подвижные игры |
1 |
|||
25 |
5.Подвижные игры |
1 |
|||
26 |
6.Подвижные игры |
1 |
|||
27 |
7.Подвижные игры |
1 |
|||
28 |
8.Подвижные игры |
1 |
|||
29 |
9.Подвижные игры |
1 |
|||
30 |
10.Подвижные игры |
1 |
|||
31 |
11.Подвижные игры |
1 |
|||
32 |
12.Подвижные игры |
1 |
|||
33 |
13.Подвижные игры |
1 |
|||
34 |
14.Подвижные игры |
1 |
|||
35 |
15.Подвижные игры |
1 |
|||
36 |
16.Подвижные игры |
1 |
|||
37 |
17.Подвижные игры |
1 |
|||
38 |
18.Подвижные игры |
1 |
|||
39 |
19.Подвижные игры |
1 |
|||
40 |
20.Подвижные игры |
1 |
|||
Гимнастика с основами акробатики (17 ч) |
|||||
41 |
1.Акробатика. Строевые упражнения. Упражнения в равновесии. |
1 |
|||
42 |
2.Акробатика. Строевые упражнения. Упражнения в равновесии. |
1 |
|||
43 |
3.Акробатика. Строевые упражнения. Упражнения в равновесии. |
1 |
|||
44 |
4.Акробатика. Строевые упражнения. Упражнения в равновесии. |
1 |
|||
45 |
5.Акробатика. Строевые упражнения. Упражнения в равновесии. |
1 |
|||
46 |
6.Акробатика. Строевые упражнения. Упражнения в равновесии. |
1 |
|||
47 |
7.Висы |
1 |
|||
48 |
8.Висы |
1 |
|||
49 |
9.Висы |
1 |
|||
50 |
10.Висы |
1 |
|||
51 |
11.Висы |
1 |
|||
52 |
12.Висы |
1 |
|||
53 |
13.Опорный прыжок, лазание по канату |
1 |
|||
54 |
14.Опорный прыжок, лазание по канату |
1 |
|||
55 |
15.Опорный прыжок, лазание по канату |
1 |
|||
56 |
16.Опорный прыжок, лазание по канату |
1 |
|||
57 |
17.Опорный прыжок, лазание по канату |
1 |
|||
Подвижные игры на основе баскетбола( 22 ч) |
|||||
58 |
1.Подвижные игры на основе баскетбола |
1 |
|||
59 |
2.Подвижные игры на основе баскетбола |
1 |
|||
60 |
3.Подвижные игры на основе баскетбола |
1 |
|||
61 |
4.Подвижные игры на основе баскетбола |
1 |
|||
62 |
5.Подвижные игры на основе баскетбола |
1 |
|||
63 |
6.Подвижные игры на основе баскетбола |
1 |
|||
64 |
7.Подвижные игры на основе баскетбола |
1 |
|||
65 |
8.Подвижные игры на основе баскетбола |
1 |
|||
66 |
9.Подвижные игры на основе баскетбола |
1 |
|||
67 |
10.Подвижные игры на основе баскетбола |
1 |
|||
68 |
11.Подвижные игры на основе баскетбола |
1 |
|||
69 |
12.Подвижные игры на основе баскетбола |
1 |
|||
70 |
13.Подвижные игры на основе баскетбола |
1 |
|||
71 |
14.Подвижные игры на основе баскетбола |
1 |
|||
72 |
15.Подвижные игры на основе баскетбола |
1 |
|||
73 |
16.Подвижные игры на основе баскетбола |
1 |
|||
74 |
17.Подвижные игры на основе баскетбола |
1 |
|||
75 |
18.Подвижные игры на основе баскетбола |
1 |
|||
76 |
19.Подвижные игры на основе баскетбола |
1 |
|||
77 |
20.Подвижные игры на основе баскетбола |
1 |
|||
78 |
21.Подвижные игры на основе баскетбола |
1 |
|||
79 |
22.Подвижные игры на основе баскетбола |
1 |
|||
Легкоатлетические упражнения (10 ч) |
|||||
80 |
1.Бег и ходьба |
1 |
|||
81 |
2.Бег и ходьба |
1 |
|||
82 |
3.Бег и ходьба |
1 |
|||
83 |
4.Бег и ходьба |
1 |
|||
84 |
5.Прыжки |
1 |
|||
85 |
6.Прыжки |
1 |
|||
86 |
7.Прыжки |
1 |
|||
87 |
8.Метание мяча |
1 |
|||
88 |
9.Метание мяча |
1 |
|||
89 |
10.Метание мяча |
1 |
|||
Кроссовая подготовка (10 ч) |
|||||
90 |
1.Бег по пересечённой местности |
1 |
|||
91 |
2.Бег по пересечённой местности |
1 |
|||
92 |
3.Бег по пересечённой местности |
1 |
|||
93 |
4.Бег по пересечённой местности |
1 |
|||
94 |
5.Бег по пересечённой местности |
1 |
|||
95 |
6.Бег по пересечённой местности |
1 |
|||
96 |
7.Бег по пересечённой местности |
1 |
|||
97 |
8.Бег по пересечённой местности |
1 |
|||
98 |
9.Бег по пересечённой местности |
1 |
|||
99 |
10.Бег по пересечённой местности |
1 |
Формы и средства контроля, критерии и нормы оценки знаний, умений, навыков
Уровень физической подготовленности учащихся 7 – 10 лет
№ |
Физические |
Контрольное |
Воз- |
Уровень |
||||||
п/п |
способности |
упражнение |
раст, |
Мальчики |
Девочки |
|||||
(тест) |
лет |
Низкий |
Средний |
Высокий |
Низкий |
Средний |
Высокий |
|||
1 |
Скорост- |
Бег 30 м, с |
7 |
7,5и более |
7,3-6,2 |
5,6 и менее |
7,6 и более |
7,5-6,4 |
5,8 и менее |
|
ные |
8 |
7,1 |
7,0-6,0 |
5,4 |
7,3 |
7,2-6,2 |
5,6 |
|||
9 |
6,8 |
6,7-5,7 |
5,1 |
7,0 |
6,9^6,0 |
5,3 |
||||
10 |
6,6 |
6,5-5,6 i |
5,0 |
6,6 |
6,5-5,6 |
5,2 |
||||
2 |
Координа- |
Челноч- |
7 |
11,2иболее |
10,8-10,3 |
9,9 и менее |
11,7иболее |
11,3-10,6 |
10,2и менее |
|
ционные |
ный бег |
8 |
10,4 |
10,0-9,5 |
9,1 |
11,2 |
10,7-10,1 |
9,7 |
||
3X10 м, с |
9 |
10,2 |
9,9-9,3 |
8,8 |
10,8' |
10,3—9,7 |
9,3 |
|||
10 |
9,9 |
9,5-9,0 |
8,6 |
10,4 |
10,0-9,5 |
9,1 |
||||
3 |
Скорост- |
Прыжок |
7 |
100именее |
115-135 |
155 и более |
90 и менее |
110-130 |
150 и более |
|
но-сило- |
в длину с |
8 |
110 |
125-145 |
165 |
100 |
125-140 |
155 |
||
вые |
места, см |
9 |
120 |
130-150 |
175 |
ПО |
135-150 |
160 |
||
10 |
130 |
140-160 |
185 |
120 |
140-155 |
170 |
||||
4 |
Выносли- |
6-минут- |
7 |
700именее |
730-900 |
1100 и более |
500и менее |
600-800 |
900и более |
|
вость |
ный бег, м |
8 |
750 |
800-950 |
1150 |
550 |
650-850 |
950 |
||
9 |
800 |
850-1000 |
1200 |
600 |
700-900 |
1000 |
||||
10 |
850 |
900-1050 |
1250 |
650 |
750-950 |
1050 |
||||
5 |
Гибкость |
Наклон |
7 |
1 и менее |
3-5 |
9 и более |
2 и менее |
6-9 |
11,5 и более |
|
вперед из |
8 |
1 |
3-5 |
7,5 |
2 |
6-9 |
12,5 |
|||
положения |
9 |
1 |
3—5 |
7,5 |
2 |
6-9 |
13,0 |
|||
сидя, см |
10 |
2 |
4-6 |
8,5 |
3 |
7-10 |
14,0 |
№ п/п |
Физические способности |
Контрольное упражнение (тест) |
Воз-раст лет |
Уровень |
||||||
Мальчики |
Девочки |
|||||||||
Низкий |
Средний |
Высокий |
Низкий |
Средний |
Высокий |
|||||
6 |
Силовые |
Подтяги- |
7 |
1 |
2-3 |
4 и выше |
||||
вание: |
8 |
1 |
2-3 |
4 |
||||||
на высо- |
9 |
1 |
3-4 |
5 |
||||||
кой пере- |
10 |
1 |
3-4 |
5. |
||||||
кладине |
||||||||||
из виса, |
||||||||||
кол-во |
||||||||||
. раз (маль- |
||||||||||
чики) |
||||||||||
на низкой |
7 |
2 и ниже |
4-8 |
12 и выше |
||||||
перекла- |
8 |
3 |
6-10 |
14 |
||||||
дине из |
9 |
3 |
7-11 |
16 |
||||||
виса ле- |
10 |
4 |
8-13 |
18 |
||||||
жа, кол- |
||||||||||
во раз |
||||||||||
(девочки) |
Учебно-методическое обеспечение:
Учебник для общеобразовательных учреждений Физическая культура» 1 класс/
А.П.Матвеев, М.: Просвещение, 2011.;
Интернет-ресурсы
Сайт «Начальная школа» http://1-4.prosv.ru
Контрольно-измерительные материалы
Педагогическая диагностика стартовой готовности первоклассников
Лист корректировки рабочей программы
Дата |
Причины коррекции |
Что скорректировано |
Подпись зам.директора по УВР |
17