Рабочая программа по физической культуре, 5–9 классы
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное
общеобразовательное учреждение города Москвы
« Гимназия № 1516»
107589, г.Москва, ул. Хабаровская, д.4А; тел(факс) 8-495-460-4366;
http://gym1516.mskobr.ru; E-Mail: 1516@edu.mos.ru
ИНН 7718792108 КПП 771801001 ОГРН 1107746022560
«Утверждаю» «Согласовано»
Директор ГБОУ Гимназия № 1516 на заседании Методического Совета
______________Н.Л.Буканова 30 августа 2016г. Протокол №1
«____» сентября 2016г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Физическая культура
5 – 9 классы
Составила: О.Г. Князева
Москва 2016
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Физическая культура» для 5-9 классов составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и авторской программы Лях В.И, Зданевич А.А. «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов». – М.: Просвещение, 2012 г.
Физическая культура – обязательный учебный курс в общеобразовательных учреждениях. Предмет «Физическая культура» является основой физического воспитания школьников. Он включает в себя мотивацию и потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом, овладение основными видами физкультурно-спортивной деятельности, разностороннюю физическую подготовленность.
Логика изложения и содержание рабочей программы основана также на положениях нормативно-правовых актов Российской Федерации:
- Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина;
- Закон РФ «Об образовании» от 10.07.92г. №3266-1 в редакции от 2010 г. (ст. 9, 13, 14, 15, 32);
- Закон ЯНАО от 31.01 2000 года №6-ЗАО «Об образовании в ЯНАО»;
- Федеральный закон «О физической культуре и спорте»;
- Приоритетный национальный проект «Образование» на 2009-2012 годы;
- СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189, зарегистрированы в Минюсте России 3 марта 2011 г., регистрационный номер 19993).
Рабочая программа ориентирована на использование учебников: (учебно-методического комплекса): 1. « Физическая культура. 8-9 класс»: учебник для общеобразоват. учреждений / А.П.Матвеев. - М.: Просвещение, 2012, 2013. - 152 с. 2, М.Я.Виленский Физическая культура 5-.6-7 классы: учебник для общеобразоват. учреждений - М.: Просвещение, 2012. - 239 с. Выбор данной авторской программы и учебно-методического комплекса обусловлен полнотой, доступностью предложенного материала.
Цель и задачи учебного предмета «Физическая культура»
Рабочая программа имеет целью - формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха. В основной школе данная цель конкретизируется: учебный процесс направлен на формирование устойчивых мотивов и потребностей школьников в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни и способствует решению следующих задач изучения на второй ступени образования:
укрепление здоровья, развитие основных физических качеств и повышение функциональных возможностей организма;
формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями с общеразвивающей и корригирующей направленностью, техническими действиями и приемами базовых видов спорта:
освоение знаний о физической культуре и спорте, их истории и современном развитии, роли в формировании здорового образа жизни;
обучение навыкам и умениям в физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности, самостоятельной организации занятий физическими упражнениями;
воспитание положительных качеств личности, норм коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности.
Ориентируясь на решение задач образования школьников в области физической культуры, настоящая программа в своем предметном содержании направлена на:
реализацию принципа вариативности, который лежит в основе планирования учебного материала в соответствии с половозрастными особенностями обучающихся, материально-технической оснащенности учебного процесса (спортивный зал, спортивные пришкольные площадки, стадион, бассейн), региональными климатическими условиями и видом учебного учреждения;
реализацию принципа достаточности и сообразности, определяющего распределение учебного материала в конструкции основных компонентов двигательной (физкультурной) деятельности, особенностей формирования познавательной и предметной активности обучающихся;
соблюдение дидактических правил «от известного к неизвестному» и «от простого к сложному», которые лежат в основе планирования учебного содержания в логике поэтапного его освоения, перевода учебных знаний в практические навыки и умения, в том числе и в самостоятельной деятельности;
расширение межпредметных связей, ориентирующих учителя во время планирования учебного материала на то, чтобы учитывать задачу формирования целостного мировоззрения обучающихся, всестороннее раскрытие взаимосвязи и взаимообусловленности изучаемых явлений и процессов;
усиление оздоровительного эффекта, достигаемого в ходе активного использования школьниками освоенных знаний, способов и физических упражнений в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, режиме дня, самостоятельных занятиях физическими упражнениями.
Общая характеристика учебного предмета «Физическая культура»
Cпецифика курса физической культуры требует особой организации учебной деятельности школьников в форме проведения разнообразных уроков физической культуры. Внеурочная деятельность по предмету предусматривается в формах: физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного дня и самостоятельных занятий физическими упражнениями.
Важнейшим требованием проведения современного урока по физической культуре является обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к учащимся с учетом состояния, пола, физического развития, двигательной подготовленности, особенностей развития психических свойств и качеств, соблюдения гигиенических норм.
Физкультурное образование играет важную роль, как в практической, так и в духовной жизни общества.
Деятельностная основа современного образования по физической культуре базируется на концепции личностного социального и познавательного развития учащихся, что определяется характером и содержанием этой деятельности. Эта деятельность задаёт структурную организацию учебного предмета, которая направлена на формирование физкультурной грамотности, культуры здоровья, активного вовлечения детей в самостоятельные занятия по укреплению собственного здоровья, развитию физических качеств и освоению двигательных действий в различных формах досуга и отдыха с использованием средств физической культуры.
Никто не может сравниться с преобразующей силой физической культуры. Эта сила делает неуклюжего - ловким, медлительного – быстрым, слабого – сильным, всегда жалующегося на усталость – выносливым, болезненного – здоровым. Хорошая физическая подготовка позволяет быстрее осваивать новые сложные производственные профессии; она же стала одним из решающих факторов подготовки летчиков, космонавтов, военных.
Физическая культура способствует развитию интеллектуальных процессов – внимания, точности восприятия, запоминания, воспроизведения, воображения, мышления, улучшают умственную работоспособность. Здоровые, закаленные, хорошо физически развитые юноши и девушки, как правило, успешно воспринимают учебный материал, меньше устают на уроках в школе, не пропускают занятий из-за простудных заболеваний.
Физическая культура – это и важнейшее средство формирования человека как личности. Занятия физическими упражнениями позволяют многогранно влиять на сознание, волю, на моральный облик, черты характера юношей и девушек. Они вызывают не только существенные биологические изменения в организме, но в значительной мере определяют выработку нравственных убеждений, привычек, вкусов и других сторон личности, характеризующих духовный мир человека.
Научно-технический прогресс, бурное развитие средств массовой информации, повышение образовательного уровня родителей, совершенство методов обучения – все это, безусловно, определяет более раннее и более высокое интеллектуальное развитие современной молодежи. Ускоренное созревание организма повышает умственную и физическую работоспособность юношей и девушек, что позволяет им успешнее справляться со значительно возросшими требованиями школьных программ.
Согласно Концепции развития содержания образования в области физической культуры (2001) основой образования по физической культуре является двигательная (физкультурная) деятельность, которая непосредственно связана с совершенствованием физической природы человека. В рамках школьного образования активное освоение данной деятельности позволяет школьникам не только совершенствовать физические качества и укреплять здоровье, осваивать физические упражнения и двигательные действия, но и успешно развивать психические процессы и нравственные качества, формировать сознание и мышление, творческий подход и самостоятельность.
Место учебного предмета «Физическая культура» в учебном плане
В федеральном базисном учебном плане на предмет физической культуры в 5 – 9 классах выделяется 3 учебных часа в неделю.
Программный материал представлен следующими разделами:
1. «Знания о физической культуре»:
история физической культуры
физическая культура (основные понятия)
физическая культура человека
2. «Способы двигательной (физкультурной) деятельности»:
организация и проведение самостоятельных занятий физической культурой
оценка эффективности занятий физической культурой
3. «Физическое совершенствование»:
физкультурно-оздоровительная деятельность
спортивно-оздоровительная деятельность (гимнастика с основами акробатики; легкая атлетика; спортивные игры; кроссовая подготовка; прикладно-ориентированная подготовка; упражнения общеразвивающей направленности, подвижные игры).
Учитывая вышеизложенное, учебный план ГБОУ Гимназии №1516, материальную базу, заинтересованность детей учебное время на прохождение программного материала по предмету «Физическая культура» для учащихся 5-9 классов распределяется следующим образом: 68 часов при двухразовых занятиях в неделю. Программный материал делится на две части – базовую и вариативную. В базовую часть входит материал в соответствии с федеральным компонентом учебного плана, региональный компонент (лыжная подготовка заменяется кроссовой). Базовая часть выполняет обязательный минимум образования по предмету «Физическая культура»; лёгкая атлетика, гимнастика с элементами акробатики, спортивные игры, кроссовая подготовка Вариативная часть включает в себя программный материал по баскетболу. Программный материал усложняется по разделам каждый год за счёт увеличения сложности элементов на базе раннее пройденных.
Новизна рабочей программы заключается в расширении и углублении содержания примерной программы элементами содержания авторской программы. Программа ориентирована на воспитание у учеников второй ступени образования стремления к самопознанию, усилению мотивации и развитию познавательного интереса к занятиям физическими упражнениями.
Элементы содержания авторской программы в календарно-тематическом планировании и в содержании учебного материала выделены курсивом.
При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается применением следующих педагогических технологий обучения:
развивающее обучение;
информационно- коммуникативные;
личностно-ориентированное;
игровые;
здоровьесберегающие.
Требования к личностным, метапредметным, предметным результатам
освоения учебного предмета «Физическая культура»
В соответствии с ФГОС ООО и ООП ООО гимназии данная рабочая программа направлена на достижение системы планируемых результатов освоения ООП ООО, включающей в себя личностные, метапредметные, предметные результаты. В том числе на формирование планируемых результатов освоения междисциплинарных программ «Формирование универсальных учебных действий», «Формирование ИКТ-компетентности», «Основы проектно-исследовательской деятельности», «Стратегии смыслового чтения и работа с текстом».
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые приобретаются в процессе освоения учебного предмета «Физическая культура». Эти качественные свойства проявляются, прежде всего, в положительном отношении учащихся к занятиям двигательной (физкультурной) деятельностью, накоплении необходимых знаний, а также в умении использовать ценности физической культуры для удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей, достижения личностно значимых результатов в физическом совершенстве.
Личностные результаты могут проявляться в разных областях культуры.
Личностные результаты:
1) Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты:
1) Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) навыки смыслового чтения;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; наполнение словарного запаса спортивной терминологией
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ–компетенции);
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в творческой двигательной деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета «Физическая культура». Приобретаемый опыт проявляется в знаниях и способах двигательной деятельности, умениях творчески их применять при решении практических задач, связанных с организацией и проведением самостоятельных занятий физической культурой.
Предметные результаты, так же, как и метапредметные, проявляются в разных областях культуры.
В области познавательной культуры:
знания по истории и развитию спорта и олимпийского движения, о положительном их влиянии на укрепление мира и дружбы между народами;
знание основных направлений развития физической культуры в обществе, их целей, задач и форм организации;
знания о здоровом образе жизни, его связи с укреплением здоровья и профилактикой вредных привычек, о роли и месте физической культуры в организации здорового образа жизни.
В области нравственной культуры:
способность проявлять инициативу и творчество при организации совместных занятий физической культурой, доброжелательное и уважительное отношение к занимающимся, независимо от особенностей их здоровья, физической и технической подготовленности;
умение оказывать помощь занимающимся при освоении новых двигательных действий, корректно объяснять и объективно оценивать технику их выполнения;
способность проявлять дисциплинированность и уважительное отношение к сопернику в условиях игровой и соревновательной деятельности, соблюдать правила игры и соревнований.
В области трудовой культуры:
способность преодолевать трудности, выполнять учебные задания по технической и физической подготовке в полном объеме;
способность организовывать самостоятельные занятия физической культурой разной направленности, обеспечивать безопасность мест занятий, спортивного инвентаря и оборудования, спортивной одежды;
способность самостоятельно организовывать и проводить занятия профессионально-прикладной физической подготовкой, подбирать физические упражнения в зависимости от индивидуальной ориентации на будущую профессиональную деятельность.
В области эстетической культуры:
способность организовывать самостоятельные занятия физической культурой по формированию телосложения и правильной осанки, подбирать комплексы физических упражнений и режимы физической нагрузки в зависимости от индивидуальных особенностей физического развития;
способность организовывать самостоятельные занятия по формированию культуры движений, подбирать упражнения координационной, ритмической и пластической направленности, режимы физической нагрузки в зависимости от индивидуальных особенностей физической подготовленности;
способность вести наблюдения за динамикой показателей физического развития и осанки, объективно оценивать их, соотнося с общепринятыми нормами и представлениями.
В области коммуникативной культуры:
способность интересно и доступно излагать знания о физической культуре, грамотно пользоваться понятийным аппаратом;
способность формулировать цели и задачи занятий физическими упражнениями, аргументировано вести диалог по основам их организации и проведения;
способность осуществлять судейство соревнований по одному из видов спорта, владеть информационными жестами судьи.
В области физической культуры:
способность отбирать физические упражнения по их функциональной направленности, составлять из них индивидуальные комплексы для оздоровительной гимнастики и физической подготовки;
способность составлять планы занятий физической культурой с различной педагогической направленностью, регулировать величину физической нагрузки в зависимости от задач занятия и индивидуальных особенностей организма;
способность проводить самостоятельные занятия по освоению новых двигательных действий и развитию основных физических качеств, контролировать и анализировать эффективность этих занятий.
В области познавательной культуры:
владение знаниями об индивидуальных особенностях физического развития и физической подготовленности, о соответствии их возрастным и половым нормативам;
владение знаниями об особенностях индивидуального здоровья и о функциональных возможностях организма, способах профилактики заболеваний и перенапряжения средствами физической культуры;
владение знаниями по основам организации и проведения занятий физической культурой оздоровительной и тренировочной направленности, составлению содержания занятий в соответствии с собственными задачами, индивидуальными особенностями физического развития и физической подготовленности.
В области нравственной культуры:
способность управлять своими эмоциями, проявлять культуру общения и взаимодействия в процессе занятий физической культурой, игровой и соревновательной деятельности;
способность активно включаться в совместные физкультурно-оздоровительные и спортивные мероприятия, принимать участие в их организации и проведении;
владение умением предупреждать конфликтные ситуации во время совместных занятий физической культурой и спортом, разрешать спорные проблемы на основе уважительного и доброжелательного отношения к окружающим.
В области трудовой культуры:
умение планировать режим дня, обеспечивать оптимальное сочетание нагрузки и отдыха;
умение проводить туристские пешие походы, готовить снаряжение, организовывать и благоустраивать места стоянок, соблюдать правила безопасности;
умение содержать в порядке спортивный инвентарь и оборудование, спортивную одежду, осуществлять их подготовку к занятиям и спортивным соревнованиям.
В области эстетической культуры:
красивая (правильная) осанка, умение ее длительно сохранять при разнообразных формах движения и пере движений;
хорошее телосложение, желание поддерживать его в рамках принятых норм и представлений посредством занятий физической культурой;
культура движения, умение передвигаться красиво, легко и непринужденно.
В области коммуникативной культуры:
владение умением осуществлять поиск информации по вопросам развития современных оздоровительных систем, обобщать, анализировать и творчески применять полученные знания в самостоятельных занятиях физической культурой;
владение умением достаточно полно и точно формулировать цель и задачи совместных с другими детьми занятий физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельностью, излагать их содержание;
владение умением оценивать ситуацию и оперативно принимать решения, находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время учебной и игровой деятельности.
В области физической культуры:
владение навыками выполнения жизненно важных двигательных умений (ходьба, бег, прыжки, лазанья и др.) различными способами, в различных изменяющихся внешних условиях;
владение навыками выполнения разнообразных физических упражнений различной функциональной направленности, технических действий базовых видов спорта, а также применения их в игровой и соревновательной деятельности;
умение максимально проявлять физические способности (качества) при выполнении тестовых упражнений по физической культуре.
Планируемые результаты
Знания о физической культуре
Выпускник научится:
• рассматривать физическую культуру как явление культуры, выделять исторические этапы её развития, характеризовать основные направления и формы её организации в современном обществе;
• характеризовать содержательные основы здорового образа жизни, раскрывать его взаимосвязь со здоровьем, гармоничным физическим развитием и физической подготовленностью, формированием качеств личности и профилактикой вредных привычек;
• понимать определение допинга, основ антидопинговых правил и концепции честного спорта, осознавать последствия допинга;
• определять базовые понятия и термины физической культуры, применять их в процессе совместных занятий физическими упражнениями со своими сверстниками, излагать с их помощью особенности выполнения техники двигательных действий и физических упражнений, развития физических качеств;
• разрабатывать содержание самостоятельных занятий физическими упражнениями, определять их направленность и формулировать задачи, рационально планировать режим дня и учебной недели;
• руководствоваться правилами профилактики травматизма и подготовки мест занятий, правильного выбора обуви и формы одежды в зависимости от времени года и погодных условий;
• руководствоваться правилами оказания первой доврачебной помощи при травмах и ушибах во время самостоятельных занятий физическими упражнениями.
Выпускник получит возможность научиться:
• характеризовать цель возрождения Олимпийских игр и роль Пьера де Кубертена в становлении современного Олимпийского движения, объяснять смысл символики и ритуалов Олимпийских игр;
• характеризовать исторические вехи развития отечественного спортивного движения, великих спортсменов, принёсших славу российскому спорту;
• определять признаки положительного влияния занятий физической подготовкой на укрепление здоровья, устанавливать связь между развитием физических качеств и основных систем организма.
Способы двигательной (физкультурной) деятельности
Выпускник научится:
• использовать занятия физической культурой, спортивные игры и спортивные соревнования для организации индивидуального отдыха и досуга, укрепления собственного здоровья, повышения уровня физических кондиций;
• составлять комплексы физических упражнений оздоровительной, тренирующей и корригирующей направленности, подбирать индивидуальную нагрузку с учётом функциональных особенностей и возможностей собственного организма;
• классифицировать физические упражнения по их функциональной направленности, планировать их последовательность и дозировку в процессе самостоятельных занятий по укреплению здоровья и развитию физических качеств;
• самостоятельно проводить занятия по обучению двигательным действиям, анализировать особенности их выполнения, выявлять ошибки и своевременно устранять их;
• тестировать показатели физического развития и основных физических качеств, сравнивать их с возрастными стандартами, контролировать особенности их динамики в процессе самостоятельных занятий физической подготовкой;
• взаимодействовать со сверстниками в условиях самостоятельной учебной деятельности, оказывать помощь в организации и проведении занятий, освоении новых двигательных действий, развитии физических качеств, тестировании физического развития и физической подготовленности.
Выпускник получит возможность научиться:
• вести дневник по физкультурной деятельности, включать в него оформление планов проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями разной функциональной направленности, данные контроля динамики индивидуального физического развития и физической подготовленности;
• проводить занятия физической культурой с использованием оздоровительной ходьбы и бега, туристских походов, обеспечивать их оздоровительную направленность;
• проводить восстановительные мероприятия с использованием банных процедур и сеансов оздоровительного массажа.
Физическое совершенствование
Выпускник научится:
• выполнять комплексы упражнений по профилактике утомления и перенапряжения организма, повышению его работоспособности в процессе трудовой и учебной деятельности;
• выполнять общеразвивающие упражнения, целенаправленно воздействующие на развитие основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости и координации);
• выполнять акробатические комбинации из числа хорошо освоенных упражнений;
• выполнять гимнастические комбинации на спортивных снарядах из числа хорошо освоенных упражнений;
• выполнять легкоатлетические упражнения в беге и прыжках ( в длину);
• выполнять основные технические действия и приёмы игры в футбол, волейбол, баскетбол в условиях учебной и игровой деятельности;
• выполнять тестовые упражнения на оценку уровня индивидуального развития основных физических качеств.
Выпускник получит возможность научиться:
• выполнять комплексы упражнений лечебной физической культуры с учётом имеющихся индивидуальных нарушений в показателях здоровья;
• преодолевать естественные и искусственные препятствия с помощью разнообразных способов лазания, прыжков и бега;
• осуществлять судейство по одному из осваиваемых видов спорта;
• выполнять тестовые нормативы по физической подготовке.
Содержание учебного предмета «Физическая культура»
Знания о физической культуре
5 класс
История физической культуры
Олимпийские игры древности.
Возрождение Олимпийских игр и олимпийского движения.
История зарождения олимпийского движения в России. Олимпийское движение в России (СССР). Выдающиеся достижения отечественных спортсменов на Олимпийских играх.
Физическая культура (основные понятия)
Физическое развитие человека.
Физическая подготовка и ее связь с укреплением здоровья, развитием физических качеств.
Физическая культура человека
Режим дня, его основное содержание и правила планирования.
6 класс
История физической культуры
Краткая характеристика видов спорта, входящих в программу Олимпийских игр.
Физическая культура (основные понятия)
Организация и планирование самостоятельных занятий по развитию физических качеств.
Физическая культура человека
Закаливание организма. Правила безопасности и гигиенические требования.
7 класс
История физической культуры
Требования к технике безопасности и бережное отношение к природе (экологические требования).
Физическая культура (основные понятия)
Техническая подготовка. Техника движений и ее основные показатели.
Физическая культура человека
Влияние занятий физической культурой на формирование положительных качеств личности.
8 класс
История физической культуры
Организация и проведение пеших туристических походов
Физическая культура (основные понятия)
Всестороннее и гармоничное физическое развитие.
Адаптивная физическая культура.
Физическая культура человека
Проведение самостоятельных занятий по коррекции осанки и телосложения.
9 класс
История физической культуры
Физическая культура в современном обществе.
Физическая культура (основные понятия)
Спортивная подготовка.
Здоровье и здоровый образ жизни.
Профессионально-прикладная физическая подготовка.
Физическая культура человека
Восстановительный массаж.
Проведение банных процедур.
Доврачебная помощь во время занятий физической культурой и спортом.
Способы двигательной (физкультурной) деятельности
5 класс
Организация и проведение самостоятельных занятий физической культурой. Подготовка к занятиям физической культурой.
Выбор упражнений и составление индивидуальных комплексов для утренней зарядки, физкультминуток, физкультпауз (подвижных перемен).
Оценка эффективности занятий физической культурой.
Самонаблюдение и самоконтроль.
6 класс
Организация и проведение самостоятельных занятий физической культурой. Подготовка к занятиям физической культурой.
Выбор упражнений и составление индивидуальных комплексов для утренней зарядки, физкультминуток, физкультпауз (подвижных перемен).
Оценка эффективности занятий физической культурой.
Самонаблюдение и самоконтроль.
Оценка эффективности занятий физкультурно-оздоровительной деятельностью. Оценка техники движений, способы выявления и устранения ошибок в технике выполнения (технических ошибок).
Измерение резервов организма и состояния здоровья с помощью функциональных проб.
7 класс
Организация и проведение самостоятельных занятий физической культурой. Подготовка к занятиям физической культурой.
Выбор упражнений и составление индивидуальных комплексов для утренней зарядки, физкультминуток, физкультурных пауз (подвижных перемен).
Оценка эффективности занятий физической культурой.
Самонаблюдение и самоконтроль.
8 класс
Организация и проведение самостоятельных занятий физической культурой. Подготовка к занятиям физической культурой.
Планирование занятий физической культурой
Оценка эффективности занятий физической культурой.
Оценка эффективности занятий физкультурно-оздоровительной деятельностью. Оценка техники движений, способы выявления и устранения ошибок в технике выполнения (технических ошибок).
9 класс
Организация и проведение самостоятельных занятий физической культурой. Подготовка к занятиям физической культурой.
Проведение самостоятельных занятий прикладной физической подготовкой. Организация досуга средствами физической культуры.
Оценка эффективности занятий физической культурой.
Измерение резервов организма и состояния здоровья с помощью функциональных проб.
Физическое совершенствование
5-9 классы
Физкультурно-оздоровительная деятельность. Оздоровительные формы занятий в режиме учебного дня и учебной недели.
Индивидуальные комплексы адаптивной (лечебной) и корригирующей физической культуры.
Спортивно-оздоровительная деятельность с общеразвивающей направленностью
Гимнастика с основами акробатики. Организующие команды и приёмы.
Акробатические упражнения и комбинации.
Ритмическая гимнастика (девочки).
Опорные прыжки.
Упражнения и комбинации на гимнастической скамейке (девочки).
Упражнения и комбинации на гимнастической стационарной перекладине, шведской стенке (мальчики).
Упражнения и комбинации на гимнастических стенках.
Лёгкая атлетика. Беговые упражнения.
Прыжковые упражнения.
Метание малого мяча. Кроссовая подготовка
Спортивные игры. Баскетбол. Игра по правилам.
Волейбол. Игра по правилам.
Футбол. Игра по правилам.
Прикладно-ориентированная подготовка. Прикладно-ориентированные упражнения.
Упражнения общеразвивающей направленности. Общефизическая подготовка.
Гимнастика с основами акробатики. Развитие гибкости, координации движений, силы, выносливости.
Лёгкая атлетика. Развитие выносливости, силы, быстроты, координации движений.
Баскетбол. Развитие быстроты, силы, выносливости, координации движений.
Футбол. Развитие быстроты, силы, выносливости.
Кроссовая подготовка: развитие выносливости
Содержание программы
1. «Знания о физической культуре»
История физической культуры.
- Олимпийские игры древности: мифы и легенды о зарождении Олимпийских игр древности.
- Возрождение Олимпийских игр и олимпийского движения: возрождение Олимпийских игр и олимпийского движения.
- История зарождения олимпийского движения в России: Олимпийское движение в дореволюционной России, роль А.Д. Бутовского в эго становлении и развитии.
- Олимпийское движение в России (СССР): основные этапы развития олимпийского движения в России (СССР).
Физическая культура (основные понятия)
- Физическое развитие человека: понятие о физическом развитии, характеристика его основных показателей.
- Физическая подготовка и ее связь с укреплением здоровья, развитием физических качеств: физическая подготовка как система регулярных занятий по развитию физических качеств.
- Адаптивная физическая культура: адаптивная физическая культура как система занятий физическими упражнениями по укреплению и сохранению здоровья.
- Здоровье и здоровый образ жизни: здоровый образ жизни, роль и значение физической культуры в его формировании.
Физическая культура человека.
- Режим дня, его основное содержание и правила планирования: режим дня, его основное содержание и правила планирования. Утренняя зарядка и ее влияние на работоспособность человека.
- Закаливание организма: закаливание организма способами принятия воздушных ванн, купания.
- Влияние занятий физической культурой на формирование положительных качеств личности: влияние занятий физической культурой на формирование положительных качеств личности (воли, смелости, трудолюбия, честности, этических норм поведения).
- Доврачебная помощь во время занятий физической культурой и спортом: оказание доврачебной помощи во время занятий физической культурой и спортом.
2. Способы двигательной (физкультурной) деятельности.
Организация и проведение самостоятельных занятий физической культурой.
- Подготовка к занятиям физической культурой: требования безопасности и гигиенические правила при подготовке мест занятий, выборе инвентаря и одежды для проведения самостоятельных занятий оздоровительной физической культурой, физической (технической) подготовкой (в условиях спортивного зала и открытой спортивной площадки).
- Выбор упражнений и составление индивидуальных комплексов для физкультминуток, физкультпауз (подвижных перемен): составление (по образцу) индивидуальных планов занятий физической подготовкой, выделение основных частей занятий, определение их направленности и содержания.
- Организация досуга средствами физической культуры: организация досуга средствами физической культуры, характеристика занятий подвижными и спортивными играм.
- Самонаблюдение и самоконтроль: самонаблюдение за индивидуальным физическим развитием по его основным показателям (длина и масса тела, окружность грудной клетки, показатели осанки.
- Оценка эффективности занятий физкультурно-оздоровительной деятельность: ведение дневника самонаблюдения: регистрация по учебным четвертям динамики показателей физического развития и физической подготовленности.
- Оценка техники движений, способы выявления: простейший анализ и оценка техники осваиваемого упражнения по методу сличения его с эталоном.
3. Физическое совершенствование.
3.1. Физкультурно-оздоровительная деятельность.
Оздоровительные формы занятий в режиме учебного дня и учебной недели.
- Комплексы упражнений физкультминуток и физкультурных пауз.
- Комплексы упражнений на формирование правильной осанки.
Индивидуальные комплексы адаптивно (лечебной) и корригирующей физической культуры.
- Индивидуальные комплексы адаптивной (лечебной) физической культуры, подбираемые в соответствии с медицинскими показателями (при нарушениях опорно-двигательного аппарата, центральной нервной системы, дыхания и кровообращения, органов зрения).
3.2. Спортивно-оздоровительная деятельность с общеразвивающей направленностью.
Гимнастика с основами акробатики.
Организующие команды и приемы:
- построение и перестроение на месте;
- перестроение из колонны по одному в колонну по четыре дроблением и сведением;
- перестроение из колонны по два и по четыре в колонну по одному разведением и слиянием;
- передвижение в колонне с изменением длины шага.
Акробатические упражнения и комбинации:
- акробатические упражнения: кувырок вперед в группировке;
- кувырок назад в упор присев;
- из упора присев перекат назад в стойку на лопатках.
Ритмическая гимнастика (девочки)
- стилизованные общеразвивающие упражнения.
Опорные прыжки:
- прыжок на гимнастического козла с последующим спрыгиванием.
Упражнения и комбинации на гимнастических скамейках(девочки)
- передвижения ходьбой, приставными шагами, повороты стоя на месте, наклон вперед, стойка на коленях с опорой на руки, спрыгивание и соскок (вперед, прогнувшись); зачетная комбинация.
Упражнения и комбинации на гимнастической стенке; лазанья, перелезания
Упражнения на перекладине;
- висы согнувшись, висы прогнувшись
Легкая атлетика.
Беговые упражнения:
- бег на короткие дистанции: от 10 до 15 м;
- ускорение с высокого старта; бег с ускорением от 30 до 40 м; скоростной бег до 40 м; на результат 60 м;
- высокий старт;
- бег в равномерном темпе от 10 до 12 минут;
- кроссовый бег; бег на 1000м.
- варианты челночного бега 3х10 м.
Прыжковые упражнения:
- прыжок в длину с 7-9 шагов разбега способом «согнув ноги»;
Метание малого мяча:
- метание теннисного мяча с места на дальность отскока от стены;
- метание малого мяча на заданное расстояние; на дальность;
- метание малого мяча в вертикальную неподвижную мишень;
- броски набивного мяча двумя руками из-за головы с положения сидя на полу, от груди
Кроссовая подготовка; бег от 5 до 20 минут в равномерном темпе.
Спортивные игры.
Баскетбол:
- стойка игрока, перемещение в стойке приставными шагами боком, лицом и спиной вперед;
- остановка двумя шагами и прыжком;
- повороты без мяча и с мячом;
- комбинация из освоенных элементов техники передвижений (перемещения в стойке, остановка, поворот, ускорение)
- ведение мяча шагом, бегом, змейкой, с обеганием стоек; по прямой, с изменением направления движения и скорости;
- ведение мяча в низкой, средней и высокой стойке на месте;
- передача мяча двумя руками от груди на месте и в движении;
- передача мяча одной рукой от плеча на месте;
- передача мяча двумя руками с отскоком от пола;
- штрафной бросок;
- вырывание и выбивание мяча;
- игра по правилам.
Волейбол:
- стойки игрока; перемещение в стойке приставными шагами боком, лицом и спиной вперед;
- ходьба, бег и выполнение заданий (сесть на пол, встать, подпрыгнуть и др.);
- прием и передача мяча двумя руками снизу на месте в паре, через сетку;
- прием и передача мяча сверху двумя руками;
- нижняя прямая подача;
- игра по упрощенным правилам мини-волейбола.
Футбол:
- стойка игрока; перемещения в стойке приставными шагами боком, спиной вперед, ускорения, старты из различных положений;
- удары по неподвижному и катящемуся мячу внутренней стороны стопы;
- удары по мячу серединой подъема стопы;
- остановка катящегося мяча внутренней стороны стопы;
- остановка мяча подошвой
- ведение мяча по прямой;
- удары по воротам указанными способами на точность (меткость) попадания мячом в цель;
- комбинация из освоенных элементов: ведение, удар (пас), прим мяча, остановка, удар по воротам;
- игра по упрощенным правилам на площадках разных размеров.
Прикладно-ориентированная подготовка.
Прикладно-ориентированные упражнения:
- передвижение ходьбой, бегом по пересеченной местности;
- лазанье по канату (мальчики);
- лазанье по гимнастической стенке вверх, вниз, горизонтально, по диагонали лицом и спиной к стенке (девочки);
- приземление на точность и сохранение равновесия;
- преодоление полос препятствий.
Упражнения общеразвивающей направленности.
Общефизическая подготовка:
- физические упражнения на развитие основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, гибкости, координации движений, ловкости.
Гимнастика с основами акробатики:
Развитие гибкости
- наклон туловища вперед, назад в стороны с возрастающей амплитудой движений в положении стоя, сидя, сидя ноги в стороны;
- упражнения с гимнастической палкой (укороченной скакалкой) для развития подвижности плечевого сустава (выкруты);
- комплексы общеразвивающих упражнений с повышенной амплитудой для плечевых, локтевых, тазобедренных и коленных суставов, для развития подвижности позвоночного столба.
- комплексы активных и пассивных упражнений с большой амплитудой движений;
- упражнения для развития подвижности суставов (полушпагат, шпагат, складка, мост).
Развитие координации движений
- преодоление препятствий прыжком с опорой на руки;
- броски теннисного мяча правой и левой рукой в подвижную и не подвижную мишень, с места и разбега;
- разнообразные прыжки через гимнастическую скакалку на месте и с продвижением;
- прыжки на точность отталкивания и приземления.
Развитие силы
- подтягивание в висе и отжимание в упоре;
- подтягивание в висе стоя (лежа) на низкой перекладине (девочки);
- отжимание в упоре лежа с изменяющейся высотой опоры для рук и ног;
- поднимание ног в висе на гимнастической стенке до посильной высоты;
- метание набивного мяча из различных исходных положений;
- комплексы упражнений избирательного воздействия на отдельные мышечные группы (с увеличивающимся темпом движений без потери качества выполнения).
Легкая атлетика:
Развитие выносливости
- бег с максимальной скоростью в режиме повторно-интервального метода;
- бег с равномерной скоростью в зонах большой и умеренной интенсивности.
Развитие силы
- прыжки в полуприседе (на месте, с продвижением в разные стороны);
- запрыгивание с последующим спрыгиванием;
- комплексы упражнений с набивными мячами.
Развитие быстроты
- бег на месте с максимальной скоростью и темпом с опорой на руки и без опоры;
- повторный бег на короткие дистанции с максимальной скоростью (по прямой);
- прыжки через скакалку в максимальном темпе;
- подвижные и спортивные игры, эстафеты.
Развитие выносливости (кроссовая подготовка)
Бег в равномерном темпе от 5 до 20 мин,бег по пересечённой местности.
Упражнения, развивающие выносливость, бег по пересечённой местности.
Баскетбол
Развитие быстроты
- ходьба, бег в различных направлениях с максимальной скоростью с внезапными остановками и выполнением различных заданий (прыжки вверх, назад, вправо, влево; приседания и т.д.);
- выпрыгивание вверх с доставанием ориентиров левой (правой) рукой;
- челночный бег (чередование дистанции лицом и спиной вперед);
- прыжки вверх на обеих ногах и на одной ноге с места и с разбега;
- подвижные и спортивные игры, эстафеты.
Развитие выносливости
- повторный бег с максимальной скоростью с уменьшающимся интервалом отдыха.
Развитие координации движений
- броски баскетбольного мяча по неподвижной и подвижной мишени;
- бег с «тенью» (повторение движений партнера);
- бег по гимнастической скамейке;
- броски малого мяча в стену одной рукой (обеими руками) с последующей его ловлей одной рукой (обеими руками) после отскока от стены (от пола).
Футбол
Развитие быстроты
- старты из различных положений с последующим ускорением;
- бег с максимальной скоростью по прямой, с остановками (по свистку, хлопку, заданному сигналу);
- прыжки через скакалку в максимальном темпе;
- прыжки по разметкам на правой (левой) ноге;
- прыжки вверх на обеих ногах и одной ноге с продвижением вперед;
- подвижные и спортивные игры, эстафеты.
Развитие силы
многоскоки; прыжки на обеих ногах с дополнительным отягощением (вперед, в приседе), упражнения в парах на сопротивление, упражнения с набивными мячами.
Тематический план
при двухразовых занятиях в неделю
5 – 9 классы
№ п/п |
Наименование тем |
Класс |
Основные виды учебной деятельности |
||||
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
|||
Количество часов |
|||||||
1. |
«Знания о физической культуре» |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
|
«История физической культуры» |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
Определять основные направления развития физической культуры в обществе, раскрывать целевое предназначение каждого из них. Объяснять причины включения упражнений из базовых видов спорта в школьную программу по физической культуре. |
|
«Физическая культура (основные понятия)» |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
Раскрывать понятия всестороннего и гармоничного развития личности, спортивной подготовки, здорового образа жизни. |
|
«Физическая культура человека» |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
Определять назначение физкультурно-оздоровительных занятий, их роль и значение в режиме дня. Использовать правила подбора и составления комплексов физических упражнений для физкультурно- оздоровительных занятий |
|
2. |
«Способы двигательной (физкультурной) деятельности» |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
|
«Организация и проведение самостоятельных занятий физической культурой» |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Готовить места занятий в условиях помещения и на открытом воздухе, подбирать одежду и обувь в соответствии с погодными условиями. Выявлять факторы нарушения техники безопасности при занятиях физической культурой и своевременно их устранять |
|
«Оценка эффективности занятий физической культурой» |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
Тестировать развитие основных физических качеств и соотносить их с показателями физического развития, определять приросты этих показателей по учебным триместрам(модулям) и соотносить их с содержанием и направленностью занятий физической культурой |
|
3. |
«Физическое совершенствование» |
63 |
63 |
63 |
63 |
63 |
|
3.1. |
«Физкультурно-оздоровительная деятельность» |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
Выполнять упражнения и комплексы с различной оздоровительной направленностью, включая их в занятия физической культурой, осуществлять контроль за физической нагрузкой во время этих занятий |
3.2. |
«Спортивно-оздоровительная деятельность общеразвивающей направленностью» |
62 |
62 |
62 |
62 |
62 |
|
«Гимнастика с основами акробатики» |
10 |
10 |
10 |
10 |
10 |
Знать и различать строевые команды, четко выполнять строевые команды. Описывать технику акробатических упражнений и составлять акробатические комбинации из числа разученных упражнений |
|
«Легкая атлетика» |
20 |
20 |
20 |
20 |
20 |
Описывать технику выполнения беговых, прыжковых упражнений, технику метания малого мяча, осваивать их самостоятельно, выявлять и устранять характерные ошибки в процессе освоения. |
|
«Спортивные игры» |
24 |
24 |
24 |
24 |
24 |
||
- баскетбол |
14 |
14 |
14 |
14 |
14 |
Организовывать совместные занятия баскетболом со сверстниками, осуществлять судейство игры. Описывать технику игровых действий и приемов, осваивать их самостоятельно, выявляя и устраняя типичные ошибки. |
|
- волейбол |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
Организовывать совместные занятия волейболом со сверстниками, осуществлять судейство игры. Описывать технику игровых действий и приемов, осваивать их самостоятельно, выявляя и устраняя типичные ошибки. |
|
- футбол |
6 |
6 |
6 |
6 |
6 |
Организовывать совместные занятия футболом со сверстниками, осуществлять судейство игры. Описывать технику игровых действий и приемов, осваивать их самостоятельно, выявляя и устраняя типичные ошибки. |
|
Кроссовая подготовка |
8 |
8 |
8 |
8 |
8 |
Описывать технику бега на длинные дистанции, распределение сил при беге. |
|
3.3. |
«Прикладно-ориентированная подготовка» |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
«Прикладно-ориентированные упражнения» |
Организовывать совместные занятия прикладной физической подготовкой, составлять их содержание и планировать в системе занятий физической культурой. Владеть вариативным выполнением прикладных упражнений, перестраивать их технику в зависимости от возникающих задач и изменяющихся условий |
||||||
3.4. |
«Упражнения общеразвивающей направленности» |
В процессе урока |
Организовывать совместные занятия физической подготовкой, составлять их содержание и планировать в системе занятий физической культурой. |
Примечание; «+» - в процессе урока.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечении
образовательного процесса
Федеральный государственный стандарт основного общего образования/ М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 48 с. – (Стандарты второго поколения).
Примерные программы по учебным предметам. Физическая культура 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2010 г. – 64 с.- (Стандарты второго поколения). – ISBN 978-5-09-020555-9
Физическая культура. 5-6 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений/ А.П.Матвеев; Рос. Акад. Наук, Рос. акад. образования, из-во « Просвещение». – М.: Просвещение, 2012 – 192 с.: ил. – (Академический школьный учебник). - ISBN 978-5-09-020923-6.
Лях В. И., Зданевич А. А./ «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 кдасс». – М.: Просвещение, 2010 г. ISBN 978-5-09-024337-7
Бреев М.П.Урок физической культуры в школе: Пособие для учителя. - Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2003.
Дереклеева Н.И. двигательные игры, тренинги и уроки здоровья.1-5класс. – М.: ВАКО,2004
Жукова М.Н. Подвижные игры: Учеб. для студ. пед. вузов. - М.: Издательский центр «Академия», 2002
Кузнецов В.С, Колодницкий Г.А. Методика обучения основными видами движений на уроках физической культуры в школе. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,2002
Петров П.К. Методика преподавания гимнастики в школе: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2000.
Грибачёва М.А., Груклыхин В.А. «Программа интегративного курса физического воспитания» для уч-ся начальной школы на основе футбола Москва 2010г
Г.А.Колодницкий, В.С.Кузнецов, М.В. Маслов «Внеурочная деятельность учащихся» футбол.6: Просвещение 2011г.
Учебно-методическое и
материально-техническое обеспечение курса
№ п/п |
Наименование объектов и средств материально-технического оснащения. |
Количество |
Примечание |
1 |
Библиотечный фон (книгопечатная продукция) |
||
11 |
Стандарт основного общего образования по физической культуре. |
Д |
Стандарт по физической культуре, примерные программы, авторские рабочие программы входят в состав обязательного программно-метадического обеспечения кабинета по физической культуре (спортивный зал) |
12 |
Примерные программы по учебным предметам. Физическая культура 5 классы |
Д |
|
13 |
Рабочие программы по физической культуре. |
Д |
|
14 |
Физическая культура. 5-6 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений/ А.П.Матвеев; Рос. Акад. Наук, Рос. акад. образования, из-во « Просвещение». – М.: Просвещение, 2012 – 192 с.: ил. – (Академический школьный учебник). - ISBN 978-5-09-020923-6. |
К |
Учебник, рекомендованный Министерством образования и науки Российской Федерации, и пособия входят в библиотечный фонд |
15 |
Учебная, научная, научно-популярная литература по физической культуре, спорту, олимпийскому движению |
Д |
|
16 |
Методические издания по физической культуре для учителей |
Д |
|
2 |
Экрано-звуковые пособия |
||
21 |
Аудиовизуальные пособия по основным разделам и темам учебного предмета «Физическая культура» (на цифровых носителях) |
Д |
|
22 |
Аудиозаписи |
Д |
Для проведения гимнастических комплексов, обучения танцевальными движениями; проведения спортивных соревнований и физкультурных праздников |
3 |
Технические средства обучения |
||
31 |
Сканер |
Д |
|
32 |
Копировальный аппарат |
Д |
|
4 |
Учебно-практическое оборудование |
||
41 |
Стенка гимнастическая |
Г |
|
42 |
Бревно гимнастическое напольное |
Г |
|
43 |
Козел гимнастический |
Г |
|
45 |
Перекладина гимнастическая |
Г |
|
46 |
Канат для лазанья с механическим креплением |
Г |
|
4.7 |
Мост гимнастический подкидной |
Г |
|
48 |
Скамейка гимнастическая жесткая |
Г |
|
49 |
Маты гимнастические |
Г |
|
410 |
Мяч набивной (1 кг. 2 кг) |
Г |
|
411 |
Мяч малый (теннисный) |
К |
|
412 |
Скакалка гимнастическая |
К |
|
413 |
Палки гимнастические |
К |
|
414 |
Обруч гимнастический |
К |
|
Легкая атлетика |
|||
417 |
Рулетка измерительная (10м, 50) |
Д |
|
Подвижные и спортивные игры |
|||
418 |
Комплект щитов баскетбольных с кольцами и сеткой |
Д |
|
419 |
Щиты баскетбольные навесные с кольцами и сеткой |
Г |
|
420 |
Мячи баскетбольные для мини-игры |
Г |
|
421 |
Стойки волейбольные универсальные |
Д |
|
422 |
Сетка волейбольная |
Д |
|
4.23 |
Мячи волейбольные |
Г |
|
424 |
Табло электрическое |
Д |
|
425 |
Ворота для мини-футбола |
Д |
|
426 |
Сетка для ворот мини-футбола |
Д |
|
427 |
Мячи футбольные |
Г |
|
428 |
Компрессор для накачивания мячей |
Д |
|
Средства первой помощи |
|||
429 |
Аптечка медицинская |
Д |
|
5 |
Спортивные залы (кабинеты) |
||
51 |
Спортивный зал игровой |
С раздевалками для мальчиков и девочек, (шкафчики), душевыми для мальчиков и девочек, туалетами для мальчиков и девочек. |
|
52 |
Кабинет учителя |
Включает в себя рабочий стол, стулья, книжные шкафы (полки), шкаф для одежды |
|
53 |
Подсобное помещение для хранения инвентаря и оборудования |
Включает в себя стеллажи |
|
6 |
Пришкольный стадион (площадка) |
||
61 |
Игровое поле для мини-футбола |
Д |
|
62 |
Площадка игровая волейбольная |
Д |
Примечание. Количество учебного оборудования приводится в расчете на один спортивный зал. Условные обозначения: Д – демонстрационный экземпляр (1 экз); К – комплект (из расчета на каждого учащегося, исходя из реальной наполняемости класса); Г – комплект, необходимый для практической работы в группах, насчитывающих несколько учащихся
Приложение 1
Уровень физической подготовленности учащихся 11 – 15 лет
Мальчики
№ п/п |
Физические способности |
Контрольное упражнение (тест) |
Воз-раст |
Уровень |
||
низкий |
средний |
высокий |
||||
1. |
Скоростные |
Бег 30 м |
11 |
6,3 и выше |
6,1 – 5,5 |
5,0 и ниже |
12 |
6,0 |
5,8 – 5,4 |
4,9 |
|||
13 |
5,9 |
5,6 – 5,2 |
4,8 |
|||
14 |
5,8 |
5,5 – 5,1 |
4,7 |
|||
15 |
5,5 |
5,3 – 4,9 |
4,5 |
|||
2. |
Координационные |
Челночный бег 3х10 м |
11 |
9,7 и выше |
9,3 – 8,8 |
8,5 и ниже |
12 |
9,3 |
9,0 – 8,6 |
8,3 |
|||
13 |
9,3 |
9,0 – 8,6 |
8,3 |
|||
14 |
9,0 |
8,7 – 8,3 |
8,0 |
|||
15 |
8,6 |
8,4 – 8,0 |
7,7 |
|||
3. |
Скоростно-силовые |
Прыжок в длину с места |
11 |
140 и ниже |
160 - 180 |
195 и выше |
12 |
145 |
165 - 180 |
200 |
|||
13 |
150 |
170 - 190 |
205 |
|||
14 |
160 |
180 - 195 |
210 |
|||
15 |
175 |
190 - 205 |
220 |
|||
4. |
Гибкость |
Наклон вперед из положения сидя |
11 |
2 и ниже |
6 - 8 |
10 и выше |
12 |
2 |
6 - 8 |
10 |
|||
13 |
2 |
5 - 7 |
9 |
|||
14 |
3 |
7 - 9 |
11 |
|||
15 |
4 |
8 - 10 |
12 |
|||
5. |
Силовые |
Подтягивание: на высокой перекладине из виса |
11 |
1 |
4 - 5 |
6 и выше |
12 |
1 |
4 - 6 |
7 |
|||
13 |
1 |
5 - 6 |
8 |
|||
14 |
2 |
6 – 7 |
9 |
|||
15 |
3 |
7 - 8 |
10 |
Приложение 2
Девочки
№ п/п |
Физические способности |
Контрольное упражнение (тест) |
Воз-раст |
Уровень |
||
низкий |
средний |
высокий |
||||
1. |
Скоростные |
Бег 30 м |
11 |
6,4 и выше |
6,3 – 5,7 |
5,1 и ниже |
12 |
6,3 |
6,2 – 5,5 |
5,0 |
|||
13 |
6,2 |
6,0 – 5,4 |
5,0 |
|||
14 |
6,1 |
5,9 – 5,4 |
4,9 |
|||
15 |
6,0 |
5,8- 5,3 |
4,9 |
|||
2. |
Координационные |
Челночный бег 3х10 м |
11 |
10,1 и выше |
9,7 – 9,3 |
8,9 и ниже |
12 |
10,0 |
9,6 – 9,1 |
8,8 |
|||
13 |
10,0 |
9,5 – 9,0 |
8,7 |
|||
14 |
9,9 |
9,4 – 9,0 |
8,6 |
|||
15 |
9,7 |
9,3 – 8,8 |
8,5 |
|||
3. |
Скоростно-силовые |
Прыжок в длину с места |
11 |
130 и ниже |
150 - 175 |
185 и выше |
12 |
135 |
155 - 175 |
190 |
|||
13 |
140 |
160 - 180 |
200 |
|||
14 |
145 |
160 - 180 |
200 |
|||
15 |
155 |
165 - 185 |
205 |
|||
4. |
Гибкость |
Наклон вперед из положения сидя |
11 |
4 и ниже |
8 - 10 |
15 и выше |
12 |
5 |
9 - 11 |
16 |
|||
13 |
6 |
10 - 12 |
18 |
|||
14 |
7 |
12 - 14 |
20 |
|||
15 |
7 |
12 - 14 |
20 |
|||
5. |
Силовые |
Подтягивание: на низкой перекладине из виса лежа |
11 |
4 и ниже |
10 - 14 |
19 и выше |
12 |
4 |
11 - 15 |
20 |
|||
13 |
5 |
12 – 15 |
19 |
|||
14 |
5 |
13 – 15 |
17 |
|||
15 |
5 |
12 - 13 |
16 |
Кодификатор
планируемых метапредметных результатов
Согласно ФГОС планируемые результаты освоения обучающимися ООП ООО уточняют и конкретизируют общее понимание образовательных результатов, в том числе метапредметных.
Достижение метапредметных результатов происходит в процессе реализации как программ по учебным предметам, так и междисциплинарных программ.
Реализация междисциплинарной программы "Формирование универсальных учебных действий»
Код |
Планируемые результаты реализации междисциплинарной программы «Формирование универсальных учебных действий» |
Личностные УУД |
|
Л1 |
осознание российской гражданской идентичности в совокупности когнитивного, ценностно-эмоционального и деятельностного компонентов |
Л2 |
адекватная позитивная Я-концепция и самооценка |
Л3 |
выраженная устойчивая мотивация к обучению и познавательной деятельности |
Л4 |
готовность и способность к осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений |
Л5 |
ориентация в системе моральных норм и ценностей, готовность и способность к их выполнению |
Регулятивные УУД |
|
Р1 |
целеполагание: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности |
Р2 |
планирование: умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач |
Р3 |
контроль: умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата |
Р4 |
коррекция: умение корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией |
Р5 |
оценка: умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения |
Коммуникативные УУД |
|
К1 |
умение учитывать разные мнения и согласовывать различные позиции |
К2 |
умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение |
К3 |
умение организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, работать в группе: определять цели и функции участников, способы взаимодействия; задавать вопросы, необходимые для организации сотрудничества с партнёром; находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра. |
К4 |
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации |
К5 |
владение монологической формой речи |
К6 |
владение диалогической формой речи |
Познавательные универсальные учебные действия |
|
П1 |
умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий |
П2 |
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач |
П3 |
умение осуществлять логические учебные действия: |
П 3.1. |
давать определение понятиям |
П 3.2. |
обобщать понятия (осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом) |
П 3.3. |
осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия |
П 3.4. |
осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций |
П 3.5. |
устанавливать причинно-следственные связи |
П 3.6. |
строить логическое рассуждение, делать умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы |
П4 |
умение формулировать проблемы и определять способы их решения |
28