12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовал
Волошанин Трофим Сергеевич98
Россия, Хакасия респ., Саяногорск

СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

Изучение физической культуры на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

развитие основных физических качеств и способностей, укрепление здоровья, расширение функциональных возможностей организма;

формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями с общеразвиваюшей и корригирующей направленностью; приобретение навыков в физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности:

воспитание устойчивых интересов и положительного эмоционально-ценностного отношения к физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности:

освоение знаний о физической культуре и спорте, их истории и современном развитии, роли в формировании здорового образа жизни;

Обязательный минимум содержания основных образовательных программ.

Основы физической культуры и здорового образа жизни

Роль физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни, профилактике вредных привычек. Оздоровительные системы физического воспитания и спортивная подготовка.

Олимпийские игры древности и современности. Достижения отечественных и зарубежных спортсменов на Олимпийских играх. Основные этапы развития физической культуры в России.

Двигательные действия, физические качества, физическая нагрузка. Контроль за индивидуальным физическим развитием и физической подготовленностью, техникой выполнения упражнений, соблюдением режимов физической нагрузки.

Правила поведения и техники безопасности при выполнении физических упражнений.

Нормы этического общения и коллективного взаимодействия в игровой и соревновательной деятельности.

Правила соревнований по одному из базовых видов спорта.

Командные (игровые) виды спорта. Правила соревнований по футболу (мини-футболу), баскетболу (мини-баскетболу), волейболу.

Физкультурно-оздоровительная деятельность

Комплексы утренней и дыхательной гимнастики, гимнастики для глаз, физкультпауз

(физкультминуток), элементы релаксации и аутотренинга.

Комплексы упражнений для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата,

регулирования массы тела и формирования телосложения.

Комплексы упражнений для развития основных физических качеств, функциональных

возможностей сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

Упражнения и комплексы из современных оздоровительных систем физического воспитания, адаптивной физической культуры.

Основы туристской подготовки.

Способы закаливания организма, простейшие приемы самомассажа.

Спортивно-оздоровительная деятельность

Акробатические упражнения и комбинации (кувырки, перекаты, стойки, упоры, прыжки с

поворотами, перевороты).

Гимнастические упражнения и комбинации на спортивных снарядах (висы, упоры, махи, перемахи, повороты, передвижения, стойки и соскоки). Гимнастическая полоса препятствий. Опорные прыжки. Лазание по канату. Упражнения и композиции ритмической гимнастики, танцевальные движения.

Легкая атлетика: спортивная ходьба, бег на короткие, средние и длинные дистанции, барьерный, эстафетный и кроссовый бег, прыжки в длину и в высоту с разбега, метание малого мяча.

Национально – региональный компонент (НРК): народные игры и состязания, применение народных игр и физических упражнений в условиях школы.

Спортивные игры: технические приемы и тактические действия в баскетболе, волейболе, футболе, мини-футболе.

Основные способы плавания: кроль на груди и спине, брасс.

Упражнения культурно-этнической направленности: сюжетно-образные и обрядовые игры.

Элементы техники национальных видов спорта.

Специальная подготовка: футбол - передача мяча, ведение мяча, игра головой, использование корпуса, отыгрыш сближающихся противников, финты; баскетбол - передача мяча, ведение мяча, броски в кольцо, действия нападающего против нескольких защитников; волейбол - передача мяча через сетку, нижняя прямая подача, прием мяча после подачи.

Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения физической культуры ученик должен знать/понимать:

• роль физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни, организации активного отдыха и профилактике вредных привычек;

• основы формирования двигательных действий и развития физических качеств;

• способы закаливания организма и основные приемы самомассажа.

Уметь:

• составлять и выполнять комплексы упражнений утренней и корригирующей гимнастики с учетом индивидуальных особенностей организма;

• выполнять акробатические, гимнастические, легкоатлетические упражнения, технические действия в спортивных играх;

• выполнять комплексы общеразвивающих упражнений на развитие основных физических качеств, адаптивной (лечебной) физической культуры с учетом состояния здоровья и физической

подготовленности;

• осуществлять наблюдения за своим физическим развитием и индивидуальной физической подготовленностью, контроль за техникой выполнения двигательных действий и режимом физической нагрузки:

• соблюдать безопасность при выполнении физических упражнений и проведении туристических походов;

• осуществлять судейство школьных соревнований по одному из видов спорта;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• проведения самостоятельных занятий по формированию телосложения, коррекции осанки, развитию физических качеств, совершенствованию техники движений;

• включения занятий физической культурой и спортом в активный отдых и досуг.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1. Основа содержания обучения физической культуре:

Программа по физической культуре для 5 - 9 классов составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования», с учётом учебного плана МБОУ СОШ № 5 на 2015 – 2016 учебный год (Приказ по утверждению учебного плана школы на 2015 – 2016 учебный год № 195 от 01.09.15г) и тематического планирования предложенного программой В.И. Ляха.

Для 8 класса Программа составлена на основе Временных требований к минимуму содержания образования основного общего образования, утверждённых приказом МО РФ от 19.05.1998г № 1236 с учётом учебного плана МОУ СШ № 5 и тематического планирования, предложенного программой В.И.Ляха.

Предлагаемая программа состоит из четырех разделов: основы знаний, общая физическая подготовка, специальная подготовка, примерные показатели двигательной подготовленности.

2. Цели и задачи обучения:

Решение задач физического воспитания учащихся направле­но на:

содействие гармоничному физическому развитию, закрепле­ние навыков правильной осанки, развитие устойчивости ор­ганизма к неблагоприятным условиям внешней среды, воспи­тание ценностных ориентации на здоровый образ жизни и привычки соблюдения личной гигиены;

обучение основам базовых видов двигательных действий;

дальнейшее развитие координационных (ориентирование в пространстве, перестроение двигательных действий, быстрота и точность реагирования на сигналы, согласование движений, ритм, равновесие, точность воспроизведения и дифференци­рования основных параметров движений) и кондиционных (скоростно-силовых, скоростных, выносливости, силы и гиб­кости) способностей;

формирование основ знаний о личной гигиене, о влиянии за­нятий физическими упражнениями на основные системы ор­ганизма, развитие волевых и нравственных качеств;

выработку представлений о физической культуре личности и приемах самоконтроля;

углубление представления об основных видах спорта, сорев­нованиях, снарядах и инвентаре, соблюдение правил техники безопасности во время занятий, оказание первой помощи при травмах;

воспитание привычки к самостоятельным занятиям физичес­кими упражнениями, избранными видами спорта в свободное время;

выработку организаторских навыков проведения занятий в качестве командира отделения, капитана команды, судьи;

формирование адекватной оценки собственных физических возможностей;

воспитание инициативности, самостоятельности, взаимопо­мощи, дисциплинированности, чувства ответственности;

содействие развитию психических процессов и обучение ос­новам психической саморегуляции.

Одна из главнейших задач уроков — обеспечение дальнейше­го всестороннего развития координационных (ориентирование в пространстве, быстрота перестроения двигательных действий, быстрота и точность двигательных реакций, согласование движе­ний, ритм, равновесие, точность воспроизведения и дифферен­цирования силовых, временных и пространственных параметров движений) и кондиционных (скоростно-силовых, скоростных, выносливости, силы, гибкости) способностей, а также сочетание этих способностей.

Большое значение в подростковом возрасте придается реше­нию воспитательных задач: выработке привычки к самостоятель­ным занятиям физическими упражнениями и избранными видами спорта в свободное время, воспитанию ценностных ориентации на здоровый образ жизни. На уроках физической культуры обеспечить овладение учащимися орга­низаторскими навыками проведения занятий в качестве коман­дира отделения, капитана команды, судьи; содействовать форми­рованию у подростков адекватной оценки своих физических воз­можностей и мотивов к самосовершенствованию.

Уроки физической культуры в этих классах содержат богатый материал для воспитания волевых качеств (инициативность, са­мостоятельность, смелость, дисциплинированность, чувство от­ветственности), а также нравственных и духовных сторон лично­сти, таких, как честность, милосердие, взаимопомощь, отзывчи­вость и др. Одновременно с этим учебный материал программы позволяет содействовать развитию у учащихся психиче­ских процессов: восприятий, представлений, памяти, мышления.

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

В соответствии с задачами уроков физической культуры, осо­бенностями контингента учащихся, условиями проведения заня­тий определяются содержание учебного материала, методы и средства обучения и воспитания, способы организации занятий.

Высокая активность и сознательная работа учащихся на уро­ке достигается четкой постановкой общей цели физического вос­питания в школе, педагогических задач по освоению конкретно­го раздела или темы программы, а также в результате обучения детей двигательным действиям (навыкам), освоения теоретиче­ских и методических знаний в области физической культуры, приобретения умений осуществлять физкультурно-оздоровитель­ную и спортивную деятельность и достижения соответствующе­го уровня двигательных способностей. Усилению мотивации за­нятий на уроках способствует привлечение подростков к судей­ству, руководству командой или отделением, подготовке и организации занятий, демонстрации упражнений. Интерес к уро­ку физической культуры обеспечивается применением различных технических средств обучения, тренажеров, соответствующих возрасту, нестандартного оборудования, творческих заданий и са­мостоятельных занятий.

Обучение сложной технике основных видов спорта основы­вается на приобретенных в начальной школе простейших двига­тельных умениях и навыках. Высокое качество этого процесса обеспечивается умелым применением подводящих и подготови­тельных упражнений, расчлененного и целостного методов обу­чения, интенсивных методов обучения (проблемное и програм­мированное обучение, метод сопряженного обучения и развития двигательных качеств, круговая тренировка и др.).

В среднем школьном возрасте (с 10—11 лет) техническое и технико-тактическое обучение и совершенствование наиболее тесно переплетаются с развитием координационных способностей. В соответствии с дидактическими принципами (последова­тельность, систематичность и индивидуализация) учитель физи­ческой культуры должен приучать учащихся к тому, чтобы они выполняли задания на технику или тактику прежде всего пра­вильно (т. е. адекватно и точно). Затем необходимо постепенно увеличивать требования к быстроте и рациональности выполне­ния изучаемых двигательных действий и, наконец, к находчиво­сти при выполнении упражнений в изменяющихся условиях. В этой связи педагог должен умело переходить от стандартно-повторного к вариативному упражнению, игровому и соревнова­тельному методам.

В свою очередь, в данный период жизни детей развитие ко­ординационных способностей необходимо органично увязать с воспитанием скоростных, скоростно-силовых способностей, а также выносливости и гибкости.

В подростковом возрасте усиливается значимость обучения учащихся знаниям по физической культуре, формы передачи ко­торых на уроке зависят от содержания самих занятий, этапа обу­чения, условий их проведения и других факторов. Наиболее це­лесообразно сообщение знаний увязывать с освоением и совер­шенствованием конкретных двигательных действий, развитием двигательных способностей, формированием умений само­стоятельно тренироваться и осуществлять физкультурно-оздоро­вительную и спортивную деятельность. Одним из возможных методических требова­ний к сообщению знаний является реализация на практике меж­предметных связей с другими общеобразовательными предмета­ми (физикой, биологией, химией, математикой, историей и др.). При передаче знаний в подростковом возрасте очень важно опи­раться на методы активной учебно-познавательной деятельности (проблемное и программированное обучение, элементы исследо­вания, самостоятельная работа, задания по самоконтролю, взаи­моанализ

действий партнера и др.). Усвоение знаний учениками надо контролировать на основе наблюдения, устного и письмен­ного опроса, специальных заданий по применению знаний на практике.

Воспитательные и оздоровительные задачи решаются на каж­дом уроке. При воспитании нравственных и волевых качеств очень важно учитывать возрастные особенности личности подро­стка: его стремление к самоутверждению, самостоятельность мы­шления, интерес к собственному «Я», своим физическим и пси­хическим возможностям.

Чтобы содействовать укреплению здоровья, уроки по физи­ческой культуре необходимо проводить преимущественно на от­крытом воздухе; при этом костюм учащегося должен соответст­вовать погодным условиям и гигиеническим требованиям. Непосредственное решение оздоро­вительных задач на уроке важно связать с воспитанием ценно­стных ориентации на здоровый образ жизни, на соблюдение пра­вил личной гигиены вне стен школы.

Учитель должен обеспечить каждому ученику одинаковый до­ступ к основам физической культуры, опираться на широкие и гибкие методы и средства обучения для развития учащихся с раз­ным уровнем двигательных и психических способностей. На занятиях по физической культуре (и прежде всего при разработке содержания вариативной части программы) следует учитывать ин­тересы и склонности детей.

3. Общая характеристика предмета:

Программа отвечает современным требованиям физического воспитания школьников. В ней заложены и обстоятельно раскрыты цели и задачи, средства и методы, позволяющие решать вопросы физического воспитания учащихся в комплексе. В программе просматриваются такие принципы, как последовательность, непрерывность, постепенное усложнение материала, учитывающие индивидуальные возрастно-половые особенности школьников в психолого-педагогическом аспекте, направленные на повышение двигательной подготовленности посредством воспитания осознанных потребностей. Принципиально важно, чтобы в общеобразовательном процессе по физической культуре обеспечивалось формирование единства знаний-убеждений, знаний-умений и знаний-навыков. Для каждой учебной темы или вопроса учителю рекомендуется подбирать соответствующие виды деятельности учащихся, успешное выполнение которых рассматривается как критерий усвоения знаний.

Содержание программного материала включает два взаимосвязанных компонента: базовый и дифференцированный (вариантный). Базовый направлен на формирование основ физической культуры личности. Вариантный опирается на базовый и учитывает все объективные и субъективные особенности и условия. Успеваемость определяется уровнем отношений к самосовершенствованию, знанием основных положений теории физической культуры, прочностью освоения двигательных и специальных навыков, умением самостоятельно решать некоторые вопросы своей физической подготовленности.

4. Место предмета в учебном плане ОУ:

Изучение физической культуры осуществляется в рамках основного курса 102 часа в год при расчете 3 часа в неделю.

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ НА РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА (СЕТКА ЧАСОВ) ПРИ ТРЁХРАЗОВЫХ

ЗАНЯТИЯХ В НЕДЕЛЮ.

№ п/п

Вид программного материала

Количество часов (уроков)

Класс

5

6

7

8

9

№ п/п

Вид программного материала

Количество часов (уроков)

Класс

5

6

7

8

9

1

Базовая часть

75

75

81

84

84

1.1

Основы знаний о физической культуре

В процессе урока

1.2

Спортивные игры

18

18

18

18

18

1.3

Гимнастика с элементами ак­робатики

18

18

18

18

18

1.4

Легкая атлетика

21

21

21

21

21

1.5

Лыжная подготовка

18

18

18

18

18

1.6

Элементы единоборств

6

9

9

2

Вариативная часть

27

27

21

18

18

2.1

Связанный с региональными и национальными особенностями

14

14

11

8

8

2.2

По выбору учителя, учащихся, определяемый самой школой, по углубленному изучению одного или нескольких видов спорта

13

13

10

10

10

   

102

102

102

102

102

За отсутствием лыжного инвентаря и условий для занятий лыжной подготовкой отпущенные 18 часов на этот раздел распределяем на спортивные игры (баскетбол, волейбол).

Из раздела 2.2 часы распределяем по выбору учителя на изучение спортивных игр (баскетбол).

Из раздела 2.1 часы распределяем на гимнастику и легкую атлетику.

5. Особенности преподавания:

На уроках физической культуры в 5—9 классах решаются ос­новные задачи, стоящие перед школьной системой физического воспитания. Вместе с тем особенностью урочных занятий в этих классах является углубленное обучение базовым двигательным действиям, включая технику основных видов спорта (легкая ат­летика, гимнастика, спортивные игры, элементы единоборств, лыжная подготовка, плавание). Углубляются знания о личной ги­гиене, о влиянии занятий физическими упражнениями на основ­ные системы организма (дыхание, кровообращение, ЦНС, обмен веществ), на развитие волевых и нравственных качеств. На уро­ках физической культуры учащиеся 5—9 классов получают пред­ставления о физической культуре личности, ее взаимосвязи с ос­новами здорового образа жизни, овладевают знаниями о методи­ке самостоятельной тренировки. Во время изучения конкретных разделов программы пополняются представления об основных видах спорта, соревнованиях, снарядах и инвентаре, правилах техники безопасности и оказания первой помощи при травмах.

В 5—9 классах увеличиваются индивидуальные различия школьников, что необходимо учитывать при обучении движени­ям, развитии двигательных способностей, осуществлении процес­са воспитания. В этой связи для группы школьников или отдель­ных учащихся следует

дифференцировать задачи, содержание, темп освоения программного материала, оценку их достижений. Дифференцированный и индивидуальный подходы особенно ва­жны для учащихся, имеющих низкие и высокие результаты в об­ласти физической культуры.

При выборе содержания и методов проведения урока необхо­димо в большей мере, чем в младшем школьном возрасте, учи­тывать половые особенности занимающихся. При соответствую­щих условиях целесообразно объединять параллельные классы для раздельного обучения мальчиков и девочек.

Программа физического воспитания учащихся 5 - 9 классов, основанна на спортивных видах спорта (баскетбол, волейбол).

Своеобразие настоящей программы в том, что она создана на основе курса обучения спортивным играм в баскетбол, волейбол. Технические приемы, тактические действия и собственно игра в баскетбол, волейбол таят в себе большие возможности для формирования жизненно важных двигательных навыков и развития физических способностей школьников. Игровой процесс обеспечивает развитие образовательного потенциала личности, ее индивидуальности, творческого отношения к деятельности.

6. УМК на основе, которого ведётся физическая культура:

В основу программы положено Методическое обеспечение к программе- это учебники для общего уровня изучения физической культуры (5 – 9 кл.). Учебно-методический комплекс представлен: учебником «Физическая культура 5 - 9 класс», автора В.И.Ляха, издательство «Просвещение» 2008-2009 год.

УМК соответствует Федеральному перечню учебников, утверждённому приказом МОиН РФ от 24.12.2010г. № 2080.

Список учебников рассмотрен на заседании экспертно – методического совета (Протокол № 6 от 08.05.2014г.) Список учебников утверждён приказом директора по школе «Об утверждении учебников на 2015-2016 учебный год (Приказ № 132 от 18.08.2015г.)

7. Основное содержание:

БАЗОВАЯ ЧАСТЬ СОДЕРЖАНИЯ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА

1. Основы знаний о физической культуре

-Основы истории развития физической культуры в России;

-особенности развития избранного вида спорта;

-физиологические основы деятельности системы дыхания, кровообращения и

энергообеспечения при мышечных нагрузках, возможности их развития и совершенствования средствами физической культуры в разные возрастные периоды;

-индивидуальные способы контроля за развитием адаптивных свойств организма, укрепления здоровья и повышения физической подготовленности;

-способы организации самостоятельных занятий физическими упражнениями с разной функциональной направленностью, правила использования спортивного инвентаря и оборудования, принципы создания простейших спортивных сооружений и площадок; -правила личной гигиены, профилактика травматизма и оказания доврачебной помощи при занятиях физическими упражнениями;

-навыки, умения, развитие двигательных качеств.

2. Гимнастика с элементами акробатики

Обучение гимнастическим упражнениям, начатое в 1—4 классах, расширяется и углубляется. Более сложными становятся упражнения в построениях и перестроениях, общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами (набивными мячами, палками, обручами, скакалками, булавами, лентами), акробатические упражнения, упорные прыжки, упражнения в висах и упорах на различных гимнастических снарядах.

Большое разнообразие, возможность строго направленного воздействия делают гимнастические упражнения незаменимым средством и методом развития координационных (ритма, равновесия, дифференцирования пространственных, временных и силовых параметров движений, ориентирования в пространстве, согласования движений) и кондиционных способностей (силы рук, ног, туловища, силовой выносливости, гибкости).

Начиная с 5 класса усиливается дифференцированный подход к мальчикам и девочкам при выборе снарядов, дозировке гимнастических упражнений. Для повышения интереса детей к занятиям, содействия эстетическому воспитанию большое значение приобретает музыкальное сопровождение занятий.

После овладения отдельными элементами гимнастические упражнения рекомендуется выполнять в связках, варьируя сочетания, последовательность и число упражнений, включенных в несложные комбинации.

Занятия по отделениям, строгая регламентация, необходимость соблюдения дисциплины и порядка позволяют воспитывать такие волевые качества, как самостоятельность, дисциплинированность, чувство коллективизма. В свою очередь, упражнения на снарядах содействуют воспитанию смелости, решительности, уверенности. Гимнастические упражнения создают благоприятные условия для воспитания самоконтроля и самооценки достигнутых результатов.

С учетом большой доступности, возможности индивидуальных тренировок гимнастические упражнения являются хорошим средством для организации и проведения самостоятельных занятий, особенно при развитии силы, гибкости и улучшении осанки.

Основная направленность

5 класс

6 класс

7 класс

8 класс

9 класс

На освоение общеразвивающих упражнений без предметов на месте и в движен.

Сочетание различных положений рук, ног, туловища. Сочетание движений руками с ходьбой на месте и в движении, с маховыми движениями ногой, с подскоками, с приседаниями, с поворотами. Простые связки. Общеразвивающие упражнения в парах

-----

-----

На освоение

строевых

упражнений

Перестроение из колонны по одному в колонну по четыре дроблением и сведением; из колонны по два и по четыре в колонну по одному разведением и слиянием, по восемь в движении

Строевой шаг, размыкание и смыкание на

месте

Выполнение команд «Пол­оборота направо!», «Пол­оборота налево!», «Пол­шага!», «Полный шаг!»

Команда «Прямо!», повороты в движении направо, налево

Переход с шага на месте на ходьбу в колонне и в шеренге: перестроения из колонны по одному в колонны.по два; по четыре в движении

На освоение общеразвивающих упражнений с предметами

Мальчики: с набивным и большим мячом, гантелями (1-3 кг)

Девочки: с обручами, булавами, большим мячом, палками

Мальчики: с набивным и большим мячом, гантелями (3—5 кг), тренажерами эспандерами Девочки: с обручами, булавами, большим мячом, палками, тренажерами

На освоение и

совершенствование

висов и упоров

Мальчики: висы

согнувшись и

прогнувшись; подтягивание в

висе; поднимание

прямых ног в

висе

Девочки: смешанные висы; подтягивание из виса лежа

Мальчики:

махом одной и

толчком другой подъем

переворотом в упор; махом

назад соскок:

сед ноги врозь, из седа на бедре

соскок поворотом

Девочки: наскок

прыжком в упор на нижнюю

жердь; соскок с

поворотом;

размахивание изгибами; вис лежа; вис присев

Мальчики:

подъем

переворотом в упор толчком

двумя: передвижение

в висе; махом

назад соскок

Девочки: махом одной и

толчком другой подъем

переворотом в упор на

нижнюю жердь

Мальчики: из

виса на подколенках через стойку на

руках опускание в

упор присев:

подъем махом назад в сед ноги

врозь; подъем завесом вне

Девочки: из

упора на нижней жерди

опускание вперед в вис присев; из виса присев на нижней жерди махом одной и толчком другой в вис прогнувшись с опорой на верхнюю жердь; вис лежа на

нижней жерди; сед боком на нижней жерди, соскок

Мальчики:

подъем

переворотом в упор махом и силой; подъем махом вперед

в сед ноги врозь

Девочки: вис прогнувшись на

нижней жерди с опорой ног о

верхнюю; переход в упор на нижнюю жердь

На освоение

опорных прыжков

Вскок в упор

присев; соскок прогнувшись (козел в ширину, высота 80-100 см)

Прыжок ноги

врозь(козел в ширину, высота 100-110 см)

Мальчики:

прыжок согнув ноги(козел в ширину, высота 100-115 см) Девочки: прыжок ноги врозь (козел в ширину, высота 105-1 10 см)

Мальчики:

прыжок согнув ноги (козел в длину, высота 110-115 см) Девочки: прыжок боком с поворотом на 90° (конь в ширину, высота 110 см)

Мальчики:

прыжок согнув ноги (козел в длину, высота 115 см) Девочки: прыжок боком (конь в ширину, высота 1 10 см)

На освоение

акробатических

упражнений

Кувырок вперед

и назад; стойка

на лопатках

Два кувырка

вперед слитно;

мост из

положения стоя

с помощью

Мальчики:

кувырок вперед

в стоику на

лопатках;

стоика на голове с согнутыми ногами

Девочки: кувырок назад в полу шпагат

Мальчики:

кувырок назад в

упор стоя ноги

врозь; кувырок

вперед и назад; длинный кувырок; стойка на голове и руках

Девочки: мост и поворот в упор стоя на одном колене; кувырки вперед и назад

Мальчики: из

упора присев

силой стойка на

голове и руках;

длинный кувырок -вперед с трех шагов разбега

Девочки: равновесие на одной; выпад вперед; кувырок вперед

На развитие

координационных способностей

Общеразвивающие упражнения без предметов и с

предметами; то же с различными способами ходьбы, бега, прыжков, вращений. Упражнения с гимнастической скамейкой, на гимнастическом бревне, на гимнастической стенке, брусьях, перекладине, гимнастическом козле и коне. Акробатические упражнения. Прыжки с пружинного гимнастического мостика в глубину. Эстафеты и игры с использованием гимнастических упражнений и инвентаря

----

-----

На развитие

силовых спо­собностей и силовой выносливости

Лазанье по канату, шесту, гимнастической лестнице. Подтягивания, упражнения в висах и упорах, с гантелями, набивными мячами

------

------

На развитие

скоростно-силовых

способностей

Опорные прыжки, прыжки со скакалкой, броски набивного мяча

-----

-----

На развитие гибкости

Общеразвивающие упражнения с повышенной

амплитудой для плечевых, локтевых, тазобедренных.

коленных суставов и позвоночника. Упражнения с партнером, акробатические, на гимнастической стен-

ке. Упражнения с предметами

-----

------

На знания о физической культуре

Значение гимнастических упражнений для сохранения правильной осанки, развития силовых способностей и гибкости; страховка и помощь во время занятий; обеспечение техники безопасности; упражнения для разогревания; основы выполнения гимнастических упражнений

Значение гимнастических упражнений для развития координационных способностей; страховка и помощь во время занятий;обеспечение техники

безопасности; упражнения для самостоятельной тренировки. История возникновения и забвения античных Олимпийских игр, возрождение Олимпийских игр современности, столетие Олимпийских стартов. Олимпийские принципы, традиции, правила, символика. Олимпийское движение подлинно общечеловеческое движение. Спорт, каким он нужен миру

На овладение

организаторскими

умениями

Помощь и страховка; демонстрация упражнений; выполнение обязанностей командира отделения; установка и уборка снарядов; составление с помощью учителя простейших комбинаций упражнений. Правила соревнований

Самостоятельное составление простейших комбинаций упражнений, направленных на развитие координационных и кондиционных способностей. Дозировка упражнений

Самостоятельные занятия

Упражнения и простейшие программы по развитию

силовых, координационных способностей и гибкости с предметами и без предметов, акробатические ( с использованием гимнастических снарядов. Правила самоконтроля. Способы регулирования физ.нагрузки

------

-------

3. Легкая атлетика

После усвоения основ легкоатлетических упражнений в беге, прыжках и метаниях, входящих в содержание программы начальной школы, с 5 класса начинается обучение бегу на короткие и средние дистанции, прыжкам в длину и высоту с разбега, метаниям.

Данный материал содействует дальнейшему развитию и совершенствованию, прежде всего кондиционных и координационных способностей. Основным моментом в обучении легкоатлетическим упражнениям в этом возрасте является освоение согласования движений разбега с отталкиванием и разбега с выпуском снаряда. После стабильного выполнения разучиваемых двигательных действий следует разнообразить условия выполнения упражнений, дальность разбега в метаниях и прыжках, вес и форму метательных снарядов, способы преодоления естественных и искусственных препятствий и т. д. для повышения прикладного значения занятий и дальнейшего развития координационных и кондиционных способностей.

Правильное применение материала по легкой атлетике способствует воспитанию у учащихся морально-волевых качеств, а систематическое проведение занятий на открытом воздухе содействует укреплению здоровья, закаливанию.

Точная количественная оценка результатов легкоатлетических упражнений создает благоприятные возможности, позволяющие обучить школьников проведению самостоятельного контроля и оценки физической подготовленности.

Способы прыжков учитель определяет самостоятельно в зависимости от наличия соответствующей материальной базы, подготовленности учащихся и методического мастерства. Наиболее целесообразными в освоении в 5—7 классах являются прыжки в длину с разбега способом «согнув ноги», в высоту с разбега способом «перешагивание». В 8—9 классах можно использовать дру­гие, более сложные спортивные способы прыжков.

Учитывая большую доступность и естественность легкоатлетических упражнений, особое значение следует уделять формированию умений учащихся самостоятельно использовать легкоатлетические упражнения во время проведения занятий (тренировок) в конкретных условиях проживания.

Основная направленность

5 класс

6 класс

7 класс

8 класс

9 класс

На овладение техникой

спринтерского бега

Высокий старт от 10 до 15 м

Бег с

ускорением от 30 до 40 м

Скоростной бег до 40 м

Бег на результат 60 м

от 15 до 30 м.

от 30 до 50 м.

до 50 м.

-------

от 30 до 40 м.

от 40 до 60 м.

до 60 м.

-----

Низкий старт до 30 м.

от 70 до 80 м.

до 70 м.

Бег на результат 100 м

------

На овладение

длительного бега

Бег в

равномерном

темпе от 10 до 12 мин

Бег на 1000 м

Бег в равномерном

темпе до 15 мин

Бег на 1200 м

Бег в

равномерном

темпе до 20 мин девочки - до 15

Бег на 1500 м

Бег на 2000 м (мальчики) и на

1500 м. (девочки)

-----

На овладение техникой прыжка в длину

Прыжки в длину с 7—9 шагов разбега

-------

Прыжки в длину с 9-11 шагов разбега

Прыжки в длину с 11-13 шагов разбега

------

На овладение техникой прыжка в высоту

Прыжки в высоту с 3—5 шагов разбега

-------

-------

Прыжки в высоту с 7-9 шагов разбега

------

На овладение техникой метания

малого мяча в цель

и на дальность

Метание теннисного

мяча с места

на дальность отскока от стены, на заданное расстояние, на дальность, в коридор 5—6 м,

в горизонтальную

и вертикальную

цель (1x1 м) с расстояния 6—8

м, с 4—5

бросковых шагов на дальность и заданное расстояние

Бросок набивного

мяча (2 кг)

двумя руками

из-за головы, от

груди, снизу

вперед-вверх, из

положения стоя грудью и боком

в направлении броска с места; то же с шага; снизу вверх на заданную и максимальную высоту

Ловля набивного мяча

(2 кг) двумя руками после броска партнера, после броска вверх: с хлопками ладонями после приседания

--------

с расстояния 8-10 м.

-------

Метание теннисного

мяча на дальность отскока от стены с места, с шага, с двух шагов, с трех шагов; в горизонтальную

и вертикальную

цель (1x1 м)с

расстояния

10—12 м

Метание мяча весом 150 гс места на дальность и с 4-5 бросковых шагов с разбега в коридор 10 м на дальность и

заданное расстояние

Бросок

набивного мяча

(2 кг) двумя

руками из

различных и. п.,

стоя грудью и боком в

направлении метания с места, с шага, с двух шагов, с трех шагов вперед-вверх; снизу вверх на заданную и максимальную высоту

Ловля набивного мяча

(2 кг) двумя руками после броска

партнера, после броска вверх

--------

девушки с

расстояния

12-14 м.

юноши -до 16м.

---------

Бросок набивного мяча

(2 кг) двумя

руками из

различных и. п.

с места, с шага,

с двух шагов с

трех шагов, с четырех

шагов вперед-вверх

Метание теннисного мяча

и мяча весом

150 г. с места на дальность, с 4-5 бросковых шагов с укороченного и полного разбега на дальность, в

коридор 10 м и

на заданное

расстояние; в

горизонтальную и вертикальную цель (1х) м) с

расстояния (юноши - до 18 м, девушки - 12-14 м)

Бросок набивного мяча (юноши— 3 кг. девушки -

2 кг) двумя

руками из

различных и. п. с

места и с двух-четырех шагов

вперед-вверх

На развитие выносливости

Кросс до 15 мин, бег с препятствиями и на местности, минутный бег, эстафеты, круговая тренировка

-------

Бег с гандикапом, командами, в па­рах, кросс до 3км

На развитие скоростно-силовых

способностей

Всевозможные прыжки и многоскоки, метания в цель и на дальность разных снарядов из разных и. п.,

толчки и броски набивных мячей весом до 3 кг с учетом возрастных и половых особенностей

------

------

На развитие скоростных способностей

Эстафеты, старты из различных и. п., бег с ускорением, с максимальной скоростью

-------

На развитие координационных

способностей

Варианты челночного бега, бега с изменением направления, скорости, способа перемещения, бег с

преодолением препятствий и на местности, прыжки через препятствия, на точность приземления и в зоны, метания различных снарядов из различных и. п. в цель и на дальность (обеими руками)

------

-------

На знания о

физической

культуре

Влияние легкоатлетических упражнений на укрепление здоровья и основные системы

организма; название разучиваемых упражнений и основы правильной техники их

выполнения; правила соревнований в беге, прыжках и метаниях; разминка для выполнения легкоатлетических упражнений; представления о темпе, скорости и объеме легкоатлетических упражнений, направленных на развитие выносливости, быстроты, силы, координационных способностей. Правила техники безопасности при занятиях легкой атлетикой

На овладение

организаторскими умениями

Измерение результатов; подача команд; демонстрация упражнений; помощь в

оценке результатов и проведении соревнований, в подготовке места проведения занятий

Самостоятельные

занятия

Упражнения и простейшие программы развития выносливости, скоростно-силовых,

скоростных и координационных способностей на основе освоенных легкоатлетических упражнений. Правила самоконтроля и гигиены

4. Спортивные игры

С 5 класса начинается обучение технико-тактическим действиям одной из спортивных игр. В качестве базовых игр рекомендуются баскетбол, ручной мяч, волейбол или футбол. При наличии в школе, регионе определенных традиций и соответствующих условий вместо указанных спортивных игр в содержание программного материала можно включать любую другую спортивную игру (хоккей с мячом, с шайбой, на траве, бадминтон, теннис и др.).

В этом случае учитель самостоятельно разрабатывает программы обучения технике и тактике избранной спортивной игры, ориентируясь на предложенную схему распределения программного материала.

Обучение сложной технике игры основывается на приобретенных в начальной школе простейших умениях обращения с мячом. По своему воздействию спортивная игра является наиболее комплексным и универсальным средством развития ребенка.

Специально подобранные игровые упражнения, выполняемые индивидуально, в группах, командах, подвижные игры и задания с мячом создают неограниченные возможности для развития прежде всего координационных (ориентирование в пространстве, быстрота реакции и перестроения двигательных действий, точность дифференцирования и оценивания пространственных, временных и силовых параметров движений, способность к согласованию отдельных движений в целостные комбинации) и кондиционных (силовых, выносливости, скоростных) способностей, а также всевозможных сочетаний этих групп способностей. Одновременно материал по спортивным играм оказывает многостороннее влияние на развитие психических процессов учащегося (восприятие, внимание, память, мышление, воображение и др.), воспитание нравственных и волевых качеств, что обусловлено необходимостью соблюдения правил и условий игровых упражнений и самой игры, согласования индивидуальных, групповых и командных взаимодействий партнеров и соперников.

Уже с 5 класса необходимо стремиться учить детей согласовывать индивидуальные и простые командные технико-тактические взаимодействия (с мячом и без мяча) в нападении и в защите, начиная с применения подобранных для этой цели подвижных игр (типа «Борьба за мяч», «Мяч капитану») и специальных, постепенно усложняющихся игровых упражнений (форм).

Игровые упражнения и формы занятий создают благоприятные условия для самостоятельного выполнения заданий с мячом, реализации на практике индивидуального и дифференцированного подходов к учащимся, имеющим существенные индивидуальные различия (способности). В этой связи особой заботой следует окружить детей со слабой игровой подготовкой, активно включая их в разнообразные виды игровой деятельности.

Материал игр является прекрасным средством и методом формирования потребностей, интересов и эмоций учеников. В этой связи обучение игровому материалу содействует самостоятельным занятиям спортивными играми.

Футбол

Основная направленность

5 класс

6 класс

7 класс

8 класс

9 класс

На овладение

техникой

передвижений,

остановок, поворотов и стоек

Стойки игрока; перемещение в стойке приставными шагами боком и спиной вперед, ускорения, старты из различных положении Комбинации из освоенных элементов техники передвижений (перемещения, остановки, повороты, ускорения)

-------

-------

-------

На освоение ударов

по мячу и остановок мяча

Удары по неподвижному и катящемуся мячу внутренней стороной стопы и средней частью подъема

Остановка катящегося мяча внутренней стороной стопы и подошвой

Удар по

катящемуся

мячу внутренней

частью

подъема, по неподвижному мячу внешней

частью подъема

-------

Удар по

катящемуся

мячу внешней

стороной

подъема,

носком, серединой лба (по летящему

мячу)

Вбрасывание мяча из-за боковой линии

с места и шага

Удар по

летящему мячу

внутренней

стороной стопы

и средней

частью подъема

------

На освоение техники ведения

мяча

Ведение мяча по прямой с изменением направления

движения и скорости ведения без

сопротивления защитника ведущей

и неведущеи ногой

с пассивным

сопротивлением

защитника

-------

с активным

сопротивлением

защитника

На овладение техникой ударов по воротам

Удары по воротам указанными спо­собами на точность (меткость) по­падания мячом в цель

----

-----

-----

На освоение индивидуальной техники защиты

Вырывание и выбивание мяча Игра, вратаря

Перехват мяча

------

-------

-------

На закрепление техники владения мячом и развитие координационных способностей

Комбинации из освоенных элементов: ведение, удар (пас), прием мяча, остановка, удар по воротам

------

-----

На закрепление

техники

перемещений,

владения мячом и

развитие

координационных

способностей

Комбинации из освоенных элементов техники перемещений и владения мячом

------

------

На освоение тактики игры

Тактика свободного нападения

Позиционные нападения без изме­нения позиций игроков

Нападение в игровых заданиях 3:1, 3:2, 3:3, 2:1 с атакой и без атаки ворот

-----

с изменением позиций

------

-------

-------

На овладение игрой и комплексное развитие психомоторных способностей

Игра по упрощенным правилам на площадках разных размеров Игры и игровые задания 2:1,3:1, 3:2.3:3

-----

----

----

Баскетбол

Основная направленность

5 класс

6 класс

7 класс

8 класс

9 класс

На овладение техникой передвижений, остановок, поворотов и стоек

Стойки игрока. Перемещения в стойке приставными шагами боком, лицом и спиной вперед. Остановка двумя шагами и прыжком. Повороты без мяча и с мячом.

Комбинации из освоенных элемен­тов техники передвижений (перемещения в стойке, остановка,

поворот, ускорение)

------

------

-------

На освоение ловли

и передач мяча

Ловля и передача мяча двумя руками от груди и одной рукой от пле­ча на месте и в движении без со­противления защитника (в парах, тройках, квадрате, круге)

с пассивным

сопротивлением

защитника

------

------

На освоение техники ведения

мяча

Ведение мяча в низкой, средней и высокой стойке на месте, в движении по прямой, с изменением на­правления движения и скорости.

Ведение без сопротивления защитника ведущей и неведущей рукой

с пассивным

сопротивлением защитника

----

-----

На овладение техникой бросков

мяча

Броски одной и двумя руками с ме­ста и в движении (после ведения, после ловли) без сопротивления за­щитника. Максимальное расстояние до корзины 3,60 м

То же с пассивным

противодей­ствием.

Максимальное расстояние до корзины 4.80 м в прыжке

-----

Броски одной и двумя руками в

прыжке

На освоение индивидуальной техники защиты

Вырывание и выбивание мяча

Перехват мяча

-------

-------

На закрепление техники владения

мячом и развитие

координационных способностей

Комбинация из освоенных элементов: ловля, передача,

ведение, бросок

------

-----

------

На закрепление

техники

перемещений,

владения мячом и развитие

координационных способностей

Комбинация из освоенных элементов техники перемещений и владения мячом

-----

-----

----

На освоении тактики игры

Тактика свободного нападения

Позиционное нападение (5:0) без

изменения позиций игроков

Нападение быстрым прорывом

(1:0)

Взаимодействие двух игроков «Отдай мяч и выйди»

----

с изменением

позиций

(2:1)

-----

----

Позиционное нападение и личная

защита в игровых взаимодействиях 2:2, 3:3, 4:4, 5:5 на одну корзину

(3:2)

Взаимодействие двух игроков в

нападении и защите через «заслон»

Взаимодействие трех игроков

(тройка и малая восьмерка)

На овладение игрой

и комплексное развитие психомоторных способностей

Игра по упрощенным правилам

мини-баскетбола

Игры и игровые задания 2:1, 3:1,

3:2, 3:3

Игра по

правилам мини-баскетбола

- ----

Игра по упрощенным правилам

баскетбола

--------

Волейбол

Основная направленность

5 класс

6 класс

7 класс

8 класс

9 класс

На овладение

техникой

передвижений,

остановок.

поворотов и стоек

Стойки игрока. Перемещения в стойке приставными

шагами боком, лицом и спиной вперед. Ходьба, бег и выполнение заданий (сесть на пол, встать, подпрыгнуть и др.)

Комбинации из освоенных элементов техники передвижений (перемещения в стойке, остановки, ускорения)

-------

------

На освоение

техники приема и

передач мяча

Передача мяча сверху двумя руками на месте и после

перемещения вперед. Передачи мяча над собой. То же

через сетку

Передача мяча

над собой, во

встречных ко­лоннах. Отбива­ние мяча кула­ком через сетку

Передача мяча у

сетки и в прыж-

ке через сетку. Передача мяча сверху, стоя спи­ной к цели

На овладение

игрой и комплексное

развитие психомо­торных способностей

Игра по упрощенным правилам ми-

ни-волейбола

Игры и игровые задания с ограниченным числом игроков (2:2, 3:2, 3:3) и на укороченных площадках

---------

Игры по

упрощенным правилам

волейбола

---------

------

На развитие координационных

способностей (ориентирование в пространстве, быстрота реакций и перестроение двигательных действий,

дифференцирование силовых, пространственных и временных параметров движений, способностей к согласованию движений и ритму)

Упражнения по овладению и совершенствованию в технике перемещений и владения мячом, типа бега с

изменением направления, скорости, челночный бег с ведением и без ведения мяча и др.; метания в цель различными мячами, жонглирование, упражнения на быстроту и точность реакций, прыжки в заданном ритме; всевозможные упражнения с мячом, выполняемые также в сочетании с бегом, прыжками, акробатическими упражнениями и др. Игровые упражнения типа 2:1, 3:1, 2:2, 3:2, 3:3

------

------

На развитие выносливости

Эстафеты, круговая тренировка, подвижные игры с мячом, двусторонние игры длительностью от 20 с до

12 мин

-----

-----

На развитие скоростных и

скоростно-силовых способностей

Бег с ускорением, изменением направления, темпа, ритма, из различных и. п. Ведение мяча в высокой,

средней и низкой стойке с максимальной частотой в течение 7—10 с. Подвижные игры, эстафеты с мячом и без мяча. Игровые упражнения с набивным мячом, в сочетании с прыжками, метаниями и бросками мячей разного веса в цель и на дальность

-------

-------

На освоение

техники нижней

прямой подачи

Нижняя прямая подача мяча с

расстояния 3—6 м от сетки

Нижняя прямая

подача мяча

через сетку

Нижняя прямая

подача мяча.

Прием подачи

Прием мяча.

отраженного

сеткой. Ниж­няя прямая по­дача мяча в за­данную часть площадки

На освоение техники прямого

нападающего удара

Прямой нападающий удар после подбрасывания мяча партнером

-------

Прямой напа­дающий удар при встречных передачах

На закрепление техники владения

мячом и развитие

координационных

способностей

Комбинации из освоенных элементов: прием, передача, удар

-----

-----

----

На закрепление техники

перемещений, владения мячом и развитие

координационных способностей

Комбинации из освоенных элементов техники перемещений и

владения мячом

-----

------

----

На освоение тактики игры

Тактика свободного нападения Позиционное нападение без изменения позиций игроков (6:0)

Позиционное нападение без

изменения позиций

----

Игра в нападе­нии в зоне 3.

Игра в защите

На знания о

физической

культуре

Терминология избранной спортивной игры; техника ловли, передачи, ведения мяча или

броска; тактика нападений (быстрый прорыв, расстановка игроков, позиционное нападение)

и защиты (зонная и личная защита). Правила и организация избранной игры (цель и смысл игры, игровое поле, количество участников, поведение игроков в нападении и защите). Правила техники безопасности при занятиях спортивными играми

На овладение

организаторскими

умениями

Организация и проведение подвижных игр и игровых заданий, приближенных к

содержанию разучиваемой игры, помощь в судействе, комплектование команды,

подготовка места проведения игры

Самостоятельные

занятия

Упражнения по совершенствованию координационных, скоростно-силовых, силовых

способностей и выносливости. Игровые упражнения по совершенствованию технических приемов (ловля, передача, броски или удары в цель, ведение, сочетание приемов). Подвижные игры и игровые задания, приближенные к содержанию разучиваемых спортивных игр. Правила самоконтроля

МЕТОДИКА ОЦЕНКИ УСПЕВАЕМОСТИ УЧАЩИХСЯ

Оценка успеваемости по физической культуре в 5—9 классах производится на общих основаниях и включает в себя качест­венные и количественные показатели: уровень соответствующих знаний, степень владения двигательными умениями и навыками, умение осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортив­ную деятельность, выполнение учебных нормативов. Учитывая психологические особенности подростков, следует глубже аргу­ментировать выставление той или иной оценки, шире привле­кать учащихся к оценке своих достижений и достижений това­рищей. Оценка должна стимулировать активность подростка, ин­терес к занятиям физической культурой, желание улучшить собственные результаты. В этой связи при оценке успеваемости учитель должен в большей мере ориентироваться на темпы раз­вития двигательных способностей ученика, поощрять его стрем­ление к самосовершенствованию, к углублению знаний в облас­ти физической культуры и ведению здорового образа жизни.

Обязательный минимум диагностического инструментария

(зачёты, тесты и др.) для учащихся 5 - 9 классов

 

урока

Тема

Вид

работы

 

Сроки проведения (четверть, месяц)

4

Прыжок в длину с места

Тест

 

1 четверть

3

Бег 30 м. с высокого старта

Тест

 

1 четверть

10

Бег 60м. с высокого старта

Зачёт

 

1 четверть

5

Кросс: 2000 м

Зачёт

 

1 четверть

7,

91

Челночный бег 3х10 м.

Тест

 

1 четверть,

4 четверть

8,

93

Метание мяча 150 гр. с разбега

Зачёт

 

1 четверть

4 четверть

9,

57

Подтягивание на перекладине

Тест

 

1 четверть

3 четверть

40

Штрафные броски

Зачёт

 

2 четверть

30

Верхняя передача мяча

Зачёт

 

2 четверть

6,

95

Прыжки в длину с разбега

Зачёт

 

1 четверть

4 четверть

97

Бег 60 м.

Зачёт

 

4 четверть

34

Нижняя прямая подача

Зачёт

 

2 четверть

36

Приём мяча снизу после подачи

Зачёт

 

2 четверть

32

Передача мяча над собой

Зачёт

 

2 четверть

51

Прыжки через скакалку

Зачёт

 

3 четверть

54

Стойка на голове и руках (равновесие)

Зачёт

 

3 четверть

55

Переворот в упор на высокой перекладине

Зачёт

 

3 четверть

59

Опорный прыжок

Зачёт

 

3 четверть

60

Акробатические соединения

Зачёт

 

3 четверть

61

Упражнения в равновесии

Зачёт

 

3 четверть

89

Прыжок в высоту с разбега 5-7 шагов

Тест

 

4 четверть

ИТОГО:

Тестов – 7,

Зачётов-19

   

 

8. Требования к уровню подготовки обучающихся:

УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ,

ОКАНЧИВАЮЩИХ СРЕДНЮЮ ШКОЛУ

В результате освоения Обязательного минимума содержания учебного предмета «физическая культура» учащиеся по оконча­нии средней школы должны достигнуть следующего уровня раз­вития физической культуры.

Знать/понимать

• влияние оздоровительных систем физического воспитания на ук­репление здоровья, профилактику профессиональных заболева­ний и вредных привычек;

• способы контроля и оценки физического развития и физической подготовленности;

• правила и способы планирования индивидуальных занятий раз­личной направленности;

• основы истории развития физической культуры в России;

• особенности развития избранного вида спорта;

• педагогические, физиологические и психологические основы обучения двигательным действиям и воспитания физических качеств, современные формы построения занятий и систем занятий физическими упражнениями с разной функциональ­ной направленностью;

• биодинамические особенности и содержание физических уп­ражнений общеразвивающей и корригирующей направленно­сти, основы их использования в решении задач физического развития и укрепления здоровья;

• физиологические основы деятельности систем дыхания, кро­вообращения и энергообеспечения при мышечных нагрузках, возможности их развития и совершенствования средствами физической культуры в разные возрастные периоды;

• возрастные особенности развития ведущих психических про­цессов и физических качеств, возможности формирования индивидуальных черт и свойств личности посредством регу­лярных занятий физической культурой;

• психофункциональные особенности собственного организма;

• индивидуальные способы контроля за развитием адаптивных свойств организма, укрепления здоровья и повышения физи­ческой подготовленности;

• способы организации самостоятельных занятий физическими упражнениями с разной функциональной направленностью, правила использования спортивного инвентаря и оборудова­ния, принципы создания простейших спортивных сооруже­ний и площадок;

• правила личной гигиены, профилактики травматизма и ока­зания доврачебной помощи при занятиях физическими уп­ражнениями.

Уметь

• выполнять индивидуально подобранные комплексы оздорови­тельной и адаптивной (лечебной) физической культуры, компози­ции ритмической и аэробной гимнастики, комплексы упражнений атлетической гимнастики;

• выполнять простейшие приемы самомассажа и релаксации;

• преодолевать искусственные и естественные препятствия с ис­пользованием разнообразных способов передвижения;

• выполнять приемы защиты и самообороны, страховки и самостра­ховки;

• осуществлять творческое сотрудничество в коллективных формах занятий физической культурой;

• технически правильно осуществлять двигательные действия избранного вида спортивной специализации, использовать их

в условиях соревновательной деятельности и организации соб­ственного досуга;

• проводить самостоятельные занятия по развитию основных физических способностей, коррекции осанки и телосложения;

• разрабатывать индивидуальный двигательный режим, подби­рать и планировать физические упражнения, поддерживать оптимальный уровень индивидуальной работоспособности;

• контролировать и регулировать функциональное состояние организма при выполнении физических упражнений, доби­ваться оздоровительного эффекта и совершенствования физи­ческих кондиций;

• управлять своими эмоциями, эффективно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, владеть культурой общения;

• соблюдать правила безопасности и профилактики травматиз­ма на занятиях физическими упражнениями, оказывать пер­вую помощь при травмах и несчастных случаях;

• пользоваться современным спортивным инвентарем и обору­дованием, специальными техническими средствами с целью повышения эффективности самостоятельных форм занятий физической культурой.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• повышения работоспособности, укрепления и сохранения здо­ровья;

• подготовки к профессиональной деятельности и службе в Воору­женных Силах Российской Федерации;

• организации и проведения индивидуального, коллективного и се­мейного отдыха, участия в массовых спортивных соревнованиях;

• активной творческой жизнедеятельности, выбора и формирования здорового образа жизни.

Демонстрировать:

Физические

способности

Физические упражнения

Мальчики

Девочки

Скоростные

Бег 60 м с высокого старта с опорой на руку, с

9,2

10,2

Силовые

Лазанье по канату на расстояние 6 м, с

Прыжок в длину с места, см

Поднимание туловища из положения лежа на спи­не, руки за головой, количество раз

12

180

165

18

К выносливости

Кроссовый бег 2 км

Передвижение на лыжах 2 км

8 мин 50 с

16 мин 30 с

10 мин 20 с

21 мин 00 с

К координации

Последовательное выполнение пяти кувырков, с

Бросок малого мяча в стандартную мишень, м

10,0

12,0

14,0

10,0

Двигательные умения, навыки и способности

В циклических и ациклических локомоциях: с максимальной скоростью пробегать 60 м из положения низкого старта; в рав­номерном темпе бегать до 20 мин (мальчики) и до 15 мин (де­вочки); после быстрого разбега с 9—13 шагов совершать прыжок в длину; выполнять с 9—13 шагов разбега прыжок в высоту спо­собом «перешагивание»; проплывать 50 м.

В метаниях на дальность и на меткость: метать малый мяч и мяч 150 г с места и с разбега (10—12 м) с использованием четырехшажного варианта бросковых шагов с соблюдением рит­ма; метать малый мяч и мяч 150 г с места и с трех шагов раз­бега в горизонтальную и вертикальную цели с 10—15 м, метать малый мяч и мяч 150 г с места по медленно и быстро движу­щейся цели с 10—12 м.

В гимнастических и акробатических упражнениях: выполнять комбинацию из четырех элементов на перекладине (мальчики) и на разновысоких брусьях (девочки); опорные прыжки через коз­ла в длину (мальчики) и в ширину (девочки); комбинацию дви­жений с одним из предметов (мяч, палка, скакалка, обруч), со­стоящую из шести элементов, или комбинацию, состоящую из шести гимнастических элементов; выполнять акробатическую комбинацию из четырех элементов, включающую кувырки впе­ред и назад, стойку на голове и руках, длинный кувырок (маль­чики), кувырок вперед и назад в полушпагат, мост и поворот в упор стоя на одном колене (девочки).

В единоборствах: осуществлять подводящие упражнения по овладению приемами техники и борьбы в партере и в стойке (юноши).

В спортивных играх: играть в одну из спортивных игр (по уп­рощенным правилам).

Физическая подготовленность: должна соответствовать, как минимум, среднему уровню показателей развития основных фи­зических способностей (табл. 8), с учетом региональных условий и индивидуальных возможностей учащихся.

Способы физкультурно-оздоровительной деятельности: самосто­ятельно выполнять упражнения на развитие быстроты, коорди­нации, выносливости, силы, гибкости; соблюдать правила само­контроля и безопасности во время выполнения упражнений.

Способы спортивной деятельности: участвовать в соревнова­нии по легкоатлетическому четырехборью: бег 60 м, прыжок в длину или в высоту с разбега, метание, бег на выносливость; уча­ствовать в соревнованиях по одному из видов спорта.

Правила поведения на занятиях физическими упражнениями: соблюдать нормы поведения в коллективе, правила безопаснос­ти, гигиену занятий и личную гигиену; помогать друг другу и учителю; поддерживать товарищей, имеющих недостаточную физическую подготовленность; проявлять активность, самостоятельность, выдержку и самообладание.

 

ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

В РЕЖИМЕ УЧЕБНОГО ДНЯ

К ним относятся: гимнастика до учебных занятий, физичес­кие упражнения и подвижные игры на удлиненных переменах, физкультминутки во время уроков.

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ 5 – 7 КЛАССЫ

Группы общей физической подготовки

Гимнастические, акробатические и легкоатлетические упраж­нения. Подвижные и спортивные игры. Элементы танцев. Бег на лыжах, коньках. Элементы единоборств и др.

Спортивные секции

Общая физическая подготовка. Упражнения для развития фи­зических способностей: скоростных, силовых, выносливости, ко­ординационных, скоростно-силовых. Специальная подготовка и освоение техники по отдельным видам спорта.

Гимнастика. Девочки: опорный прыжок ноги врозь; брусья разной высоты — висы на верхней жерди, размахивание, вис ле­жа на бедрах; сед на левом бедре, угол, соскоки углом; равнове­сие на бревне — ходьба приставным и попеременным шагами, упор лежа, упор присев, полушпагат, повороты, равновесие на одной ноге, соскок прогнувшись; акробатика — кувырки вперед и назад, стойка на лопатках, равновесие на правой (левой) но­ге, прыжок вверх прогнувшись. Гимнастика категории Б. Маль­чики: опорный прыжок ноги врозь; перекладина низкая — упор, оборот верхом, вис согнувшись, прогнувшись, углом; брусья — упор, махи вперед и назад, сед ноги врозь, размахивание на предплечьях, соскок махом назад прогнувшись; акробатика — ку­вырок вперед и назад, стойка на голове и руках, переворот бо­ком; равновесие на одной ноге.

Бадминтон. Стойка; хват ракетки, удары справа и слева.

Баскетбол. Стойки, передвижения, остановки; передачи и ловля мяча; ведение мяча правой и левой рукой; бросок мяча одной и двумя руками с места и в движении; индивидуальные и групповые атакующие и защитные действия; двусторонняя игра.

Волейбол. Стойка игрока, передвижения; верхняя передача мяча; нижняя подача; прием снизу; двусторонняя игра.

Футбол. Удары по неподвижному и катящемуся мячу; удары внутренней стороной стопы, внутренней и средней частью подъ­ема; остановка катящегося мяча внутренней стороной стопы, пе­редней частью подъема и подошвой, ведение мяча носком и на­ружной стороной стопы; ловля и отбивание мяча вратарем; дву­сторонняя игра.

Гандбол. Стойка, передвижения; остановка; передача мяча двумя и одной рукой от плеча на месте и в движении; ловля мяча двумя руками; бросок мяча правой и левой рукой сверху в опорном положении и прыжке; блокирование броска; ведение мяча; игра вратаря; двусторонняя игра.

Настольный теннис. Передвижения; удары и подачи слева и справа; удары прямые и с вращением; одиночная игра.

Хоккей. Бег на коньках лицом и спиной вперед; торможение и повороты; прямой бросок с широким замахом; ведение шай­бы из стороны в сторону; передача шайбы броском; прием шай­бы; основная стойка вратаря; ловля шайбы ловушкой и отбива­ние клюшкой; двусторонняя игра.

Легкая атлетика. Низкий старт; медленный бег; бег на ско­рость с преодолением препятствий высотой 30—40 см; прыжки в длину и в высоту с разбега различными способами; передача эстафетной палочки в зоне 20 м на прямой и на поворотах; ме­тание мяча на дальность и в цель; кросс 1,5—2 км.

Лыжные гонки. Попеременный двухшажный, одновременный двухшажный и одношажный ходы; прохождение дистанции до 30 км; спуски и подъемы; торможения; игры на лыжах; эстафеты.

Конькобежный спорт. Скольжение на двух ногах, на одной ноге; повороты; торможение; старт.

Туристическая подготовка. В 5—6 классах проводится не менее двух однодневных и одного двухдневного похода с ночлегом в по­левых условиях. Учащиеся должны уметь пользоваться компасом, ориентироваться на местности, преодолевать препятствия, пра­вильно выбирать место для привала, разжигать костер, устанавли­вать палатку, снаряжаться для похода в зависимости от сезона, длительности и способа передвижения, вязать узлы, знать прави­ла поведения в походе, санитарии, гигиены и безопасности.

ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ 8 – 9 КЛАССЫ

Группы общей физической подготовки

Гимнастические, акробатические, легкоатлетические упражне­ния; бег на лыжах и коньках; спортивные и подвижные игры, элементы единоборств и др.

Спортивные секции

Гимнастика. Девочки: опорный прыжок согнув ноги (конь в ширину, высота ПО см); висы и упоры — брусья разной высо­ты, размахивание в висе, вис в упоре присев на нижней жерди, упор на верхней, спад в вис лежа на бедрах; угол; соскок углом; акробатика — перекаты назад, стойка на лопатках, поворот в сторону, два кувырка вперед, прыжок вверх прогнувшись; равно­весие (бревно) — наскок в упор; стойка на левом колене; по­лушпагат; танцевальные шаги. Мальчики: опорный прыжок —

углом махом одной и толчком другой (конь в ширину, высота 115 см); висы и упоры — прыжок в вис углом, вис стоя, оборот назад в упоре, подъем разгибом; брусья — стойка на плечах, сос­кок прогнувшись; акробатика — стойка на руках, переворот бо­ком, кувырок вперед и назад, стойка на голове и на руках си­лой. Гимнастика категории Б.

Легкая атлетика. Бег 60, 100, 1500, 3000 м; низкий старт и стартовый разгон; преодоление низких барьеров; прыжки в вы­соту и в длину с разбега; тройной прыжок с места; метание мя­ча в цель и на дальность с разбега; передача эстафеты.

Бадминтон. Подачи; удары слева, сверху и снизу; двусторон­няя игра.

Баскетбол. Ловля мяча двумя руками и одной рукой с под­держкой; ведение мяча с изменением скорости и направления движения; броски мяча одной и двумя руками разными спосо­бами с места и в движении; защитные действия против игрока без мяча и с мячом; действие двух нападающих против одного защитника; индивидуальные и групповые тактические действия; двусторонняя игра.

Футбол. Удары по катящемуся мячу внутренней стороной стопы, подъемом; остановка катящегося мяча подъемом и по­дошвой, остановка мяча грудью; удары по мячу головой; обвод­ка на медленной скорости; передача мяча партнеру; ловля низ­колетящего мяча вратарем; двусторонняя игра.

Волейбол. Верхняя передача и прием мяча снизу двумя рука­ми; нижняя и верхняя прямая подача мяча; прямой нападающий удар; одиночное блокирование; двусторонняя игра.

Хоккей. Ведение шайбы; бросок шайбы слева без поворота и с поворотом; остановка шайбы клюшкой; остановка соперника грудью; отбивание вратарем шайбы клюшкой; двусторонняя игра.

Гандбол. Передача мяча сверху; ведение мяча; бросок согну­той рукой сверху в движении, с остановкой и в прыжке; снятие мяча при замахе; блокирование мяча; передвижение вратаря в воротах, ловля мяча руками; индивидуальные действия игроков; нападение при численном перевесе; двусторонняя игра.

Лыжные гонки. Одновременный одношажный и одновремен­ный бесшажный ходы; попеременный двухшажный ход; пробе -гание дистанции до 5 км; спуски и подъемы в гору; преодоле­ние простейших препятствий.

Туристическая подготовка. Ежегодно проводится не менее че­тырех походов, в том числе один поход продолжительностью не менее двух дней с ночлегом в полевых условиях. Определение азимута на открытой и закрытой местности, использование то­пографической карты, траверс, спуск по склону с альпенштоком, страховка и самостраховка, доврачебная помощь, транспортиров­ка пострадавшего, преодоление препятствий.

ФИЗКУЛЬТУРНО-МАССОВЫЕ И СПОРТИВНЫЕ

МЕРОПРИЯТИЯ

В эту часть программы включено содержание общешкольных физкультурно-массовых и спортивных мероприятий: ежемесяч­ных дней здоровья и спорта, внутришкольных соревнований, ту­ристических походов и слетов, физкультурных праздников.

Цель этих мероприятий — пропаганда физической культуры и спорта, приобщение школьников к систематическим занятиям физическими упражнениями и видами спорта, подведение ито­гов физкультурно-спортивной работы, активный отдых.

Дни здоровья и спорта. Массовые показательные выступления, конкурсы, соревнования по видам физических упражнений, включенных в настоящую программу, и другие мероприятия ак­тивного отдыха. Соревнования по отдельным видам спорта (внутришкольные, матчевые встречи, городские и районные со­ревнования).

Туристические походы и слеты.

Спартакиады.

Физкультурные праздники. Аттракционы, соревнования по специальным программам и др.

Выполнение комплексной программы должно обеспечить не­обходимый объем двигательной активности учащихся.

Примерный объём двигательной активности учащихся

Класс

Ежедневный объём времени занятий,ч.

Физкультурно – оздоровительные мероприятия

Уроки физической культуры в неделю, ч.

Внеклассные формы занятий: спортивные секции, кружки физической культуры, группы ОФП в неделю

Общешкольные мероприятия

Самостоятельные занятия, мин.

Гимнастика до учебных занятий,

Физкультминутки на уроках, мин.

Подвижные перемены, мин.

«Спортивнай час» в продлённом дне, ч.

Участие в соревнованиях в учебном году, кол-во раз

Дни здоровья и спорта

5

2

5-7

5

15-20

1

2-3

1 ч 50 мин

8-10

ежемесячно

20-25

6

2

5-7

5

15-20

1

2-3

1 ч 00 мин

8-10

20-25

7

2

6-8

-

15-20

1

2-3

2 ч 00 мин

8-10

ежемесячно

20-25

8

2

6-8

-

15-20

-

2-3

2 ч 00 мин

10

25-30

9

2

6-8

-

15-20

-

2-3

2 ч 00 мин

10

25-30

ЛИТЕРАТУРА

Планирование составлено на основе:

Сборника нормативных документов, федеральный компонент государственного стандарта, федеральный базисный учебный план, составители Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев, Москва 2004 год;

Программы для общеобразовательных учреждений, авторы В.И.Лях, А.А.Зданевич, Москва 2006 год.

Национально-региональный компонент физического воспитания учащихся, Сагалаков Н.У, Хакасское книжное издание Абакан 2007г.

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утверждённый приказом МОиН РФ от 05.03.2004г № 1089.

Примерные программы по физической культуре рекомендованные письмом Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005г № 03-1263.

Приказ МОиН РХ от 26.06.2005г №433 «О базисном учебном плане и примерных учебных планах для образовательных учреждений РХ, реализующих программы общего образования» (НРК).

Проект национально-регионального компонента государственных стантартов общего образования и учебных программ по предмету «Родной край – Хакасия» (или «Современная Хакасия).

Приказ МОиН РФ от 13.12.2007г № 349 «Об утверждении Федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) МОиН РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2008/09 учебный год».

Рекомендации календарно-тематического планирования ГМО согласно УМК.

Дополнительная литература:

Физкультура И.И. Должиков, Москва 2004 год;

Развитие физических способностей детей И.М. Бутин, А.Д. Викулов, Москва 2002 год;

В помощь школьному учителю В.И. Ковалько, Москва 2005 год;

Физическая культура в общеобразовательной школе Н.У. Сагалаков, Абакан 2003 год;

Методика преподавания физической культуры, Л.Д. Глазырина, Т.А. Лопатик, Москва 2004 год.

Вестник образования. Тематическое приложение. - № 2. - 2005.

Погадаев Г.И., Артеменко О.И., Цехмистренко Т.А. Использование народных игр на уроках физической культуры при трехчасовой учебной нагрузке. - М., 2003.

Таран А.А. Шире использовать русские народные игры ,,Физическая культура в школе. - № 5, № 6. - 2001; № 3, № 4. - 2002.

Сагалаков Н.У., Кильчичаков А.Г. Хакасские народные игры и состязания. - Абакан, 2007

Бутанаев В.Я. Детские игры и спортивные состязания народов Хакасии. - Абакан, 1995.

Былеева Л.В. и др. Подвижные игры. - М.: ФиС, 1974.

Былеева Л.В. и др. Подвижные игры. Практический материал. - М.: ТВТ «Дивизион», 2005.

Захаров СИ. В Республике Саха (Якутия), Физическая культура в школе. - № 7. - 2005.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.