Методические указания и рекомендации «Особенности организации исследовательской и проектной деятельности в начальной школе»

3
4
Материал опубликован 17 April 2019 в группе

Особенности организации исследовательской и проектной деятельности в начальной школе.

 

Довольно часто мы слышим от учителей вопрос: «В чём разница исследовательской и проектной деятельности?» Иногда на конкурсе встречаем в работах сочетание «исследовательский проект», которое по своей сути неверно! Итак, давайте определимся с понятиями.

Во-первых, главным отличием проектной и исследовательской деятельности я считаю цель:

цель проектной деятельности – реализация проектного замысла (выход – продукт), а целью исследовательской деятельности является уяснения сущности явления, истины, открытие новых закономерностей и т.п. (т.е. подтверждение или опровержение выдвинутых гипотез, получение знаний).

Оба вида деятельности в зависимости от цели могут быть подсистемами друг у друга. То есть, в случае реализации проекта в качестве одного из средств будет выступать исследование, а, в случае проведения исследования – одним их средств может быть проектирование.

Во-вторых, как я уже говорила ранее, исследование подразумевает выдвижение гипотез и теорий, их экспериментальную или теоретическую проверку. Проекты могут быть и без исследования (творческие, социальные, информационные). А отсюда вытекает, что гипотеза в проекте может быть не всегда, нет исследования в проекте, нет гипотезы.

В-третьих, проектная и исследовательская деятельности отличаются своими этапами.

Давайте подробно остановимся на их основных этапах:

 

Исследование:

Выявление проблемы

Определение объекта и предмета исследования

Формирование темы

Постановка цели и задач

Определение гипотезы

Изучение теории, посвященной проблематике

Сбор материала, его анализ и обработка

Интерпретация результатов

Собственные выводы

 

Проект:

Выявление проблемы

Определение технологий

Постановка цели и задач

Описание планируемого результата

Планирование деятельности

Планирование ресурсов

Организация деятельности по реализации проекта

 

В-четвертых, проект – это замысел, план, творчество по плану. Исследование – процесс выработки новых знаний, истинное творчество.

А теперь рассмотрим наиболее часто встречающиеся ошибки в работах Ваших учеников.

Хочу в самом начале сказать, что любое уважающее себя жюри проверяет работы на плагиат и уже после этого допускает или не допускает работу к конкурсу. Мы все черпаем идеи и вдохновение из сети Интернет. Но, порою, встречаем работы полностью взятые у других людей за исключением имён и фото. Мой Вам совет: перерабатывайте то, что взяли и сами проверяйте на плагиат. Работы своих детей я сама не один раз проверяю, используя бесплатный сервис Текст.ру (https://text.ru/antiplagiat). На этом сайте вы можете проверить и уникальность Вашего текста, и орфографию, и заспамленность. А так же мы видим источники, т.е. откуда Вы взяли текст.

Следующая ошибка – это выбор названия. Оно должно отображать суть исследования.

Ошибки:

Общее название – «Культура индейцев Майя» (Что тут можно изучать? Создать можно только реферат)

Отсутствие проблематики – «Зубная щетка – вчера, сегодня, завтра»

Метафорические названия – «Из далека долго течет река Волга» (что будем исследовать??? Экономику, географию, литературу или экологию???)

Глобальность проблематики – «Лето – это маленькая жизнь» - звучит красиво и, вроде бы, подходит для начальных классов. Но не является темой исследования.

Ориентированность на описание – «Алгоритмы в быту», «Типичные ошибки в речи дикторов» (можно описать ошибки, например, а что будет исследоваться???)

В теме должны быть объект и предмет исследования: «Влияние фитонцидов лука и чеснока на рост и развитие плесневых грибов».

Объект – плесневые грибы

Предмет – фитонциды лука и чеснока.

Далее следуют ошибки в структуре самой работы:

1. Из названия работы и оглавления должно быть понятно чему посвящена работа, что именно исследовали.

Пример правильного оформления оглавления:

Введение ………………………………………………………………………….3

Глава 1. Классификация устаревших слов, найденных в русских народных сказках …………………………………………………………………………….5

–Историзмы ………………………………………………………………………5

–Архаизмы ………………………………………………………………………..6

Глава 2. Понимание и толкование устаревших слов детьми и взрослыми ….8

Глава 3. Ошибки в толковании историзмов и архаизмов …………………...11

Глава 4. Создание краткого словаря - справочника толкования устаревших слов для читателей русских народных сказок ………………………………..12

Заключение …………………………………………………………………….13

Список используемой литературы ……………………………………………15

 

2. Введение

Типичные ошибки

Слишком большой объем раздела

Отсутствие четкой формулировки проблемы, актуальности работы.

Некорректная формулировка цели и задач исследования.

 

3. Цель и задачи работы

Цель может быть только одна, формулируется фразой с глаголами «установить, выявить, определить, сравнить» и т.п.

Задачи – это этапы работы, они не могут быть крупнее цели или повторять ее.

Часто конкретная задача связана с определенным методом исследования

Не следует формулировать задачи, которые непосильны для ученика

 

 

Приведу пример неправильной формулировки

Цель исследования: с помощью опытов проверить таинственные отличия шоколада разных марок.

Задачи:

Изучить сведения по теме, используя научно-популярную литературу, ресурсы Интернет

Выяснить отношение школьников к шоколаду. Провести входную диагностику

Научиться ориентироваться в мире шоколада, изучив его состав и свойства.

Доказать экспериментальным путём отличие одного шоколада от другого.

Собрать интересные факты о шоколаде.

 

4. Обзор литературы

Отсутствие логического построения обзора литературы.

Слишком краткий или чрезмерно обширный.

Подробное цитирование широко известных фактов (на уровне школьного учебника).

Отсутствие ссылок на литературные источники непосредственно в тексте.

Использование информации (особенно из Интернета) без осмысления и анализа.

 

5. Обсуждение результатов

Анализ собственных данных.

Попытка объяснить, почему получены именно такие результаты, что они могут означать.

Сравнение с результатами аналогичных работ других авторов.

 

6. Выводы

Несоответствие выводов заявленным во введении цели и задачам исследования.

Дублирование разделов (в работе есть и «Выводы», и «Заключение»)

Включение в выводы текста, соответствующего разделам «Методы», «Результаты», «Обзор литературы».

Формулировка глобальных выводов на основе единичных экспериментов.

 

Выводы работы являются ответом на поставленные задачи исследования и постулируют основные результаты.

Количество выводов обычно соответствует количеству задач, но это не абсолютно обязательно.

В выводах не должно быть общеизвестных фактов из учебников, упоминаний о методах, особенностях исследованных групп, обсуждения результатов, собственных соображений и рекомендаций.

В формулировках выводов не должно быть общих фраз, беспредметных рассуждений, не имеющих прямого отношения к результатам работы.

Каждый вывод – это обычно одна достаточно короткая фраза, в которой цитируются конкретные результаты.

Если получены числовые результаты, и они имеют существенное значение, то их надо привести в выводах.

Если выводы не соответствуют исходным задачам, надо изменить формулировку задач в окончательном тексте работы в соответствии с полученными результатами и сформулированными выводами

 

7. Список литературы

Должен называться только так, никаких «информационных ресурсов».

Составляется по порядку цитирования или по алфавиту (предпочтительнее).

Должны быть все выходные данные источника.

Для электронных источников – то же самое, а не только координаты сайта.

Для тех, кому интересна эта тема, или остались вопросы, обращайтесь по эл.почте werhowaya@rambler.ru

А теперь хочу Вас познакомить с конкурсами исследовательских работ, которые учитываются нашей аттестационной комиссией и рекомендованы Министерством образования:

Районный конкурс «Первые шаги в науке»

Национальная система «Интеграция» для начальных классов конкурс «Первые шаги в науке»

Конкурс «Юный исследователь» от Обнинского МАН «Интеллект будущего».

Фестиваль «Леонардо» от благотворительного фонда «Наследие Менделеева».

Конечно, многие конкурсы требуют финансовых вложений. Но участие в заочном этапе не несёт больших материальных затрат. А в участии в очном этапе, я думаю, должны быть заинтересованы родители в первую очередь. Так же помогают спонсоры, отдел образования и администрация района.

В заключение хочу предоставить Вашему вниманию литературу по данной тематике. Не претендую на полноту, но могу гарантировать её качество, т.к. данная подборка рекомендована Заслуженный учителем РФ, д.псих.н., профессором Арцевым Михаилом Николаевичем и Шестерниновым Евгением Евгеньевичем, исполнительным директором НО БФНМ, Заслуженным учителем РФ, к.п.н.

Данный материал составлен на основе вебинара Арцева Михаила Николаевича и Шестернина Евгения Евгеньевича «Организация учебно-исследовательской деятельности школьников»

https://www.youtube.com/watch?v=-oBPC0ueQJ8&feature=youtu.b
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо за полезный материал, Ирина Геннадьевна!

17 April 2019

Благодарю за отзыв!

17 April 2019

Спасибо, Ирина Геннадьевна! Всё чётко прописано о проекте и исследовательской работе. Уточнение. В конце каждой работы пишутся рекомендации. Например: представить широкой аудитории, продолжить работу и т.д.

17 April 2019

Спасибо за уточнение!

17 April 2019

Похожие публикации