Методические рекомендации по организации здоровьесберегающей деятельности в образовательных учреждениях
резкое снижение жизненного уровня в стране в сочетании с социальной нестабильностью;
обострение экологических проблем;
интенсификация учебного процесса;
несоблюдение элементарных физиолого-гигиенических требований к организации учебного процесса;
недостаточная подготовка педагогов в вопросах развития и охраны здоровья;
массовое распространение среди подростков вредных привычек;
отсутствие системы в работе по формированию здорового образа жизни.
Необходимость организации системы здоровьесберегающей деятельности в образовательном учреждении заключается, прежде всего, в том, что она ориентирована на решение проблем, устранение которых в сумме может дать максимально возможный полезный эффект не только в оздоровлении учащихся и учителей, но и реализации основной цели -повышении качества образования.
Здоровьесберегающая деятельность образовательного учреждения должна быть направлена на выполнение гигиенических рекомендаций по оптимизации условий обучения и образа жизни детей и подростков. Это, в первую очередь, использование управляемых факторов, не требующих дополнительных финансовых затрат:
использование эффективных методов обучения;
реальная разгрузка содержания общего образования;
повышение удельного веса и качества занятий физической культурой;
улучшение организации питания обучающихся в образовательных учреждениях;
рационализация досуговой деятельности, каникулярного времени и летнего отдыха детей и молодежи.
Комплексная работа по сохранению и укреплению здоровья школьников в каждом образовательном учреждении формируется в зависимости от актуальных задач, условий, потребностей и возможностей данного учреждения, выявленных в ходе анализа этой деятельности по 10 основным параметрам:
1. Материально-технические условия:
соответствие здания и оборудования требованиям, включая классные помещения, рекреации, туалеты, школьную мебель и т. д.;
требования к освещенности классных помещений;
организация занятий (в одну/две смены);
спортивный зал (спортивный инвентарь), спортивная площадка;
школьная столовая;
соответствие школьного здания и школьной территории требованиям техники безопасности.
2. Кадровое обеспечение:
Врач, медсестра, психолог, логопед, стоматолог.
3. Медицинское обслуживание:
медицинский кабинет,
стоматологический кабинет;
профилактические осмотры;
картотека детей, подлежащих диспансерному наблюдению; профилактика острых заболеваний; профилактика близорукости; коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата;
4. Двигательная активность и физическое развитие детей:
динамические паузы;
спортивные секции (охват учащихся);
• занятия лечебной физкультурой для детей, освобожденных от основного урока физкультуры по медицинским показателям;
• массовые физкультурно-спортивные мероприятия.
5. Организация питания:
приготовление горячей пищи;
буфетная продукция;
сезонная дотация витаминов (пищевые добавки, регулярно свежие овощи и др.).
6. Учебные нагрузки:
расписание;
продолжительность уроков;
продолжительность перемен;
продолжительность учебной недели;
дозировка домашних заданий.
7. Обучение здоровому образу жизни:
Беседы, факультативы для девочек, мальчиков по вопросам гигиены, профилактики наркомании, табакокурения, алкоголизма или другим актуальным проблемам.
8. Превентивные меры:
запрет употребления спиртных напитков и курения;
запрет употребления и распространения наркотических веществ;
контроль пропусков уроков;
наличие учащихся, состоящих на учете в Комиссии по делам несовершеннолетних;
профилактика травматизма;
профилактика ДТП.
9. Педагогический коллектив:
профилактические осмотры (1 раз в год);
участие в оздоровительных, профилактических мероприятиях.
10. Взаимоотношения с родителями:
беседы, родительские собрания, направленные на содействие укреплению здоровья;
участие в оздоровительных, профилактических мероприятиях;
индивидуальная работа.
Приоритетными направлениями здоровьесберегаюшей деятельности образовательных учреждений являются:
Учебно-воспитательная работа:
соблюдение режима учебных занятий и самостоятельной работы учащихся разных возрастных групп;
организация ступенчатого режима повышения учебной нагрузки для учащихся первых классов с целью облегчения адаптации к новым условиям;
составление расписания в соответствии с гигиеническими требованиями;
строгое регламентирование количества и длительности факультативных занятий для детей, желающих углубить свои знания по отдельным предметам;
создание условий для развития индивидуальных способностей и отдыха по интересам;
контроль над правильностью использования технических средств обучения;
организация перемен и длительной динамической паузы с обязательным пребыванием на открытом воздухе;
организация перемен, создание условий, способствующих оптимальному двигательному режиму учащихся разных возрастных групп.
Диагностическая работа:
осуществление медико-педагогического мониторинга учащихся (плановое проведение медосмотров для выявления отклонений в самочувствии и здоровья учащихся с целью дальнейшей корректировки и предупреждения обострений);
• выяснение роли природно-климатических, биологических
(наследственных) и социально-экономических условий и факторов в
процессе формирования личностных качеств и здоровья учащихся;
• создание "паспорта здоровья" учащегося с целью определения условий для оптимальной работоспособности и жизнедеятельности;
осуществление контроля соблюдения норм учебной нагрузки (дневной, недельной, годовой);
проведение оценки степени трудности новых учебных программ и методов обучения с целью адаптации их к функциональным возможностям учащихся разных возрастных групп;
анализ результатов медицинских исследований и ознакомление всего педагогического коллектива с конечными результатами медицинских осмотров и профилактических мероприятий.
Профилактическая и коррекционная работа:
формирование, сохранение и корректировка здоровья учащихся и педагогов;
мониторинг санитарного состояния учебного помещения (отопление, вентиляция, освещенность, водоснабжение, канализация);
контроль над техническим состоянием электрооборудования, соблюдением правил его эксплуатации;
контроль состояния рабочей мебели (ученические столы, стулья, классные доски, шкафы), а также соответствием ее возрастным характеристикам;
контроль над недопустимостью использования вредных для здоровья строительных материалов и красок в процессе ремонта классных комнат и всего помещения школы;
оснащение, необходимым сантехническим оборудованием туалетов, учитывая разность возрастного контингента учащихся;
оснащение медицинского и стоматологического кабинетов оборудованием, лекарственными препаратами и дезинфицирующими средствами;
контроль пищевого рациона (достаточность, сбалансированность, правильное сочетание продуктов),
Опытно-экспериментальная и научно-методическая работа:
повышение грамотности учителей, формирование их готовности к работе по сохранению и укреплению здоровья учащихся;
скорейшее внедрение результатов научных достижений в области экологии, медицины, психологии, касающихся охраны и укрепления здоровья учащихся и учителей, в практику образовательного процесса;
научное исследование уже имеющихся авторских учебных программ и пособий с целью внедрения оптимальных для школы программ в образовательный процесс;
контроль над недопустимостью использования в отношении учащихся и учителей непроверенных оздоровительных систем и методов;
разработка новых авторских программ, методик и методов для учащихся младших, средних и старших классов; экспериментальное внедрение и анализ полученных результатов;
проведение экспертизы всех используемых в образовательном процессе программ, методов воспитания и обучения, оздоровительных мероприятий с целью изучения влияния на самочувствие и здоровье учащихся;
Информационно-просветительская работа:
использование различных форм массовой пропаганды здорового образа жизни (выступления по школьному радио, публикации в газете, организация лекций, семинаров, проведение «Дней здоровья»);
использование наглядной агитации (выпуск стенгазет, оформление уголков здоровья в классных комнатах) и воспитание учащихся личным примером (привлекательность внешнего вида, доброжелательность в общении, забота о собственном здоровье, занятия спортом, отказ от вредных привычек);
осуществление профориентации школьников с учетом состояния здоровья и психофизических особенностей каждого ученика.
Схема экспертного анализа здоровьесберегающей
деятельности образовательных учреждений