12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовал
Андрей Анатольевич Поштариков 1947
Россия, Калмыкия респ., Элиста
0

Методические рекомендации по организации здоровьесберегающей деятельности в образовательных учреждениях

В качестве приоритетов российской образовательной политики на современном этапе выдвинуты всесторонняя забота о сохранности жизни и здоровья, физическом развитии и воспитании детей, обеспечение образовательных условий, способствующих развитию и сохранению физического, психического и нравственного здоровья нации. Проблема здоровья учащихся вышла сегодня из разряда педагогических и обрела социальное значение. Среди причин, способствующих ухудшению здоровья учащихся мы, можем выделить:

резкое снижение жизненного уровня в стране в сочетании с социальной нестабильностью;

обострение экологических проблем;

интенсификация учебного процесса;

несоблюдение элементарных физиолого-гигиенических требований к организации учебного процесса;

недостаточная подготовка педагогов в вопросах развития и охраны здоровья;

массовое распространение среди подростков вредных привычек;

отсутствие системы в работе по формированию здорового образа жизни.

Необходимость организации системы здоровьесберегающей деятельности в образовательном учреждении заключается, прежде всего, в том, что она ориентирована на решение проблем, устранение которых в сумме может дать максимально возможный полезный эффект не только в оздоровлении учащихся и учителей, но и реализации основной цели -повышении качества образования.

Здоровьесберегающая деятельность образовательного учреждения должна быть направлена на выполнение гигиенических рекомендаций по оптимизации условий обучения и образа жизни детей и подростков. Это, в первую очередь, использование управляемых факторов, не требующих дополнительных финансовых затрат:

использование эффективных методов обучения;

реальная разгрузка содержания общего образования;

повышение удельного веса и качества занятий физической культурой;

улучшение организации питания обучающихся в образовательных учреждениях;

рационализация досуговой деятельности, каникулярного времени и летнего отдыха детей и молодежи.

Комплексная работа по сохранению и укреплению здоровья школьников в каждом образовательном учреждении формируется в зависимости от актуальных задач, условий, потребностей и возможностей данного учреждения, выявленных в ходе анализа этой деятельности по 10 основным параметрам:

1. Материально-технические условия:

соответствие здания и оборудования требованиям, включая классные помещения, рекреации, туалеты, школьную мебель и т. д.;

требования к освещенности классных помещений;

организация занятий (в одну/две смены);

спортивный зал (спортивный инвентарь), спортивная площадка;

школьная столовая;

соответствие школьного здания и школьной территории требованиям техники безопасности.

2. Кадровое обеспечение:

Врач, медсестра, психолог, логопед, стоматолог.

3. Медицинское обслуживание:

медицинский кабинет,

стоматологический кабинет;

профилактические осмотры;

картотека детей, подлежащих диспансерному наблюдению; профилактика острых заболеваний; профилактика близорукости; коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата;

4. Двигательная активность и физическое развитие детей:

динамические паузы;

спортивные секции (охват учащихся);

занятия лечебной физкультурой для детей, освобожденных от основного урока физкультуры по медицинским показателям;

массовые физкультурно-спортивные мероприятия.

5. Организация питания:

приготовление горячей пищи;

буфетная продукция;

сезонная дотация витаминов (пищевые добавки, регулярно свежие овощи и др.).

6. Учебные нагрузки:

расписание;

продолжительность уроков;

продолжительность перемен;

продолжительность учебной недели;

дозировка домашних заданий.

7. Обучение здоровому образу жизни:

Беседы, факультативы для девочек, мальчиков по вопросам гигиены, профилактики наркомании, табакокурения, алкоголизма или другим актуальным проблемам.

8. Превентивные меры:

запрет употребления спиртных напитков и курения;

запрет употребления и распространения наркотических веществ;

контроль пропусков уроков;

наличие учащихся, состоящих на учете в Комиссии по делам несовершеннолетних;

профилактика травматизма;

профилактика ДТП.

9. Педагогический коллектив:

профилактические осмотры (1 раз в год);

участие в оздоровительных, профилактических мероприятиях.

10. Взаимоотношения с родителями:

беседы, родительские собрания, направленные на содействие укреплению здоровья;

участие в оздоровительных, профилактических мероприятиях;

индивидуальная работа.

Приоритетными направлениями здоровьесберегаюшей деятельности образовательных учреждений являются:

Учебно-воспитательная работа:

соблюдение режима учебных занятий и самостоятельной работы учащихся разных возрастных групп;

организация ступенчатого режима повышения учебной нагрузки для учащихся первых классов с целью облегчения адаптации к новым условиям;

составление расписания в соответствии с гигиеническими требованиями;

строгое регламентирование количества и длительности факультативных занятий для детей, желающих углубить свои знания по отдельным предметам;

создание условий для развития индивидуальных способностей и отдыха по интересам;

контроль над правильностью использования технических средств обучения;

организация перемен и длительной динамической паузы с обязательным пребыванием на открытом воздухе;

организация перемен, создание условий, способствующих оптимальному двигательному режиму учащихся разных возрастных групп.

Диагностическая работа:

осуществление медико-педагогического мониторинга учащихся (плановое проведение медосмотров для выявления отклонений в самочувствии и здоровья учащихся с целью дальнейшей корректировки и предупреждения обострений);

выяснение роли природно-климатических, биологических
(наследственных) и социально-экономических условий и факторов в
процессе формирования личностных качеств и здоровья учащихся;

создание "паспорта здоровья" учащегося с целью определения условий для оптимальной работоспособности и жизнедеятельности;

осуществление контроля соблюдения норм учебной нагрузки (дневной, недельной, годовой);

проведение оценки степени трудности новых учебных программ и методов обучения с целью адаптации их к функциональным возможностям учащихся разных возрастных групп;

анализ результатов медицинских исследований и ознакомление всего педагогического коллектива с конечными результатами медицинских осмотров и профилактических мероприятий.

Профилактическая и коррекционная работа:

формирование, сохранение и корректировка здоровья учащихся и педагогов;

мониторинг санитарного состояния учебного помещения (отопление, вентиляция, освещенность, водоснабжение, канализация);

контроль над техническим состоянием электрооборудования, соблюдением правил его эксплуатации;

контроль состояния рабочей мебели (ученические столы, стулья, классные доски, шкафы), а также соответствием ее возрастным характеристикам;

контроль над недопустимостью использования вредных для здоровья строительных материалов и красок в процессе ремонта классных комнат и всего помещения школы;

оснащение, необходимым сантехническим оборудованием туалетов, учитывая разность возрастного контингента учащихся;

оснащение медицинского и стоматологического кабинетов оборудованием, лекарственными препаратами и дезинфицирующими средствами;

контроль пищевого рациона (достаточность, сбалансированность, правильное сочетание продуктов),

Опытно-экспериментальная и научно-методическая работа:

повышение грамотности учителей, формирование их готовности к работе по сохранению и укреплению здоровья учащихся;

скорейшее внедрение результатов научных достижений в области экологии, медицины, психологии, касающихся охраны и укрепления здоровья учащихся и учителей, в практику образовательного процесса;

научное исследование уже имеющихся авторских учебных программ и пособий с целью внедрения оптимальных для школы программ в образовательный процесс;

контроль над недопустимостью использования в отношении учащихся и учителей непроверенных оздоровительных систем и методов;

разработка новых авторских программ, методик и методов для учащихся младших, средних и старших классов; экспериментальное внедрение и анализ полученных результатов;

проведение экспертизы всех используемых в образовательном процессе программ, методов воспитания и обучения, оздоровительных мероприятий с целью изучения влияния на самочувствие и здоровье учащихся;

Информационно-просветительская работа:

использование различных форм массовой пропаганды здорового образа жизни (выступления по школьному радио, публикации в газете, организация лекций, семинаров, проведение «Дней здоровья»);

использование наглядной агитации (выпуск стенгазет, оформление уголков здоровья в классных комнатах) и воспитание учащихся личным примером (привлекательность внешнего вида, доброжелательность в общении, забота о собственном здоровье, занятия спортом, отказ от вредных привычек);

осуществление профориентации школьников с учетом состояния здоровья и психофизических особенностей каждого ученика.

Схема экспертного анализа здоровьесберегающей

деятельности образовательных учреждений

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.