12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Полякова Татьяна Михайловна81
Россия, Тамбовская обл., Мичуринск
Материал размещён в группе «Логопеды школ, садов и центров»

 «Создание здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении»

«Основным признаком здоровья является уровень адаптации организма к условиям внешней среды, физическим и психоэмоциональным нагрузкам».

В. И. Дубровский   

  Наблюдающееся в последние годы значительное ухудшение здоровья населения России, особенно детей, стало общегосударственной проблемой. Известно, что здоровые привычки формируются с самого раннего возраста ребёнка, поэтому, если мы научим их ценить, беречь и укреплять своё здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровыми развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.

  Исследования последних лет показывает, что около 25-30% детей, приходящих в 1-е классы, имеют те или иные отклонения состоянии здоровья. Здоровье ребёнка можно считать нормой, если он: умеет преодолевать усталость (физический аспект здоровья); проявляет хорошие умственные способности, любознательность (интеллектуальны аспект); честен, самокритичен (нравственное здоровье); коммуникабелен (социальное здоровье); уравновешен (эмоциональный аспект здоровья). Поэтому сейчас и возникло особое направление в педагогике: «педагогика оздоровления». В основе оздоровления лежат представления о здоровом ребёнке, который является практически достижимой нормой детского развития. Подготовка к здоровому образу жизни ребёнка на основе здоровьесберегающих  технологий в работе ГПД должна стать приоритетным направлением. В связи с этим в своей работе воспитатель должен применять разные методы и приёмы здоровьесберегающего обучения.

  Оптимальное сочетание специфических и общепедагогических методов в соответствии с методическими принципами может обеспечить успешную реализацию комплекса задач здоровьесберегающих  образовательных технологий  обучения.

  Воспитатель обязан отдельные подходы объединить в единое целое, только тогда можно рассчитывать на то, что будет сформировано здоровьобразовательное пространство, реализующее идеи здоровьесберегающей педагогики.

  Цель здоровьесберегающих технологий в работе ГПД – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период воспитания и обучения в школе. Сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни. Научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Огромное влияние на развитие умственной работоспособности младших школьников оказывает уровень физического развития и состояние здоровья.

  Регулировать двигательную деятельность надо с учётом возрастных особенностей детей и динамики физической подготовленности школьника. Установлено, что построение продлённого дня без учёта возрастных особенностей детей, даже при внедрении всех форм оздоровительно-физкультурной работе приводит к выраженному утомлению учащихся в течении учебного дня, недели , года. Это, в свою очередь, вызывает неблагоприятные сдвиги в функциональном состоянии различных органов и систем. Рациональный режим предусматривает чёткое чередование различных видов деятельности и отдыха детей в группе и строгую регламентацию разных видов деятельности:

·          Двигательная активность (тесно связаны между собой увеличение двигательной активности, роль грудной клетки в дыхательных движениях и развитие осанки ребёнка).

·          Соблюдение правил личной гигиены (воспитатель устанавливает последовательный контроль за чистотой и опрятностью учащихся; правилами умывания и уходом за телом, простейшими приёмами самостоятельного ухода за одеждой и обувью).

·          Дыхательные упражнения и разучивание скороговорок. Огромное значение для здоровья имеет правильное дыхание. От дыхания зависит нормальное снабжение крови кислородом, а так же ритм работы сердца. Даже незначительный недостаток кислорода снижает работоспособность мозга и вызывает головную боль.

·          Закаливание (эффективное средство при профилактике простудных заболеваний).

·          Психофизическая тренировка (Правильное общее расслабление мышц связано с ощущением отдыха, сочетаемый с правильным дыханием, восстанавливает силы и работоспособность. Упражнения на расслабление помогают детям отдохнуть, успокоиться и сосредоточиться.)

  Идеи педагогики оздоровления подводят воспитателя к использованию в своей работе нестандартных занятий в группе продлённого дня:

·          занятия-игры

·          занятия творчества

·          театрализованные занятия

·          занятия-аукционы

·          занятия-соревнования

·          занятия взаимообщения учащихся

·          занятия- концерты

·          занятия-экскурсии

  И в заключении можно с уверенностью утверждать, что именно педагог должен сделать для здоровья ученика больше, чем врач. Педагог обязан работать так, чтобы обучение детей в школе не наносило ущерба здоровью школьника.

  Почаще предлагайте учащимся показать радость и удовольствие и усталости как не бывало.

 

Используемая литература:

 Павлова М. А. «Формирование здорового образа жизни у младших школьников».

Ковалько В. И.  «Здоровьесберегающие технологии»

Антропова М. В. «Физическое развитие ребенка»

Антропова М. В. «Режим дня, работоспособность и состояние здоровья школьников».

Дьяченко В. К. «Сотрудничество в обучении».

Опубликовано в группе «Логопеды школ, садов и центров»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.