Анализ «Организация деятельности школьной службы примирения в образовательном учреждении»

5
0
Материал опубликован 29 August 2017 в группе

Опыт работы по организации деятельности школьной службы примирения в образовательном учреждении.

Современное поколение школьников отличается повышенным уровнем конфликтности, что подтверждается многочисленными исследованиями педагогов и психологов, так и мы с вами можем отметить рост конфликтов среди одноклассников, между родителями и педагогами, между обучающимися и учителями. Однако, большую опасность представляют конфликты в подростковой среде. Решая конфликтные ситуации, дети проявляют агрессию, конфронтацию, противоправные действия.

Между тем, практика показывает, что межличностное взаимодействие в ситуациях конфликта вызывает затруднения у подростков, в их отношениях преобладают деструктивные тенденции. Зачастую вместо анализа проблемы и поиска оптимальных путей ее решения подросток пытается интенсивным способом повлиять на объект противоречия и производит действия, ведущие к эскалации конфликта. Это связано, прежде всего, с недостатком коммуникативной и социальной компетентности подростков.

«Служба примирения - это новая технология решения конфликтных ситуаций в школе с привлечением детей-медиаторов». Она создает условия «не карательного, а конструктивного разрешения конфликтов». «Это форма социально-психологической помощи всем участникам образовательного процесса в конфликтах, тяжелых жизненных ситуациях, случаях правонарушений обучающихся».

Примирительным процедурам, в последние несколько лет, уделяется особое внимание. Важность таких разработок высказывается руководителями высших органов государственной власти, в частности Председателя Высшего Арбитражного суда Российской Федерации В. Ф. Яковлева. [ Он заявляет, что «примирительные процедуры являются приоритетным направлением при решении конфликтных ситуаций». Были приняты нормативно правовые акты: ФЗ от 27.07.2010 № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» ; ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием примирительных процедур» .

Говоря о школьной среде, следует заметить, что правила школьного обустройства таковы, что не способствуют формированию позитивного решения конфликта, не обучают детей справляться с конфликтными ситуациями. Это обусловлено целым рядом причин: загруженностью педагогов, отсутствие у педагогов достаточного опыта и психологических знаний в области конфликта, административное давление, замалчивание конфликтных ситуаций. Разговаривая с педагогами, мы часто слышим: «они сами разберутся», «мы внутри класса, сами решим», «нам не нужна посторонняя помощь», «сами виноваты», «пусть родители разбираются», «оба виноваты и поэтому надо мириться». Те способы решения конфликтов, которые общеприняты, не формируют у подростков навыков решения проблемы. Как правило, такими формами становятся: классные часы, педсоветы, советы профилактики, вызов родителей в школу, угроза наказанием, отлучение от занятий, и как следствие общее непонимание нужд и потребностей подростка, уход его в асоциальные «субкультуры», «девиантные формы поведения».

Все виды деятельности в образовательной организации подчинены определенным принципам, которые формируются в результате представлений участников процесса об этике организации взаимодействия. Есть принципы педагогики, принципы психологии. Так же и у медиации есть принципы, на основе которых построен весь процесс и без соблюдения коих невозможна данная деятельность. Принципы медиации закреплены в Федеральном законе № 193-ФЗ в «Стандартах восстановительной медиации». При этом медиация рассматривается как деятельность, чем изначально формируют соответствие новым стандартам образования.

«Медиация» - способ разрешения споров мирным путем на основе выработки сторонами спора взаимоприемлемого решения при содействии нейтрального и независимого лица – медиатора». 

В рамках образовательного организации и при работе с подростками следует добавить принципы ювенальной юстиции: исцеление жертвы, возмещение ущерба самим нарушителем, активное участие общества в разрешении ситуации, нормализация отношений, преодоление вражды, включение сообщества в нормализацию отношений, приоритет охранительной функции над функцией наказания, учет условий жизни ребенка, приведших его к правонарушению, учет личности ребенка» . В образовательной сфере важно применять медиацию не только как процедуру примирения, но и как воспитательный подход. 

«Школьная служба примирения (медиации)» рассматривается нами как педагогическое и детское объединение. Работает она параллельно с «Комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений» (статья 45 закона № 273-ФЗ). У этих структурных подразделения образовательного организации разные функции. Комиссия может принимать решения о дисциплинарном взыскании, которое обязательно к исполнению. А «Школьная служба примирения (медиации)» ориентирована на восстановительные практики, результатом которых становится выработка сторонами решений и их самостоятельное и добровольное исполнение. Данный принцип зафиксирован в «Стандартах восстановительной медиации». Важно отметить, что «Школьная служба примирения (медиации) не проводит расследования по конфликтным делам, а действует только на принципе добровольности. При этом результаты работы службы могут быть учтены комиссией при вынесении решения. Либо Комиссия может направлять заявки в «Школьную службу примирения (медиации)». Важнейшим результатом восстановительной медиации являются восстановительные действия (извинение, прощение, стремление искренне загладить причиненный вред), т.е. такие действия, которые помогают исправить последствия конфликтов или криминальной ситуации. Не менее важным результатом медиации может быть соглашение или примирительный договор, передаваемый в орган, направивший на медиацию. Примирительный договор (соглашение) может учитываться данным органом при принятии решения о дальнейших действиях в отношении участников ситуации.

 

В практике нашей образовательной организации в «Школьную службу примирения (медиации)» входят обучающиеся 7 – 11 классов, прошедшие обучение проведению примирительных программ; руководитель службы, на которого приказом директора школы возлагаются обязанности по руководству «Школьной службой примирения (медиации)», педагог-психолог . Данный специалист прошел профессиональное обучение в КОИРо г. Костромы и получил свидетельство о повышении квалификации. В его обязанности входит общее руководство службой, поддержание взаимодействия с профессиональным сообществом, распространение идей восстановительного подхода, проведение процедуры медиации. Особое внимание уделяется подготовке учащихся к ситуации разрешения конфликта. Набор учащихся в состав Школьной службы примирения осуществляется на добровольной основе, то есть в деятельности службы примирения участвуют те обучающиеся, которые разделяют принципы восстановительного подхода и желают заниматься данной деятельностью и прошедшие голосования ; из выдвинутых кандидатов в ШСП выбираются, наиболее авторитетные в общешкольном коллективе и кому готовы доверить свои проблемы.

Проведенный социологический опрос подростков выявил, что готовы поделиться проблемами ( диаграмма)

- с родителями -40 %

- с классным руководителем- 20 %

- с друзьями или товарищами по классу- 35%

- ни с кем- 5%

Как видим,35% на друзей и товарищей по классу возлагают надежды на помощь в трудной ситуации.

Поэтому на стенде ШСП имеется информация когда , к кому и в какое время можно обратится за помощью . В фойе школы висит ящик для обращений.( фото)

Заметим, что не все обучающиеся проводят процедуру медиации, есть дети, которые выполняют сопровождающие функции: выпуск газеты, изготовление буклетов, распространение идей восстановительного правосудия, создание презентаций и так далее. ( слайд)

Но чтобы стать медиатором не достаточно только получить специальное образование, необходимо иметь высокие моральные качества, не быть заинтересованным в позиции одной из сторон, то есть быть беспристрастным, не иметь материальной выгоды, соблюдать принципы нейтральности, добровольности и конфиденциальности. Необходимо уважительно относиться к людям, уметь анализировать и оценивать свою практику, стремиться вносить свой вклад в общее дело, уметь делиться опытом, осуществлять распространение идей восстановительного примирения, содействовать улучшению отношений в школе. Конечно, быть авторитетом среди сверстников, иметь лидерские качества и хорошие коммуникативные способности, чтобы выбирать и применять техники ведения диалога. Медиатору необходимо научиться вступать в контакт с разными людьми; определять нужды клиента; создавать условия для восстановления способности людей понимать друг друга и договариваться о приемлемых для них и общества вариантах решения конфликта; способствовать мирному разрешению ситуации. 

С нашей точки зрения, медиатор в российской школе должен быть не узкоспециализированным специалистом-конфликтологом, а скорее человеком, поддерживающим принципы и ценности восстановительной медиации, учитывающим воспитательное воздействие школьной медиации» .

«Школьная служба примирения (медиации)» как волонтерская детско-взрослая организация снижает карательные методы воздействия, формирует благоприятную школьную среду через детей посредников, формируется толерантное отношение ко всем участникам образовательного процесса, развивается взаимодействие на основе коммуникации, понимания и ответственного поведения. В такой организации работают принципы равенства взрослых и учащихся, появляется возможность школьного самоуправления. Подростки приобщаются к взрослым социально-приемлемым формам поведения. Следует обратить внимание, что участие детей увеличивает спектр тех случаев, в которых возможно примирение, ведь не вся информация доходит до взрослых, некоторые конфликты так и остаются в среде сверстников.

Ребенок проводит в школе большую часть своего времени, на протяжении девяти или одиннадцати лет ежедневно он возвращается в школьную среду. От успешности этой школьной среды будет зависеть очень многое в дальнейшей жизни этого человека. А если конфликт? Ребенок не желает идти в школу. Отношения со сверстниками испорчены. Дружить не с кем. Ребенок чувствует себя отверженным. Что делать в этой ситуации? Создание «Школьной службы примирения (медиации) именно на такие конфликты и направлено. Сверстники, обладающие достаточным авторитетом, могут поддержать, помочь наладить отношения, научить общаться правильно, повысить статус. Но не с позиции силы, по принципы «я твой покровитель», а с позиции конструктивных форм общения.


 

Оформление газеты.

Раздача буклетов.


 


 


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.