Методические рекомендации по организационному моменту урока
Начало урока – один из важнейших его моментов. Удачный оргмомент концентрирует внимание на ПРЕПОДАВАТЕЛЕ, потом на ПРЕДМЕТЕ, НА ТЕМЕ и ЗАДАЧАХ УРОКА. Сколько бы мы ни говорили об объективизации процесса обучения, студенты воспринимают учебный материал через преподавателя, опосредованно, и в том объеме и под тем углом зрения, которым ПЕДАГОГ владеет.
Организационный момент занятия может быть таким: «Так, народ, все сели, замолчали, слушаем новую тему»; «все садимся, мои хорошие»; «так, садимся, показываем домашнее задание» (пройтись по классу, посмотреть); «садитесь, начинаем слушать и записывать»; « садимся, начинаем занятие»… если педагог ориентируется, прежде всего, на ОСОЗНАННОЕ и ОТВЕТСТВЕННОЕ отношение к учебе. С высокомотивированными студентами этого достаточно, но не всегда…
Способов провести орг.момент результативно на основе непроизвольного интереса – множество. Но условия возникновения непроизвольного внимания преподаватель должен умело «смастерить».
Проверенный временем советский способ – громко хлопнуть журналом об стол, и командирским голосом что-либо приказать «Встали!», «Закрыли рты!», «Хватит болтать!», «Приготовились к уроку!». На самом деле хватит любой из этих фраз, произнесенных с соответствующим настроем. Но партнерские отношения на уроке в таком случае ИСКЛЮЧЕНЫ.
Способ ЗАТРАТНЫЙ, ТРЕБУЮЩИХ БОЛЬШИХ УСИЛИЙ И ВРЕМЕНИ, зато ЭФФЕКТИВНЫЙ: урок начинаем с ЭПИГРАФА к уроку или ВЫСКАЗЫВАНИЯ ВЫДАЮЩИХСЯ ЛЮДЕЙ, относящихся к теме урока. Вы достигаете как минимум трех результатов: первичное внимание собрано на вас, удивленно-уважительная заинтересованность свидетельствует, что авторитет ваш (здесь и сейчас) усилился, и студентов легче вовлечь в работу на уроке.
Третий по списку способ: начать урок с эмоционально насыщенного описания какого-либо случая, примера из жизни (естественно связанного с темой урока). Студенты, вникая постепенно, настороженно слушают и недоумевают: вроде история, а должна быть тема урока… Возникает чувство противоречия – «должна быть история. Пусть будет!» Внимание СОБРАНО, цель достигнута.
Если начинать урок с оглашения оценок за предыдущую контрольную работу, с «разбора полетов», то НЕ РАССЧИТЫВАЙТЕ на произвольное внимание у студентов: секундный интерес – как у меня? – сменяется рассредоточением и непроизвольным переключением на что-либо более приятное: плюнуть в соседа жеваной бумажкой из трубочки – продолжить жить переменкой.
Методы построения орг.момента лучше менять, не повторяя их часто в одной и той же группе. Опытный педагог «чувствует» группу в начале урока практически сразу, но и заготовки никогда не повредят. А удачное начало урока – уже половина успеха.
Существует еще одна педагогическая заповедь в отношениях со студентами: "БЫЛО И ПРОШЛО", "КТО СТАРОЕ ПОМЯНЕТ..." Память на ЗЛЫЕ ВЫХОДКИ, НЕАДЕКВАТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ, СОЗНАТЕЛЬНОЕ НАРУШЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ - ИГРАЕТ ЗЛУЮ ШУТКУ, настраивая преподавателя на продолжение конфликта.
ПОМНИТЕ, ЧТО КАЖДЫЙ ДЕНЬ, КАЖДЫЙ УРОК - ЭТО НОВАЯ СТРАНИЦА В ВАШЕЙ ЖИЗНИ И ЖИЗНИ ВАШИХ СТУДЕНТОВ.
Несколько примеров орг.момента урока:
1. Преподаватель в начале урока высказывает добрые пожелания студентам, предлагает пожелать друг другу удачи
2. - Давайте наш урок начнем с пожелания друг другу добра.
Я желаю тебе добра, ты желаешь мне добра, мы желаем друг другу добра. Если будет трудно - я тебе помогу.
- Я рада, что у нас отличное настроение. Надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно.
3. - Человеческая доброта - самое удивительное явление в мире. Попробуйте с помощью улыбки передать своё настроение. Я вижу, настроение у вас хорошее, деловое, итак, за работу!
4. - Ребята, вы хотели бы найти клад? А что это такое?
- Клад - это богатство, деньги, золото.
- Правильно. Но есть на земле вещи гораздо ценнее золота и денег. Их нельзя потратить, с годами их становится все больше. Это - знания. Именно за таким кладом мы сегодня отправимся. Нас ждут трудности и опасности, но мы с ними обязательно справимся. Итак, в путь!
УДАЧИ!!!
КГУ «КОЛЛЕДЖ ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА И СЕРВИСА»
ШКОЛА МОЛОДОГО ПЕДАГОГА
«КАК ПРАВИЛЬНО НАЧАТЬ УРОК»
(рекомендации молодым преподавателям)