Методические рекомендации по подготовке к квалификационному экзамену по профессиональному модуля ПМ 04. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих (оператор ЭВМ) специальности 10.02.05 Обеспечение информационной безопасности автоматизированных систем

1
0
Материал опубликован 14 September

Родионова Ангелина Анатольевна

Преподаватель

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Международный центр компетенций — Казанский техникум информационных технологий и связи» (ГАПОУ «МЦК-КТИТС»)

г. Казань


Методические рекомендации по подготовке к квалификационному экзамену по профессиональному модуля ПМ 04. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих (оператор ЭВМ) специальности 10.02.05 Обеспечение информационной безопасности автоматизированных систем


Общие положения

Методические рекомендации предназначены для студентов СПО по направлению подготовки 10.02.05 Обеспечение информационной безопасности автоматизированных систем.

Цель экзамена — определить соответствие полученных знаний, умений и навыков программе профессионального обучения и установить на этой основе лицам, прошедшим профессиональное обучение, квалификационные разряды, классы, категории по соответствующим профессиям рабочих и должностям служащих.

Квалификационный экзамен включает в себя практическую квалификационную работу и проверку теоретических знаний в пределах квалификационных требований, указанных в квалификационных справочниках и (или) профессиональных стандартах.

К проведению экзамена привлекаются представители работодателей и их объединений.

Компетенции обучающихся формируемые в результате экзамена

В рамках проведения квалификационного экзамена профессионального модуля ПМ 04. ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ ПО ОДНОЙ ИЛИ НЕСКОЛЬКИМ ПРОФЕССИЯМ РАБОЧИХ, ДОЛЖНОСТЯМ СЛУЖАЩИХ проверяются следующих компетенций:

Общих:

ОК 1. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам.

ОК 2. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.

ОК 3. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие.

ОК 4. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 5. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста.

ОК 6. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей.

ОК 9. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.

Профессиональных:

ПК 4.1. Осуществлять подготовку оборудования компьютерной системы к работе,

производить инсталляцию, настройку и обслуживание программного обеспечения

ПК 4.2. Создавать и управлять на персональном компьютере текстовыми документами, таблицами, презентациями и содержанием баз данных, работать в графических редакторах

ПК 4.3. Использовать ресурсы локальных вычислительных сетей, ресурсы технологий и сервисов Интернета

ПК 4.4. Обеспечивать применение средств защиты информации в компьютерной системе

Личностные результаты:

ЛР 4. Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям труда, осознающий ценность собственного труда. Стремящийся к формированию в сетевой среде личностно и профессионального конструктивного «цифрового следа».

ЛР 7 Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности.

ЛР 10 Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой безопасности, в том числе цифровой. участие в исследовательской и проектной работе;

ЛР 13. Демонстрирующий умение эффективно взаимодействовать в команде, вести диалог, в том числе с использованием средств коммуникации.

ЛР 14 Осознающий и выполняющий требования трудовой дисциплины

Подготовка и содержание экзамена

Экзаменационный материал представляет собой комплексное задание для проверки готовности студентов к решению профессиональных задач.

Структура билета.

Экзаменационный билет состоит из практического задания.

Методические рекомендации студенту по подготовке к экзамену

Для подготовки к экзамену разработаны методические указания, а также предоставляется файл Пример.xlsm в котором необходимо выполнить текущее задание.

При открытие указанного файла в нем находятся два Листа: Лист _ Исходные данные, Лист _Угрозы.

Задание: Используя предоставленные данные провести анализ статистических данных на листе Лист_Статистика согласно образцу Рис.1.

t1726310861aa.png

Рис 1. Результат выполнения экзаменационного билета

Ход выполнения работы.

На листе Лист _ Исходные данные (Рис.2) необходимо заполнить пустые значения столбца «Обнаруженные угрозы» значениями, расположенными выше.

t1726310861ab.png

Рис. 2 Заполнение столбца «Обнаруженные угрозы» данными

Для этого выделим столбик. Нажимаем кнопку на клавиатуре F5. В появившимся диалоговом окне нажимаем кнопку «Выделить», далее «Пустые ячейки», «ОК». Ячейки выделятся следующим образом (Рис. 3) .

t1726310861ac.png

Рис. 3 Выделение пустых ячеек

Затем переходим в строку форму и вводим = выделяем ячейку «А3». Нажимаем комбинацию Ctrl+Enter. В результате проделанных действий выделенные ячейки заполняются автоматически значениями из непустых ячеек выше. (Рис.4)

t1726310861ad.png

Рис 4. Результат автоматического заполнения ячеек

Переходим непосредственно к заданию по анализу статистических данных.

Шаг 1. Создадим новый лист. Назовем его «Статистика»

Шаг 2. Создадим заголовок листа «Статистика» объединив для этого диапазон ячеек A1:J1. Шрифт: Calibri. Кегль: 28 pt. Выравнивание: по центру.

Шаг 3. Объединим диапазон А2:В2 и укажем тип угрозы безопасности (в разбираемом примере пишем «Сетевые атаки»). Шрифт: Calibri. Кегль: 18 pt. Выравнивание: по центру.

Шаг 4. В объединениях диапазон А3:J3 введем комментарий: «Статистика по угрозам, обнаруженным компонентом "Защита от сетевых атак". Как правило к таким угрозам относятся программы, пытающиеся подобрать пароли брутфорсом*, сканеры портов, эксплойты** для различных уязвимостей и другие атаки.»

Данный комментарий имеет Шрифт: Calibri. Кегль: 11 pt. Выравнивание: по левому краю. (Все последующие данные также будут иметь начертание Шрифт: Calibri. Кегль: 11 pt ).

Следует обратить внимание на слова «брутфорсом*» и «эксплойты**» выделим их контрастным цветом. Для этих слов с помощью VBA будем создавать всплывающую подсказку (ВНИМАНИЕ! Не использовать примечание).

Шаг 5. Перейдем к созданию подсказки. Как видно из исходного образца (Рис 1.) в ячейках G2, H2 находятся * и **, что обозначает место обращения за расшифровкой понятий «брутфорсом*» и «эксплойты**» соответственно.

Задача: При выделение данных ячеек выводить в поле TextBox подсказку. При активации каких-либо других ячеек поле TextBox не активно.

Перейдем к решению данной задачи.

Откроем вкладку разработчик. Выберем объект TextBox из раздела «Элементы ActiveX» и расположим его согласно образцу (Рис 1.) .

Запустим VBA. Кнопка t1726310861ae.png . В открывшими окне зададим параметры для редактирования листа (Рис 5.).

t1726310861af.png

Рис 5. Вызов процедуры редактирования листа «Статистика»

При условие верно указанных параметров создастся процедура Private Sub Worksheet_SelectionChange(ByVal Target As Range). В данной процедуре будем работать с TextBox.

Изначально необходимо сделать TextBox не видимым, если не выделены ячейки, указанные выше. Для этого прописываем следующий код:

TextBox1.Visible = False

Далее создадим переменную в которой будем хранить данные о текущей выделенной ячейке. Пропишем следующих код:

a = ActiveCell.Address

Затем введем условие проверки активности ячейки и если выделена нужная нам ячейка пропишем код для вывода и заполнения TextBox (Рис 6.):

If a = "$H$2" Then TextBox1.Value = "Термин эксплойт описывает программу, фрагмент кода или даже некоторые данные, написанные хакером или создателем вредоносного ПО, которые предназначены для использования ошибки или уязвимости в приложении или операционной системе."

If a = "$H$2" Then TextBox1.Visible = True

Определения терминов прикреплены к заданию в текстовом документе «Термины». Вторая подсказка оформляется аналогичным способом в этой же процедуре.

* Для того чтобы текст в TextBox выводился в несколько строк необходимо поменять значение свойства MultLine на True.

t1726310861ag.png

Рис 7. При нажатии на ячейку $H$2 появляется определение понятия эксплойт

Шаг 6. Следующим этапом работы является создание сводной таблицы.

Выделяем таблицу на Листе_ Исходные данные (целиком) переходим на вкладку Вставка – Сводная таблица. В появившимся диалоговом окне выбираем: на существующий лист – указываем ячейку Статистика!$A$5.

Распределяем поля следующим образом (Рис 8):

t1726310861ah.png

Рис 8. Поля сводный таблицы

Получаем таблицу следившего вида (Рис. 9):

t1726310861ai.png

Рис 9. Сводная таблица

Шаг 7. Добавляем еще одни столбец Спартклайн. Добавляем спартклайны для каждой из строк (Рис 10.). Вставка - Спартклайн – График.

t1726310861aj.png

Рис 10. Спартклайн

Шаг 7. Добавляем еще одни столбец «Всего за период». Считаем значения построчно используя авто суммирование (Рис 11.).

t1726310861ak.png

Рис.11 Готовая сводная таблица

Шаг 8. Строим график (обычный) по диапазону ячеек оформляем согласно образцу. (Рис 12.)

t1726310861al.png

Рис 12. График «Количество уведомлений по дням»

Шаг 9. Далее приступаем к настройке поиска (функция ВПР). Заполняем ячейки. Заполняем ячейки G12:G16 согласно образцу. (Рис 13.)

t1726310861am.png

Рис. 13 Поля поиска

Шаг 10. Создаем выпадающий список в ячейке H:12. Для этого выделяем ячейку H:12, переходим на вкладку Данные – Проверка данных. В появившимся диалоговом окне указываем ссылку на Лист_Угрозы задаем диапазон со списком угроз (1 столбик). Рис. 14

t1726310861an.png

Рис 14. Выбор диапазона выпадающего списка

Шаг 11. Создаем поиск H13:H16 с использованием функции ВПР. Данные для ячейки H13 берутся с текущего листа (=ВПР(H12;A5:J10;10;ЛОЖЬ)). Для остальных H14-H16 с листа «Угрозы» (=ВПР(H12;Угрозы!A1:D5;3;ЛОЖЬ)).


Рекомендуемая литература

Анеликова, Л. А. Лабораторные работы по Excel : учебное пособие / Л. А. Анеликова. - Москва : СОЛОН-Пресс, 2020. - 112 с. - (Элективный курс. Профильное обучение). - ISBN 978-5-91359-257-6. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1227713 (дата обращения: 14.09.2024). – Режим доступа: по подписке.

Кравченко, Л. В. Практикум по Microsoft Office 2007 (Word, Excel, Access), PhotoShop : учебно-методическое пособие / Л.В. Кравченко. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2023. — 168 с. — (Среднее профессиональное образование). - ISBN 978-5-00091-008-5. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1876265 (дата обращения: 14.09.2024). – Режим доступа: по подписке.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации