Методические рекомендации по проведению семинарских занятий
КГКП «Семейский финансово-экономический колледж имени Рымбека Байсеитова» Управления образования Восточно – Казахстанской области
Методические рекомендации
по проведению семинарских занятий
Подготовлен преподавателем
Турсынгазиной Д.С.
2020-2021 учебный год
1. Роль преподавателя на семинарском занятии
В учебной практике сложились разнообразные аудиторные и внеаудиторные формы учебного процесса: лекции, семинары, консультации, зачеты, экзамены, курсовое и дипломное проектирование, практика, экскурсии, конкурсы студенческих работ.
Ни одна из форм не может быть признана универсальной, способной заменить другие. Формы находятся во взаимосвязи и логической последовательности.
Например, качество лекции определяется уровнем подготовки и проведения семинарского занятия.
Количественное соотношение форм обучения зависит от образовательных целей. На старших курсах возрастает роль семинаров и самостоятельной работы студентов.
Семинар – это групповое практическое занятие под руководством преподавателя, которое обеспечивает создание личных образовательных продуктов. В ходе практического занятия обучающихся закрепляет знания, учится стандартным процедурам и поисковой деятельности при решении задач и упражнений, учится точно и доказательно выражать свои мысли, вести дискуссию на языке конкретной науки.
Семинар получил свое название от латинского слова seminarium – рассадник. Семинары проводились в древнегреческих и римских школах, где сочетались диспуты, сообщения учащихся с комментариями и заключениями преподавателей. Впоследствии на кафедрах ученые организовали своеобразные школы для практического обучения студентов.
Как соотносится лекция и семинар?
Лекция – это логический «скелет» темы, а семинар – его «плоть». В лекции преподаватель самовыражается, а на семинарском занятии проявляет себя через обучающегося. Роль преподавателя на практическом занятии – это роль дирижера. Функции преподавателя на семинаре:
1) оказание помощи обучающимся при подготовке семинара – составление плана, подбор литературы, определение индивидуальных заданий;
2) анализ и оценка ответов обучающихся;
3) развитие навыков работы с текстом, решение стандартных и нестандартных задач;
4) использование различных методов обучения в соответствии с образовательными целями и опытом обучающихся;
5) создание дружелюбной, творческой атмосферы.
В учебном процессе семинар выполняет определенные функции, прежде всего – познавательную. Он ориентирован на получение знаний, на основе которых осуществляется самопознание человека, деятельностное отношение к природному и социальному миру, его преобразование. На семинаре обучающийся получает дополнительную информацию, углубляет, систематизирует, обобщает материал, учится вырабатывать ценностные суждения об идеях, решениях. Преподаватель должен научить обучающихся думать, рассуждать, логически мыслить, а не просто пересказывать текст.
Еще одна функция семинара – контрольная. Посредством педагогического контроля проверяются результаты обучения. Во время практического занятия определяется степень усвоения материала обучающимися. Семинар – это средство установления обратной связи между преподавателем и студентом.
К основным функциям семинара относится деятельностная. В процессе учебы обучающийся приобретает навыки ведения научной дискуссии, публичного выступления, личностного взаимодействия, что способствует эффективной работе группы. На семинаре обучающиеся вовлекаются в решение учебно-практических задач, проводят исследования.
2. Подготовка и поэтапное проведение семинара.
Преподаватель готовит группу к семинару и сам готовится. Чем более высокие образовательные цели ставит преподаватель, тем интенсивнее ему приходится работать. Активное и интерактивное обучение требует много времени для подготовки занятия. Распространенной формой занятий при изучении экономических дисциплин является вопросно-ответная форма.
В чем смысл подготовительной работы к семинару?
Для двухчасового занятия определяется несколько вопросов, как правило, не более четырех. Семинар может развивать вопросы лекции или включать дополнительные. Обучающемуся предлагается основная и дополнительная литература. Объем для изучения и конспектирования устанавливается преподавателем, он продумывает весь ход занятия, вопросы, варианты ответов, направленность дискуссии. Ему следует иметь свои варианты ответов в случае несогласия с аудиторией.
Первый этап состоит из вступительного слова преподавателя, где определяется цель, задачи, значимость темы, форма проведения занятия.
Второй этап – основное время семинарского занятия – предполагает обсуждение проблем темы. В арсенале преподавателя должны быть разнообразные вопросы, пробуждающие интерес к семинару. Это и информационные, и вызывающие дискуссию, и вопросы - подсказка. Педагог организует логические переходы от одного вопроса к другому.
Третий этап предполагает подведение итогов, обобщение результатов, исправление ошибок, оценку работы обучаемых. Форму проведения семинарского занятия определяет преподаватель. Выбор формы проведения зависит от образовательных целей, задач конкретной темы, индивидуального стиля преподавания, опыта студентов.
1. Распространенной формой является вопросно-ответная форма семинарского занятия в виде беседы.
2. Семинар-диспут ориентируется на обсуждение проблемных вопросов экономики, вопросов, имеющих многовариантные решения. Один вид дискуссии ориентируется на учебное знание, другой – на научное, когда существуют различные точки зрения, подходы к решению проблемы. Для организации дискуссии уместно использовать теорию спора.
3. В практике преподавания экономических дисциплин используется реферативная форма проведения семинара. Рефераты полезны по узким проблемам. Руководитель предлагает тему, литературу, предварительно знакомится с содержанием реферата, который затем представляется в устной форме. Требование к студенту – свободно владеть материалом. Преподаватель может прервать докладчика для обсуждения той или иной детали или идеи.
4. Семинарское занятие может пройти в форме письменного задания. Это может быть тестирование, вопросы с развернутыми ответами, сочинение. Вопросы с развернутыми ответами по сравнению с тестом дают студентам свободу при ответе, развивают логическую и языковую культуру, предлагают более глубокое рассмотрение той или иной проблемы. Однако письменные задания такого рода трудно оценивать. Для каждого из них предварительно разрабатывается модель подсчета баллов.
5. В образовательном процессе практикуется решение задач и упражнений. Следует давать полную самостоятельность студентам при решении задач. Если возникают общие для всей аудитории затруднения, задачи решают совместно. При объяснении новых задач преподавателю нужно показать алгоритм их решения на доске.
6. В последние годы при обучении экономическим дисциплинам все чаще используется деловая игра. Моделируется деятельность какого-нибудь социального института для решения реальной проблемы. На основе приобретенного опыта и развития личностных качеств формируются профессиональные навыки.
7. Некоторые преподаватели используют коллоквиум для проверки самостоятельной работы студентов. Студенту задается алгоритм, работа путем постановки вопросов по определенной теме.
Вопросы ориентируются не только на репродуктивную деятельность (Кто? Что? Сколько? Где? Когда?), но и на продуктивную (Почему? Чем объяснить? Как доказать?). На коллоквиуме проверяются и закрепляются знания – в диалоге, дискуссии и свободном обмене мнениями.
3. Критерии оценки качества семинарского занятия
Целенаправленность – умение сформулировать проблему, предложить для обсуждения узловые вопросы, точное знание цели семинарского занятия. Планирование семинара тесно взаимосвязано с его целью. Преподаватель предусматривает логические ступени в развитии вопроса, постепенно повышает сложность материала, продумывает взаимосвязь теоретического материала с практикой. Следует помнить, что однообразие примеров, задач утомляет аудиторию, снижает мыслительную активность студентов.
На практическом занятии должны соблюдаться ключевые принципы обучения: это индивидуальность, наглядность, доступность, сознательность и активность, систематичность, прочность, научность, связь теории с практикой. Все эти нормативные требования к процессу обучения взаимосвязаны.
Важный критерий оценки семинара – уровень взаимодействия в аудитории. Под взаимодействием понимаются отношения между преподавателем и обучающимся и между самими обучающимися. Если преподаватель выбирает роль транслятора знаний, то будет наблюдаться ограниченное взаимодействие, а если разработчика учебной среды, тренера, тогда занятие будет более оживленным, допускающим расширенное взаимодействие.
Важная характеристика занятия – моральная сторона – уважительное и неравнодушное отношение преподавателя к обучающимся и обучающихся к преподавателю. Если педагог – высококлассный специалист, хороший методист и партнер в обучении, умеет согласовывать интересы, снимать напряжение, вовремя включаться в обсуждение, то такого преподавателя студенты уважают и ценят.
Одно из назначений семинара – получение обратной связи. Поэтому убедительный, квалифицированный анализ выступлений обучающихся – важная составляющая семинарского занятия. Каждому студенту приятно быть замеченным и отмеченным. Это стимул к систематической и активной работе. Поэтому надо хвалить конкретно и адресно, а если критиковать, то сопереживая, подбадривая. Никогда не следует унижать человеческое достоинство.
В конце занятия обязательно обобщение знаний, умений и навыков, оценивание идей, решений, методов. Заключение должно быть квалифицированным, убедительным, обогащающим знания студентов.
Вопросы для самопроверки
1. Чем семинар отличается от лекции?
2. Какова роль преподавателя на семинарском занятии?
3. Сформулируйте функции семинара.
4. В чем состоит подготовка преподавателя к семинару?
5. Назовите типичные формы семинарских занятий для экономи-ческих дисциплин.
6. По каким критериям оценивается практическое занятие?
Практикум
Занятие 1
Организуется и проводится семинарское занятие с использованием методики «Метаплан». Назначение – организовать индивидуальную и групповую мыслительную деятельность для обсуждения следующих вопросов:
Вопрос 1. Назначение экономического образования.
Вопрос 2. Проблемы экономического образования.
Вопрос 3. Каковы пути и средства совершенствования экономического образования?
Этапы проведения занятия:
1. Студенты записывают вопросы на отдельных листах. Лучше использовать цветные листы бумаги. Каждому вопросу соответствует свой цвет.
2. Индивидуальный подход. Каждый студент отвечает на три поставленных вопроса письменно, на отдельном листе бумаги.
3. Представление своего ответа. Каждый участник знакомит аудиторию со своими ответами без детальных комментариев (либо сразу заслушиваются 3 ответа, либо по одному поочередно). Листы сортируются по проблемам.
4. Анализ и обобщение всех ответов. Формируются три группы, и каждой группе предоставляется отдельный вопрос с ответами участников по данной проблеме. Материал анализируется, обобщается, создается универсальный вариант. Форма представления не задается.
5. Представление результатов работы группы. Выступление каждой группы комментирует преподаватель.
6. Рефлексия состоявшегося взаимодействия. Определяется отношение к использованной методике.
Литература
1. Кашлев, С. С. Метаплан // Народная асвета / С. С. Кашлев. 1998. № 3.
2. Крамаренко, В. М. и др. Методика преподавания экономических дисциплин: Учеб. пособие / В. М. Крамаренко и др. Симферополь: Таврида. 1999.
3. Пидкасистый, П. И. Психолого-дидактический справочник преподавателей высшей школы / П. И. Пидкасистый, А. М. Фридман, Н. Г. Гарунов. М.: Педагогическое общество России. 1999.
4. Рогинский, В. М. Азбука педагогического труда / В. М. Рогинский. М.: Высшая школа. 1990.
5. Университетское образование: от эффективного преподавания к эффективному учению: Сборник рефератов статей по дидактике высшей школы / Белорусский государственный университет. Центр проблем развития образования. Мн.: Пропилеи. 2001.