Методические рекомендации по проведению занятий вариативной программы «Горница»
МАДОУ № 373 «Скворушка»
Методические рекомендации по проведению занятий
вариативной программы «Горница»
Разработала
воспитатель первой квалификационной категории
Морковина Елена Ивановна
Целевая аудитория
Данные методические рекомендации предназначены воспитателям, которые проводят занятия по вариативной программе «Горница», работающим с дошкольниками по эстетическому воспитанию и изучению народного творчества, используя помещение «Русская изба» В основу взят практический опыт по проведению фольклорных занятий с дошкольниками разных возрастных групп.
Актуальность
Детство – самый важный этап в жизни человека. Он должен быть заполнен радостью открытия мира.
У детей младшего дошкольного возраста освоение окружающего мира невозможно без народных песен, игр, пословиц, поговорок, загадок и других малых форм народного творчества. Приобщение детей к фольклору является прекрасным средством развития их эмоциональной сферы, образного мышления, эмоционально – целостного отношения к миру.
Мир фольклора – духовно богатый мир, в котором ребенок гармонично живёт с природой, с героями сказок, что помогает ему войти в атмосферу поэтических образов; он является естественной художественной почвой, необходимой для полноценного воспитания ребенка.
Использование в работе фольклора несёт общеразвивающий воспитательный характер, т.к. на современном этапе главная задача художественно-эстетического и нравственного воспитания подрастающего поколения – повернуться лицом к народным истокам, начиная с самого раннего возраста, когда только ещё закладываются основные понятия у ребёнка, формируется речь и мышление, развиваются умения и способности. Тем самым, помогая ребёнку познать свои национальные корни, культуру своих предков, освоить духовное наследие предыдущих поколений через фольклор.
Фольклор – это искусство древнейшее, наиболее полно вобравшее в себя культурные коды, сконцентрировавшее в себе нравственные, духовные, социальные, психологические, педагогические, художественные и иные общечеловеческие и национальные начала. Всё это нашло материальное воплощение в укладе жизни народа, в его представлениях о мире, человеке, природе и красоте в обычаях, обрядах, в художественном проявлении традиционных форм слова, музыки, движениях и действах, что чаще всего неразрывно связано. В воспитательной системе детских садов истоки любви к национальному наследию наших предков незаслуженно забываются. И наша задача вернуть детей к народным истокам, научить их с глубоким уважением относиться к фольклору, народному искусству. Поэтому я решила внести свою маленькую лепту в приобщение дошкольников к народному творчеству, организовав в нашем дошкольном учреждении фольклорный кружок «Горница».
Программа фольклорного кружка «Горница » рассчитана на детей с 4 до 7 лет. В методических рекомендациях определены пути решения задач при проведении фольклорных занятий. Главное это уважительное отношение педагога к каждому ребёнку, эмоционально – позитивное общение дошкольников.
Цель: способствовать развитию свободной, разносторонне развитой личности ребёнка, познанию им культуры своего народа, его истории, этики, нравственных и эстетических воззрений своих предков.
Задачи программы «Горница»
Образовательные:
1. Помочь детям в постижении языковых богатств живой народной речи, пополняя и обогащая словарный запас, используя потешки, пословицы, поговорки.
2. Способствовать образному мышлению, развивая сообразительность, смекалку с помощью загадок, считалок, скороговорок и другой народной логопедии.
3. Обогащать познания окружающего мира способом художественной дидактики в сочетании с трудовыми навыками.
Воспитательные:
1. Способствовать всестороннему развитию личности.
2. Воспитывать у детей любовь к природе, своему краю, своим обрядам и обычаям. Уважение к традициям своего народа.
3. Формировать социально-нравственное, психическое здоровье детей.
4. Приобщать к сокровищам народной мудрости, к правовым и моральным нормам народной жизни.
Развивающие:
1. Развивать индивидуальность ребёнка, творческие способности через приобщение к духовным ценностям, умение импровизировать.
2. Развивать самостоятельность, желание проявлять инициативу.
3. Развивать правильный выговор в трудно произносимых словах и словосочетаниях, развивать речь, мышление, память, устранять недостатки речи (народная логопедия)
4. Развивать чувство слова и словотворчества, сообразительность, смекалку, способность образно мыслить.
5. Развивать детей физически в подвижных играх с припевками.
6. Развивать коммуникативные качества детей посредством народных танцев, игр, забав.
Принципы:
1. Принцип занимательности – формировать у детей желание повторять поговорки, потешки, участвовать в хороводах, играх, драматизациях, добиваться конечного результата.
2. Принцип систематичности – обучение должно быть едино и систематично, соответствовать закономерностям личностного и интеллектуального развития ребёнка.
3. Принцип последовательности – по мере накопления знаний и овладения навыками содержание занятий углубляется.
4. Принцип сотрудничества позволяет создать в ходе занятий атмосферу доброжелательности, эмоциональной раскрепощенности.
Компетенция:
После проведенных занятий дети смогут:
1. Проговаривать считалки, скороговорки.
2. Передавать содержание русских народных сказок.
3. Уметь их драматизировать.
4. Уметь петь заклички, колыбельные песенки.
5. Знать хороводные игры.
6. Знать такие атрибуты «избы» как печь, люлька, рукомойник, коромысла, ухват и их назначение.
7. Использовать вежливые слова при общении со сверстниками и взрослыми.
8. Бережно относиться к труду взрослых.
Реализация программы
Программа рассчитана на кружковую работу.
Продолжительность занятия – в соответствии с возрастом. Занятия проводятся во второй половине дня.
Методические приемы:
- наглядный, словесный, практический;
- беседы с детьми;
- наблюдение за природой;
- слушание русских народных песен, сказок;
- разыгрывание для детей и самими детьми русских народных сказок взрослыми с привлечением родителей;
- инсценировки песен и малых фольклорных форм;
- ручной труд.
Структура занятия
1. Приветствие.
2. Артикуляционная гимнастика.
3. Основная часть:
• Беседа
• Пение, инсценировки.
• Практическая работа
4. Игра.
Рекомендации
1. Личностный подход.
2. Стремиться к самореализации ребёнка
3. Не торопить детей, дети работают в зависимости от своего темперамента.
4. Не настаивать, не заставлять, если ребёнок отказывается от участия в работе кружка.
5. Внимательное, тактичное отношение к каждому ребёнку, уважение к процессу и результатам его деятельности.
6. Доверие к ребёнку, его возможностям, максимальная активация детей, предоставление самостоятельности, исключение навязывание своего представления о творчестве.
Образовательная деятельность с экспонатами
Изучив в процессе экскурсии экспонаты музея и получив первоначальные знания, можно организовать с подгруппой детей образовательную деятельность, в процессе которой предоставить детям возможность более подробно узнать о назначении предметов (прялка, люлька, лоскутные одеяла, кухонная утварь и т.д), истории их возникновения. Детям дают возможность провести некоторые исследовательские действия. В результате такой деятельности детям задают вопросы, предлагают сделать умозаключения, подержать экспонаты в руках.
Основная форма работы с детьми:
тематические занятия и занятия интегрированного типа.
Формы организации образовательной деятельности в музее "Русская изба"
Тематическое занятие (по стихотворению, сказкам, загадкам, потешкам, песням и др.)
мастер-класс (рисование, раскрашивание матрешки, изготовление кукол-оберегов)
игровые занятия
беседа-занятие (экскурсия) по ознакомлению с горницей, предметами обихода
ярмарка
выставка
видеофрагменты о русской избе
конкурсы творческих рассказов среди воспитанников подготовительных групп
конкурсы чтецов потешек среди младших воспитанников
чтение русских народных сказок, инсценировка
Знание детьми потешек, поговорок, скороговорок, чистоговорок.
Дикция (выразительное чтение, чёткое проговаривание фраз).
Жесты (этюды на выразительность, в том числе «расскажи стихи руками»).
Мимика (этюды на выражение основных эмоций и воспроизведение основных черт характера – «добрый», «печальный», «весёлый» и т.д.).
Движения (подвижные игры, народные игры, хороводы).
Формы подведения итогов:
Занятия интегрированного типа;
Развлечения;
Театрализованные представления, концерты;
Календарные праздники;
Видео и фотоматериалы;
Отзывы родителей, педагогов ДОУ.
Ожидаемые результаты реализации программы у детей по возрастам:
4-5 лет
Разыгрывать простейшие русские народные сказки и инсценировать русские народные песни;
Иметь элементарные представления о народных праздниках (Осенины, Святки, Масленица) и их традициях;
Использовать в повседневной жизни произведения малых форм фольклора (колядки, заклички, потешки, считалки, пословицы и т.д.)
5-6 лет
Участвовать в играх с театральными действиями и более развёрнутыми диалогами;
Разыгрывать русские народные сказки и инсценировать народные песни;
Уметь применить речевые фольклорные обороты в быту.
Иметь представления о народных праздниках, их обрядах и традициях (Осенины, Святки, Масленица, Пасха);
Использовать в повседневной жизни произведения малых форм фольклора (колядки, заклички, потешки, считалки, пословицы и т.д.);
Оказывать помощь сверстникам и взрослым;
Проявлять самостоятельность и доброжелательность в играх со сверстниками, внимание и заботу к ближним;
Правильно оценивать свои поступки и поступки окружающих;
Передавать полученные знания малышам.
6-7 лет.
Показ сценок с любым видом театра, уметь импровизировать;
Введение в свои выступления не только устного, но и музыкального фольклора;
Знать традиции и обычаи Родного края, понимать смысл народных праздников,
Иметь представление о предметах быта (рубель, пила, гребень);
Уметь творчески самовыражаться, свободно общаться со сверстниками и взрослыми;
Передавать полученный опыт малышам, рассказать об этом.
Взаимодействие со специалистами и родителями:
работа кружка проходит более эффективно и результативно при участии специалистов ДОУ: к консультации педагога-психолога прибегаем для решения социально-нравственных проблем у детей, музыкальный руководитель поможет с музыкальным сопровождением, инструктор по физкультуре организует народные спортивные игры, работники кухни могут познакомить с национальными блюдам . Другие педагоги принимают участие в праздниках, развлечениях в роли персонажей. Родители помощь в изготовлении атрибутов, костюмов к праздникам; участвуют в качестве персонажей.
Беседы с родителями, их участие в работе кружка помогают и дома закреплять знания и навыки, полученные детьми на занятиях и, тем самым, достичь желаемых нами результатов.
Дидактические игры и НОД:
- "Что лишнее?"
- "Соотнеси предметы старины с предметами современного быта"
- "Мастерицы-искусницы"
- "Собери матрешку"
- "Волшебная прялка" (вспомнить сказку "Спящая красавица", поговорить о веретене)
- "Бабушкин сундук"
- Ой, посуда хороша! (мир народной посуды)
- "В гости к Хозяюшке" (инсценировать чаепитие с сушками и самоваром)
- "Народные праздники на Руси"
- "Как люди на Руси жили"
На базе нашего детского сада созданы необходимые условия реализации занятий: специальное помещение «Русская изба», технические средства – компьютер, музыкальные колонки, видеоэкран, русские народные музыкальные и шумовые инструменты, предметы народного быта, народные костюмы, разные виды театра, устный и музыкальный фольклорный материал, атрибутика.
Фотоотчет
Методические пособия:
1. Викулина, М.А. «Элементы русской народной культуры в педагогическом процессе дошкольного учреждения»./ М.А. Викулина/ Методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений, Н.Н.: Нижегородский гуманитарный центр, 1995.
2. Данилина Г.Н. «Дошкольнику – об истории и культуре России» - Москва: «Аркти», 2003.
3. Зацепина М. Б., Антонова Т.В. «Народные праздники в детском саду» / М.Б. Зацепина, Т.В. Антонова. - М.: Мозаика-Синтез, 2005.
4. Зеленова Н. Г., Осипова, Л.Е. «Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников». (Старшая группа.) — М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2008.
5. Измайлов А.Б. «Сказочные материалы в русской народной педагогике для воспитания дошкольников» / А.Б. Измайлов - Магнитогорск: Мир детства и образования, 2007.
6. Лопатина А. А. «Воспитание нравственных качеств у детей», М.: Книголюб, 2007, М.: Книголюб, 2007.
7. Маханева М.Д. «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста» / М.Д. Маханева / Пособие для реализации Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», М.: 2005.
8. Микляева Н.В. Управление образовательным процессом в ДОУ с этнокультурным (русским) компонентом образования», методическое пособие, М.: Айрис-пресс, 2006.
9. Мулько И. Ф. «Развитие представлений о человеке в истории и культуре»: Методическое пособие для ДОУ, М.: ТЦ «Сфера», 2009.
10. Погодина, С. В. «Значение образовательного пространства в творческой социализации дошкольников» // Дошкольное воспитание.- 2015- №10 г- с.54-58.
11. Петров В.М., Гришина Г.Н., Короткова Л.Д. - «Праздники, игры и забавы для детей», М.: Линка -Пресс, 2012.
12. Рафаенко В.Я. «Народные художественные промыслы», М.: Знание, 1998.
13. Соломенникова О.А. «Радость творчества». Ознакомление детей 5 – 7 лет с народным и декоративно-прикладным искусством. – Москва: Мозаика – Синтез, 2006.
14. Тихонова М. В., Смирнова Н.С. «Красна изба. Знакомство детей с русским народным искусством, ремёслами, бытом в музее детского сада», СПб: «Детство-пресс», 2004-208.
15. Шаламова В. И. «Методическая работа с кадрами по патриотическому воспитанию в ДОУ», Москва: «Линка-Пресс», 2009.
16. Якиманская И.С. «Технология личностно-ориентированного образования». - М., Мозаика-Синтез, 2000.
Интернет ресурсы:
http://www.megakm.ru – Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия. Универсальная библиотека, несколько тематических энциклопедий и словарей. Возможность поиска информации по ключевым словам.
http://www.rulex.ru – Русский биографический словарь. Выборка статей из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (биографии деятелей российской истории и культуры, статьи о русских полумифических и фольклорных персонажах).
http://edu.km.ru – Образовательные проекты компании «Кирилл и Мефодий».
http://www.museum.ru – Каталог музеев. Возможен поиск музеев по автору или произведению любого автора.
http://zerno.narod.ru – «Зёрнышко». Полноцветный христианский журнал, для детей 4- 11 лет, учит, развлекает, , помогает воспитывать детей в христианских традициях. Для воспитателя разработаны сценарии народных обрядовых праздников, широкий выбор подвижных народных игр.
http://www.e-skazki.narod.ru – «Сказка для народа - новости мира сказок». Самые различные народные сказки со всех уголков планеты.
https://www.rastut-goda.ru/ - «У меня растут года». Сайт для родителей и педагогов. В разделе –Вопросы педагогики- дошкольное образование размещены материалы о народных промыслах, фотоматериалы, статьи из опыта работы по приобщению детей к народным традициям.
http://playroom.com.ru - Детская игровая комната. Народные игры для детей разного возраста, доступные для скачивания, а также, загадки, перевёртыши, считалки, пословицы, жеребьевки, поговорки, народные приметы.
http://lukoshko.net – «Лукошко сказок». Детская электронная библиотека - народные и авторские сказки, стихи и рассказы для детей.
http://dob.1september.ru – Газета «Дошкольное образование».
http://www.skazki.com/ Аудио-сказки с интерактивной настройкой звучания на портале «Сказки».
https://solnet.ee/ Пальчиковые игры и потешки на портале «Солнышко».
http://bukvar.edu.ru - Электронные пособия для развития речи дошкольников.
Кияйкина Наталья Федоровна