Методические рекомендации и планы семинарских занятий по учебной дисциплине «Основы философии»
Государственное профессиональное образовательное учреждение «Сосногорский железнодорожный техникум»
Методические рекомендации и планы семинарских занятий по учебной дисциплине
ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ
Сосногорск 2014
Составитель: преподаватель Вокуева А.Е.
© государственное профессиональное образовательное учреждение «Сосногорский железнодорожный техникум», 2014
Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы философии»
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа |
Объем часов |
||
1 |
2 |
3 |
||
Введение в философию |
Смысл слова «философия». Зарождение философии. Предмет философии, ее функции, разделы. Мировоззрение. |
2 |
||
Раздел I. Основные идеи мировой философии от античности до новейшего времени |
31 |
|||
Тема 1.1. Философия Древнего мира |
Содержание учебного материала |
|||
1 |
Философская мысль Древнего Китая. Основные философские учения Древней Индии |
2 |
||
Самостоятельная работа: написать эссе на тему «В чем заключается смысл жизни для меня» |
2 |
|||
Тема 1.2. Античная философия |
Содержание учебного материала |
|||
1 |
Школы античной философии (в досократский период) |
1 |
||
2 |
Сократ, Платон, Аристотель |
2 |
||
Самостоятельная работа: найти определение «Софист». Кто это такие? |
1 |
|||
Тема 1.3. Средневековая философия |
Практические занятия (семинарские занятия) |
|||
Философия и религия. Основные библейские идеи. Теоцентризм, монотеизм. Патристика. Схоластика. Учения Августина Блаженного и Фомы Аквинского |
2 |
|||
Самостоятельная работа: подготовка к семинарскому занятию. Различие античной философии от средневековой; теоцентризм; мораль, воля, духовность, любовь; что такое патристика и схоластика, их отличительные черты; средневековые философы; учение Августина Блаженного; учение Фомы Аквинского. |
4 |
|||
Тема 1.4. Философия Нового времени |
Содержание учебного материала |
|||
1 |
Философия эпохи Возрождения. Антропоцентризм |
1 |
||
2 |
Эмпиризм. Ф.Бэкон, Дж.Беркли, Дж.Локк. Рационализм. Р.Декарт, Б.Спиноза, Г.В.Лейбниц |
2 |
||
Практические занятия (семинарские занятия) |
||||
Немецкая классическая философия. Дуализм. Субъективный идеализм. Объективный идеализм. Материализм. |
2 |
|||
Самостоятельная работа: подготовка к семинарскому занятию. Дуализм; теория познания и «критическая философия» И.Канта; Субъективный идеализм; И.Фихте; объективный идеализм; диалектика Ф.Шеллинга и Г.В.Ф.Гегеля; материализм; антропологическая философия Л.Фейербаха; диалектический материализм К.Маркса и Ф.Энгельса. |
4 |
|||
Проверочная работа по теме «Философия Древнего мира. Философия Средневековья. Философия Возрождения» |
1 |
|||
Тема 1.5. Русская философия |
Содержание учебного материала |
|||
1 |
Особенности становления и развития русской философии. Периодизация русской философии. Выдающиеся русские философы. |
3 |
||
Самостоятельная работа: Суть «Русской идеи» согласно В.С. Соловьеву. |
1 |
|||
Тема 1.6.Плюрализм философских учений XIX – XXI веков |
Содержание учебного материала |
|||
1 |
Позитивизм О. Конта. Прагматизм. Экзистенциализм (К. Ясперс). Скептицизм. Неотомизм. Феноменология. Герменевтика. Сциентизм. Аналитическая философия. Постмодернизм. |
2 |
||
Контрольная работа по Разделу 1 |
1 |
|||
Раздел II. Основные понятия и проблемы философии |
37 |
|||
Тема 2.1. Бытие: понятие и формы |
Содержание учебного материала |
|||
1 |
Понятие бытия. Основные формы бытия. Пространство и время. Материя и движение. |
2 |
||
Самостоятельная работа: теория относительности Эйнштейна: ее суть с точки зрения философии |
1 |
|||
Тема 2.2. Философия природы |
Содержание учебного материала |
|||
1 |
Исторические формы отношения человека к природе. Теории происхождения Земли. Гипотеза Большого взрыва. Ноосфера В.И.Вернадского. Ответственность человека перед природой. Этика: экологическая, биологическая, медицинская. |
2 |
||
Тема 2.3. Философия человека |
Практические занятия |
|||
Отличие человека от животного. Природа человека. Индивид. Лич6ность. Социализация. И.Кант: человек – житель двух миров. Ф.Ницше «Сверхчеловек» |
2 |
|||
Самостоятельная работа: подготовка к семинарскому занятию Нонятие «человек», отличие его от животных; взгляды на природу человека; единство биологического и социального в человеке; различие понятий «человек», «индивид», «личность»; социализация и ее факторы; И.Кант: человек – житель двух миров; сверхчеловек Ф.Ницше |
3 |
|||
Тема 2.4. Социальная философия |
Содержание учебного материала |
|||
1 |
Личность и общество. Понимание «общества» в срезе истории философии. Структура общества. Прогресс и регресс. |
2 |
||
Тема 2.5. Философия истории |
Содержание учебного материала |
|||
1 |
Концепция историчности общества: цикличность, линейность, прогрессивность, нелинейность. Единство и многообразие истории. Россия между Западом и Востоком. |
2 |
||
Тема 2.6. Проблема сознания |
Содержание учебного материала |
|||
1 |
Сознание как философская проблема. Происхождение. Структура. Подходы к проблеме сознания. Бессознательное. З.Фрейд. |
2 |
||
Проверочная работа по теме «Бытие. Сознание. Философия человека, природы и общества» |
1 |
|||
Тема 2.7. Философия познания |
Содержание учебного материала |
|||
1 |
Практика познания. Практика как деятельность. Структура практики. Этика ответственности: классическая и неклассическая концепции |
2 |
||
Практические занятия |
||||
Гносеология. Структура и формы познания. Сенсуализм. Рационализм. Истина и ее критерии |
2 |
|||
Самостоятельная работа: подготовка к семинарскому занятию. Гносеология; основные подходы к проблеме познания определение познания; формы и структура познания; сенсуализм Дж.Локка; феноменология Э.Грусселя; рационализм Р.Декарта и Г.Лейбница; научное познание; учение об истине; критерии истины. |
4 |
|||
Тема 2.8. Учение о ценностях |
Содержание учебного материала |
|||
1 |
Аксиология. Измерение ценностей. Типология ценностей. Нравственные ценности. Гуманизм. |
2 |
||
Тема 2.9. Философия культуры и религии |
Содержание учебного материала |
|||
1 |
Цивилизация и культура. Структура культуры и ее социальные функции. Религиозное сознание. Структура и элементы религии. Религия и атеизм. Духовность и бездуховность человечества. |
2 |
||
Тема 2.10. Гендерная философия |
Практические занятия |
|||
Гендер. Пол, второй пол. Феминизм. Гендерные стереотипы поведения. |
2 |
|||
Самостоятельная работа: подготовка к семинарскому занятию. «Гендер» и «пол», их различия; второй пол; господство мужчин над женщинами; феминизм: понятие, история зарождения и развития; представления о мужественности и женственности в современном мире; стереотипы поведения мужчин и женщин; гендерные стереотипы |
4 |
|||
Тема 2.11. Философия глобальных проблем |
Содержание учебного материала |
|||
1 |
Человечество перед лицом глобальных проблем. Понятие глобальных проблем. Гуманитарный и экологический аспекты глобальных проблем. Глобальное сознание и проблема этнокультурной идентичности. Глобализм и плюрализм интересов современного человечества. |
2 |
||
Итоговый зачет |
2 |
|||
Всего |
72 |
ВВЕДЕНИЕ
В современных условиях специалист любой профессии должен уметь мыслить самостоятельно и творчески, ориентироваться в огромном потоке информации.
Философские дисциплины аккумулируют многовековой опыт человечества, помогают развить способности теоретического мышления.
Целью курса «Основы философии» является формирование представлений о философских, научных и религиозных картинах мира, смысле жизни человека, формах человеческого знания и особенностях его проявления в современном обществе, о соотношении духовных и материальных ценностей, их роли в жизнедеятельности человека, общества, цивилизации.
Студент должен уметь самостоятельно анализировать и оценивать те или иные мировоззренческие и этические позиции окружающих людей, общества в целом, государств и политических режимов, должен задумываться над вопросами: Откуда я пришел в этот мир и что я должен в нем делать, чтобы оправдать свое назначение человека? В чем заключается это назначение? Что такое любовь, смерть, творчество, вера? Студент должен понимать: чтобы быть, стать человеком, нужно научиться философски мыслить, думать и постоянно развивать свой ум.
При подготовке к семинарскому занятию необходимо внимательно ознакомиться с планом семинара, основными понятиями, списком литературы и методическими указаниями. К семинару надо подготовить план ответа и краткий конспект.
Семинарское занятие 1. Средневековая философия
Вопросы:
Отличие античной философии от средневековой.
Основные библейские идеи.
Переход от космоцентризма к теоцентризму.
Патристика и схоластика, их отличительные черты.
Средневековые философы: учения Фомы Аквинского и Августина Блаженного.
Рекомендуемая литература
Андрейченко Г, Грачева В. Философия / http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Andr/index.php
Вечканов В.Э., Лучков Н.А. Философия. М., 2013.
Горелов А.А. Основы философии. М., 2003.
Канке В.А. Основы философии. М., 2008. / http://eurasialand.ru/txt/kanke/menu.htm
Толпыкин В.Е. Основы философии. М., 2010.
Основные понятия: теоцентризм, монотеизм, патристика, схоластика, мораль, воля, духовность, любовь, вера, номинализм, мистицизм, реализм.
Методические указания
Раскрыть причины перехода от античной философии (космоцентризма) к средневековой (теоцентризм). Связать с возникновением и расцветом христианства. Идеи христианства, которые не увязывались с философскими идеями античности.
Выделите два периода: патристику и схоластику. Когда происходит переход от одного периода к другому, с чем это связано.
Изучить философские взгляды Ф. Аквинского и А. Блаженного, их влияние на религиозную философию. Следует ответить на вопрос: можно ли считать период Средневековья эпохой засилья христианских догматов и застоем в философских взглядах.
Семинарское занятие 2. Немецкая классическая философия
Воросы:
Классическая немецкая философия, ее особенности и направления.
Теория познания и «критическая философия» И. Канта.
Субъективный идеализм И. Г.Фихте.
Объективный идеализм. Диалектика Ф.В Шеллинга и Г.В.Ф. Гегеля.
Антропологический материализм Л. Фейербаха.
Диалектический материализм К.Маркса и Ф.Энгельса.
Рекомендуемая литература
Андрейченко Г, Грачева В. Философия / http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Andr/index.php
Вечканов В.Э., Лучков Н.А. Философия. М., 2013.
Горелов А.А. Основы философии. М., 2003.
Канке В.А. Основы философии. М., 2008. / http://eurasialand.ru/txt/kanke/menu.htm
Толпыкин В.Е. Основы философии. М., 2010.
Основные понятия: дуализм, субъективный идеализм, субъективный идеализм, диалектика, материализм, антропологическая философия, диалектический материализм
Методические указания
Классическая немецкая философия – наивысшее достижение философской мысли конца XVIII – XIX веков. Она представлена учениями И.Канта, И.Г.Фихте, Ф.В.Шеллинга и Г.В.Ф. Гегеля, Л. Фейербаха.
Несмотря на разнообразие основных философских позиций, классическая немецкая философия является единым самостоятельным этапом развития философии, так как все ее системы взаимосвязаны и вытекают одна из другой.
Студентам необходимо особое внимание уделить диалектике, как основному методу классической немецкой философии.
Марксистская философия – это закономерный этап в развитии философии. Возникла на базе естественнонаучных открытий и социально-политических изменений в XIX веке, а так же на основе научно-теоретических достижений.
Семинарское занятие 3. Философия человека
Воросы:
Специфика философского рассмотрения человека. Природа, сущность и предназначение человека.
Антропосоциогенез как основа происхождения человека.
Единство биологического и социального в человеке.
Социализация и факторы на неё влияющие.
И.Кант: человек – житель двух миров.
«Сверхчеловек» Ф. Ницше.
Рекомендуемая литература
Важенин А.Г. Обществознание. М., 2012.
Волкогонова О.Д., Сидорова Н.М. Основы философии. М., 2011.
Обществознание 10 кл. / под ред. Л.Н. Боголюбова. М., 2008.
Толпыкин В.Е. Основы философии. М., 2010.
Человек и общество: 10-11 кл. / под ред. Л.Н. Боголюбова. М., 2000.
Знаменский С.П. «Сверхчеловек» Ницше // http://www.nietzsche.ru/look/century/znamenski/
Основы трансцендентальной философии И.Канта // http://www.zubolom.ru/lectures/philosophy3/28.shtml
Фридрих Ницше. Так говорил Заратустра // http://lib.ru/NICSHE/zaratustra.txt
Основные понятия: человек, индивид, индивидуальность, личность, антропосоциогенез, труд, деятельность, биологическое и социальное в человеке, социализация, «сверхчеловек».
Методические указания
Человек – уникальное творение Вселенной. Проблема его сущности, происхождения, перспектив развития была и остается в философии одной из самых актуальных.
Рассматривая понятие «человек», следует обратить внимание на природу, сущность и предназначение человека. Студентам следует проанализировать концепции происхождения человека. Чем человек отличается от животного. Какое влияние на происхождение человека оказывают антропосоциогенетические факторы (труд, общение, язык, деятельность).
Следует определить природное и социальное в человеке. каким образом это переплетено.
Рассмотреть, что означает понятие «социализация». Возможно ли существование человека вне общества.
Обратите внимание на учения различных философов о человеке. На данном этапе предлагается познакомиться со взглядами И.Канта на природу человека и философскими воззрениями Ф.Ницше о сверхчеловеке.
Семинарское занятие 4. Философия познания
Воросы:
Гносеология. Подходы к проблеме познания.
Определение познания, его структура и формы. Объект и субъект познания.
Сенсуализм Д.Локка.
Рационализм Р.Декарта, Г.Лейбница. Иррационализм.
Учение об истине и основные атрибуты истины.
Наука как специализированная форма познания.
Рекомендуемая литература
Важенин А.Г. Обществознание. М., 2012.
Канке В.А. Основы философии. М., 2008. / http://eurasialand.ru/txt/kanke/menu.htm
Солопов Е.Ф. Философия. М., 2003.
Толпыкин В.Е. Основы философии. М., 2010
Философский словарь // philosophydic.ru
Основные понятия: познание, гносеология, гносеологический оптимизм, гносеологический пессимизм, практика, субъект, объект, ощущение, восприятие, представление, понятие, суждение, умозаключение, сенсуализм, рационализм, иррационализм, опыт, наблюдение, эксперимент, истина, ложь, теория, метод, гипотеза, проблема.
Методические указания
Важнейшей стороной всей системы отношений к миру является познавательное отношение. Познание – это отражение действительности через практико-преобразующую деятельность человека. Студентам необходимо рассмотреть подходы к проблеме познания мира: мир познаваем (гносеологический оптимизм) или сомнительно, что мир познаваем (гносеологический пессимизм).
В познании следует определить объект и субъект, чувственную и рациональную ступень познания, их формы.
В истории философии сложились разные точки зрения на соотношения чувственного и рационального уровней познания. Каковы критерии истинного знания? Какова роль эмоций в познании? Эти и другие вопросы стали объектом различных философских учений, которые вылились в три основных направления: сенсуализм, рационализм, иррационализм. Следует раскрыть суть этих направлений.
В процессе познания мы стремимся определить истину, а практика выступает критерием истины. Студентам следует определить понятие истины, ее объективности, диалектику абсолютной и относительной истины.
Следует проанализировать специфику научного познания, его отличие от обыденного, религиозного, художественного.
Семинарское занятие 5. Гендерная философия
Воросы:
Понятие «гендер», его отличие от понятия «пол». Второй пол.
Господство мужчин над женщинами.
Феминизм: понятие, история зарождения и развития.
Мужественность и женственность: основные представления в современном обществе.
Стереотипы поведения мужчин и женщин. Гендерные стереотипы.
Рекомендуемая литература
Гендерная психология / Под ред. И.С. Клециной // www.gramotey.com/?open_file=1269092518
Кондар З.М. Гендерная проблематика в истории философии // http://sibac.info/index.php/2009-07-01-10-21-16/3326-2012-07-15-07-35-50
Костикова А. Гендерная философия и феминизм: история и теория // www.genderstudies.info/philos/philosof4.php
Смелзер Н. Социологи // shkolazhizni.ru/archive/0/n-3111
Торсунов О.Г. Отрывки из лекций // www.vedamost.info/2012/08/blog-post_7915.html
Философский словарь // philosophydic.ru
Учебники по психологии, социологии, философии
Основные понятия: пол, гендер, второй пол, мужчина, женщина, феминизм, мужественность, женственность, стереотип
Методические указания
Человечество делиться по половому признаку. Выделяя мужчину и женщину, мы ассоциируемся на внешние признаки. Студентам необходимо дать различие между «полом» и «гендером». Всегда ли эти понятия будут схожи.
В историческом аспекте рассмотреть господство мужчин над женщинами. В современном мире сохраняется ли эта тенденция?
Женщины во все времена хотели иметь такие же права, как и мужчины. Объяснить термин «феминизм». Когда появились первые феминистки, где. Чего феминистки добивались. С каким именем связано начало феминистского движения. Этапы развития феминизма. Существует ли сегодня феминизм.
Как человечество сегодня представляет женственность и мужественность. Привести конкретные примеры.
Объяснить, что такое гендерные стереотипы. Какого поведения мы ожидаем от мужчин и женщин. Гендерный подход в воспитании детей.
Темы рефератов к зачету по дисциплине « Философия»
Фалес Анаксимен Пифагор Зенон Элейский Парменид Гераклит Диоген Аристотель Эпикур Цицерон Сенека Марк Аврелий Авицена Августин Блаженный Фома Аквинский Эразм Роттердамский Франческа Петрарка Френсис Бэкон Джон Локк Дени Дидро Жан-Жак Руссо Фридрих Шеллинг Фридрих Ницше Огюст Конт Людвиг Фейербах Карл Ясперс Эрих Фромм Николай Александрович Бердяев Владимир Сергеевич Соловьев Петр Яковлевич Чаадаев Александр Иванович Герцен Алексей Степанович Хомяков Иоган Фихте Зигмунд Фрейд |
Методические указания
Студенты выбирают самостоятельно тему рефератов из предложенных выше. Если в списке нет какого-то философе, но студент хотел бы о нем написать, то можно согласовать с преподавателем. Темы рефератов не должны повторяться.
Реферат должен иметь следующую структуру:
Титульный лист
Введение
Глава 1. Биография философа
Глава 2. Основные идеи
Заключение
Список используемой литературы
В ведении студент должен прописать кратко, что привлекло его в данном философе, какие новые идеи ввел ученый, что было до него.
В заключении студент делает выводы о влиянии философских идей ученого на науку в целом, его последователях, критике.
Реферат необходимо защитить на последних двух уроках (зачет). Студенту надо рассказать самое основное о философе и его идеях. Каждому студенту отводиться 3-5 минут на защиту и вопросы.