Методические рекомендации по уроку литературы: Л. Н. Толстой «Война и мир» («Мысль семейная»)

1
0
Материал опубликован 5 October 2022

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ

УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ В 10 КЛАССЕ

ПО ПРОИЗВЕДЕНИЮ Л.Н.Толстого

«Война и мир» («Мысль семейная»)

 

Логинова Ирина Ивановна,

учитель русского языка и литературы МБОУ «Пестречинская средняя общеобразовательная школа №1 с углубленным изучением отдельных предметов» Республики Татарстан

 

Тема урока: «Что есть жизнь «настоящая»? Что скрепляет семью?»

Задача данного урока: разобраться в вопросах, которые ставит перед собой писатель «что есть жизнь «настоящая?», «что скрепляет семью?». Показать сходство и контраст как основные идейно-художественные принципы повествования у Толстого.

Эпиграфом к уроку могут стать слова А.Г.Герцена, с которых можно начать урок: «Есть вечные песни, великие творения, завещаемые из века в век». К числу таких творений принадлежит и роман «Война и мир». Мы открываем страницы второго тома, где Толстой бессмысленности и бесчеловечности войны 1805 года противопоставляет ту жизнь, которую он называет «настоящей». Мирная жизнь не обособлена от «большой истории», в ней нет спокойствия: в ней свои страсти, свои интересы, свой «омут жизни». Мы знакомимся с семейными гнездами главных героев: Ростовыми, Безуховыми, Курагиными, Болконскими.

Следующий этап – это работа с текстом. Начинаем с репродуктивных вопросов:

- С чего начинается первая часть второго тома?

- Каким желанием охвачен Николай Ростов?

- Вы наблюдаете за его чувствами («скоро ли…)

- А теперь сделайте вывод,что значит для Николая родительский дом?

- Вспомните, в каких ситуациях мы встречаемся с семейством Ростовых? Расскажите о родителях:

- Какие взаимоотношения родителей и детей?

- Перескажите сцену «именины Наташи». Что дополняет эта картина к характеристике Ростовской «породы»?

Наиболее «сильным» учащимся можно предложить творческую работу - составить семейный кодекс Ростовых, где могут быть такие пункты:

а) прекрасное гостеприимство;

б) уважение к каждой личности;

в) искренность и понимание в отношениях между родителями и детьми;

г) все чувства наружу.

В процессе работы класс приходит к выводу: семья Ростовых живет больше чувствами, чем головой.

Далее обращаемся к семье Болконских. Обратимся к тексту: «Те же часы, и по аллеям прогулки …и как всегда, рано утром величественный маленький старик «в бархатной шубке с собольим воротником и такой же шапке выходит гулять по свежему снегу. Он стар, он заслужил этот покой, эту расчисленную жизнь. Но не о покое думает этот старик.

- Так о чем размышляет Николай Андреевич Болконский, читая письма сына?

- Что старый Болконский дал своим детям?

- О чем болит его душа

- Какими вы видите Болконских в момент рождения сына Лизы и князя Андрея? (Толстой пишет: «…никто не говорил и об этом, но во всех людях, кроме обычной степенности и почтительности, хороших манер, царствовавших в доме князя, видна была одна какая-то общая забота, смягчённость сердца и сознание чего-то великого, непостижимого, совершающего в ту минуту…»

- Толстой пишет о «хороших манерах, царствовавших в доме старого князя». Назовите их.

- Обратите внимание на этику взаимоотношений членов семей. Сопоставьте взаимоотношения родителей и детей у Ростовых и Болконских.

Обобщаем все сказанное: взаимоотношения родителей и детей в семье Ростовых и детей между собой строятся на доверии друг к другу, любви, уважении. Дух равенства, бескорыстия господствует в этой семье.

Взаимоотношения в семье Болконских строятся не на принципе равенства, но они тоже полны любви, только скрытой: Болконские все сдержанны. Отношения старого князя и Марьи достаточно сложны и тяжелы. Но это не значит, что они плохие люди.

На фоне характеристик Ростовых и Болконских контрастом прозвучат взаимоотношения в семье Курагиных. Обратимся также к тесту.

- Как понимает свой родительский долг Василий Курагин?

- Каковы взаимоотношения между детьми?

- Какова общая атмосфера в семье?

Выслушав ответы учащихся, учитель обобщает. Атмосфера всеобщего расчета и бездуховности. Делать служебную карьеру, «делать» детям выгодное замужество или женитьбу - так понимает свой родительский долг князь Василий. Каковы при этом его дети по существу – его мало интересует. Их надо «пристроить». Элен выдал за богатого Пьера Безухова. Ипполит в дипломатах, в Австрии – вне опасности. Остается Анатоль, с его беспутством, долгами, пьянством. Возникла мысль женить его на княжне Марье. Безнравственность, допускаемая в семье, становится нормой жизни Анатоля Курагина: отношения Анатоля с сестрой Элен, о которых с ужасом вспоминает Пьер, поведение самой Элен. В этом доме нет места искренности и порядочности.

Можно рекомендовать отдельным ученикам индивидуальные задания или работу в группах.

1. Дать характеристику одного и представителей каждого семейства

- Наташа Ростова

- Марья Болконская
- Элен Безухова

2.Сопоставьте хозяев семейных гнезд:

- Граф И.А.Ростов

- Князь Н.А.Болконский

- Князь В. Курагин

3.Определите одним словом главный стержень семьи

- Семья Ростовых – любовь

- Семья Болконских - порядочность

- Семья Курагиных – расчет, ложь

Итоговый вопрос учителя: «Так какую жизнь Толстой считает «настоящей»?

В ходе рассуждений учитель и ученики приходят к выводу: родительский дом – начало начал. Каждая семья имеет свои начала и понимает счастье по-своему. «Настоящая жизнь – это жизнь с интересами «поэзии…любви …страстей». По мысли Толстого - чувство не обманет человека нравственного, оно укажет, где истина, а где ложь».

Домашним заданием может стать подготовка к сочинению «Мысль семейная» в романе «Война и мир». Составить тезисный план, вступление и заключение.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.