12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Алла Владимировна Микитюк891
Россия, Крым респ., Керчь

План занятия

1. Название дисциплины Русский язык и литература

2. Тема. Правдивое изображение войны и русских солдат в романе Л. Н. Толстого «Война и мир». Бородинская битва — величайшее проявление русского патриотизма, «Дубина народной войны», партизанская война в романе. Кутузов и Наполеон в авторской оценке. Проблема русского национального характера. Осуждение жестокости войны в романе.

3. Цель занятия: рассказать про военную кампанию России против Франции (1805-1812 гг.), дать исторические сведения про Александра I, Кутузова, Наполеона и рассмотреть видение этих людей Л.Н.Толстым на страницах романа «Война и мир»; показать, как раскрывается характер героев в экстремальной ситуации, раскрыть суть теории Толстого о роли личности в истории; развивать навыки анализа текста, учить ориентироваться в исторических событиях, развивать способности обосновывать свою оценку прочитанного, а также умение выразительного чтения художественного произведения, развивать речь и мышление; содействовать формированию представлений о чести, долге, мужестве, героизме; формировать общечеловеческие ценности: добро, милосердие, взаимопонимание.

4. Тип: _усвоение новых знаний и формирование умений и навыков

5. Методы: _лекция, слово преподавателя, проблемные вопросы, задания, комментированное чтение.

6. Материально – техническое обеспечение и дидактические средства, ТСН

Портрет писателя, текст романа «Война и мир», карты, схема Бородинской битвы, иллюстрации к теме, выставка книг, презентация, мультимедийный проектор, видеосюжеты.

7. Литература (основная и дополнительная):

С.А.Зинин, В.И.Сахаров. Литература: учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. Базовый уровень: в 2 частях. – М.: ООО «Русское слово», 2014.

 

2. Шуников В.Л. Литература: полный курс подготовки к ЕГЭ + CD/ В.Л.Шуников.- Москва: ООО «Издательство АСТ», 2014.- 272с.

Ход занятия:

I. Организационный момент.

Объявление темы и цели занятия.

II. Работа над темой занятия.

1. Слово преподавателя.

В 1805 году против Наполеона объединился союз европейских держав: Англии, Австрии, России. Россией правил в то время царь Александр I (24 года). Александр I был образован. Прошел школу придворных интриг, сумел удержаться между Катериной II и Павлом. Современники вспоминают молодого царя так: «Тонкий, мол бритва, острый, мол кончик иголки, фальшивый, мол пена морская». Все утверждали: хитрый. Лицемерный. Но с дипломатическими способностями.

Именно Александру I исторически довелось протистоять «корсианскому чудовищу». Так называли Наполеона.

2. Исторические справки (студенты):

А) краткое сообщение про Александра I.

Б) краткое сообщение про Наполеона;

3. Слово преподавателя.

Кстати, в то время и позднее, имя Наполеона было популярным: его хвалили и ругали, им восхищались.

- Вспомните литературные произведения, где б Наполеон владел мыслями героев ( Стендаль, Достоевский, Толстой).

- Где мы впервые встречаемся с мыслями про Наполеона в романе «Война и мир» Л.Н.Толстого?

- Какие оценки ему дают властители дум?

4. Слово преподавателя истории.

О планах Наполеона. Война 1805-1807 гг. (до подписания мирного договора).

5. Слово преподавателя.

- Расскажите, как Л.Н.Толстой изображает войну за рубежом в романе.

Итак, мы с вами видим, что Кутузов понимал, что война будет проиграна. Он был талантливым военачальником, понимал простого солдата.

- Как Л.Н.Толстой описывает поведение Кутузова на военном совете перед битвой возле Аустерлица?

- Какой приказ перед битвой издает Наполеон?

- Как описывает Толстой Наполеона перед боем?

- Как Толстой изображает Кутузова, когда русская армия отступала?

- Чем закончилась война для России?

- Каковы причины поражения в романе Толстого?

6. Слово преподавателя истории.

О подписании мирного договора в Тильзите.

7. Слово преподавателя.

- Как в романе Толстой описывает подписание мирного договора?

- Как Наполеон относился к русским воинам?

Через несколько лет планы Наполеона изменились. Он поставил перед собой задачу – завладеть миром: «Я буду властителем мира, остается только Россия».

- Как войну 1812 года описывает Толстой в романе?

8. Историческая справка о Кутузове (студент).

9. Слово преподавателя истории.

Бородинская битва.

10. Слово преподавателя.

- Как Толстой описывает Бородинское сражение в романе?

- Народ на войне 1812 года.

- Цель народа на войне 1812 года.

11. Слово преподавателя.

Итак, мы с вами видим, как только у Кутузова появляется возможность действовать самостоятельно, раскрывается его талант военачальника. Для России он свой. Родной человек. И главное его качество – это доброта, простота и правда.

- Как изображен Кутузов в романе?

- Как Толстой изображает Наполеона в романе?

Сравнительная таблица (заполняют студенты):

Кутузов

Наполеон

Подчинение интересам народа:

А) скромность и простота,

Б) искренность и правдивость,

В) гуманное отношение к побежденным.

2. Верность долгу и армии.

3. Народный характер его деятельности.

1. Проявление культа личности:

А) высокомерие и тщеславие,

Б) лицемерие и позерство,

В) жестокость и вероломство.

2. Предательство по отношению к своей армии.

3. Антинародный характер деятельности.

- Чтение стихотворения Лермонтова «Два великана».

12. Слово преподавателя истории.

Отступление. Партизанская война.

13. Слово преподавателя.

- Как Толстой описывает партизанскую войну в романе?

- Отступление войск Наполеона. Авторская позиция.

14. Война 1812 года в искусстве (сообщение).

III. Подведение итогов.

Кроссворд.

 

 

 

А

Т

А

Р

Е

Я

 

 

2К

У

Т

У

З

О

В

 

 

А

Е

В

С

К

И

Й

 

4Р

О

С

Т

О

В

 

 

 

5А

Д

Ъ

Ю

Т

А

Н

Т

6Т

И

М

О

Х

И

Н

 

7Б

А

Г

Р

А

Т

И

О

Н

 

 

 

8Д

Е

Н

И

С

О

В

Центральное слово: «Зерно моего романа», - говорил Л.Н. Толстой про…

1. Артиллерийское подразделение, которым руководил генерал Раевский.

2. Ученик Суворова.

3. В день Бородинской битвы его войска разместились в центре.

4. «Кто они? Зачем они бегут?.. Убить меня? Меня, кого так любят все» Кому принадлежат эти слова?

5. Эту должность занимал при Кутузове Андрей Болконский.

6. «Капитан с красным носом, пострадавший за синюю шинель».

7. Командующий 2-й российской армией (1812 г.)

8. Один из героев партизанской войны 1812 года.

IY. Выставление оценок и их комментирование.

Y. Рефлексия.

YI. Домашнее задание.

- Написать дома сочинение: «Кто ж они, настоящие герои?» или «Народ на войне 1812 года».
Откр.урок.Л.Толстой. Осн.
PPTX / 34.56 Мб

 


Видео из фильма "Война и мир". Бородинская битва
AVI / 2.95 Мб

Аустерлицкое сражение
AVI / 5.7 Мб

Отступление французов
AVI / 5.17 Мб

Капитан Тушин
AVI / 2.63 Мб

Презентация к уроку
PPTX / 34.56 Мб

План урока
DOC / 56.5 Кб

Щенграбенское сражение
AVI / 5.48 Мб

Пожар
AVI / 6.36 Мб

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (2)

Грибанова Ирина Эдуардовна, 15.03.18 в 19:28 1 Ответить Пожаловаться
Спасибо за материалы!
Алла Владимировна Микитюк, 22.03.18 в 17:09 0 Ответить Пожаловаться
Пожалуйста. Рада, что вам понравился материал.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.