12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Козырева Рита Сергеевна227
Учитель начальных классов.
Россия, Северная Осетия-Алания респ., Владикавказ
5

Учебно-методический материал «Л. Толстой «Слон и Моська»



Конспект урока по литературному чтению

Класс: 3

Учитель: Козырева Р.С

УМК: Система развивающего обучения Л.В. Занкова

Тема: И.А. Крылов «Слон и Моська»

Цель: повторение изученных басен И.А. Крылова; освоение жанра басни «Слон и Моська»; осмысление нравственных уроков басни, умения делать выводы; развитие речи, отработка навыка выразительного чтения.

Тип урока: Урок – освоения новых знаний.

Планируемые результаты:

Предметные: прогнозировать содержание произведения, знать специфические особенности жанра басни, оценивать поступки героев произведения и свои собственные под руководством учителя с точки зрения морали;

Метапредметные: формулировать учебные задачи урока, планировать вместе с учителем деятельность по изучению темы урока, оценивать свою работу на уроке, осмыслять нравственные уроки, которые дает басня;

Личностные: проявлять интерес к произведениям И.А.Крылова.


 

Оборудование.:портрет писателя, презентация, иллюстрации, карточки для самостоятельной работы, толковый словарь Даля, аудиозапись басни в исполнении В.Гафта.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Мотивирова-ние к учебной деятельности.

2.Актуализация знаний.

Включение в деловой ритм. Устное сообщение учителя

.-Добрый день! Пусть он действительно будет добрым! Улыбнитесь, сядьте удобно и настройтесь на работу.

I.Введение в новую тему.

1.Сообщение темы урока.

-Ребята, сегодня мы начинаем новый раздел. Прочитайте его раздел.

Мы уже немного знакомы с баснями. Вспомните, какие басни мы читали в 1м классе. Если забыли название, автор учебника вам о них напомнит. Прочитайте вступительные строчки к разделу на с. 3.

Что общее у басен и чем они выделяются среди других литературных произведений, вы прочитаете об этом в авторской статье.

2. Чтение вступительной статьи.

3. Беседа по содержанию статьи. Ответы на вопросы.

1) Что такое басня?

Когда появились басни?

Кто был первым создателем Басни?

Кто были герои древних басен?

Кого олицетворяют животные в баснях?

Что такое иносказание? Как вы поняли?

Как называется главная мысль басни?

Какое назначение имеет басня?

Дети приветствуют учителя.

- о произведениях И.А. Крылова

1.Басня – это краткий нравоучительный рассказ

2.(VI-V в.в. до н.э.)

3.Первым создателем жанра басни считается Эзоп, живший в Древней Греции

4. Персонажами басен являются животные,

5. Какую-то одну черту человеческого характера

6. выражение, заключающее в себе скрытый смысл

Регулятивные:

-нацеливание на успешную деятельность.

Личностные:

- выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание проявлять новое.

Коммуникативные:

- формирование  умения слушать и слышать.

3.Изучение нового материала.

Вводная беседа.


 


 

Вводная беседа.

Как вы думаете, о произведениях какого писателя мы продолжим сегодня разговор?

-Что вы помните о Крылове?

Почему мы говорим, что И.А. Крылов – великий русский поэт-баснописец?

За 30 лет работы он написал 205 басен, обогатил русский язык крылатыми, остроумными, образными выражениями, сравнениями. Басни Крылова не стареют. Каждое новое поколение воспитывается на них. Строки из басен вошли в речь, стали привычными.

Давайте прочитаем стихи, посвященные баснописцу.

«Кто не слыхал его живого слова,

Кто в жизни с ним не встретился своей?

Бессмертные творения Крылова

Мы с каждым годом любим все сильней.

Со школьной парты с ними мы сживались

В те дни букварь постигшие едва,

И в памяти навеки оставались

Крылатые крыловские слова.»

- Мы говорим «русский», потому что он любил все русское: русский народ, русский язык, русскую природу, русское искусство. А «великий», потому что он написал много басен.

Дети читают стихи, записанные на доске:

Регулятивные:

 - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно;

Познавательные:

- постановка и решение проблемы;

Личностные:

- развитие познавательных интересов учебных мотивов;

Коммуникативные:

- умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.

4.Повторение изученного материала.

Действительно, с баснями Ивана Андреевича Крылова мы знакомимся очень рано. Кто из вас может определить к каким басням относятся иллюстрации? Некоторые из них мы прочитали во 2-м классе. Давайте вспомним, из какой басни эти строки: «Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу»?

Как взялись за дело герои басни?

Как шла у них работа?

Чем закончилось дело?

Почему Лебедь, Щука и Рак не сумели сдвинуть воз с места?

Какие недостатки людей высмеивает автор в этой басне?

Как вы думаете, для чего И.А. Крылов рассказал людям эту историю?

Какие слова из этой басни стали крылатыми?

В каких случаях их говорят?

А откуда эти слова:

«Помертвело чисто поле,

Нет уж дней тех светлых боле,

Где под каждым ей листом

Был готов и стол и дом?

Что случилось со стрекозой?

Помог ли ей муравей?

Кто виноват, что стрекоза осталась без крова?

Какие слова из этой басни стали крылатыми?

Эти строки из басни «Лебедь, щука и рак» (ученик рассказывает басню наизусть)

Герои басни взялись за дело дружно.

Работа шла плохо.

Воз остался стоять на том же месте.

Потому что каждый из них тянул поклажу в свою сторону.

Он высмеивает несогласие, разобщенность.

Чтобы люди, взявшись за дело, делали его дружно.

Крылатыми стали слова: «А воз и ныне там».

Их говорят, когда дело не идет на лад.

Это слова из басни «Стрекоза и Муравей» (дети читают басню)

Она осталась без жилья.

Муравей не помог Стрекозе. Он ответил ей: «Кумушка, мне странно это, да работала ль ты в лето?»

Виновата она сама, потому что летом не трудилась, а только пела и плясала.

«Ты все пела – это дело,

Так поди же, попляши!»

Коммуникативные:

- умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции

 

Физминутка

   
 

Работа над пословицами

Прочитайте пословицы, как вы понимаете их смысл? К каким басням их можно отнести?

1 группа. Дружно – негрузно, а врозь – хоть брось.

2 группа. Делу – время, а потехе – час.

3 группа. Не рой яму другому – сам в нее попадешь.

Работа в группах. Каждая группа получает по пословице.

Группы обсуждают свои пословицы и выступают.

Я понимаю пословицу так: если за дело берутся все вместе, то не тяжело, а одному тяжело. Эту пословицу можно отнести к басне «Лебедь, Щука и Рак».

Я понимаю пословицу так: если ты сам ничего не делал, а только гулял, то ты сам во всем виноват и никого не надо обвинять. Эту пословицу можно отнести к басне «Стрекоза и Муравей».

Я понимаю третью пословицу так: если ты кому-нибудь доставишь неприятность, то такое может случиться и с тобой. Эту пословицу можно отнести к басне «Чиж и голубь».

Коммуникативные: выражать свои мысли в устной и письменной речи, использовать доступные речевые средства в соответствии с задачей высказывания.

5.Повторение изученного материала (продолжение)

1 группа. Кто обычно является героями басен? Приведите примеры.

2 группа. Какие недостатки высмеиваются в баснях?

3 группа. Чему нас учат басни, которые мы прочитали?

(продолжается работа в группах)

Героями басен обычно являются животные. Например: лиса, волк, журавль, мартышка и другие.

В баснях высмеиваются зависть, высокомерие, жадность, грубость, лень, зазнайство, лесть.

Они учат нас быть дружными, трудолюбивыми, не смеяться над чужой бедой, помогать друг другу в трудную минуту.

Личностные: формирование интереса к миру чувств и мыслей человека, отраженных в литературе; понятий о сотрудничестве в коллективе, о взаимопомощи и поддержке.

6.Работа над темой

Знакомство с басней «Слон и Моська»

Как вы думаете, над чем мы сегодня будем продолжать работать на уроке?

Да, сегодня мы познакомимся с еще одной басней Ивана Андреевича Крылова. Она называется «Слон и Моська». В ней, как обычно в баснях, действуют животные. Кто из вас видел слона? Что вы о нем знаете?

Да, слон – огромное и очень сильное животное. Он бывает высотой до 3,5 м. Весит больше 4000 кг. Слона боятся даже тигры и львы.

- А кто, по-вашему, Моська? Какой она вам видится? ( Слайд )

- Обратимся к составу слова Моська. Какая часть слова указывает на маленький размер собаки? (уменьшительно-ласкательный суффикс –к-)

Прочитаем по толковому словарю значение слова Моська.

Толковый словарь живого великорусского языка В.Даля - "МОСЬКА"

мосечка, мосенька ж. мопс, собака мосячей, мосечной, моськовой породы: тупорылая, курносая, песочной шерсти, с черными подпалинами. | Шуточн. морда, рожа, лицо. Барыня девку на моську променяла. Моськин, ей принадлежащий. Моськоватый, на моську похожий

Учитель читает басню (дети следят по учебнику)

-Понравилась ли вам басня?

Что понравилось?

Какими художник рисует слона и Моську? (показать иллюстрацию) (Слайд)

1.Как слон отнесся к нападению Моськи?

2.Какой вы представляете Моську?

3.Что Моське посоветовала Шавка? Прочитайте.

4.За что Шавка осуждает Моську?

5.Для чего Моська напала на Слона? Прочитайте.

6.Почему Моська уверена, что может прослыть сильной совсем без драки?

7.Чем смешна Моська?

Над баснями И.А. Крылова.

Дети отвечают.

Да, понравилась.

Художник нарисовал Слона огромным, а Моську очень маленькой.

Дети самостоятельно читают басню и готовятся ответить на вопросы.(Слайд)

Вопросы: (готовятся 3-5 минут в группах)

Регулятивные:

 - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

Познавательные:

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

Личностные:

- выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше.

- знание основных моральных норм работы в паре

Коммуникативные:

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

7.Словарная работа.

Словарная работа.
- Встретились ли вам незнакомые слова?
- Объясните значения данных слов.
Зеваки – тот, кто слоняется по улицам без дела.
Напоказ – обратить внимание для вида.
Забияка – человек, который любит затевать ссоры.
Отколе – откуда.
Шавка – непородистая собака, уличная или дворовая.
Диковинка – странная, удивительная вещь или явление.

   

8.Работа над образными выражениями.

Отыщите в тексте строчки, соответствующие данным словосочетаниям:

Показывали на улице людям.

Невидаль, редкость.

Ходили группы любопытных бесцельно глядящих по сторонам.

Откуда-то внезапно вдруг появится.

Перестань себя позорить.

Придает смелости.

7.В каких словах, ставших крылатыми, заключен смысл басни?

8.Как вы понимаете эти строки?

Да, Моська – хвастунишка. Но она и хитрая. Подумайте, как нужно читать слова каждого из действующих лиц, чтобы передать их характер.

Водили напоказ

В диковинку у нас

Толпы зевак ходили

Отколь ни возьмись

Перестань срамиться

Вот то-то мне и духу придает.

«Ай, Моська! Знать, она сильна, что лает на слона!»

Моська хочет показать, что она сильная, задиристая и не боится даже слона. Она понимает, что не представляет для Слона никакой опасности и он не будет с ней сражаться.

Дети читают басню по ролям.

Регулятивные: принимать учебную задачу, отбирать способы ее решения; самостоятельно работать с учебником

9. Развитие речи.

Подведение итогов.

Чему был посвящен наш урок?

С какой новой басней И.А. Крылова мы познакомились?

Кто в этой басне нравится вам?

Чье поведение вызывает осуждение?

Кого из героев следует одобрить?

Что высмеивает автор в басне?

Какой вывод из прочитанной басни следует сделать?

Когда в жизни можно употребить слова: «Ай, Моська! Знать, она сильна, что лает на слона».

Молодцы, ребята!

Как вы можете оценить сегодня работу на уроке , своей группы и всего класса?

Урок был посвящен басням Крылова.

Мы познакомились с басней «Слон и Моська»

Мне нравится Слон, потому что он спокойный и невозмутимый.

А мне Моська, потому что она не боится лаять на такого огромного слона.

Поведение Моськи, потому что она стремится показать, что она смелая, хотя на самом деле это не так.

Я думаю, следует одобрить Шавку, потому что она понимает, что Моська зря лает на Слона, что она с ним не справится и советует ей не срамиться.

Стремление выделиться любой ценой.

Нельзя стремиться выделиться любыми средствами.

Эти слова можно употребить тогда, когда человек берется за дело, которое ему не под силу.

Когда человек хочет приписать себе качества, которых у него нет.

Дети оценивают работу на уроке.

Регулятивные:

 - контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

Познавательные:

- выбор наиболее эффективных способов решения в зависимости от конкретных условий;

- установление причинно-следственных связей, построение логической цепи .

Личностные:

- оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей;

Коммуникативные:

- умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении  проблем, интегрироваться в группу сверстников.

10.Домашнее задание

Домашнее задание.

Какое домашнее задание вы бы себе задали? Проговорите.

Выучить басню наизусть, нарисовать к ней иллюстрации, подготовить диалог Моськи и слона.

Регулятивные:

 - выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознания качества и уровня усвоения;

       


"Слон и Моська"
PPTX / 2.99 Мб

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.