Урок литературы в 10 классе «Партизанская война в романе Л.Н. Толстого "Война и мир"»
Партизанская война в романе Л.Н.Толстого «Война и мир»
Радькова Ю.Н.,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Гимназия №5» г.Брянска
Цели урока: создать условия для формирования представления о прославлении Л. Н. Толстым подвига народа в Отечественной войне 1812 года; совершенствовать навыки работы с текстом, умения анализировать прочитанное; высказывать собственную позицию по обсуждаемым проблемам; способствовать воспитанию активной жизненной позиции, гражданского долга и патриотизма на примере народного подвига в Отечественной войне 1812 г.
Ход урока.
1.Подготовка к восприятию.
- Из 10-й (сожжённой) главы романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин» сохранились лишь фрагменты. В одном из них говорится:
Гроза Двенадцатого года
Настала. Кто тут нам помог?
Остервенение народа,
Барклай, зима иль русский Бог?
Для Л.Н.Толстого ответ на этот вопрос был очевиден: только небывалый патриотический подъем и единение народа в борьбе с врагом спасли Отечество от неминуемой гибели. «Остервенение народа», а под словом «народ» Толстой понимал всё патриотически настроенное население России, включаю-щее в себя и крестьянство, и городскую бедноту, и дворянство, и торговое сословие, привело к на-родной войне, идеология которой была сформулирована писателем в словах князя Андрея Болкон-ского: «...французы разорили мой дом... Они враги мои, они преступники все по моим понятиям. И так же думает Тимохин и вся армия. Надо их казнить».
Как изображает Толстой народную, партизанскую войну на страницах романа «Война и мир»? Об этом и пойдёт речь сегодня на уроке.
2.Сообщение темы и целей урока.
3.Работа по теме урока.
- Партизанская война, как пишет Толстой, началась со вступления неприятеля в Смоленск: «со вре-мени пожара Смоленска началась война, не подходящая ни под какие прежние предания войны. Со-жжение городов и деревень, отступление после сражений, удар Бородина и опять отступление, остав-ление и пожар Москвы, ловля мародеров, переимка транспортов, партизанская война — все это были отступления от правил». Впервые столкнувшись с народной войной, Наполеон не раз жаловался Ку-тузову и императору Александру на то, что война велась «противно всем правилам», «как будто су-ществуют какие-то правила для того, чтобы убивать людей», добавляет Толстой. Писатель славит «дубину народной войны», которая «поднялась со всей своей грозной и величественной силой и, не спрашивая ничьих вкусов и правил, с глупой простотой, но с целесообразностью, не разбирая ниче-го, поднималась, опускалась и гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все нашествие».
Какова была, по мнению Толстого, историческая роль партизан?
«Партизаны уничтожали великую армию по частям. Они подбирали те отпадавшие листья, кото-рые сами собою сыпались из иссохшего дерева — французского войска, и иногда трясли это дерево». Толстой рассказывает о дерзости русских партизан, особенно мужиков, «лазивших между францу-зами» и считавших, «что теперь уже все было возможно».
— Когда был учрежден первый партизанский отряд? Кому принадлежит «слава первого шага для узаконения этого приёма войны»?
24 августа был учрежден первый партизанский отряд Дениса Давыдова.
— О каких партизанских отрядах рассказывает писатель?
«Были партии... мелкие, сборные, пешие и конные, были мужицкие и помещичьи, никому не извест-ные. Был дьячок начальником партии, взявший в месяц несколько сот пленных. Была старостиха Ва-силиса, побившая сотни французов». Более крупным планом автор рисует партизанские отряды Денисова и Долохова.
- Кто особенно выделяется в партизанском отряде Денисова? Расскажите о Тихоне Щербатом.
«Тихон Щербатый был один из самых нужных людей в партии. Он был мужик из Покровского под Гжатью.» Когда Денисов пришел в Покровское, он сказал старосте, «что его цель бить францу-зов», и узнал от него, «что у них в деревне только один Тишка Щербатый занимался этими дела-ми». Денисов позвал Тихона и похвалил его, а «на другой день... ему доложили, что Тихон пристал к партии и просился, чтобы его при ней оставили». Тихон сначала выполнял «черную работу расклад-ки костров, доставления воды, обдирания лошадей», но «скоро оказал большую охоту и способность к партизанской войне. Он по ночам уходил на добычу и всякий раз приносил с собой платье и оружие французское, а когда ему приказывали, то приводил и пленных. Денисов отставил Тихона от работ, стал брать его с собою в разъезды и зачислил в казаки.
Тихон не любил ездить верхом и всегда ходил пешком, никогда не отставая от кавалерии. Оружие его составляли мушкетон, который он носил больше для смеха, пика и топор, которым он владел, как волк владеет зубами… Тихон одинаково верно... раскалывал топором бревна и… выстрагивал им тонкие колышки и вырезывал ложки. В партии Денисова Тихон занимал свое особенное, исключи-тельное место. Когда надо было сделать что-нибудь особенно трудное и гадкое — выворотить плечом из грязи повозки, за хвост вытащить из болота лошадь, ободрать ее, залезть в самую сере-дину французов, пройти в день по пятьдесят верст, — все указывали… на Тихона.<…> Один раз француз, которого брал Тихон, выстрелил в него из пистолета и попал ему в мякоть спины», но от этой раны «Тихон лечился только водкой». «Случай этот имел на Тихона только то влияние, что после своей раны он редко приводил пленных.
Тихон был самый полезный и храбрый человек в партии. Никто больше его не открыл случаев напа-дения, никто больше его не побрал и не побил французов; и вследствие этого он был шут всех каза-ков, гусаров и сам охотно поддавался этому чину».
- В Тихоне Щербатом воплощены лучшие типические черты характера крестьянина-мстителя, силь-ного, смелого, энергичного и смекалистого. Французы для него – враги, которых надо уничтожать. И он выслеживает их днём и ночью. Своим поведением Тихон вступает даже в противоречие с тактиче-скими планами Денисова, которому был нужен «язык», а Тихон не довел его до своих и «казнил». Даже сердящийся на него Денисов должен признать справедливость главной мысли, чувства Тихона и действовать именно так, как тот хочет: «Ахните, говорит, хорошенько, всех заберете».
Однако тот же Тихон, который «пленных не брал», говорит: «мы французам худого не делаем...Ма-родёров только десятка два побили, а то мы худого не делали...». Особенно ярко эти мысли выраже-ны в истории с французским мальчиком Венсаном Боссом. Для чего автору нужен эпизод с Венсаном Боссом?
Этот эпизод показывает, как ненависть к врагам, чувство мести уходят, сменяясь жалостью, состраданием. Пленного французского барабанщика, такого же мальчишку, как Петя Ростов, кормят и солдаты, и сам Петя, даже его имя переделывают на русский манер: Весенний или Висеня.
— Как оказался в партизанском отряде Денисова Петя Ростов?
Вместо того чтобы поступать в университет, 15-летний Петя идёт на войну. Он служит орди-нарцем у генерала-немца, которого и просит отправить с поручением в отряд Денисова именно его. Выполнив поручение, Петя, однако, не возвращается назад, а остаётся в отряде.
- Почему так необходимы в описании партизанского отряда страницы о Пете?
Петя Ростов - мальчик с удивительной непосредственностью, желанием во всех людях видеть доб-рое, любить их и находить в них отклик: «Петя находился в восторженном детском состоянии нежной любви ко всем людям и вследствие того уверенности в такой же любви к себе других лю-дей». Петя поэтически воспринимает мир: ночью ему снится, что он в волшебном царстве, над ним волшебное небо, он слышит волшебные звуки музыки
- Расскажите о пребывании Пети Ростова в отряде Денисова.
Выполнив поручение генерала, Петя не возвращается назад, а остаётся в отряде и ночью вместе с Долоховым отправляется на разведку в лагерь французов, а потом участвует в атаке. Стремясь оказаться в самой гуще событий, боясь опоздать, Петя скачет именно туда, откуда раздаются выстрелы и где гуще пороховой дым, и погибает
- После гибели Пети Ростова еще раз свою оправданность получает жестокий закон войны, касаю-щийся пленных: «Готов, — повторил Долохов... и быстро пошел к пленным... — брать не будем!» — крикнул он Денисову». И Денисов, который до этого под расписку отсылал пленных, даже зная, что они умрут по дороге, «не отвечал» Долохову; «он подъехал к Пете, слез с лошади и дрожащими руками повернул к себе запачканное кровью и грязью уже побледневшее лицо Пети».
Описание войны Толстой заканчивает изгнанием французов с русской земли. Почему, как вы думаете, автор не изображает фактический конец войны на территории Западной Европы, не описывает вступление русских в Париж?
Такое композиционное решение ярче оттеняет идею книги: справедлива и нужна только освободи-тельная война, а все то, что по воле Александра происходило в Западной Европе, делалось для славы.
— Французская армия почти перестала существовать. Толстой показывает ее разложение. Он пишет, что французская армия не могла нигде поправиться. Она с Бородинского сражения и грабежа Москвы несла в себе уже как бы химические условия разложения. Люди этой бывшей армии бежали со своими предводителями сами не зная куда, желая только одного: выпутаться... из безвыходного положения... (т. IV, ч. II, гл. 18). Более того, они еще думали каждый о своей добыче. У императора, королей, герцогов было особенно много награбленного добра, показывает Толстой.
Поэтому русская армия изменила тактику. «Русская армия должна была действовать, как кнут на бегущих животных... (т. IV, ч. III, гл. 19). Это значило, что Кутузов всеми силами удерживал армию от сражений, давая их лишь тогда, когда уйти от них было невозможно. «Ожидая врага сзади, а не спереди, французы бежали (с.128) — ...кто не мог — сдался или умер».
Чувство мести русского народа было удовлетворено. Французы теперь стали уже не врагами, а просто жалкими людьми. И если к врагам у русских была ненависть, то к побежденным — милосер-дие. Толстой показывает, как относятся солдаты к пленным Рамбалю и Морелю. «Тоже люди», — говорит, как и Кутузов, старый солдат. И пленный итальянец сказал Пьеру: «...воевать с таким народом, как вы, преступление. Вы, пострадавшие столько от французов, вы даже злобы не имеете против них».
Законы мира снова торжествуют над войной. Однако это не христианское всепрощение. Герои помнят все, что было. «А и то сказать, кто же их к нам звал? Поделом им... — говорит Кутузов, — Благодарю всех за трудную и верную службу, победа совершенная, и Россия не забудет вас. Вам слава вовеки!»
Так Толстой передал качества, свойственные русскому народу: с одной стороны, миролюбие, гуманизм, отходчивость, с другой стороны — силу гнева против тех, кто нарушает его мирную жизнь, и неизгладимую память о своих героях и защитниках.
Литература: Л.Н.Толстой. Война и мир. – М.: Просвещение, 1987.
Красильникова Ирина Сергеевна
Белова Светлана Сергеевна
Легоцкая Вера Сергеевна