Методические рекомендации по разработке и реализации персонализированной программы наставничества (в рамках личностно-ориентированного подхода)
Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования
Центр детского творчества «Юность»
Методические рекомендации
по разработке и реализации персонализированной программы наставничества
(в рамках личностно-ориентированного подхода)
Автор-разработчик:
Халилова Наталья Юрьевна,
методист, педагог-психолог
г. Ярославль,
2024
Оглавление
1. Пояснительная записка
2. Методические основы разработки персонализированной программы наставничества: личностно-ориентированное обучение и коучинг
3. Стратегии работы с профессиональными затруднениями и личностью педагога, обеспечивающие персонализацию программ наставничества
4. Этапы проектирования персонализированной программы наставничества. Методы и приемы работы
5. Этапы реализации персонализированной программы наставничества. Методы и приемы работы
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Этапы реализации персонализированной программы (на примере программы наставничества молодого педагога)
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Прием работы наставника «Постановка цели» (Иллюстрации)
Список информационных источников
Аннотация
Методические рекомендации адресованы административным и педагогическим работникам системы дополнительного образования, использующим технологию наставничества для обеспечения профессионального становления и развития педагогических кадров. Рекомендации основаны на опыте внедрения программы наставничества в МОУ ДО ЦДТ «Юность» и включают примеры разработки и реализации персонализированных программы наставничества. Рекомендации могут быть использованы для реализации персонализированных программ наставничества, как молодых, так и опытных педагогов в долгосрочном формате (от полугода до года).
Разработка и внедрение системы наставничества педагогических работников в образовательных организациях стали одним из инструментов реализации принципа стимулирования профессионального роста педагогических работников, обозначенного в «Основные принципы национальной системы профессионального роста педагогических работников Российской Федерации, включая национальную систему учительского роста».
Целевая модель наставничества педагогических работников делают важный акцент на необходимости опоры на личность наставляемого и личность наставника при планировании и достижении задач профессионального роста.
Так, «Методические рекомендации по разработке и внедрению системы (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных организациях» [8] подчёркивают, что «Наставляемый является активным субъектом собственного непрерывного личностного и профессионального роста, который формулирует образовательный заказ системе повышения квалификации и институту наставничества на основе осмысления собственных образовательных запросов, профессиональных затруднений и желаемого образа самого себя как профессионала».
Таким образом, личность педагога является одним из важнейших факторов, обеспечивающих непрерывный профессиональный рост педагога, т.к. напрямую связана с его профессиональный интересами и мотивацией.
В системе дополнительного образования опора на личность, как обучающегося, так и педагога, является основополагающей, т.к. одной из целей развития дополнительного образования детей является воспитание высоконравственной, гармонично развитой и социально ответственной личности [6].
Поэтому актуальность и востребованность инструментов наставничества в системе дополнительного образования продолжает расти. Так, согласно «Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г.» [6] на I этапе ее реализации, в 2022-2024 гг. планируется:
- создать институт наставничества в системе дополнительного образования детей;
- реализовать меры поддержки молодых специалистов, работающих в системе дополнительного образования детей, в их педагогической деятельности и профессиональном развитии.
Эти два показателя неслучайно поставлены рядом. Проблема адаптации молодых специалистов и сохранения кадров в педагогических коллективах до сих пор не потеряла своей актуальности, а наставничество можно рассматривать как один из эффективных методов решения этой проблемы [3].
Также для учреждений дополнительного образования актуально продолжение профессионального развития опытных педагогов. Это необходимо для решения следующих задач, обозначенных Концепцией:
- реализация современных образовательных моделей, обеспечивающих применение обучающимися полученных знаний и навыков в практической деятельности (хакатоны, волонтерство, социальные проекты, дискуссионные и проектно-исследовательские клубы и др.);
- содействие в разработке и внедрению современных учебно-методических комплексов, в том числе цифровых, по всем направленностям ДО.
Для решения этих задач наставничество также эффективно, т.к. предполагает как реализацию как традиционной формы «опытный–молодому», так и реверсивной «молодой–опытному», что позволяет объединять учебно-методические компетенции опытных педагогов с цифровыми навыками молодых.
Персонализированная программа наставничества, особенно реализуемая в течении длительного периода (полгода или год), является одной из эффективных форм работы с молодыми педагогами, т.к. позволяете решать комплекс задач по: адаптации к условиям труда, повышению методический и педагогической компетенций, работе с мотивацией и целеполаганием.
Цель рекомендаций – представить поэтапный план разработки и реализации персонализированных программ наставничества.
2. Методические основы разработки персонализированной программы наставничества: личностно-ориентированное обучение и коучинг
Согласно методологии наставничества сущность деятельности наставника в образовании включает педагогическую поддержку и устранение внутренних образовательных дефицитов сопровождаемых [4].
Образовательные дефициты педагогов иллюстрируют, что профессиональные затруднения относятся не только к компетенциям, они затрагивают эмоционально-личностную сферу, это эмоции и самооценка педагога, связанные с этими затруднениями [5]. Поэтому для эффективного преодоления затруднений необходимо работать с личностью педагога, с его мотивацией, интересами, профессиональной позицией; создавать некую стратегию раскрытия потенциала и самореализации в профессии.
Система дополнительного образования – это система ориентированная, прежде всего на сотворчество педагога и обучающегося, на раскрытие внутреннего мира ребенка, направленная на его самореализацию, профессиональное и социальное самоопределения. Умение использовать в своей практике личностно-ориентированный подход можно отнести к профессионально важным качествам педагога дополнительного образования, и, необходимо, чтобы в работе наставнической пары этот подход был реализован.
Поэтому персонализированные программы разрабатывались на основе концепции личностно-ориентированного обучения и его ключевых положений [2, 9]:
- познание себя;
- готовность к неопределенностям и изменениям, умение рассчитывать свои жизненные ресурсы;
- умение видеть в других субъектов, учитывать окружающую среду;
- отношение к себе как к деятелю, умение взять на себя ответственность;
- простраивание своей позитивной Я-концепции;
- понимание своего профессионального пути, как способа актуализации индивидуальной мотивации.
Для становления молодых педагогов, именно, как специалистов системы дополнительного образования, необходимо преодолевать образовательный дефицит через укрепление профессиональной позиции, повышение методической компетенции и раскрытие внутренних потенциалов. Это возможно сделать через оказание психологической и методической поддержки, направленной:
- на актуализацию и раскрытие внутренних ресурсов, в том числе не задействованных в профессиональной деятельности;
- на работу с образовательным дефицитом, как задачей развития, а не проблемой текущей деятельности;
- на планирование профессионального пути.
В качестве одного из основных инструмента работы в рамках концепции личностно-ориентированного обучения используется коучинговый подход.
Коучинг – форма консультативной поддержки, которая помогает человеку достигать значимых для него целей в оптимальное время путем мобилизации внутреннего потенциала, развития необходимых способностей и формирования новых навыков.
Коучинговый подход (философия коучинга), основные положения [10]:
- В человеке уже есть все необходимые ресурсы для достижения успеха;
- Фокус на сильные стороны;
- Обучение на успехе, а не на ошибках;
- Ориентир на решение, а не на проблему;
- Поиск поддерживающего окружения.
3. Стратегии работы с профессиональными затруднениями и личностью педагога, обеспечивающие персонализацию программ наставничества
Анализ запросов педагогов на работу с наставников выявил 2 типа проблемных ситуации, затрагивающих личность и компетенции педагога.
Таблица 1. Проблемные ситуации–запросы на работу с наставником.
Ситуация дефицита или затруднений в проф. деятельности | Ситуация развития или желаемых изменений в проф. деятельности | |
Проблемное поле | Сложности, трудные или проблемные ситуации в деятельности. | Новые знания, умения, опыт, который педагог хочет получить. |
Мотивы педагога | «Есть проблема, хочу решить» | «Проблем нет, хочу улучшить, обновить деятельность» |
Направление работы | Работаем в рамках конкретной ситуации в педагогической деятельности (стратегия восполнения дефицита) | Работаем в широких рамках, определяемых кругом интересов наставляемого (стратегия раскрытия потенциала) |
Для эффективного выстраивания единого вектора работы как с компетенциями, так и с личностью педагога выделяются 2 стратегии:
Стратегия восполнения дефицита и ее инструмент «5-листник наставничества». (Рисунок 1.) используется для работы с текущим дефицитом и в качестве способа создания помогающего окружения. В работе по «5-листник наставничества» консультирование, методическая помощь, методы самообразования, совместное проектирование учебных занятий, посещение наставником занятий молодого педагога и помощь в их проведении.
Стратегия раскрытия потенциала, и коучинг как инструмент для работы с целями, ресурсами, образом себя (Рисунок 2. 5 принципов коучинга Милтона Эриксона)
Эта стратегия помогает педагогу:
- ставить задачи на период работы с наставником, а также личные, профессиональные задачи,
- получить доступ к ресурсам, не задействованным до этого момента в профессиональной деятельности.
- сместить фокус с не ресурсного определения себя «у меня не получается, но я справлюсь» на ресурсное «я развиваю свое мастерство, я расту»
- после окончания работы с наставником – поставить новые задачи, определить для себя новые точки роста.
Рисунок 1. «5-листник наставничества»
Рисунок 2. 5 принципов коучинга Милтона Эриксона
Проектирование персонализированной программы наставничества (для молодых педагогов) с учетом факторов образовательного дефицита (профессионального затруднения) и личности:
- если молодой педагог имеет стаж работы в учреждении от 0 до 2-х лет и заявляет о дефиците (затруднении) и демонстрирует не сформированную профессиональную позицию, то наставническая пара работает над развитием компетенций, формированием профессиональной позиции, планированием профессионального пути.
- если молодой педагог имеет стаж работы в упреждении от 1 до 3-х лет, заявляет о дефиците (затруднении) и демонстрирует вполне уверенную профессиональную позицию, то наставническая пара работает над развитием компетенций, раскрытием потенциала, планированием профессионального и карьерного роста.
Проектирование персонализированной программы наставничества (для опытных педагогов) с учетом факторов образовательного дефицита (профессионального затруднения) и личности:
- если педагог заявляет о имеющемся дефиците (затруднении) и демонстрирует слабую профессиональную позицию, то наставническая пара работает над развитием компетенций и укреплением профессиональной позиции и самооценки;
- если педагог заявляет о имеющемся дефиците (затруднении) и демонстрирует достаточно уверенную профессиональную позицию, наставническая пара, восполнив дефицит, работает над раскрытием потенциала педагога.
4. Этапы проектирования персонализированной программы наставничества. Методы и приемы работы
1. Выявление профессиональных затруднений педагога.
- Модель компетенций учреждения (построение профиля компетенций педагога), например
- Диагностические методы (анкетирование, тестирование)
- Консультативные методы (беседа, самоанализ деятельности, рефлексия)
2. Понимание и формулировка планируемых результатов.
4 главных вопроса коучинга:
- ЧЕГО ты хочешь?
- ПОЧЕМУ это важно для тебя?
- КАК ты можешь достичь цели?
- КАК ты узнаешь, что достиг результата?
3. Постановка целей работы наставнической пары.
- Метод SMART
- Упражнение «Колесо баланса»
4. Планирование работы наставнической пары.
- Планирование по методу дорожных карт
- Методика «5-листник наставничества»
5. Этапы реализации персонализированной программы наставничества.
Методы и приемы работы
В реализации программы традиционно выделяется 3 этапа: диагностический, практический, рефлексивный этапы. (Приложение 1. Этапы реализации персонализированной программы (на примере программы наставничества молодого педагога)
На диагностическом этапе происходит выявление профессиональных и личностных затруднений, определение желаемых результатов, постановка целей и задач работы наставнической пары, разработка и утверждение дорожной карты.
Практический этап работы – этап, на котором происходит основная работа по преодолению личностных и профессиональных затруднений и могут быть задействованы (в зависимости от типа затруднений) следующие направления деятельности:
- Педагогическое сопровождение
- Методическое сопровождение
- Психологическое или психолого-педагогическое сопровождение
- Самообразование
- Адаптация на рабочем месте
- Планирование профессионального пути.
Для эффективного выстраивания единого вектора работы как с компетенциями, так и с личностью педагога выделяются и использования стратегии преодоления дефицита и раскрытия потенциала используется Модель «Компетентность и мотивация» (Рисунок 3)
В зависимости от сочетания 2-х факторов – уровня мотивированности и уровня развития компетенций выделяются следующие модели взаимодействия наставнической пары: поддержка, стимулирование, обучение, стимулирование и обучение.
Рисунок 3. Модель «Компетентность и мотивация» (теория Skill-Will)
Методы и приемы работы наставника
Работа наставнической пары на этом этапе строится по алгоритму, заложенному в методику «5-листник наставничества», которая нацелена на последовательное развитие компетенций наставляемого, на постепенное снижение роли наставника в его практической деятельности и становление самостоятельности. На разных шагах («лепестках 5-листника») используются разные приемы работы.
Приём 1. «Дорисовывать» сильные стороны наставляемого
Этот приём был предложен кандидатом педагогических наук Шалвой Амонашвили и изначально предназначался для работы с детьми. Однако он также эффективен и для работы со взрослыми. Суть приёма заключается в том, чтобы замечать и развивать сильные стороны наставляемого, даже если они ещё не полностью сформированы.
Прием может использоваться на всех шагах «5-листника наставничества».
Приём 2. Использовать разные стили наставничества
Инструктаж предполагает чёткое изложение алгоритма действий наставником и последующую просьбу повторить эти действия за ним. Этот стиль подходит для типовых задач, так как позволяет быстро передать информацию и проверить её усвоение.
Прием может использоваться на 1-2 шагах «5-листника наставничества».
Объяснение подразумевает детальное разъяснение наставником алгоритма действий и причин, по которым важно следовать этому алгоритму. Этот стиль подходит для большинства задач, так как помогает наставляемому самостоятельно выполнять задания и развивать чувство ответственности за результаты своей работы.
Прием может использоваться на 2-4 шагах «5-листника наставничества».
Развитие предполагает постановку наводящих вопросов наставником и предложение наставляемому найти решение. Этот стиль подходит для творческих задач и ситуаций, когда нет ограничений по времени.
Прием может использоваться на 4-5 шагах «5-листника наставничества».
Приём 3. Правильно ставить задачи перед наставляемым (SMART)
Прием может использоваться на всех шагах «5-листника наставничества». (Приложение 2. Прием работы наставника "Поставновка цели")
Приём 4. Давать эффективную обратную связь
Обратная связь — это методика бесконфликтной критики, направленной на то, чтобы собеседник сам захотел изменять свое поведение.
Выделяют три этапа обратной связи:
- описание ситуации, о которой предоставляется обратная связь;
- описание своего отношения к этой ситуации и ее последствий;
- пожелания по поводу дальнейших результатов действий собеседника в аналогичных ситуациях, способы повышения эффективности работы.
Принципы обратной связи:
- Сбалансированность и позитивный подход. Наставляемый должен чувствовать, что обратная связь способствует его развитию. Она должна содержать описание сильных сторон и областей для улучшения, вдохновляя на профессиональный и личностный рост.
- Конкретность. Обратная связь касается действий, а не предположений о мотивах. Недоверие и враждебность возникают из-за догадок о причинах поведения.
- Фокус на поведении, без оценочных суждений. При предоставлении обратной связи следует акцентировать внимание на поведении, а не на личности. Говорите о действиях, а не о мнении наставника.
- Своевременность. Положительное подкрепление — ключевой принцип обучения, и предоставление обратной связи вовремя — лучшее, что может сделать наставник.
- Активность. Наилучший способ обучения — самостоятельное исправление ошибок и ответ на возникающие вопросы.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Этапы реализации персонализированной программы
(на примере программы наставничества молодого педагога)
Диагностический этап.
Для выявления профессиональных затруднений и образовательных дефицитов используется анкетирование: анкеты «Адаптация на рабочем месте», «Затруднения на начальном этапе профессиональной карьеры» [2]. В качестве вызывающих наибольшие трудности, молодым педагогом были отмечены:
- на уровне эмоционально-личностном – эмоциональная нестабильность и неуверенность, связанные с адаптацией на новом рабочем месте и с адаптацией к особенностям практической деятельности;
- на уровне компетенций – наличие образовательного дефицита, выраженного в сложности подготовки и проведения занятий, недостаточности методической обеспеченности деятельности, ограниченности репертуар методических приемов и техник, дефицита готовых разработок занятий.
Коучинговый подход на этом этапе помогал молодому педагогу в формулировке собственных целей и задач: личных, профессиональных, задач на период работы в программе наставничества. Момент постановки целей самый ключевой и важный этап любой деятельности. От его правильности зависит весь цикл движения в желаемом направлении и, конечно, итоговые результаты, а низкая мотивация или ее отсутствие и вовсе делает всю дальнейшую работу нерезультативной.
Неправильно поставленная цель на этом этапе – это двойной риск:
- риск не дойти до нее, из-за неправильно рассчитанных сил и недостаточной мотивации;
- риск заполучить неуверенность в своих силах и негативный жизненный опыт, который потом может очень долго отражаться на профессиональной деятельности.
Практический этап.
Работа по «5-листнику наставничества» помогла выстроить продуктивную работу с образовательным дефицитом. В качестве инструментов работы использовались: консультирование, методическая помощь, совместное проектирование учебных занятий, посещение наставником занятий молодого педагога и помощь в их проведении.
Коучинговый подход помог получить молодому педагогу доступ к ресурсам, не задействованным до этого момента в профессиональной деятельности. А также сместить фокус на ресурсное определение себя как специалиста: с «Я – молодой педагог, у меня не получается. Мне помогают, я справлюсь» на «Я – профессионал, я развиваю свое мастерство. Мне помогают, я расту».
Рефлексивный этап.
На заключительном этапе педагог анализировал, обобщал проделанную работу по преодолению образовательного дефицита, представляя его в виде статьи и/или публичного выступления, педагогического портфолио по итогам года.
Коучинговый подход позволил молодому педагогу после рефлексии своего профессионального развития и оценки результатов работы в программе наставничества, поставить новые задачи, определить для себя новые точки роста.
Таблица 2. Этапы и практический инструментарий работы наставнической пары.
Этапы | Инструменты работы с образовательным дефицитом | Инструменты работы с личностью |
Диагностический | Анкеты «Адаптация на рабочем месте», «Затруднения на начальном этапе профессиональной карьеры» [1], опросник «Мои профессиональные затруднения» | Техники коучинга для постановки целей и задач на период работы в программе наставничества |
Практический | Методика «5-листник наставничества», консультирование, методическая помощь, совместное проектирование учебных занятий, посещение наставником занятий педагога, помощь в их проведении. | Техники коучинга для работы с внутренними ресурсами педагога, методика определения ведущего стиля взаимодействия, техники «Колесо баланса», «Моделирование образа себя в будущем» |
Рефлексивный | Анализ проделанной работы и поученного опыта. Публичное представление опыта в виде статьи и/или выступления. Педагогическое портфолио. | Техники коучинга для постановки целей и задач на следующий учебный год из нового образа себя, как профессионала |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Прием работы наставника «Постановка цели» (Иллюстрации)
Список информационных источников
- Диагностика особенностей адаптации, деятельности и профессионально-личностных затруднений молодого педагога: сборник диагностических методик / авторы-составители С. В. Данилов, Л. П. Шустова, Н. И. Кузнецова. Ульяновск: УлГПУ, 2018. 98 с.
- Едалина Н.А. Проблемы личностно-ориентированной педагогики: Курс лекций / Рос. филос. о-во; Межвуз. центр проблем непрерыв. гуманитар, образования при Урал. гос. ун-те им. А.М.Горького. Екатеринбург: Банк культурной информации, 1998. 102 с. (Сер. «Филос. образование» / Ред. совет: В.В.Ким (предс.) и др.; Вып. 5).
- Наставничество в дополнительном образовании. / Материалы секции «Наставничество в дополнительном образовании» XХXI районной научно-практической конференции «Развитие воспитания и дополнительного образования в Адмиралтейском районе. Опыт. Находки. Перспективы». СПб: ГБУДО Дворец ворчества «У Вознесенского моста», 2021. 29 с.
- Наставничество в системе образования России. Практическое пособие для кураторов в образовательных организациях / Под ред. Н.Ю. Синягиной, Т.Ю. Райфшнайдер. М.: Рыбаков Фонд, 2016. 153 с.
- Настольная книга «Наставничество: эффективная форма обучения»: информационно-метод. материалы / авт.-сост. Нугуманова Л. Н., Яковенко Т. В. - 2-е издание, доп., перераб. Казань: ИРО РТ, 2020. 51 с.
- Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г. и плана мероприятий по ее реализации: Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. N 678-р
- Об утверждении Методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися: Распоряжение Правительства РФ от 25 декабря 2019 г. № Р-145
- О направлении методических рекомендаций по разработке и внедрению системы (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных организациях: Письмо Минпросвещения России, Профессионального союза работников народного образования и науки Российской Федерации от 21.12.2021 № АЗ-1128/08/657
- Степанов Е. Н. Личностно-ориентированный подход в работе педагога: разработка и использование. М.: ТЦ Сфера, 2003. 128с.
- Трушевская А. А. Развитие технологий коучинга в образовательном пространстве вуза // ПСЭ. 2013. №1 (45). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-tehnologiy-kouchinga-v-obrazovatelnom-prostranstve-vuza (дата обращения: 10.10.2023).