Методическая разработка «Воспитание искусством»
Структурное подразделение «Прометей» государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №2 им. В. Маскина ж.-д. ст. Клявлино муниципального района Клявлинский Самарской области
Методические рекомендации
«Искусство танца — средство воспитания и развития ребенка»
(Дополнительная общеобразовательная программа
«Хореография»)
Разработчик:
педагог дополнительного образования
СП «Прометей»
Клыкова Ирина Леонидовна
Ст. Клявлино
2016г.
Содержание:
Краткая справка об образовательном учреждении - 3
Пояснительная записка - 3
Теоретическая часть - 4
Методическая часть - 6
Практическая часть - 9
Список литературы - 12
Приложения - 14
1.Краткая справка об образовательном учреждении:
Структурное подразделение "Прометей"
государственного бюджетного общеобразовательного учреждения
Самарской области средней общеобразовательной школы №2 им. В. Маскина
ж.-д. ст. Клявлино муниципального района Клявлинский Самарской области
Сокращенное наименование:
СП «Прометей» ГБОУ СОШ №2 им.В.Маскина ж.-д. ст. Клявлино
Фактический адрес: 446960, РФ,
Самарская область, Клявлинский район, ст. Клявлино, ул. Первомайская, д.52
тел. (84653) 22782, факс (84653) 21998
Адрес электронной почты: promcdo @yandex.ru
Тип Учреждения - общеобразовательное учреждение.
2.Пояснительная записка.
Восприятие окружающего мира ребёнком тесно связано с уровнем его воспитания, психического и физического развития. Всесторонне развитый ребенок, легко добивается успеха во всех сферах своей жизнедеятельности. Одним из самых действенных средств эстетического воспитания является хореография. Хореография - это мир красоты движения, звуков, световых красок, костюмов, то есть мир волшебного искусства. Сильное эмоциональное воздействие, которое оказывают танцы и гимнастика способствуют формированию сильного и устойчивого характера. Занятия хореографией являются дополнением и продолжением реальной жизни ребёнка, обогащая ее. Занятия этим искусством приносят ему такие ощущения и переживания, которые он не мог бы получить из каких-либо иных источников. Творческая личность - важнейшая цель, как всего процесса обучения, так и эстетического воспитания. Без него, без формирования способности к эстетическому творчеству, невозможно решить важнейшую задачу всестороннего и гармоничного развития личности ребёнка.
Однако основной деятельностью педагога должна являться деятельность по воспитанию духовно- нравственных основ формирующейся личности ребёнка. По моему глубокому убеждению, смысл педагогики в хореографии заключается в том, чтобы из того маленького человечка, который приходит к нам чтобы учится хореографии, воспитать личность духовно- нравственной. Когда мы говорим «дух», «духовность» мы сами того не понимая, говорим о великом человеческом стремлении к бесконечному — к правде, добру и красоте. Дух — это подлинная основа всего лучшего, что есть в человеке. Сущность нравственного воспитания ребёнка средствами хореографического искусства состоит в том, что оно гармонично развивает духовные и творческие способности ребёнка: от способности чувствовать и переживать красоту, наслаждаться и оценивать прекрасное до способности творить.
Вопросы патриотического воспитания также актуальны для нашего времени. Патриотизм относится к числу идеалов, утрата которых делает общество нежизнеспособным. Он тесно связан с концепцией национальной безопасности. В этой ситуации актуальны слова президента Российской Федерации В. В. Путина о том, что, утратив патриотизм, связанные с ним национальную гордость и достоинство, мы потеряем себя как народ, способный на великие свершения. Отсюда воспитание патриотизма у подрастающего поколения является в настоящее время важнейшей задачей государственной политики. Важная цель патриотического воспитания - как можно раньше пробудить в ребенке любовь к родной земле, сформировать у воспитанников такие черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином. Любовь к Родине - это необыкновенно прекрасное и совершенное по своему благородству и бескорыстию чувство. Яркое и чистое, как родник, оно хранится где-то глубоко в тайниках человеческой души и по мере надобности проявляет себя, начиная от нежной любви к родному краю и доходя до высокого гражданского звучания. Научить чувствовать красоту родной земли, красоту человека, живущего на этой земле, воспитать любовь к родному дому, семье, к родным местам, ко всему, что окружает ребенка с детства - одна из главных задач педагога. Воспитание детей в хореографическом коллективе, основанное на традициях народной культуры, считается истинно патриотическим, так как оно формирует гражданское самосознание, любовь к Родине, знание культуры своего народа, воспитывает преданность к Отечеству, в том числе к своей Родине.
3. Теоретическая часть.
Хореография обладает огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребенка, для его гармоничного духовно-нравственного, гражданско-патриотического и физического развития, а коллективно-творческая деятельность позволяет воспитанникам, независимо от способностей, иметь равные возможности проявить себя на занятиях хореографии. Отбора способных детей у меня нет, практически я работаю со всеми детьми. Хореографическое искусство способствует разностороннему и гармоничному развитию младших школьников, раскрытию их творческих способностей - данные компетентности заложены в рабочей программе по хореографии, которая сориентирована на работу с младшими школьниками, независимо от наличия у них специальных физических данных, на воспитание хореографической культуры и привитие начальных навыков в искусстве танца.
Танцевальное искусство, давая выход энергии младших школьников, наполняет их бодростью, удовлетворяет потребность детей в празднике, в игре. Танец выступает как средство массового общения детей, дает возможность содержательно провести время.
Занятия хореографией имеют целый ряд преимуществ по сравнению с другими видами двигательной и творческой деятельности. Рассмотрим некоторые из них.
1. Танец - это синтез музыки и движения. Музыка, воспринимаемая слуховым рецептором, воздействует на общее состояние всего организма человека, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания. Медициной доказано, что под влиянием музыки в организме человека можно вызвать или ослабить возбуждение. Именно поэтому музыка, как средство физиологического воздействия, используется и в гимнастике, и в аэробике, и в игровом стретчинге, и других видах занятий, но подлинно органического слияния музыки и движения можно достигнуть только в танце, так как именно танец является материализацией музыкального произведения, воплощением музыкальных образов и ее содержания языком пластики человеческого тела.
2. Танец задействует буквально все группы мышц: от мышц стопы до мимических мышц лица.
3. Танец - это комплекс, синтез всевозможных физических упражнений; танец - это и медленная ходьба, и быстрый бег, и стремительный прыжок, танец - это быстрое взрывное движение и статическая поза пантомимы; танец - это энергичное молниеносное вращение всего тела и едва уловимое движение пальца руки; танец - это предельное напряжение и полное расслабление той или иной группы мышц.
4. Танец естественен и присущ человеку так же, как само дыхание. Танец - это и движение ребенка в колыбели, реагирующего на музыку и песню матери, это и вальс седых ветеранов, и одержимость молодых на танцплощадках дискотек. Танец доступен всем, танец сопровождает человека от его рождения и до глубокой старости,
5. Танец - это всегда восторг и радостные эмоции. Танец - это праздник, который всегда с тобой.
Дисциплинированность, трудолюбие и терпение - те свойства характера, которые необходимы не только в хореографическом классе, но и в быту. Эти качества годами воспитываются педагогами-хореографами и определяют успех во многих делах. Чувство ответственности, так необходимое в жизни, двигает детей, занимающихся хореографией, вперед. Нельзя подвести рядом стоящего в танце, нельзя опоздать, потому что от тебя находятся в зависимости другие, нельзя не выучить, не выполнить, не доработать.
Аккуратность в хореографическом исполнительстве, опрятность формы в хореографическом классе переносится и на внешний вид детей в школе. Они выделяются не только своей осанкой, но и прической, чистотой и элегантностью ношения самой обыкновенной одежды.
Воспитание этикета является одной из сторон на занятиях по хореографии. Внимание и забота о других - необходимое качество в характере детей, и занятия хореографией решают эти задачи.
Для развития общественного и патриотического сознания, искоренения таких негативных качеств, как равнодушие, нетерпимость, эгоизм, индивидуализм, агрессивность, цинизм, неуважительное отношение к государству и социальным институтам, в коллективе проводятся мероприятия: «День Знаний», «День здоровья», «День Учителя» «Мамин день», «Великий День победы» и многие другие. Организованные педагогами-хореографами встречи с ветеранами, помощь им, - это еще один сильный фактор, влияющий на патриотическое воспитание детей.
Развитие понимания Родины ребенком всегда тесно связано с конкретными представлениями о том, что ему близко и дорого. Очень важно донести все это до каждого воспитанника в доступной форме, приобщая его к духовному наследию России, воспитать веселого, доброго, порядочного человека, готового любить и защищать свою Родину.
4.Методическая часть.
Главные принципы методики преподавания материала - это взаимосвязь интеллектуального и эмоционального начала в преподнесении материала, создание гармоничной развивающей среды, построенной на различных видах искусства (музыка, танец, литература).
Педагог применяет в своей работе наиболее целесообразные методы с учетом возраста детей, их специальной подготовки, уровня эмоциональной отзывчивости, наличия интереса к хореографическому искусству. Увлечение и вдохновение - источник интеллектуального роста личности. Интеллектуальное чувство, которое испытывает ребенок в процессе овладения знаниями - это та ниточка, на которой держится желание учиться. Если обучение сопровождается яркими и волнующими впечатлениями, познание становится очень крепким и необходимым. Занятия становятся интересными, и тогда ребенок видит результаты своих усилий в творчестве. Задача педагога - не дать угаснуть творческому интересу ребенка, всячески его развивать и укреплять.
Методы можно разделить на словесные, практические, наглядные.
Словесные методы основываются на объяснении, беседе, рассказе.
Практические - на обучении навыкам хореографии.
Важным методом воздействия на детей является наглядный метод. Исполнительское мастерство педагога-руководителя, его профессиональный показ порой восхищает детей, вызывает стремление ему подражать. Поэтому педагог должен обладать достаточно грамотным и выразительным показом. Этот метод имеет решающее значение в воспитании детей. Они воспроизводят методику исполнения движений своего педагога, впитывают не только грамотный и выразительный показ, но и его возможные ошибки. Дети подражают своему педагогу в манере и характере исполнения движений, порой копируют и постановку рук, корпуса, головы. По исполнению детей можно определить качество знаний педагога, его стиль работы. Поэтому, пользуясь методом наглядного показа, необходимо быть предельно внимательным, чтобы исключить те недочеты, которые проявляются в исполнительстве.
В целях повышения эффективности воспитательной работы важно использовать проблемную методику. В отличие от традиционной, когда детям сообщается «готовая» информация обучения, проблемная методика предлагает более активную умственную и эмоциональную деятельность. В процессе занятий возможно предложить детям дополнить танцевальную комбинацию или сочинить ее полностью, исполнить то или иное движение, которое не касается их программы обучения. Дети сначала робко, а потом и смело, при поддержке преподавателя, активно включаются в творческую работу. Важно, чтобы ребенок смог применить свои знания, желания в осуществлении задуманного. Необходимо поощрять творческую инициативу детей, так как многие из них впоследствии, становясь старше, помогают своим педагогам в работе с младшими детьми. Разумный педагог доверяет своему ученику, направляет его в учебной и постановочной работе. Таким образом, дети, столь активно включившись в творческую хореографическую атмосферу, выбирают профессию хореографа. Увлекаясь хореографией, они начинают приобретать книги, собирать вырезки и фотографии из газет и журналов с артистами балета, ансамблями, прослушивать музыку различных направлений, просматривать специальные видеозаписи и т.д. Здесь уместно привлечь детей к аналитической работе, организуя различные беседы, диспуты, чтобы дети правильно понимали содержательную сторону хореографического искусства.
Каждый педагог, в зависимости от степени владения теми или иными методами, предпочитает использовать определенный путь воздействия на детей. Чаще всего это метод убеждения. Этот метод используется не от случая к случаю. Он должен быть целенаправленным, систематическим, и тогда он станет действенным. Метод убеждения требует от педагога огромного терпения, образованности и тактичного поведения. Дети порой не сразу понимают педагога. Это бывает от неумения ребенка слушать и слышать, что от него требуется. Это качество характера воспитывается постепенно в культуре общения ребенка. Поэтому педагогу надо проявить максимум педагогического мастерства и любви к детям при использовании этого метода.
Формы работы можно условно разделить на основные, дополнительные и формы художественно-эстетического самообразования. К основным формам относятся: просмотр балетных спектаклей, прослушивание музыки, знакомство с творчеством мастеров хореографии. Такой работой можно охватить весь коллектив во время занятий, репетиций. Дополнительные формы включают: коллективные или индивидуальные посещения спектаклей, фильмов, дискотек, но их проведение организуется в свободное и удобное для детей время. К формам художественно-эстетического самообразования относятся: самостоятельное изучение вопросов теории музыки, балета, чтение книг по хореографии и другим видам искусства с определенной целевой установкой на расширение своих знаний в области хореографии.
Для повышения нравственного потенциала личности ребенка, развития его активности, важно постоянно обновлять и обогащать используемые формы и методы. На занятиях ведутся беседы, проводятся творческие задания, викторины, направленные на изучение истории создания того или иного народного танца, на знакомство с богатейшим фольклором России, с географическими условиями отдельных регионов, оказавших влияние на формирование самобытного танцевального творчества. Данные формы организации деятельности детского объединения дополнительного образования оказывают большое влияние на рост самосознания и развитие патриотических чувств у воспитанников.
У начинающих детей не всегда хватает терпения заниматься длительное время, если они не видят результата своего труда. Целесообразно поступают педагоги, которые на начальном этапе работы применяют элементарные знания детей, делая для них небольшую постановочную работу на несложных танцевальных элементах. Это придает стимул детям в учебно-тренировочной работе, приучает их к сценическому поведению, к ответственности за свое исполнение. Конкретные успехи доставляют радость детям. И, наоборот, отсутствие радостной творческой работы делает ее бессистемной, бесперспективной. Не надо ставить перед детьми таких целей, достижение которых требует больших возможностей, чем те, которыми они обладают. Это делается, как правило, для того, чтобы отличиться на смотре, фестивале, конкурсе, получить поощрение, выделиться. В связи с этим появляется повышенная притязательность детей, необоснованные планы, что наносит ущерб их нравственному развитию. В таких случаях дети либо покидают коллектив, либо молчаливо со всем соглашаются, либо выступают против руководителя. Чаще всего это бывает в скрытной форме: невыполнении его требований, формировании противоборствующих групп. Все это способствует нездоровой атмосфере в коллективе. То есть отсутствие или неверное определение творческих задач в коллективе могут стать весьма серьезным тормозом совершенствования учебно-творческой и воспитательной деятельности педагога.
Каждое занятие, каждый шаг в овладении детей исполнительским мастерством рассматривается как поступательное звено в единой цепи воспитания. Это облегчает труд педагога в классе, делает его содержательным, осмысленным и радостным. В.Л. Сухомлинский писал: «Влиять на коллектив воспитанников - значит воодушевлять его стремлениями, желаниями. Коллективное стремление - благороднейшее идейное, моральное единство. Там, где есть коллективное стремление к чему-то высокому и благородному, возникает та великая, непобедимая сила воспитательного влияния коллектива на личность, о которой мечтает вдумчивый воспитатель».
Воспитательный процесс обогащается присутствием традиций в коллективе - посвящения в хореографы, празднования дней рождения, проведения выходных дней, оформления стенгазет, проведения вечеров 8 марта и 23 февраля, празднование дня Победы, встречи с интересными людьми- земляками, передачи лучших номеров программы следующему поколению. Эти традиции делают перспективной жизнь коллектива, помогают сплотить детей. У каждого ребенка появляется чувство причастности к важной деятельности, которая поощряется окружающими.
5.Практическая часть.
В процессе создания танцевальных номеров я обязательно учитываю индивидуальные особенности и склонности детей, способности выполнять те или иные сложные танцевальные элементы. Темы для постановочных работ выбираю такие, чтобы они вызывали интерес у воспитанников, воспитывали в них любовь к Родине, научили чувствовать красоту родной земли, красоту человека, живущего на этой земле, воспитать любовь к родному дому, семье, к родным местам, ко всему, что окружает ребенка с детства. Танец стимулирует детей к творчеству, расширяет кругозор, активизирует познавательную деятельность, учит нестандартно мыслить, а также выполняет важную компенсирующую функцию – помогает ребенку утвердиться и реализоваться в детском коллективе, формирует коммуникативные компетенции воспитанников, развивает основные интеллектуальные качества: умение анализировать, синтезировать, сравнивать, оценивать, все виды памяти. Практические занятия хореографией способствуют умению учащихся разогреть суставно-мышечный аппарат, накоплению танцевальных движений, умению танцевать легко и выразительно, а использование игрового метода преподавания (театральные игры развивающего характера, танцевальные этюды) придает учебно-воспитательному процессу привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и освоения танцевальных движений, повышает эмоциональный фон уроков. Все дети хотят выступать на сцене, но исполнительское мастерство отрабатывается годами. Лица детей во время выступления от волнения сосредоточены, все мысли направлены на правильное исполнение движений.
Педагоги, работающие в детских танцевальных коллективах, сталкиваются с тем, что при выходе на сцену дети получают хоть и приятный, но определенный стресс. Даже при хорошо отработанной технике движения, дети, в силу своих возрастных особенностей, не способны пропустить всё через душу. На сцене очень важно выражение лица, которое предназначено для зрителя. Лицо - зеркало души.
Что же делать? Как помочь ребенку почувствовать себя увереннее и свободнее на сценической площадке? Для этого нужно установить эмоциональный контакт с воспитанниками, снять эмоциональное напряжение. Я решила обратиться к сценическому искусству, ведь артистам балета приходится не только танцевать, но и «говорить» мимикой лица. Я стремлюсь, чтобы во время исполнения танца улыбка у детей была естественной. Для этого необходимо укреплять мышцы лица, мимическую мускулатуру, то есть - нужна тренировка.
Специальные упражнения на укрепление мимических мышц позволяют снять лицевое напряжение во время выступления детей на сцене. Дети с удовольствием выполняют мимический тренаж, им нравиться подражать и гримасничать. Упражнения для мышц лица не занимают много времени и должны стать регулярными, лучше в конце урока. Мы с детьми выполняем упражнения перед зеркалом под музыку - это повышает их эмоциональный тонус.
Предложенные мной упражнения (приложение №1) помогают разогреть и размять мимическую мускулатуру. Они подробно разъясняются и демонстрируются педагогом перед зеркалом. Каждое упражнение выполняется по 16 раз.
После лицевого тренинга я рекомендую прорепетировать хотя бы один раз танцевальный номер, чтобы у юных танцоров сформировался позитивный настрой на выполнение танцевальных движений. Постепенно дети привыкают к эмоциональному состоянию души и мобилизуют себя на танцевальную деятельность. Все это позволяет способствовать решению возникающих у детей проблем, снимать отрицательные факторы (закомплексованность в движении, походке, поведении), убирать тенденцию «исключительности» некоторых детей, воспитывать ответственность, беречь ребенка от нездорового соперничества, «звездной болезни».
Выдержка, безупречная вежливость, чувство меры, внимание к окружающим, доброжелательность, а также гражданское самосознание, любовь к Родине, знание культуры своего народа, преданность к Отечеству, в том числе к своей Родине – вот те черты, которые являются неотъемлемыми в повседневной жизни, и которые я стараюсь воспитать у своих подопечных в процессе уроков хореографии, так как в любом танце утверждаются определенные черты характера, определенные взаимоотношения между танцующими.
Заключение.
Подводя итоги об особенностях воспитания детей искусством хореографии, в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями обучения детей следует сделать следующие выводы:
- начиная занятия с детьми, педагог-хореограф, прежде всего, стремится заинтересовать детей, научить их любить и понимать искусство танца, которое расширяет сферу их интересов, обогащает их новыми впечатлениями. Приобретение правильных и точных танцевальных навыков, участие в исполнении танцев, творческое отношение к созданию в них образа, беседы педагога с детьми - все это развивает эстетическое восприятие, воспитывает эмоциональное отношение к произведениям искусства, учит правильным суждениям в области хореографии.
- исходя из многолетнего практического опыта работы с детьми, можно сделать вывод о том, как важно дать детям грамотную и систематическую подготовку в хореографическом классе. Овладев необходимыми знаниями, навыками и умениями, научившись понимать и осмысливать содержание изучаемого хореографического материала, выразительно его исполнять, дети по-новому, более активно и сознательно начинают относиться к занятиям. В результате активного эмоционального знакомства с хореографией формируется художественный вкус детей, они начинают подмечать и воспринимать прекрасное не только в искусстве, но и в жизни.
Каждый прожитый день, каждое занятие, репетиция или концерт изменяют интересы и возможности детей. Нельзя сбрасывать со счетов даже самые незначительные характерные черты, проявляющиеся в процессе обучения. Активность детей на занятиях в хореографическом коллективе зависит от творческой инициативы педагога, стремления вести своих воспитанников к совершенствованию исполнительского мастерства и здоровому духовному-нравственному и гражданско-патриотическому развитию.
6.Список литературы.
1. Возрастная и педагогическая психология: Детство, отрочество, юность - М.: Академия, - 2000г. - 624с.
2. Кудрявцев В.Т. Развитие детства и развивающее образование - Ч. 1. / В.Т. Кудрявцев - Дубна, 1997г. - 206с.
3. Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов высш. учебн. заведений. Т.1. Общие основы психологии. - М.: Просвещение: Владос, 1994. - 576 с.
4. Михайлова М.А., Горбина Е.В. Поем, играем, танцуем дома и в саду. Ярославль: Академия развития, 1997.
5. Пинт А. О. Высокое призвание. М, 1973.
6. Прибылое Г.Н. Методические рекомендации и программа по классическому танцу для самодеятельных хореографических коллективов. М., 1984.
7. Пуляева Л.Е. Некоторые аспекты методики работы с детьми в хореографическом коллективе: Учебное пособие. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2001. - 80 с.
8. Пуртурова Т.В., Беликова А.Н., Кветная О.В. Учите детей танцевать: Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования. - М.: Владос. - 2003. - 256 с.: ил.
9. Психология детства: Практикум. / Под ред. А.А. Реана - М.: ОЛМА - ПРЕСС, 20047. - 224с.
10. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн - М.: Учпедгиз, 1946г. - 704с.
11. Развитие творческой активности школьников / Под ред. А.М. Матюшкина. - М.: Педагогика. - 1991. - 160 с.
12. Рутберг И. Пантомима. Движение и образ. М., 1981.
13. Спарджер С. Телосложение и балет. Лондон, 1958.
14. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания: Учебное пособие / В.С. Селиванов - М.: Академия, 2004г. - 336с.
15. Станиславский КС Полное собрание сочинений: В 8 т. М., 1958. Т. 5.
16. Станиславский КС. Этика. М., 1981.
17. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения: В Зт. М, 1981.Т. 3.
18. Тарасов Н.И. Классический танец. М., 1975.
19. Тарасов Н.И. Классический танец. 3-е изд. - СПб.: Издательство «Лань». - 2005. - 496 с.: ил.
20. Уфимцева Т.И. Воспитание ребенка. - М.: Наука. 2000. - 230 с.
21. Ухтомский А. Общая психология: Учебник. - М.: Просвещение. 1970. - С. 117.
22. Халфина С. Воспоминания мастеров московского балета. - М.: Искусство. - 1990. С. 39.
23. Хореографическое искусство. Справочник. - М.: Искусство. - 2005. с ил.
24. Янковская О.Н. Учить ребенка танцам необходимо // Начальная школа. - 2000. №2. С. 34-37.
25. Янаева Н.Н. Хореография. Учебник для начальной хореографической школы. - М.: Релиз. - 2004. - 340 с.
7. Приложения
Приложение №1
Комплекс упражнений для развития мимической мускулатуры.
1. С силой оттянуть нижнюю челюсть к груди, расслабиться.
2. Сжать зубы, губы растянуть в широкой улыбке так, чтобы были видны передние зубы и клыки. Задержать улыбку (10 секунд).
3.Сжать зубы. Сильно вытянуть губы вперед. Задержать (10 секунд). Расслабиться.
4. Сжать зубы. Сильно вытянуть губы вперед трубочкой. Вращать вытянутыми губами вправо, влево. В конце упражнения расслабить мышцы лица.
5. Сжать зубы. Сильно вытянуть губы вперед. Затем как бы «одеваем» губы на зубы, зубы разомкнуть.
6. Напрячь щеки, как бы произнося звук «о», расслабиться.
7. Втянуть щеки в рот. Задержать (5 секунд), расслабиться.
8. Закрыть рот. Острым языком «укалываем» внутреннюю часть правой и левой щеки, вращаем с давлением языком по щекам и деснам вправо и влево.
9. Постараться дотянуться языком до носа, до подбородка.
10. Надуть щеки. Через сжатые трубочкой губы выпускать медленно воздух.
11. Надуть щеки, надавить пальцами, резко выпустить воздух.
Приложение №2
Занятие «Русский народный танец».
Тема: Русский народный танец.
(основные элементы русского народного танца).
Тип занятия: изучение и усвоение нового материала (объяснения, показ, демонстрация).
Форма обучения коллективная.
Методы: объяснительно - иллюстративный, использования слова, наглядного восприятия, практические методы.
Цель: 1. Изучение элементов русского народного танца.
2. Формирование в детях нравственности, духовности и патритизма.
3. Развитие творческих способностей.
Задачи:
1. Овладеть умением: выполнение элементов русского народного танца: «тройные притопы», «гармошка», «ковырялочка», «переменный ход».
2. Развивать координацию движения, силу и устойчивость ног.
3. Совершенствовать навыки музыкально- ритмической деятельности.
1 этап: организационный.
·вход воспитанниц в класс хореографии (марш).
·поклон.
2 этап: мотивация; беседа: для чего мы делаем экзерсис у станка, что при этом развивается, дети сами говорят, если затрудняются помочь (развивается мускулатура ног, их выворотность, шаг, постановка корпуса, рук, головы, координация движения).
3 этап: подготовительный.
Экзерсис у станка:
·Demi plie grand plie.
·Battements tendus.
·Battements tendus jetes.
·Rond de jambe par terre en dehors et en dedans.
·Battements releves lents.
·Grand battements jetes.
·Растяжка.
Диагональ:
·Подскоки.
·Галоп.
·Шаги на полупальцах.
·Шаги на полупальцах.
·Бег.
3 этап: повторение ранее изученного материала.
· Основные положения рук в русском народном танце: (1-е свободное, 1-е прямое, 2-е свободное, 2-е прямое, 3-е свободное, 3-е прямое).
· Основные положения ног в русском народном танце: (подготовительное, 1-е положение, 2-е положение, 3-е положение, 4-е положение).
· Платочек в русском народном танце: (традиционный платочек) или как называли его в старину «ширинка» - неотъемлемая часть женского праздничного национального костюма. Платочек придаёт каждому движению большую выразительность, помогает раскрыть в танце характер исполнителей, подчёркивает их настроение. Каждая девушка вышивала и украшала свой платочек, и чем искуснее и талантливее была мастерица, тем наряднее и богаче он выглядел. Все элементы русского народного танца необходимо разучивать с платочком, поскольку он помогает большей выразительности каждого движения.
4 этап: основной.
1. Усвоение новых знаний.
Русский танец.
Танец – душа народа. Танцы русских ярко воплощают великие национальные традиции. В танце, как в песне, раскрывается душа народа. Хореография – такой вид искусства, что мы без слов должны доносить до зрителя те ощущения, настроение которые мы ощущаем в данное время. Когда в песне всё это можно сказать словами.
Русский танец является одним из наиболее распространённых и древних видов народного творчества. Он возник на основе трудовой деятельности человека. На протяжении многовековой истории своего развития русский народный танец всегда был тесно связан с трудовым календарным сельскохозяйственным годом (посев, сбор урожая и т.п.). В танце народ передаёт свои чувства, мысли, настроение, отношение к жизненным явлениям. Русский танец всегда был тесно связан с бытом, обрядами и обычаями (рождение, свадьба, игры и т.п.) Танцами народ украшал свой быт, свою жизнь.
Русский народный танец делится на два основных жанра – хоровод и пляска, которые в свою очередь состоят из различных видов. Хороводы: орнаментальные хороводы, игровые хороводы. Пляска – одиночная пляска, женская одиночная пляска, мужская одиночная пляска, парная пляска, перепляс, массовый пляс, групповая традиционная пляска.
(просмотр групповой традиционной пляски ансамбля народного танца под руководством Игоря Александровича Моисеева).
Игорь Александрович Моисеев – великий балетмейстер, художественный руководитель Государственного академического ордена Дружбы народов, ансамбля народного танца. Родился в Киеве 1906 г., умер 2ноября 2007г. Скончался на 101-м году жизни, до своего 102-го дня рождения он не дожил всего три месяца. Игорь Моисеев в 1937 году создал первый в стране профессиональный Ансамбль народного танца СССР (с 1991года Ансамбль народного танца). Сначала была лишь небольшая группа самодеятельных артистов, выпускников хореографических училищ и опытных балетных профессионалов. Но уже в 1938 году ансамбль Моисеева танцевал на правительственном концерте в Большом театре. В репертуаре созданного Моисеевым ансамбля около трёхсот номеров.
Основные элементы русского народного танца.
( техника исполнения).
« Переменный ход».
Музыкальный размер 2/4
Исходное положение: 3 позиция, правая нога впереди, кисти рук лежат на талии кулачками или ладонями.
«1» - шаг правой ногой вперёд на всю ступню.
«и» - шаг левой ногой вперёд на всю ступню.
«2» - шаг правой ногой вперёд на всю ступню.
«и» - пауза.
Ход продолжается с левой ноги. Корпус подтянут, голова прямая.
«Гармошка».
Музыкальный размер 2/4.
Продвижение в сторону путём перевода в сторону одновременно пятки одной ноги и носка другой. При этом попеременно соединяются то носки, то пятки обеих ног.
Исходное положение: 1 свободная позиция.
«1» - пятка правой ноги и носок левой ноги, отделяясь от пола, переводятся вправо.
«и» - пятка правой ноги и носок левой опускаются на пол, носки соединяются.
«2» - носок правой ноги и пятка левой ноги, отделяясь от пола, переводятся вправо.
«и» - носок правой ноги и пятка левой ноги опускаются на пол. Пятки соединяются.
Продвигаться «гармошкой» можно вправо и влево. Корпус прямой. Движение выполняется плавно, иногда с легким приседанием: колени сгибаются, когда соединяются носки; колени выпрямляются, когда соединяются пятки.
«Ковырялочка».
Музыкальный размер 2/4.
Исходное положение: 1 свободная позиция.
«1» - сделать небольшой подскок на всей ступне левой ноги, колено присогнуто. Правая нога, сгибаясь в колене, отделяется от пола в невыворотном положении, колено направлено влево, ступни вправо.
«и» - правая нога, согнутая в колене, ставится невыворотно на носок, на расстоянии стопы правее от левой ноги, колено правой ноги направлено влево, ступня вправо, пятка поднята вверх.
«2» - сделать небольшой подскок на всей ступне левой ноги, колено присогнуто. Правая нога, вытягиваясь в колене, выворотно поднимается вперёд - вправо.
«и» - правая нога, вытянутая в колене, ставится выворотно на каблук вперёд и чуть вправо, носок поднят вверх.
На счёт «1» следующего такта исполнитель делает небольшой перескок на всю ступню правой ноги, ставя её около левой ноги. Движение продолжается с другой ноги.
Корпус может быть прямой, может поворачиваться то правым, то левым плечом вперёд: когда правая нога ставится на носок, корпус поворачивается правым плечом вперёд, когда правая нога ставится на каблук, корпус поворачивается к ноге и слегка наклоняется. При движении с левой ноги направление корпуса меняется.
«Тройные притопы».
( притопом или пристуком называется удар ногой в пол всей стопой).
Исходное положение: 1 прямая позиция, кисти рук лежат на талии ладонями.
«1» - исполнить приток правой ногой.
«и» - исполнить притоп левой ногой.
«2» - исполнить притоп правой ногой.
«и» - пауза.
2. Закрепление знаний.
Повторение основных элементов русского народного танца, и соединяя их в танцевальные комбинации (связки).
6 этап: итог.
Оценить работу воспитанниц, сказать о необходимости знаний полученных на сегодняшнем занятии.
Поблагодарить детей за работу.
Поклон.
Выход из класса хореографии.
Приложение №3
Занятие- праздник по русскому народному танцу
для детей 10 – 11 лет
Тема: Ярмарка (народные традиции)
Цель: Знакомство детей с русскими народными праздниками.
Задачи:
обеспечить усвоение элементов и движений русских народных танцев через народные праздники;
способствовать развитию манеры исполнения русских танцев;
прививать интерес и любовь к традициям русского народа.
Форма занятия: занятие – праздник.
Формы работы: групповые, коллективные.
Тип занятия: занятие практического применения знаний.
Атрибуты: платочки, русские народные костюмы.
План занятия:
Тема: Ярмарка
Оргмомент:
Приветствие (поклон)
Тема занятия
Цель занятия, задачи.
Основная часть:
Занятие - праздник
Заключительная часть:
Подведение итогов.
Поклон, уход детей из зала.
Ход занятия:
Звучит весёлая музыка «Коробейники». Вбегают скоморохи.
Скоморохи. Ярмарка! Ярмарка! Ярмарка!
Нижегородская! Петербургская!
Московская! Сибирская! Клявлинская!
1-й Скоморох. Продаю! Продаю! Продаю!
Оладьи, оладушки, для деда, для бабушки,
Для малых ребяток, на гривну десяток!
Вот так оладьи, покупайте – не прогадаете!
2-й Скоморох. Вот так квас! В самый раз!
Баварский, со льдом, даром не берём.
Пробки рвёт – дым идёт!
В нос шибает – и в рот икает, запрыгивает!
Небось, этот квас затирался
Когда белый свет начинался!
3-й Скоморох. Пироги! Пироги! Пироги!
С дымом! С паром! Гладкие!
Румяные и сладкие!
Кушайте, питайтесь, в тоску не ударяйтесь!
На нас не обижайтесь!
4-й Скоморох. Эх-ва, любезная публика!
А я предлагаю вам не дырку от бублика,
А диво – дивное, и скажу: «Нигде такого товара нет:
Хоть пешком прошагай весь белый свет!»
А товар мой – танцы, да не простые, а весёлые!
Как говорится: «Не любо – не смотри!»
Под музыку «Тимоня» заходят все участники праздника, исполняя «дробную дорожку». Поклон.
Ведущий. А вы, дорогие зрители,
Весёлый танец купить, не хотите ли?
Ну, тогда, хлопайте дружно в ладоши,
Получите весёлую скоморошину!
Исполняется танец «Скоморохи».
Ведущий. Про наш край столько всякой напраслины, да неправды говорят, что надумала я сказать вам всё, как есть у нас, всю сущую правду. Кругом земляки, соврать не дадут. К примеру, река наша Черемшан в узком месте всего в два локтя, а в длину аж 350 километров. А рыбы в ней – уйма. Полюбоваться рекой приезжают отовсюду! Да не за бесплатно, за песню, за игру, а особенно за танец кружевной, чтобы сплетался во всякие узорности, вообще, чтоб хоровод хороводили.
Исполняется «Лирический хоровод».
Ведущий. А иноземцы – то, как наши танцы любят! Они наши танцы заказывают – в другие страны завезти на полюбование, да на послушание! В особые ящики складывают. По весне на первых пароходах и отправляют, в страну заморскую привозят. Вот ящики раскупоривают, танцы, как взовьются, да как зазвенят! Гармонисты на земле гармони растягивают, а гармони – всё трёхрядки с колокольчиками! Наигрывают ходовую, плясовую! Девки, парни – в небе пляс!
Исполняется «Перепляс».
5-й Скоморох. Ярмарка! Ярмарка! Эй, честной народ! Кто хочет поиграть, да позабавиться – выходи, не стесняйся! Ведь мы продаём всё: и песни, и пляски, и игрища!
Игра «Золотые ворота».
Ведущий. Вот хочу спросить у вас, любите ли вы песни? Да ведь без песни, если хотите знать, внутрях у нас потёмки делаются. Песней мы своё нутро проветриваем, песней мы себя, как лампой освещаем. Песня звенит и зовёт. Ну как тут устоишь? Под песню ноги сами в пляс идут.
Посылали молодицу, под горушку, по водицу,
А водица далеко, а ведёрко велико.
Инсценирование песни «Пошла, млада за водой».
Ведущий. Вот и заканчивается наш праздник, наша ярмарка – распродажа, где звучали песни, музыка, весёлые танцы, да небывалые истории! Красны девицы, да добры молодцы! Собирайтесь, наряжайтесь, в путь-дорогу отправляйтесь!
Исполняется массовый танец «Кострома».
Поклон.
Используемая литература:
Детский фольклорный праздник, Кем., 1997 г.
Гусев, Г.П. Методика преподавания народного танца: учеб. Пособие для ВУЗОВ Танцевальные движения и комбинации на середине зала [Текст с нотами] /Г.П. Гусев. – М.: ГИЦ «Владос», 2003 г.
Гусев Г.П. методика преподавания народного танца: учеб. Пособие для ВУЗОВ. Упражнения для станка[Текст с нотами] /Г.П. Гусев. – ГИЦ «Владос», 2002 г.
Приложение №4
План-конспект занятия по хореографии "Путешествие в страну танца"
Цель занятия: Формирование творческого интереса воспитанников к постижению основ танцевального искусства.
Задачи:
Заинтересовать детей, осуществив их знакомство со спецификой хореографического искусства.
Способствовать развитию творческого воображения.
Создать атмосферу творческого единения педагога с детьми.
Возраст детей:7-9 лет.
Продолжительность занятия: 40 минут
План занятия:
1. Организационный момент (3 мин.)
2. Основная часть (35 мин.)
3. Подведение итогов занятия (2 мин.)
Ход занятия
1. Оргмомент
Вход детей в зал под музыку, построение в шеренгу, перестроение в линии.
Педагог: Здравствуйте, дети!
Педагог делает поклон.
Педагог: Вы знаете, что это за движение? Это поклон. Вот таким образом, вместо привычного "Здравствуйте!", принято приветствовать друг друга в мире танца.
Говорит " Лошарик" (звучит аудиозапись):
На Лошарика взгляните,
Здравствуйте, мои друзья!
Педагог: Приветствуем тебя, уважаемый Лошарик. Но у нас есть своё традиционное приветствие. Это поклон. И сейчас мы поприветствуем Лошарика .
Итак, все подтянулись. Пятки вместе, носки врозь.
1-и 2-и-музыкальное вступление;
3-и-голову наклонить;
4-и-голову поднять в исходное положение.
Дети исполняют поклон.
Путешествовать хотите?
С приглашеньем прибыл я.
Педагог: О каком приглашении говорит Лошарик?
Педагог достаёт из повозки конверт с посланием и зачитывает его:
Всех девчонок и мальчишек
Приглашаю в сказку.
В страну танцев собирайтесь,
Слушайте подсказку:
Не ходите просто так
По лесной опушке,
А с вниманьем отнеситесь
К зайчику, лягушке.
Повторять вам предстоит
Каждое движение,
Ведь и жителям лесным
Нужно уважение!
Гибкость, ловкость проявите,
В страну танцев вы войдите.
Ну что же, ребята, давайте исполнимся решимости и смело отправимся в путь.
2. Основная часть
Педагог:
Отправляемся в поход.
Много нас открытий ждёт.
Мы шагаем друг за другом
Лесом и зелёным лугом.
Педагог показывает упражнение, дети повторяют.
Педагог:
Дальше по лесу шагаем.
И медведя мы встречаем.
Руки за голову кладём
И вразвалочку идём.
Педагог показывает упражнение, дети повторяют.
Педагог:
Это чей же видим дом?
Кто же, кто хозяин в нём?
Здесь живёт лесной народ.
Он танцует и поёт.
Педагог:
А сейчас мы пойдём по дорожке.
Перестраиваемся в 2 диагонали.
Педагог обращается к 1 диагонали:
Зайчик быстрый скачет в поле.
Очень весело на воле.
Подражаем мы зайчишке,
Непоседы, ребятишки.
Педагог показывает упражнение, дети повторяют.
Педагог обращается ко 2 диагонали:
В этом домике на ёлке
Жили-были два бельчонка.
Жили дружно, не тужили
И всё с танцами дружили.
Педагог показывает упражнение, дети повторяют.
Педагог - к 1 диагонали:
Видим: скачут по опушке
Две зелёные лягушки.
Прыг-скок, прыг-скок -
Прыгать весело, дружок!
Педагог показывает упражнение, дети повторяют.
Педагог - ко 2 диагонали:
Мышка - серая норушка -
Быстро навостряет ушки.
Будет прыгать и плясать -
Просто глаз не оторвать.
Педагог показывает упражнение, дети повторяют.
Педагог:
Дружно за руки возьмёмся.
В круг, ребята, соберёмся!
Педагог:
Мы пойдём сначала вправо - раз, два, три.
А потом пойдём мы влево - раз, два, три.
А потом мы разойдёмся - раз, два, три.
А потом мы соберёмся - раз, два, три.
Посидим, отдохнём, в руки коврики возьмём.
Дети расходятся на свои места и раскладывают коврики.
Педагог:
Мордочкой кручу, верчу,
Быть красивой я хочу.
Ну а хвостик мой пушистый
Убегает быстро, быстро.
Педагог показывает упражнение, дети повторяют.
Педагог:
Я колючий - ну и что же.
Должен быть колючим ёжик.
А в комочек я свернусь
И клубочком покачусь.
Педагог показывает упражнение, дети повторяют.
Педагог:
Ребята! Долго мы с вами шли.
К избушке подошли.
Сейчас отдохнём
И чайку попьём.
Педагог: Вот и чайник закипел.
Педагог просит детей изобразить чайник.
Педагог: Пар пошёл ( набираем воздух и выдыхаем).
Запел (дети издают звуки).
Разлили мы чай по чашечкам, но мы такие с вами неосторожные, выпал чайник у нас из рук и разбился. Дети через прыжок опускаются на пол, показывая, как чайник разбивается.
Педагог: А после обеда надо отдохнуть.
Я на солнышке лежу.
Я на солнышко гляжу.
Всё лежу и лежу.
И на солнышко гляжу.
Педагог показывает упражнение, дети повторяют.
Педагог:
А теперь все дружно встали,
Коврики свои собрали.
Дети сложили коврики и убрали их на свои места.
Педагог: Мы с вами отдохнули и отправляемся в путь.
Упражнение: топ-топ-топ-3 раза топаем.
Хлоп-хлоп-хлоп-3 раза хлопаем.
Скок-скок-скок-3 раза прыгаем.
Поворот - повернулись вокруг себя.
Чем дальше мы идём, тем ближе к стране танцев.
Слышу: музыка звучит, танцевать нам всем велит.
Вдали раздаётся музыка.
Педагог: Ребята! Что это мы слышим? Какая-то незнакомая музыка. Давайте попробуем под неё станцевать.
Педагог показывает упражнения с элементами русского танца, дети повторяют.
Вдали раздаётся мелодия классической музыки.
Педагог показывает упражнения: деревья, море, птицы, снежинки, дети повторяют.
Вдали раздаётся эстрадная музыка.
Педагог показывает упражнения с элементами эстрадного танца, дети повторяют.
Говорит "Лошарик":
Что ж, весёлых испытаний
Вами с честью пройден круг!
Нам пришла пора прощаться-
До свиданья, милый друг!
Чтоб хранить воспоминанья
О чудесном этом дне,
Вам Лошарик дарит шарик:
Подходите все ко мне!
Дети берут по два шарика и с помощью педагога исполняют танец "Шарики - лошарики".
3. Итоги занятия
Педагог обращается к ребятам:
Вы молодцы! Мы сумели преодолеть все препятствия.
Наше путешествие закончилось.
А теперь, мои дорогие, ответьте: что вам запомнилось?
Что вам не понравилось? (Ответы детей).
Педагог подводит итог:
На следующем занятии мы с вами познакомимся с другими жителями страны танцев.
Нам пора прощаться, домой возвращаться. Жду вас снова!
А сейчас поклон. Исходное положение - пятки вместе, носки врозь.
1-и, 2-и-музыкальное вступление.
3-и- голову наклонить
4-- исходное положение.
Педагог: Урок закончен.
Дети: Спасибо, до свидания!
Дети перестраиваются в колонну и под музыку покидают танцевальный зал.
Приложение №5
ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ
"ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СТРАНЕ ХОРЕОГРАФИИ"
Краткая аннотация: Занятие построено в форме путешествия с использованием ИКТ. Применение указанных технологий в дополнительном образовании существенно облегчает процесс преподавания учебного материала, а также способствует развитию творческой активности обучающихся, воспитывает любознательность и повышает интерес к занятиям. Заранее с учащимися проводится работа по разучиванию пословиц о танце, а также осваиваются танцы по рассматриваемым жанрам.
Материал и оборудование:
компьютер, проектор, презентация, атрибуты для игр и танцев,
заготовки с пословицами, музыкальный центр, фонограммы.
(Слайд №2) «Путешествие по стране «Хореография»
(Слайд №3) Цель: Знакомство детей с историей возникновения танца и танцевальными жанрами.
Задачи:
Воспитывать интерес к занятиям хореографией.
Развивать ассоциативное и логическое мышление.
Расширить знания детей об искусстве хореографии.
Ход занятия:
Звучит музыка, на сцену выходит фея.
–Здравствуйте, ребята! Меня зовут Терпсихора, я фея танца! Сегодня мы с вами совершим интересное путешествие по стране «Хорео–Графия» - стране танцев. Ребята, вы любите путешествовать? Мы с вами отправимся далеко в прошлое, узнаем, как появился танец и как он изменялся с течением времени, познакомимся с разными жанрами танца. А в начале нашего путешествия я хотела бы прочесть вам одно прекрасное стихотворение.
Сохрани меня танец навеки веков
От оков, от заученных слов
Проведи меня танец по светлой стране
По весенней струне,
Чтоб звучала струна,
Чтоб крепчала весна
Этот вечер пусть сказкою будет для Вас
Мы подарим Вам мир, что прекрасен для нас
Мы лишь в танце как птицы умеем парить
Закружи же нас танец в буднях земных!
Из–за кулис выходит растерянная и испуганная мисс Разминка и разговаривает сама с собой.
Мисс Разминка: Ну что же теперь делать, что я скажу Терпсихоре, а ребята как расстроятся.
Фея: Что случилось? Что произошло?
Мисс Разминка: Терпсихора, здравствуй! Случилось непоправимое! Исчезла наша карта, в которой был нарисован путь нашего путешествия.
Фея: Как исчезла?!
Мисс Разминка: Так исчезла! Да я и сама не совсем поняла, вместо карты я нашла записку, вот она. (Протягивает записку).
Фея: Читает вслух: я заколдовала вашу карту, не видать вам путешествия как своих ушей. Но если вы выполните все мои задания, то ваша карта снова вернется к вам, все рисунки проявятся. Перечень заданий прилагается. Подпись: бабулечка–красотулечка Шапокляк.
Фея: Ах, эта старуха Шапокляк так и хочет испортить нам праздник. Но ничего у неё не выйдет. Я думаю, что мы с вами справимся со всеми заданиями и решим все ее задачки, правда, ребята?
(Слайд №4) Первое задание, которое нам предстоит решить - это отгадать музыкальные загадки.
МУЗЫКАЛЬНАЯ ЗАГАДКА 1
Первое слово:
Когда он маленький, то желтенький и пушистый.
Он любит плавать и нырять в воде.
Сказочник Андерсен написал о нем грустную сказку
со счастливым концом.
Второе слово:
еще раз произнесем уже отгаданное слово!
Отгадка: утенок + утенок = композиция «Танец маленьких утят» (если дети угадали включается фонограмма).
(Слайд №5) МУЗЫКАЛЬНАЯ ЗАГАДКА 2
Первое слово:
Они бывают на небе, но не каждый день.
Ночью их не увидишь.
Они очень похожи на белую вату. (Облака.)
Второе слово:
У маленьких детей она бывает деревянной.
Она была верным другом каждого былинного богатыря.
А. Барто в одном из своих стихотворений признается ей в любви. (Лошадка.)
Отгадка: облака + лошадки = песня «Облака» из мультфильма «Трям! Здравствуйте!» (если дети угадали, включается фонограмма).
(Слайд №6) МУЗЫКАЛЬНАЯ ЗАГАДКА 3
Первое слово:
У него уши на коленках.
Он умеет прыгать.
На картинке в книжке он часто бывает нарисован играющим на скрипке. (Кузнечик.)
Второе слово:
Она мягкая и зеленая.
Она бывает в городе и в деревне, в лесу, в поле, на огороде.
Ее любит есть корова. (Трава.)
Отгадка: трава + кузнечик = песня «В траве сидел кузнечик» (если дети угадали, включается фонограмма).
Мисс Разминка: Фея, смотри, появилась первая и вторая станции на нашей карте.
Фея: Ребята, вы молодцы отгадали все загадки, а теперь мы можем отправиться далеко в древние времена и посмотреть каким же был тогда танец (слайд №7). В первобытные времена люди танцевали ритуальные танцы. Например, чтобы была удачная охота, или перед боем с другим племенем, такими танцами люди задабривали своих богов и просили о хорошей погоде, об урожае и т.д. (Слайд №8) Танец сопровождал людей везде, в разных обрядах, это доказывают наскальные рисунки.
Мисс Разминка: Я даже не предполагала, что танец появился так давно.
(Слайд №9) Фея: Да, но со временем танец изменялся. Крестьяне и рабочие танцевали на праздниках, дворяне на балах, такие танцы называются историко–бытовые, к ним относятся - полька, вальс и полонез. И сейчас я попрошу выйти сюда несколько пар, мы с вами станцуем «Вальс».
Танец: «Вальс».
Фея: Ну вот, ребята мы с вами побывали на балу, а сейчас нам нужно выполнить следующее задание Шапокляк.
Мисс Разминка: А для следующего задания нам нужны две команды по три человека, вам будут даны пословицы о танце, а вы должны будете собрать слова в правильном порядке. (Выбираются дети, им раздаются пословицы и по команде они приступают к выполнению задания).
1 пословица: Плясать смолоду учись, под старость не научишься.
2 пословица: Плохой танцор говорит, что земля неровная.
Фея: Молодцы, ребята! Давайте посмотрим - какая следующая станция - станция народный танец (слайды№10, №11, №12: русский народный танец, украинский, китайский). Ребята в мире много разных национальностей и у каждого народа свои определенные танцы. У украинцев - украинский, у татар - татарский, у азербайджанцев – азербайджанский, и т.д.. Каждому танцу соответствует свой национальный костюм, характерные (свои) движения и музыка.
Мисс Разминка: А сейчас еще одно задание. Вы прослушаете три народных мелодии, я покажу вам движения, которые вы должны запомнить, а когда будет включаться музыка, вы будете выполнять соответствующие каждому танцу движения.
Игра: «Угадай танец» (Включается фонограмма русской пляски, хоровода, «лезгинки»).
Фея: (Слайд №13) Ребята проявилась предпоследняя станция, которая называется классический танец. Классический танец относится к такому виду искусства как балет. Этот танец можно увидеть в театре оперы и балета, исполняется он только под классическую музыку в специальных сценических костюмах.
Фея: Ребята, у нас открылась последняя станция «современный танец» (Слайд№14). Как вы думаете, под какую музыку танцуется современный танец? (под современную) А в каких костюмах? (в современных). А какие современные танцы вы знаете? (Дети отвечают: брейк, спортивные, эстрадные и т.д.)
А сейчас мы сыграем в игру, которая называется: (Слайд№15) «Что к чему относится?» - (Ребята должны выбрать слова слева и отнести их соответственно жанрам танца).
Мисс Разминка: (Слайд №16) Ребята вы молодцы, наверное, вы засиделись поэтому, прошу всех вас встать и немного подвигаться (включается прикрепленный видеоролик).
Мисс Разминка: (Слайд №17) Ребята нам осталось справиться с последним заданием – кроссвордом.
1. Раньше часто его танцевали
И балы только им открывали
Он имел тогда большой вес
Назови–ка его – (полонез).
2. Наберитесь сегодня терпенья
Здесь простые очень движенья
И услышав музыку только
Все танцуют веселую (польку).
3. А об этом мечтает весь свет
Каждый месяц ходить на (балет).
4. На деревне каждый год
Девки водят (хоровод).
5. Наши дедушки любили
Современный танец шейк.
А сейчас мальчишки любят
Очень клевый танец (брейк).
6. Этот танец танцевали ваши бабушки и дедушки,
а сейчас его танцуют только
на выпускном вечере (вальс).
Мисс Разминка: (Слайд №18) Кажется, наше путешествие удалось, ребята сегодня многое узнали о танце: о том, что танец появился давно, тогда он назывался ритуальным. Познакомились с жанрами танца, давайте их еще раз перечислим: историко–бытовой танец, классический, народный и современный танцы. Ребята выдержали все испытания, молодцы!
Фея: (Слайд №19) А сейчас наше путешествие подошло к концу, до свидания, до новых встреч!
Приложение №6
Занятие-викторина "В мире искусства"
Задачи:
Выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на уроках эстетического цикла
Создать творческую обстановку для работы на уроке
Развивать пространственное мышление, умение классифицировать понятия по хореографии, музыке и ИЗО. Формулировать ответы на вопросы, Развивать коммуникативные навыки при работе в группах, развивать познавательный интерес; объяснять особенности, закономерности, анализировать, сопоставлять, сравнивать полученную информацию.
Тип урока: повторение, систематизация и обобщения знаний
Форма урока: нестандартная, урок-викторина
Продолжительность занятия: 40 минут
Структура медиапродукта:
п/п |
Структурные элементы |
Временная реализация |
слайда |
1. |
Организационный момент |
2 мин |
1 |
2. |
Объяснение проведения викторины |
4 мин |
1 |
3. |
Основная часть |
32 мин |
2-54 |
4. |
Итог урока |
2 мин |
55 |
Система навигации: объекты, представленные на кадрах, сменяются по щелчку мыши.
План занятия
№ |
Структурные элементы |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Время |
|
Организационный момент |
Разделение учащихся на группы. |
Образование команд. Настрой на соревнование |
2 мин |
|
Объяснение проведения викторины |
Разъяснение правил проведения викторины |
Восприятие разъяснений учителя |
4 мин |
|
Основная часть |
Проведение викторины |
Ученик “вспоминает”, что ему известно и обсуждает это в группе |
32 мин |
|
Итог занятия |
Подводит итоги викторины, проводит рефлексию |
Обсуждение, рефлексия |
2 мин |
Необходимое оборудование и материалы для занятий:
Мультимедийный проектор, экран, компьютер для демонстрации слайдов Power Point с заданиями, жетоны красного, зелёного, жёлтого, синего цветов.
Ход занятия
1. Организационный момент (2 мин.)
(слайд 1, см. Приложение 1)
Дети заходят в класс.
Учитель: Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Нам предстоит ответить на вопросы викторины “В мире искусства”. Для этого нам необходимо разбиться на команды. У меня в руках коробка с разноцветными жетонами. Прошу каждого взять один жетон. Обмениваться жетонами нельзя. (Педагог раздаёт жетоны).
Прошу расположиться по командам. (Один цвет жетона соответствует одной команде).
2. Объяснение проведения викторины (4 мин.)
Педагог: Команды готовы? Вам предстоит ответить на вопросы трёх степеней сложности. Вопросы достоинством 1 балл – лёгкие, достоинством 2 балла – чуть сложнее, а вопросы достоинством в 3 балла сложные. Вопросы каждой команде задаются поочередно. Если группа не отвечает на вопрос или отвечает не правильно, вопрос передаётся другой команде. Выкрикивать ответы запрещено!
3. Основная часть (35 мин.)
Педагог: Уважаемые команды приготовьтесь отвечать на вопросы стоимостью в 1 балл. (слайд 2)
Вопрос 1 (слайд 3) Кто изображён на знаменитой картине В.М. Васнецова?
А. Три богатыря
Б. Три поросёнка
В. Три мушкетёра
Г. Три толстяка
(слайд 4)
(После каждого ответа педаго фиксирует в таблице правильные ответы)
Вопрос 2 (слайд 5) Как называется картина И. Репина?
А. “Бурлаки на Жигулях”
Б. “Бурлаки на Волге”
В. “Бурлаки на Запорожце”
Г. “Запорожцы на Оке”
(слайд 6)
Вопрос 3 (слайд 7) Как называется известный во всём мире российский академический хореографический ансамбль?
А. “Тополёк”
Б. “Берёзка”
В. “Рябинушка”
Г. “Ивушка”
(слайд 8)
Вопрос 4 (слайд 9) В каком жанре написаны наиболее известные картины Ивана Шишкина? (слайд 10) (пейзаж)
Вопрос 5 (слайд 11)Какой европейский город считается родиной вальса? (Вена, отсюда название венский вальс)
Вопрос 6 (слайд 12) Какая геометрическая фигура стала музыкальным инструментом? (треугольник)
Вопрос 7 (слайд 13) Назовите главного “натурщика” Айвазовского (море)
Вопрос 8 (слайд 14) Название какого инструмента содержит два термина “громко” и “тихо”? (слайд 15) (фортепиано)
Вопрос 9 (слайд 16) Название, какого музыкального инструмента в переводе с французского означает “королевский”, “царственный”? (слайд 17) (рояль)
Вопрос 10 (слайд 18)Танец с криками “Асса!” – это... Какой? (Лезгинка)
Педагог: Подведём небольшой итог. (Команды подсчитывают баллы. (слайд 19)) А теперь приготовьтесь отвечать на вопросы стоимостью 2 балла.
Вопрос 11 (слайд 20) Как зовут художников, которые рисуют без кистей и красок? (мороз)
Вопрос 12 (слайд 21) Какая школьная отметка “проживает” в Третьяковской галерее? (слайд 22)(Ф.П. Решетников “Опять двойка”).
Вопрос 13 (слайд 23) Как в 20-х годах называли американскую танцовщицу Айседору Дункан? задаются
А. Великая босоножка
Б. Великая сандалия
В. Великая туфелька
Г. Великий пуант
Вопрос 14 (слайд 24) Какой композитор написал музыку к балетам “Лебединое озеро”, “Спящая красавица”, “Щелкунчик”? (слайд 25) (Петр Ильич Чайковский)
Вопрос 15 (слайд 26) Как называлась знаменитая ливерпульская четвёрка, навсегда вписавшая своё имя в историю мировой рок-музыки? (слайд 27) (Битлз)
Вопрос 16 (слайд 28) Какие животные помогли Юрию Никулину стать не только популярным актёром, но и эстрадным певцом? (слайд 29) (зайцы)
Вопрос 17 (слайд 30) Какой народный инструмент очень похож по звучанию на испанские кастаньеты? (слайд 31) (ложки)
Вопрос 18 (слайд 32) какой рок-группы напрямую связано с именем известной английской писательницы, автора детективных романов? (слайд 33) (Агата Кристи)
Вопрос 19 (слайд 34) Как называется жанр русской народной песни, популярный в народе, основанный на многократном повторении небольшого куплета? (частушки)
Педагог: Подведём небольшой итог. (Команды подсчитывают баллы.) (слайд 35) А теперь приготовьтесь отвечать на вопросы стоимостью 3 балл. Эти вопросы повышенной сложности.
Вопрос 20 (слайд 36) В Бразилии для обучения детей её искусству выделяются и государственные субсидии, и общественные гранты. Назовите этот танец. (слайд 37) (Самба)
Вопрос 21 (слайд 38) Фокстрот, самба, пасодобль, румба, тарантелла, квикстэп. Среди этих танцев только один не является бальным. Какой же? (слайд 39) (Тарантелла – это итальянский народный танец)
Вопрос 22 (слайд 40) Почему геологи и географы очень любят картину К. Малевича “Чёрный квадрат”? (Потому что чёрный квадрат на географических картах означает залежи каменного угля)
Вопрос 23 (слайд 41) На каком музыкальном инструменте играла Наташа Ростова, героиня романа Л.Толстого “Война и мир”? (слайд 42) (арфа)
Вопрос 24 (слайд 43)Назовите фамилию балетмейстера первого создателя ансамбля народного танца. (слайд 44) (Игорь Моисеев)
Вопрос 25 (слайд 45)Назовите фамилию итальянского музыканта, вошедшего в историю музыки как самый выдающийся скрипач всех времён и народов. (слайд 46) (Н. Паганини)
Вопрос 26 (слайд 47)Назовите фамилию итальянского мальчика, обладателя уникального высокого голоса, который был известен всему миру в 60-е годы прошлого века (слайд 48) (Робертино Лоретти)
Вопрос 27 (слайд 49)Назовите фамилию талантливого музыканта, скрипача, руководителя ансамбля “Виртуозы Москвы”. (слайд 50) (В. Спиваков)
Вопрос 28 (слайд 51) Чьи стихи использовал М. Таривердиев в романсе, исполненном А.Пугачёвой и начинающемся словами: “Мне нравится, что вы больны не мной...” (слайд 52) (М. Цветаева)
Вопрос 29 (слайд 53) Какой оперный певец из Красноярска завоевал мировую славу, был удостоен титула “Лучший голос года”, когда ему было всего 27 лет? (слайд 54) (Дмитрий Хворостовский)
IV. Итог урока (2 мин.)
(слайд 55)
Педагог: Подведём итоги. Подсчитываем баллы. Та команда, которая набрала наибольшее количества баллов, является победителем.
Ребята, сегодня мы отвечали на вопросы, которые проходили на предыдущих занятиях эстетического цикла. Но и также викторина помогла узнать много нового. Скажите, какой вопрос вам понравился больше всего? (Ребята отвечают)
Спасибо всем командам! (Обязательно отметить лучших игроков). До свидания!
Список литературы:
Агеева И.Д. Занимательные материалы по изобразительному искусству. М.: ТЦ СФЕРА.2006.-134с.
Агеева И.Д. Занимательные материалы по музыке, театру, кино. М.: ТЦ СВЕРА.2006.-160с.
www.tphv.ru
www.maly.ru
www.vtropinin.ru
www.rodon.ord
www.ruvr.ru
www.tagafi.narod.ru
www.esenin.niv.ru
www.lankon.com.ua
www.klocha.com
www.biblioteka.ru
Приложение №7
Викторина по хореографии
Цели:
-закрепить знания хореографического искусства;
-расширить кругозор детей.
1. Организатор «Русских сезонов» в Париже (С. П. Дягилев)
2. Старинный народный танец Чехии (полька)
3. Какой танец описывает Л.Н.Толстой исполняемый Денисовым и Натальей Ростовой в романе «Война и мир» , а А.С.Пушкин дает ему характеристику в V главе «Евгения Онегина» (мазурка)
4. Хореографическая миниатюра, поставленная для Анны Павловой М. Фокиным, ставшая впоследствии одним из символов русского балета XX века. («Лебедь» (позже «Умирающий лебедь»))
5. Кто обучал танцам и одновременно преподавал хороший тон? (Танцмейстер)
6. Каким танцем обычно открывали бал? (полонез)
7. Как называются сопровождаемые музыкой театральные представления, в которых действующие лица посредством мимических движений и танцев выражают различные характеры, мысли и страсти? (балет)
8. Как называется позиция ног в которой, ступни ног, соприкасаясь пятками, развернуты носками наружу, образуя прямую линию на полу? (первая позиция)
9. Сколько пар обычно танцуют кадриль? (четыре)
10. Какой танец чаще всего исполняют в кабаре? (канкан)
11. Какое слово обозначает не только танец, но и часть одежды? (болеро)
12. Каким словом называют и дерево , и народный хореографический ансамбль?(березка)
13. Название какого фрукта носит матросский танец и песня? (яблочко)
14. Как называется большой танцевальный вечер? (бал)
15. Благодаря какому императору был отменен запрет на танцы в рамках светского общения? (Петр I)
16. Древнейший вид русской пляски? (хоровод)
17. Как называется бальный танец в стремительном темпе со скачкообразными движениями, а также музыка к такому танцу? (галоп)
18. Движение русского народного танца, при котором выполняются ритмически четкие, отрывистые, короткие и легкие удары каблуком, носком и всей стопой о пол, и математический термин. (дробь)
19. Какой танец историки танцевального искусства называли «танец королей и король танцев? (менуэт)
20. Общее название бальных и народных танцев музыкального размера ¾ . (вальс)
Автор материала: Черкашина Елена Валентиновна
Приложение №8
ВИКТОРИНА «РОССИЯ – РОДИНА МОЯ».
Как зовут президента России?
Назовите цвета российского флага.
Назовите столицу России.
Кто изображен на государственном гербе?
Как наша родина называлась раньше?
Назовите столицу первого русского государства.
- Москва, - Петербург, - Киев.
7. К древнерусским сооружениям относятся:
- собор, - мечеть, - кремль.
8. Жилой дом у русского народа – это:
- хата, - изба, - юрта.
9. Русский праздник проводов зимы – это:
- Рождество, - Масленица, - Пасха.
10. Что не относится к блюдам русской кухни?
- щи, - манты, - блины.
11. Что такое «Аз», «Буки», «Веди»?
12. Какое дерево считают символом России?
13. Наши предки славяне – жители Древней Руси писали на самом дешевом, самом доступном материале.На чем?
14. Кто напечатал для детей первую в нашей стране Азбуку-Букварь?
15. Как называлась первая русская газета?
16. Существует поговорка «Тяжела шапка Мономаха». Что она значит? И кто такой Мономах?
- воин, - киевский князь, - царь.
17. Когда на Руси отмечали Новый год до Петра I?
18. Кто такой Петр I?
19. Какая сказка не является русской народной?
- «Маша и медведь», - «Снегурочка», - «Красная шапочка».
20. Какие еще русские народные сказки знаете?
21. Назовите известных поэтов России.
22. Назовите известных русских художников.
23. Какие города России вы знаете?
24. Какая река течет не по территории России?
- Белая, - Волга, - Амазонка.
25. Как зовут космонавта, который первым полетел в космос?
26. Каких еще космонавтов нашей страны вы знаете?
27. Как звали трех былинных богатырей?
28. Кем был Илья Муромец?
- князь, -крестьянский сын, - дружинник.
29. Какие животные живут на территории России?
30.Закончи пословицу:
«Человек без Родины, что соловей без…»
Приложение №9
Конкурс-викторина «О танцах и не только…»
Цель: выявление и систематизация знаний из области хореографии.
Задачи: развитие интереса к хореографическому искусству, расширение кругозора.
Вопросы этого конкурса-викторины могут взять на вооружение классные руководители, педагоги-организаторы, вожатые ДОЛ и другие учителя в качестве материала для классных часов, игры со зрителями на концертных мероприятиях, танцевальных вечерах, дискотеках и т.п. в форме интерактива. Это разрядит обстановку и создаст нужное настроение. Материал систематизирован по разделам хореографии.
В разделе V «Из песни слов не выкинешь» рекомендуется составить нарезки из этих песен в качестве озвучки правильных ответов. Удачи и хорошего настроения!
Народные танцы
Назовите самый древний массовый танец-игру, свойственный всем народам.
(Хоровод)
Какие танцы изначально исполнялись в храмах и посвящались богине Изиде?
(Восточные танцы живота)
Танец без правил - это... Что? (Пляска. Пляскам никто не учит, их пляшут, как душа просит, как сами ноги требует.)
Русская пояска под топот . (Трепак)
Какой танец создали специально для фильма «Грек Зорба» в 1964, ставшего после этого одним из символов Греции? (Сиртаки)
При исполнении белорусского народного танца бульба руки упираются в бока тыльной стороной и держатся за спиной. Какой практический смысл в этом положении рук? (Он исполнялся после уборки картофеля, когда очень трудно отмыть руки)
Мелодию какой русской народной плясовой песни и танца увековечил М.И. Глинка, сочинив на её основе симфоническую пьесу того же названия? («Камаринская»)
Главные аккомпанементы этого танца - гитара и скрипка, как правило, мужчина исполняет музыкальную композицию, а женщина хореографическую. Кто эти люди и какие танцы они танцуют? (Цыгане, цыганские танцы)
В разные времена года ини танцевали разные танцы. Зимой это были «аулакэи» и «кич утыру». Весной и летом для танцев не было времени. Праздник Сабантуй завершался общим танцем хораном, смысл которого– единство народа, общность его для достижения своих целей. Назовите народность. (Татары)
Врожденное жизнелюбие, оптимизм и хитрость, а в чем-то и везение, помогли этому народу выжить в этом мире и пронести сквозь века свою своеобразную, самобытную, оригинальную, не похожую ни на одну другую культуру. Известный танец этого народа переводится как «Давай веселиться». Произнесите название танца на языке этого народа. («Хава нагила», еврейский народный танец)
Бальные танцы
Разновидность медленного вальса, назван так в честь одного из городов США.
(Вальс бостон)
Название какого танца переводится как "соус"? (Сальса)
Птичка польку танцевала,
Потому что весела!
Нос налево, хвост направо -
Вот так полечка была!
А чьё имя носила эта полька? (Карабаса. Полька «Карабас» из к/ф «Золотой ключик»)
Какой бальный танец получил название одного из аллюров лошадей? (Галоп.)
Название какого танца возводят к языку нигерийского народа ибибио, где оно значило «танец под звук барабана», и исполнялся изначально только мужчинами?
(Танго)
Этот танец, включающий чередование вальса, польки и мазурки, был чрезвычайно популярен в Европе в XIX в. Как он назывался? (Котильон)
Танго – из Аргентины, румба – с Кубы, ламбада – из Бразилии, а откуда самба?
(Тоже из Бразилии)
Для обучения этому танцу выделяются государственные субсидии и общественные гранты. Главный танец карнавала в Рио-де-Жанейро. (Самба)
Французский танец алжирского происхождения, характерные движения -выбрасывание ноги. Дословно переводится как «утка» (Канкан)
Не только испанский танец, но и предмет одежды (Болеро)
Современные эстрадные танцы
Как называется танец, буквальный перевод которого – Ура - прыжок? – (Хип-хоп)
Какой танец «взял на вооружение» приемы из бразильского боевого искусства капоэйра? (Брейк-данс)
Как переводится «брейк-данс»? (Танец –ломка, или танец- пауза, т.к. его танцевали во время перерыва)
Что такое Locking ? (В переводе с английского «блокировка, запирание», «зависание». Locking- жизнерадостный танец)
Танец души, как бы случайный набор движений , рассказ танцора о своем состоянии с помощью движений. С английского языка «contemporary dance» дословно переводится так - современный танец. Русскоязычное население сократило это название к простому слову. Какому? (Контемп)
Каким танцем можно натереть до блеска пол? (Твист) Кстати, твист придумал лично Чебби Чекер в 1961 г. , новый танец был показан по телевидению
Название какого модного американского танца 1950-х гг. в буквальном переводе означает «качайся и крутись»? (Рок-н-ролл. Англ. rock’n’roll или rock and roll. Этот танец является одним из основных истоков современной рок-музыки.)
C-walk («рисование»)– одно из направлений уличного танца, настолько удачное, что вылилось в целое оформленное танцевальное движение. В какой одежде , как правило, танцуют с-walk ? (Это одежда большего размера, чем необходимо, видимо, чтобы подчеркнуть «парение» танцора. Очень широкие штаны с низкой посадкой, майка очень большого размера, крупные кроссовки на толстой подошве и на голове – кепка с прямым козырьком, слегка сдвинутым на бок)
В фигурном катании это невероятно сложный элемент, переводится с немецкого как «смертельная спираль». Кто руководитель и как название этого коллектива.
( Алла Духова и балет Todes)
Особенность этого стиля уличного танца – возможность вступления танцора в физический контакт с партнерами. Он настолько резкий, что когда происходит баттл (соревнование), его можно перепутать с дракой. Сокращенное название, расшифровывается как: Kingdom Radically Uplifted Mighty Praise (Империя Абсолютной Силы Духовной Похвалы). Назовите стиль. ( Krump – крамп)
Классика жанра
В 1000 г. до н. э. был исполнен первый ритуальный танец, упоминаемый документально. Кто был этот танцор? (Царь Давид исполнил его перед ковчегом)
На её могиле надпись – «Родилась. Танцевала. Умерла» (Мата Хари, в переводе «Око утренней зари»), настоящее имя Маргарита Гертруда Зелле Маклеод (07.08.1876 - 15.10.1917)
Кто танцует на острие? ( Балерина на пуантах , «пуанты» – дословно с фр. «остриё», кончики пальцев ног)
У древних греков музыке покровительствовала Эвтерпа, песням - Полигимния, а кто покровительствовал танцевальному искусству? (Терпсихора. Муза танца считалась самой младшей, девятой в свите бога Аполлона.)
На вопрос, тяжело ли поднимать балерин, Марис Лиепа ответил, что обычно тяжел не вес, а… Что? (Характер)
С какого изобретения педагога-танцовщика К. Блазиса начинают путь к славе все будущие танцоры? (Изучение 5 позиций ног)
Какой французский живописец написал три полотна «Танцы»?
(Огюст Ренуар. В 1883 году он начал серию картин, изображающих танцующие пары. Это «Танец в Бужевале», «Танец в городе» и «Танец в деревне». Глядя на эти картины, можно почувствовать и атмосферу праздника, и настроение персонажей, и даже услышать «музыку» картин.)
Какие темпераментные пляски включены в партитуру оперы Бородина «Князь Игорь»? (Половецкие пляски.)
Трудно сказать, кто из них был более знаменит : она – талантливая американская танцовщица, или он – великий русский поэт. Назовите имена этой пары (Айседора Дункан и Сергей Есенин)
Из песни слов не выкинешь
Названия песен или строки, где есть упоминание о танцах.
Коронный танец белого мотылька («Самба белого мотылька», В. Меладзе)
Как зовут парня, который танцует лучше всех? («Колян танцует лучше всех»)
Какой танец танцевала осень в подворотне на ковре из жёлтых листьев в платьице простом? («Вальс-бостон»)
Самый фруктовый матросский танец. («Яблочко»)
Почему на нашем дворе, ой, горели фонари? («Были танцы», Бьянка)
А этот танец никогда не стареет, поэтому под него уходят со школьного двора…
(«Школьный вальс»)
Дамы приглашают кавалеров. Какого цвета танец? («Белый танец»)
Какой российский эстрадный певец и композитор в своей песне настойчиво советует «танцуй, пока молодой...» (Олег Газманов.)
Ночь коротка. Спят облака, и лежит у меня на ладони незнакомая ваша рука… Какой танец танцуют эти люди? («Случайный вальс»)
Какой танец просит исполнить Анжелика Варум с ней осенней ночью? («Осенний джаз» - «Звучит в ночи осенний джаз, танцуй со мной в последний раз»)
Приложение №10
Тест по хореографии:
Назовите приспособление, служащее опорой танцовщикам:
а) станок;
б) палка;
в) обруч.
Обувь балерины?
а) балетки;
б) джазовки;
в) пуанты.
Как с французского языка переводится слово demi plie?
а) полуприседание;
б) приседание;
в) полное приседание.
Международный день танца?
а) 30 декабря;
б) 29 апреля;
в) 28 мая.
Автор балета «Лебединое озеро»:
а) Чайковский П.И.;
б) Петипа М. И.;
в) Прокофьев С..
Сколько точек направления в танцевальном классе?
а) 7;
б) 6;
в) 8.
Назовите богиню танца:
а) Майя Плисецкая;
в) Терпсихора.
Краковяк:
а) польский народный танец;
б) украинский народный танец;
в) белорусский народный танец.
Направление движения или поворота к себе, во внутрь:
а) en dehors;
б) en dedans;
в) rond.
Что означает en face?
а) спиной к зрителям;
б) лицом к зрителям;
в)боком к зрителям.
Первая позиция ног:
а) пятки сомкнуты вместе, носочки разведены и направлены в разные стороны;
б) стопы расположены на расстоянии одной стопы друг от друга, пяточки направлены друг к другу, носочки разведены разные стороны;
в) стопы вместе.
Как называется балетная юбка?
а) пачка;
б) зонтик;
в) карандаш.
Подготовительное движение для исполнения упражнений:
а) реверанс;
б) поклон;
в) preparation.
Что такое партерная гимнастика?
а) гимнастика на полу;
б) гимнастика у станка;
в) гимнастика на улице.
Сколько позиций рук в классическом танце?
а) 2;
б) 4;
в) 3.
Ответы на вопросы:
а 8. а 15. б
в 9. б
а 10. б
б 11. а
а 12. а
в 13. в
в 14. а
39