Урок-лабораторная работа «Как вода передвигается в растениях». Экспериментальная деятельность кружка «Юный эколог»

31
25
Материал опубликован 6 December 2016

Пояснительная записка к презентации

Урок-лабораторная работа  «Как вода передвигается  в растениях»

Экспериментальная деятельность кружка «Юный эколог»

со слайдовой презентацией

Автор: Сидорова Зоя Григорьевна, воспитатель МБДОУ "Детский сад комбинированного вида №8 "Аистенок" г. Мичуринск

Описание материала: Предлагаю вашему вниманию  конспект «Урок-лабораторная работа «Как вода передвигается  в растениях». Экспериментальная деятельность кружка «Юный эколог» 

Цель: Формирование представления о том, что вода и минеральные вещества передвигаются по стеблю к каждому органу растения.

Задачи:       

Образовательные:

- продолжать знакомить со строением растения, функциями органов растения.

- закрепить название комнатных растений, их внешнее строение (корень, стебель, лист, цветок)

- учить - логически мыслить, осмысливать увиденное и делать логическое заключение

Развивающие:

- развивать исследовательские навыки учащихся,  умение  анализировать, сравнивать и обобщать факты;

- устанавливать причинно-следственные связи,  уметь выражать свои мысли;

- определять пути продвижения питательных веществ в клетках растений с помощью опытов;

Воспитательные:

- воспитывать желание осознанно и самостоятельно достигать поставленной цели,  положительное отношение к совместному труду

Оборудование: авторская презентация «Как вода передвигается в растениях», электронный учебник, комнатные растения ( бальзамин, кактус, колеус, хлорофитум),  дневники наблюдений, цветные карандаши, конверты с разрезанными фото комнатных растений.

оборудование для лабораторной работы (2 прозрачных (одноразовых)  стакана  с водой, чернила для подкрашивания воды),

Планируемые результаты обучения:

предметные:

-   объяснение значения стебля в жизни растения;

-   приобретение опыта биологических методов исследования, фиксирование и объяснение полученных результатов;

межпредметные:

-   формирование компетентности в области использования интернет-ресурсов;

личностные:

-   формирование убежденности в необходимости биологических знаний для жизни человека;

-   развитие умения организовывать учебное сотрудничество, работать индивидуально и парами, аргументировать свое мнение;

-   формирование ответственного, бережного отношения к растениям.

 

Ход урока:

1.1 Организационный момент

          Учитель сообщает, что на каждом столе лежит конверт. Картинка рассыпалась по частям. Надо собрать картинку и узнать, нарисованное на ней, комнатное растение.

Викторина:  «Собери картинку, найди такое же комнатное растение»

 ( Работа по парам)

Учитель рассказывает учащимся о правилах викторины.

За каждый конкурс  викторины, который выиграла пара учеников, участники получают 1 балл. В конце викторины подводятся итоги. Первое место получает та команда, которая набрала наибольшее число правильных ответов и баллов.

Учитель  загадывает загадки, учащиеся  называют отгадку, показывают соответствующее комнатное растение.  

Листья тонкие, длинные, полосатые.

А усы на концах – рогатые.

   (хлорофитум)

Слайд №2

 

 

Учитель:

- Покажите стебель у хлорофитума

- Как мы его назовём, какой он? (надземный, травянистый, укороченный, стебель небольшого размера, практически не виден)

- У какого растения похожие стебли? (подорожник, одуванчик)

Слайд №3

 

 одуванчик

 

 

У хлорофитума можно наблюдать и видоизменённые стебли, так называемые «усы», которые могут укорениться. Так растение размножается

Слайд №4

 

Не подушка для иголок,
Не ежик, и не елка,
Но не даст себя в обиду,
Потому что весь в иголках.

 кактус

Слайд №5

 

 

Учитель:

- Покажите стебель у кактуса

- Какой стебель у кактуса? (надземный,  видоизменённый, в стеблях запасается в больших количествах вода и растворенные в ней вещества)

Слайд №6

 

Стоит мокрый  Ванёк,

А в кудрях – огонёк

 бальзамин (огонёк)

Слайд №7

 

 

Учитель:

- Покажите стебель у бальзамина

- Какой у него стебель? (надземный, травянистый, прямостоячий)

- У какого растения похожие стебли?

- Найдите среди комнатных растений, вам поможет загадка:

Хоть называюсь я крапивкой,
Но не кусаюсь я совсем.
Могу быть очень я красивой,
Поставь лишь ты меня на свет

 

Колеус  (крапивка)

Слайд №8

 

 

1.2 Постановка цели урока

Цель: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно

          Внимательно слушают, формулируют тему урока, задачи урока

На столе учителя  два черенка бальзамина. Один стоит в стакане с водой, другой – лежит на столе.

Учитель обращает внимание на то, что листья черенка, который лежит на столе без воды, поникли, а растение, стоящее в воде выглядит свежо. Как «спасти» поникшее растение?

Мозговой штурм:

Подводит учащихся к формулировке цели урока.

·       Почему поникли листья черенка, лежащего на столе? ( не поступает вода с минеральными веществами к листьям)

·       Почему, черенок растения, стоящий в воде, выглядит свежим, «радостным»? (поступает вода и питает листья)

·       Как вода поступает к листьям? (ответы учащихся)

Побуждает учащихся формулировать цель и задачи урока.

·        В любом организме существуют транспортные линии (в растении – стебель).

·         Как происходит транспорт веществ в растениях?

1.3Физкультминутка

 Цель: применение здоровьесберегающих технологий для избежания переутомления и перегрузок учащихся

 «Лепестки»
Выросли в саду цветки, (Руки плавно поднять верх, потянуться.)
Распустили лепестки. (Машут руками)
Вдруг повеял ветерок — (раскачиваются)
Закружился лепесток.   (кружатся)
Ветерок их оторвет   (руки – вверх)
И на землю вновь вернет. (сели на рабочие места)

 

1.4  Актуализация знаний

учащиеся выполняют задания,

Проблемный вопрос: Каким путем вода и минеральные вещества попадают из корня в другие органы растения?

Слайд № 9

2. Лабораторная работа: «Передвижение по стеблю воды и минеральных веществ».

Лабораторный опыт: « Передвижение по стеблю воды и минеральных веществ».

Цель: Изучить передвижение воды и минеральных веществ по стеблю растения.

Оборудование: черенки бальзамина, 2 прозрачных  стакана  с водой, чернила для подкрашивания воды, дневники наблюдений, цветные карандаши

Ход лабораторного опыта:

1.    Отрезать две веточки с голыми травянистыми  стебельками.

Слайд № 10

 

 

2.    Поставить одну из них в чистую воду, другую – в подкрашенную красными или синими  чернилами воду.

Слайд № 11 

 

 

3.    Поставив  обе веточки рядом, сравнивая цвет стеблей, можно скоро заметить, как внутри стебелька, поставленного в подкрашенную воду, поднимаются кверху  красные или синие  полоски. Это по сосудам поднимается подкрашенная вода.

Слайд №12

 

      

 

4.    Чем дольше простоит растение в красителе, тем влага поднимется. Растворы веществ продолжают движение и попадают в листья Иногда окрашиваются цветы.  Особенно хорошо видно изменение  цвета  на белых цветах.

Слайд № 13

 



Иногда окрашиваются цветы.  Особенно хорошо видно изменение  цвета  на белых цветах.
Слайд № 14

 

5.    Сделать вывод

Слайд №15

Поводят лабораторную работу, делают вывод: вода с минеральными веществами перемещается по стеблю и проходит в жилки листа, цветы

С внутренним строением стебля мы познакомимся на следующем уроке

3. Работа в дневниках наблюдений.

Задание: зарисовать поэтапно проведение и результаты лабораторного опыта.

Знать - функции стебля;

Уметь - работать с лабораторным оборудованием, делать рисунки, уметь работать в парах

4.Рефлексивно – оценочный

Цель: выявить эмоциональную и познавательную позицию учащихся.

 Рефлексия деятельности

Анализируют перемену своего настроения в течение урока.

Организует работу на определение рефлексивной деятельности на уроке:

·        Достигли ли мы цели урока?

·        Что нового узнали?

·        Что было самым полезным?

·        Что порекомендуете своим мамам при выращивании комнатных  растений?

Уметь - пользоваться терминологией и правильно ее использовать

Личностные: нравственно-этическая оценка

Регулятивные: оценка

Домашнее задание

Используемые источники:

1.    Алексашина И.Ю. Естествознание с основами экологии: 5 кл.: практ. работы и их проведение: кн. для учителя / И.Ю. Алексашина, О.И. Лагутенко, Н.И. Орещенко. – М.: Просвещение, 2005. – 174с.

2.    Константинова И.Ю. Поурочные разработки по биологии. 5 класс. – 2-е изд. – М.: ВАКО, 2016. – 128 с. – (В помощь школьному учителю).

3.     Пономарёва И.Н. Биология: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / И.Н. Пономарёва, И.В. Николаев, О.А. Корнилова; под ред. И.Н. Пономарёвой. – М.: Вентана-Граф, 2013.

4.    http://zooflora.ru/rasteniya/vidy-i-formy-steblej/

5.    http://ergashaka.ru/stati/narodnaya-meditsina/5688-lektsiya-5-stebli

6.    http://studopedia.ru/4_132259_funktsii-i-tipi-stebley.html

7.    https://www.babyblog.ru/user/tayren/3112533

 
Презентация "Как вода передвигается в растениях"
PPTX / 6.32 Мб

 

Предварительный просмотр презентации

Презентация к уроку -лабораторной работе Автор: Сидорова Зоя Григорьевна Воспитатель МБДОУ «Аистёнок» Г. Мичуринск «Как вода передвигается в растениях»

Листья тонкие, длинные, полосатые. А усы на концах – рогатые. хлорофитум

подорожник одуванчик Укороченный стебель

У хлорофитума можно наблюдать и , так называемые «усы», которые могут укорениться. видоизменённые стебли Так растение размножается

Не подушка для иголок, Не ежик, и не елка, Но не даст себя в обиду, Потому что весь в иголках. Видоизменённый стебель Кактус

Видоизменённый стебель

Стоит мокрый Ванёк, А в кудрях – огонёк Стебель надземный, травянистый, прямостоячий Бальзамин (огонёк)

Стебель надземный, травянистый, прямостоячий Хоть называюсь я крапивкой, Но не кусаюсь я совсем. Могу быть очень я красивой, Поставь лишь ты меня на свет Колеус (крапивка)

Лабораторный опыт: « Передвижение по стеблю воды и минеральных веществ». Изучить передвижение воды и минеральных веществ по стеблю растения. черенки бальзамина, 2 прозрачных стакана с водой, чернила для подкрашивания воды, дневники наблюдений, цветные карандаши Цель: Оборудование:

Ход лабораторного опыта: Отрезать две веточки с голыми травянистыми стебельками.

2. Ставим одну веточку в чистую воду, другую – в воду, подкрашенную красными чернилами

3. Сравнивая цвет стеблей, можно скоро заметить, как внутри стебелька, поставленного в подкрашенную воду, поднимаются кверху красные полоски. Это по сосудам поднимается подкрашенная вода.

4.Чем дольше простоит растение в красителе, тем выше влага поднимется. Растворы веществ продолжают движение и попадают в листья

5. Иногда окрашиваются цветы. Особенно хорошо видно изменение цвета на белых цветах.

в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии

Уверенна, детишки просили повторить: Еще и еще...

7 December 2016

Алла Ивановна! Да, Вы правы! Дети любят всякие эксперименты и опыты. Вы тоже это знаете! Им нравится то, что они понимают... Спасибо за комментарий! Зоя.

7 December 2016

Предусмотрели всё, и всё оформлено аккуратно.

9 December 2016

Людмила Ивановна! Благодарю за голос, рада, что материал публикации Вам понравился. Спасибо за внимание и комментарий! Успехов Вам во всём! Зоя.

9 December 2016

Здорово! Так понравилась идея и методика.

9 December 2016

Альмира Шигаповна! Огромное спасибо за положительный комментарий. Рада, что высоко оценили мой педагогический труд. Только педагог, который работает с детьми, может оценить работу педагога-коллегу. Всего Вам хорошего! Зоя.

9 December 2016

Материал занятия и презентация мне очень понравились.Все оформлено в одном стиле, цвет подобран удачно. Вы знаете, когда я детям объясняла как вода поднимается по стеблю, брала ватные палочки. Ваш пример конкретнее и аргументирован (особенно с розами).

9 December 2016

Лилия Валентиновна! Благодарю за подробный, обстоятельный комментарий. Рада, что Вы поддерживаете меня в актуальности данного материала. Спасибо за положительную оценку моей работы. Всего доброго! Зоя.

10 December 2016

Отличная работа! Зоя Григорьевна дальнейших творческих дерзаний, удач, успехов, побед!

9 December 2016

Надежда Алексеевна! Спасибо за отзыв, прекрасный комментарий. Всегда приятно чувствовать поддержку друга! Всего доброго! Зоя.

10 December 2016

Очень хорошая мотивация к познанию биологии. Занятие продумано до мелочей. ОТЛИЧНО!!!

10 December 2016

Людмила Александровна! Спасибо за добрые слова. Буду очень рада, если материалы моей публикации будут использовать коллеги. Всего Вам хорошего! Зоя.

10 December 2016

Пусть день Вас сложится на позитивной ноте, Ничто не помешает, не собьет, Будь зорким, словно сокол на охоте, Уж если цель намечена – вперед!

11 December 2016

Надежда Алексеевна! Спасибо за поэтический комментарий, прекрасные стихи! Рада, что моя робота понравилась. Зоя.

13 December 2016

Классная работа!Спасибо!!!

11 December 2016

Вы разрешите использовать этот материал при моей аттестации?

11 December 2016

Karine! Если Вам это понадобится - рада помочь! Спасибо! Зоя.

13 December 2016

Зоя Григорьевна, очень интересное познавательное занятие. Опыты оригинальные. Такие эксперименты всегда для детей привлекательны. Тема близка и актуальна. В общем, всё у Вас сложилось как надо. Мне, чрезвычайно, понравилось.

12 December 2016

Вера Анатольевна! Спасибо за отзыв, прекрасный комментарий. Всегда приятно чувствовать поддержку друга! Всего доброго! Зоя.

13 December 2016
Показать больше комментариев