Урок-лабораторная работа «Как вода передвигается в растениях». Экспериментальная деятельность кружка «Юный эколог»

31
25
Материал опубликован 6 December 2016

Пояснительная записка к презентации

Урок-лабораторная работа  «Как вода передвигается  в растениях»

Экспериментальная деятельность кружка «Юный эколог»

со слайдовой презентацией

Автор: Сидорова Зоя Григорьевна, воспитатель МБДОУ "Детский сад комбинированного вида №8 "Аистенок" г. Мичуринск

Описание материала: Предлагаю вашему вниманию  конспект «Урок-лабораторная работа «Как вода передвигается  в растениях». Экспериментальная деятельность кружка «Юный эколог» 

Цель: Формирование представления о том, что вода и минеральные вещества передвигаются по стеблю к каждому органу растения.

Задачи:       

Образовательные:

- продолжать знакомить со строением растения, функциями органов растения.

- закрепить название комнатных растений, их внешнее строение (корень, стебель, лист, цветок)

- учить - логически мыслить, осмысливать увиденное и делать логическое заключение

Развивающие:

- развивать исследовательские навыки учащихся,  умение  анализировать, сравнивать и обобщать факты;

- устанавливать причинно-следственные связи,  уметь выражать свои мысли;

- определять пути продвижения питательных веществ в клетках растений с помощью опытов;

Воспитательные:

- воспитывать желание осознанно и самостоятельно достигать поставленной цели,  положительное отношение к совместному труду

Оборудование: авторская презентация «Как вода передвигается в растениях», электронный учебник, комнатные растения ( бальзамин, кактус, колеус, хлорофитум),  дневники наблюдений, цветные карандаши, конверты с разрезанными фото комнатных растений.

оборудование для лабораторной работы (2 прозрачных (одноразовых)  стакана  с водой, чернила для подкрашивания воды),

Планируемые результаты обучения:

предметные:

-   объяснение значения стебля в жизни растения;

-   приобретение опыта биологических методов исследования, фиксирование и объяснение полученных результатов;

межпредметные:

-   формирование компетентности в области использования интернет-ресурсов;

личностные:

-   формирование убежденности в необходимости биологических знаний для жизни человека;

-   развитие умения организовывать учебное сотрудничество, работать индивидуально и парами, аргументировать свое мнение;

-   формирование ответственного, бережного отношения к растениям.

 

Ход урока:

1.1 Организационный момент

          Учитель сообщает, что на каждом столе лежит конверт. Картинка рассыпалась по частям. Надо собрать картинку и узнать, нарисованное на ней, комнатное растение.

Викторина:  «Собери картинку, найди такое же комнатное растение»

 ( Работа по парам)

Учитель рассказывает учащимся о правилах викторины.

За каждый конкурс  викторины, который выиграла пара учеников, участники получают 1 балл. В конце викторины подводятся итоги. Первое место получает та команда, которая набрала наибольшее число правильных ответов и баллов.

Учитель  загадывает загадки, учащиеся  называют отгадку, показывают соответствующее комнатное растение.  

Листья тонкие, длинные, полосатые.

А усы на концах – рогатые.

   (хлорофитум)

Слайд №2

 

 

Учитель:

- Покажите стебель у хлорофитума

- Как мы его назовём, какой он? (надземный, травянистый, укороченный, стебель небольшого размера, практически не виден)

- У какого растения похожие стебли? (подорожник, одуванчик)

Слайд №3

 

 одуванчик

 

 

У хлорофитума можно наблюдать и видоизменённые стебли, так называемые «усы», которые могут укорениться. Так растение размножается

Слайд №4

 

Не подушка для иголок,
Не ежик, и не елка,
Но не даст себя в обиду,
Потому что весь в иголках.

 кактус

Слайд №5

 

 

Учитель:

- Покажите стебель у кактуса

- Какой стебель у кактуса? (надземный,  видоизменённый, в стеблях запасается в больших количествах вода и растворенные в ней вещества)

Слайд №6

 

Стоит мокрый  Ванёк,

А в кудрях – огонёк

 бальзамин (огонёк)

Слайд №7

 

 

Учитель:

- Покажите стебель у бальзамина

- Какой у него стебель? (надземный, травянистый, прямостоячий)

- У какого растения похожие стебли?

- Найдите среди комнатных растений, вам поможет загадка:

Хоть называюсь я крапивкой,
Но не кусаюсь я совсем.
Могу быть очень я красивой,
Поставь лишь ты меня на свет

 

Колеус  (крапивка)

Слайд №8

 

 

1.2 Постановка цели урока

Цель: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно

          Внимательно слушают, формулируют тему урока, задачи урока

На столе учителя  два черенка бальзамина. Один стоит в стакане с водой, другой – лежит на столе.

Учитель обращает внимание на то, что листья черенка, который лежит на столе без воды, поникли, а растение, стоящее в воде выглядит свежо. Как «спасти» поникшее растение?

Мозговой штурм:

Подводит учащихся к формулировке цели урока.

·       Почему поникли листья черенка, лежащего на столе? ( не поступает вода с минеральными веществами к листьям)

·       Почему, черенок растения, стоящий в воде, выглядит свежим, «радостным»? (поступает вода и питает листья)

·       Как вода поступает к листьям? (ответы учащихся)

Побуждает учащихся формулировать цель и задачи урока.

·        В любом организме существуют транспортные линии (в растении – стебель).

·         Как происходит транспорт веществ в растениях?

1.3Физкультминутка

 Цель: применение здоровьесберегающих технологий для избежания переутомления и перегрузок учащихся

 «Лепестки»
Выросли в саду цветки, (Руки плавно поднять верх, потянуться.)
Распустили лепестки. (Машут руками)
Вдруг повеял ветерок — (раскачиваются)
Закружился лепесток.   (кружатся)
Ветерок их оторвет   (руки – вверх)
И на землю вновь вернет. (сели на рабочие места)

 

1.4  Актуализация знаний

учащиеся выполняют задания,

Проблемный вопрос: Каким путем вода и минеральные вещества попадают из корня в другие органы растения?

Слайд № 9

2. Лабораторная работа: «Передвижение по стеблю воды и минеральных веществ».

Лабораторный опыт: « Передвижение по стеблю воды и минеральных веществ».

Цель: Изучить передвижение воды и минеральных веществ по стеблю растения.

Оборудование: черенки бальзамина, 2 прозрачных  стакана  с водой, чернила для подкрашивания воды, дневники наблюдений, цветные карандаши

Ход лабораторного опыта:

1.    Отрезать две веточки с голыми травянистыми  стебельками.

Слайд № 10

 

 

2.    Поставить одну из них в чистую воду, другую – в подкрашенную красными или синими  чернилами воду.

Слайд № 11 

 

 

3.    Поставив  обе веточки рядом, сравнивая цвет стеблей, можно скоро заметить, как внутри стебелька, поставленного в подкрашенную воду, поднимаются кверху  красные или синие  полоски. Это по сосудам поднимается подкрашенная вода.

Слайд №12

 

      

 

4.    Чем дольше простоит растение в красителе, тем влага поднимется. Растворы веществ продолжают движение и попадают в листья Иногда окрашиваются цветы.  Особенно хорошо видно изменение  цвета  на белых цветах.

Слайд № 13

 



Иногда окрашиваются цветы.  Особенно хорошо видно изменение  цвета  на белых цветах.
Слайд № 14

 

5.    Сделать вывод

Слайд №15

Поводят лабораторную работу, делают вывод: вода с минеральными веществами перемещается по стеблю и проходит в жилки листа, цветы

С внутренним строением стебля мы познакомимся на следующем уроке

3. Работа в дневниках наблюдений.

Задание: зарисовать поэтапно проведение и результаты лабораторного опыта.

Знать - функции стебля;

Уметь - работать с лабораторным оборудованием, делать рисунки, уметь работать в парах

4.Рефлексивно – оценочный

Цель: выявить эмоциональную и познавательную позицию учащихся.

 Рефлексия деятельности

Анализируют перемену своего настроения в течение урока.

Организует работу на определение рефлексивной деятельности на уроке:

·        Достигли ли мы цели урока?

·        Что нового узнали?

·        Что было самым полезным?

·        Что порекомендуете своим мамам при выращивании комнатных  растений?

Уметь - пользоваться терминологией и правильно ее использовать

Личностные: нравственно-этическая оценка

Регулятивные: оценка

Домашнее задание

Используемые источники:

1.    Алексашина И.Ю. Естествознание с основами экологии: 5 кл.: практ. работы и их проведение: кн. для учителя / И.Ю. Алексашина, О.И. Лагутенко, Н.И. Орещенко. – М.: Просвещение, 2005. – 174с.

2.    Константинова И.Ю. Поурочные разработки по биологии. 5 класс. – 2-е изд. – М.: ВАКО, 2016. – 128 с. – (В помощь школьному учителю).

3.     Пономарёва И.Н. Биология: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / И.Н. Пономарёва, И.В. Николаев, О.А. Корнилова; под ред. И.Н. Пономарёвой. – М.: Вентана-Граф, 2013.

4.    http://zooflora.ru/rasteniya/vidy-i-formy-steblej/

5.    http://ergashaka.ru/stati/narodnaya-meditsina/5688-lektsiya-5-stebli

6.    http://studopedia.ru/4_132259_funktsii-i-tipi-stebley.html

7.    https://www.babyblog.ru/user/tayren/3112533

 
Презентация "Как вода передвигается в растениях"
PPTX / 6.32 Мб

 

Предварительный просмотр презентации

Презентация к уроку -лабораторной работе Автор: Сидорова Зоя Григорьевна Воспитатель МБДОУ «Аистёнок» Г. Мичуринск «Как вода передвигается в растениях»

Листья тонкие, длинные, полосатые. А усы на концах – рогатые. хлорофитум

подорожник одуванчик Укороченный стебель

У хлорофитума можно наблюдать и , так называемые «усы», которые могут укорениться. видоизменённые стебли Так растение размножается

Не подушка для иголок, Не ежик, и не елка, Но не даст себя в обиду, Потому что весь в иголках. Видоизменённый стебель Кактус

Видоизменённый стебель

Стоит мокрый Ванёк, А в кудрях – огонёк Стебель надземный, травянистый, прямостоячий Бальзамин (огонёк)

Стебель надземный, травянистый, прямостоячий Хоть называюсь я крапивкой, Но не кусаюсь я совсем. Могу быть очень я красивой, Поставь лишь ты меня на свет Колеус (крапивка)

Лабораторный опыт: « Передвижение по стеблю воды и минеральных веществ». Изучить передвижение воды и минеральных веществ по стеблю растения. черенки бальзамина, 2 прозрачных стакана с водой, чернила для подкрашивания воды, дневники наблюдений, цветные карандаши Цель: Оборудование:

Ход лабораторного опыта: Отрезать две веточки с голыми травянистыми стебельками.

2. Ставим одну веточку в чистую воду, другую – в воду, подкрашенную красными чернилами

3. Сравнивая цвет стеблей, можно скоро заметить, как внутри стебелька, поставленного в подкрашенную воду, поднимаются кверху красные полоски. Это по сосудам поднимается подкрашенная вода.

4.Чем дольше простоит растение в красителе, тем выше влага поднимется. Растворы веществ продолжают движение и попадают в листья

5. Иногда окрашиваются цветы. Особенно хорошо видно изменение цвета на белых цветах.

в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии

Уверенна, детишки просили повторить: Еще и еще...

3
7 December 2016

Алла Ивановна! Да, Вы правы! Дети любят всякие эксперименты и опыты. Вы тоже это знаете! Им нравится то, что они понимают... Спасибо за комментарий! Зоя.

2
7 December 2016

Предусмотрели всё, и всё оформлено аккуратно.

1
9 December 2016

Людмила Ивановна! Благодарю за голос, рада, что материал публикации Вам понравился. Спасибо за внимание и комментарий! Успехов Вам во всём! Зоя.

1
9 December 2016

Здорово! Так понравилась идея и методика.

1
9 December 2016

Альмира Шигаповна! Огромное спасибо за положительный комментарий. Рада, что высоко оценили мой педагогический труд. Только педагог, который работает с детьми, может оценить работу педагога-коллегу. Всего Вам хорошего! Зоя.

1
9 December 2016

Материал занятия и презентация мне очень понравились.Все оформлено в одном стиле, цвет подобран удачно. Вы знаете, когда я детям объясняла как вода поднимается по стеблю, брала ватные палочки. Ваш пример конкретнее и аргументирован (особенно с розами).

1
9 December 2016

Лилия Валентиновна! Благодарю за подробный, обстоятельный комментарий. Рада, что Вы поддерживаете меня в актуальности данного материала. Спасибо за положительную оценку моей работы. Всего доброго! Зоя.

1
10 December 2016

Отличная работа! Зоя Григорьевна дальнейших творческих дерзаний, удач, успехов, побед!

1
9 December 2016

Надежда Алексеевна! Спасибо за отзыв, прекрасный комментарий. Всегда приятно чувствовать поддержку друга! Всего доброго! Зоя.

1
10 December 2016

Очень хорошая мотивация к познанию биологии. Занятие продумано до мелочей. ОТЛИЧНО!!!

1
10 December 2016

Людмила Александровна! Спасибо за добрые слова. Буду очень рада, если материалы моей публикации будут использовать коллеги. Всего Вам хорошего! Зоя.

0
10 December 2016

Пусть день Вас сложится на позитивной ноте, Ничто не помешает, не собьет, Будь зорким, словно сокол на охоте, Уж если цель намечена – вперед!

1
11 December 2016

Надежда Алексеевна! Спасибо за поэтический комментарий, прекрасные стихи! Рада, что моя робота понравилась. Зоя.

0
13 December 2016

Классная работа!Спасибо!!!

1
11 December 2016

Вы разрешите использовать этот материал при моей аттестации?

1
11 December 2016

Karine! Если Вам это понадобится - рада помочь! Спасибо! Зоя.

1
13 December 2016

Зоя Григорьевна, очень интересное познавательное занятие. Опыты оригинальные. Такие эксперименты всегда для детей привлекательны. Тема близка и актуальна. В общем, всё у Вас сложилось как надо. Мне, чрезвычайно, понравилось.

1
12 December 2016

Вера Анатольевна! Спасибо за отзыв, прекрасный комментарий. Всегда приятно чувствовать поддержку друга! Всего доброго! Зоя.

0
13 December 2016
Показать больше комментариев